В чем состоит по мысли философа нравственная жизнь человека кратко

Обновлено: 06.07.2024

Тема в разделе "Духовный мир человека", создана пользователем Lizir.

Lizir учащийся

kapriza хорошист

1) По мысли философа, нравственная жизнь человека состоит в борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром. 2) В каждом человеке есть душа - это душевное развитие, и есть дух - это духовное развитие. И чего только наша душенька не желает - всё больше денег и власти. А дух это жизнь, это голая правда, это наша жизненная энергия, это наша сила воли. Душу можно продать, дух продать не возможно, дух не имеет цены. 3) Дух - это два начала добро и зло. Добрая сторона - активная деятельность, злом же является скудное плотское существование. Духовный - главная и важная составляющая человека. Духовный мир у Фауста разделен на 2 части, они борются с внешним миром. Из этого следует что особой разницы между дух - и духовной жизни - нет. Дух главное составляющие духовной жизни. 4) Каждый может понять эти слова по своему, например для меня утверждение Булгакова значит то, что каждый из нас должен быть не забитым человеком, человеком, любящим духовную жизнь.

Koreec стажер

krapinka почемучка

1) По мысли философа, нравственная жизнь человека состоит в борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром. 2) В каждом человеке есть душа - это душевное развитие, и есть дух - это духовное развитие. И чего только наша душенька не желает - всё больше денег и власти. А дух это жизнь, это голая правда, это наша жизненная энергия, это наша сила воли. Душу можно продать, дух продать не возможно, дух не имеет цены. 3) Дух - это два начала добро и зло. Добрая сторона - активная деятельность, злом же является скудное плотское существование. Духовный - главная и важная составляющая человека. Духовный мир у Фауста разделен на 2 части, они борются с внешним миром. Из этого следует что особой разницы между дух - и духовной жизни - нет. Дух главное составляющие духовной жизни. 4) Каждый может понять эти слова по своему, например для меня утверждение Булгакова значит то, что каждый из нас должен быть не забитым человеком, человеком, любящим духовную жизнь.

gIggl профессор

Из творческого наследства российского философа С. Н. Булгакова.
В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечёт его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала а иное устремляется обездвиживать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, небогатым и низким. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин посиживает в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только ослабевает его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит добронравная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу 2-ух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека

Вопросы и задания к документу

1) В чём состоит, по мысли философа, высоконравственная жизнь человека?
2) Чем различаются понятия душа и дух у Булгакова?
3) В каком смысле создатель использует слова дух, духовный? Доказывайте ответ, используя текст.
4) Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
5) Какие выводы можно сделать из этого текста

Obshestvozannie 10 Bogolyubov.jpg

Ниже предоставлены ответы на вопросы 11-го параграфа "Духовный мир личности" первой главы "Общество как мир культуры" учебника по Обществознанию за 10 класс Боголюбова Л.Н. Если есть вопросы, дополнения, правки, вопросы к тексту ответа, пишите на странице обсуждения.

Содержание

Духовный человек обладает высокими моральными качествами. Он добр, беспристрастен, честен. Его действия всегда согласуются со словами. Он говорит только то, во что на самом деле верит. Часто те, кто проповедует равенство, считают себя выше остальных. Они призывают вести простую жизнь, но сами живут в роскошных домах, носят дорогие одежды и украшения. Человек духовный не скажет того, что не совпадает с его действиями. Он демонстрирует свои принципы на практике, следуя сказанному. [1] Бездуховный же человек лишён вышеперечисленных качеств, являясь антиподом духовного человека.

Есть ли люди, не имеющие мировоззрения? Конечно есть, в мире столько разных людей с разным воспитанием, психологическим, моральным состоянием и среди есть и те, у которых вообще нет никакого мнения в общем и мировоззрения в частности.

В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечёт его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала. а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека.

  • В чём состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?

Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!

  • Этот раздел задания необходимо заполнить. Комментарии могут быть на странице обсуждения.
  • Чем различаются понятия "душа" и "дух" у Булгакова?

Давайте сначала определимся, о каком Булгакове идёт речь. В данном случае - не о писателе М. А. Булгакове, а о философе Н. С. Булгакове. Философ противопоставляет дух, стремящийся к высокому, и душу, тянущую его вниз. Фактически Н. С. Булгаков подразумевает под душой то, что мы обычно называем плотским или даже греховным началом, но философ не противопоставляет телесное и духовное, но находит такое противоречие внутри человеческого сознания, противопоставляя то, что он называет духом, более низкому - душе. Стремясь к высокому, человек борется с самим собой. Без борьбы низкое побеждает, к высокому человек приходит лишь через борьбу с самим собой.

От себя стоит отметить, зачем вообще поднимаются такие вопросы, когда с научной точки зрения вообще никак не определяются ни "дух", ни "душа". [2]

  • В каком смысле автор использует слова "дух", "духовный"? Аргументируйте ответ, используя текст.
  • Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
  • Какие выводы можно сделать из этого текста?

Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!

  • Этот раздел задания необходимо заполнить. Комментарии могут быть на странице обсуждения.
  • Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремится человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, так как его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира. [3]

  • Какова сущность категорического императива?
  • Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.

Можно выделить следующие типы моральных ценностей:

Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.

Работа над собой требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания. Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент.

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здравого смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах. Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания. [7]

  • В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

Мировоззрение — устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём. Мировоззрение отражает определённое отношение человека к окружающей его действительности, но при этом имеет свои особенности. [8] Мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности, так как именно оно формирует личность, его ощущение о отношения к окружающей действительности, к людям, к себе, к обществу и так далее.

  • Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

Существуют три основных типа мировоззрения - житейское (обыденное), религиозное и философское:

  • Житейское (обыденное) мировоззрение порождается непосредственно условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. В категориальном строе этого типа мировоззрения отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке.
  • Религиозное (мифологическое) мировоззрение даёт специфически - преобразованную картину мира, связанную с признанием сверхъестественного мирового начала, и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме (опирается на веру).
  • В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе (естественных и гуманитарных наук), философия создаёт новые умозрительные (понятийные, категориальные) модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию (предвидеть, прогнозировать события). Опора философского мировоззрения - разум. [9]
  • Что общего в понятиях "мораль" и "мировоззрение"? В чём их различие?

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, отно­сящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Мировоззрение — это система человеческих представлений и знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности. Мировоззрение возникает как сложный результат практического взаимодействия человека с внешней действительностью — природой и обществом. Оно определяет социальное самочувствие и самосознание личности, её понимание своей жизни, социокультурные ориентации, оценки и поведение, отношение человека к внешнему миру, другим людям, себе самому и формирует его личностные структуры. В этом смысле мировоззрение нередко называют высшим уровнем самосознания индивида. [11]

Если ответить простыми словами о том, чем отличается мораль от мировоззрения, то мировоззрение - это как мы смотрим на мир, а мораль - как мы его воспринимаем.

  • В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Мировоззрение, несомненно, имеет больше значение в деятельности человека. Это связано с тем, что именно с его помощью непосредственно формируется внутренний мир, а также главные ценности и нормы, которые представляют собой фундамент его существования на протяжении всей жизни. В своей повседневности человек не просто старается познать окружающий его мир и его логику, но также еще и пытается оценить действительность, осознать смысл собственного существования. Благодаря этому люди способны разделить мир на хорошее и плохое, красивое и уродливое, правдивое и обманчивое, справедливое и несправедливое и так далее.

В результате общечеловеческие ценности становятся критериями степени духовного и социального развития личности. Для самоопределения индивид не станет обращаться к научным трактатам, хоть их и можно охарактеризовать как необходимую базу представлений об окружающем мире. [12]

Ценностные ориентации – это понятие, выражающее позитивную или негативную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности (психологический словарь).

В психологии личности ценностные ориентации рассматриваются как компонент направленности. Ценностные ориентации – это ведущая и системообразующая характеристика направленности, ее ядро.

Можно выделить две основные функции ценностных ориентаций: Мотивирующая функция – ценности задают цели, к реализации которых мы стремимся и регуляция деятельности и поведения личности. Ценностные ориентации влияют на выбор, процесс принятия решений. [13] Поэтому, да, можно сделать вывод, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека и его «генеральную линию" поведения в жизни.

Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!

Obshestvozannie 10 Bogolyubov.jpg

Ниже предоставлены ответы на вопросы 11-го параграфа "Духовный мир личности" первой главы "Общество как мир культуры" учебника по Обществознанию за 10 класс Боголюбова Л.Н. Если есть вопросы, дополнения, правки, вопросы к тексту ответа, пишите на странице обсуждения.

Содержание

Духовный мир личности

Духовность человека

Духовный человек обладает высокими моральными качествами. Он добр, беспристрастен, честен. Его действия всегда согласуются со словами. Он говорит только то, во что на самом деле верит. Часто те, кто проповедует равенство, считают себя выше остальных. Они призывают вести простую жизнь, но сами живут в роскошных домах, носят дорогие одежды и украшения. Человек духовный не скажет того, что не совпадает с его действиями. Он демонстрирует свои принципы на практике, следуя сказанному. [1] Бездуховный же человек лишён вышеперечисленных качеств, являясь антиподом духовного человека.

Есть ли люди, не имеющие мировоззрения? Конечно есть, в мире столько разных людей с разным воспитанием, психологическим, моральным состоянием и среди есть и те, у которых вообще нет никакого мнения в общем и мировоззрения в частности.

Нравственность человека

В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечёт его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала. а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека.

  • В чём состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?

Мысль заключается в том, что в каждом человеке есть два аспекта: духовная, нравственная, высшая и вторая, материалистическая, приземлённая. Первая подразумевает совершенствование себя, путь развития и познания самого себя и окружающего мира, а вторая сводится к потребностям физического тела (сон, еда, размножение) и эти два начала находятся в непрерывной борьбе друг с другом.

Понятия "душа" и "дух"

  • Чем различаются понятия "душа" и "дух" у Булгакова?

Давайте сначала определимся, о каком Булгакове идёт речь. В данном случае - не о писателе М. А. Булгакове, а о философе Н. С. Булгакове. Философ противопоставляет дух, стремящийся к высокому, и душу, тянущую его вниз. Фактически Н. С. Булгаков подразумевает под душой то, что мы обычно называем плотским или даже греховным началом, но философ не противопоставляет телесное и духовное, но находит такое противоречие внутри человеческого сознания, противопоставляя то, что он называет духом, более низкому - душе. Стремясь к высокому, человек борется с самим собой. Без борьбы низкое побеждает, к высокому человек приходит лишь через борьбу с самим собой.

От себя стоит отметить, зачем вообще поднимаются такие вопросы, когда с научной точки зрения вообще никак не определяются ни "дух", ни "душа". [2]

Дух и духовность

  • В каком смысле автор использует слова "дух", "духовный"? Аргументируйте ответ, используя текст.
  • Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
  • Какие выводы можно сделать из этого текста?

Editarticle.jpg

Данный раздел находится в стадии доработки.

  • Автор статьи работает над завершением этой статьи.
  • Свои пожелания, комментарии и вопросы оставляйте на странице обсуждения.

Духовно-нравственные ориентиры человека

  • Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремится человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, так как его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира. [3]

Сущность категорического императива

  • Какова сущность категорического императива?

Моральные ценности

  • Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.

Можно выделить следующие типы моральных ценностей:

Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.

Работа над собой требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания. Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент.

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здравого смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах. Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания. [7]

Сущность мировоззрения

  • В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

Мировоззрение — устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём. Мировоззрение отражает определённое отношение человека к окружающей его действительности, но при этом имеет свои особенности. [8] Мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности, так как именно оно формирует личность, его ощущение о отношения к окружающей действительности, к людям, к себе, к обществу и так далее.

Типы мировоззрения

  • Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

Существуют три основных типа мировоззрения - житейское (обыденное), религиозное и философское:

  • Житейское (обыденное) мировоззрение порождается непосредственно условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. В категориальном строе этого типа мировоззрения отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке.
  • Религиозное (мифологическое) мировоззрение даёт специфически - преобразованную картину мира, связанную с признанием сверхъестественного мирового начала, и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме (опирается на веру).
  • В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе (естественных и гуманитарных наук), философия создаёт новые умозрительные (понятийные, категориальные) модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию (предвидеть, прогнозировать события). Опора философского мировоззрения - разум. [9]

Мораль и мировоззрение

  • Что общего в понятиях "мораль" и "мировоззрение"? В чём их различие?

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, отно­сящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Мировоззрение — это система человеческих представлений и знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности. Мировоззрение возникает как сложный результат практического взаимодействия человека с внешней действительностью — природой и обществом. Оно определяет социальное самочувствие и самосознание личности, её понимание своей жизни, социокультурные ориентации, оценки и поведение, отношение человека к внешнему миру, другим людям, себе самому и формирует его личностные структуры. В этом смысле мировоззрение нередко называют высшим уровнем самосознания индивида. [11]

Если ответить простыми словами о том, чем отличается мораль от мировоззрения, то мировоззрение - это как мы смотрим на мир, а мораль - как мы его воспринимаем.

  • В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Мировоззрение, несомненно, имеет больше значение в деятельности человека. Это связано с тем, что именно с его помощью непосредственно формируется внутренний мир, а также главные ценности и нормы, которые представляют собой фундамент его существования на протяжении всей жизни. В своей повседневности человек не просто старается познать окружающий его мир и его логику, но также еще и пытается оценить действительность, осознать смысл собственного существования. Благодаря этому люди способны разделить мир на хорошее и плохое, красивое и уродливое, правдивое и обманчивое, справедливое и несправедливое и так далее.

В результате общечеловеческие ценности становятся критериями степени духовного и социального развития личности. Для самоопределения индивид не станет обращаться к научным трактатам, хоть их и можно охарактеризовать как необходимую базу представлений об окружающем мире. [12]

Дополнительные вопросы. Задания

Ценностные ориентации – это понятие, выражающее позитивную или негативную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности (психологический словарь).

В психологии личности ценностные ориентации рассматриваются как компонент направленности. Ценностные ориентации – это ведущая и системообразующая характеристика направленности, ее ядро.

Можно выделить две основные функции ценностных ориентаций: Мотивирующая функция – ценности задают цели, к реализации которых мы стремимся и регуляция деятельности и поведения личности. Ценностные ориентации влияют на выбор, процесс принятия решений. [13] Поэтому, да, можно сделать вывод, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека и его «генеральную линию" поведения в жизни.

Читайте также: