В чем различие между поэтами элегиками 1820 х годов и представителями гражданского романтизма кратко

Обновлено: 02.07.2024

сравнит. характеристика объектов на основании того, что признаки, присутствующие у одних объектов, отсутствуют у других; в матсриалистич. диалектике Р. понимается как необходимый момент всякой вещи, явления и процесса, характеризующий их внутр. противоречивость, развитие. Категория Р. находится в неразрывном единстве с категорией тождества. Наиболее тесная связь, внутр. взаимопроникновение Р. и тождества имеет место при отображении движения и развития объектов, когда Р. существует внутри тождества, а тождество — внутри Р. Объективной основой этого единства является единство устойчивости и изменчивости вещей. При этом устойчивость проявляется как тождество изменяющегося объекта с самим собой, а изменчивость — как нарушение этого тождества, как Р. внутри тождества.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

РАЗЛИЧИЕ
сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки, присутствующие у одних объектов, отсутствуют у других.
Р. связано с тождеством, а вместе они входят в более широкую категорию сходства. Познание связано с выявлением тождества и Р. объектов. Когда отображаемый объект жестко фиксирован в определ. границах средствами формальной логики, связь Р. и тождества имеет внешний характер: по одним признакам те же объекты тождественны, по другим – различны. В материалистич. диалектике в противоположность метафизич. подходу к Р. и тождеству эти категории носят конкретный и относит. характер: должны быть выделены определ. признаки, по отношению к к-рым устанавливается Р.; фиксируются объективные условия существования признаков и соответствующих свойств и отношений, а также интервал (или область), в пределах к-рого существует (имеет смысл) данное Р. или тождество; фиксирован конкретный способ (операция) установления Р. и тождества.
При познании Р. количеств. методами существ. значение приобретает степень точности измерений или вычислений, изменение к-рой может привести к переходу Р. в тождество и обратно (напр., Р. в длине двух тел). Соотносительность Р. и тождества ведет к тому, что Р. следует рассматривать в соответствии с видами и модификациями тождества (квазитождество, эквивалентность, равно-мощность и т. д. – в математике; тождество элементарных частиц – в физике; тождество слов в математич. логике и структурной лингвистике и т. д.). Наиболее тесная связь, внутр. взаимопроникновение Р. и тождества имеет место при отображении движения и развития объектов, когда Р. существует внутри тождества, а тождество – внутри Р. Объективной основой этого единства является единство устойчивости и изменчивости вещей. При этом устойчивость проявляется как тождество изменяющегося объекта с самим собою, а изменчивость – как нарушение этого тождества, как Р. внутри тождества.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 54, 123–25, 516, 529–31, 580; Гегель Г. В., Соч., т. 1, М. –Л., 1929, с. 195–207, т. 5, М., 1937, с. 478–525; Лейбниц Г. В., Новые опыты о человеч. разуме, М. –Л., 1936, с. 201–16; Локк Дж., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960; Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 316–17; Гоббс Т., Избр. произв., т. 1, М., 1964, с. 160–65; Маликов М., Основы метрологии, ч. 1, Учение об измерении, М., 1949; Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959, с. 171

Вопрос:

В чем разница между поэтами-элегиками 1820-х годов и представителями "гражданского романтизма"? Проанализируйте его на примере сопоставления стихотворений Е.А. Баратынского "Когда исчезнет омраченье. " и К.Ф. Рылеева "А.А. Бестужеву".

Подробный ответ:

В 1820-х гг. основным жанром в русской лирике становится элегия. Этот жанр был заимствован у западных поэтов, которые предавали своим стихам прежде всего философский смысл, это были своеобразные размышления над вечными вопросами, смыслом жизни и её проблемами. В элегиях 1820-х гг. эти темы связываются воедино с внутренним миром поэта, они становятся более интимными, в центре стихотворений — внутреннее состояние влюблённого героя, происходит психологизация жанра. Яркие представители — ранний Пушкин, Е.А. Баратынский, Н.М. Языков.

Поэты гражданского романтизма — это прежде всего поэты-декабристы: К.Ф Рылеев, А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский. В основе их творчества лежит патриотизм и революционная борьба за идеалы. Главная тема — свобода Родины и русского народа, а их произведения — это призывы к борьбе.

В 1820-х гг. основным жанром в русской лирике становится элегия. Этот жанр был заимствован у западных поэтов, которые предавали своим стихам прежде всего философский смысл, это были своеобразные размышления над вечными вопросами, смыслом жизни и её проблемами. В элегиях 1820-х гг. эти темы связываются воедино с внутренним миром поэта, они становятся более интимными, в центре стихотворений — внутреннее состояние влюблённого героя, происходит психологизация жанра. Яркие представители — ранний Пушкин, Е.А. Баратынский, Н.М. Языков.

Поэты гражданского романтизма — это прежде всего поэты-декабристы: К.Ф Рылеев, А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский. В основе их творчества лежит патриотизм и революционная борьба за идеалы. Главная тема — свобода Родины и русского народа, а их произведения — это призывы к борьбе.

«Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила

И все счастливые мечты

В душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с неё нет силы;

И говорю ей: как вы милы!



На фоне западноевропейских культур русский романтизм выглядел одновременно и как менее и как более романтичный: он уступал им в богатстве, разветвленности, широте общей картины, но превосходил в определенности некоторых конечных результатов.

Реализм. Примерно на рубеже 20 – 30-х годов, еще в период господства романтизма, зарождается реализм. В течение 30-х годов оба направления сосуществуют, но в начале следующего десятилетия реализм играет доминирующую роль, при этом романтизм полностью не пресекается.

Яркие признаки реализма наметились еще в басенном творчестве Крылова и в знаменитой комедии Грибоедова. Переход к реализму совершается в творчестве Пушкина. Направление закрепляется в произведениях Гоголя.

Осмысление и переосмысление типа романтика – постоянная тема русской литературы. Смысл реализма состоял в объективно ровном освещении противоположных персонажей, т.е. установлении некоего их равенства перед лицом действительности, что нашло отражение в конструировании особого диалогического конфликта.

В реализме ироническое отстранение все решительнее захватывало главные романтические ценности, но не размывало очертание характера, а служило целям его более рельефной обрисовки.

Создание характеров, типов – безусловный признак реализма, получивший со временем все больший и больший вес, что отразило и преемственность, и отталкивание от романтизма. Реализм поставил целью дать форму самой психологической текучести и глубине, результатом чего явилась целая галерея замечательный открытий – открытий характеров.

Центральными идеями романтизма стали: свобода, личность(признании ее высокого достоинства, безусловной ценности, свободы и равенства с другими личностями), идея человека .

Лирика Пушкина 2-ой половины 1820-х годов (после ссылки в Михайловское)

«Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила

И все счастливые мечты

В душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с неё нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

На фоне западноевропейских культур русский романтизм выглядел одновременно и как менее и как более романтичный: он уступал им в богатстве, разветвленности, широте общей картины, но превосходил в определенности некоторых конечных результатов.

Реализм. Примерно на рубеже 20 – 30-х годов, еще в период господства романтизма, зарождается реализм. В течение 30-х годов оба направления сосуществуют, но в начале следующего десятилетия реализм играет доминирующую роль, при этом романтизм полностью не пресекается.

Яркие признаки реализма наметились еще в басенном творчестве Крылова и в знаменитой комедии Грибоедова. Переход к реализму совершается в творчестве Пушкина. Направление закрепляется в произведениях Гоголя.

Осмысление и переосмысление типа романтика – постоянная тема русской литературы. Смысл реализма состоял в объективно ровном освещении противоположных персонажей, т.е. установлении некоего их равенства перед лицом действительности, что нашло отражение в конструировании особого диалогического конфликта.

В реализме ироническое отстранение все решительнее захватывало главные романтические ценности, но не размывало очертание характера, а служило целям его более рельефной обрисовки.

Создание характеров, типов – безусловный признак реализма, получивший со временем все больший и больший вес, что отразило и преемственность, и отталкивание от романтизма. Реализм поставил целью дать форму самой психологической текучести и глубине, результатом чего явилась целая галерея замечательный открытий – открытий характеров.

Центральными идеями романтизма стали: свобода, личность(признании ее высокого достоинства, безусловной ценности, свободы и равенства с другими личностями), идея человека .

Читайте также: