В чем сила молитвы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как молиться?

Сила молитвы. Молиться надо с верой – вера твоя тебя спасет. Большинство религий утверждает, что ритуальные фразы, которые были произнесены без религиозного чувства, остаются пустыми словами. Их делает действенными только сила веры. Молитва это только устное выражение устремлений к Богу.

Молитва — это проверка нашей искренности: сможем ли мы произнести простые слова с верой, из глубины своего сердца? Если сумеем — молитва будет услышана.

Молитва – это обращение к Господу, способ соединения мира земного и духовного. Потому здесь нет определенных правил как молиться, которые надлежит строго соблюдать. Сомневающимся в правильности действий во время молитвы можно дать лишь один совет: поступайте и говорите так, как чувствует душа обращенная к Богу. Такое обращение немедленно будет услышано нашим Небесным Создателем, ведь оно будет идти от самого сердца.

Молитва и энергия

Чтобы наши слова дошли до Бога, они должны быть наполнены энергией, иначе вы не будете услышаны. Изначально у человека имеется очень мощный энергетический запас, но большинство людей растрачивает его понапрасну, занимаясь пустыми мелкими дела. Мы нелюбим ближних, как нам было завещано, а ведь любовь это мощнейшая энергия, мы страшимся расплаты за свершенные грехи, а страх — это потеря энергии.

Где молиться?

Сила молитвы. Что такое молитва?

Сила молитвы – эксперименты

Для того что бы разгадать феномен молитвы в наше время используются новейшие компьютерные технологии.

• Нейрофизиолог Валерий Слезин еще в 1986 г. записал впервые энцефалограмму мозга священнослужителей во время их молитвы. Результат оказался сенсационным и сразу же был принят на мировом психиатрическом симпозиуме. Но нейрофизиолога в СССР чуть не уволили из института. Слезин показал, что активность мозга фактически исчезает во время молитвы, т.е. она в десятки раз понижается. В состоянии бодрствования мозг взрослого человека работает приблизительно с частотой в 12 Гц. А во время произнесения молитв электроэнцефалограф в лаборатории профессора зафиксировал активность около 3 Гц.

• Британские ученые из Центра изучения мозга в Кембридже проводили эксперимент на 20-ти добровольцах, среди которых было 10 глубоко верующих людей и столько же атеистов. Каждому участнику эксперимента закрепили на руке электроды и пропустили слабые разряды электрического тока. При проведении опыта верующим было предложено смотреть на икону с ликом Иисуса Христа, атеистам – на репродукцию картины Гогена.

За 20 мин. эксперимента каждый из добровольцев получил 20 неприятных электрических разрядов. Однако восприняли их две группы по-разному. Те кто смотрел на лик Христа чувствовали себя в полной безопасности и не волновались. При чем приборы показали, что они испытывали не такую сильную боль, как рассматривавшие картину Гогена. Прибор, делающий анализ работы мозга, показал, что у верующих активизировалась передняя доля правой половины, то есть эти люди сами подавляли наносимую им боль. А вот у атеистов такой реакции мозга не было.

Обращаясь к молитве, вы открываете доступ в тонкие энергетические слои и можете реально влиять на судьбу, карму, здоровье. Важно научиться обращаться к молитве не только в горе, но и в радости, в благодарности.

Тайна молитвы

В Православии во все времена были свои святые и свои пророки. Одним из таких людей был Иоанн Кронштадтский. Начал говорить я о нем для того, чтобы с его помощью раскрыть психотехнику совершения правильной молитвы.

А вот что сказал о технике молитвы Иоанн Кронштадтский, “Истинные христиане и теперь, как и всегда, испытывают, на себе благодатную силу молитвы. Но почему же между нами мало тех, кто считал бы молитву самым действенным средством во всех злоключениях и напастях?

Что значит, к примеру, такое заявление: когда христианину при случившейся с ним какой-либо беде подаешь совет помолиться Господу, он холодно принимает совет, словно бы дело шло о давно испытанном и не оказавшем, пользы средстве. Это говорит лишь о том, что между христианами все еще мало таких, которые умеют молиться как следует, а потому и не испытывают на себе всей спасительной молитвы. Молитва – великое и святое дело, благоуханный цвет духовной жизни. Вначале надлежит научиться молиться, познать, какая молитва угодна Богу. Это – великий подвиг.


Без молитвы не находят Бога, молитва есть именно то средство, при помощи которого ищут и находят Бога (Мф. 7, 7-8). Молитва есть залог и узы, которыми Предвечная Любовь привлекает нас к Себе и желает возможно дольше удержать у Себя.

Внутренней молитвой человек приводится к молитве благодатной (сверхъестественной), которая является истинным соединением с Богом через веру, так что сотворенный дух наш совершенно растаивает и погружается в несотворенный Дух Божий. При такой молитве душа наполняется любовью к Богу, так что она может мыслить только о Боге, если же на сердце и ум приходят и мысли, и чувствования о другом, то это отзывается печалью в душе. При такой молитве душа не допускает ничего говорить языку или весьма мало, всегда воздыхает о Боге, ищет Его, в Нем находит единственное удовольствие, забывает весь мир и все сущее в мире и все более и более Богопознанием, любовью и радостью исполняется, и радости той не может выразить язык.

Таким образом, без устной молитвы нельзя достигнуть внутренней, а без внутренней — сверхъестественной, почему Бог и повелевает так усердно и так часто молиться.

Молитва и смирение

Молиться нужно от всего сердца, иначе молитва будет бесплодной.

Мы должны подражать Спасителю, но молиться горячо и благоговейно человек может лишь тогда, когда будет иметь перед глазами смиренную кроткую жизнь Христову. Без истинного смирения все молитвы напрасны.

Для того, чтобы молитва наша была услышана, необходимо, чтобы мы искренно, от всей души простили нанесенные нам людьми обиды, оскорбления и сделанное нам зло, чтобы в нашем сердце, в тайниках его не оставалось скрытых озлобления и недоброжелательства к этим людям.

Что это значит? То, что воздаяние добром за зло является не только самым благородным актом мести, но и смиряет противника. Человек, так поступающий, не сам себя возвышает, но его благородный образ действий настолько ставит его выше противника, что тот, если, конечно, имеет совесть и человек порядочный, должен невыносимо страдать от сознания, как он низко пал по сравнению с лицом, им обиженным, и что он не способен на такой высокий и благородный поступок (Я в своей жизни никому из лиц, меня оскорбивших или сделавших мне зло, не мстил даже дурным о них отзывом. Делал я это не потому, что я обладаю достоинствами истинного христианина, а вследствие случайности — воспитания, полученного мною от родителей, служивших мне примером высокого благородства, порядочности и уважения к достоинству человека. Благодаря этому, я с юных лет признал месть, клевету, зависть и неблагодарность чувствами рабскими, хамскими. Отец мой всегда мне внушал, что самая благородная месть врагу — сделать ему добро. Когда я слабыми своими стопами пошел по духовному пути, то утвердился в этом еще более, найдя, что усвоенные мною правила жизни соответствуют христианским началам. Но интересно, что все лица, сделавшие мне сознательно зло, пострадали так или иначе. — Прим. авт.).

Что же мешает нам развить у себя христианское смирение, и почему самое трудное для человека — твердо решить стать на этот путь? Препятствием служит гордость.

Гордость поистине мать грехов, так как начало зла в мире положено падением Денницы, возгордившимся и свергнутым с Неба. Когда-то светлый Серафим, богато одаренный по сотворении высокими качествами — красотой, премудростью, светом, славой, — Денница начал любить больше всего самого себя и восхвалять свои достоинства, воздавая честь не Богу, даровавшему ему высокие совершенства, но себе самому и любовь свою направил от Бога к себе самому, развратив своею гордостью других ангелов, над которыми он начальствовал.

Вот почему человеку, желающему побороть в себе гордость, надлежит просить Бога о двух вещах: чтобы в нем разрушился образ сатаны и, потом, чтобы восстановился образ Божий. Без молитвы никаких спасительных даров от Бога получить нельзя (Иак. 1, 17).

Как нужно молиться?

Получается то, что мы наблюдаем, когда ткется полотно: основа — это слова молитвы, идущие ввысь — к небу, и влечение нашего сердца к Богу; уток — посторонние мысли, внушаемые нам темной силой, отвлекающие нас и постоянно нам напоминающие о земле. Все это переплетается, как переплетается основа с утком в ткани.

Если не будешь бдительным, посторонние мысли могут совершенно заглушить молитвенный порыв, изменить настроение; навеянная мысль может так заинтересовать, что язык станет повторять слова молитвы без всякого участия ума и сердца.

Так молился о. Иоанн Кронштадтский. Он даже интонацией голоса показывал, что уверен в том, что молитва его будет услышана, почему иногда казалось, что он не просит, а требует, хотя молитва его была всегда благоговейная и смиренная.


Иногда для человека, очень занятого, или спешащего куда-либо по делу, или усталого, нет возможности совершить все келейное правило, тогда его лучше сокращать, но делать это лишь в исключительных случаях. Так учили преподобный Серафим Саровский и преподобный Амвросий, оптинский старец.

А к ней присоединю и молитву оптинских старцев, которую полезно читать по утрам при совершении келейного правила:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне вполне предаться воле Твоей Святой. На всякий час этого дня во всем наставь и вразуми меня, открой мне волю Твою для меня и окружающих меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все воля Божия. Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами. Не дай мне забыть, что все послано Тобою. Научи меня правильно и разумно действовать с каждым членом моей семьи, никого не огорчая, никого не смущая.

Виды молитв

Внутренняя молитва

Внутренняя молитва – это такая молитва, которая совершается в глубине человеческого духа и другими – не опытными – может быть не замечена, так как не сопровождается внешними движениями.
Примером этой молитвы может служить молитва Моисея пред переходом чрез Чермное море. Народ в этот момент не видел его молящимся, а между тем, как сказано в Библии, он вопиял к Богу (Исх. 14:15).

Внутренняя молитва может быть умной и сердечной.

Наружная молитва

В храм идут люди, чтобы здесь вознести к Богу свои горе и радость, получить новое подкрепление религиозных чувств. Этому и должно соответствовать богослужебное чтение и пение.

Пример такого чтения мы видим в близком к нашему времени молитвеннике святом праведном отце Иоанне Кронштадтском. Рассказывают, что он имел обыкновение на утрени канон читать сам. И когда он читал, то вся церковь плакала, увлеченная его религиозным духом.

А вот другой пример. В начале этого столетия в городе Петракове был псаломщик, человек средних лет. Первый час он выходил читать на середину собора и так его читал, что большинство присутствующих молились вместе с ним со слезами. Мало того, некоторые из прихожан, не имевшие возможности простоять всю службу, старались прийти хотя к концу, чтобы выслушать чтение этого псаломщика.

Наружная молитва выражается не только в чтении по книге, но и в произношении ранее заученных молитв по памяти. Такая молитва бывает очень полезной для человека, так как она более собирает внимание молящегося на содержании произносимых им слов, в то время как слушая чтение других или сам читая, молящийся легче рассеивается, незаметно уходит мыслью в мирские дела.

Атрибуты наружной молитвы

Церковное пение

В наше время нотные церковные песнопения многочисленны и разнообразны. Из них, несомненно, первое место должно быть отведено распевам – знаменному, греческому, болгарскому и Киево-Печерской Лавры. В этих напевах невольно ощущается нечто родное, затрагивающее душу и устремляющее к Богу. К ним и призывает обратиться Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I .

В католической церкви богослужение сопровождает и музыка. Но этот обычай, введенный Западом в VI-VII вв. носит чисто светский характер, почему и не принимается нашей Православной Церковью, хранящей Христову истину в ее неповрежденном виде.

Внешние движения

Сам Господь наш Иисус Христос при молитве к Отцу Небесному употреблял их: поднимал очи к небу , преклонял колена , падал ниц , вздыхал , проливал слезы .


Пользовались внешними движениями и святые апостолы . О внешней стороне молитвы упоминают и мужи апостольские , и христианские апологеты , и святые отцы.
Наше православное христианское богослужение, будучи неисчерпаемо в своем содержании, богато и с внешней стороны.

Каждое внешнее обнаружение молитвы имеет свой смысл и значение, поэтому оно и зависит от характера молитвы. Так, хвалебной молитве более приличествует стояние, ибо здесь уста изливают пред Богом, главным образом, полноту сердечной радости; благодарственной – поклоны, как это бывает и в жизни обыденной. Просительно-покаянной молитве свойственны формы, выражающие сокрушение молящегося и его взывание к Божией помощи. Такими знаками могут быть: поднятие рук к Богу, наклонение головы, преклонение колен, плач и прочее.

Самым обычным и наиболее употребительным положением при всякой молитве служит стояние. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, в древние время христиане стояли и при частной, и при общественной молитве.

Важнейшим молитвенным знаком является крестное знамение. Им всякая молитва начинается, сопровождается и им же заканчивается. Крестное знамение всегда должно предшествовать поклону как поясному, так и земному. При этом необходимо следить за тем, чтобы крестное знамение совершалось до поклона: крестным знаменем мы как бы ставим перед собой изображение креста и затем творим поклон Распятому на нем Господу. Если же оно творится вместе с поклоном, то мы будем как бы бросать крест на землю, что граничит уже с богохульством (хотя и не сознательным).

Соединение внутренней и внешней молитвы

Необходимость внешней формы в молитве вытекает, далее, из того, что произношение молитвенных формул и совершение молитвенных действий может возбуждать в нас – и действительно возбуждает – молитвенный дух и молитвенное настроение. Психология знает не только о влиянии души на тело, но и об обратном влиянии тела на душу. Благоговейное произношение известных слов и совершение известных действий может вызвать в душе соответствующие им эмоции и переживания. Мы можем начать произносить слова молитвы и совершать молитвенные действия, не имея молитвенного настроения, оно может возникнуть в нас, как следствие наших молитвенных подвигов и упражнений.

Ввиду такой тесной и неразрывной связи внутренней и внешней молитвы, святитель Филарет Московский считает даже бесполезным ставить вопрос о том, не довольно ли одной внутренней молитвы без наружной.
Итак, внутренняя и внешняя молитвы должны составлять одно целое.

Хвалебная молитва

Хвалебной молитвой называется та, в которой мы прославляем Господа за все Его Божественные совершенств. «Молитвою хвалы, – говорит святитель Филарет (Дроздов), – мы созерцаем совершенства Бога, исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь…

Образцы хвалебной молитвы

К числу хвалебных молитв нужно отнести и наши акафисты, представляющие собой песнопения духовной радости и отрадного торжества. Да и каждое наше богослужение начинается и заканчивается хвалением – прославлением Господа, троичного в Лицах.

Просительная молитва

Примеры просительной молитвы
Примером просительной молитвы в Ветхом Завете может служить молитва иудейского царя Иосафата. Вначале он говорит о всемогуществе Бога, в руках Которого сила и крепость, Который спасал народ Свой, уповающий на Него (2 Цар. 20:5-9). И ныне, говорит далее иудейский царь: избавь нас, Боже, от руки врагов наших (ст. 10—12). В заключение Иосафат выражает свою всецелую преданность Богу и надежду на Его небесную помощь (ст. 12).

Покаянная молитва


Испрашивая у Господа тех или иных благ, человек не может и не сокрушаться о своих грехах, которые составляют главнейшее препятствие к получению Божией милости. Отсюда получает свое начало покаянная молитва. Это такая молитва, в которой человек, будучи глубоко проникнут сознанием тяжести своих грехов, пламенно и усердно, со слезами и плачем просит Господа отпустить ему их, не наказывать его за них, освятить его труд над исправлением сердца.

Покаянная молитва с формальной стороны имеет сходство с просительной молитвой: и в первой, и во второй христианин испрашивает у Господа милостей. Но в своем существе она отличается от просительной: в покаянной молитве предметом служат не потребности жизни, как бывает это в просительной, а только просьба о прощении грехов. Часто покаянная молитва следует непосредственно за проступком.

Образцы покаянной молитвы
В Священном Писании мы находим много образцов и покаянной молитвы. Из них, прежде всего, нужно указать на молитву иудейского царя Манассии во время пребывания его в вавилонском плену.

Вначале молитвы иудейский царь говорит о Боге как премудром Творце и грозном Судье за наши грехи (в конце 2 Пар., а-в). Но, – продолжает Манассия, – Ты, Господи, и многомилостив к кающимся, Ты обещал им отпущение грехов по великой Своей благости; поэтому и я, несмотря на многочисленные мои беззакония, с надеждой на Твои щедроты преклоняю колена сердца моего и прошу Тебя, Господи, не дай мне погибнуть с моими мерзкими делами, покажи на мне Свою милость (г-к). Заканчивает молитву Манассия обещанием впредь не прогневлять Бога своими неправдами, но прославлять Его своею праведной жизнью (к-л).

Образцами покаянных молитв в богослужении святой Церкви могут служить молитвы, входящие в чин исповеди. Богаты покаянным содержанием и все великопостные моления, в частности же – канон святого Андрея Критского и другие.

Благодарственная молитва

За исполнением наших прошений как о духовных нуждах, так и о телесных, естественно, следуют благодарения. Молитва благодарения – это такое расположение нашего духа, при котором мы считаем Бога источником всякого истинного нашего блага и в полноте чувств повергаемся пред Ним в знак своей сыновней признательности.

Основанием для благодарственной молитвы служит Божественная Любовь, изливающая на нас свои великие щедроты. Если мы получаем от ближних какую-нибудь услугу, то у нас невольно возникает к ним чувство благодарности. Это тем более нужно сказать в том случае, когда имеются в виду благодеяния Божии, так как они получаются человеком во множестве и притом постоянно. Человек ничего своего не имеет – всем обязан Богу. Отсюда благодарение необходимо.

Образцы благодарственной молитвы

В качестве образца благодарственной молитвы из Ветхого Завета можно привести 17-й псалом, воспетый святым царем Давидом после того, как Господь избавил его от всех врагов.

В Новом Завете можно указать на благодарственную молитву Господа нашего Иисуса Христа по случаю радости возвратившихся с проповеди семидесяти учеников Его (Лк. 10:21; Мф. 11:25-26).

Последним и, до некоторой степени, особенным видом молитвы по содержанию является молитва ходатайственная, то есть молитва за других.

Ходатайственная молитва

Замечателен в этом отношении рассказ из жизни святых, на который обратил внимание Н. Мотовилова преподобный Серафим в своей беседе с ним о цели христианской жизни.

Молитва за предержащие светские власти; за духовных руководителей; за членов семейства, сродников и благодетелей

Заповедь апостолов свято исполнялась христианами. В первые времена своей жизни Церковь Христова терпела много гонений от римских императоров. Тогдашняя римская власть испробовала на христианах всевозможные способы мучения. Невинная хри-стианская кровь текла широким потоком по греко-римской империи. Вместе с тем, христиане терпели от римской власти и жесточайшие нравственные страдания: насмешки, презрения, лишения доброго имени и прочее. Казалось, кто бы мог в подобном положении удержаться от желания мести и проклятия гонителей?! И однако древняя Церковь, одушевляемая чувствами христианской всеобъемлющей и всепрощающей любви, неуклонно следовала заповедям святого Евангелия.

Значение молитвы

Для нас слабых людей путь длинной молитвы очень опасен.

Духовная пословица гласит, - Лучше не домолиться, чем перемолиться.

Человеку, который молиться кратко, но часто хочется молиться вновь и вновь. И он никогда не забывает о молитве. Едет он на машине или лежит и загорает в шезлонге – он молится.

Батюшки в храме должны быть очень внимательны по отношению к своим прихожанам. Они не должны обременять их чрезмерно. Что бы на священников не упало Христово слово, которое он сказал фарисеям и книжникам:

Вы связываете бремена тяжелые, неудобоносимые. И возлагаете их на плечи людей, а сами и перстом не движете их.

Если батюшка любит молиться по три, четыре часа, то это хорошо. Но он должен думать в первую очередь и о прихожанах. Как бы это не погубило людей, которые молятся рядом с ним.

Людей не нужно заставлять молиться, если это им в тягость. Нужно учиться молиться с удовольствием. Нужно чтобы все было в меру и на месте. Это первое.

Дальше, молитву нужно делать. Как человек делает какую-то работу, например, чинит машину или копает грядку, так и молитву нужно делать.

Так вот, если молитва делается, то она открывает нам постепенно наши душевные комнаты. Комнату за комнатой.

Также очень важно учиться прощать именно на молитве. Так как одним из главных препятствий на молитве являются обида и злопамятство.

Прощение является одной из главных вещей в жизни. Бог так поступит со мной, как я поступаю с грехами своих ближних и всех людей, которые меня окружают.

Без молитвы прощать невозможно. Об этом говорит и Христос:

Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

Это не значит, что все молящиеся могут простить, но только делающие молитву могут простить.

Если возникла необходимость простить друга, соседа, мужа, дочку и так далее, то это возможно только на молитве. Это второе.

И третье. Один из подвижников сказал:

Кто пытается молиться всегда, то только тот и молится. Он и в храме молится и после храма молится. Как не горит костер постоянно без дров, так и нет веры без постоянной молитвы.


Но вот неофитский период проходит, и, я уверен, почти все начинают замечать, что молитва их оскудевает, сердце плотяное превращается в каменное. Святые отцы говорят, что тут-то и начинается настоящая духовная жизнь. И она оказывается весьма и весьма сложной.

А бывают случаи совершенно жуткой, кощунственной, богохульной молитвы, которую тем не менее Господь слышит и действует, исходя из своей удивительной божественной любви.

– А ты молишься, чтобы Господь дал детей?

– Нет, – ответила моя знакомая.

– А вдруг Он услышит.

Трагическая ситуация. Такое вот отсутствие молитвы при полной уверенности в Боге. И тут вопросы у меня возникают не к моей знакомой, а к тому миру, в котором мы живем. Но мир в евангельском смысле — это, как известно, нечто, враждебное христианству.

Молитва бывает разная. Главное, как говорят, святые отцы, не оставлять ее.

Читайте также: