В чем проявляется модернизация системы оценивания в общеобразовательной школе

Обновлено: 06.07.2024

Технология портфолио.Определение и стуктура портфолио. Раздел портфолио, посвященный иностранным языкам. Роль портфолио в построении образовательного рейтинга школьника. Методический портфель учителя иностранного языка.

Функции и виды контроля при обучении иностранному языку.

ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ.

  • 1.Диагностирующая функция: определение целесообразности проводимых ранее мероприятий.
  • 2.Корректирующая – внесение корректив.
  • 3.Оценивающая – оценивание степени достигнутого и сопровождает оценку поощрением и рекомендациями.
  • 4.Воспитывающая функция, мотивирующая и стимулирующая.

Ошибки рассматриваются в качестве дополнительных критериев оценивания.

Учитывая специфику иностранного языка, на сегодняшний день целесообразно различать следующие виды контроля : итоговый, промежуточный или рубежный, текущий и предварительный.

В настоящее время широко используются методы стандартизированного контроля знаний, умственного развития и способностей.

При составлении тестов и контрольных заданий используются различные типы заданий.

Задания, направленные на контроль отдельных компонентов владения языком, называются дискретными. В последнее время чаще используются задания, направленные на контроль способности учащихся к общению на иностранном языке в различных ситуациях, хотя это не исключает использование дискретных заданий.

Типы заданий для составления тестов.

  • - перекрестный выбор
  • - множественный выбор
  • - альтернативный выбор
  • - упорядочение
  • - завершение
  • - замена / подстановка
  • - завершение
  • - трансформация
  • - ответ на вопрос
  • - внутриязыковое перефразирование
  • - межъязыковое перефразирование.
  • - клоуз – процедура

Вначале 21 века в русле общего процесса модернизации российского образования вполне закономерно возник вопрос о необходимости модификации существующей пятибалльной шкалы отметок.

Планируемые преобразования в системе образования не могут быть реализованы без изменения системы оценки качества учебных достижений и качества образования в целом.

Одной из причин отставания учащихся в учебе является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

В настоящее время основными ориентирами модернизации системы контроля и оценки учебных достижений являются:

  • -открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса – учащихся, родителей, педагогов, специалистов, общественности.
  • - создание системы оценки уровня достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и рубежного контроля, адекватной новым образовательным стандартам.
  • - переориентацию контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях.
  • - стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ в системе внешнего контроля.
  • - введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся

Современная система образования ориентирована на формирование ключевых компетентностей.

Компетентности представляют из себя многоплановые и многоструктурные характеристики качества подготовки учащихся , оценка которых не может быть полностью стандартизирована. Они тяжело поддаются операционализации и измерениям.

Трудность заключается в том , что компетентность нельзя трактовать только как сумму предметных знаний и умений. Это- приобретаемое в результате обучения новое качество, увязывающее знания и умения , в том числе и способность применять полученные знания и умения на практике.

В этой связи возникает задача создания измерителей, использующих методы шкалирования и специальных методов интеграции оценок отдельных характеристик учеников. Технология портфолио – новая эффективная технология индивидуальной накопительной оценки, которая позволит решить в какой - то мере проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика.

Одним из ориентиров качественного обновления оценки является технология портфолио, которая, вместе с тем , не претендует на окончательное решение этой проблемы.

Словарь иностранных слов дает следующее определение portfolio:

  • 1) Предмет для хранения и переноски письменных работ, документов и т д.
  • 2) Должность министра.
  • 3) Серия работ, документов, бумаг.
  • 4) Портфель ценных бумаг.
  • 5) Папка с рисунками.

Другое определение - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника за определенный период времени. В данном случае портфолио относится к разряду аутентичных (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания достигнутых результатов и достижений.

Изучив зарубежный и российский опыт по разработке подходов и созданию портфолио учащихся, доработав их в соответствии с целями и задачами эксперимента по организации предпрофильной подготовки и профильному обучению, была разработана следующая структура портфолио:

1. Официальные документы;

2. Курсы по выборы и творческие работы;

3. Отзывы и рекомендации.

При оформлении портфолио должен включать в себя три обязательных элемента:

  • - сопроводительное письмо владельца потфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа;
  • - содержание или оглавление портфолио с перечислением его основных элементов;
  • - самоанализ и взгляд в будущее.

Внешне портфолио может быть оформлено в виде папок, картотек, коробок, то есть приветствуется полная свобода и инициатива, при единственном требовании - удобство хранения.

У портфолио, как формы представления достижений учащихся, есть много достоинств, однако существует и серьезный недостаток – сложность оценки. Не вызывает возражений практика оценивания официальных документов, представленных в портфолио.

Но начиная с муниципального уровня, вопрос оценивания этих материалов должен решаться на уровне муниципальных образовательных сетей. Причем эта система оценки должна быть единой (в пределах сети) и признаваться всеми образовательными учреждениями данной сети. Наиболее сложным является вопрос об оценивании материалов 2 и 3 разделов, где нецелеосообразно использовать балльную систему, но и нельзя не учитывать собранные школьником материалы.

Например, основными критериями, по которым осуществляется оценка портфолио в зарубежной школе и которые могут быть использованы в российской системе образования, являются:

  • - развитость мышления;
  • - сформированность прикладных умений;
  • - развитость коммуникативных умений- умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка;
  • - сформированность умения самоконтроля.

Раздел портфолио, посвященный иностранным языкам или билингвальной подготовке.

Учащийся должен продемонстрировать компетентность работы на иностранном языке(говорение, аудирование, чтение, письмо). Кроме того, необходимо описать собственный опыт билингвального общения и умения обсуждать социальные и культурные проблемы, связанные с важностью использования языка.

Роль портфолио в построении образовательного рейтинга школьника.

При переходе старших классов полной средней школы на профильное обучение роль портфолио школьника или индивидуальной папки личных достижений будет весомым фактором при формировании образовательного рейтинга ученика. Экзамены являются основной формой государственной аттестации, но при наличии конкурса на профиль при равных баллах в схему исчисления образовательного рейтинга включается портфолио с его официальными документами и творческими работами.

Методический портфель учителя иностранного языка.

Методический портфель учителя является составной частью оценивания качества профессионализма учителя при аттестации и при поведении различных конкурсов.

Цели задачи методического портфеля.

  • - Развитие рефлексии и критического мышления учителя иностранного языка
  • - Мониторинг динамики развития профессионализма учителя
  • - Систематизация учебного материала
  • - Выявление зон трудностей для учителя и учащихся
  • - Мотивация учителя к постоянному повышению квалификации
  • - Раскрытие творческого потенциала учителя иностранного языка.

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ.

2.Общие сведения об учителе.

- дата рождения

- образование

- специальность

- стаж

- разряд, награды.

3. Творческое досье учителя.

- применяемые технологии

- элективные курсы

- участие в конкурсах

- выступления

- тема самообразования

- проекты самого учителя, учеников

4. Диагностика успешности учителя.

- срезы

- диаграммы

- учебная нагрузка(УМК)

-результаты учащихся в олимпиадах, конкурсах.

- характеристика на мероприятия

- родителей

- на открытые уроки, рецензии

- анализ своей деятельности (недостатки, коррекция, приоритетные направления)

еперь обозначим некоторые проблемы и направления совершенствования школьной методики оценки образовательных результатов учащихся из опыта России.

Проблемы оценивания критически освещают практику оценки в школе, указывают на ошибки, но вместе с тем обращают внимание на пути изменения. Проблемы оценивания можно описать несколькими группами: специфически предметные; проблемы разделения по половым признакам; социальные и субъективные проблемы.

Нередко заметны проблемы разделения по половому признаку: девушки оцениваются почти на всех предметах в школе в среднем благоприятнее и лучше, чем юноши. Проблемы оценивания детей разных социальных слоев заключаются в том, что учащиеся низкого социального уровня общества подвергаются часто худшей оценке, чем дети из благополучных, высоких социальных слоев.

Рассмотрение проблемы оценивания в более широком контексте позволяет выделить несколько серьезных аспектов, требующих пристального внимания педагогической общественности:

направленность оценка предпочтительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на мотивацию улучшения результатов;

преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений; отсутствие системного подхода к созданию пакетов эффективных измерителей, предназначенных для аутентичной оценки (оценки себя самим) учебных достижений, сбалансированной оценки учебных достижений, оценки деятельности учащихся, оценки комплекса работ за определенный период;

отсутствие у педагогов общих критериев оценивания, стадцартизированных измерителей и единых шкал, вследствие чего возникает несравнимость оценок учащихся и результатов, достигаемых отдельными образовательными учреждениями; отсутствие эффективной независимой системы аттестации выпускников школы;

слабая материально-техническая база системы оценивания в школе, нехватка инструментальных средств проведения контроля, контрольно-обучающих программ, математико-статистических пакетов для обработки результатов контроля и компьютерных классов с сетевым оборудованием.

Наиболее важными критериями качества оценки учебных достижений являются объективность, реальность и валидность. Объективность относится к измерению, в котором результаты независимы от личности проверяющего, когда оценка производится несколькими людьми. Объективность – это предпосылка для реальности и валидности. В общеобразовательной школе объективность понимается как контролируемая субъективность. Реальность описывает степень точности, с которой оценен определенный результат. При повторной проверке этих достижений должна быть получена та же (или лучшая) оценка. Валидность обозначается тем, что оценивается именно то, что должно оцениваться.

Для обновления контрольно-оценочно системы необходимо перейти от авторитарности и принуждения, присущих традиционным формам и методам оценки, к совместной деятельности с обучаемыми по повышению качества результатов обучения. В этом случае критерии оценивания того или иного задания разрабатываются вместе с учениками до начала работы над заданием. При таком условии каждый ученик знает, что от него ждет учитель и, скорее всего, будет стремиться оправдать эти ожидания.

Модернизация контрольно-оценочной системы не является самоцелью. Необходимо помнить о том, что она выполняет обслуживающую функцию по отношению к содержанию и организации образовательного процесса и не имеет самостоятельных целей.

Основные направления модернизации контрольно-оценочной системы не отменяют и не заменяют достойные традиционные формы и методы оценивания. Они лишь способствуют эффективной организации многоступенчатого и многофункционального контрольно-оценочного процесса для доведения его характеристик до уровня, адекватного современным задачам модернизации образования. Вместе с тем не следует выстраивать громоздкие конструкции, сохраняющие всю прежнюю систему оценки и добавляющие новые тесты, экзамены и пр. Введение новых оценочных процедур должно сопровождаться разумным сокращением традиционных и приводить к созданию гибкой современной системы оценивания учебных достижений учащихся. При этом вновь созданная система должна постоянно корректироваться и обновляться с учетом реальной педагогической практики и потребностей общественного развития.

Анализ опыта позволяет выделить следующие современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся:

Приоритет письменной формы оценки знаний над устной.

Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке.

Использование индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении.

Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства.

Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической пятибалльной шкалы в качестве основы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется и система оценивания.

Какие же изменения произойдут в системе оценивания при переходе на новые стандарты обучения?

Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания будет выступать как самостоятельный элемент содержания; как средство повышения эффективности преподавания и учения.

Оценка делиться на – внутреннею оценку и внешнюю оценку. Так и было раньше. Но если раньше внутреннею оценку ставили только учителя, то теперь оценочной деятельностью будут заниматься совместно ученик, родитель и учитель. Рассмотрим, как осуществляется это совместное оценивание немного попозже.

Предлагается три вида системы оценивания – стартовая диагностика (для определения уровня знаний, умений, для постановки учащимися целей, для коррекции), текущее оценивание (для наблюдения динамики роста учащихся), итоговое оценивание (для …)

Но, что же нового? Какие же появляются новые формы и методы оценки?

Давайте еще раз вспомним, что такое федеральный государственный общеобразовательный стандарт?

ФГОС – это новая система требований к результатам, структуре и условиям основной образовательной программы. А что мы оцениваем? Мы оцениваем результаты! А что понимается под образовательными результатами в ФГОС? Образовательный результат – это развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий (личностных, метапредметных) и предметных результатов.

Посмотрите, как раньше мы оценивали результат обучения. Учитель рассказывает, показывает, ученик запоминает, воспроизводит и получает отметку. При этом даже такие экзамены, как ГИА, ЕГЭ были настроены только на воспроизведение полученных знаний.

Теперь при переходе на ФГОС надо еще и оценить универсальные учебные действия (личностные и метапредметные) – поэтому и появляются новые требования к системе оценки.

Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, где обучающийся в ходе своего решения делает вывода, находит новые подходу к решению. Сейчас в ГИА, ЕГЭ задания на воспроизведение информации меняются на задания, применения знаний.

Сейчас мы с вами рассмотрим как оценивать образовательные результаты – предметные, личностные и метапредметные.

Предметные результаты

Оценивание знаний по предмету. Предметные результаты оцениваются в форме бальной отметки. Результаты фиксируются в классном журнале.

Пятибалльная система в том виде, в котором она существует сегодня, противоречит требованиям к системе оценки, предъявляемым Стандартом:

отметка выставляется за урок, а не за достигнутый результат;

не оценивается динамика (за четверть выводится средний балл, который включает и первоначальный, и итоговый уровень освоения предметного содержания);

выставляет отметку учитель, отметка часто субъективна, в этих условиях не происходит формирования универсальных учебных действий.

Что предлагается в новой системе оценивания. Предлагаются следующие уровни достижения планируемых результатов.

Базовый уровень достижений – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем.

Рассмотрим следующие два уровня, превышающие базовый: повышенный и высокий.

Рассмотрим уровни ниже базового, два уровня – пониженный и низкий:

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Нет мотивации к обучению. Ученик выполняет задания, но неправильно.

Совершенно новым для школы является оцнка личностных результатов. Оценка личностных результатов - осуществляется только в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации Учреждения) при согласии родителей (законных представителей). Личностные результаты: любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.;

Все личностные результаты отражаются в портфолио.

Жестких требований к портфолио (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

Примерная структура портфолио

Оценка метапредметных результатов – это оценка регулятивных учебных действий, познавательных учебных действий, коммуникативных учебных действий. Оценка метапредметных результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

Результаты оценивания фиксируются в рабочем журнале учителя по оценке УУД и журнале оценивания УУД.

Для оценки регулятивных, познавательных, коммуникативных умений в рабочем журнале учителя и журнале оценивания УУД устанавливаются следующие уровни:


3. Иващенко Е.В., Стручаева Т.М. Технологии оценивания учебных достижений школьников в исторической ретроспективе // Начальное образование. – 2014. – № 3. – С.47-51.

4. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе: (Методическое письмо №1561\14-15 от 19.11.98) // Начальная школа. – 1999. – № 4. – С.10-23.

5. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс / О.Б.Логинова, С.Г. Яковлева / под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

10. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка. – М.: Педагогика, 1979. – 134 с.

Как показывает анализ педагогических исследований, совершенствование оценочного компонента обучения стало одной из наиболее актуальных проблем на рубеже ХХ-ХХI веков, вокруг которой развертываются новые дискуссии и в связи с которой рассматривается большой круг вопросов совершенствования процесса обучения в целом. Если другие дидактические проблемы стали предметом обсуждения узкого круга специалистов, то оценочная система обучения привлекла внимание психологов, педагогов, методистов, широкой общественности.

Целью данной работы является рассмотрение тенденций совершенствования оценочного компонента начального образования в России.

В адрес существующей практики оценивания отметками в периодической печати высказываются различные критические замечания, среди которых есть такие, о которых говорилось и в прошлом веке: отметки сохранили силу давления и запугивания, усилилась их общественная значимость, они подменяют настоящие мотивы учения, развивают погоню за отметкой, не способствуют (препятствуют) укреплению дружбы и чуткого отношения учащихся друг к другу, развивают отрицательные черты характера - самодовольство или неуверенность в себе и т.п. Необходимо отметить, что эти и другие негативные последствия применения системы отметок в процессе обучения приводят авторов к разным выводам, в которых можно выделить основные тенденции: 1) усовершенствование учебно-воспитательного процесса и его оценочного компонента в рамках традиционной системы обучения; 2) перестройка процесса обучения и одновременно его оценочной основы с целью усиления его развивающей функции; 3) гуманизация процесса обучения через введение безотметочного обучения [3].

Известный педагог-новатор В.Ф. Шаталов, изменив организацию учебного материала и методы обучения, добился эффективного усиления самостоятельной познавательной деятельности учащихся, что позволило сократить сроки обучения тому или иному предмету. Четко разработанная система проверки знаний учащихся основана на том, чтобы как можно больше учеников смогли получить отметки на уроке в комфортной и вселяющей уверенность атмосфере. В.Ф. Шаталовым были разработаны интересные методические приемы проверки знаний учащихся: письменный, магнитофонный, тихий опросы; листы взаимоконтроля; метод цепочки, десантный метод, релейные контрольные работы, проверка упражнений консультантами, ведомости открытого учета знаний и др. [10].

Третья тенденция в решении проблемы оценки учебных достижений учащихся связана, на наш взгляд, с гуманизацией процесса обучения через введение безотметочного обучения. Оригинальная система обучения младших школьников на основе гуманно-личностного подхода была разработана педагогом-новатором Ш.А. Амонашвили. Эта система прошла глубокую многолетнюю апробацию в школах Грузии. Результаты этих исследований нашли отражение во многих его работах.

Амонашвили Ш.А. теоретически обосновал и экспериментально проверил обучение на содержательно-оценочной основе, которая требует коренной перестройки процесса обучения. Содержательная оценка представлена Ш.А. Амонашвили как процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном для установления уровня и качества продвижения, определения и принятия задач для дальнейшего продвижения. Эталон - образец той материальной или идеальной действительности, которая составляет содержание обучения и подлежит усвоению школьниками. Чтобы эталон послужил основой для содержательной оценки, надо научить школьника способам соотнесения своих знаний с этим эталоном [1]. Формирование умения содержательной оценки у младших школьников Ш.А. Амонашвили рассматривает через три основные формы деятельности: первая - оценочная деятельность самого педагога, вторая - коллективная учебно-познавательная деятельность учащихся, третья форма - самостоятельная учебно-познавательная деятельность школьника [1].

С 2010 г. начальное общее образование в РФ осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО) второго поколения. Из концептуальных положений нового стандарта о приоритете результатов образования вытекают следствия, определяющие особенности новой системы оценки. Прежде всего, разработчики стандарта отмечают, что образовательные результаты не могут определяться только на основе академической успешности или неуспешности. Они требуют более широкой методологической основы. Новый стандарт предлагает такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться). Стандарт устанавливает три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные [9].

Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

- оценка динамики образовательных достижений учащихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

- использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;

- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений [7].

1. Выборки детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе факультативных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы. Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

- раздельной оценки достижения базового и повышенного уровней требований к подготовке учащегося начальной школы;

- кумулятивной (накопительной) оценки;

- открытости и реалистичности норм и критериев;

- признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;

- признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и - при желании - на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высоких уровней учебных достижений [5].

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы - установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. Итоговая комплексная работа состоит из двух частей - основной и дополнительной. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований. Выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно - они выполняются только на добровольной основе. Как подчеркивают разработчики ФГОС НОО, негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребенка.

С 2015 года наряду с обычными печатными учебниками школы обязаны использовать и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по каждому учебному предмету, начиная с первого класса. Электронные приложения к учебникам являются составной частью учебно-методических комплектов. Они обеспечивают выполнение учебно-методических и информационных требований ФГОС НОО к реализации основной образовательной программы. С помощью ЭОР обеспечивается доступ для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы начального общего образования [9].

Двадцать первый век - век новых компьютерных технологий, требует изменения деятельности учителя, а также процесса обучения младших школьников. Информационно-коммуникационные технологии, используемые в начальной школе, содействуют росту успеваемости учащихся, формируют навыки самостоятельной оценочной деятельности, способствуют созданию ситуации успеха для каждого ученика. Таким образом, на наш взгляд, использование электронных образовательных ресурсов можно рассматривать как пятую тенденцию изменения оценочного компонента образовательной деятельности.

Охарактеризованные выше тенденции в развитии оценочного компонента отечественной системы образования показывают, что в целом оценочная система находится в постоянном изменении. Как будет развиваться и совершенствоваться система оценивания, зависит не только от реформирования системы образования, но и от экономических, социальных, политических изменений общества в целом.

Рецензенты:

Читайте также: