В чем проявлялось особое почитание пожилых людей в кубанской станице 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

1.Родился в крестьянской семье, учился в иконописной мастерской в Воронеже, затем в 1872—1878 гг. жил в Санкт-Петербурге, вольнослушателем посещая занятия в Академии художеств.

Я помню, летом, в июле, в самый разгар лета я ездил с отцом на рыбалку в поселок "Камыши". Там я учился рыбачить, надсаживать нашивку на крючок удочки. И вспоминается мне та неуклюжая девчонка по имени Таня. Она была рыжей и ее лицо покрывали ярко-желтые, золотистые веснушки. Она была девочкой стройной и доброй. Привносила хлеб и червяков, которые собирал ее брат. Он тоже был рыбаком. Ему было где то лет 17. Он был достаточно умный и зрелый. Мы с ним вместе учились рыбачить. А руководил нами мой отец и дедушка. Но потом нам надо было возвращаться домой, и Тане надо было уже идти домой и помогать маме с бабушкой по хозяйству. На память она мне подарила молоко от ее коровы Муравушки и небольшое ожерелье с клыком волка. А ее брат Володя отдал мне свой ножик. Я так хочу вернуться к ним в поселок, но время не остановить, оно не вернется назад в прошлое!

1.Акита,Американская Акита,Амстафф,бульдог,Английский той-терьер.
2.Пастухи,спасение людей и поиск приступников,ездовые собаки,охрана,охота,спасение на воде,борьба,военные.
3.Санто-фон-Хаус Цигельмайер,Хатико,Болто,Лео,Пэл,Барри,Рин Тин Тин,Джульбрас.

Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.

Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.

Не следует полагать, что почитание старших в казачестве насаждалось только силовыми методами. Сам образ жизни казаков, множество традиций и обычаев способствовало тому, что у молодого поколения вырабатывалось чувство поклонения и уважения к старшим, тем, которые знали все тонкости джигитовки, рукопашного боя, артистически владели всеми видами оружия. Невозможно было обойтись без знаний в поле, в быту, в праздники и трауры.

В чём проявлялось особое почитание пожилых людей в кубанской станице 19 века?


Люди были старые и умные потому что они много прожили и повидали.


Как люди используют степные пространства азово - кубанской равнины?

Как люди используют степные пространства азово - кубанской равнины?


В чём основная ценность Кубанских черноземов?

В чём основная ценность Кубанских черноземов?


В чём проявляется духовный смысл предпринимательства Запишите свои размышления?

В чём проявляется духовный смысл предпринимательства Запишите свои размышления.


Какие народны промыслы России ты знаешь ?

Какие народны промыслы России ты знаешь ?

В чём проявляется своеобразие каждого из них?


Население кубанских земель в конце 16 17 веков?

Население кубанских земель в конце 16 17 веков.


1. Как развивалась семейная культура казаков?

1. Как развивалась семейная культура казаков?

Какую роль играет женщина?

2. Как казаки относились к своим родителям?

3. Перечислите языковые семьи представители, которых живут на Кубани?

4. Какую роль в русском языке играют северо - кавказские регионализмы

Какую роль в жизни кубанского казачества играет : музыка, песни, обрядовый фольклор?

6. Как в течении XIX века изменялась материальная культура казачества?

7. Как на Кубани праздновали Рождество Христова?

8. В чем появлялось почитание пожилых людей в кубанской станице в XIX веке?


Какие можно слова сказать пожилым людям ?

Какие можно слова сказать пожилым людям ?


Станица Старощербиновская рождественское баталпашинская славится мастерами по изготовлению посуды игрушек из особой глины Как называется ремесло которые развиты в этих страницах?

Станица Старощербиновская рождественское баталпашинская славится мастерами по изготовлению посуды игрушек из особой глины Как называется ремесло которые развиты в этих страницах.


В чём проявляется самобытность России в прошлом и в чём она проявляется в наше время?

В чём проявляется самобытность России в прошлом и в чём она проявляется в наше время?

Пж очень срочно надо.


Как люди используют степные пространства Азово Кубанской равнины?

Как люди используют степные пространства Азово Кубанской равнины.


Марк Твен. Точно не знаю.


Кыргизский народ празднуют новый год весной, 21 - марта. На новый год делают специальные блюда. Люди приходят к друг к другу в гости. На новый год в домах разжигают арчу. Кыргызы с давних времён знали, что арча убивает микробы.


Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться. Честна госпожа — честен нрав. Правда груба, да Богу люба. Правда гневна, да Богу мила. Хоть гол, да прав (или : да исправен). Правда к Петру и Павлу ушла, а кривда по земле пошла.


Нет наверно(но это чисто мое мнение).


В каждой школе по - разному ))).


В каждой школе по - разному.


Наверное, такое бывало с каждым. Выйдешь на опушку или поляну, залюбуешься пестрым разнотравьем, среди которого то тут, то там кивают головкамиколокольчики, и вдруг покажется, что плывет над пестрым ковром цветов легкий серебристый звон. И понимаеш..


Соната, симфония, полифония, минуэт, этюд.


Солнце уже встало жители деревни тоже уже проснулись. Сегодня очень тепло поэтому на жителях сегодня лишь только набедренные пояски . Дети выбегают Вот - вот поиграть а их родители уже начинают работать. Скоро улице переполняются людьми идущими на..


Аба́к — семейство счётных досок, применявшихся для арифметических вычислений приблизительно с V века до н. Э. в древних культурах — Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Китае и ряде других.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.


Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.

Кстати, недавно появился и новый термин - "неоказачество". Кое-какие деятели пытаются оторвать казаков от древних корней, которые с молоком матери впитали в себя нынешние носители казачьей идеи - наши старики. Дескать, не было возрождения казачества, оно давно умерло. Но большинство жителей Кубани уверены, что не было разрыва исторических традиций и культуры казаков, казачий дух всегда присутствовал в наших хуторах и станицах, а поэтому говорить о неоказачестве кощунственно. Казачество обречено на расцвет, потому что идея возрождения пошла вглубь и вширь, привлекла к ним новых носителей казачьей идеи - нашу молодежь. Мы бережно храним традиции предков, поем дедовские песни, пляшем народные танцы, хорошо знаем свою историю, гордимся своими казачьими корнями. Значит - уверенно шагаем в третьем тысячелетие!

О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

Семейный и общественный быт. Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение а военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Обряды и праздники. На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он - подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

Устная разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии - устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Народные промыслы и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольникл, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды - плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Российское общество в ходе преобразований столкнулось со сложными нравственными, политическими, экономическими проблемами, которые не могут быть решены без помощи гуманитарной науки. Людей волнуют заботы о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к своей истории. Углубление в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.

Человечество за свою историю накопило несметные богатства духовных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром - они направлены на идейное и духовное возвышение человека.

Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образо­вания, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказывала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось казачьего населения Кубани.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Что такое тюркизмы? Как они проникали в речь населения Кубани?

2. Какие слова называют северокавказскими регионализмами?

3. Опиши женский костюм казачки конца 19 века.

4. Как в далеком прошлом называли предметы домашнего быта

Перечисли языковые семьи, представители которых живут на Кубани.

Какую роль в русском языке играют северокавказские регионализмы?

Расскажи о традиционной казачьей кухне.

Расскажи, как называли в прошлом кухонную утварь.

Как и когда на территории края появились восточнославянские языки и их говоры?

Почему кубанские говоры называют говорами вторичного образования?

Какими были способы строительства жилья на Кубани?

Как называли в прошлом сельскохозяйственные орудия и детали одежды?

Из каких групп состоит лексика кубанских говоров? Что такое украинизмы?

Какие диалектизмы называются этнографическими? В чем их отличие от других видов диалектизмов?

Охарактеризуй хозяйственные постройки кубанского двора.

Какие традиции и особенности уклада жизни были принесены на Кубань?

Приведи пример диалектных слов, употребляемых в нашей местности для обозначения форм рельефа, водоемов.

Опиши подворье на Кубани. Какие диалектные слова ты используешь при этом? Можно ли их заменить литературными словами?

Расскажи об искусстве кубанских кузнецов, резчиков по дереву, гончаров.

Какую роль в жизни казачества играла музыка?

Приведи пример топонимов своей местности. Объясни их происхождение.

Почему диалектизмы исчезают? Нужно ли их хранить?

Чем объяснить сходство в мужской одежде казака и горца?

Какую роль в жизни казачества играла музыка, обрядовый фольклор?

С какой целью диалектизмы используются в художественной литературе?

Опиши костюм казачки 19 века.

Как происходило взаимопроникновение различных элементов русской, украинской и кавказской традиционной культуры?

Назови диалектные слова, которые употребляются в нашей станице.

Какова роль диалектов в языке и истории этноса?

Что являлось основой питания кубанской казачьей семьи? Почему?

Чем различаются украинские и русские народные песни? Что в них общего?

Какие особенности образа жизни и быта отличали казака от крестьянина в центральной России?

В чем заключалось отличие казачьей общины от крестьянской и своеобразие казачьего землепользования?

Какие мучные блюда готовили кубанские казачки?

Каковы были пути распространения на Кубани восточнославянских языков?

В чем выражалась приверженность казаков православию?

Как формировалось духовное сословие у казаков?

Чем различаются украинские и русские народные песни? Что в них общего?

Опиши один из православных праздников.

Какова была специфика традиционного уклада жизни казаков?

Перечисли казачьи традиции

Назови жанры кубанской народной музыки.

Как справлялась казачья свадьба?

Какое место в жизни казаков занимала вера?

В чем заключалось искусство джигитовки?

Какие черты характера формировали исторические песни.

4. Что такое тюркизмы? Как они проникали в речь населения Кубани?

Чему обучали казаков на лагерных сборах?

Опиши один из православных праздников.

Носителями каких языков являются коренные жители Кубани?

Как распределялись обязанности между членами казачьей семьи?

На чью долю выпадало особенного много работы?

Какие православные праздники почитались на Кубани?

Что в нынешнем свадебном обряде сохранилось от прежних времен?

Как воспитывались дети в казачьих семьях?

Какая роль в семье отводилась женщинам?

Как справлялась казачья свадьба? Что в нынешнем свадебном обряде сохранилось от прежних времен?

Читайте также: