В чем проявился пантеизм натурфилософии эпохи возрождения кратко

Обновлено: 30.06.2024

Натурфилософия эпохи возрождения.

Развитие философии Возрождения подготовило почву для появления выдающихся ученых, внесших большой вклад в развитие науки. Характерным представителем является Галилео Галилей (1564-1642), являющийся одним из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания, заложивший основы классической механики. В гносеологии он развивал идею безграничности "экстенсивного" познания природы, отмечая в то же время возможность достижения абс. истины, т.е. "интенсивного" познания. Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, опирающимся на строгое количественно-математическое описание. Выводы:
1. Новый тип мышления - материалистический.
2. Философская мысль становится светской.
3. Предметом философии становится реальная жизнь людей.
4. Впервые в рассмотрение попадает воля человека.
Меняется статус самого человек. Человек возрождения это человек созидающий, активный, творческий свободный в своих поступках, свободный от догматов церкви.

Для начала, конечно же, установим, что пантеизм означает отождествеление и приравнивание природы к богу или божественному. Похожие взгляды характерны для ряда натурфилософов эпохи Возрождения. Собственно, сама по себе ориентация на естествознание и является проявлением пантеизма в эту эпоху.

То есть, научная деятельность людей вроде Коперника и Бруно смешивалась с религиозным видением мира, ведь для учёных того времени очевидным казалось существование чего-то божественного. Говоря современным языком, такова была их эпистемологическая парадигма. В ней смешивались и возвращение к античности в виде неоплатонизма, и ориентация на естествознание, и религиозные представления о функционировании мира.

Натурфилософия - философия природы, познание законов универсума, противостоящее книжному знанию схоластиков и теологическим построениям. Единство Бога-творца и всех его творений как основа концепции пантеизма. Философские воззрения Кузанского и Бруно.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.12.2012
Размер файла 26,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение
  • 1. Пантеизм и натурфилософия эпохи Возрождения
  • 1.1 Сущность пантеизма и натурфилософии
  • 1.2 Философские воззрения Николая Кузанского
  • 1.3 Натурфилософские взгляды Джордано Бруно
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Начиная с XIV--XV вв. в странах Западной Европы происходит ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни.

Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название Ренессанс, т. е. Возрождение. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века -- Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Миронов В. В. Философия. -- М.: Норма, 2005. -- с. 76

Цель контрольной работы - рассмотреть особенности натурфилософии эпохи Возрождения.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

1. Рассмотреть сущность пантеизма и натурфилософии эпохи Возрождения.

2. Раскрыть основные философские воззрения Н. Кузанского.

3. Охарактеризовать натурфилософские взгляды Джордано Бруно.

Объектом контрольной работы является философия.

Предметом - натурфилософия эпохи Возрождения.

При написании контрольной работы были использованы учебные пособия таких авторов как Миронов В. В., Губин В. Д. и др.

1. Пантеизм и натурфилософия эпохи Возрождения

1.1 Сущность пантеизма и натурфилософии

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.

Взгляд на мир с точки зрения человека привел к созданию утопий как проявления проективных возможностей человека и рождающейся на основании эмпиризма науки с ее требованием верификации результатов не прошлым, а будущим.

Под натурфилософией понималась не только философия природы, но и познание законов универсума, противостоящее книжному знанию схоластиков и теологическим построениям. Вместе с тем огромное значение придавалось изучению магии и алхимии. Пророки и маги Древнего Востока и Древней Греции (Гермес Трисмегист, или Триждывеличайший, Сивиллы, Зороастр, Орфей) считались основателями теологической и философской мысли, хотя, как это известно сейчас, они не были авторами им приписываемых текстов. Однако и античность, и отцы церкви, для которых Гермес Трисмегист, считавшийся не менее древним пророком, чем Моисей, почитали их за подлинные. До эпохи Просвещения Герметический корпус, представлявший синтез язычества, христианства и магии, был одним из важнейших для гуманистов. Речь шла о востребованности всех идей, способствующих открытию тайн природы. Кроме того, в этих текстах фиксировались и пути эволюции от мифологии к метафизике, и возможность представления мифологии как метафизики и метафизики как мифологии. Возрождению, не почитавшему формальной логики, такое сосуществование казалось более надежным. В Герметическом корпусе содержится также некий вариант Нагорной проповеди, подтверждающий, что спасением человек обязан Сыну Божьему.

"Книги Сивилл" (восходящие к пророческой древнееврейской традиции) свидетельствовали о традиции перевода сокровенного, эзотерического знания в священное, но ведомое, экзотерическое; "Халдейские оракулы" (зороастрийская традиция) обнаруживали превосходство магического знания над спекулятивным; орфики выражали теолого-философские идеи через гимны. Губин В. Д. Философия. - М.: ТОН - Остожье, 2005. - с. 116

Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV--XVI вв. Хотя оно и имеет точки соприкосновения с античным представлением о природе как целостном и даже одушевленном космосе, но существенно отличается от этого представления своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленными существами и неодушевленными стихиями -- огнем, воздухом, водой и землей. Гораздо ближе к возрожденческому способу мышления был неоплатонизм, тем более что он еще с XIII--XIV вв. воспринимался как антитеза аристотелизма поздней схоластики. У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в Средние века как языческое, а теперь, напротив, все чаще ставилось на место трансцендентного христианского Бога. С помощью этого понятия натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале. Миронов В. В. Философия. -- М.: Норма, 2005. -- с. 82

Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио (1509--1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401--1464).

1.2 Философские воззрения Николая Кузанского

Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401--1464). Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.

Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества -- безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивает во всем, а человек способен мыслить бесконечно, преодолевая любые противоположности.

Философские воззрения Николая Кузанского оказали во действие на последующую натурфилософскую мысль эпоха Возрождения.

1.3 Натурфилософские взгляды Джордано Бруно

натурфилософия пантеизм кузанский бруно

Вместе с тем Дж. Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевленность материи. Но его Бог -- это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы.

Дж. Бруно стремится продумать идею Бога в свете новейших данных. Вслед за Кузанским он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть не чем иным, как абсолютным тождеством. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно мыслить Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Джордано Бруно -- пантеист. Пантеизм -- учение, отождествляющее Бога с мировым целым . Термин "пантеизм" состоит из приставки "пан"(греч. -- все) и корневого слова -- греческого "теос" (Бог).

Бог растворен в природе. Материальной природе он посвящает целые гимны: материя живое и активное начало.

Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются континенты, а континенты в моря. Интересны его рассуждения о человеке как микрокосме и его связи с макрокосмом (природой). Человек -- часть природы, его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его нaд миром. Лавриненко, В. Н. Философия. - М.: Юристъ, 2005. - с.59

Если Бог -- это мировое целое, то неразумно искать источник движения вне мира, он содержится в самом мире, во всех его составляющих частях, в минимуме. Материя есть вовсе не потенция, она есть самодвижущееся бытие. В мировом целом совпадают мировая душа и мировой разум. Мышление тоже есть движение. Весь мир выступает как нечто живое. Перед нами возрожденческий гилозоизм (от греч. "гиле" материя и "зое" «жизнь).

Пора уже включать и геометрию в картину бытия, без этого нет возрожденческого мыслителя. Коперник доказал, что Земля движется вокруг Солнца она вопреки античным и средневековым представлениям не является центром Вселенной. Небо как что-то достижимое отсутствует, следовательно, как позднее скажет Гегель, мир нигде не заколочен досками. Пространство бесконечно. Надо полагать, оно содержит не только наш мир, но еще и бесконечное число других миров. Бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров -- такова логика Дж. Бруно.

Пантеизм Дж. Бруно уже не сдерживается ни античными, ни средневековыми, ни даже возрожденческими принципами. Дж. Бруно стремится возвеличить личность, героическую личность, а делает он это через пантеизм. От типичного для эпохи Возрождения личностно-материального понимания мира Дж. Бруно переходит к философии, в центре внимания которой окажется человек разумеющий и максимально деятельный. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени. Канке В.А. Философия. - М.: Логос, 2007. - с. 39 В 1592 г. Бруно был обвинен в ереси и заключен в тюрьму В 1600 г. его сожгли на костре.

Заключение

Под натурфилософией понималась не только философия природы, но и познание законов универсума, противостоящее книжному знанию схоластиков и теологическим построениям.

Концепция пантеизма утверждает неразывное единство, едва ли не совпадение Бога-творца и всех его творений. Тем самым преодолевается отрыв Бога от природы, которая как бы обожествляется.

Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм, важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.

Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность.

В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли.

Список литературы

1) Вишневский М. И. Философия. - Минск: Выш.шк., 2008. - 479 с.

2) Губин В. Д. Философия. - М.: ТОН - Остожье, 2005. - 704 с.

3) Канке В.А. Философия. - М.: Логос, 2007. - 376 с.

4) Лавриненко, В. Н. Философия. - М.: Юристъ, 2005. - 520 с.

5) Миронов В. В. Философия. -- М.: Норма, 2005. -- 928 с.

Подобные документы

Человек эпохи Возрождения: специфика мироощущения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Мистический пантеизм Николая Кузанского. Социальная доктрина Возрождения, утопии эпохи (Т. Мор, Т. Кампанелла). Натуралистический пантеизм Дж. Бруно. Феномен гуманизма.

контрольная работа [53,7 K], добавлен 07.07.2014

Антропоцентризм, гуманизм и развитие человеческой индивидуальности как периоды в развитии философии эпохи Возрождения. Натурфилософия и становление научной картины мира в работах Н. Кузанского, М. Монтеля и Дж. Бруно. Социальные утопии эпохи Возрождения.

контрольная работа [33,1 K], добавлен 30.10.2009

Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.

контрольная работа [30,1 K], добавлен 14.02.2011

Философия естествознания и натурфилософия: причины возникновения, сущность, отличие от мыслителей-идеалистов. Воззрения Николая Коперника. Аналитический и синтетический метод изучении природы Галилео Галилея. Краткая характеристика идей пифагореизма.

реферат [35,5 K], добавлен 11.04.2014

Особенности философии эпохи Возрождения. Геоцентрическая концепция мира и гелиоцентрическая система Н. Коперника. Натурфилософия и идеи космологии Дж. Бруно. Научные открытия Г. Галилея - основоположника экспериментального метода исследования природы.

Сущность пантеизма

пантеизм это в философии

Поскольку пантеизм объединяет бога-субстанцию и мир-Вселенную, появляется необходимость соотношения признаков статичности божественной природы, таких как бесконечность, вечность, неизменность, и подвижности, постоянной изменчивости природы мировой. У античного философа Парменида Бог и мир не отделимы друг от друга, при этом статичность божества в своеобразной форме свойственна и всему живому (как бесконечная цикличность). А пантеизм в философии Гегеля наделял бога обычно несвойственными ему способностями к движению и развитию, тем самым устраняя главное противоречие между божественным и живым. Сторонники имманентного пантеизма склонны видеть бога как некую высшую закономерность, вечную и неизменную силу, которая управляет миром. Такое направление мысли развивали Гераклит, адепты стоицизма, таким в общих чертах был пантеизм Спинозы. В рамках неоплатонической философии возникла эманационная разновидность пантеизма, согласно которой, природа является эманацией, производной от бога. Эманационный пантеизм в философии эпохи средних веков не вступал в противоречие с господствующей теологической доктриной, но лишь представлял собой вариацию реализма. Такого рода пантеизм прослеживается в трудах Давида Динанского и Эриугены.

Направления пантеизма

пантеизм определение

В истории философии существовало два направления, которые объединяют все пантеистические учения:

1. Натуралистический пантеизм, представленный в трудах стоиков, Бруно, отчасти Спинозы, обожествляет природу, все живое. Для него характерны такие понятия, как бесконечный разум и мировая душа. Это течение тяготеет к материализму, редукции божественного начала в пользу природного.

Существует множество примеров смешения обоих видов пантеизма в рамках учения одного мыслителя.

История

пантеизм это

Древнейшими религиозно-философскими текстами, несущими идеи пантеизма, являются древнеиндийские веды и упанишады. Для индуистов Брахман – это беспредельная, постоянная, безличная сущность, которая стала основой для всего живого во Вселенной, всем, что когда-либо существовало или будет существовать. В тексте упанишад постоянно утверждается идея единства между Брахманом и окружающим миром.

Пантеистические тенденции присутствуют в той или иной мере во многих этнических религиях Африки, переплетаясь с политеизмом и анимизмом. Зороастризм и некоторые течения буддизма также пантеистичны по своей природе.

В 14-15 веках в Западной Европе пантеизм был в упадке. Учения выдающихся христианских богословов Иоанна Скота Эриугена, Мейстера Экхарта и Николая Кузанского были очень близки к нему, но открыто в поддержку данного мировозрения выступил только Джордано Бруно. Дальнейшее распространение в Европе идеи пантеизма получили благодаря трудам Спинозы.

В 18 веке под влиянием его авторитета его пантеистические настроения распространились среди западных философов. Уже в начале 19 века о пантеизме говорили как о религии будущего. В 20 веке это мировоззрение было оттеснено идеологией фашизма и коммунизма.

Истоки пантеизма в античной философии

пантеизм в философии

Пантеизм - это в философии античности главный элемент всего познания мира, природы и космоса. Он впервые встречается в учениях мыслителей досократовского периода – Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра и Гераклита. Для религии греков в это время был еще характерен убежденный политеизм. Следовательно, ранний античный пантеизм – это вера в некое одушевленное божественное начало, присущее всем материальным вещам, живым организмам и природным явлениям.

Наивысшего расцвета пантеистическая философия достигла в учении стоиков. Согласно их доктрине, космос представляет собой единый огненный организм. Стоический пантеизм объединяет и отождествляет все живое, и человечество в том числе, с космосом. Последний – это одновременно и Бог, и мировое государство. Следовательно, пантеизм означает также изначальное равенство всех людей.

Во времена Римской империи философия пантеизма широко распространилась благодаря влиятельному положению школы стоиков и неоплатоников.

Средние века

Средневековье – время господства монотеистических религий, для которых характерно определять бога как могущественную личность, господствующую над человеком и всем миром. В это время пантеизм сохранялся в эманационной теории философии неоплатоников, которая представляла собой некий компромисс с религией. Впервые пантеизм в качестве материалистической концепции проявился у Давида Динанского. Он утверждал, что человеческий разум, бог и материальный мир - одно и то же.

Многие христианские секты, признанные официальной Церковью ересями и подвергнутые преследованиям, тяготели к пантеизму (например, амальрикане в XIII в.).

Возрождение

В противоположность средневековой теологии, мыслители Возрождения обратились к античному наследию и натурфилософии, уделяя все более пристальное внимание естественным наукам и постижению тайн природы. Схожесть с античными взглядами ограничивалась только признанием целостности и одушевленности мира, космоса, однако существенно отличались методы его изучения. Отвергались рационалистические взгляды античности (в частности, физика Аристотеля) и проводились идеи магического и оккультного познания природы как единого одухотворенного начала. Большой вклад в это направление внес немецкий алхимик, врач и астролог Парацельс, который с помощью магии пытался управлять археем (душой) природы.

Именно пантеизм эпохи Возрождения, характерный для многих философских теорий того времени, явился объединяющим началом между такими крайностями, как натурфилософия и теология.

Интерпретация пантеизма в учении Николая Кузанского

Одним из ярких представителей пантеизма Раннего Ренессанса был знаменитый немецкий философ Николай Кузанский. Жил он в 15 веке (1401-1464 годы). По тем временам получил солидное образование и стал священником. Был очень одаренным, преданным церкви и сделал успешную карьеру, став в 1448 году кардиналом. Одной из главных целей его жизни стало укрепление авторитета католицизма. Вместе с активной ролью в церковной жизни Европы Кузанский много времени уделял философским трудам. Его взгляды были тесно связаны с учением Средневековья. Однако пантеизм Николая Кузанского приобрел черты неразрывной органической целостности, постоянного движения и развития мира и, следовательно, присущей ему божественности. Он противопоставил самоуверенному знанию Средневековья о боге и мире теорию "ученого незнания", основная мысль которой состояла в том, что ни одно земное учение не способно дать понимание божественного величия и бесконечности.

Философия Джордано Бруно

пантеизм джордано бруно

Мыслитель и поэт, последователь Кузанского и Коперника, итальянский философ 16 века Джордано Бруно был настоящим пантеистом. Все живое на Земле он полагал одухотворенным, наделенным искрой божественного проведения. По его учению, бог содержится во всех частях мира без исключения - великих и самых малых, незримых. Вся природа вместе с человеком - один целостный живой организм.

В попытке создать идеологическое обоснование учения Коперника он выдвинул теорию существования множества миров и Вселенной, которая не имеет границ.

Пантеизм Джордано Бруно, итальянского мыслителя XVI века, стал впоследствии классической концепцией для Ренессанса.

Пантеизм в философской доктрине Б. Спинозы

пантеизм спинозы

В центре доктрины Спинозы - мысль о тождестве бога, природы и субстанции. Приоритет божественного, его главенствующая роль в общей картине мира характерны для философии Нового времени. Но Спиноза вслед за Декартом отстаивает точку зрения, что существование (бытие) бога необходимо доказывать. Опираясь на аргументы своего предшественника, он значительно дополнил его теорию: Спиноза отказался от изначальной данности, априорности существования бога. Но доказательство этого возможно благодаря следующим постулатам:

- в мире бесконечное множество познаваемых вещей;

- ограниченный разум не способен понять безграничную истину;

- познание невозможно без вмешательства внешней силы – эта сила и есть бог.

Таким образом, в философии Спинозы происходит соединение бесконечного (божественного) и конечного (человеческого, природного), само бытие последнего доказывает присутствие первого. Даже мысль о существовании бога не может появиться самостоятельно в человеческом сознании – ее вкладывает туда сам бог. В этом и проявляется пантеизм Спинозы. Бытие бога неотрывно от мира, невозможно вне него. Более того, бог родственен миру, он внутренне присущ всем его проявлениям. Он одновременно является причиной существования всего живого и неживого в мире и причиной собственного существования. Следуя сложившейся философской традиции, Спиноза объявляет бога абсолютной бесконечной субстанцией, наделенной множеством свойств, характеризующих ее вечность и бесконечность.

Если другие представители пантеизма выстраивали дуалистическую картину мира, где присутствуют два полюса – бог и природа, то Спиноза скорее обожествляет мир. Это некая ссылка на древние языческие культы. Живая природа в ее вечном циклическом развитии и есть бог, рождающий сам себя. Божественная природа не является чем-то отдельным, отграниченным от материального мира, напротив, она имманентна, внутренне присуща всему живому. Антропоморфное, персонализированное токование бога, принятое в большинстве религий, абсолютно чуждо Спинозе. Так, натурфилософия и пантеизм эпохи Возрождения нашли свое самое полное воплощение в единой доктрине.

Современное положение

пантеизм понятие

Итак, пантеизм – это в философии образ мыслей, при котором бог и природа сближаются (или даже объединяются), отблеск божественного присутствует во всем живом. Он в той или иной форме присутствовал в учениях разных философов с древнейших времен, наибольшего развития достиг в эпоху Возрождения и Новое время, но не был забыт и позднее. Для мыслителей XIX века понятие "пантеизм" не было анахронизмом. Так, в религиозно-этической системе взглядов Л. Н. Толстого отчетливо просматриваются его черты.

В современном мире пантеизм – это в философии и религии важный элемент многих теорий, как, например, неоязыческая гипотеза Геи. Он до сих пор сохраняется и в некоторых формах теософии, составляя своеобразную альтернативу традиционным монотеистическим религиям. В последние десятилетия ХХ века пантеизм – определение и некая идеологическая платформа для защитников природы. Именно пантеисты в первую очередь лоббируют вопросы, связанные с повышение экологического сознания, привлекая к проблемам окружающей среды внимание общественности и СМИ. Если прежде пантеизм воспринимался как составная часть языческого миропонимания, то в наши дни сторонники подобных взглядов предпринимают попытки создания самостоятельной формы религии, основанной на почитании божественности, исходящей от живой природы. Такое определение пантеизма созвучно актуальным проблемам, связанным со стремительным исчезновением многих видов растений и животных, даже целых экосистем.

Официальный Ватикан продолжает методическое наступление на основания пантеизма, хотя последний едва ли можно назвать альтернативой католическому христианству.

Пантеизм - понятие в сознании современного большинства, подразумевающее осознанное и бережное отношение к биосфере Земли, а не религию в полном смысле этого слова.

Читайте также: