В чем роль доу как развивающей системы

Обновлено: 07.07.2024

«Нет такой стороны воспитания, по­нимаемого в целом, на которую об­становка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не нахо­дилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ре­бенка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей сте­пени.

Вопрос организации предметно-развивающей среды, в ДО на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.В том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды.Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рацио­нально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

1.Требования к развивающей предметно – пространственной среде в соответствии с ФГОС.

Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Трансформируемость пространства предполагает возможность

изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

2. Функции образовательной среды ДОУ

Основные закономерности воспитания и обучения детей дошкольного возраста позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с программой ДОУ.

Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Информационная функция.

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Функция сохранения психологического здоровья.

Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

3. Предметно – развивающая среда ДОУ как условие успешной социализации ребёнка дошкольника.

3.1 Влияние предметно – развивающей среды на развитие личности ребёнка.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей.

Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно раз­виваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоцио­нально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда образова­тельного учреждения является источником становления субъект­ного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется про­явлением непосредственной детской пытливости, любознатель­ности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка по­знавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению на­копленного опыта восприятия и познания в играх, общении, ри­сунках, поделках.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок иг­рает, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собст­венному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающее образование направлено, прежде всего, на разви­тие личности ребенка и осуществляется через решение задач, ос­нованных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; пред­полагает перспективу саморазвития ребенка на основе познава­тельно-творческой деятельности.

3.2.Развивающая среда как средство социализации дошкольников

Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.

Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Человек-существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, но и от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определённый социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация-это процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре.

Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации и приспособления.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, где педагог организует условия для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности, определять позицию по отношению к окружающему миру и людям.Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию.

В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Для нормального психического развития ребёнок всегда должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением.

В сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества, а также в процессе совместных игр со сверстниками, у ребёнка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.

Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья. В дошкольном детстве, это условие является важной составляющей качественного образования в целом.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самосто­ятельную деятельность детей, направленную на его самораз­витие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодея­тельности ребенка.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Педагоги детского сада обязаны создать условия для возникновения и развертывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности детей,, развивать у детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых средств.

- Развивающая предметно-пространственная среда системна, отвечает целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;

- инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

- учитывает специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры, так и других возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту.

Иначе говоря, решает задачи создания зоны ближайшего развития через организацию предметной среды; дает возможность взаимодействия детей между собой и с взрослыми;

- наряду с консервативными компонентами имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, способы, образы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование, так и развитие детей в ней;

- развивающая функция предметной среды сочетает традиционные и новые компоненты, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более, сложным, содержательным.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии взрослого и ребенка. Групповое помещение условно подразделяется на три зоны: спокойная (учебная, уголок книги) ; средней интенсивности (театрализованная, музыкальная, зона конструирования) ; зона насыщенного движения (спортивный уголок) .

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Комплексирование и гибкое зонирование. Разнообразие предметной развивающей среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает для детей выбор по интересам и позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать самостоятельно.

Подобная организация пространства создаст возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, как условие успешной социализации ребёнка дошкольника, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.)

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд- М.: Мозайка-Синтез, 2014

Глушкова Г. Предметно-развивающая среда – средство социализации дошкольника /л«Дошкольное воспитание № 5.2013

Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.— М.: Флинта, 1998. 3.

Автор: Мирейко Ирина Анатольевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: Детским садом №47 "Лесная сказка"
Населённый пункт: Московская обл.,г. Егорьевск
Наименование материала: статья
Тема: Детский сад как открытая развивающаяся система
Раздел: дошкольное образование

Детский сад как открытая развивающаяся система

Современный руководитель должен обладать высоким профессионализмом,

педагогической компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью,

политической культурой, высокой нравственностью, стремлением к демократическому

Передо мной встал вопрос: что представляет собой детский сад как система. Нашла ответ

в специальной литературе (по определению философа Мейера А.А.)

«Это сложное социально-педагогическое образование, состоящее из совокупности

Эта модель представляет ДОУ как взаимосвязь развития главных субъектов: педагогов,

детей и родителей. Каждый, из которых имеет свое пространство развития.

Открытость ДОУ характеризуется степенью развития каждого из пространств. Родители

формируют социальный заказ на уровне общественной потребности.

Педагоги непосредственно реализуют образовательные услуги.

Дети выступают как потребители услуг по обучению, воспитанию и развитию личности

Каждое пространство необходимо для обеспечения уровня высоких результатов

деятельности ДОУ и успешному переводу детского сада из режима функционирования в

режим развития. А этому способствуют определенные условия:

-современная управляющая система;

-кадровая и материально-техническая база, достаточная для формирования предметной

развивающей среды и воспитательно-образовательного пространства;

-моделирование медико-психолого-педагогической системы, помогающей саморазвитию

личности детей и педагогов на основе программы развития детского сада и

-активизация инновационных потенциалов педагогического и детского коллектива,

родительского актива- системное информационное обеспечение;

-организация альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и

потребностями родителей и общества;

-объединение усилий родителей и педагогов в процессе создания оптимальной системы

внутрисадовского контроля и самоуправления

- активное взаимодействие с социумом;

Развитие этих направлений можно проследить, обратившись к традиционной

управляющей системе, которая опирается на анализ, планирование, организацию,

контроль, регулирование и имеет свои уровни управления:

Таким образом, традиционная модель управления была изменена в сторону вариативности

таким образом, что заведующий и совет ДОУ частично делегируют свои полномочия

сотрудникам, педагогам и специалистам, непосредственно осуществляющим

педагогический процесс. Они выполняют мобилизующую и регулирующую функции,

координируют усилия с остальными сотрудниками, родителями и социумом.

Следовательно, эффективно реализуется стратегия развития ДОУ, с опорой на значимость

каждого сотрудника или группы. Это позволяет успешно выполнять огромный объем

работы такого большого учреждения осваивать новые механизмы управления и позволяет

повысить качество образования в ДОУ. Высокий коэффициент внедрения инноваций в

воспитательно-образовательный процесс был использован как средство привлечения

дополнительного финансирования (услуги учителя-логопеда, учителя английского языка).

В 2010-11 уч.году платными услугами было охвачено 34 ребенка. В 2011-12 уч.году их

количество увеличилось до 56.

С июля этого года все учреждения перейдут на новые типы. Наш д/с перешел с 1 мая на

автономный тип. Перед учреждением были поставлены новые задачи:

-эффективное управление финансами;

-новые методы планирования работы

- повышение качества образовательного процесса, который охватывает все направления

-предоставление дополнительных платных образовательных услуг за рамками ООП.

С новым типом учреждения мы познакомили родителей на Общем родительском

собрании. (слайд). Отметим, что все с пониманием отнеслись к предстоящим изменениям

и приятно, что в лице родителей мы видим не пассивных наблюдателей, а активных

союзников в вопросах воспитания наших детей.

Работая в режиме автономии одним из условий результативности образовательной

деятельности остается повышение профессиональной компетенции.

Особое внимание уделяется кадровому составу сотрудников.

Коллектив в целом стабильный. Молодой.

-76%- от 19 до 45 лет

-24%- предпенсионный и пенсионный,)

Общее количество : 64 чел. из них

Педагогов : 34 Воспитатели : 6 Специалистов : 8.Один молодой специалист, осваивает

основы профессии, участвуя в активных формах методической работы и самообразования.

Образовательный уровень достаточно высок-

58% педагогов имеют высшее образование. Четверо обучаются в Вузах.

Привлекая спонсоров, средства, заработанные ДОУ от предоставления дополнительных

услуг и помощь родителей мы самостоятельно смогли решить многие проблемы и

значительно укрепить материально – техническую базу ДОУ. Произведены капитальные и

текущие ремонтные работы, значительно улучшилось оснащение групп. Предметная

развивающая среда детского сада носит субъективно ориентированный характер, создана с

опорой на личностно-ориентированную модель, основанную на интересах ребенка, его

индивидуальности, с учетом перспектив его развития.

Под особым контролем находятся вопросы создания безопасных условий в дошкольном

Разработан, согласован и утвержден пакет документов Паспорта антитеррористической

Введен строгий контрольно-пропускной режим учреждения, разработан алгоритм

действия персонала при ЧС.

На протяжении последних лет результатом творческой и плодотворной работы всего

коллектива явилось заслуженное признание и получение призовых мест в конкурсах «На

Все это позволило в короткие сроки изменить облик детского сада значительно улучшить

условия пребывания детей и сотрудников в учреждении,

А коллективу подняться на новую профессиональную ступень.

Работа в условиях финансовой и хозяйственной самостоятельности очень ответственна.

Она требует дополнительных юридических и экономических знаний, которые постепенно

изучаются и многое еще предстоит освоить.

Поэтому внедрение новых информационных технологий в работе руководителя является

особо необходимым в управленческой деятельности.

При этом информация нормативного характера составляет базу для выработки

оптимальных тактических, стратегических решений, связанных с регулированием

финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов.

Говоря о ДОУ как об открытой системе нельзя не сказать о самом главном: охране жизни и

Большая работа ведется по созданию физического благополучия воспитанников. Детский

сад имеет полноценную здоровьеформирующую среду: спортивный зал, оснащенный всем

необходимым оборудованием, прогулочные большую и малую спортивные площадки, в

группах оформлены уголки двигательной активности, оборудование которых

трансформируется в соответствии с современными требованиями.

Каждый ребенок участвует в различных формах двигательной деятельности

(утренняя гимнастика, физкультурные занятия, досуги, праздники, Дни здоровья и др.)

Обеспечивается согласованность медицинской и психолого-педагогической службы.

Технологии здоровьесбережения реализуются с учетом функционального состояния детей.

Заболеваемость за последние годы остается ниже, чем по району и составляет 10,8%,

несмотря на увеличение в 2008 году количества групп раннего возраста.

В управлении по организации деятельности педагогического коллектива выбрана

совместно-взаимодействующую модель, руководитель и педагоги - достойные и

Сегодня особенно возрастает роль педагогического коллектива в подготовке, принятии и

реализации управленческих решений. При этом контроль со стороны администрации не

исчезает полностью, а корректируется:

Именно такой характер взаимодействия обеспечивает успех.

Таким образом, можно сделать вывод, что учреждение перешло из режима

функционирования в режим развития.

Это влечет за собой необходимость заявить о себе, одной из возможностей является

открытие сайта ДОУ. В силу ряда причин у всех нас пока нет такой возможности, но не

смотря на это ведется активная подготовка

Сегодня мы представим вам проект сайта нашего детского сада и предлагаем перелистать

Первая страница – главная - здесь размещены нормативно-правовые.

Вторая страница - наши сотрудники. Хочется отметить, что – династия, работают

Третья страница - фотоэкскурсия. Здесь вы можете виртуально попутешествовать по всему

д/с увидеть яркую интересную жизнь не только в стенах д/с, но и в социуме.

Наши группы – их 13. Каждая группа имеет свой неповторимый облик. Здесь детям уютно

Четвертая страница – знакомит с методической работой.

Пятая страница – специалисты. На ней мы остановимся подробно.

Каждый педагог представляет инновации своей работы.

Таким образом, наш детский сад – это открытое развивающееся дошкольное учреждение,

в котором ребёнок реализует своё право на индивидуальное развитие в соответствии со

своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои

профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех общей

деятельности; и весь коллектив работает в творческом поисковом режиме;

Гуманные отношения партнёрского сотрудничества, уважение и доверие становятся

нормой жизни членов коллектива, всех участников образовательного процесса.

Всем коллективом мы учимся коллективной рефлексии и коллективному мышлению,

стараемся чутко реагировать на события происходящей жизни. Стремимся максимально

учитывать любые изменения в социальной, образовательной, законодательной сферах. Это

помогает не бояться новых веяний, искать и находить новые нестандартные решения

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – социально-педагогическая, открытая, динамическая и самоуправляемая система, основой целью которой является процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Понятие и компоненты ДОУ как образовательной системы

Образование – это целенаправленный и непрерывный процесс воспитания и обучения, состоящий из ряда последовательных ступеней, на каждой из которых осуществляют свою деятельность различные виды и типы образовательных учреждений.

Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование. Система дошкольного образования, в основном представлена государственными и частными дошкольными образовательными учреждениями.

ДОУ как система – это сложное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов.

К элементам образовательной системы ДОУ относятся:

Задачи и функции ДОУ

Основными задачами, стоящими перед ДОУ как образовательной системой являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • осуществление подготовки детей к обучению в школе;
  • сохранение и укрепление физического здоровья ребенка, формирование у него положительного отношения к занятиям физической культуры и ЗОЖ;
  • сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников;
  • создание условий, необходимых для комфортного пребывания детей в детском саду, их эмоционального благополучия;
  • создание условий, необходимых для полноценного развития личности ребенка, его творческого потенциала, удовлетворения потребностей в знаниях, согласно возрастным и психологическим особенностям;
  • организация работы, направленной на формирование у воспитанников навыков, необходимых для успешной социализации;
  • осуществление взаимодействия с семьями воспитанников, по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Образовательное пространство ДОУ должно способствовать свободному, полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.

Функции ДОУ, направленные на реализацию поставленных задач:

  1. Материально-техническое обеспечение педагогического процесса необходимым оборудованием и материалами, согласно установленным нормам и требованиям.
  2. Рациональное построение режима дня. Режим дня должен быть гибким, учитывать возрастные особенности детей, время года и т.д., то есть создавать благоприятные и комфортные условия для пребывания детей в детском саду и для их развития.
  3. Осуществление подбора кадров, и расстановка их в соответствии с уровнем квалификации.
  4. Использование эффективных и актуальных методик и технологий реализации педагогического процесса.
  5. Построение воспитательно-образовательного процесса согласно учебным программам, которые разрабатываются непосредственно в рамках ДОУ, исходя из особенностей и потребностей воспитанников, а также возможностей детского сада.
  6. Осуществление эффективного управления деятельностью ДОУ (распределение должностных обязанностей, установление структуры управления, установление размера оплаты труда, доплат, надбавок, разработка Устава и иных локальных актов ДОУ и т.д.).
  7. Организация и реализация педагогического процесса в соответствии с законодательством, Уставом и лицензией ДОУ.
  8. Создание необходимых условий для медицинского обслуживания детей и организации питания детей в ДОУ.
  9. Осуществление внутреннего мониторинга качества реализуемых программ обучения, то есть качества предоставляемых образовательных услуг.
  10. Осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной Уставом ДОУ.

ФГОС дошкольного образования

Основная цель ФГОС: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

Стандарт решает задачи:

  • обеспечение разнообразия и вариативности образовательных программ, реализуемых детскими садами;
  • возможность разработки и внедрения авторских программ воспитания и обучения детей в рамках конкретного ДОУ;
  • формирование оптимальной социокультурной среды, направленной на воспитание и обучение детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Предметом ФГОС является регулирование взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

Во время разработки стандарта были учтены образовательные потребности детей дошкольного возраста, а также детей, имеющих различные отклонения в психическом и физическом развитии.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

1.Ребёнок как уникальная развивающая личность, его здоровье, интересы, потребности.
2.Педагог как личность, носитель культуры и образования. Уважение к нему, предоставление возможности проявить инициативу, самостоятельность, забота о его социальном благополучии.
3.Качество как единственно возможная работа, постоянное стремление к совершенству через самообразование.
4.Культура жизнедеятельности ДОУ, культура взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса в рамках единого творческого образовательного пространства.
5.Командная работа как основа достижения успеха.
6.Семья как основная среда личностного развития ребёнка; ориентация на её образовательные запросы, содружество с ней.

Подготовила:
Морару С. В.
1 квалификационная категория.
ГБДОУ детский сад № 4
г. Санкт –Петербург
2016 г.

Читайте также: