Чем объяснить сценический успех этой пьесы в настоящее время недоросль кратко

Обновлено: 02.07.2024

Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.

Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.

В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.

Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

МОУ СОШ «Перспектива

Панова Игоря

Фонвизин родился и вырос в Москве, затем переехал в Петербург, где служил в Иностранной коллегии, был дипломатом. Он горячо любил Россию, служил её интересам, её народу. Основу современного ему общества — крепостничество, неограниченную власть одних людей над другими — считал огромным злом, которое калечит души тех и других. Очень образованный человек, переводчик, автор стихов и басен, талантливый сатирик и драматург, в своих произведениях Фонвизин высмеивал жёсткость, грубость, невежество помещиков, их лицемерие и низменные интересы.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания — центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль — молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание).

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин — первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.

Подробный анализ

В целом, комедия Фонвизина имела колоссальное признание как в России, так и за рубежом: высмеивающий пороки дворянского общества, он и по сей день остаётся очень актуальным и общепризнанным. И его до сих пор продолжают читать и анализировать.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.

Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого — служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.

Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

Важнейшими вопросами в комедии являются воспитание и образование гражданина, вопросы нравственных принципов, мораль, а также служение государству, произвол помещиков.

Я полагаю, что все поднятые в произведении проблемы, кроме крепостничества и его губительного влияния на дворян (т. к. крепостное право давно отменено), так же важны и сегодня, как и во времена Фонвизина. Со всеми проблемами можно провести параллели в современном обществе с его нынешним положением дел.

Во-вторых, как полагает Стародум, человека не почитают по заслугам, не ценят его честность и откровенность. То же самое можно отметить и сейчас: высокое положение в обществе нередко занимают неблагородные, подлые, непорядочные, а порой и не просвещённые люди. А личности с высокими моральными принципами порой играют второстепенную роль.

Всё же хотелось бы сказать несколько слов о крепостном праве, что, по мысли драматурга, является бедствием для самих же помещиков. Привыкнув общаться со всеми грубо, Простакова не щадит даже родных. Речь Скотинина полна самоуверенности, но лишена каких бы то ни было достоинств. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием.

Вопросы нравственности человека, преданной службы Отечеству, а также воспитания и образования детей — эти проблемы, которые поднял в своей комедии Денис Иванович, так же остры и актуальны в наше время как и прежде. И каждое поколение будет решать эти вопросы по-своему, но ясно одно: эти проблемы никогда не будут отвергнуты как маловажные.

Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы: – не хочет учиться; – работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне; – еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма; – алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия; – грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника; – коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы; – умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.

Пьеса была задумана Д.И.

Не менее важной являлась проблема крепостного гнета. В те годы к крестьянам относились как к вещи: их могли продать, обменять на что-то и многое другое. Фонвизин пытался показать людям бесчеловечность некоторых помещиков по отношению к крепостным людям на примере госпожи Простаковой, которая бездушно издевалась над крестьянами без какой-либо на то причины. Автор сочувствует судьбе простых людей, таких как Тришка и Еремеевна, пытается открыть людям глаза на недостатки того общества, в котором они живут. И хоть в наше время не существует крепостного права, в некоторых людях по-прежнему есть жестокость и ненависть по отношению к другим. Классовая ненависть, войны, расовая вражда, национальные конфликты- все это существует в нашем мире. Я считаю, что нужно решать данные проблемы. Фонвизин в своем произведении очень точно показал, что грубые, злые и глупые люди не добиваются ничего хорошего в этой жизни.

Значение имени главного героя


Вариант 4

Писатель Фонвизин длительное время работал над комедийной пьесой. Закончил её в 1781 году, где впервые показал своим друзьям. В комедии чувствуется развлекательная ниточка, отвлекающая читателя от тоски и грусти.

В комедии наблюдаем два мира: хорошего и плохого: борьбы с добром и злом, искренностью и ложью, наглости и порядочности, хамства и вежливости. В комедии положительными героями являются – Правдин, Стародум, Софья, её жених Милон. Отрицательными героями – семья Простаковых.

Главными чертами отрицательных героев являются: невежество, самолюбие, жестокость. Они живут по своим принципам, желая получить огромную власть не только над крепостными, но и свободными благородными людьми, к которым принадлежит вторая группа. Хотят, чтобы все зависело от них.

Автор показал какие отличия двух миров: целей в жизни, манерой поведения и общения, в идеальных образах.

Комизм пьесы проявляется во всех мелочах. В пьесе описана фигура Простаковой, которая ведет себе невежественно, к тому же ругается, как уличная торговка. На нее похож и её братец. А Митрофанушка, являющимся центральным героем, представлен в образе маленького обжоры. Он постоянно хочет есть.

Недоросль – пустая личность. У него нет ни ума, ни желания учиться, ни совести. Так воспитали его родители. В пьесе много смешных эпизодов о Митрофане. Вспомним как смешно он пытался спрятаться за свою няньку от грозного Скотинина. Еще есть эпизод, где он на уроке пытается рассуждать, что происходит с дверьми.

В пьесе мы наблюдаем комизм героев, выражающихся в характерных чертах: невежественности, хамстве, грубости, жадности. Автор показал, как примитивен жалкий мир семьи Простаковых и Скотининых, которые пытаются подчинить себе благородных людей, завладеть ими и навязать им свои цели. Простаковы стремятся прибрать к своим рукам добро различными способами.

Мы видим, как Простакова привыкла к грубому общению, как с благородными людьми, так со своими крепостными и родными. Скотинин самоуверен, в этом герое нет ни одной положительной черты. Простакова и Скотинин – жестокие и наглые люди. Вспомним, как они побуждали Софью к браку. Только после того, у Софьи оказался заступник, они отстали от нее.

Развязка комедии, как и ожидалось, положительная: добро победило зло.

Простакову не жаль, хотя многие готовы ее простить. Она наглая, грубая и самовластная женщина, не терпящая в свой адрес никаких возражений.

Пьеса заканчивается благоприятно, только потому, что положительные герои пьесы смогли одержать победу над злом. Фонвизин глубоко выразил сатирическую нотку в комедии, прикрывшейся надеждой на законное правление.

Актуальность проблемы образования

Чтобы понять, насколько образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.

Безусловно, школа в наши дни не всегда способна пробудить интерес ребенка к обучению. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что так надо, для галочки, нередко донося это понимание до чада.


В комедии поднято несколько важных тем и проблем современного общества. В первую очередь ярко выделяется проблема взаимоотношений между крепостными и помещиками – многие помещики обращаются плохо со своими крестьянами, ущемляют их права, искусственно занижают плату за их работу и часто срывают на крестьянах злость.

Иногда проблема заключена в плохом качестве подготовки самих учителей – некоторые из них обладают слишком малыми знаниями, другие же могут недобросовестно относиться к своей работе.

Предлагаем читателю вникнуть в суть и смысл пьесы “Недоросль”, которую написал Денис Фонвизин.

Проблема излишней опеки со стороны родителей и слепая любовь к детям. Простакова слишком много позволяет своему сыну Митрофану, она всегда его баловала и излишне опекала и в результате получился эгоистичный, глупый и неприспособленный подросток. Любовь Простаковой не знает границ, и поэтому действует губительно на молодого человека.

Символичность названия

Фонвизинская комедия актуальна в плане освещения проблемы воспитания. Драматург наглядно показал, что родительское воспитание занимает в жизни ребенка важное, определяющее место. Невежественное воспитание Простаковыми стало причиной становления невежественной личности Митрофанушки. Надлежащее воспитание Софьи способствовало тому, что она выросла умной, образованной и нравственной. Д.И. Фонвизин еще в 18 веке показал, что личность ребенка зависит от родительского воспитания, и об этом не следует забывать в современности. Это важно помнить уже во взрослом возрасте, когда человеку предстоит воспитывать собственных детей.

Актуальна также проблема чрезмерной родительской любви. Госпожа Простакова безумно любит своего сына, души в нем не чает, соглашается со всем, что он говорит. Д.И. Фонвизин показал, к чему приводит слепая любовь родителей. Дети становятся ленивыми, эгоистичными и равнодушными ко всему, что их не касается. Митрофанушка вырос жестоким и эгоистичным, потому что госпожа Простакова поддерживала все его желания и прихоти. О результатах такой материнской любви нужно помнить и в современности, ведь часто родители не хотят утруждать своего ребенка и всячески потворствуют его лени и несамостоятельности, не понимая, во что это выльется в дальнейшем.

Таким образом, произведение, которому уже несколько столетий, заставляет современных людей задуматься, потому что те проблемы, которые поднял в комедии Д.И. Фонвизин, и те мысли, которые он высказал, актуальны до сих пор и будут актуальны еще долгое время.

Пьеса Д. И. Фонвизина "Недоросль" впервые была поставлена на сцене аж 24 сентября 1782 года. Так почему она актуальна и в наши дни?

Я считаю, что актуальность этой комедии заключается в проблемах образования и воспитания, о которых в ней говорится.

Возьмем, к примеру, Митрофанушку, сына Г-жи Простаковой. Он отличается редкостным скудоумием, невежеством и ленью.

Изнеженный своей матерью, потакающей сыну во всём, он стал груб и жесток. Причина такой деградации в неправильном воспитании всей семьи Простаковых-Скотиных, у которых искажены понятия чести и достоинства.

Мать Митрофана - невоспитанная, необразованная, грубая и жестокая женщина. Не удивительно, что у человека, не умеющего читать и вымещающего свой гнев на крестьянах, вырастет сын тиран, у которого дверь - прилагательное.

В наши дни, увы, тоже такое встречается. Причем, не только у богатых чиновников, которые могут преподнести желаемое ребенком на блюдечке с голубой каемочкой. Нет, и в обычных семьях родители во всём потакают любимому чаду, уже в пятом классе разрешая ему не делать русский и математику. Почему? Да потому, говорят они, что дитятко в школе устаёт и мы договорились, что он не будет делать домашнее задание. Такие родители боятся заставить ребёнка, боятся поссориться с ним, когда вполне справедливо будут замечать, что сыночек или доченька обленились. Что вырастет из такого ребенка? Здесь не лишним будет привести в пример строчки из стихотворения Николая Заболотского "Не позволяй душе лениться":

"Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт"

Фонвизин показывает в своей комедии "Недоросль" сатирических, местами утрированных, с говорящими фамилиями персонажей. Мы смеёмся над ними, но если убрать призму шутки и посмотреть на ситуацию серьёзно становиться жаль таких людей. Они ограничены и глупы, внутри у них одна чернь. Такие люди, увы, есть и по сей день в нашем обществе. Проблемы образования, воспитания и отношений в обществе актуальны и по сей день. Они делают комедию "Недоросль", к счастью или к сожалению, вечной.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Чем объяснить сценический успех этой пьесы в истинное время?

  • Вячеслав Ошеев
  • Литература
  • 2019-06-03 14:08:09
  • 0
  • 1

"Недоросль" написана на исходе XVIII века. Сейчас теснее XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живые. Одной из главных заморочек, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово "недоросль" не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские малыши, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило саркастический, ироничный смысл.

Читайте также: