В чем различие представления о сущности человека в эпоху античности и в эпоху возрождения кратко

Обновлено: 06.07.2024

действит ельности и отвечали потр ебностям соответст вующей э похи.

Целью данной работы является: проследить, каким виделся идеал чело века

в трех эпо хах: Антично сти, Средневековом христ ианстве и Возрождении и

Так как инт ересующей нас проблемой занимались философы, то

целесообразно при написании данной работ ы было использова ть их труды, и

прежде всего, т руды Сократа, Платона, Аристоте ля, как ярких философов

антично сти. Среди философов Средневековья - Фомы Акв инского и Свя того

Август ина. Идеал челов ека в эпоху Возрождения изучался, пре жде всего , на

основан ии творчес тва италья нских гуманистов, начи ная с Франческо

Петрарки и закон чивая Джованн и Пико де Мирандола.

Интерес антич ных философов к челове ку появился не сразу. Долгое вр емя в

центре их вним ания находился космос и мировое устройств о. Лишь софистам

удалось произвес ти смещение оси философского исследования с космоса на

человека. Благодаря Протагор у (491-48 1гг. – к. 5 в. до н.э.),

провозг ласившему: человек есть мера всех вещей, ста ло возможно

Одним из первых, изучением человека занялся Сократ (470 -39 9 г. до н.э.)

Главный вопр ос, который мучи л Сократа: что есть сущнос ть человека? А

ответ, по лученный им, в конечн ом счете: человек – это его душа. Причем под

душой Сократ пони мал наш раз ум, мыслящую активност ь и нравств енно

Таким образом, в особой заботе нуждается не ст олько тел о, сколько душа

человека: «Нет другой истины, которо й я гляжу в лицо, и в котору ю вы не

можете не верит ь, юноши и старцы, что не о теле вашем должны вы

заботиться , ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе,

которая должна ста ть лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства

рождается добродетель, но из добродетели – богатство и все прочее, что есть

соответ ствии с этим, идеальн ый человек, по мнению Сократа, – человек

3. Справедли вость (знание, как соблюдать законы божеств енные и

человеч еские). Толь ко "благородные люди" могут претендова ть на знание.

А "земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих

себя. ведь они знают толь ко то, что имеет от ношение к телу и служит ему.

А потому, если познание самого се бя есть приз нак разумности, никто из

этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла".

Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о

Особое значение Сократ придавал познанию сущности доброд етели.

Нравств енный челове к, по его мнению, должен знать, что так ое добро детел ь.

Справедлив ые поступки и вообще все поступки, основанн ые н а до бродетели,

прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки,

не захотят совершить никакой другой поступок вместо него, а люди, не

знающие, не могут их соверши ть и, даже если попыта ются совершить,

Сомнение ("я зна ю, что нич его не знаю") должно было, по учению

Сократа, привести к самопознанию ("поз най самого себя"). Только таким

индивидуалис тическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию

справедливост и, права, закона, благочестия, добра и зла. Таким образом,

основно й философский вопрос Сок рат решает как идеалист: пер вичным для

него является дух, сознание, природа же - это нечт о вторично е и даже

Необходимо отмет ить также, чт о Со крат - принцип иальный враг

изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлен ии он

считает нечестивым и бесплодным вмешательст вом в дело богов. Мир

представляется Сократу тв орением божества, "столь велик ого и

всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутст вует,

и обо всем имеет попечение". Таким образом, истинны й гражданин

должен верить в богов, приносит ь им жертвы и вообще исполнять все

религиоз ные обряды, надеяться на милость богов и не позволят ь себе

IV в до н.э. ознаменовался кризисом полисной системы в Греции . Во

многом это было последствием Пелопонесской вой ны (431– 404гг), кото рая

привела к падению общественной м орали и размыванию традиционных

ценностей греческого общества. Э. Д. Фроло в отмечал, что “кр изис полиса

разрушение сущест вовавших ранее в обществе социа льных связей, резко

повыси лась социаль ная мобильно сть, ч то при вело к дифференциации

общества. Были предприняты попытки разрешить встав шие перед полисом

проблемы. Платон (427-347до н.э.) – видный философ того времени, ученик

Сократа, который уже в 23-летнем воз расте включ ился в политическу ю

жизнь своего родного города Афины, выдвинул свою концеп цию

переустройс тва государства. Проект, так называемого, идеального

государства содержит ся в его прои зведении “Государство”. А в тесной связи

В своих воззре ниях на государство Плат он ис ходил и з т ого , что

существует идеальное государство, идеальный образец и его многократ ные

По мне нию П латона, высказанн ому им в тра ктате “Государств о”,

главно й осн овой идеальн ого государства является справедливо сть. Она

состоит в том, чт обы каждому гражданину было отведено особое занятие,

наиболее соответ ствую щее его натуре. А поскольку между людьми

существую т индивидуальны е различия, Платон предлагает деление общества

на сословия: философов-пр авителе й, воино в-ст ражей и рем еслен ников-

произв одителей. Эти сословия Платон отождествляет с тремя началами в

человеч еской душе, а именно: разумным, яростн ым и вожделеющим. В

подкрепление своего аристокра тического идеала Платон предлагал внушать

гражданам миф о том, как бог примешал в души людей частицы металлов : в

примешал золота, в души их помощ ников – серебра , а в души земледельцев и

· Представления о человеке в философии Средневековья и эпохи Возрождения.

· В основе средневековых представлений о человеке лежали религиозные (теоцентристские) в своей сути установки о том, что Бог - начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Однако первые люди (Адам и Ева) согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним и самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупаться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение. Вследствие этого жизнь воспринимается средневековым сознанием как путь искупления, средство восстановления утраченной гармонии с Богом. Идеалом человека выступает монах-аскет, презревший все земное и полностью посвятивший себя служению Богу.

· Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть - презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека, считал Августин, - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как "граду Божьему".

· Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии (проблема психофизического параллелизма).

· Образ человека в эпоху Возрождения. Теоцентристские установки в учении о человеке эпохи Средневековья постепенно преодолевались в философии Возрождения. Появились деистические и пантеистические концепции сотворения мира и человека. Греховность человеческого рода отрицалась, возрождались идеи античности о самоценности человека, о его праве на счастье, свободу не в загробном мире, а еще при земной жизни. Сформировалась гуманистическая установка, ставящая в центр мироздания и философии человека, а не Бога. Вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности. Так, согласно Пико делла Мирандоле (1463—1494), человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Астральный детерминизм он отвергает в пользу свободы воли человека. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.

· Происходит реабилитация телесной природы человека, восстановление античного идеала калокагатии. Широкое распространение получает идея о всесторонне развитой гармоничной личности. Небывалого расцвета достигает развитие искусства. Именно языком искусства, в форме художественных образов, были выражены все основные антропологические идеи эпохи Возрождения, которые самым существенным образом отличались от соответствующих идей Средневековья. На полотнах Мазаччо, Боттичелли, Леонардо, в новеллах Боккаччо и Сакетти человеческая жизнь изображается во всей ее полноте, в гармоничном единстве чувственных и духовных удовольствий.

· В философской антропологии этого периода уже достаточно отчетливо слышны мотивы приближающего индивидуализма, эгоизма и утилитаризма, связанные с нарождающимися капиталистическими общественными отношениями и господством частного интереса. Так, Лоренцо Валла (1406—1457) со всей определенностью заявляет, что благоразумие и справедливость сводятся к выгоде индивида, на первом месте должны стоять свои собственные интересы, а на последнем — родины.

· Представления о человеке в философии Средневековья и эпохи Возрождения.

· В основе средневековых представлений о человеке лежали религиозные (теоцентристские) в своей сути установки о том, что Бог - начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Однако первые люди (Адам и Ева) согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним и самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупаться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение. Вследствие этого жизнь воспринимается средневековым сознанием как путь искупления, средство восстановления утраченной гармонии с Богом. Идеалом человека выступает монах-аскет, презревший все земное и полностью посвятивший себя служению Богу.

· Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть - презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека, считал Августин, - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как "граду Божьему".

· Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии (проблема психофизического параллелизма).

· Образ человека в эпоху Возрождения. Теоцентристские установки в учении о человеке эпохи Средневековья постепенно преодолевались в философии Возрождения. Появились деистические и пантеистические концепции сотворения мира и человека. Греховность человеческого рода отрицалась, возрождались идеи античности о самоценности человека, о его праве на счастье, свободу не в загробном мире, а еще при земной жизни. Сформировалась гуманистическая установка, ставящая в центр мироздания и философии человека, а не Бога. Вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности. Так, согласно Пико делла Мирандоле (1463—1494), человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Астральный детерминизм он отвергает в пользу свободы воли человека. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.

· Происходит реабилитация телесной природы человека, восстановление античного идеала калокагатии. Широкое распространение получает идея о всесторонне развитой гармоничной личности. Небывалого расцвета достигает развитие искусства. Именно языком искусства, в форме художественных образов, были выражены все основные антропологические идеи эпохи Возрождения, которые самым существенным образом отличались от соответствующих идей Средневековья. На полотнах Мазаччо, Боттичелли, Леонардо, в новеллах Боккаччо и Сакетти человеческая жизнь изображается во всей ее полноте, в гармоничном единстве чувственных и духовных удовольствий.

· В философской антропологии этого периода уже достаточно отчетливо слышны мотивы приближающего индивидуализма, эгоизма и утилитаризма, связанные с нарождающимися капиталистическими общественными отношениями и господством частного интереса. Так, Лоренцо Валла (1406—1457) со всей определенностью заявляет, что благоразумие и справедливость сводятся к выгоде индивида, на первом месте должны стоять свои собственные интересы, а на последнем — родины.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Форма урока: урок-исследование ( через диалог).

Цель: понимание учащимися, что Возрождение не есть простое повторение античных традиций.

Выявление отличий портретного искусства античности и Ренессанса.

Развитие у учащихся способностей к анализу художественных произведений.

Схема урока:

Поэтапный анализ произведений античности и Ренессанса через обсуждение с учащимися:

А) выявление внешних признаков, общих для портретов античности.Заполнение таблицы;

Б) Выявление признаков, общих для портретов Ренессанса. Заполнение таблицы;

В) Характеристика содержательной наполненности произведениий античного искусства и искусства Ренессанса;

Г) Подведение учителем итогов обсуждения. Заполнение таблицы.

Заключительная часть урока (вывод).

Выдвинем гипотезу: Ренессанс не есть простое повторение античных традиций. Ренессанс есть их новое осмысление.

Проведем исследование, цель которого выявить разницу в воплощении образа человека в античном искусстве эпохи Возрождения.

Вопрос: Что вы заметили общего в портретах эпохи Возрождения? ( В результате обсуждения учителем формулируется окончательный вариант ответа: на портретах Ренессанса лица даны всегда крупным планом. Они красивы, иногда с неправильными чертами лица, но очень индивидуальны.)

Итог обсуждения формулируется учащимися: в античности есть жанр портрета, но это скорее не портрет данного человека, а изображение некоего человеческого типа. Он безличен (имперсонален).

Вопрос: Как можно охарактеризовать гармонию античного искусства? ( после обсуждения окончательный вариант ответа формулирует учитель: Гармония античного искусства спокойна и созерцательна).

После обсуждения: в произведениях Ренессанса выразилась и претворилась колоссальная воля человека, иногда безмерная, но демонстрирующая возможность самостоятельности и независимости.

1. На портретах лица всегда крупным планом, они красивы, иногда с неправильными чертами лица, но очень индивидуальны.

1. Есть жанр портрета, но это скорее не портрет данного человека, а изображение некоего человеческого типа. Он безличен.

2. В произведениях выразилась и претворилась колоссальная воля, иногда чрезмерная, но демонстрирующая возможность самостоятельности и независимости.

2. Гармония спокойна и созерцательна.

3. Возвышение индивидуальности.

Таким образом, мы видим, что для античности и Ренессанса большую роль играет образ человека. В этом основа их общности, но эпоха Возрождения относится к человеку как к существу самостоятельному, обладающему свободной волей и потому имеющему право на индивидуальность. В античности же человек ощущает себя лишь частицей Вселенной, зависящей от богов, внешних сил.

Домашнее задание:

Составить на основе таблицы описание одного из представленных на уроке произведений искусства античности или Ренессанса.

Самостоятельно законспектировать общие сведения об искусстве Проторенессанса, используя Энциклопедию Искусства или другие источники.

Вопросы к теме:

В чем заключается своеобразие портретов эпохи античности?

Каковы особенности портретного искусства эпохи Ренессанса?

Что общего и чем отличается отношение к человеку в эпоху античности и в эпоху Ренессанса?

"Образ человека в эпоху Античности и Ренессанса (общее и отличие)".

Цель урока: ввести учащихся в атмосферу эпохи Ренессанса; понимание учащимися, что Возрождение не есть простое повторение античных традиций.

Задачи: - Ознакомить с ренессансным представлением о месте человека в мире и его возможностях;

- Выявить новизну отношения к художнику в эпоху Ренессанса.

- Выявление отличий портретного искусства Античности и Ренессанса.

-Развитие у учащихся способностей к анализу художественных произведений.

В качестве пролога к уроку - история, приключившаяся с Леонардо да Винчи: Леонардо ежемесячно получал от Пьеро Содерини содержание. Однажды, когда он пришел в банк, чтобы получить причитающееся, кассир хотел ему выдать несколько кульков с грошами, но Леонардо не пожелал брать, заявив: "Я - не грошовый живописец".

Чтобы понять, какой смысл вложил великий живописец в свои слова и что оказалось для него важнее, чем деньги (а жил он только тем, что зарабатывал),- обратимся к предыстории.

В средние века к художникам относились так же, как к плотникам, каменщикам, чулочникам и другим ремесленникам. В ту эпоху с обликом художника традиционно были связаны представления об озорных и непристойных выходках, об уме попалам с придурью, к тому же художникам, подобно ремесленникам, приходилось объединяться в цеха. В эпоху Возрождения это представление менятеся. Чтобы понять, почнему так происходит, попробуем ненадолго стать философами и прокомментировать отрывок из трактата флорентийского философа XV века Пико делла Мирандолы "Речь о достоинстве человека". В трактате говорится о том, что Бог задумал сотворить человека, "чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т.е. сотворение мира), любил бы ее красоту, восхощался ее размахом. Принял Бог человека и сказал: "Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал в себя образ, который ты предпочитаешь".

1. Какое слово является ключевым в данном тексте? (Человек)

2. Куда, по мнению Мирандолы, поставил Бог человека? (в центр мира)

3. Каким же создал Бог человека, по мнению флорентийского философа? (свободным и славным мастером, который сформирует себя в тот образ, который сам предпочитает)

Вывод: в центре мироздания - свободный человек, которому подвластно все. Эта идея является КЛЮЧОМ к пониманию эпохи.

Тест: видеоряд из произведений искусства Античности, средних веков, Ренессанса. Необходимо классифицировать по эпохам. Например,

1. Мирон "Дискобол".

2. Микеланджело "Давид".

3. Микеланджело "Оплакивание Христа".

4. Поликлет "Дорифор ".

5. Христос благославляющий. Собор в Амьене.

6. Коронование Марии (конец XIII века, резьба по слоновой кости, готика).

В результате классификации произведения должны быть разделены на 3 группы:

1) эпоха античности (3 и 6)

2) средние века (1 и 4)

3) эпоха Ренессанса (2 и 5)

Вопрос: произведения каких эпох близки друг другу и почему? (античности и Возрождения, потому что, в отличие от средневекового искусства, для искусства этих эпох характерен интерес к человеку).

Проблема: Искусство Возрождения – это качественно новая эпоха в развитии культуры или всего лишь возрождение культурных традиций античности?

Образ человека в эпоху античности и Ренессанса (общее и отличие).

1. Леонардо да Винчи "Портрет Моны Лизы".

2. Рафаэль "Автопортрет".

3. Андреа дель Сарто "Портрет молодого человека".

Вопрос: что вы заметили общего в портретах эпохи Возрождения? (В результате обсуждения учителем формулируется окончательный вариант ответа: на портретах Ренессанса лица всегда даны крупным планом. Они красивы, иногда с неправильными чертами лица, но очень индивидуальны).

1. Лисипп "Портрет Александра Македонского".

2. Голова статуи Антиноя в виде Диониса

Итог обсуждения формируется учителем: в античности есть жанр портрета, но это скорее не портрет данного человека, а изображение некого человеческого типа. Он безличен (имперсонален).

1. Поликлет "Дорифор".

2. Пракситель "Гермес с младенцем Дионисом".

3. Фидий "Афина Парфенос".

Вопрос : как можно офарактеризовать гармонию античного искусства? (После обсуждения окончательный вариант ответа формулируется учителем: Гармония античного искусства спокойна и созерцательна).

  1. Микеланджело "Давид".
  2. Микеланджело "Оплакивание Христа"
  3. Микеланджело "Окованный пленник", "Моисей".

После обсуждения: в произведениях Ренессанса выразилась и претворилась колоссальная воля человека, иногда чрезмерная, но демонстрирующая возможность самостоятельности и независимости.

Таким образом, мы видим, что для Античности и Ренессанса большую роль играет образ человека. В этом основа их общности, но эпоха Возрождения относится к человеку как к существу самостоятельному, обладающему свободной волей и потому имеющему право на индивидуальность. В античности же человек ощущает себя лишь частицей Вселенной, зависящей от богов, внешних сил.

1. На портретах лица даны всегда крупным планом, они красивы, иногда с неправильными чертами лица, но очень индивидуальны.

1. Есть жанр портрета, но это скорее не портрет данного человека, а изображение некого человеческого типа. Он безличен

2.В произведениях выразилась и претворилась колоссальная воля, иногда чрезмерна, но демонстрирующая возможность самостоятельности и независимости.

2. Гармония спокойна и созерцательна.

3. Возвышение индивидуальности.

Ренессанс не есть простое повторение античных традиций. Ренессанс есть их новое осмысление.

1. Человек эпохи Возрождения - это :

А) Представитель победоносного, разумного и

Б) Человек неудовлетворенный, жаждущий

В) Образ волевого, интеллектуального человека –

творца своей судьбы, творца самого себя.

1. Человек эпохи Возрождения - это :

А) Представитель победоносного, разумного и

Б) Человек неудовлетворенный, жаждущий

В) Образ волевого, интеллектуального человека –

творца своей судьбы, творца самого себя.

3. Задачей гуманистов эпохи Возрождения становится:

А) воспроизводить образ не реального, а

потустороннего мира, пользуясь языком символов

Б) напряженный интеллект к собственному

внутреннему миру, неустанная работа,

В) учение о жизни в согласии с природой и

ограничение насущных потребностей.

Вопрос: почему изменилось отношение к художникам в эпоху Ренессанса? (потому, что изменилось отношение к человеку).

Учитель : Таким образом, в эпоху Возрождения творческие способности человека впервые осознаются как ценность, тогда как в средние века на человека смотрели лишь как на исполнителя воли божьей. Потому формируется новый образ художника, который стал выделяться из общей массы ремесленников, так как, в отличие от плотника, чулочника и пр., мастерство художника - это работа не только рук, но и ума. Художник способен творить новое, тогда как ремесленник бесконечно тиражирует уже созданное. Сосредоточенность, тишина, одиночество отныне будут ассоциироваться с образами художника.

Мастерские художников в эпоху Возрождения во многом становились центрами интеллектуальной жизни, в них заглядывали и ученые, и философы, и аристократы. В мастерских художников не только работали, но и вели прекраснейшие речи и важные диспуты, потому мастерские художников в эпоху Ренессанса иногда называли АКАДЕМИЕЙ БЕЗДЕЛЬНИКОВ.

1. Написать комментарий к словам Леонардо "Я - не грошовый живописец"

2. Опережающее задание: опираясь на полученные на уроках истории и литературы знания, подумать, почему именно Италия становится центром культуры Ренессанса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в.

Презентация по МХК "Художественная культура эпохи Античности" 10 класс

Изображения плана и самого лабиринта Кносского дворца, иллюстрации к произведениям Гомера, образцы чернофигурных и краснофигурных ваз, статуи куросов и кор, древнегреческий театр.


Элективный курс "Человек и эпоха" для 10 класса

Дополнительный курс литературы.

"Одежда говорит о человеке. Костюм эпохи средневековья"

г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс.


Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д.



Презентация "Образ человека в эпоху Античности и Ренессанса (общее и отличие)"

Презентация к уроку "Образ человека в эпоху Античности и Ренессанса (общее и отличие)".

Читайте также: