В чем состоит функция государственного языка в многонациональной стране кратко

Обновлено: 07.07.2024

К языкам межнационального общения относятся языки, выполняющие более широкие функции, чем национальные, и использующиеся в многонациональном полиэтническом государстве в качестве языка-посредника. В этой роли может выступать язык наиболее многочисленной нации в данном государстве или язык метрополии в бывших колониальных странах. Так, в царской России и в СССР языком межнационального общения являлся русский (эту функцию он в значительной мере сохраняет и поныне на всей территории СНГ). В некоторых случаях язык межнационального общения совпадает с официальным языком. Так, в Индии официальный английский язык одновременно выполняет и роль языка межнационального общения. Португальский язык в Анголе имеет статус официального и является одновременно языком межнационального общения.

Обычно функции языка межнационального общения выполняет один из национальных языков, причем эта роль образуется исторически, в силу объективных свойств данного языка. В некоторых странах фактическая роль языка межнационального общения закрепляется юридически. Так, в Казахстане, Туркменистане русский язык законодательно признан языком межнационального общения.

В СССР русский язык стал общим языком, выполняющим по всей стране функции языка межнационального общения. Это явилось результатом не каких-то политических или юридических привилегий русского языка, чьих-то симпатий к нему или применения принудительных мер, а итогом объективного положения вещей и действия соответствующих факторов. Прежде всего сыграло роль то, что русские в Российском государстве, а затем и в СССР представляли более половины населения страны.

Превращение русского языка в язык межнационального общения связано и с тем, что он очень близок по своей грамматике и словарному составу языкам украинского и белорусского народов, составляющих вместе с русскими более трех четвертей населения СССР. Естественно, что три славянских народа сравнительно легко могут общаться между собой на русском языке.

В превращении русского языка в язык межнационального общения сыграли свою роль и другие объективные моменты и факторы: его общепризнанные богатство и выразительность, определенные внутренние особенности этого языка, связанные, в частности, с его сравнительно высокой внутренней однородностью, с близостью его народно-разговорной и литературно-письменной форм, с большим совпадением в нем произношения слов и их написания и т. д.

По данным переписи населения 1989 г. в СССР русским языком свободно владели 86% населения.

В Российской Федерации русский язык является государственным языком, но одновременно он выполняет функции языка межнационального общения.

По данным переписи 1989 г. 16 406 тыс. человек из числа нерусских народов заявили, что они свободно владеют русским языком в качестве второго языка, т. е. языка межнационального общения (в 1970 г. — 14 191 тыс. и в 1979 г. — 13 989 тыс.). Таким образом, из числа нерусских народов России 88,0% хорошо знают русский язык, в том числе 27,6% считают его родным и 60,4% свободно им владеют. Из крупных народов (свыше 100 тыс. человек) более 95% их представителей хорошо знают русский — карелы, евреи, белорусы, корейцы, немцы, мордва, украинцы, более 90% — калмыки, молдаване, грузины, армяне, коми, удмурты, более 85% — казахи, цыгане, осетины, чуваши, марийцы, татары, башкиры, адыгейцы, узбеки и в среднем — все народности Севера. Наиболее низкие показатели — у тувинцев (60,5%), аварцев (65,9%), даргинцев (69,5%), якутов (70,9%).

Таким образом, в России свободно владели в 1989 г. русским языком 143 712 тыс. человек, или 97,7% всего населения страны. Это значит, что в России русский язык в качестве языка межнационального общения имеет довольно большое распространение. Однако использование русского языка человеком нерусской национальности в разных сферах общения не означает отказ от своего родного языка, напротив, оно способствует более глубокому осознанию его особенностей. Знание русского языка, как показывают исследования, не ведет к забвению родного (национального) языка у нерусских народов и не мешает его изучению и усвоению. Во всем мире растет тенденция к двуязычию, все больше людей знают два и более языков. Поэтому абсолютно беспочвенны утверждения тех, кто считает, что усвоение русского языка может вытеснить из общения национальный язык.

Состояние одновременного владения двумя и более языками называется билингвизмом, или полилингвизмом. Билингвизм — частое явление в многонациональных государствах, где национальные меньшинства, кроме родного, обычно пользуются также языком наиболее многочисленной и господствующей нации. Значительные группы двуязычного населения образуются в молодых государствах Азии и Африки, где наряду с местными языками все большее распространение получают официальные государственные языки (в Индии — хинди, в Пакистане — урду, в Индонезии — бахаса индонесиа, на Филиппинах — пилипино), а в некоторых странах Африки — чужеземные английский или французский языки. Билингвизм часто распространен вдоль этнических границ. Он характерен также и для стран массового оседания иммигрантов.

В последнее время билингвизм получает все большее развитие, на что значительное влияние оказывают урбанизация, усиление контактов различных групп населения, общий подъем образовательного и культурного уровней. В этих условиях какая-то часть народа или даже целый народ постоянно пользуются в обиходе двумя языками. Так, практически полностью двуязычны (немецкий и французский языки) эльзасцы. Двуязычна или даже трехъязычна значительная часть населения таких многонациональных государств, как Бельгия и Швейцария.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему язык осознается как главный этноразличительный признак и этническая ценность?
2. Проанализируйте роль языка как консолидирующего этнического фактора.
3. Раскройте этносоциальные функции языка.
4. Проследите взаимосвязь этноса и языка.
5. Что считается родным языком и какова его роль в жизни
человека?
6. Каковы значение и функции национального языка в формировании и развитии наций?
7. Каковы правовой статус и функции государственного языка?
8. Как решаются межъязыковые проблемы в многонациональных, полиэтнических государствах?
9. Каковы роль и функции языка межнационального общения?
10. Проанализируйте взаимоотношения общефедерального государственного языка и государственных языков республик в Российской Федерации.
11. Какова этноязыковая политика в Российской Федерации?
12. На основе данных переписи проанализируйте этноязыковые процессы в Российской Федерации.

Литература

1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. — М., 1999.
2. Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество — это народы. — М., 1990.
3. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. — М., 1995.
4. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. — М.,
1984.
5. Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.
6. Народы России. Энциклопедия. — М., 1994.
7. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. — М., 1998.
8. Что нужно знать о народах России. — М., 1999.
9. Юрьев С.С. Правовой статус национальных меньшинств. — М., 2000.

В этот день:

Дни рождения 1795 Родился Иоганн Георг Рамзауэр — чиновник из шахты Гальштата. Известен тем, что обнаружил в 1846 году и вёл там первые раскопки захоронений гальштатской культуры железного века. Дни смерти 1914 Умер Антонио Салинас — итальянский нумизмат, искусствовед и археолог. Профессор и ректор университета Палермо. 1920 Умер Александр Васильевич Адрианов — сибирский просветитель, этнограф, путешественник, археолог.

Государственный язык в многонациональной стране служит для объединения всех наций на данной территории и является признаком единого государства.
"Государственный язык" - это символ данного государства, так же как и флаг, герб и гимн. Чаще всего государственным языком становится язык наиболее многочисленного народа (этнической группы) данного государства. Основная задача государственного языка - служить средством общения во всех сферах
жизни. Он используется органами власти в судопроизводстве и законодательстве, в системе воспитания и образования, а также в сфере распространения информации.

Многонациональных стран достаточное количество и у всех установлен один государственный язык. Государственный язык необходим и используется для коммуникации населения страны. В идеале в многонациональных странах государственный язык должен знать каждый гражданин но это не всегда так, например в Казахстане достаточно большая часть населения не знают казахского языка и общаются на русском. Государственный язык способствует моральному сплочению населения, удобства народов, коммуникабельности населения.


Как известно, на территориях почти всех стран проживает великое множество народностей. И у каждой из них свой родной язык. Но почему в странах существует особый – государственный язык?

За ответом мне пришлось заглянуть в своды законов разных стран, включая нашу. Изучив их и ещё несколько литературных источников, я понял смысл существования государственного языка.

Для чего служит государственный язык в многонациональной державе

Итак, государственный язык (или же – официальный) — это прежде всего язык, на котором сложена конституция любого государства. Чаще всего официальным языком становится язык самого крупного народа страны.


Прежде всего, государственный язык создан для объединения всех наций, живущих в пределах одного государства. Такой язык – настоящий символ, такой же как и флаг, гимн или герб.

Государственный язык — это основное средство для общения в любой из окружающих нас сфер жизни:

А теперь стоит поговорить о роли и значении государственного языка и на нашей родине.

Государственный язык в России

Этим языком является русский. Он является ведущим средством при ведении межнациональных переговоров народов в России, способствует обоюдному сближению, обогащению, укрепляет связь с обществом и мировой культурой. Русский язык – одна из важнейших основ нашей государственности, он способствует поддержанию вертикали власти. Именно поэтому государственная поддержка этого языка отвечает российским национальным интересам.


Нам всем нужно помнить, что восприятие русского языка в иных странах и культурах напрямую зависит от нашего собственного к нему отношения, его состояния и функционирования в современном обществе.

Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014)
"О государственном языке Российской Федерации".

Для того, чтобы понять главные функции государственного языка, необходимо дать определение трех понятий из теории государства и права, которые входят в логическую структуру государства: "национальность", "общество" и "власть". Национальность (народность) – это общность людей, исторически проживающая на определенной географической территории и обособленная от других народов тремя основными признаками: физическими отличиями, языком и культурой – совокупностью традиций, искусства и образа жизни. Цивилизованное общество – это союз разных национальностей (народностей), сосуществующих на единой территории и подчиняющихся единой государственной власти. Государственная власть – это политическая система, которая управляет целостным обществом, как союзом национальностей и обеспечивает соблюдение единых прав и законов на территории государства. И люди, выбранные во власть, служат законам политической системы, а не служат интересам своей национальности. Государственный язык служит целям целостного общества – это средство передачи смысла закона, идеологии и науки для всех национальностей (народов), национальный язык служит интересам и целям своей национальности и обеспечивает передачу смысла внутри своей национальности.

Мои профессиональные и научные знания лингвистики, теории государства и права, социальной психологии, философии и политологии, дают право мне, независимому политологу, впервые в Казахстане поднять исторический вопрос и поставить его перед Парламентом и Правительством Казахстана: какой язык способен выполнить четыре базовых функции государственного языка: 1) функцию науки 2) функцию образования 3) функцию закона, идеологии и морали 4) функцию межнационального согласия? Эти четыре главные функции являются четырьмя углами и опорами единого фундамента государственности. И если даже одна из этих функций не будет работать – здание государства Казахстана будет хрупким и перекошенным в глазах мирового сообщества, раскалываясь от отсутствия данного угла. Именно поэтому, в ближайшее время необходимо создать государственную комиссию при Президенте РК из компетентных государственных представителей и высокопрофессиональных ученых – лингвистов, которые объективно оценят ситуацию двуязычья в Казахстане и научно обоснуют статус и главные функции государственного языка. Оценить объективно означает отделить язык, как продукт интеллекта, от того народа, который этот продукт создал и оценить его сам по себе – его функции и возможности без связи с его создателем. Философское понятие "принадлежность" является гранью, разделяющей понятие "субъективный" – принадлежащий к кому-то и понятие "объективный" – отделенный и превращенный в объект, без принадлежности к кому-то. Именно так, объективно, профессионально и научно должен оцениваться как казахский язык, так и русский язык, без связи с их народами и без связи с процессами их создания. Здесь можно провести такую аналогию: когда человек покупает средство передвижения – машину "Мерседес", он выбирает ее за функциональные – технические возможности, а не за то, что он уважает немецкий народ. Равносильно этому принципу люди казахской национальности выбирают русский язык за то, что он имеет совершенные функции и адекватную терминологию для восприятия смысла сложных наук. Отсюда следует сформулировать главный идеологический тезис о языке: язык не является средством уважения одного народа другим, язык есть средство передачи смысла разума – как совокупности всех мировых знаний и наук. Язык не предмет для дележки уважения – это всего лишь инструмент информации об объективном мире.

Обеспечивать концепцию обособленности народа или народов в данном государстве. Это атрибутика государства равна наличию собственной валюты. Некоторые государства даже создавали свой язык, чтобы подчеркнуть обособленность - Украина, Белоруссия, Эстония, Латвия, Нидерланды и прочие. Хотя есть государства, где язык создавался в политических целях выразить превосходство и недопустить правление династий, которые могут быть подконтрольны другим государствам - Англия.

Задачей любого многонационального государства является сохранение самобытной национальной культуры этнических общностей, проживающих на его территории. Решение этой задачи требует создания благоприятных условий для развития национальных языков, являющихся необходимым условием сохранения обычаев и традиций различных этнических групп, основным средством общения, воспитания и обучения людей. Создание нормативной базы функционирования языков народов, населяющих территорию государства, служит одним из инструментов осуществления национальной политики, направленной на сохранение и развитие культурных особенностей многонациональной страны.

Законодательство о языках народов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации и состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов федерального уровня, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

На конституционно-правовом уровне закреплено право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст.26 Конституции); гарантированное народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч.3 ст.68 Конституции); права коренных малочисленных народов, гарантированные Российской Федерацией, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст.69 Конституции).

Одним из принципов правового регулирования языковых отношений является равноправие языков народов Российской Федерации, т.е. юридическое закрепление равных прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Принцип равноправия реализуется как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Государство гарантирует всем народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка. В то же время каждому человеку гарантируется право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. При этом равноправие языков народов Российской Федерации охраняется законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка. Знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации.

Статус государственного языка на всей территории Российской Федерации имеет русский язык. Также государственные языки могут быть установлены в республиках, входящих в состав Российской Федерации. Кроме того, в местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны гарантировать и обеспечивать защиту всех языков народов Российской Федерации. Законом предусмотрены меры социальной, экономической и юридической защиты. Социальная защита языков предусматривает проведение научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов Российской Федерации. Экономическая защита предполагает целевое бюджетное и иное финансовое обеспечение государственных и научных программ сохранения и развития языков народов Российской Федерации, проведение в этих целях льготной налоговой политики. Юридическая защита языков предполагает обеспечение ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства о языках народов Российской Федерации.

Читайте также: