В чем проявлялась преемственность власти российского царя и византийского императора кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сайт является сборником научных статей и книг по истории Московского государства в XV-XVII веках.

Автор: Скрипкина Елена Владимировна
Журнал: Омский научный вестник. 2012

Идея преемственности власти русских царей от византийских императоров, начав формироваться в XV в., не утеряла своей актуальности и в XVII столетии. Православная традиция, дополненная законами и практикой Византийской империи, выступала качестве идейно-теоретического обоснования принципов самодержавной власти русских государей [1, с. 45-73].

Усиление значимости Московского государства как центра вселенского православия и претензия царя Алексея на место Константина подкреплялась перенесением с Востока христианских святынь. С одной стороны, столица Православия не могла довольствоваться только русскими святынями, с другой — необходимость перенесения христианских реликвий с Востока обуславливалась заботою русского царя эти святыни сохранить [12, с. 72].

По замечанию Н.Ф. Каптерева, русские не жалели средств для приобретения у греков христианских реликвий, поскольку были уверены, что Восток, лишаясь святынь, вместе с тем лишается права на руководящую роль в религиозной жизни православного мира. Москва же становилась действительно третьим Римом, вполне заменившим собою новый Рим — Константинополь [12, с. 101 — 102].

Реликвии попадали в Москву различными путями. Например, их привозили восточные архипастыри или греческие купцы [13, с. 124 — 125; 14, с. 144—151].

Как отмечает Н.П. Чеснокова восточно-христианские святыни, привезенные в Россию, сыграли особую роль в формировании идейно-политических теорий своего времени. Подобный феномен уже отмечался в других государствах, например, в республике св. Марка, когда появление большого числа византийских реликвий послужило основанием для создания образа Венеции как Нового Рима. По данным исследовательницы, наиболее активно святыни переносятся в период патриаршества Никона (1652 — 1658 гг.) Перечень реликвий довольно обширный и разнообразный — это, например, мощи святых, иконы, предметы церковной утвари, облачения и пр. Ведущее место среди центров, поддерживавших активные связи с Россией принадлежало кафедрам восточных патриархов. Отсюда регулярно исходила информация русскому правительству о политической ситуации в Османской империи и положении православных подданных. Значимыми и плодотворными были контакты с Афонскими монастырями, а также с другими церковными центрами, которые могли получить рекомендательные письма от патриархов [5, с. 144 — 161].

Одной из святынь, привезенных в Москву в 1655 г., была глава св. Иоанна Златоуста. Вспомним то значение, которое придавалось святому. Вместе с ней привезли Крест царя Константина. Правда, привезли их только для поклонения, но Алексей Михайлович приложил все усилия, чтобы реликвии остались в России. Все попытки греков вернуть их оказались тщетными [12, с. 66 — 71].

По мнению Б.А. Успенского, как важнейший знак императорского достоинства царь Алексей перенимает законодательную деятельность. Так, издавая Соборное Уложение 1649 г., Алексей Михайлович действовал по примеру византийских императоров, для которых законодательная деятельность, в том числе и издание законодательных сводов, была одной из важнейших привилегий верховной власти, поскольку император выступает как формальный источник закона [2, с. 124—125].

В Византии император, осуществляя присущие только ему функции, символизировал саму власть, ее божественное происхождение, т.е. земной правитель был воплощением в земной жизни высшей власти. Император имел исключительное право на определенные цвета: пурпур (цвет царской обуви, личной подписи на документах, элементов одежды), золото (цвет блестящих доспехов, парчовых одеяний, императорской печати), и белоснежная чистота (от туники до цвета чистого лица и всего облика, излучающего свет) были идеальными цветами царской власти [21, с. 16].

У русских государей красно-золотая часть спектра использовалась исключительно монархом. Высшая аристократия могла использовать золотой цвет в одежде только с позволения царя. Золототканые одежды выдавались из казны в торжественных случаях членам статусных групп двора [22, с. 61 —62].

Как показал Б.А. Успенский, Алексей Михайлович, по примеру византийских императоров, начинает причащаться в алтаре по священническому чину. Порядок причащения Алексея Михайловича соответствовал византийской практике причащения императора. Реконструкция византийской традиции основывалась, главным образом на устной информации (от бывших в Москве греков). По предположению исследователя, источником сведений Алексея Михайловича о византийском ритуале стал газский митрополит Паисий Лигарид, появившийся при государевом дворе в 1662 г. и имевший на царя большое влияние [25, с. 235 — 236]. В своих обращениях к Алексею Михайловичу Лигарид называл государя императором [26, с. 118— 121].

В целом, Алексей Михайлович вполне усвоил византийские императорские символы власти, оставаясь при этом русским христианским царем-самодержцем — защитником и поборником православия. Идея преемственности власти русского государя от византийских императоров выступала одним из постулатов, через которые обосновывалась самодержавная царская власть. Уже в XVIII в. сын Алексея Михайловича, Петр Алексеевич, изменит образ монарха в соответствии с западноевропейскими образцами.

1. Сорокин, Ю. А. Российский абсолютизм в последней трети XVIII в. / Ю. А. Сорокин. — Омск : ОмГУ, 1999. — 322 с.

3. Карташев, А. В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. Т. 2. / А. В. Карташев. — М. : ТЕРРА, 1992. — 569 с.

4. Фонкич, Б. Л. Греческое книгописание в России в XVII в. / Б. Л. Фонкич // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. — СПб. : Наука, 1994. — 409 с.

5. Чеснокова, Н. П. Идея византийского наследия в России середины XVII в. / Н. П. Чеснокова // Пятые чтения памяти профессора Н. Ф. Каптерева. Россия и православный Восток: новые исследования по материалам из архивов и музейных собраний. — М. : ИВИ РАН, 2007. — 214 с.

7. Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века / Павел Алеппский // Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. — М., 1898. — Кн. 4. — 312 с.

8. Дворцовые разряды. — СПб., 1852. — Т. III. — IV с., 1662 стб.

9. Лобачев, С. В. Патриарх Никон / С. В. Лобачев. — СПб. : Искусство-СПб, 2003. — 416 с.

10. Собрание писем царя Алексея Михайловича. — М. : Изд. П. Бартенев, 1856. — 262 с.

11. Цветков, К. Два послания царя Алексея Михайловича. — М. : Унив. тип., 1902. — 22 с.

12. Каптерев, Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII столетиях / Н. Ф. Каптерев. — М. : Тип. П. Ф. Снегирёва, 1885. — 516 с., прил 51 с.

13. Чеснокова, Н. П. Царские жалованные грамоты греческому духовенству и купцам (середина XVII в.) / Н. П. Чеснокова // Вторые чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева. – М. : ИВИ РАН, 2004. – 148 с.

14. Чеснокова, Н. П. Свод восточно-христианских реликвий в России в середине XVII в. (Постановка проблемы) / Н. П. Чеснокова // Исторические традиции русско-сирийских культурных и духовных связей: миссия антиохийского патриарха Макария и дневники архидиакона Павла Алеппского. К 350-летию посещения патриархом Макарием антиохийским и архидиаконом Павлом Алеппским Москвы — Четвертые чтения памяти проф. Н. Ф. Каптерева. — М. : ИВИ РАН, 2006. — 170 с.

16. Шмыкова, М. Л. Идеологическое обоснование великокняжеской и царской власти в России в конце XV-XVП вв. : дис … канд. ист. наук / М. Л. Шмыкова. — Ижевск, 2006. — 325 с.

20. Каптерев, Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2 т. Т. I. / Н. Ф. Каптерев. — М. : Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского м-ря, 1996. — 524 с.

23. Забелин, И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях / И. Е. Забелин. — М. : Языки русской культуры, 2000. — 480 с.

24.Уортман, Р. С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии / Р. С. Уортман. — М. : ОГИ, 2004. — 605 с.

25. Успенский, Б. А. Литургический статус царя / Б. А. Успенский // Успенский Б. А. Этюды о русской истории. — СПб. : Азбука, 2002. — 480 с.

26. Письмо собственноручное государю Алексею Михайловичу Газского Митрополита Паисия Лигарида // Собрание государственных грамот и договоров. — М. : Тип. С. Селива-новского, 1828. — Ч. IV. — 820 с.

27. Полознев, Д. Ф. Клерикальная оппозиция в начале становления российского абсолютизма. Конец 1640-х — 1660-е гг. : автореф. дис. … канд. ист. наук / Д. Ф. Полознев. — М., 1990. — 23 с.

В чём проявлялась преемственность власти российского царя и византийского императора?

В чём проявлялась преемственность власти российского царя и византийского императора.

f0

После падения Византийской Империи Москва становится всемирным центром православного христианства.

2. Великий Князь Московский Иван 3 женился на племяннице последнего Византийского Императора Софье Палеолог и тем самым Русь стали преемницей Византийской Империи существовавшей тысячу лет.

f5

Византийской император 6 века?

Византийской император 6 века.

f3

Чем отличались римские императоры от византийских?

Чем отличались римские императоры от византийских.

f4

f4

Что общего в деятельности Юстиниана императора византийской империи и франкского императора Карла Великого?

Что общего в деятельности Юстиниана императора византийской империи и франкского императора Карла Великого?

f8

Какие функции выполнял византийский император?

Какие функции выполнял византийский император.

f9

Последний Российский Император?

Последний Российский Император.

f6

Кто был Первым российским императором?

Кто был Первым российским императором.

f7

Цари императоры и императрицы рассии в 18 веке?

Цари императоры и императрицы рассии в 18 веке.

f1

Цари императоры и Императрицы России в 18 веке?

Цари императоры и Императрицы России в 18 веке.

Имя и годы у власти.

f1

В чём проявлялась абсолютная власть в годы правления Елизаветы 1?

В чём проявлялась абсолютная власть в годы правления Елизаветы 1?

f0

Моё мнение : Юстиниан хорошо и очень мудро правил своим государством! Он очень умело и тщательно подбирал себе помощников, поэтому его охарактеризовали как мудрым! Юстиниан ещё был очень беспощадным, двуличным и коварным человеком, поэтому Прокопий..

f1

Белоя часть Это Росиия.

f2

f3

На первом плане мы видим 4ёх мужчин которые делают орудия труда. На заднем плане мы видим женщину на земле, она отдиляет остатки плоти от кожи для того чтобы сделать из кожи одежду.

f4

На образованных людей т. К они были несогласны с этим режимом тк они могли повлиять на население.

f5

f6

Причины поражения Руси : Политическая раздробленность русских земель, которая повлекла невозможность концентрировать военные силы. Превосходство монгольских войск : численное, военное и техническое. Большой опыт ведения боевых действий и проведения..

f7

Древняя Месопотамия, думаю наверное так.

f8

1. Парламент в Англии появился в 1265 году, в Лондоне. 2. Генеральные штаты во Франции появились в 1302 году, в Париже. 3. Кортесы в Испании появились в 1137 году, в Кастилии.

Сайт является сборником научных статей и книг по истории Московского государства в XV-XVII веках.

Автор: Скрипкина Елена Владимировна
Журнал: Омский научный вестник. 2012

Идея преемственности власти русских царей от византийских императоров, начав формироваться в XV в., не утеряла своей актуальности и в XVII столетии. Православная традиция, дополненная законами и практикой Византийской империи, выступала качестве идейно-теоретического обоснования принципов самодержавной власти русских государей [1, с. 45-73].

Усиление значимости Московского государства как центра вселенского православия и претензия царя Алексея на место Константина подкреплялась перенесением с Востока христианских святынь. С одной стороны, столица Православия не могла довольствоваться только русскими святынями, с другой — необходимость перенесения христианских реликвий с Востока обуславливалась заботою русского царя эти святыни сохранить [12, с. 72].

По замечанию Н.Ф. Каптерева, русские не жалели средств для приобретения у греков христианских реликвий, поскольку были уверены, что Восток, лишаясь святынь, вместе с тем лишается права на руководящую роль в религиозной жизни православного мира. Москва же становилась действительно третьим Римом, вполне заменившим собою новый Рим — Константинополь [12, с. 101 — 102].

Реликвии попадали в Москву различными путями. Например, их привозили восточные архипастыри или греческие купцы [13, с. 124 — 125; 14, с. 144—151].

Как отмечает Н.П. Чеснокова восточно-христианские святыни, привезенные в Россию, сыграли особую роль в формировании идейно-политических теорий своего времени. Подобный феномен уже отмечался в других государствах, например, в республике св. Марка, когда появление большого числа византийских реликвий послужило основанием для создания образа Венеции как Нового Рима. По данным исследовательницы, наиболее активно святыни переносятся в период патриаршества Никона (1652 — 1658 гг.) Перечень реликвий довольно обширный и разнообразный — это, например, мощи святых, иконы, предметы церковной утвари, облачения и пр. Ведущее место среди центров, поддерживавших активные связи с Россией принадлежало кафедрам восточных патриархов. Отсюда регулярно исходила информация русскому правительству о политической ситуации в Османской империи и положении православных подданных. Значимыми и плодотворными были контакты с Афонскими монастырями, а также с другими церковными центрами, которые могли получить рекомендательные письма от патриархов [5, с. 144 — 161].

Одной из святынь, привезенных в Москву в 1655 г., была глава св. Иоанна Златоуста. Вспомним то значение, которое придавалось святому. Вместе с ней привезли Крест царя Константина. Правда, привезли их только для поклонения, но Алексей Михайлович приложил все усилия, чтобы реликвии остались в России. Все попытки греков вернуть их оказались тщетными [12, с. 66 — 71].

По мнению Б.А. Успенского, как важнейший знак императорского достоинства царь Алексей перенимает законодательную деятельность. Так, издавая Соборное Уложение 1649 г., Алексей Михайлович действовал по примеру византийских императоров, для которых законодательная деятельность, в том числе и издание законодательных сводов, была одной из важнейших привилегий верховной власти, поскольку император выступает как формальный источник закона [2, с. 124—125].

В Византии император, осуществляя присущие только ему функции, символизировал саму власть, ее божественное происхождение, т.е. земной правитель был воплощением в земной жизни высшей власти. Император имел исключительное право на определенные цвета: пурпур (цвет царской обуви, личной подписи на документах, элементов одежды), золото (цвет блестящих доспехов, парчовых одеяний, императорской печати), и белоснежная чистота (от туники до цвета чистого лица и всего облика, излучающего свет) были идеальными цветами царской власти [21, с. 16].

У русских государей красно-золотая часть спектра использовалась исключительно монархом. Высшая аристократия могла использовать золотой цвет в одежде только с позволения царя. Золототканые одежды выдавались из казны в торжественных случаях членам статусных групп двора [22, с. 61 —62].

Как показал Б.А. Успенский, Алексей Михайлович, по примеру византийских императоров, начинает причащаться в алтаре по священническому чину. Порядок причащения Алексея Михайловича соответствовал византийской практике причащения императора. Реконструкция византийской традиции основывалась, главным образом на устной информации (от бывших в Москве греков). По предположению исследователя, источником сведений Алексея Михайловича о византийском ритуале стал газский митрополит Паисий Лигарид, появившийся при государевом дворе в 1662 г. и имевший на царя большое влияние [25, с. 235 — 236]. В своих обращениях к Алексею Михайловичу Лигарид называл государя императором [26, с. 118— 121].

В целом, Алексей Михайлович вполне усвоил византийские императорские символы власти, оставаясь при этом русским христианским царем-самодержцем — защитником и поборником православия. Идея преемственности власти русского государя от византийских императоров выступала одним из постулатов, через которые обосновывалась самодержавная царская власть. Уже в XVIII в. сын Алексея Михайловича, Петр Алексеевич, изменит образ монарха в соответствии с западноевропейскими образцами.

1. Сорокин, Ю. А. Российский абсолютизм в последней трети XVIII в. / Ю. А. Сорокин. — Омск : ОмГУ, 1999. — 322 с.

3. Карташев, А. В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. Т. 2. / А. В. Карташев. — М. : ТЕРРА, 1992. — 569 с.

4. Фонкич, Б. Л. Греческое книгописание в России в XVII в. / Б. Л. Фонкич // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. — СПб. : Наука, 1994. — 409 с.

5. Чеснокова, Н. П. Идея византийского наследия в России середины XVII в. / Н. П. Чеснокова // Пятые чтения памяти профессора Н. Ф. Каптерева. Россия и православный Восток: новые исследования по материалам из архивов и музейных собраний. — М. : ИВИ РАН, 2007. — 214 с.

7. Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века / Павел Алеппский // Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. — М., 1898. — Кн. 4. — 312 с.

8. Дворцовые разряды. — СПб., 1852. — Т. III. — IV с., 1662 стб.

9. Лобачев, С. В. Патриарх Никон / С. В. Лобачев. — СПб. : Искусство-СПб, 2003. — 416 с.

10. Собрание писем царя Алексея Михайловича. — М. : Изд. П. Бартенев, 1856. — 262 с.

11. Цветков, К. Два послания царя Алексея Михайловича. — М. : Унив. тип., 1902. — 22 с.

12. Каптерев, Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII столетиях / Н. Ф. Каптерев. — М. : Тип. П. Ф. Снегирёва, 1885. — 516 с., прил 51 с.

13. Чеснокова, Н. П. Царские жалованные грамоты греческому духовенству и купцам (середина XVII в.) / Н. П. Чеснокова // Вторые чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева. – М. : ИВИ РАН, 2004. – 148 с.

14. Чеснокова, Н. П. Свод восточно-христианских реликвий в России в середине XVII в. (Постановка проблемы) / Н. П. Чеснокова // Исторические традиции русско-сирийских культурных и духовных связей: миссия антиохийского патриарха Макария и дневники архидиакона Павла Алеппского. К 350-летию посещения патриархом Макарием антиохийским и архидиаконом Павлом Алеппским Москвы — Четвертые чтения памяти проф. Н. Ф. Каптерева. — М. : ИВИ РАН, 2006. — 170 с.

16. Шмыкова, М. Л. Идеологическое обоснование великокняжеской и царской власти в России в конце XV-XVП вв. : дис … канд. ист. наук / М. Л. Шмыкова. — Ижевск, 2006. — 325 с.

20. Каптерев, Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2 т. Т. I. / Н. Ф. Каптерев. — М. : Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского м-ря, 1996. — 524 с.

23. Забелин, И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях / И. Е. Забелин. — М. : Языки русской культуры, 2000. — 480 с.

24.Уортман, Р. С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии / Р. С. Уортман. — М. : ОГИ, 2004. — 605 с.

25. Успенский, Б. А. Литургический статус царя / Б. А. Успенский // Успенский Б. А. Этюды о русской истории. — СПб. : Азбука, 2002. — 480 с.

26. Письмо собственноручное государю Алексею Михайловичу Газского Митрополита Паисия Лигарида // Собрание государственных грамот и договоров. — М. : Тип. С. Селива-новского, 1828. — Ч. IV. — 820 с.

27. Полознев, Д. Ф. Клерикальная оппозиция в начале становления российского абсолютизма. Конец 1640-х — 1660-е гг. : автореф. дис. … канд. ист. наук / Д. Ф. Полознев. — М., 1990. — 23 с.

Запись опубликована автором Threerome в рубрике XVII век, Научные статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

В чём проявлялась преемственность власти российского царя и византийского императора.


После падения Византийской Империи Москва становится всемирным центром православного христианства.

Теория "Москва - третий Рим" и другому Риму не бывать.

2. Великий Князь Московский Иван 3 женился на племяннице последнего Византийского Императора Софье Палеолог и тем самым Русь стали преемницей Византийской Империи существовавшей тысячу лет.


Византийской император 6 века?

Византийской император 6 века.


В чём проявляется рост Независимости германских князей от императора чем это можно объяснить : - )?

В чём проявляется рост Независимости германских князей от императора чем это можно объяснить : - ).


Титул Византийского императора?

Титул Византийского императора.


Цари императоры и императрицы рассии в 18 веке?

Цари императоры и императрицы рассии в 18 веке.

Имя годы у власти.


Цари императоры и Императрицы России в 18 веке?

Цари императоры и Императрицы России в 18 веке.

Имя и годы у власти.


В чём проявлялась абсолютная власть в годы правления Елизаветы 1?

В чём проявлялась абсолютная власть в годы правления Елизаветы 1?


Почему российская цивилизация "оказалась обречена на власть царя"?

Почему российская цивилизация "оказалась обречена на власть царя".


Каково происхождение титула царь, имеет ли ог отношение только?

Каково происхождение титула царь, имеет ли ог отношение только.

К византийским императорам.


Какой властью обладал византийский император?

Какой властью обладал византийский император?


Какой властью обладал византийский император?

Какой властью обладал византийский император?


Неандертальца были сильно развитые надбровные дуги, мощные челюсти, выдвинутые вперёд. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные жилища. Они охотились на крупных зверей, одевались в шкуры. Неандертальцы хоронили умерших в специальн..


Вера в загробный мир одна из причин.


1. которое поддерживали 2. Старую(католическую) церковь 3. Германии 4. Недовольных церковью 5. Больших поборах 6. Мартин Лютер 7. Тезисами.


1. Были такие правила, что если ты крепостной крестьянин и сможешь незаметно и тихо прожить в городе один или два года, то ты свободный человек.


Хранение документов в архиве предприятия, организация архивного хранения документов.


В архиве могут б выть книги.


Тур Хейердал, вроде.


Что там читать - то выбери самое главное и перескажи.


Основатель Санкт - Петербурга.


В районах южной стороны. Обусловлено климатом, спросом и потребностями.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: