В чем причины популярности циркового искусства кратко

Обновлено: 05.07.2024

ЦИРК (лат. circus – круг). В современном языке термин имеет два значения.

2. Развлекательное представление, происходящее на манеже, а также сам вид искусства, по законам которого выстроено это зрелищное действо.

Специфика всех цирковых жанров основана на демонстрации необычных навыков и умений, превышающих способности среднего человека и выходящих за рамки обыденного. Именно потому первоосновой циркового искусства является трюк, основанный на эксцентрике (от лат. ex – вне и centrum – средоточие, центр).

ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОПУЛЯРНОСТИ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА

Становление и развитие циркового искусства неотделимо от общей истории цивилизации и прочно вписано в ее контекст. Происхождение цирка связано с обрядами, играми, с особенностями быта и образа жизни народа, а также с возникновением новых ремесел и профессий, и даже – с основами рекламы.

Укротители ведут свою родословную от гладиаторов, сражавшихся на арене с дикими зверями, а также – от первых христиан-мучеников, отдаваемых в Древнем Риме на публичное растерзание львам и тиграм.

Конный цирк берет свое начало от античных гонок колесниц и конных ристалищ, бывших любимым развлечением древних римлян; позже, начиная с 16 в. развитию конного цирка способствовали многочисленные школы верховой езды, связанные с необходимостью особой подготовки всадников, участвующих в конных боях. А вот другая разновидность конного цирка, джигитовка, появилась и окрепла в среде кочевых народов Востока, так как связана с совершенно иными навыками верховой езды.

Искусство канатоходцев зародилось в среде ремесленников, занимающихся плетением канатов: чтобы продемонстрировать крепость своего изделия, мастера ходили и прыгали по канату, натянутому между двумя подставками.

Номера факиров и манипуляторов известны с древних времен и ведут свое начало от культовых обрядов, а вот становление циркового иллюзиона обусловило гораздо более позднее развитие технических возможностей: сначала – изобретение амальгамы и появление зеркал, позже – электрического освещения и разнообразных сложных механизмов.

Совершенствование технических приемов привело и к развитию жанра феерии, когда манеж вместо традиционного песка заполняется водой или льдом.

Разные жанры рождались и крепли в разное время, вместе с ними рождались и менялись основные приоритеты зрителей. Однако цирк в целом всегда представлял собой наиболее демократичный вид искусства, так как пользовался огромной популярностью практически среди всех возрастных и социальных категорий зрителей. Причины этого чрезвычайно сложны и многообразны.

При видовой общности циркового искусства, цирки разных времен, народов, а также – ориентированные на разные социальные группы зрителей, обладали своими отличительными особенностями.

ИСТОРИЯ ЦИРКА

Первый известный нам стационарный цирк – Большой цирк (Circus Maximus), названный в 7 году до н.э. одним из чудес Рима. Его здание трансформировалось и перестраивалось на протяжении нескольких веков. Собственно, конные ристалища проводились на этом месте еще со времен Ромула. Позднее здесь возникли деревянные постройки, постепенно заменявшиеся мраморными и приобретавшими всю большую пышность. Здание украшалось статуями, бронзой, позолотой; появлялись привилегированные места для знатных римлян, сенаторов, позже – императорская ложа. Увеличивалась площадь арены, количество загонов для размещения лошадей и диких зверей, а также количество мест для зрителей. Во времена поздней Империи считалось, что там может разместиться от 150 до 385 тыс. человек. Большой цирк был самым крупным, но не единственным в Риме.

Все стационарные цирки в определенном смысле можно назвать проводниками официального искусства развлечений. Незамысловатые жестокие и кровавые зрелища (масштабные гладиаторские бои, травля диких зверей и гонки колесниц) пользовались безусловной популярностью во всех слоях общества.

Однако есть исторические сведения о том, что в Древнем Риме (как, собственно, и в Древней Греции, Византии, Китае и др. странах) были известны и бродячие цирковые труппы, состоящие из акробатов, эквилибристов, жонглеров. Они давали представления на городских и сельских площадях, и воплощали принципиально иной вид циркового искусства – незамысловатый, мобильный, адресованный только беднейшим слоям.

В 1807 в Париже открылось вновь выстроенное здание Олимпийского цирка, куда из балаганов переходит ярмарочный акробат Ж.Б.Ориоль, соединивший акробатику и эквилибристику с приемами клоунады. Это стало началом нового этапа развития циркового искусства. Цирк уверенно пошел по пути синтеза всех возможных жанров в одном представлении. А с середины 19 в. увеличение количества цирковых жанров и расширение технических возможностей пошло семимильными шагами.

ЦИРК В РОССИИ

Развитие циркового искусства в России началось сравнительно поздно, и в течение нескольких столетий шло лишь по одной ветви развития.

В 18 в., когда Петр I начал гигантскую работу по европеизации России, в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве пошел процесс становления городской светской жизни. Это нашло свое отражение в культуре, и, пожалуй, в наибольшей степени – именно в стремительном развитии форм циркового искусства.

В 1849 в Петербурге открывается казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров. В 1853 строится стационарный цирк и в Москве на Петровке. Правда, эти здания были деревянными и не отличались особыми удобствами. В провинции работают передвижные цирки, в том числе – крепостные.

Так начался новый, современный этап развития российского цирка.

В настоящее время стационарные цирки есть практически во всех областных и крупных городах России. Для представлений формируются сборные гастрольные программы, состоящие как из отдельных номеров и аттракционов, так и целых театрализованных отделений, объединенных работой общего коллектива. Каждый цирк возглавляет художественный руководитель – главный режиссер и директор, отвечающий за творческую и финансовую работу цирка.

 IGDA/V. Rudko РУССКИЕ КАНАТОХОДЦЫ

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ЦИРКОВЫХ КАДРОВ И ЦИРКОВЫЕ ДИНАСТИИ

Династии цирковые

Дуровы

Однако настоящими основателями цирковой династии стали братья Анатолий Леонидович (1865–1916) и Владимир Леонидович (1863–1934) Дуровы. В детстве братья были отданы в Первый кадетский московский корпус. Однако они мечтали только о цирке. Анатолия больше влекла акробатика, гимнастика и клоунада; Владимир изначально видел себя дрессировщиком. В соответствии с этим, цирковая карьера братьев началась немного по-разному: уйдя из дома, Анатолий в 1880 поступил в балаган В.Вайнштока; Владимир в 1881 – в цирк-зверинец Г.Винклера. И, хотя оба брата работали в жанре соло-клоунады с животными, главные акценты творческих направлений у них существенно различались.

Династию Дуровых продолжили дети и внуки братьев. Сегодня самые известные представители династии:

– внучка А.Дурова, дрессировщица Тереза Васильевна Дурова (первая в истории цирка женщина, начавшая работать со слонами) и ее дочь, Тереза Ганнибаловна Дурова, руководитель Московского театра клоунады, основатель первого в стране Творческого семейного центра);

Запашные

– династия укротителей, вольтижеров, акробатов, гимнастов. Родоначальником этой цирковой династии стал клоун и музыкальной эксцентрик Карл Томсон, гастролировавший в России в конце 19 в. под псевдонимом Мильтон. Здесь он женился; династия продолжилась: дочь Мильтона Лидия уже с пятнадцати лет выступала на манеже в качестве цирковой наездницы и гимнастки. Сегодняшнюю фамилию принес в историю цирка муж Лидии, Михаил Запашный. Правда, на афишах она появилась далеко не сразу.

Позже Запашные, Вальтер и Мстислав, стали выступать раздельно, причем оба пришли к дрессуре, которую считают высшей степенью циркового искусства. Сразу по двум линиям продолжается и цирковая династия Запашных.

Мстислав Запашный, параллельно с работой в манеже, закончил ГИТИС, стал режиссером цирковых программ. Им был создан уникальный цирковой постановочный спектакль Слоны и тигры, в котором извечные враги джунглей впервые в мировой цирковой практике были объединены в одной клетке. Поставил целый ряд крупных зрелищных цирковых представлений – Спартак, К звездам, Русская зима, Ярмарка чудес, Наш русский цирк и т.д. С 1992 – директор и художественный руководитель Сочинского цирка. Династию продолжает сын Мстислава Михайловича – Мстислав Мстиславович.

Династию продолжили два сына Э.Кио, два сводных брата – Эмиль и Игорь. Работая в жанре иллюзиона, братья отличаются по творческой манере, поэтому с самого начала решили выступать по отдельности.

Однако, при всей своей популярности, Игорь Кио в работе никогда не ограничивался только цирком. Он выступал во Дворцах спорта и театрах во многих городах страны. Ставил программы в театре Эстрады, шоу и передачи на телевидении (в том числе – шестисерийный цикл Все клоуны, посвященный выдающимся мастерам клоунады).

КЛОУНАДА

 Painet, Inc. КЛОУН

Клоунада цирковая

(англ. clown, от лат. colonus – неотесанный мужик, грубиян) – жанр, который включает в себя выступление одного или нескольких клоунов.

Клоунаду можно назвать наиболее демократическим жанром. Ее истоки – в выступлениях странствующих артистов, в разных странах носящих разные названия (Россия – скоморохи, Франция – жонглеры, Германия – шпильманы, Польша – франты, Средняя Азия – масхарабозы и т.д.). В их выступлениях сочетался грубоватый юмор, ставящий своей целью потешить, рассмешить зрителей, со злободневными сатирическими элементами. В выступлениях клоунов всегда есть отчетливый элемент пародии, призванный преувеличить смешные черты того или иного явления, аттракциона, характера и т.д. Собственно, пародийность лежит в основе всех смеховых видов искусства: юмор возникает тогда, когда присутствует неожиданная или непривычная точка зрения. Вот почему для клоунады наиболее характерны т.н. буффонные приемы (от итальянского buffa – шутка). Буффонада строится на резком преувеличении, острой динамике действия, характерных черт персонажа. Отсюда идет и традиционный клоунский грим с яркими париками, накладными носами, масочной раскраской лица и т.д.

С другой стороны, клоунаду можно назвать и наиболее сложным, синтетическим, в определенном смысле – элитарным цирковым жанром. Ведь для того, чтобы пародировать тот или иной номер, притворяясь неловким или неумелым, необходимо на самом деле профессионально владеть навыками пародируемого циркового жанра. Это обусловливает универсальность, многоплановость умений и дарований клоуна. Выступления клоуна сопровождают всю цирковую программу, все номера и аттракционы; то есть, клоун должен владеть профессиональные навыками практически всех цирковых жанров. А в дополнение к этому – и дополнительным мастерством в области пантомимы, вокала, исполнительского музыкального искусства, сценической речи и т.д. и т.п.

Специализацию клоунов можно подразделить на:

– клоунов-буфф, исполняющих разговорные или мимические сценки;

– коверных клоунов, заполняющих шуточными сценками паузы в представлении, когда униформисты готовят манеж к следующему номеру;

– музыкальных клоунов, играющих на различных, как правило, эксцентрических музыкальных инструментах и исполняющих куплеты под собственный аккомпанемент;

Однако в цирковой практике каждому клоуну, независимо от его индивидуальности, приходится работать все всех этих жанрах, составляя свой репертуар из реприз самых разнообразных жанров. (Реприза – фр. reprise, от reprendre – возобновлять, повторять, – шуточная реплика или трюк).

 IGDA/V. Rudko ЦИРКОВОЙ КЛОУН

Клоунада театральная.

Цирковая клоунада как вид искусства принципиально отличается от клоунады театральной. Жанр театральной клоунады, даже при использовании приемов буффонады или эксцентрики, строится на развитии общего действия спектакля, когда каждый персонаж встраивается в сюжет, претерпевает определенные трансформации (характера, целей, взаимоотношений и т.д.) в соответствии с фабульными и смысловыми ходами. Цирковая клоунада, напротив, использует принцип узнаваемой маски, остающейся неизменной при любых обстоятельствах. В первом случае мы имеем дело с внутренней логикой развития сюжета представления, во втором – с отдельными короткими эпизодами. Именно потому мы знаем примеры замечательных кинематографических работ известных цирковых клоунов (съемки фильма происходят не в хронологическом порядке, конечный вариант собирается при монтаже из отдельно снятых эпизодов); однако практически не встречаем клоунов, одинаково успешно работающих на манеже и театральной сцене. Это связано с видовой разницей между театральным и цирковым искусством и различными актерскими технологиями работы.

Славу российского цирка составили множество клоунских имен, пользовавшихся большой популярностью у зрителей многих стран.

Карандаш

Одной из основных красок его творческой палитры стала сатира. Начало сатирическому направлению работы было положено во время Великой Отечественной войны, когда Карандаш создал ряд номеров, обличающих руководителей фашистской Германии. После окончания войны в его репертуаре также оставались злободневные сатирические репризы. Снимался в кино (Карандаш на льду), правда, этот фильм был экранизацией циркового представления.

Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах. Сегодня имя Карандаша (М.Н.Румянцева) носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Попов, Олег Константинович

Никулин, Юрий Владимирович,

русский артист цирка и кино, клоун.
См. также НИКУЛИН, ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ.

Енгибаров, Леонид Георгиевич

(1935–1972), цирковой актер, клоун-мим. Творчество Енгибарова стоит особняком во всем цирковом искусстве; его работы невозможно отнести ни к какому определенному направлению.

Обладая неповторимой индивидуальностью, Л.Енгибаров создал уникальный образ грустного шута-философа и поэта. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Уже со своих первых шагов на манеже Л.Енгибаров вызвал у зрителей и коллег самые противоречивые чувства и отзывы. Его амплуа было настолько необычным, что первой зрительской реакцией было отторжение. Так, поначалу он не понравился и Ю.Никулину. Однако стоило вглядеться, вдуматься в то, что предлагает зрителю этот странный мим, как на смену отторжению неминуемо приходило восхищение.

Л.Енгибаров снимался в кино (Тени забытых предков, Айболит-66, Печки-лавочки и др.). Он писал грустную и необычную прозу. И еще – сделал то, что не удавалось ни одному цирковому артисту: объединил в своем творчестве успешную работу в цирке и в театре. В 1971 в Театре эстрады Л.Енгибаров выпустил моноспектакль Звездный дождь.

Шабалина Татьяна

Румянцев М. На арене советского цирка. М., 1954
Ангарский В., Викторов А. Олег Попов М., 1964
Дмитриев Ю. Искусство цирка М., 1964
Енгибаров Л. Первый раунд. Ереван, 1972
Енгибаров Л. Последний раунд. Ереван, 1984
Никулин Ю. Почти серьезно. М., 1992
Никулин Ю. Десять троллейбусов клоунов. Самара, 1993
Дуров В. Мои звери М., 1998
Кио И. Иллюзии без иллюзий. М., 1999
Дурова Н. Я в прятки с жизнью не играю. М., 2002
Запашный В. Риск, борьба, любовь М., 2002

Многие думают, что данный вид искусства, если не существовал всегда, то как минимум появился так давно, что никто этого даже вспомнить не сможет. На самом деле цирк как заведение появился недавно, а вот его элементы существовали задолго до его появления.

cirk39

Отцом-основателем цирка считается Филип Астлей – английский предприниматель, успешный наездник и любитель всевозможных развлечений. Именно ему пришла в голову мысль о создании цирка как целого комплекса развлечений, непременными атрибутами которых являлись музыка, номера с животными, клоуны и акробаты.

Господин Астлей купил в 1768 году целое поле в Ватерлоо и построил на нем арену круглой формы. Именно здесь он начал давать первые представления, которые сразу же стали пользоваться популярностью. А спустя время появились выступления клоунов, которые развлекали гостей в перерывах между представлениями.

Цирк (видео) сегодня

Характерные особенности цирка как искусства

Цирковое представление с давних пор – это обязательно круглый манеж. Его диаметр может варьироваться в пределах 12-13 метров.

Программа цирка непременно должна включать в себя конное выступления (отсюда, собственно, и необходимость в манеже), номера эквилибристов и акробатов, жонглеров. Присутствие клоунов хоть и не обязательно, но крайне желательно, так как самый лучший фон для выступлений – это смех.

cirk41

На арене по желанию могут появляться и дрессированные животные, однако современные цирки начинают отказываться от этой практики благодаря активной деятельности защитников прав животных.

И все же цирк невозможен без манежа и лошадей. Если их не будет, вы можете смело говорить о варьете, а не о цирке.

Цирк – искусство особенное

Цирку отводится уникальное место среди остальных видов искусств, так как этот вид деятельности направлен на получение удовольствия от визуального контакта. Здесь нет языковых барьеров, такое искусство будет доступно совершенно любой публике.

cirk38


И совершенно зря считают, будто цирк – это развлечение для детей. Само собой, пятилетний ребенок не может не оценить невероятную смелость дрессировщика львов, сующего голову в пасть страшному хищнику. Однако верно и то, что при посещении цирка всей семьей каждый найдет в цирке что-то, что способно удивить, поразить до глубины души, принести истинное удовольствие.

Цирк и его популярность

cirk42

Сегодня же этот вид развлечений доступен всем желающим. Цирк не перестает удивлять. Под куполом собраны все виды эмоций и человеческой силы – упорство и самоотдача, безграничное бесстрашие и трудолюбие, настоящая любовь к искусству и стремление к созданию прекрасного, так увлекающего публику.

Что нас так привлекает в цирке?

В цирке вы не найдете мелочности, зла, несправедливости, подлости. Здесь только благородство и добро! В стенах цирка живет страсть и жажда приключений, стремление к чудесам, безграничные возможности для полета фантазии!

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

Каждый ребенок знает, что такое цирк – это смех, веселье, клоуны, умные животные, фокусники и ловкие акробаты. Но редко кто из взрослых может объяснить, в чем состоят особенности цирка как вида искусства. Ведь мы его чаще всего представляем как увлекательное зрелище, шоу. А на деле цирковые артисты всю жизнь осваивают не только мастерство, но и искусство – умение передать эмоцию и вызвать эстетические чувства у зрителей.

цирковое искусство

Появление цирка

что такое цирк

Цирк как вид искусства

Истоки цирка исследователи видят в древних состязаниях в силе и ловкости. Он формировался как способ демонстрации особых умений, которые часто не имели практического применения. Специалисты, характеризующие цирк как искусство, в первую очередь обращают внимание именно на отсутствие какой-либо результативности в действиях артистов. Они не соревнуются, завоевывая призы, а именно позволяют увидеть возможности человека и испытать при этом эстетическое удовольствие. Главное выразительное средство циркового искусства – трюк, он рассчитан на то, чтобы вызвать у зрителей эмоцию: смех, удивление, испуг, восторг. Все это роднит цирк с другими видами зрелищных искусств: театром, кино. На арене человек показывает способности природы к метаморфозам, только объектом этих превращений являются не камень, глина или краска, а сам человек. Он творит по законам эксцентрики, демонстрируя высшие возможности человека. Основными эстетическими категориями циркового искусства являются: реприза, трюк, номер, сверхзадача, эксцентричность.

Устройство цирка

Для особого искусства необходимо особое пространство. Цирк представляет собой не просто здание круглой формы, а сложную конструкцию с многочисленными возможностями. Цирковая арена – сердце площадки. Традиционно она бывает круглой формы, около 13 метров в диаметре. От сцены амфитеатром поднимаются места зрителей. В современных, стационарных цирках нередко существует несколько арен для разных видов представлений: конных, иллюзионных, световых, ледовых, водных. Но арена – это лишь видимая часть цирка. За кулисами находится множество служебных помещений: гримерок, репетиционных залов, мест для содержания животных, костюмерных. Также большую роль в конструкции театра играют технические службы: свет, крепление оборудования, декорации, занавес – все это служит тому, чтобы зритель увидел необычное и сложное представление.

цирковое представление

Цирковые профессии

цирковые артисты

Жонглеры

цирковая арена

Эквилибристы

Еще одним артистом, без которого невозможно представить цирковое представление, является эквилибрист. Этот жанр циркового искусства построен на умении человека удерживать равновесие на неустойчивых поверхностях. Традиционно эквилибристы выполняли различные телодвижения на канатах, шарах, цилиндрах. Часто артист сочетает умение держать равновесие с акробатическими, комическими действиями, а также с жонглированием. Еще в Древнем Китае большой популярностью пользовались представления канатоходцев. Во многих культурах мира народные забавы часто сопровождались выступлениями эквилибристов. Существуют такие варианты этого жанра, как выступления на шаре, на проволоке, на катушках, на лестницах, на трапеции (штейн-трапе), на одноколесных велосипедах.

Иллюзионисты

Фокусники или иллюзионисты – представители профессии, прославившей цирковое искусство. Основой жанра являлась ловкость рук. Артисты, умевшие совершать магические манипуляции с различными предметами, например, картами, были обязательными участниками средневековых ярмарок. Современные иллюзионисты, кроме умения совершать удивительные движения руками, пользуются различными техническими ухищрениями, чтобы ввести зрителей в заблуждение. Среди фокусников есть настоящие мировые знаменитости, имена которых передаются из поколения в поколение. К таким иллюзионистам можно отнести Гарри Гудини, Алессандро Калиостро, семью Кио, Ури Геллера, Дэвида Копперфильда.

цирк как искусство

Клоунада

Спросите у любого ребенка, что такое цирк, и получите ответ: это клоуны. Мастера, работающие в этом амплуа, стали настоящим символом цирка, без них представления невозможны. Начало профессии было заложено в институте шутовства, ведь шуты состояли при дворе всех монарших особ. Их задачей было не только увеселение, но и высмеивание пороков, при этом шут, паяц, мог сказать правду кому угодно. Искусство клоуна часто построено не на юморе, а на иронии, буффонаде и гротеске. Утрированная манера игры восходит к традициям балаганных представлений на ярмарках. Клоун должен не только смешить, но и насмехаться, но при этом его выступление не должны быть жестокими или обидными. Часто клоуны выступают в парах, где роли четко распределены. В итальянском театре эти амплуа были закреплены за Пьеро и Арлекином, в русской традиции это Рыжий (хитрец и плут) и Белый (важный чопорный господин) клоуны. Между ними постоянно происходят конфликты, представляющие собой смешные сценки, которыми и заполняются паузы в представлении. В цирковом мире считается, что клоуны – это артистическая элита. Нередко они в свои выступления включают элементы жонглирования, акробатики, дрессуры, пантомимы. Среди них бывают настоящие, величайшие актеры. Самыми знаменитыми клоунами являются М. Н. Румянцев (Карандаш), В. Полунин, Ю. Никулин и М. Шуйдин, работавшие в паре, Л. Енгибаров, М. Марсо, О. Попов. Любое цирковое шоу может спасти клоун, который появляется на арене всякий раз, когда возникает пауза в программе.

цирковое шоу

Дрессировщики

Невозможно представить цирковое искусство без животных и дрессировщиков. Сегодня во всем мире началась волна протеста против этого вида искусства, так как считается, что дрессировщики мучают животных. Но это не так. На самом деле это искусство заключается в умении установления контакта с животным, это психология, бесстрашие, риск. Настоящий профессионал никогда не будет истязать своих подопечных. Поэтому дрессура и относится к жанрам циркового искусства. Традиционно на арене выступают собаки, лошади, крупные хищники, слоны, птицы, морские животные. Самыми знаменитыми дрессировщиками можно назвать династии Дуровых, Запашных, Багдасаровых, а также М. Назарову и И. Бугримову.


Так выглядел Большой цирк в Древнем Риме

В то же время, в Древнем Риме были известны и бродячие цирковые труппы, состоявшие из жонглеров, акробатов и эквилибристов. Они давали свои представления на рынках и площадях, и никогда не выступали на настоящих аренах. Долгое время цирковое искусство делилось на два типа: для народа и для аристократии. В первом случае свое мастерство толпе демонстрировали эквилибристы, клоуны и гимнасты, представляя незамысловатые сценки. Во втором случае, это были настоящие театральные феерии с выступлениями профессиональных наездников и дрессированных лошадей, сценами сражений и ярким шоу.

Ближе к началу Средневековья активно развивавшееся театральное искусство и другие церемониалы оттеснили цирк с позиции одного из главных народных развлечений.

Hausbuch_Wolfegg_03r.jpg


Выступления цирковых артистов, средневековая германская гравюра

Astleys-3.jpg


Выступление в цирке Астлея

После Англии цирк проник во Францию, а оттуда — в другие европейские страны. Добралось это искусство и до Нового Света — первый американский цирк открылся в Филадельфии в 1793 году. Одним из поклонников этого развлечения был президент Джордж Вашингтон. Популяризировать представления помогло возникновение передвижных цирков — шапито. Жизнь кочующих цирковых артистов была нелегкой, а вот директор такого шапито вполне мог быстро разбогатеть, если дела шли в гору.

На Руси первые подобия цирковых представлений можно было увидеть на ярмарках и народных гуляниях — скоморохи исполняли комические сценки и на потеху публике выводили дрессированных собак и медведей. Известно, что в 1619-м году царю Михаил Федоровичу некий рязанский мужик продемонстрировал прирученного льва. Первые стационарные помещения для представлений были сооружены в России в 19-м веке: в Петербурге — в 1827 году, а в Москве — в 1847-м. Они были построены из дерева и просуществовали недолго. А вот первое каменное здание цирка появилось на Цветном бульваре.

01.-Цирк.-1904-1910. jpg

Здание цирка на Цветном, начало 20-го века

На открытие арены пригласили выступать клоунов, гимнастов, наездников и дрессировщиков. На этой сцене давали свои представления клоуны Козлов, Бабушкин, Бим-Бом, а также братья Анатолий и Владимир Дуровы. Значительную часть программы занимали выступления с лошадьми: животные вальсировали, ходили по канату, по команде одновременно вставали на дыбы и перепрыгивали друг через друга. Кстати говоря, работать для детей цирк стал относительно недавно: ближе к началу 20-го века. Для детской публики разрабатывали специальные программы: балеты, пантомимы, хороводы и танцы.

После революции, в 1927-м году в Москве открылось первое Государственное училище циркового и эстрадного искусства, где были воспитаны многие звезды советского цирка. Кроме того, в годы политических репрессий и террора цирк не загнил, а, наоборот, получил мощную государственную поддержку.

0cc3681633e780926d6d5c9f783.jpg

Клоун Карандаш

Во время Великой Отечественной войны многие цирковые здания пострадали от бомбежки, однако приказом Сталина на поддержание жизни артистов и животных были выделены отдельные средства. В дни войны циркачи давали выступления в госпиталях, мобилизационных пунктах и на вокзалах, перед отправкой частей на фронт. 9 мая 1945 года артисты советского цирка дали представление на лестнице рейхстага.

Читайте также: