В чем состоит школа жизни которую проходят крестьянские дети чтобы быть сильным

Обновлено: 02.07.2024

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

четверг, 11 ноября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению Н. Некрасова "Крестьянские дети", 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 186-187

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали стихотворение Некрасова "Крестьянские дети". Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли это узнать по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что он в них увидел?

Главные герои этого стихотворение - крестьянские дети. Поэтому оно так названо.

Это стихотворение о крестьянских детях, об их нелёгкой судьбе и коротком детстве.

Герой после охоты спал в сарае, а дети наблюдали за ним. Герою сразу понравилось выражение глаз детей.

Рассказчик - барин, он опять в деревне ради охоты. Он пишет вирши-стихи. У него дорогие часы, золотая цепочка, ружьё.

Эпитеты: внимательных глаз, святой доброты, милые плуты.

Сравнения: как в поле цветы, так стаей летят воробьи.

Глаза детей были спокойны, ласковы, добры, внимательны. Это привлекло внимание автора.

Дети удивились бороде героя. Они считали, что у бар могут быть только усы, поэтому решили, что незнакомец не барин.

3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Автор вместе с детьми ходил за грибами, раскапывал листья, обшаривал пни, примечал грибное местечко.

Они губили змей, считая это подвигом. И ждали одобрения своих поступков от прохожих.

Автор пишет об этом с иронией, как о простых детских забавах, играх.

Рассказами их радовали прохожие: копатель канав, лудильщик, портной, шерстобит, горожанин

Нарядная сторона труда состоит в наблюдении за работой родителей, помощи им, которая кажется детям игрой.

Родители специально брали маленьких детей в поле, чтобы они видели, как трудятся родители, помогали им и привыкали к крестьянскому труду. Они прививали детям любовь к полю и труду.

6. Перед мысленным взором читателя в этом произведении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

Мне больше всего запомнилась картина с Власом. Серьёзный мальчик вёз из леса дрова и считал себя мужиком, который обязан содержать дом и хозяйство.

Мне стало жаль мальчика, который так рано повзрослел и лишился счастливого, беззаботного детства.

7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Картины детских игр и забав пронизаны весельем. Картины детского труда кажутся грустными.

Я считаю, что правильно ответила на заданный вопрос. Автор хотел сказать, что крестьянским детям очень рано приходиться работать наравне со взрослыми, у них почти нет детства, они с малых лет знают, что такое труд.

Поэт рисует яркие картины детства: походы в лес за грибами и ягодами, купание в реке, игры с куклами. Он рассказывает, как дети внимательно слушают рассказы взрослых, как всё им интересно.

Дальше он рассказывает, как начинают трудиться крестьянские дети и что их ждёт в будущем. Он показывает мальчика, который возит из леса дрова наравне со взрослыми.

Обогащаем свою речь

Вирши. Стихи.

Коснулось души умиленье. Стало приятно на душе.

Милые плуты. Милые проказники, озорники.

Святой доброты. Бескорыстной доброты.

Грибные набеги. Поход в лес за грибами.

Рубанки. Инструмент плотника.

Синеющей лентой. Голубая лента реки.

Вековое наследство. Оставленное предками.

Хлеб трудовой. Добытый тяжёлым трудом.

2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми. Как их надо произносить, поставьте правильное ударение.

3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке. Объясните смысл этих слов.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации Шмаринова к стихотворению "Крестьянские дети". Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта? Подготовьте устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрации.

Мне кажется, что эти иллюстрации хорошо дополняют стихотворение и помогают лучше представить образ крестьянских детей.

Устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрациях Шмаринова

На первой иллюстрации мы видим детей, которые отправились в лес за грибами. Девочка постарше, одетая в простую, но чистую одежду, держит на руках малыша. Рядом мальчик палочкой тычет в ёжика, которого дети нашли на опушке. К ним спешит со всех ног ещё один мальчик с огромной корзиной для грибов. Он в огромной кепке, чтобы казаться взрослым, но без штанов.

Мне понятно, что детям сказали набрать полную корзину, и хотя для них лес полон тайн и игр, всё равно им придётся потрудиться. Но стоит жаркое лето и дети счастливы.

На второй иллюстрации мы видим Власа, маленького шестилетнего мальчика, который помогает отцу.

Наступила зима. Мальчик тепло одет. Он глубоко утопает в снегу, но упрямо ведёт под уздцы лошадь с возом дров. Он серьёзен, он чувствует ответственность и немного горд своей важностью. Влас ещё не понимает, что игры для него закончились и начинается полная невзгод и трудов взрослая жизнь.

Опять я в деревне. Хожу на охоту.
Пишу мои вирши-живется легко,
Вчера, утомлённый ходил по болоту,
Забрел я в сарай и уснул
Глубоко, проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся весело солнца лучи.
Воркует голубка;над крышей летая,
Кричат молодые грачи.
Летит и другая какая-то птица-по тени узнал я ворону как раз;
Чу! Шопот какой-то. А вот вереница
Вдоль щели внимательтых глаз!
Все серые, карие, синии
Глазки-
Смешались, как в поле цветы.

Сказка эта рассказывает о маленьком мальчике, который по-своему, необычно видит окружающий мир.

Проходит 6 лет. Лётчик понемногу утешился и полюбил смотреть на ночное небо. Он никогда не забудет Маленького принца и планету с чудесным цветком.

Маленький принц замечательный, честный, светлый мальчик. Его основной закон: ты всегда отвечаешь за тех, кого приручил. Теперь это и мой закон.

Как вы думаете, почему стихотворение "Крестьянские дети" так названо?
О чём оно?

Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?

Встреча героя во время его очередной охоты произошла, когда герой утомился, уснул в сарае, а проснувшись, увидел, что за ним наблюдают через щель несколько крестьянских ребятишек.

Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа.

Рассказчик — не крестьянин. Некрасов пишет: проживая в Петербурге, занимаясь журналистикой, он очень обожал охотиться и часто уезжал из городка в леса, где отдыхал, охотился и писал стихи.

Писатель чувствует себя в деревне очень хорошо. Ему легко и весело.
Опять деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живётся легко.
Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,
Забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся весёлого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая.

Опишите картину, которую наблюдает герой стихотворения, проснувшись в деревенском сарае.
Что происходит дальше? Чьими глазами показано происходящее?

Герой наблюдает, как птицы воркуют около сарая, а потом крестьянские дети стали заглядывать в щели сарая, они переговариваются между собой, действие показано глазами крестьянских детей.

Как относится поэт к крестьянским детям?
Поясните, используя текст, в чём проявляется отношение поэта к детям.

Поэт любит крестьянских детей, считает, что они растут среди природы, более свободные, а значит и более счастливые. Поэт много времени проводил с детьми крестьян.
В их жизни так много поэзии слито.
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни.

Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей?
Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что в них он увидел?

1-ое, с чем встречается рассказчик, — это глаза деток. Он обрисовывает их с большой любовью, так как именно в глазах отражается душа человека, автор ассоциирует их с полевыми цветами:

Все серые, карие, синие глазки - Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

Почему дети с таким интересом рассматривают барина?
Чем он привлекает их внимание?

Что было со мною — всему подивились И мой приговор изрекли:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой.

Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах?
Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы?
Серьёзно или иронично пишет об этом поэт?
Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Некрасов, в отличие от многих дворян, никогда не считал крестьян людьми низкого происхождения, свободно общался с ними и даже дружил, уважая в их природную находчивость, ум и добрую душу. В детстве он жил на Волге, в поместье отца, и много играл с крестьянскими детьми. Далее автор вспоминает, как в детстве он прогуливался с ними за грибами.

Как описан в стихотворении мир крестьянских детей?
Что отличает мир детей от мира взрослых?
Как крестьянские дети приучаются к ответственному отношению к труду?

Мир крестьянских детей описан в стихотворении как чудесный, веселый, счастливый мир, свободный об обременительного обучения. Мир детей отличает от мира взрослых непосредственность, простота, у них еще нет каких-то серьезных обязательств. Тем не менее крестьянские дети приучаются к ответственному отношению к труду, это поэт очень хорошо показывает, когда описывает маленького мальчика, который помогает отцу с заготовкой дров.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!

В чём состоит школа жизни, которую проходят крестьянские дети, чтобы быть сильными, готовыми к непростому крестьянскому труду, умению не сдаваться в сложных ситуациях?

Школа жизни состоит в том, что дети с малых лет выполняют какую-то доступную для них работу:
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит бельё,
Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведёрко кваску.
Все это готовит их к непростому крестьянскому труду, умению не сдаваться в сложных ситуациях.

Как вы объясните состояние героя во время и после его встречи с мальчиком, занимающимся тяжёлой мужской работой?
Какие чувства испытывает герой по отношению к мальчику?

Герой во время и после его встречи с мальчиком, занимающимся тяжёлой мужской работой, думает о том, какой настоящий и честный труд они выполняют все это вызывает у героя и чувство сострадания, но и чувство бесконечной любви к родным местам и крестьянам, и к этому маленькому мальчику конкретно.
Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви!

Какой наказ даёт герой стихотворения крестьянским детям?
Как это характеризует его?

Герой стихотворения дает наказ крестьянским детям:
Играйте же дети, растите на воле, для этого вам детство и дано, чтобы вечно любить русские просторы, поле, засеянное и вспаханное, любить свое вековое наследство, свой хлеб трудовой.

Какую роль в стихотворении играет прямая речь героев?
Запомнили ли вы имена мальчиков? Расскажите об одном из них.
Как вы думаете, что для поэта было важнее — нарисовать отдельные образы или представить читателю собирательный, обобщённый образ крестьянских детей?

Прямая речь героев играет большую роль, она позволяет читателю погрузиться в мир реальности происходящего, услышать речь из уст самих героев. Я запомнил имя Влас. Это маленький мальчик, лет шести, который живет в большой крестьянской семье, помогает отцу заготавливать дрова. Но для поэта было важнее представить читателю собирательный, обобщённый образ крестьянских детей, ведь они похожи по образу жизни, по времени препровождению, по привычкам.

Что изменилось в жизни со временных крестьянских детей? Чем их жизнь по-прежнему сильно отличается от жизни городских детей?

Современных жителей сел и деревень уже не называют крестьянами. В жизни современных сельских детей изменилось то, что они учатся в школе, также делают домашние задания, читают учебные книги. Но их жизнь по-прежнему сильно отличается от жизни городских детей тем, что растут они среди природы, у них как правило, есть какие-то обязанности по сельскому хозяйству. Они чаще ходят в лес по грибы и ягоды.

Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

1) Охотник отдыхает в сарае на сене, а ребятишки подглядывают за ним в щелку и обсуждают путника.
2) Некрасов вспоминает, что когда он был ребенком, ходил в походы за грибами с крестьянс4кими детьми, их шуточку со змеей.
3) Крестьянские дети на большой дороге слушают рассказы прохожих людей, с любопытством рассматривают инструменты.
4) После сбора грибов дети купаются в луговой речке.
5) Возвратившись в деревню, ребята занимаются играми, кто-то помогает родителям.
6) Дети идут в лес по ягоды, там находят для себя забавы: стращаются в один момент выскочившего зайчонка, ловят старого глухаря.
7) Картины сельского труда, которые видит ребенок.
8) Встреча рассказчика с шестилетним Власом, который помогает папе возить из лесу дрова.
9) Поэт возвращается к началу стихотворения и рассказывает, чем продолжилось знакомство охотника с ребятами: автор скомандовал дрессированной собаке показать трюки, и малыши радовались внезапному представлению. Внезапно началась гроза, и ребятишки убежали в деревню.

Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)?
Как вы думаете, правильно ли вы ответили на вопрос, о чём это стихотворение?
Как бы вы теперь ответили на него?
Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Картины, нарисованные поэтом, проникнуты чувством любования и печалью: автор отлично знает жизнь крестьянских деток, он понимает, что удовлетворенность и свобода имеет оборотную сторону, что эти малыши — это и есть будущее народа.

Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

Поэт обращается к детям с призывом обожать свою родную землю:

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.

Какие художественные приёмы использует Некрасов, чтобы раскрыть образы крестьянских детей?

Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: вона, не засти, украдут. Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.

Гляди-тко, погляди-тко, спроста.

Приведите примеры просторечных слов, используемых поэтом в стихотворении.

Примеры просторечных слов: гляди-тко, погляди-тко (смотри), спроста (просто), родименький — свой, родной. Удел —доля, судьба, участь.

Как вы понимаете слова и словосочетания: вирши, коснулось души умиленье, милые плуты, святой доброты, грибные набеги, рубанки, синеющей лентой, вековое наследство, хлеб трудовой!

Значение слов и словосочетаний:
вирши — стихи
коснулось души умиленье — человек испытал чувство умиления, светлой тихой радости
милые плуты — Некрасов называет так детей потому, что они хит-рят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла
святой доброты — доброта святая, потому что она бескорыстна, глубоко искренна
грибные набеги — веселые походы в лес за грибами
рубанок — столярный инструмент
синеющей лентой — Некрасов сравнивает реку с лентой, синею-щей между зеленых полей
вековое наследство — Некрасов имеет в виду лучшие традиции русского народа, любовь к труду, к родине
хлеб трудовой — хлеб, который достается не даром, а благодаря большому труду.

В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например изваяние, величава, родименький, удел, заповедать. Объясните смысл этих слов.

Изваяние — скульптурное изображение; статуя.
Величава — проникнутая торжественной красотой, величием;
свидетельствующая о внутреннем достоинстве; величественная.
Родименький — свой, родной.
Удел — доля, судьба, участь.

Сегодня ребенок считается радостью родителей, если он хорошо учится и планирует поступать в престижный вуз. Но буквально 100-150 лет назад излишняя книжная премудрость в большинстве крестьянских семей считалась баловством, а большую часть своего времени дети проводили за работой. Даже от простого перечисления их обычных ежедневных обязанностей у любого современного подростка может случиться нервный срыв.

Главным отличием от современности, конечно, является даже не огромное количество работы, а отношение к ней. Родительский авторитет был непререкаем, поэтому даже обсуждать то, что наказал отец, никто из воспитанных детей XIX века не посмел бы. Все, что родители поручали, выполнялось обязательно. Конечно, немалую роль в этом послушании играли и старинные методы воспитания – вероятно, большинство из них подпадало бы под статьи современной ювенальной юстиции, но о правах ребенка тогда и не слышали, а вот обязанностей у маленьких помощников было хоть отбавляй.

Еще одним отличием от современных обязанностей по дому была четка половая дифференциация. Сегодня, конечно, мальчик тоже больше крутится вокруг отца, но помыть посуду или прибрать в комнате он сможет. А вот в старину такое смешение работ было бы немыслимым. Выполнять женскую работу даже маленького мальчика никогда бы не попросили. Зато уж мужские обязанности с него спрашивали по полной программе – ведь растили будущего хозяина и защитника.

Еще до семи лет мальчиков уже учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также делать нехитрые, но нужные дома поделки: игрушки младшим, да и себе самому тоже, плести корзины и короба, ну и, конечно, лапти. Эта удобная и легкая обувь быстро изнашивалась, поэтому все свободное время мужчины всех возрастов занимали руки таким плетением. Девочки же должны были постоянно прясть. Уже с 3-4 лет будущей хозяйке выдавались веретено и прялка, и она с ним не расставалась практически всю жизнь. Работы у маленькой рукодельницы было много – ведь до своей свадьбы она должна была успеть напрясть, наткать, сшить и вышить несколько комплектов одежды и белья. Именно с этими инструментами было связано множество поверий. Например, свою прялку нельзя было отдавать в чужие руки. С древнейших времен пуповину новорожденным девочкам перерезали на веретене – чтобы с самых первых минут связать их с этим ремеслом.

Еще одним важным делом была работа на земле. Она тоже четко делилась. Огород всегда обрабатывали женщины, а пашню – мужчины. В этом сложном деле мальчики сначала были у отца на подхвате – вели коня под уздцы или ехали на нем, иногда сидели на бороне для утяжеления, но уже примерно с 12 лет мальчику выделялся небольшой кусок поля, который он пытался обработать самостоятельно. К юности такой помощник становился уже опытным работником.

Еще обычными детскими занятиями был сбор грибов и ягод. Мальчики к тому же, глядя на отца и старших братьев, быстро учились навыкам рыболовства и охоты. Дети спокойно чувствовали себя в лесу и в поле – умели ориентироваться и обычно прекрасно знали окрестности. Правда, и большинство сказок начиналось с того, что дети одни остались в лесу, и не все бабушкины истории заканчивались хорошо.

Читайте также: