В чем сила духа русской женщины по утверждению закруткина кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Стрижаченко Галина Николаевна

Учитель русского языка и литературы

Сила духа русской женщины

к 70 - летию Победы)

формировать у ребят душевную щедрость, доброту, гуманное отношение к другим людям даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить.

закреплять умение отбирать материалы для характеристики героя, выявить авторскую позицию.

Задача: формировать нравственные позиции, способствовать духовному становлению личности.

Ход урока

Опережающее задание:

а) Какова тема повести?

б) Какие мысли и чувства вызвали у вас это произведение?

в) Как вы объясните смысл названия?

г) Как сложилась жизнь героини повести?

а) подготовить выразительное чтение стихов

Желающие написать отзыв о книге.

Эпиграф к уроку (на доске)

«Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила,

Какая безмерная тяжесть

Беседа по вопросам (даны заранее)

Какова тема повести?

( Тема - судьба русской женщины, вынесшей все тяготы войны, но нашедшей в себе силы жить, сохранившей человеческую душу, любовь ко всему, что её окружает)

Расскажите о жизни Марии (можно заранее дать это задание)

Что заставляет жить Марию? (не родившийся ребенок) зачитать!

Работа с эпизодами (анализ)

Называем главные эпизоды:

1. встреча с Вернером Брахтом

2. тяжкий труд на полях

3. рождение сына

желательно проанализировать все эпизоды

1. Встреча с Вернером Брахтом

– Обратившись к тексту, опишите, кого увидела Мария в погребе. («На земляном

Напомнил ли вам Вернер каких-либо персонажей из тех текстов, с которыми мы уже знакомились? С чем вызвано это сходство?

2. Какое чувство к раненному солдату хотел выразить у читателей автор повести? Как он этого добивается?

3. Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Что остановило её? (зачитать)

Что предпринимает Мария? Почему так поступила?

(Человечность Марии, гуманизм не позволил ей убить беззащитного раненого. Убить беззащитного раненного значило для Марии стать на один уровень с фашистами, которые убили её сына и мужа. Этого Мария не могла допустить)

Почему Мария так самоотверженно работала на полях?

(Мария думала не только о тех, кто жил здесь до неё. Она думала о тех, кто сюда придет после победы, она думала о своем будущем ребенке. Чувство причастности в судьбе к своего народа помогло Марии понять, что её горе - это капля в море горя народного).

Анализ эпизодов: рождение сына, гибель Славы - самостоятельно

Как вы объясните смысл названия повести?

(Заголовок повести имеет символическое название. Мария – мать своего ребенка, мать осиротевших детей, она мать всему живому – мать человеческая. Она не дала погибнуть крохотной искорке жизни, которая была в ней. Пока есть такие матери, жизнь не исчезнет, потому её можно назвать человеческой матерью.

Какие мысли, чувства вызывает у вас повесть?

(учит силе духа, мужеству, доброте. Гуманность к доброте делают человека – человеком. Люди щедрые душой, достойны признания и любви.

эта книга заставляет задуматься о том, на что способен настоящий человек в тяжелых обстоятельствах).

Слово учителя

Словарная работа

Толерантность- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, мириться с существованием кого-либо, быть стойким, выносливым

Листая страницы повести, сопереживая Марии, мы понимаешь, что война – страшная катастрофа, которая несет смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь страдающему человеку. Мария – образец толерантного поведения, ведь толерантность исходит из гуманистических идей, в которых поддерживается не приходящая ценность достоинств человека.

В центре внимания учащихся текст повести, образ русской женщины Марии. Внимание к слову писателя приводит школьников к размышлениям о собственном отношении к вечному властному зову жизни, к духовной силе человека, к определению своего места в жизни.

Ход подготовки к уроку

III. Подготовить ответы на вопросы:

  • Какова тема повести?
  • Кто является главным героем повести? Кто является главным героем истории, рассказанной повествователем?
  • Как сложилась жизнь героини повести?
  • Отметьте эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление?
  • Как вы объясните смысл заглавия повести?
  • Какие мысли и чувства она у вас вызвала?

IV. Оформление к уроку.

  • формировать у школьников навыки анализа прозаического текста;
  • уделить внимание таким понятиям, как милосердие, доброта, человечность, достоинство, бескорыстие;
  • анализируя повесть, подвести учащихся к выводу: молиться на тех, поклоняться тем, кто становится защитником, опорой, прибежищем, спасителем всего Человечества, поклоняться реально жившим или живущим людям.

Беседа учителя об участии женщин в Великой Отечественной войне.

Учитель: Но женщины не только геройски воевали в годы Великой Отечественной войны. Проводив на фронт мужа, сына, брата, они по 10—12 часов работали у станка или пахали, сеяли, убирали огромные поля, растили детей.

Была ты и пряхой и ткахой,
Умела — иглой и пилой.
Рубила, возила, копала, —
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.

Учитель: В первые месяцы Великой Отечественной войны наши войска отступали под напором гитлеровских полчищ. Женщины, старики, дети оставались беззащитными перед лицом жестокого врага.

1 Учащийся: Станицы на Дону словно прочерчены строгими, прямыми линиями. Улицы ровные, широкие, утопающие в густой зелени садов. И Кочетовская не исключение. В незапамятные времена селился здесь беглый люд. Деды рассказывали, а то слышали от своих дедов такую легенду: были вокруг места диковинные, одно красивее другого, не знали люди, какое выбрать. Тогда порешили — там осесть, где услышат на утренней зорьке крик петуха или по-местному — кочета. И прозвали то место на высоком правом донском берегу Кочетовская.

В этой донской станице Кочетовской Семикаракорского района Ростовской области многие десятилетия жил и работал известный советский писатель лауреат Государственных премий Виталий Александрович Закруткин.

Душевная щедрость, мужество, принципиальность, бескорыстие, доброта — основные черты положительных героев В. Закруткина. (На интерактивной доске обложки книг)

«Ранней осенью 1943 года,— пишет автор,— мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги.

В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора.

На хуторе не было ничего живого.

Спустя много лет, вновь перечитывая этот рассказ, Виталий Александрович решил писать повесть о женщине, которая воплотила в своем характере все то лучшее, что было дано новым людям советской эпохой.

Учитель: Нашу беседу о повести начнем с простого вопроса:

- Кто является главным героем повести? Кто является главным героем истории, рассказанной повествователем?

- Какова тема повести?

Ответы учащихся:

- Это повесть о тяжких испытаниях, которые приносит человеку война, о мужестве и нравственной силе простой женщины Марии.

- Тема повести — судьба женщины, вынесшей все тяготы войны и сохранившей человеческую душу.

- Как сложилась жизнь героини повести?

(Учащиеся рассказывают о нелегком детстве, юности героини повести).В гражданскую войну Марии было семь лет, белогвардейский карательный отряд расстрелял ее отца-коммуниста. Когда умерла мать, ей было шестнадцать лет. Затем Мария вышла замуж за Ивана. Оба работали в третьей бригаде колхоза имени Ленина: он — шофером, она — дояркой. У них рос сын Вася.

Учитель: После всего пережитого таким естественным кажется желание Марии умереть. Что же ее спасает?

Учащиеся читают строки повести:

2. «… по запыленным щекам Марии бежали слезы. Мысли о нерожденном ребенке, о том, что она. женщина-мать обязана уберечь то живущее в ней, что связывало ее с погибшим Иваном, с Васяткой, отогнали желание смерти.

Учитель: Мария ждет ребенка. И это заставляет молодую женщину думать о жизни, о всем живом, что потянулось к ней.

Что поразило вас в Марии?

Ответы учащихся.

Школьники говорят о том, как эта маленькая женщина смогла выстоять, выжить в нечеловеческих условиях. Их поразило умение Марии оборудовать под жилье погреб, очистить от трупов собак и кошек колодец, хороните мертвых солдат, одной работать в поле.

Учитель: Назовите самые яркие, незабываемые страницы повести.

Ответы учащихся. Встреча Марии с Вернером Брахтом, тяжкий труд ее на колхозных полях, спасение его ребятишек, рождение сына, гибель политрука Славы.

Учитель: Почему Мария не убила Вернера Брахта?

Ответы учащихся:

- Чувство материнства, жалости к беззащитному солдату, почти мальчишке, не позволило ей убить его.

- Гуманизм, человечность Марии, весь тот образ жизни, каким жила Мария свои недолгие 29 лет.

- Убить беззащитного раненого мальчишку значило для Марии стать на один уровень с фашистами, убившими ее сына и мужа. Этого Мария не могла допустить.

- Человечность Марии не позволила ей убить беззащитного раненого. Мария ухаживала за ним и похоронила его, когда он умер.

Учитель: Почему Мария так самоотверженно работала на колхозных полях? Чтобы прокормить себя, детей, животных, ей не нужно было столько запасов. Зачем она это делала?

Ответы учащихся:

- Мария чувствовала связь с теми, кого уже нет, кто когда-то трудился на этих полях. В этом чувстве связи со всем, что было на родной земле, с теми, кто жил и трудился на этой земле до тебя, — сила Марии, сила человека вообще. Чувство причастности к судьбе всего народа помогло Марии понять, что ее горе — это капля в море горя народного. И это сделало Марию сильной, помогло ей выжить.

- Мария думала не только о тех, кто жил здесь до нее. Она думала о тех, кто придет сюда после победы. Она думала о своем будущем ребенке.

Учитель: Вспомните и назовите произведения, где дети стали опорой взрослого человека в трудное время.

Ответы учащихся:

В числе волнующих страниц повести учащиеся назвали рассуждения Марии о жизни и смерти двух юношей – русского и немца, эпизод встречи Марии с ребятишками из детдома. Они говорили о том, что она чувствовала себя матерью не только их, а всех детей вообще.

Учитель: Известно ли точное место жительства героини повести? С какой целью автор избегает привязанности к географическим данным? (Отсутствие конкретности, фактографичности переводит образ героини в общечеловеческий план: такая женщина могла жить в любом селе России).

Подведение итогов урока

Учитель: Какие мысли и чувства вызывает повесть В. Закруткина?

- Доброта и гуманность делают человека человеком. Люди добрые, щедрые душой, достойны всеобщего признания и любви.

- Эта книга об огромной любви к жизни, земле, людям.

- Повесть заставляет нас задуматься над тем, на что способен настоящий человек в тяжелых обстоятельствах.

Учитель: Что вынесено в заглавие повести? Объясните свою точку зрения.

- Опираясь на анализ повести, можно предположить, что в заглавие вынесено не просто имя главной героини, а авторская позиция или идея всего произведения.

- Такие женщины-матери, как Мария, достойны поклонения во все века.

- Молиться необходимо на тех, кто становится защитником, опорой, прибежищем, спасителем всего человечества.

Сила духа русской женщины

Конечно, очень много написано произведений о войне. Но в основном все пишут о героизме солдат, а о женщинах сказано не так много. Трудно поверить, что женщина, которую мы привыкли видеть хозяйкой, другом, женой и просто матерью, может стать солдатом, пережить всю горечь войны.

Мама, мамочка! Самое прекрасное слово на земле. Оно звучит на всех языках одинаково нежно. Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного.

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Одна из святых страниц в ней, дорогая и близкая любому не очерствевшему сердцу, это произведения о женщине, о матери.

Известные учёные и писатели, певцы и композиторы многим обязаны своим матерям и в благодарность они посвящали им свои произведения.

1-й выступающий:

В Донской станице Кочетковской Семикаракорского района Ростовской области многие десятилетия жил и работал известный писатель, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР Виталий Александрович Закруткин.

Эта любовь проявлялась не только на страницах его книг. На протяжении всей жизни Виталий Закруткин помогал окружающим его людям, никогда не оставался в стороне от людского горя и радости. Его дом в станице был всегда открыт и гостеприимен. Виталий Александрович принимал активное участие в жизни района, был депутатом, своим мудрым советом помогал всякому, кто в этом нуждался. В. Закруткин принадлежал к категории людей, которым посчастливилось вырасти в период, когда идейное стояло выше материального, а благо человечества — выше собственных интересов. Для Виталия Александровича эти слова были не пустым звуком. В каждой строке его произведений — восхищение Человеком, сумевшим победить себя, свободным, честным, готовым на самопожертвование ради ближнего, готовым на руинах и пепле голыми руками творить новый мир. Творцом всех грандиозных событий писатель считал человека - земного и грешного, великого в своей слабости, способного на невероятные жертвы и трудовые подвиги ради будущего.
Виталий Александрович сумел донести правду о таких людях нам, не знавшим ни войны, ни тяжелого труда на земле, сумел подобрать такие слова, которые западают в душу и заставляют задуматься о смысле жизни. Сумел потому, что сам был одним из таких людей и то, о чем писал, знал не понаслышке, не с чужих слов.

2-й выступающий:

Вопросы для обсуждения:

  1. У повести Виталия Закруткина страшный фон. Злодейства фашистов, холод, Голод, трупы убитых людей, спаленные хаты, порубленная скотина, сожженная земля… И все-таки повесть оставляет ощущение торжества над мраком. Как вы думаете, почему?
  2. Какова была роль женщины в военное время?
  3. Оказавшись в тяжелейшей ситуации одна с будущим ребенком под сердцем, Мария мечтает о рождении сына. Даже в такой обстановке ребенок для нее желанный. Как это объяснить?
  4. На глазах у мари были повешены муж и маленький сын, хуторянка Феня, растерзана девочка Санька. Наверное, было бы справедливым возмездие в отношении раненого солдата Вернера Брахта, затаившегося в погребе, но Мария его пощадила. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим?
  5. В годы войны особое отношение к труду. Но огромное колхозное поле она могла бы и не убирать. Как вы можете объяснить то, что Мария работает не щадя себя?

А сейчас давайте подведем итоги нашей читательской конференции.

Это и тема Родины – все герои повести отдали свои жизни во имя нее. Тема семьи и любви – яркий пример, семья Марии, в которой царила любовь, взаимопонимание, почитание семейных ценностей (усадьба на месте своих предков, сельское кладбище с могилами родных).

Тема природы, которая, кажется, страдает вместе с убитой горем женщиной. Все животные тянутся к ней, начиная от самой злой собаки в деревне, до коров и лошадей, которые возвращаются в хутор после голода и скитаний по лесу. Мария не только заботится о тепле и корме для них, но и находит каждому ласковое слово.

И, конечно же, тема материнства. Мария берет на себя ответственность за чужих детей, за животных. Она становится для всех них матерью. Тема раскрывается автором с помощью введения образа Богородицы, с которого начинается и заканчивается повесть.

1. Белова Д.Н. Образ Богоматери – эстетический идеал православия// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия.– 2001. – №5. – С. 84-94.

2.Брудный Д.Счастливая судьба книг В.Закруткина. – М.: Профиздат,1986

3. Бусыгина. Л.М. Сила духа русской женщины // Литература в школе. – 1986.- №2

4.Закруткин.В.А.. Матерь человеческая. – М.: Профиздат,1986 .

Подготовила библиотекарь I категории библиотеки им. М.Горького Гнидина Л.В.

1. Познакомить учащихся с писателем и его произведением, на примере образа Марии показать духовную красоту русской женщины .

2.Совершенствовать умение анализировать текст, вызвать у учащихся душевный отклик ,размышления о прочитанном .

3.Воспитание любви, благодарности женщине матери, любви к Родине, к людям , ко всему живому , а также таких черт характера , как доброта, гуманность ,человечность .

Ход урока

1.Орг.момент. Рапорт дежурного .

Вопрос учителя: Какие произведения , отражающие Матерь человеческую вы знаете?

Прославление материнства – это вечная тема литературы и искусства .

1.Запишите сегодняшнее число и тему урока.(На доске)

2.Записываем в тетрадях эпиграф к уроку .

Да разве об этом расскажешь:

В какие ты годы жила,

Какая безмерная тяжесть,

На женские плечи легла!

Ребята, как вы думаете , о каких годах говорится в данных строках ? ( О годах ВОВ)

Да , вы ребята верно заметили . В полдень 22 июня 1941 года по Всесоюзному радио прозвучал голос Ю.Б.Левитана .

Кто расскажет об участии женщины в ВОВ?

Ученик : Женщины воевали плечом к плечу с мужчинами ,совершали подвиги. Проводив на фронт мужа , сына, брата , они по 12 часов работали на станках или пахали, сеяли, убирали огромные поля, растили детей.

Слово учителя.

Презентация Рисунок 2. Портрет писателя.

Презентация Рисунок 3,4 . Слова В.Закруткина.

В.Закруткин говорит такие слова : «Эту женщину я не мог ,не имел права забыть .Нелегкая ее жизнь ,чистая душа ,характер ,глубокий и добрый …

Мы сейчас проведем беседу по содержанию повести.(Презентация Рисунок 5. Мадонна)

1.Как начинается и чем заканчивается повесть? Автор размышляет о женщине –матери , глядя на скульптуру Мадонны .Такой прием называем художественным обрамлением .( учащиеся записывают в словарях).

Обрамить-вставить в рамку. Закруткин как бы окружает рамкой происходившие события .

2.О чем эта повесть?

Эта повесть о тяжелых испытаниях , которые приносит человеку война , о мужестве и нравственной силе простой русской женщины Марии.

3.Как автор назвал своих героев?

Иван и Мария – самые распространенные русские имена .Мария –евангельское имя, словесная икона женщины –матери гимн материнству .

Слово учителя Нелегкое было детство Марии. В гражданскую войну ей было 7 лет. Белогвардейский карательный отряд расстреляла ее отца .Когда умерла мать ей было 16 лет.

Презентация Рисунок 5,6,7

ВОВ принесла людям тяжелейшие испытания и смерть уничтожила города и села .Принесла горе в семьи .Ворвалась она и в семью героини повести.

4.Как сложилась жизнь героини повести ?(Во время ВОВ)

На глазах Марии фашисты повесили мужа и десятилетнего сына ,сожгли хутор ,всех его жильцов погнали в Германию. А.Мария , чудом спасшаяся в кукурузном поле ,осталась одна.Да, после всего пережитого таким естественным кажется желание Марии умереть…Но Мария ждет ребенка .И это заставляет молодую женщину думать о жизни.

5.Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление?

Ученики зачитывают их .

6.Как эта маленькая женщина смогла выстоять ,выжить в нечеловеческих условиях .

Мария сумела оборудовать под жилье погреб, очистить от трупов кошек и собак колодец, хоронить мертвых солдат , одной работать в поле и т.д.

7.Почему Мария не убила Вернера Брахта? Не подчинилась слепо охватившему ее чувству мести ?

Убить беззащитного раненного мальчишку значило для Марии стать на один уровень с фашистами , убившим ее сына и мужа. Этого Мария не могла допустить .

8.Почему Мария самоотверженно работала на полях?

Чтобы прокормить себя , детей, животных, ей нужно было столько запасов .Мария думала не только о тех ,кто жил здесь до нее. Она думала о тех ,кто жил здесь до нее. Она думала о тех, кто придет после победы , а также о своем будущем ребенке.

9.Рассматривая какой эпизод, мы можем сказать о большом и добром сердце Марии?

Хотя она и измучена морально и физически ,Мария не остается равнодушной к горю других. Эпизод встречи ее с ребятишками из детского дома не оставил нас равнодушным. Мария чувствовала себя матерью этих обездоленных войной детей. Это чувство особенно обострилась у нее ,когда она родила сына.

Слово учителя : В первый день войны писатель- публицист Илья Эренбург написал: «Не мы хотели этой войны. Не мы перед ней отступим .Фашисты начали войну. Мы ее кончим – победой труда и свободы. Война- тяжелое , суровое дело .Мы не дрогнем … Мы защитим нашу страну, мы победим!

Наш народ был выносливым , терпеливым, милосердным, сильным и победил врага .

10.Ребята, как заканчивается повесть?

(ученик зачитывает последние строки повести)

11.Какую роль играют в тексте белокрылые голуби ? (голубь-это символ мира, свободы и дружбы).

12.Что позволяет назвать Марию, маленькую женщину , потерявшую всех и все, именем Матери человеческой?

Чистая душа , характер глубокий и добрый , по –матерински любила все живое.

Закруткин создает в повести словесную икону женщины-матери , называет Марью Человеческой . Таких, как Мария, у нас на земле великое множество , и мы должны отдать дань уважения людям, которые воевали и победили . И мы ребята должны ценить мир на земле, любить свою Родину , быть добрыми , гуманными, человечными.

Читаем все вместе цитату .

Читайте также: