В чем различие унитарного государства федерации и конфедерации кратко

Обновлено: 03.07.2024

Отличительные признаки унитарного государства:

  1. Единая система законодательства;
  2. Единая система органов власти;
  3. Единая денежная единица;
  4. Единая финансовая, налоговая, кредитная система;
  5. Единое гражданство;
  6. Единые вооруженные силы;
  7. Единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);
  8. Составные части государства не обладают признаками суверенитета, т.е не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

Отличительные признаки федерации:

1. Двойная система законодательства. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации);

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Единая денежная единица;

4. Двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике;

5. Двойное гражданство (федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации);

6. Единые вооруженные силы;

7. Атрибуты гос.власти;

8. Запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.

По способу образования субъектов федерации выделяют:

Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).

Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).

Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).

Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).

Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776-1789) , Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.




Признаки конфедерации:

  1. Не имеет единой системы законодательства;
  2. Нет единой системы органов власти;
  3. Не имеет своей денежной единицы;
  4. Финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране;
  5. Отсутствует гражданство конфедерации;
  6. Каждое государство сохраняет свои вооруженные силы;
  7. Государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений;
  8. Конфедерации имеют нестойкий характер, они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Выделяют демократический и антидемократический режимы.

Демократический политический режим обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством.

Признаки:

  1. Выборность органов гос.власти;
  2. Разделение властей;
  3. Приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни;
  4. Политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции;
  5. Максимальный учет интересов всех слоев населения;
  6. Реальность и гарантированность прав и свобод граждан.

Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом.

Признаки:

1. Формирование органов власти невыборным путем или путем псевдовыборов;

2. Отсутствие разделения властей;

3. Господство беззакония и произвола со стороны государства;

4. Отсутствие реальных прав и свобод;

5. Преследование за инакомыслие;

6. Игнорирование интересов населения, отдельных его слоев.

Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно-демократический режимы.

Либерально-демократический режим предполагает осуществление власти гуманными и демократическими методами, не допуская действий, направленных на изменение существующего строя.

Собственно-демократический режим гарантирует народовластие, возможность избирать и быть избранным в представительные органы гос.власти.

Антидемократический политический режим бывает несколько видов.

Тоталитарный режим характеризуется полным вмешательством государства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан.

Авторитарный режим ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике.

Фашистский режим провозглашает превосходство одной нации над другой.

Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение формы государственного устройства. Перечислите формы гос.устройства

2. Что такое монархия?

3. Три этапа развития феодальных монархий

4. В чем разница между ограниченной и неограниченной монархией?

5. Что такое республика?

6. Парламентская, президентская и смешанная республика – определения

7. Унитарное государство, отличительные признаки (текст или схема)

8. Федеративное государство, отличительные признаки (текст или схема)

9. Классификация по способу образования федерации и субъектов федерации

10. Конфедерация, ее признаки

11. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?

12. Что такое политический режим?

13. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов

14. Разновидности демократического и антидемократического режима (определения)

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

- Простая форма (унитарное государство);

- Сложная форма (федерация, конфедерация).

Отличительные признаки унитарного государства:

  1. Единая система законодательства;
  2. Единая система органов власти;
  3. Единая денежная единица;
  4. Единая финансовая, налоговая, кредитная система;
  5. Единое гражданство;
  6. Единые вооруженные силы;
  7. Единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);
  8. Составные части государства не обладают признаками суверенитета, т.е не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

Отличительные признаки федерации:

1. Двойная система законодательства. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации);

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Единая денежная единица;

4. Двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике;

5. Двойное гражданство (федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации);

6. Единые вооруженные силы;

7. Атрибуты гос.власти;

8. Запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.

По способу образования субъектов федерации выделяют:

Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).

Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).

Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).

Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).

Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776-1789) , Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Признаки конфедерации:

  1. Не имеет единой системы законодательства;
  2. Нет единой системы органов власти;
  3. Не имеет своей денежной единицы;
  4. Финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране;
  5. Отсутствует гражданство конфедерации;
  6. Каждое государство сохраняет свои вооруженные силы;
  7. Государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений;
  8. Конфедерации имеют нестойкий характер, они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Выделяют демократический и антидемократический режимы.

Демократический политический режим обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством.

Признаки:

  1. Выборность органов гос.власти;
  2. Разделение властей;
  3. Приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни;
  4. Политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции;
  5. Максимальный учет интересов всех слоев населения;
  6. Реальность и гарантированность прав и свобод граждан.

Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом.

Признаки:

1. Формирование органов власти невыборным путем или путем псевдовыборов;

2. Отсутствие разделения властей;

3. Господство беззакония и произвола со стороны государства;

4. Отсутствие реальных прав и свобод;

5. Преследование за инакомыслие;

6. Игнорирование интересов населения, отдельных его слоев.

Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно-демократический режимы.

Либерально-демократический режим предполагает осуществление власти гуманными и демократическими методами, не допуская действий, направленных на изменение существующего строя.

Собственно-демократический режим гарантирует народовластие, возможность избирать и быть избранным в представительные органы гос.власти.

Антидемократический политический режим бывает несколько видов.

Тоталитарный режим характеризуется полным вмешательством государства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан.

Авторитарный режим ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике.

Фашистский режим провозглашает превосходство одной нации над другой.

Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение формы государственного устройства. Перечислите формы гос.устройства

2. Что такое монархия?

3. Три этапа развития феодальных монархий

4. В чем разница между ограниченной и неограниченной монархией?

5. Что такое республика?

6. Парламентская, президентская и смешанная республика – определения

7. Унитарное государство, отличительные признаки (текст или схема)

8. Федеративное государство, отличительные признаки (текст или схема)

9. Классификация по способу образования федерации и субъектов федерации

10. Конфедерация, ее признаки

11. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?

12. Что такое политический режим?

13. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов

14. Разновидности демократического и антидемократического режима (определения)

Форма государственного или территориального устройства – это способ политико-территориальной организации государства и принципы политико-правовых взаимоотношений центральных и региональных государственных органов.

Различаются следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

↑ Унитарное государство

Унитарное государство – это государство, имеющее такое устройство, при котором существует единственная централизованная система органов государственной власти, административно-территориальные части не обладают политической самостоятельностью (подчиняются общим законам).

Таким образом, составные части унитарных государств не обладают признаками суверенитета: они управляются по законам, принимаемым центром. Так, территория составных частей может быть изменена общегосударственным законом, при этом не требуется согласие местных органов власти или населения.

Унитарные государства могут быть централизованными или децентрализованными в зависимости от объема полномочий, предоставляемых административно-территориальным единицам. В централизованных унитарных государствах подчинение региональных органов власти центру осуществляется через назначаемых им должностных лиц (Нидерланды, Польша). В децентрализованных унитарных государствах региональные органы власти формируются независимо от центра как органы местного самоуправления (Япония, Италия).

Примеры унитарных государств: Китай, Япония, Польша, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Греция, Чехия, Румыния, Турция, Израиль и др.

↑ Признаки унитарного государства

  • Действует единая конституция
  • Единая правовая система
  • Единая система высших органов государственной власти и управления
  • Единое гражданство
  • Единая судебная система
  • Руководство вооруженными силами осуществляется центральными органами государственной власти

↑ Федерация

Федеративное государство - это союзное государство, образованное путем соединения нескольких государственных образований, каждое из которых обладает политической самостоятельностью в решении своих внутренних вопросов, имеет систему законодательных, исполнительных и судебных органов (местное самоуправление), деятельность которых ограничена общим законодательством.

Федерация состоит из субъектов федерации, которые могут иметь разные наименования. Например, в России — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, в США, Мексике, Бразилии — штаты, в Австрии — земли, в Швейцарии — кантоны.

Согласно действующей Конституции, Россия – федеративное государство. Каждая республика, входящая в состав России имеет свою конституцию и законодательство, а края, области и города имеют свой устав и законодательство. Но, Конституция и федеральные законы носят общеобязательный характер.

Примеры федераций: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Россия, США, Швейцария и др.

↑ Признаки федерации

  • территория состоит из территорий субъектов федераций и федеральных территорий;
  • двухуровневая система органов государственной власти (федеральные и органы субъектов федерации) и такая же система законодательства;
  • суверенитет принадлежит федерации в целом;
  • субъекты федерации не обладают правом выхода из федерации;
  • верховенство союзной конституции и общефедерального законодательства;

↑ Конфедерация

Конфедерация – это политико-экономический союз суверенных государств, создаваемый для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей, образованный на основе международного договора, характеризующийся глубокой интеграцией хозяйственных систем (единая таможенная, торговая, валютная политика), управленческих структур (общие руководящие органы, образуемые органами власти государств-участников или непосредственно населением), наличием в ряде случаев прямой юрисдикции союзных органов.
Примеры конфедераций: в современном обществе политологи рассматривают в качестве конфедерации таможенные союзы государств, такие как Бенилюкс (политический и таможенный союз Бельгии, Нидерланд и Люксембурга), Европейский союз (ЕС) (экономическое и политическое объединение европейских государств), Меркосур (экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой) и др.


Понятие формы государств

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, определяющее особенности взаимоотношений между центральной и региональными властями. Государство, достигая определенной численности населения и размера территории, начинает делиться на части, которые могут обладать или не обладать определенной самостоятельностью.

Формы государственного устройства

Современный мир знает три основные формы государственного территориального устройства: унитарное государство, вся власть в котором сосредоточена в едином центре; союзное государство - федерация; особый надгосударственный союз - конфедерация.

М. Монтень

Унитарное государство

Унитарная форма государства (от лат. unitas — единство) - наиболее распространенная форма государственного устройства в мире. Такими государствами являются, например, Франция, Швеция, Япония, Польша, Италия, Украина.

Признаки унитарного государства

Территория состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;

Наличие единой конституции;

Единая система органов государственной власти;

Единая финансовая система;

Единая система законодательства.

Федерация

Семь из восьми крупнейших государств мира - федерации. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 24 Федерации, занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. К примерам федераций в современном мире можно отнести Россию, США, Канаду, Австралию, Бразилию, Индию, Мексику, Аргентину, ФРГ

Признаки федерации

Двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы власти и органы власти отдельных регионов;

Двухуровневая система законодательства: федеральные законы и законы субъектов федерации

Принцип бикамерализма в построении союзного парламента;

Непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками)


Конфедерация

Конфедерация - особый союз суверенных государств, связанных менее тесно, чем в федерации, для достижения конкретных целей (военных, политических, экономических. ). Со временем конфедерация либо распадается либо преобразуется в федерацию.

Признаки конфедерации

Сохранение суверенитета и международного статуса субъектов конфедерации.

Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

Субъекты конфедерации обладают правом на сецессию, то есть правом на выход из состава конфедерации.

Конфедерации в истории

Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией

Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.

Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.

Конфедерации в настоящее время

В наше время не существует полноценных конфедераций. Некоторые считают Евросоюз конфедерацией (он и правда обладает некоторыми ее признаками)1

Конституция Боснии и Герцеговины не определяет форму государственного территориального устройства. Де-факто БиГ является асимметричной конфедерацией без права субъектов на сецессию.

Унитарное государство – единое государственное образование, состоящее из различных административно-территориальных единиц (областей, округов), не имеющее в своем составе иные государства на правах его члена. В унитарном государстве имеется один высший орган представит. власти, одно правительство, одна система законодательства, единая система права, основу которой составляет единая для всего государства Конституция; единая судебная система; общая для всех административно - территориальных единиц налоговая и кредитная политика. (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Испания, Португалия, Греция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет).

Понятие и основные виды государственных органов власти?

Государственный орган — юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определённой экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий. Государственные органы различаются:

1)по принадлежности к ветви власти — на законодательные, исполнительные и судебные;

2)по способу формирования — на представительные и формируемые представительными органами;

3)на постоянные и временные;

4)на органы общей или специальной компетенции и т. д.

Функции государства

Государство представляет собой особый орган, который осуществляет регулирование и управление многообразными функциями общественного целого (орган, осуществляющий управление обществом). Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти.

Функции государства:

- по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

- по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и - - временные (отражающие определённый этап развития государства),

- по значению: на основные и неосновные,

- по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

- Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

- Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

- Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

- Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

- Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

- Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

- Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.

- Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

- Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

- Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

- Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Понятие нормы права.

Норма права — установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определенный круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам (подинститутам).

Признаки правовой нормы:

• Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.

• Имеет представительно-обязывающий характер. Норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.

• Обеспечивается мерами государственного принуждения.

• Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм).

12.Формы (источники) права:

- способ выражения государственной воли юридических актов.

Различают источник права в материальном и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле - это сами общественные отношения, т.е. условия жизни общества, система экономических отношений, и т.п. Источник права в формальном (юридическом) смысле - это способ закрепления и существования норм права.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

- правовой прецедент (судебный или административный прецедент);

В каждой стране состав и система источников права определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т.д.). Так, в англосаксонской правовой системе существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

Читайте также: