В чем сомневается раскольников идя на преступление для чего ему нужна была проба кратко

Обновлено: 02.07.2024

Родион Раскольников совершил свое преступление под влиянием собственной философии. Он считал, что великие люди имеют право пойти на преступление и не испытывать при этом душевного дискомфорта.

Родион на протяжении месяца обдумывал план убийства и ограбления старухи-процентщицы. Он даже решился на “пробу” – пришел к старухе и внимательно заприметил каждую деталь в ее квартире. Совершенно случайно он узнает, что Лизы, сестры процентщицы, не будет дома.

На следующий день вечером Раскольников идет к старухе. Он убивает ее топором, который стащил у дворника. Потом бросается на поиск ценностей, забирает старухин кошелек и другие ценные вещи. Неожиданно возвращается Лизавета. Застигнутый врасплох, Родион убивает топором неожиданную свидетельницу его преступления.

Раскольникову удается незаметно покинуть дом старухи. Совершенно разбитый, Родион возвращается домой. Он сумел незаметно вернуть топор на место, а потом поднялся к себе на квартиру. Родион на некоторое время погрузился в забытье.

Достоевский, описывая убийство старухи-процентщицы показывает,
что, уверенный в своей идее, Раскольников вовсе не уверен в том,
что сможет реализовать ее.
Отсутствие ясности в мыслях и страх пронизывают его тело:
“Он вошел к себе, как приговоренный к смерти.
Всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более
ни свободы рассудка, ни воли v что все вдруг решено окончательно”.
Мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек,
потерявший господство над самим собой. Он настолько сжился
со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну
её практического осуществления.
Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать
не только чувства и страсти, но и отвлечённые теории;
они обладают способностью воспламенять душу человека,
порабощать его сознание и волю.
Раскольниковым теоретически был продуман каждый его
практический шаг.
Были сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры
старухи. Была сделана "проба", во время которой герой запомнил
расположение комнат и подсмотрел, куда старуха прячет деньги.
Все шаги к преступлению, которое готовил герой, приводят его
к мысли: он прав, отступать нельзя.
Но Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают
посторонние соображения. Нелепо и его поведение в дверях
квартиры старухи-процентщицы ("он чуть не вытащил её, вместе
с дверью, на лестницу").
Стихийность и в самом убийстве ("расстегнул пальто и высвободил
топор, но не вынул совсем… руки были слабы… ему слышалось,
как они …немели и деревенели… он боялся… вдруг голова
как бы закружилась… вынул топор…, взмахнул его обеими руками,
едва себя чувствуя, …почти машинально опустил на голову обухом"
Состояние страха и ужаса, которые ощущает герой, закономерны.
Само действие убийства человеком человека уже
противоестественно. Раскольников пока не понимает, что совершил
ошибку.
На мгновение герою захотелось всё бросить и уйти.
Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается
в комнату и замечает на шее старухи кошелёк; долго возится
с ключами, забыв о наблюдениях на пробе.
Старуха убита.
Вроде всё, что хотел герой, сделано.
Но тут возвращается домой Лизавета – одно из тех беззащитных
существ, ради которого герой допускал "кровь по совести".
Убивая Лизавету, Раскольников вопреки расчетам превращается
не в благодетеля, а во врага слабых людей.
Получается, что Раскольников ударил топором
не только по старухе-процентщице, но и по своей теории:
он неожиданно убивает и Лизавету - ту самую “униженную и
оскорбленную”, ради которой, как он пытается внушить себе,
и был поднят топор.

а как мужчины бросают тех, кого сами же засунули во чрево? ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Главный герой


Сочинение о герое Раскольникове

Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты и позора. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления.

К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных.

Олицетворением социального зла становятся для Родиона Лужин — преуспевающий, жадный и циничный делец, испорченный властью денег, воплощающий в себе пошлость и эгоизм, и

Богач Свидригайлов, развратник, преследующий беззащитных жертв (в том числе и сестру Раскольникова).

Суть теории Раскольникова


Фото: Тимур ХАНОВ

1. СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ

Именно здесь, из разговора мещанской супружеской пары, Раскольников узнал, когда старуха окажется дома одна. И сюда привели его ноги после убийства, чтобы раскаяться.

Сейчас на Сенной, конечно, уже не земля, а плитка. Выросли сразу три станции метро. Да и люди одеваются куда приличнее. А вот торговые палатки до сих пор остались. Рядом с подземкой можно приобрести все от фруктов и овощей до наушников и мобильников.

Но местные знают: репутация у Сенной и поныне не самая лучшая. Эта площадь остается одной из самых многолюдных и грязных в городе. А в метро, где соединяются сразу три станции, нет-нет, да попадаются карманники и мелкие воришки.

Фото: Тимур ХАНОВ

2. ПЕРЕУЛОК БРИНЬКО

Во времена Достоевского эта улочка, ведущая с Сенной на Садовую, называлась Таировым переулком. И по сути, была аналогом амстердамской улицы красных фонарей.

Однажды Раскольников даже вступил в разговор с проститутками и дал одной из них пятнадцать копеек.

— Сенная площадь определяла всю специфику этого района. Торговля, с одной стороны, оживляет место, но с другой стороны лишает его праведности и красоты. Там было полно публичных домов – больше двухсот. Такого не было больше ни в одном районе Петербурга. Сенная считалась концентрацией падшей, нечестной жизни. Это дно Петербурга. Здесь можно было все: ограбить, убить, спрятать следы преступления. Если человек пропадал на Сенной, его уже не находили, — говорит Наталья Шварц.

От петербургского дна Сенная и ее окрестности теперь далековаты. Но переулок Бринько помнит свое развратное прошлое. Публичных домов больше нет, но секс-шоп и рекламы девочек по вызову хоть отбавляй.

Фото: Тимур ХАНОВ

3. КОКУШКИН МОСТ

С Кокушкиным мостом мы знакомимся в самом начале романа.

Оказавшись у моста в разгаре рабочего дня, мы почти не заметили людей. Да и белье в канале больше никто не стирает.

Тем не менее, этот мост оказался как бы воротами в истинный мир Раскольникова – там, где происходило все самое трагическое и самое важное.

Фото: Тимур ХАНОВ

4. ПЕРЕКРЕСТКИ БЕЗЫСХОДНОСТИ

Пройдя Кокушкин мост, перед нами открывается длинная улица и перекрестки, перекрестки, перекрестки…но все они заканчиваются тупиками. Нет никакой перспективы – только мгновенное погружение в атмосферу безысходности. Куда не повернешь – выхода нет.

— Столица нуждалась в большом количестве рабочих рук. Почему появляются дворы-колодцы, тупики и улицы, закрытые со всех сторон? Потому что город растет, а людям надо где-то жить. Поэтому доходные дома считались одним из самых удачных видов бизнеса. В них вкладывали деньги многие купцы и аристократы. Земля в Петербурге была дорогая, каждый сантиметр стоил денег, поэтому приходилось строить впритык. Так и появились улицы-тупики, — рассказывает Наталья Шварц.

На одном из таких перекрестков находится дом Достоевского. А на другом – дом Раскольникова. Но обо всем по порядку.

Фото: Тимур ХАНОВ

5. ДОМ ОЛОНКИНА

Казначейская, 7

Считается, что ни один из героев не жил по данному адресу. Поэтому, постояв немного у таблички, двигаемся дальше.

Фото: Тимур ХАНОВ

6. ДОМ РАСКОЛЬНИКОВА

Гражданская улица, 19

Дом главного героя находится на следующем перекрестке. Достоевский описывает его как пятиэтажный. Раскольников живет в маленькой каморке, больше похожей на шкаф, под самой крышей.

В 1970 году этот дом отреставрировали. После капитального ремонта он стал на этаж короче. Тем не менее, у местных до сих пор ходят легенды об убийце с топором.

Фото: Тимур ХАНОВ

7. ДОМ СОНЕЧКИ МАРМЕЛАДОВОЙ

Набережная канала Грибоедова, 73

Исследователи Достоевского до сих пор расходятся в адресе, по которому жила Сонечка. Но большинство считают, что это был дом №73 по набережной канала Грибоедова.

Окна Сонечки выходили на канаву, но сама комнатушка была бедная и даже убогая.

Оценить нынешнее состояние квартир, по понятным причинам, мы не смогли. А вот двор теперь весьма ухоженные, жители дружелюбные. Сам дом после перестройки приобрел четвертый этаж и из светло-зеленого превратился в солнечно-желтый.

Фото: Тимур ХАНОВ

8. ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОСТ

Над Вознесенским мостом в романе Достоевского постоянно витает смерть. Сначала Раскольников становится свидетелем того, как несчастная женщина прыгает в канаву, пытаясь покончить с собой.

Здесь же произошла сцена сумасшествия Екатерины Ивановны, которую окружающие воспринимали как забавное зрелище. Все кончилось горловым кровотечением, после чего умирающую женщину отнесли к Соне.

— Для Достоевского Петербург был не столько городом, сколько живым существом. Он влияет на человека, вступает с ним во взаимодействие. Федор Михайлович очень тонко чувствовал его душу и умел передать ее в своих произведениях. И под конец жизни мечтал уехать из столицы, но город на Неве не отпускает тех, кто ему нужен, — говорит Шварц.

Фото: Тимур ХАНОВ

9. ДОМ СТАРУХИ-ПРОЦЕНТЩИЦЫ

Набережная канала Грибоедова, 104

Раскольников был в доме старухи трижды и точно знал, сколько до него идти – ровно 730 шагов. Старуха жила на четвертом этаже. Тут же, на площадке, была еще одна квартира, но она пустовала.

И вновь мы заметили, что история движется по спирали. У Достоевского в этом доме давали деньги под проценты, теперь рядом находится…банк.

Фото: Тимур ХАНОВ

10. ПОЛИЦЕЙСКАЯ ЧАСТЬ

Садовая улица, 38

Удивительно, но спустя полтора века в этом здании до сих пор находится полиция! А рядом с ней – пожарная часть.

Пока мы ждали светофора, заметили, что на башне стоял спасатель в форме. С высоты оглядывал город. И если бы не современные иномарки и снующие мимо люди в джинсах, все бы здесь так и осталось как в далеком 1866 году. Или не таком уж и далеком?

Поиск себя

Последствия

Сочинение 2

Раскольников осознал гибельность своей теории и ее антигуманную сущность и отказался от нее.

Осмысление

Главной герой проводит очень неудачный эксперимент над собой, который приводит к апатии и депрессии, ведь проблемы остались нерешенными, а кроме того, каждую ночь мучает совесть. В чем заключается теория Раскольника после преступления? Для него она оставалась такой же, но ему пришлось принять тот факт, что и он, судя по всему, бесправная дрожащая тварь. До последнего он старается держаться своих взглядов. Смерть старухи отрезает его от окружающего мира, он полностью погружается во внутреннюю жизнь. Теория Раскольникова, цитаты которой поражают жестокостью даже взрослых людей, должна была помочь молодому человеку обрести покой, но завела его в ужасные дебри собственной совести.


Он пытается найти какое-то спасение, ибо чувствует, что гнет мыслей скоро погубит его. Раскольников хочет найти человека, которому сможет поведать свою страшную тайну. Он решает довериться Соне Мармеладовой — девушке, которая нарушила законы морали. Раскольников облегчает душу. Молодой человек продолжает общаться с девушкой и под её влиянием раскаивается в преступлении перед законом. Теория Раскольникова (кратко в статье она описана) терпит фиаско.

Центральное событие романа - так называемая проба, после которой и должно начаться самое главное: новая жизнь. В ней Раскольникову будет определен высший ранг, он вознесется до великих мира сего.

Раскольниковская проба необычна. Он логик и "арифметик". Герой решается (посмотрим на случившееся глазами автора) не на убийство, а на величайший акт самопознания, чтобы сразу и бесповоротно стало ясно ВСЕ. По замыслу он совершет НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, поднимает руку не на человека, а на вошь. Почему же тогда он так боится, так замирает от любого чужого окрика, от шороха в комнате, где он совсем один, почему так невыносимо ему видеть родных - мать и Дуню? Больше всего герой мучим своим мучением. Раскольников мучительно сознает, что не "старуху убил, а себя", что - этой мысли он бежит, как Страшного Суда. Герой вступает в борьбу жестокой схватке пытается совладать с собственным подсознанием, которое в любой момент готово разрядиться то страшным сном. В душе нет мысли об убиенных женщинах, скорби о них. Он сознает теперь лишь собственный страх, который владеет им безраздельно.

Страстное желание "все рассказать" овладевает героем. Та пропасть между ним и всеми, о которой поначалу он грезил, теперь только пугает его. Избранник на страницах романа превращается в испуганного и измученного изгоя, мечтающего о наказании, как об избавлении от страданий.

В какие-то моменты внешние события отвлекают Раскольникова от его внутреннего сюжета, и он забывает о содеянном. Но это лишь миги. Жизнь умерла. Осталась мука.

Преступление стоит между героем и миром. Убийство - акт посвящения в великие. Он отрезал себя от всех. И когда на него устремлены родные глаза, он свои прячет, потому что взгляд выдает его: он - по ту сторону, он - не здесь. Ему ведомо запретное, то, чего не должен знать человек. Жажда познания обернулась страшным разрушением - убийством в мире, потерей самого себя - в себе самом: "что толку человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу!"

Преступная теория и преступное деяние отлучили Раскольникова от мира людей, перенесли его в другой мир, где иные - не человеческие - пространство и время.

Это тот мир, в котором живет так завороживший Раскольникова Наполеон. За несколько лет до событий, описываемых в романе, Раскольников опубликовал статью, которою очень заинтересовался Порфирий Петрович. Настолько серьезно заинтересовался, что постарался найти автора этой статьи и последить за его дальнейшей жизнью: он счел, что человек, создавший такую теорию непременно попытается перейти к делу, претворить свои идеи в жизнь.

Убийство началось не тогда, когда он взял в руки топор, а когда создал свою систему мирозданья, разделив людей на два разряда: на бессознательную, бесправную толпу и на героев, коим все дозволено. Эти герои предстают в воображении Раскольникова в ореоле власти и бессмертия, их имена известны всем, слава об их деяниях летит из уст в уста. Два имени среди прочих особенно притягательны для Раскольникова: это Магомет и Наполеон.

Имя Наполеона многим не давало покоя, будоражило умы, ему посвящались поэмы и баллады. В общественном сознании его имя стало символом. Образ вырастает в символ ДЕРЗАНИЯ и ПОСТУПКА. Он окончательно формирует представление о гениальной личности.

Любовь юношества к Наполеону постепенно превращается в культ силы, определяет особые качества героя времени: жестокость, неумолимое движение к заветной вершине, в достижении которой все средства хороши. Судьба Наполеона как миф гипнотизировал не одно поколение, звала на бунт против того существования, которое предопределено было человеку происхождением и воспитанием. Ведь этот же смог! Был капралом, стал им~ператором!

Раскольникова интересует не столько судьба императора, сколько его "моральный кодекс". Оставил в Египте целую армию, поработил Европу, пролил столько крови, совершил столько великих дел, вошедших в историю века! Итак, Наполеон посмел - и из небытия вознесся в бессмертие. Он - главный союзник Раскольникова в его споре с жизнью и тем жалким местом, которое определила ему судьба.

Это ведь и есть - нигилизм. В новую эпоху Достоевскому необходимо провести психологическое исследование человека, одержимого, как манией, "наполеоновской идеей", заставить общество содрогнуться и навеки эту идею проклясть. Проклясть само имя Наполеона и его порождение - нигилизм. Человечество должно вернуться к истинным, вечным ценностям. Должен вернуться к ним и Раскольников. В гордом одиночестве, в сладостном воспарении над "муравейником" создавал Раскольников свою теорию, готовился к "пробе". Понять же истину случившегося в таком одиночестве невозможно: герой уже переступил черту, сознание его не может самостоятельно вырваться из замкнутого круга идей и категорий, определенных ТЕОРИЕЙ. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и уже этим облегчить страдание. И тогда появляется Соня - и спасает Раскольникова от безумия.




В появлении Сони заключена одна из самых важных идей Достоевского. На преступление человек идет один. Вернуться к людям он один не может, необходим кто-то, кто разделит с преступником его грех, добровольно возьмет на себя тяжесть чужого креста. Понять истину герой Достоевского может не сам с собою, а только рядом с другими.

Центральное событие романа - так называемая проба, после которой и должно начаться самое главное: новая жизнь. В ней Раскольникову будет определен высший ранг, он вознесется до великих мира сего.

Раскольниковская проба необычна. Он логик и "арифметик". Герой решается (посмотрим на случившееся глазами автора) не на убийство, а на величайший акт самопознания, чтобы сразу и бесповоротно стало ясно ВСЕ. По замыслу он совершет НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, поднимает руку не на человека, а на вошь. Почему же тогда он так боится, так замирает от любого чужого окрика, от шороха в комнате, где он совсем один, почему так невыносимо ему видеть родных - мать и Дуню? Больше всего герой мучим своим мучением. Раскольников мучительно сознает, что не "старуху убил, а себя", что - этой мысли он бежит, как Страшного Суда. Герой вступает в борьбу жестокой схватке пытается совладать с собственным подсознанием, которое в любой момент готово разрядиться то страшным сном. В душе нет мысли об убиенных женщинах, скорби о них. Он сознает теперь лишь собственный страх, который владеет им безраздельно.

Страстное желание "все рассказать" овладевает героем. Та пропасть между ним и всеми, о которой поначалу он грезил, теперь только пугает его. Избранник на страницах романа превращается в испуганного и измученного изгоя, мечтающего о наказании, как об избавлении от страданий.

В какие-то моменты внешние события отвлекают Раскольникова от его внутреннего сюжета, и он забывает о содеянном. Но это лишь миги. Жизнь умерла. Осталась мука.

Преступление стоит между героем и миром. Убийство - акт посвящения в великие. Он отрезал себя от всех. И когда на него устремлены родные глаза, он свои прячет, потому что взгляд выдает его: он - по ту сторону, он - не здесь. Ему ведомо запретное, то, чего не должен знать человек. Жажда познания обернулась страшным разрушением - убийством в мире, потерей самого себя - в себе самом: "что толку человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу!"

Преступная теория и преступное деяние отлучили Раскольникова от мира людей, перенесли его в другой мир, где иные - не человеческие - пространство и время.

Это тот мир, в котором живет так завороживший Раскольникова Наполеон. За несколько лет до событий, описываемых в романе, Раскольников опубликовал статью, которою очень заинтересовался Порфирий Петрович. Настолько серьезно заинтересовался, что постарался найти автора этой статьи и последить за его дальнейшей жизнью: он счел, что человек, создавший такую теорию непременно попытается перейти к делу, претворить свои идеи в жизнь.

Убийство началось не тогда, когда он взял в руки топор, а когда создал свою систему мирозданья, разделив людей на два разряда: на бессознательную, бесправную толпу и на героев, коим все дозволено. Эти герои предстают в воображении Раскольникова в ореоле власти и бессмертия, их имена известны всем, слава об их деяниях летит из уст в уста. Два имени среди прочих особенно притягательны для Раскольникова: это Магомет и Наполеон.

Имя Наполеона многим не давало покоя, будоражило умы, ему посвящались поэмы и баллады. В общественном сознании его имя стало символом. Образ вырастает в символ ДЕРЗАНИЯ и ПОСТУПКА. Он окончательно формирует представление о гениальной личности.

Любовь юношества к Наполеону постепенно превращается в культ силы, определяет особые качества героя времени: жестокость, неумолимое движение к заветной вершине, в достижении которой все средства хороши. Судьба Наполеона как миф гипнотизировал не одно поколение, звала на бунт против того существования, которое предопределено было человеку происхождением и воспитанием. Ведь этот же смог! Был капралом, стал им~ператором!

Раскольникова интересует не столько судьба императора, сколько его "моральный кодекс". Оставил в Египте целую армию, поработил Европу, пролил столько крови, совершил столько великих дел, вошедших в историю века! Итак, Наполеон посмел - и из небытия вознесся в бессмертие. Он - главный союзник Раскольникова в его споре с жизнью и тем жалким местом, которое определила ему судьба.

Это ведь и есть - нигилизм. В новую эпоху Достоевскому необходимо провести психологическое исследование человека, одержимого, как манией, "наполеоновской идеей", заставить общество содрогнуться и навеки эту идею проклясть. Проклясть само имя Наполеона и его порождение - нигилизм. Человечество должно вернуться к истинным, вечным ценностям. Должен вернуться к ним и Раскольников. В гордом одиночестве, в сладостном воспарении над "муравейником" создавал Раскольников свою теорию, готовился к "пробе". Понять же истину случившегося в таком одиночестве невозможно: герой уже переступил черту, сознание его не может самостоятельно вырваться из замкнутого круга идей и категорий, определенных ТЕОРИЕЙ. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и уже этим облегчить страдание. И тогда появляется Соня - и спасает Раскольникова от безумия.

В появлении Сони заключена одна из самых важных идей Достоевского. На преступление человек идет один. Вернуться к людям он один не может, необходим кто-то, кто разделит с преступником его грех, добровольно возьмет на себя тяжесть чужого креста. Понять истину герой Достоевского может не сам с собою, а только рядом с другими.

Предпосылки появления теории

В произведении теория Раскольникова отражается в некогда написанной студентом статье, которую герою кратко излагает во время беседы Порфирий Петрович. Саму статью целиком в напечатанном виде Достоевский в роман включать не стал.

Родион Раскольников

Теория базируется на постулатах Ницше о сверхчеловеке, а в качестве эталона человека исключительного Раскольников видит императора Франции Наполеона.

Причины возникновения

Эта теория возникла в голове Раскольникова не случайно. Социальная структура общества, бытовые условия, в которых проживал бывший студент, наложили свой отпечаток на психологическое состояние Раскольникова. Достоевский подробно описывает, какова была почва для зарождения столь губительной для разума и души теории, раскрывая подробности жизни Раскольникова через значимые художественные детали.

Комната Раскольникова

  • Комната Раскольникова, которую он снимает у хозяйки, напоминает о его бедственном материальном положении: это низенькая каморка под крышей, похожая на гроб, в ней тесно, темно и холодно.
  • Петербург, по которому гуляет будущий убийца, одной своей атмосферой способен свести с ума, настолько в нём душно, шумно и тоскливо. Город переполнен нищими, пьяными мужиками, продажными женщинами, бездомными. В описании города преобладает жёлтый цвет, напоминающий стены домов для умалишённых.
  • Письма, получаемые Родионом от матери вместе с деньгами, рассказывают о нелёгкой обстановке в семье. Раскольников прибывает в подавленном состоянии из-за осознания того, скольким жертвует ради него родная сестра, из-за невозможности защитить её честь после истории в доме Свидригайловых.
  • Эпизод, в котором Раскольников сначала пытается совершить гуманный поступок и заступиться за девушку на бульваре, а затем отмахивается от этой ситуации, ощущая всю бессмысленность попыток изменить существующий уклад.
  • Сон Раскольникова, в котором он видит детское воспоминание о жестоко и бессмысленно загубленной лошади. С этой лошадью он ассоциирует собственную жизнь.

Достоевский не перекладывает ответственность за поступок персонажа на среду, но допускает что среда усугубила внутренний конфликт в душе героя. Однако вина за содеянное полностью лежит на человеке.

Задумка Раскольникова убить старуху

Задумка сделать своей жертвой старуху-процентщицу, у которой Родион сам неоднократно закладывал вещи, родилась у него после подслушанного в трактире разговора. Он приходит к выводу, что старуха ведёт бессмысленную паразитическую жизнь, наживаясь на страданиях других людей и держа в страхе собственную сестру.

Однако убийство с самого начала проходит не по плану. Раскольников вынужден избавиться не только от старухи, но он её доброй юродивой сестры. Он торопится, паникует и оставляет кучу следов. После убийства его преследуют кошмары, он тяжело заболевает.

Раскольников долго не чувствует раскаяния. Убийство было совершено им сознательно, при этом он полностью понимал всю глубину аморальности своего деяния. Но в противоречие с теорией неожиданно вступает сама жизнь, логика которой быстро опровергает стройные рассуждения героя.

Крушение теории

В романе присутствуют персонажи, прямо влияющие на духовное развитие Раскольникова. Встреча с героями-двойниками помогает герою увидеть себя со стороны, осознать самообман. Герои-антиподы указывают на выход из сложившейся ситуации и способствуют духовному преображению.

Ведущий безнравственный образ жизни Свидригайлов

Раскольников видит символический сон

Раскольников видит символический сон, где идеи предстают дьявольскими трихинами — болезнями, поразившими всё общество и ведущими его к гибели. Герой понимает разрушительность своих прежних устремлений. В его жизни появляется место для надежды на будущее. Он вдруг смотрит на молчаливую, кроткую Соню другими глазами и понимает, что любит её.

Таким образом, главный герой романа проходит духовную эволюцию от озлобленного на весь мир человека, заражённого разрушительной идеей, до героя, способного принять существующий порядок вещей и заняться собственным нравственным развитием. Теория Раскольникова разбивается при столкновении с полнотой и многозначностью жизни, неподвластной никаким теориям.

Читайте также: