В чем проявлялась противоречивость развития литературы и искусства в позднесоветское время кратко

Обновлено: 30.06.2024

Духовная культурная жизнь общества в период хрущевской “оттепели” носила противоречивый характер . С одной стороны, процесс обновления, либерализации в политике не мог не вызвать оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъема науки и образования. С другой — общий подход к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии. Все-же, особенно до начала 1960-х гг. , наблюдалось духовное возрождение творческой интеллигенции. Духовным центром шестидесятников стал журнал “Новый мир”, который возглавлял А. Т. Твардовский. В Москве начал работать театр “Современник” под руководством О. Н. Ефремова. Многие писатели, артисты, ученые смогли побывать за границей. Стали выходить в свет мемуары советских военачальников: в прежние годы никто из государственных и военных деятелей не решался даже записывать свои воспоминания. В исторической науке наблюдался отход от догм “Краткого курса истории ВКП (б) ”, пересматривалась роль Сталина в истории Советского государства. Начали издаваться новые журналы “Юность”, “Москва”, “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “История СССР”, “Новая и новейшая история”, “Культура и жизнь”, альманахи и газеты. Создавались новые творческие союзы. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС “О исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”. Приметой времени стала реабилитация части деятелей культуры, осужденных при Сталине. Публиковались запрещенные стихи С. А.. Есенина, Д. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, рассказы М. М. Зощенко и др. В период “оттепели” впервые заявили о себе Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, В. П. Аксенов и др. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать. Некоторые произведения литературы и искусства принимались Н. С. Хрущевым, его советниками и рядом деятелей культуры в штыки (романы В. Д. Дудинцева “Не хлебом единым”, Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”, фильм М. М. Хуциева “Застава Ильича” и др.) . В опалу незаслуженно попали талантливые живописцы Э. Белютин, Б. Жутовский, скульптор Э. Неизвестный. Значительные достижения имелись в развитии науки и техники, особенно в космонавтике (запуск искусственного спутника; полет Ю. А. Гагарина; успехи в ракетостроении) . В Дубне был создан крупный международный исследовательский центр — Объединенный институт ядерных исследований. Большое внимание уделялось среднему и высшему образованию: была отменена плата за обучение в вузах, техникумах и старших классах средней школы; вместо семилетнего вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Увеличилось число вузов и научных учреждений. Начавшаяся в 1958 г. реформа общеобразовательной школы (одиннадцатилетка вместо десятилетки) с акцентом на производственное обучение и профессиональную подготовку учащихся не была научно обоснована. В 1964 г. от нее отказались. В целом же духовное раскрепощение советских людей в рассматриваемый период не было и не могло быть полным. В начале 1960-х гг. произошло усиление идеологического диктата в области литературы и искусства, проявилась нетерпимость к инакомыслию. На эти годы приходится начало диссидентского движения.

В чём проявлялась противоречивость развития литературы и искусства в позднесоветское время? Можно ли сказать о существовании разных советских культур? Своё воззрение докажите.

  • Vjacheslav Vidnevich
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-02 02:06:54
  • 15
  • 1

Другая культура являлась главным компонентом позднесоветской культуры. Её изучение дозволяет рассмотреть культурный процесс в СССР во всей его целостностии противоречивости, во всём обилии, в контексте самых разных сторон социокультурной жизни. Животрепещущим представляется выявление соотношения понятий официальная культура и альтернативная культура, их границ, взаимодействия и взаимопроникновения. В тесном смысле другая культура - это непосредственно-исторический парадокс, сублимирующий не только контркультурные, но и антикультурные интенции молодёжных субкультур. Применительно к позднесоветскому периоду, другая (неофициальная, 2-ая, параллельная, иная) культура представляется главным компонентом трудной, структурированной русской культуры. Невзирая на оппозиционность другой культуры официальной, для их отличительно взаимодействие и взаимопроникновение.
В изобразительном искусстве официальное направление было представлено творчеством Д. А. Налбандяна (портреты Л. И. Брежнева), С. Н. Присекина (Парад Победы) и др. Их картины стали образцом русского неоклассицизма. В рамках
Художественная жизнь развитого социализма была достаточно разнородной. В ней можно выделить ряд направлений.
Во-первых, официоз, т. е. творенья деятелей культуры, конкретно обслуживающих власть. В частности, получила распространение так именуемая секретарская литература. Это были творения, написанные различными функционерами Союза русских писателей и ею региональных отделе ний. Основными героями этих творений нередко становились партийные руководители и русские бюрократы.
такового же (торжественного) социалистического реализма работали художники и архитекторы, изображающие доярок, сталеваров, представителей русской элиты.
Второе направление было представлено творчеством писателей и живописцев, которые тотчас подвергались цензуре, критиковались властью, но были ею терпимы, и чьи творения доходили до массового читателя и созерцателя. К нему можно отнести деревенскую прозу Ф. А. Абрамова, В. И. Белова; известного писателя, кинорежиссёра, актёра, сценариста В. М. Шукшина. О нравственных недугах общества шла речь в повестях В. Г. Распутина (Пожар*), В. П. Астафьева (Грустный детектив), в романах Ч. Т. Айтматова Буранный полустанок, Белоснежный пароход. Руководителями городской прозы в русской литературе были В. П. Аксёнов, С. Д. Довлатов, Ю. В. Трифонов.
Большую популярность заполучила лейтенантская проза творения о войне, написанные былыми фронтовиками Ю. В. Бондаревым, К. Д. Воробьёвым, В. В. Быковым и др.
В жанре фантастики работали писатели А. Н. и Б. Н. Стругацкие, И. А. Ефремов. М. М. Жванецкий и Ф. А. Искандер стали знаменитыми писателями-сатириками.
Отдушиной для русского человека эры развитого социализма являлись лучшие творенья русского синематографа. Посреди наиболее заметных фильмов второй половины 1960-х начала 1970-х гг. были: Бег (А. А. Алов,
B. nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;Н. nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;Наумов); nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;Шестое nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;июля (Ю. Ю. Карасик); Гори, пылай, моя звезда (А. Н. Митта); Белоснежное солнце пустыни (В. Е. Мотыль); Июльский дождик (М. nbsp;М. Хуциев). nbsp;Мастером эпического кино nbsp;nbsp;и nbsp;батальных nbsp;сцен nbsp;показал nbsp;nbsp;себя
C. nbsp;nbsp;Ф. nbsp;Бондарчук в фильмах Война и мир, Они сражались за Отчизну. Особенной популярностью воспользовались российские nbsp;nbsp;кинокомедии: nbsp;nbsp;Л. nbsp;nbsp;И. nbsp;nbsp;Гайдая (Операция Ы и другие приключения Шурика, Кавказская пленница, Бриллиантовая рука), Э. А. Рязанова (Берегись автомобиля), Г. Н. Данелии (30 три), Р. Н. Быкова (Айболит-66).
Большими явлениями театрального искусства осматриваемого медли стали такие постановки, как Человек со стороны (Театр на Малой Бронной), Соло для часов с боем, Заседание парткома (Столичный Художественный академический театр). Великой интерес у созерцателей вызывали спектакли Театра на Таганке (А зори тут тихие, Гамлет и др.), Ленинградского Великого драматического театра под управлением Г. А. Товстоногова. Знаменитыми драматургами того медли были В. С. Розов с его психическими пьесами и М. Ф. Шатров с его политической темой.
Великую роль в развитии искусства балета сыграли латвийский солист балета и балетмейстер М. Э. Лиепа, выдающаяся танцовщица М. М. Плисецкая.
Насыщенной была спортивная жизнь. Русские спортсмены благородно выступали на Олимпийских забавах, чемпионатах мира по хоккею, фигурному катанию, иным видам спорта. Выдающийся шахматист А. Е. Карпов стал трёхкратным фаворитом мира. Двукратный олимпийский чемпион и восьмикратный фаворит мира по хоккею, один из ведущих хоккеистов СССР 1970-х годов В. Б. Харламов получил признание не только в собственной стране, но и за её пределами.
Третье направление культуры развитого социализма представлено творчеством деятелей культуры, у которых сложились непримиримые эстетические несогласия с русским строем. Эмигрировали либо были отправлены из СССР писатели и стихотворцы А. И. Солженицын, И. А. Бродский, В. П. Некрасов, В. В. Войнович, художники и архитекторы М. М. Шемякин, О. Н. Целков, Э. И. Неведомый, режиссёры А. А. Тарковский, Ю. П. Любимов, деятели музыкального искусства М. Л. Растропович и Г. П. Вишневская и многие другие представители волны утечки разумов из СССР.
Большую популярность приобрёл жанр бардовской песни. Его произведения не звучали по русскому радио либо телевидению, пластинки с их песнями не выпускались. Но благодаря магнитофонной революции песни Б. Ш. Окуджавы, А. А. Галича, Ю. И. Визбора, необыкновенно В. С. Высоцкого стали знаменитыми практически всему населению Русского Союза.
В самиздате публиковали произведения былых заключённых сталинских лагерей: Крутой маршрут Е. С. Гинзбург мамы писателя В. П. Аксёнова, Колымские рассказы В. Т. Шаламова. На Западе издавали и нелегально ввозили в СССР воспрещённые произведения А. И. Солженицына (В круге первом, Раковый корпус, Архипелаг ГУЛАГ), Б. Л. Пастернака и иных писателей.
Благодаря появлению видеомагнитофонов начались нелегальные, квартирные просмотры западных кинофильмов, не выходящих в русский прокат.




Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения (ПТУ, техникум), куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного среднего десятилетнего образования.

Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Изучение основ наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с четвертого класса. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала порой приводили к снижению интереса к занятиям и, в конечном итоге, к ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения назревших проблем вели учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих результатов в учебной и воспитательной работе (В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили). Однако массовое использование разработанных ими передовых методик, большая часть которых имела исключительно авторский, индивидуальный характер, было почти невозможно. Требовалась существенная перестройка всей педагогической системы. В 1984 г. была начата реформа образования, которая, однако, оказалась неподготовленной и в скором времени была свернута. Неспособность решить назревающие проблемы предопределила дальнейшее нарастание кризисных явлений в сфере образования.

Растут количественные показатели в высшем образовании: увеличивается количество студентов и высших учебных заведений. В начале 70-х проходит компания по преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов.

Как ни парадоксально, введение всеобщего среднего образования и расширение системы высшего имело и свои минусы. Стране нужны были рабочие руки, ощущался недостаток в исполнителях квалифицированного физического труда. В то же время школа ориентировала выпускников на поступление в вузы. Вчерашний школьник, потративший десять лет на получение полного среднего образования мечтал о поступлении институт или университет, перспектива трудоустройства в качестве простого рабочего казалась ему непривлекательной. В результате наметилось перепроизводство специалистов с высшим образованием при недостатке квалифицированных рабочих кадров. Следствием этого явилось падение престижа высшего образования - инженер на предприятии часто получал зарплату ниже, чем рабочий. Многим специалистам с вузовскими дипломами приходилось работать не по специальности.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство и освоении космического пространства. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей промышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.

Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения (ПТУ, техникум), куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного среднего десятилетнего образования.

Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Изучение основ наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с четвертого класса. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала порой приводили к снижению интереса к занятиям и, в конечном итоге, к ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения назревших проблем вели учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих результатов в учебной и воспитательной работе (В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили). Однако массовое использование разработанных ими передовых методик, большая часть которых имела исключительно авторский, индивидуальный характер, было почти невозможно. Требовалась существенная перестройка всей педагогической системы. В 1984 г. была начата реформа образования, которая, однако, оказалась неподготовленной и в скором времени была свернута. Неспособность решить назревающие проблемы предопределила дальнейшее нарастание кризисных явлений в сфере образования.

Растут количественные показатели в высшем образовании: увеличивается количество студентов и высших учебных заведений. В начале 70-х проходит компания по преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов.

Как ни парадоксально, введение всеобщего среднего образования и расширение системы высшего имело и свои минусы. Стране нужны были рабочие руки, ощущался недостаток в исполнителях квалифицированного физического труда. В то же время школа ориентировала выпускников на поступление в вузы. Вчерашний школьник, потративший десять лет на получение полного среднего образования мечтал о поступлении институт или университет, перспектива трудоустройства в качестве простого рабочего казалась ему непривлекательной. В результате наметилось перепроизводство специалистов с высшим образованием при недостатке квалифицированных рабочих кадров. Следствием этого явилось падение престижа высшего образования - инженер на предприятии часто получал зарплату ниже, чем рабочий. Многим специалистам с вузовскими дипломами приходилось работать не по специальности.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство и освоении космического пространства. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей промышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.


1. Наука. В 1960—1980-е гг. продолжалась деятельность научных школ, сложившихся в предыдущие десятилетия советской истории. Один из крупнейших математиков XX в. А. Н. Колмогоров развивал такие разделы математики, как теория вероятностей, теория функций, теория информации. М. В. Келдыш добился значительных результатов в области прикладной математики и механики. Будучи крупным организатором советской науки (президент АН СССР в 1961—1975 гг.), он осуществлял руководство космическими программами. В 1970-х гг. советскими лауреатами Нобелевской премии стали Л. В. Канторович за разработку экономико-математических моделей, П. Л. Капица за многочисленные научные разработки в области физической науки.

Развивались новые научные направления. В частности, академик Р. 3. Сагдеев, будучи директором Института космических исследований АН СССР, руководил исследованиями в областях физики плазмы, проблемы управляемого термоядерного синтеза, космической физики. В 1970-х гг. математики С. П. Новиков и Г. А. Маргулис стали лауреатами Филдсовской медали — высшей награды, присуждаемой в области математической науки.

В 1970—1980-х гг. продолжалось освоение космоса. В марте 1965 г. А. А. Леонов впервые вышел в открытый космос. Советские аппараты совершили посадки на Луне, Венере, Марсе. Началось создание орбитальных космических станций. С. Е. Савицкая в 1984 г. первой из женщин совершила выход в открытый космос.


Над Чёрным морем. Художник А. А. Леонов

Среди учёных в области гуманитарных наук выделялись Д. С. Лихачёв, работающий в области древнерусской литературы, и В. А. Сухомлинский — выдающийся советский педагог-новатор.

Ведущими центрами советской науки продолжали оставаться Академия наук СССР, Новосибирский Академгородок, крупные высшие учебные заведения.

В каких сферах в 1970-е — первой половине 1980-х гг. советские учёные достигли выдающихся успехов?

2. Образование. В 1972 г. в СССР было принято постановление о переходе ко всеобщему среднему образованию. Благодаря ему уже в 1975 г. 86% молодёжи получили среднее образование. Большое внимание уделялось средним профессиональным училищам, которые наряду с образованием давали рабочую квалификацию своим выпускникам. С целью выявления талантливых школьников распространение получили предметные олимпиады, летние курсы, которые проводили видные учёные, другие формы привлечения подростков к науке.

В области высшего образования происходил рост числа университетов, частично преобразованных из педагогических институтов. Сохраняли свои ведущие позиции главные образовательные учреждения страны: Московский и Ленинградский государственные университеты, Московский физико-технический институт, Московский инженерно-физический институт, Московское высшее техническое училище им. Баумана. Гуманитарное образование в основном было нацелено на подготовку партийно-идеологических работников и учителей.


Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года. Художник С. Н. Присекин

В жанре фантастики работали писатели А. Н. и Б. Н. Стругацкие, И. А. Ефремов. М. М. Жванецкий и Ф. А. Искандер стали известными писателями-сатириками.

Многонациональная литература Советского Союза была ярко представлена творчеством поэтов — дагестанского Р. Гамзатова, балкарского — К. Кулиева, калмыцкого — Д. Кугультидинова; писателей — белорусского В. Быкова, киргизского — Ч. Айтматова, украинского — О. Гончара, нивхского — В. Санги, чукотского — Ю. Рытхэу.


А. Б. Пугачёва

В любимом народом музыкальноэстрадном жанре выделялись композиторы А. А. Бабаджанян, Р. В. Паулс, A. Н. Пахмутова, исполнители И. Д. Кобзон, М. М. Магомаев, Г. К. Отс, А. Б. Пугачёва, Э. С. Пьеха. В области классической музыки работал Р. К. Щедрин.

Запоминающиеся образы в театральном и киноискусстве оставили Л. М. Гурченко, Е. П. Леонов, И. М. Смоктуновский, А. И. Райкин, чеченский эстрадный танцовщик и актёр М. А. Эсамбаев.


В. С. Высоцкий


М. Н. Плисецкая

Большую роль в развитии искусства балета сыграли латвийский солист балета и балетмейстер М. Э. Лиепа, выдающаяся балерина М. М. Плисецкая.

Насыщенной была спортивная жизнь. Советские спортсмены достойно выступали на Олимпийских играх, чемпионатах мира по хоккею, фигурному катанию, другим видам спорта. Выдающийся шахматист А. Е. Карпов стал трёхкратным чемпионом мира. Двукратный олимпийский чемпион и восьмикратный чемпион мира по хоккею, один из ведущих хоккеистов СССР 1970-х годов В. Б. Харламов получил признание не только в своей стране, но и за её пределами.

Благодаря появлению видеомагнитофонов начались нелегальные, квартирные просмотры западных кинофильмов, не выходящих в советский прокат. Распространение звуковых усилителей привело к созданию советских подпольных музыкальных рок-групп.

Для советской интеллигенции данного периода был характерен неподдельный интерес к художественной жизни страны. СССР считался самой читающей страной в мире. Значительные тиражи изданий быстро расходились и были дефицитом.

Попробуйте купить Ахматову,

Вам букинисты объяснят,

Что чёрный том её агатовый,

Куда дороже, чем агат.

(А. А. Вознесенский)

2. Почему советские спортсмены добивались выдающихся успехов на международной арене?

3. Какую роль играли цензурные ограничения в культурной жизни страны?

Вопросы и задания

1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.

4. Составьте описание нескольких известных произведений советской литературы, искусства рассматриваемого периода (по выбору). Объясните причины их популярности.

5. Расскажите об одном из выдающихся спортсменов второй половины 1960-х — первой половины 1980-х гг. и его спортивных достижениях, подготовьте презентацию.

6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ

1. За что Л. В. Канторович, единственный из всех советских и российских учёных, получил Нобелевскую премию по экономике?

2. Как, когда и зачем в Новосибирске был построен Академгородок?

3. Что предусматривала школьная реформа 1984 г.? Удалось ли достичь поставленных целей?

4. С чем была связана необыкновенная популярность Театра на Таганке в 1970-е гг.?

Читайте также: