В чем состоит актуальность проблемы смерти в современном мире кратко

Обновлено: 05.07.2024

Карпович Е.А., Донских Д.А.
Научный руководитель к.ф.н., доцент Акимова Н.А.

Резюме

Испокон веков проблема жизни, смерти и бессмертия волновала умы человечества. Культуры различных народов, религии и труды ученых и фолософов описывали данные проблемы и пытались найти им правильное решение. В настоящее время проблема смерти, жизни и бессмертия не потеряла своей актуальности.

Ключевые слова

Статья

Проблема восприятия смерти и бессмертия

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии.

Карпович Е.А, Донских Д.А.

Научный руководитель доцент, к.ф.н. Акимова Н.А.

Актуальность

Проблема смерти как конечного этапа жизни существовала с древности. Каждый философ выдвигал свое собственное мнение не только о проблеме смерти, но и о неразрывно связанных с ней проблемах жизни, бессмертия тела и души. Данная проблема последовательно развивалась не только в трудах философов, но и среди религиозных богословов, а также в культурных традициях различных народов. В современном мире данная тема ничуть не утратила своей актуальности, напротив, все больше и больше людей занимает вопрос: существует ли бессмертие, что происходит с душой и телом человека после смерти? В данной работе проанализированы взгляды различных мыслителей, а также проведена оценка отношения к проблеме смерти среди молодых людей

Цель работы - определить наиболее характерные убеждения относительно проблем танатологии для современных молодых людей через призму их религиозных взглядов.

Задачи:

1. Охарактеризовать проблему смерти и бессмертия в историко-философском контексте.

2. Проанализировать мнения современных студентов о проблеме жизни и смерти.

3. Проследить взаимосвязь личного понимания проблемы с характером религиозных убеждений.

Общая часть

Страх перед смертью заложен в человеке от природы. Он затрагивает глубины человеческой психики. Многие философы пишут о том, что в различных культурах смерть переживалась по-разному. В некоторых эпохах страх смерти и вовсе отсутствовал. [2]

Для каждой культуры характерно определенное осмысление проблем жизни и смерти. Благодаря этому существует набор знаков, символов, определений и образов, с помощью которых и происходит осмысление данных проблем. Человек знает о факте смерти лишь некую часть, но он не может познать всю проблему полностью. Набор знаков, символов, определений и образов дает человеку возможность понять и более полно осмыслить и разобраться в данной проблеме, сформировать конкретное представление о существовании полноценной жизни перед лицом неминуемой смерти.

Китайцы относятся к смерти как к событию, не приносящему трагедию. По их мнению человек остается среди живых, но уже как усопший. Он переходит в другое состояние и не попадает в иной мир. [4]

Особый интерес к смерти и процессу умирания проявляли не только египтяне, но и тибетцы. По их мнению, сознание продолжало жить после смерти. Тогда разделяли глубокую веру в то, что сознание продолжает жить после смерти. [3]

В древнегреческой философии широкое распространение получили мифологические взгляды, позволявшие понять и объяснить то, что происходит с душой человека после смерти. В античной мифологии одной из первых была сформулирована возможность проведения суда после смерти человека, на котором будут измерены все поступки человека, плохие и хорошие. Эти поступки в дальнейшем и определяют место дальнейшего постоянного пребывания человека.

По мысли Платона тело человека смертно. Но смертна ли душа? Этот вопрос так и остался без ответа. Платон считал душу бессмертной в связи с ее разумностью и связью с миром идей. Отличие души от материальных вещей заключается в том, что душа бессмертна и неизменна, дает жизнь телу. По его мнению, Богом был создана душа и космос, в котором находятся неподвижные звезды. Каждой этой звезде соответствует одна душа. Только та бессмертная душа, что достойно вела себя при жизни, после смерти своего тела может вернуться в обитель звезды, чтобы наслаждаться дальнейшей жизнью. А те бессмертные души, что вели себя недостойно, после смерти тела обретают новое тело – тело женщины, птицы или животного. [6]

Аристотель и его последователи придерживались мнения о божественном начале мира, позволившем людям, как особым формам бытия, развиваться, жить и умирать по собственным законам. Описывая душу, он придерживался мнения о том, что она придает организму целостность. Он считал, что душа смертна, как и тело, следовательно, бессмертия для души не существует. [6]

Демокрит, аналогично Аристотелю, бессмертия души не признавал. По его мнению, важен и существенен лишь материальный мир, который мы воспринимаем с помощью органов чувств, и наполнен он лишь пустотой и атомами, и из них и состоит душа. После смерти она распадается на мельчайшие частицы и перестает существовать. Однако жизнь все-таки не заканчивалась смертью, ведь атомы нерушимы, они могут войти в состав новой души. [6]

Точка зрения Эпикура заключалась убеждении о существовании у человека ощущений, благодаря которым он способен воспринять и оценить окружающий его мир. По его мнению, смерть заключается в лишении ощущений, то есть человек утрачивает возможность воспринимать мир вокруг него. Поэтому Эпикур придерживался мнения о том, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Это не отменяло сам факт смерти, но заставляло перестать думать о ней.

В европейской философии Нового времени случился огромный переворот в осмыслении проблемы смерти. Философы того времени отождествляли Бога, мир и природу. Данные взгляды нашли отражение в работах Б. Спинозы, Гете, Г. Гегеля. В их работах основное внимание было уделено жизни. Смерть преодолевалась способом отчуждения от смерти, сосредоточения на проблемах земного мира. Смерть стала напоминанием о несовершенстве человеческого организма, закономерным завершением жизни. [8]

Проблема смерти нашла свое отражение в научных трудах таких европейских философов как Ницше, Кант, Больнов. Кантом были опровергнуты все убеждения о бессмертии души, воскрешении, воздаянии за грехи, разработанные религиозными богословами, так как все они противоречили друг другу. Тем не менее, Кант считал необходимым для каждого вести себя так, будто после смерти нас ожидает другая жизнь, и все прижизненные поступки и моральный облик человека найдут отражение в жизни после смерти. Его работы оказали большое влияние на философию 19-20 веков. [6], [7]

В рамках иррационалистической традиции стоит отметить работы Шопенгауэра, полагавшего, что смерть – главная цель жизни, ее тень лежит на жизни. Только человек может полностью осознать и принять момент смерти, этим мы отличаемся от животных.

В целом до 20 века имел место рационалистический подход к пониманию смерти и только в начале 20 века возникло новое иррационалистическое течение – экзистенциализм. Экзистенциалисты говорили об особой трагичности смерти, не устраняемой даже самой оптимистичной философией. Немецким философом О. Больновым было выделено 4 типа отношения к смерти: как к закономерному итогу жизни, внешнему по отношению к жизни событию, всегда преждевременному событию, смыслообразующему событию. Он показывает, что только последний тип является экзистенциально подлинным.

Практическая часть

Материалы и методы исследования

Результаты

По нашему мнению, в исследовании проблем танатологии важно указать на характер вероисповедания людей, их отношение к проблеме смерти и бессмертия с точки зрения религиозности. По результатам исследования было выявлено, что среди опрошенных 51% исповедует христианство, 17% - ислам, а 32% относят себя к атеистам. (рис.2)

Рис. 3. Отношение опрошенных к проблеме бессмертия (%)

Респондентам было предложено оценить различные высказывания относительно проблемы жизни и смерти, характерные для разных религиозных убеждений (рис. 4). Мы предлагали выбрать наиболее близкое убеждение, каждое из которых сочетало в себе основные понятия о данной проблеме, описанные в определенной религии:

1. Бессмертие возможно через воскрешение. Самоубийство осуждается. Существуют понятия "Рай" и "Ад". (христианство)

2. Земная жизнь высоко ценится, самоубийство категорически запрещено. В один "Последний День" все будет уничтожено, умершие воскреснут и предстанут перед судом, каждый получит то, что заслужил. Существуют понятия "Рай" и "Ад". (ислам)

3. Самоубийство бессмысленно, как и цикл перевоплощений жизнь - смерть. Единственный выход постичь бессмертие - нирвана. (буддизм).

14% опрошенных согласны с пониманием проблемы жизни и смерти, представленном в христианской религии, 33% выразили согласие с тем, что высказывается в исламе, 52% отметили убеждение, принятое для атеистов, и 2% согласны с буддистскими представлениями о жизни и смерти.

Рис. 4 отношение опрошенных к пониманию проблемы смерти в различных религиях.

На сравнительной диаграмме (рис. 5) показаны варианты выбора респондентов, исповедующих различные религии (в абсолютных числах).

1. 24 респондента согласны с проблемами жизни и смерти, принятыми для христианской религии

2. 27 – для ислама

3. 34 – характерные для атеизма

4. 0 – для буддизма

1. 0 респондентов выбрали позиции, обозначенные в христианстве и буддизме

1. 0 респондентов выбрали позицию, обозначенную в христианстве

3. 49 – в атеизме

4. 2 – в буддизме

Рис.5 Сравнительное распределение респондентов по выбранной религии и по убеждениям относительно проблем жизни и смерти в различных религия.

Кроме этого респондентам было предложено оценить суждения о диалектической взаимосвязи жизни и смерти. 27% опрошенных считают, что жизнь и смерть в равной мере уравнены, мир жизни и мир смерти равноценны, хотя и разделены чертой; жизнь после смерти происходит через воскрешение. 11% полагают, что истинно учение о переселении душ, после смерти душа может принять оболочку и человека, и животного, и растения, и др. 52% от общего числа опрошенных считают, что нужно думать о жизни, а не о смерти; и 10% согласны с утверждением о необходимости романтизации смерти, которая является вызовом жизни и конечной целью жизни.

Рис. 6 Какая философская позиция Вам наиболее близка?

Молодые люди, исповедующие ислам, точно отличают понимание жизни и смерти в рамках исповедуемой ими религии, в отличие от респондентов, исповедующих христианство, буддизм. Возможно, это связано со строгими нормами воспитания, существующими в мусульманских семьях, в том числе и относительно религиозных убеждений. Респонденты, относящие себя к атеистам, выбирали в основном суждение, характерное для атеистов, из чего следует, что они также четко обозначают понятия жизнь, смерть и бессмертие.

Достаточное количество респондентов выбрали суждения, не соответствующие пониманию проблемы жизни и смерти в их религии. Полагаем, что это связано с нестрогим религиозным воспитанием и свободой взглядов в демократическом современном обществе.

Таким образом, выбранная респондентами религия и выбранное утверждение о проблеме жизни и смерти, относящееся к определенной религии, не совпадают между собой.

Выводы

1. Изучив теоретический материал, мы можем сделать вывод о том, что проблема смерти впервые появилась еще в древнегреческих, древнеегипетских и древнекитайских трудах философов. Данная проблема последовательно развивалась с течением времени. Понимание проблемы смерти сложилось на основе культуры древних народов. Именно это дало начало трудам философов. Проблема смерти остается актуальной и в современном мире.

2. Мнения философов о проблеме бессмертия расходились. Одни считали, что бессмертие возможно через мумификацию тела, другие – через творчество, третьи – с помощью передачи генов потомству или путем растворения в космическом пространстве, а иные считали, что бессмертия вовсе не существует. В настоящее время количества имеющихся фактов и данных о проблеме бессмертия недостаточно, чтобы сформировать правильное и точное ее понимание. Поэтому мы считаем, что проблема бессмертия найдет свое отражение еще во трудах многих философов и ученых.

3. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что в современном обществе мнение относительно проблем жизни и смерти зависят не от того, к какой религии причисляет себя человек, а от собственного мироощущения и понимания данных проблем. Во всех религиях схожий взгляд на проблемы жизни и смерти, бессмертия.

Литература

2. Демичев А. С. Дискурсы смерти. Введение в философскую танатологию. СПб., 1997. С. 83

3. Рязанцев С.В. Танатология — наука о смерти. - М.: Восточноевропейский институт психоанализа, 1994. – 384 с.

4. Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). — М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. – 192 c.

5. Э.А. Уоллис Бадж, Египетская книга мертвых. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 768 с.

7. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. - ТОО ТК "Петрополис", 1994. - 336 с.

8. Современная западная философия: Учеб./А.Ф. Зотов.— 2-е изд., испр.— М.: Высш. шк., 2005.— 781 с.

Рисунки


Рис.1. Распределение респондентов по полу. Рис.2. Распределение респондентов по характеру вероисповедания.


Рис.3. Отношение опрошенных к проблеме бессмертия (%). Рис. 5. Сравнительное распределение респондентов по выбранной религии


Рис. 4 отношение опрошенных к пониманию проблемы смерти в различных религиях.Рис. 6Какая философская позиция Вам наиболее близка

Почти никто не понимает истинное значение смерти.
А если и понимает, то не убежден в таком понимании и не строит свою жизнь из такого правильного понимания.

актуальность в том что по каким то причинам от нас уходят близкие и родные и далекие люди и невозможно больно осознавать, что ты их больше никакими способами не можешь вернуть, они уходят навсегда от нас. ужас (это эмоция) , и мы становимся брошенными сиротами. простите это сейчас для меня очень близко, свекровь умирает, а я ничего не могу сделать.

Это проблема никогда не была актуальной, потому что люди о смерти думают только тогда, когда с ней столкнуться. Каким образом проблема может называться актуальной, если она не захватывает всё внимание, заставляя постоянно мобилизовывать все свои силы для борьбы с ней?

Для истинно верующего человека нет страха перед смертью, в этом они счастливые люди.
В современном мире стоит проблема увеличения длительности жизни, борьба с ранней смертью, с мучительной смертью, со старческим одряхлением, проблема эвтаназии и т. д. Как и во все времена люди мечтают о бессмертии, богачи готовы выложить огромные капиталы. Но смерть взяток не берет, уж тут -то все равны.

Вопрос по обществознанию:

В чём состоит актуальность проблемы смерти в современном мире?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 20.02.2016 20:01
  • Обществознание
  • remove_red_eye 16714
  • thumb_up 27
Ответы и объяснения 2

Есть города, где уровень смертности людей превышает уровень их рождаемости.
Это возникает из-за возможных экологических заражений или других внешних факторах, препядствующих полноценному развитию человека.
Эта тема актуальна и по сей день, потому что именно это происходит

Некоторве люди погибают из за зависимости к алкоголю, 40% по воля бога, в некоторых горадах тварится безпридел,10% самоубийства,50% из за из за курения и зависимости к алкоголю.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Обществознание.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Проблема жизни, смерти и бессмертия [20.04.14]

Содержание
Введение 3
1.Нравственно-философский смысл жизни, смерти и бессмертия человека 5
2.Бессмертие, пути его обретения 12
3.Этические аспекты проблемы жизни и смерти 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Введение

Человек – это единственное существо, которое осознает свою смертность. Для человека осознание жизни неотрывно от понимания ее конечности, а соответственно и смерти. Однако осознание существования смерти, не есть еще само умирание. Из всего живого на земле, только человек осознает конечность всего сущего, конечность его существования. Проблема смерти для человека всегда будет открытым вопросом, затрагивающим самые глубины его духовного мира.

Острота современного звучания этических проблем изучения жизни и смерти в философии определяется многими факторами. Изменение духовной ситуации в обществе в сторону демократизации общественного сознания, в котором центральное место начинает занимать идея прав человека, приводит к изменению осознания меры ответственности человека за жизнь.

Актуальность исследования проблемы смерти обусловлена еще и тем обстоятельством, что в последние годы этой теме уделяется повышенное внимание в философии, религии, искусстве развитых стран. Развивается целая отрасль знания – танатоло.

При написании работы использовался метод анализа, в частности изучались исторические источники и монографии.

Целью работы является теоретический, этико-философский анализ проблемы жизни и смерти.

- выявить типические постановки и решения проблемы жизни и смерти в истории философии и этики;

- определить место и значение проблемы смерти в системе моральных ценностей;

- изучить отношение различных религий к смерти и бессмертию.

1. Нравственно-философский смысл жизни, смерти и бессмертия человека

Жизнь на грани смерти, утрата и поиск смысла жизни – ситуации, которые в философии и литературе исследовались глубже и тщательнее, чем какие-либо другие. Каждый человек в течение жизни неоднократно задумывается о смысле жизни, о смерти и о жизни после смерти. Бывают периоды, когда теряется смысл жизни и человек задумывается о смерти. Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с нею, когда есть шанс жить, помогать другим людям в их именно смертной борьбе – это великое и нужное любому человеку умение. Ему учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека, смысл жизни – это вечные темы искусства философии.

Мировая культура имеет множество примеров, когда мыслители обращались к теме смерти, подчеркивая, что отношение людей к смерти разнится в разные времена. Были времена, когда люди не боялись смерти, их не страшила угроза физического уничтожения. Условно различное отношение к смерти можно разделить на дохристианские и христианские воззрения. Древние греки, например, учили преодолевать ужас небытия путем концентрации духа, воспитывать в себе презрение к смерти. Кончина человека рассматривалась древними как закономерное завершение жизненного цикла, она скорее носила эпический характер и не воспринималась как личная трагедия. В средние века, образ смерти был ужасен и устрашал людей.

Отношение восточных культур к смерти иное, они не рассматривают смерть как абсолютное завершение существования. Восточные культы не отождествляют смерть человека с полным исчезновением индивида. Древние буддийские традиции учат воспринимать смерть как естественный переход к новому циклу жизни и создают систему воззрений, значительно снижающих или вовсе снимающих страх смерти. Западные культуры предлагают другую трактовку. Христианский миф о воскрешении мертвых признает конечность индивидуального существования и завершение мировой истории.

Представители таких культур стремятся утвердить себя в образе рода или племени. В этих культурах происходит отождествление человека не только с самим собой, сколько с кланом, племенем, родом. Человек, таким образом, является частицей общности и уверен, что данная общность не исчезнет.

Не менее распространенной во многих культурах является натуралистическая версия бессмертия. Последователи данной версии возвеличивают природу, ее вечную силу и желания сохранить ее.

Еще одним известным способом символического увековечивания жизни можно назвать творческое бессмертие. Создавая произведения искусства, литературы, других полезных предметов талантливые авторы, как бы оставляют в них частицу себя для потомков, для вечности. Посвятить жизнь реализации общей цели, обрести себя в коллективном сознании или в индивидуальном творчестве — вот сущность психологического состояния при попытке утвердить себя через собственные деяния.

Но, к сожалению, истории известны случаи, когда символического бессмертия можно добиться не созиданием, а разрушением. Так прославились на века Герострат, Нерон, Гитлер и др.

Теологическое (религиозное) бессмертие является наиболее значительным способом достижения символического бессмертия. Свою энергию жизни, волю к сохранению собственной уникальности человек издавна стремился выразить с помощью религиозной символики (создание икон, храмов, обрядов и т.п.) и утверждением идей о бессмертии души. В религиозных представлениях жизнь предстоит лишь как роковая пауза на вечном пути к небесному инобытию.

С развитием цивилизации понимание высшего смысла существования человека сильно модифицируются. Благодаря расширению кругозора и росту технических возможностей смысл жизни можно рассматривать как всё более масштабный вопрос.

Смерть не стоит рассматривать, как антагониста жизни. Смерть — это не потеря жизненной силы, а максимально её окончание, завершение. Поэтому стоит говорить о противопоставлении смерти факта рождения. Данный процесс достаточно естественный, это переход в неживое состояние из живого. Живое и неживое — это две категории единой системы природы, которая нас окружает.

К примеру, в иудаизме вопрос о бессмертии связывали уже с учением о том, как воскресить мертвых и о загробном воздаянии; в подобном виде оно переходило в христианство и ислам. В большинстве философии его рассматривают как бестелесное, вне физическое существование души. Подход материализма всячески отрицает то, что душа существует. Потому в этих рамках проблема вероятности такого рода бессмертия совершенно бессмысленна. Как систематическое учение понятие о бессмертии изначально обосновал и развивал Платон. Он считал совершенно невозможным найти какие-нибудь доказательства в теории бессмертия души, и занимался обоснованием веры в него, используя постулаты практики разума. Бессмертие это центральная тема в философской мысли русского космизма.

Мучения, о которых мы думаем, что они будут испытаны нами после смерти, можно определить лишь как муки, которые существуют лишь в настоящем. Данные и другие соображения обязаны, но Лукрецию, примирять человека разумно со смертью.

Согласно традициям стоицизма какие-либо отрицательные эмоции в отношении смерти в том числе, признаются совершенно бессмысленными, так как смерть – это лишь факт, который свершился и с этим ничего нельзя сделать. Глупостью стоит считать желание вечной жизни: человеку нужно делать лишь то, что он может делать.

Очевидно, что ресурсы человеческого стремления преодолеть смерть и продлить жизнь - многообразны. Но означает ли это, что проблема исчерпана? Достаточно ли выбрать себе символический способ психологической защиты от страха смерти, чтобы жизнь стала полноценной? Очевидно, что нет. Осознание конечности своего бытия рано или поздно приходит к каждому человеку. И встает вопрос: имеет ли смысл наше существование и наша деятельность, если они могут оборваться?

2. Бессмертие, пути его обретения

Вопросы бессмертия на протяжении веков интересовали ученых, философов, мыслителей. Было написано великое множество трудов, которые условно можно подразделить на группы. Исследователи выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что после человека остается: его дело, дети, внуки и т. д., продукты его деятельности и личные вещи, а также плоды духовного производства.

К первому виду бессмертия относят бессмертие в генах потомства, которое является наиболее близким большинству людей. Есть исключение, которое составляют относительно небольшая группа людей, нежелающих иметь детей и продолжить, таким образом, себя. Эти люди не подвержены зову крови, они не испытывают одного из сильнейших влечений человечества: желание увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. Генетическое наследование передает не только физические (фенотипические) признаки рода, но и набор нравственных принципов семьи, таланты, тягу к ремеслам или науке. Проводились исторические исследования, которые выявили родство (пусть и далекое) многих выдающихся деятелей русской культуры XIX в.

Ко второму виду бессмертия можно отнести мумификацию тела с расчетом на вечное его сохранение. Эта практика использовалась еще в древнем Египте, при мумификации египетских фараонов. Однако она существует и в современном обществе, на примерах В. И. Ленина, Мао-Цзэдуна и др. Можно к такому виду отнести и ставшую доступной в XX и XXI вв. криогенезацию, то есть глубокое замораживание тел умерших. Люди, пожелавшие подвергнуть глубокой заморозке свои тела, верят в то, что в будущем медицина достигнет настолько высокого уровня, что их оживят и вылечат неизлечимые на сегодняшний день болезни.

Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Недаром членов различных академий награждают титулом “бессмертные”. Научное открытие, создание гениального произведения литературы и искусства, указание пути человечеству в новой вере, творение философского текста, выдающаяся военная победа и демонстрация государственной мудрости - все это оставляет имя человека в памяти благодарных потомков. Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности оценки масштабов личности человека. Создается впечатление, что чем большее количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансов попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотен миллионов людей, “харизма” власти вызывает у многих состояние мистического ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению.

Конечно, существуют еще другие виды пути в бессмертие, описанные в философской литературе, однако в очень большой степени все зависит от веры и личного выбора человека: во что верить, как жить и к чему стремиться.

3. Этические аспекты проблемы жизни и смерти

По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов.

Вопрос о смысле жизни, в первую очередь, подвергается проблематике о явлении осмысленности жизни, то есть освещается ли она категорией разумности, мышления или абсолютно лишен смысловой содержимой, и не подвержен управлению разумом человека.

Отчасти смысл жизни похож на определенную цель. Перед тем, как достигнуть цели, двигаться от цели человек должен определить ее для себя, установить и осознать разумно. Но установить цель – это лишь начало.

В дальнейшем, что важно, с одной стороны, поиски и нахождение смысла жизни, а, с противоположной, не заниматься переоценкой этого вопроса, не заострять внимания на самих поисках смысла жизни. Сама жизнь отчасти может иметь смысл, а может и не иметь вовсе. Жизнь принимает свой смысл настолько, насколько она осмысленна, организована, лаконична и значима.

Заключение

Проведенный в работе этико-философский анализ проблемы жизни и смерти позволяет сделать несколько выводов общего порядка.

В чем же заключен смысл нашей жизни? Абсолютно ясно, что каждый дает ответ на данный вопрос по-своему. Но, все-таки, в нем можно рассмотреть и общие аспекты. Общечеловеческие – проявление любви и созидание, творчество. В большинстве случаев человек оценивает свою жизнь, руководствуясь именно этими двумя категориями. Любовь и творчество – вот смысл жизни Любовь занимается поддержкой и умножением жизни, ведет её к гармонии. А творчество занимается прогрессом жизни.

Список литературы

1. Бессознательное - природа, функции, методы исследования. - СПб.:Питер, 2002.-368с.

2. Гуревич П.С. Жизнь после смерти. - М., Акварель. 2004.-380с.

3. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 688 с.

4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 415c

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: