В чем причина разрыва между чацким и софьей кратко

Обновлено: 08.07.2024

В четвертом действии комедии наступает развязка обоих
конфликтов:
Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин.
Тайна раскрыта, сердце разбито, мучениям нет конца.

Ах! Как игру судьбы постичь?
Людей с душой гонительница, бич! -
Молчалины блаженствуют на свете! –

говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость,
вырвавшаяся обида жжет.Он порывает с Софьей:

Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.

И перед тем как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает
всему фамусовскому обществу:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.

Отношение Софьи к Чацкому за три года резко изменилось
и для этого было несколько причин.
Прежде всего глубокая женскую обида:
ему стало скучно с ней, сначала он ушёл к друзьям,
а затем и совсем уехал.
Само страстное чувство Чацкого ("с жаром целует руку") вызывает
у Софьи сомнение, холодность, даже неприязнь.
Оно делает Чацкого слишком говорливым дерзким, бесцеремонным.
Софья по темпераменту другая: более спокойная, созерцательная-
и в любви ищет не "ветер, бурю", которые грозят "падениями",а
внутреннее спокойствие, душевную гармонию
("Ни беспокойства, ни сомнения. ").
Чацкий же в самом себе растерян ("ум с сердцем не в ладу").
А в Софье живет то чистое и поэтическое чувство влюбленности
в Молчалина, когда "застенчивость, несмелость любимого так
естественна и приятна, когда достаточно простого
прикосновения к руке, когда ночь так быстро и незаметно
проходит за игрой на "фортепьяно с флейтою".
Сама Софья тоже изменилась за эти три года.
Прошел возраст милых забав, веселых шуток, беззаботного смеха;
прошло время, когда ей нравилось вместе с Чацким смеяться
над другими.
Наконец, она увидела и поняла в Чацком главные его пороки-
гордыню ("Вот об себе задумал он высоко. ")
и отсутствие доброты к людям:
Хочу у вас спросить:
Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?
Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?

Софья действительно говорит "истину" о Чацком: он "смешон"
в своей гордыне, в своей "желчи", в стремлении всех
беспощадно судить, в непонимании собственных пороков,
в своей страсти, которая "бесит", в непонимании той, кого любит:

— Хотите ли знать истины два слова?
Малейшая в ком странность чуть видна.
Веселость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота готова,
А сами вы.
— Я сам? не правда ли, смешон?
-Да.

Чацкий не понимает той очевидной для Софьи истины,
что главное в человеке - "доброта души" (
именно это она ошибочно увидела в Молчалине),
что ум в сочетании с гордыней, с презрением к людям, хуже "чумы"
и "скоро опротивит".
Чацкий не понимает, что для Софьи все его достоинства
перечеркиваются главным его пороком.
И нелюбовь Софьи является для него страшным ударом и
самым тяжелым наказанием.

Софья пытается упрекнуть Чацкого и показать ему, что между ними не может быть любви. Кульминация отношений между Чацким и Софьей наблюдается тогда, когда героиня рассказывает всем вокруг, что Чацкий – сумасшедший.

Социальные разногласия

Он отрекается от нравственной морали, которая так важна Фамусову. Чацкий считает, что приспособиться к условиям жизни, подстроить под ситуацию свою манеру поведения главнее всего. По его мнению, именно это позволит:

  • получить материальные блага;
  • повыситься в должности;
  • угодить руководству.


Тем не менее в пьесе есть цитата Чацкого, показывающая, что главная его цель заключается в служении. Ему неприятно прислуживать, но он готов потерпеть:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Дискуссируя с Фамусовым, Чацкий выступает в пользу науки и выставляет себя свободным от всяческих предрассудков. Быть представителем прошлого века выпала честь Фамусову. Герой олицетворяет все недостатки аристократии. Его больше всего волнует то, что о нем думают окружающие, в частности, светские круги. Была бы его воля, Фамусов взял бы в зятья Скалозубова, так как последний живет мечтой о генеральском чине и является материально обеспеченным.

Девушку нельзя отнести ни к одному из двух поколений. Она противопоставляет себя отцу, но только из-за влюбленности в Молчалина. Конфликт никак не связан с ее мнением по поводу устройства общества.

Фамусов — заботливый отец, заигрывающий со служанкой. Он не служит примером для Софьи. Девушка обладает хорошим умом и прогрессивна в своих взглядах. Ее не волнует общественное мнение, что и образует конфликт между нею и отцом. Но она не встала на сторону Чацкого, наоборот, из-за нее его выгнали из общества. Девушка распространяла слухи о безумии мужчины.

Именно клевета и сыграла главную роль в любовном конфликте. Отношения между Софьей и Чацким испортились не из-за взглядов на политические идеи. Она беспокоится о том, чтобы бывший возлюбленный не разрушил ее счастье.

Софья и Молчалин

Эти цитаты помогают понять, что Софья не замечает, что Молчалин заводит отношения с ней, чтобы добиться своих корыстных целей.

План реализации проекта

Первый урок:

1. Знакомство с методом проектов

2. Просмотр стартовой презентации

3. Распределение на две команды в соответствии с интересующими учеников проблемными вопросами

4. Проведение самостоятельных исследований по своим учебным вопросам во внеучебное время

Работа над проектом на втором уроке:

1. Создание и взаимообмен дидактическими материалами

2. Составление групповой презентации по результатам своих исследований

4. Формирующее оценивание учителем

На третьем уроке:

1. Представление и защита результатов проведенных исследований по командам

2. Итоговое самооценивание качества работы перед защитой проекта

4. Интерактивная игра kahoot

5. Итоговое оценивание учителем

Молчалин и Лиза

Горе от ума горе от любви чувства. Тема любви в комедии «Горе от ума. Краткая аннотация проекта

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ. Явление 3.

Чацкий, потом Молчалин.

Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей! А чем не муж? Ведь сам, бывало, Мечтал о единеньи с ним, и много дней… Нет! Выражать такие чувства не пристало!
(Задумывается.)
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…

Вот он, на цыпочках, и не богат словами; Какою ворожбой умел мне в сердце влезть! (Обращается к нему.)

Нам, Алексей Степаныч, с вами Не удалось сказать двух слов. Ну, образ жизни ваш каков? Без горя нынче? Без печали?

А прежде как живали?

День за день, нынче как вчера.

Сегодня же с утра Один мы с вами раз видались. И то вы мигом прочь умчались. Я, может, резок был слегка. Простите, глубоко об этом сожалею. Узнать позвольте: ваша как рука?

Ничего-с. Вскоре переболею.

Вы будьте осторожней: ведь случайно Здоровью вред вы нанесёте, И для меня… для вас печально: Быть может, что костей не соберёте. Но, впрочем, что я о плохом! Желаю быть вам и здоровым, и счастливым. А верно ли, что с некоторых пор, Услышал, числитесь вы по Архивам?

И что же, там не скучно вам? Вы губите себя не по летам. Развеяться, уехать из Москвы, Пожить свободней не хотите ль вы?

И здесь недурно-с.

Возможно. Но так душно, Суетливо. Всё старо, всё ревниво, страх как глупо. Нет, не могу глядеть я равнодушно, Как вы страдаете, как словно живым трупом Становитесь. Но ведь на самом деле, Как хорошо бумагами вы б ни владели, Как ни пытались бы над документами корпеть, Я чувствую, что трудно вам терпеть Все эти унижения, и льстить, и преклоняться. Довольно же; не лучше ли заняться Чем-либо, что уму и сердцу было бы дороже? Я повторяю: молодость мертвить негоже, Для лучших, для стремлений благородных Она дана…

Я, сударь, из безродных.

Вот то-то мыслю всё: со мною говоря, Вы смущены моим лишь положеньем? А я, на чин ваш не смотря, Сто раз свидетельствую вам почтенье… Но… дурость, право… можно мне спросить?

Молчалин кивает.

Случалось вам вдруг страстно полюбить?!

Ах, сударь… на такой вопрос…

Вы прямо отвечайте.

Ох, нет-с, не узнавайте.

И что же, горесть слёз И радость поцелуев, и нежности объятий, И все слова любви не знали, вероятней? О, сладкое незнанье!
(Отворачивается.)
Молчалин
(нерешительно топчется и собирается уходить).
Простите-с; до свиданья.

Алексей Степаныч, погодите, Так скоро от меня не уходите. Свершится всё: скажу вам напрямик… Уверю вас, что я не брежу, Не заостряю шуткой злой язык. Вот если б дали вы надежду, Что будем видеться мы каждый день, тогда…

Молчалин
(останавливается у двери).
Что, сударь? К услугам вашим я всегда.

Всегда? Мне так отрадно слышать. Глаза вы опустили, весь сгорбились, Душа в вас еле дышит… Неужто на меня озлобились? Я вас обидел невзначай? Что с вами, объясните? Хоть раньте грубостью, но только не молчите!

Молчалин не отвечает.

Отчего ко мне вы так жестокосердны? Вы не хотите говорить со мной усердно… Винюсь за всё пред вами, Раскаиваюсь не словами! (Подходит к Молчалину и крепко обнимает его.)

Молчалин
(загораживаясь папкой).
Подите от меня. Не обессудьте…

Чацкий
(отпуская его).
Погас во мне сейчас рассудок От вашей близости. Мои вам действия – Одни лишь низости?

Молчалин
(глядя в пол).
Нет-с; но неуместные.

И что же в них плохого? Хочу вам дружбы Дань вознести; вернулся я сегодня Из дальних странствий. По долгу службы Вы здесь остались, как бы ни угодно Мне было взять с собою вас! Но я предвидел ваш отказ, Хоть не пойму, зачем карьеры путь Вам заслоняет жизнь. Но как-нибудь, Наверно, отдыхаете и вы душою. Побудьте откровенными со мною, И расскажите, что же сердцу мило. Конечно же, тут жизнь течёт уныло…

Помилуйте! И вовсе нет. С тех пор, как выхожу я в свет (Архивных принимают И в Собраньи), Мне-с вполне хватает Этого. Какого же признанья Вы ждёте от меня?

Собранье… Сплетни, толкотня, Бокалы, карты, перезрелые девицы, Военные, старухи, значительные лица, Перед которыми тут некто расстилались В былые времена… Вы один остались Средь этого болота! Молчалин, как же вы живёте?!

Ведь лицемерие всё света – не про вас; Я навсегда запомнил первый раз, Когда явились вы: так тихо, скромно, Незаметно, без пошлости – и всё укромно Сокрыто в глубине души… Вы покорили Сразу же меня. Но тут же отдалили Своей спокойностью, немногословностью… Я растерялся; меня условности Остановили, и внешне были для меня вы Никто… А я, когда альбомы вам давал, В них целые страницы выдирал – Такого, думал я, прочесть вы не должны! И как корю себя теперь за это: Вам было б легче понимать…

Молчалин
(кланяясь).
Не смею более стеснять Своим присутствием. Дела, сударь.
(Уходит.)
Чацкий.

(Конец явления.)

Главный герой комедии Чацкий испытывает на себе и горе от ума и горе от любви.

Горе от ума он испытывает по той причине, что слишком умен для окружающих. Он получил прекрасное образование, три года путешествовал по Европе. Причем в Европу он отправился ни от скуки, ни для отдыха, а чтобы посмотреть, как там живут люди, получить новый опыт и новые знания. До поездки в Европу Чацкий тоже не страдал от безделья. Он выучился, успел послужить в армии, поработать на государственной службе. Но там он не прижился, как говорят окружающие, из-за характера. Дело в том, что он не привык прислуживаться, подлизываться. Он прямолинеен, говорит то, что думает, высмеивает глупцов и лентяев. Именно его неумение выслуживаться перед начальством и раздражает старшее поколение. Его умение подчеркнуть и высмеять недостатки окружающих лишает его расположения Софьи. Она говорит о том, что Чацкий умен, остроумен, но будет всех высмеивать и ему это в радость. Единственным достоинством Чацкого для окружающих является его дворянский титул и имущество.

Еще одна причина неприятия Чацкого в обществе, он не хочет посвящать свою жизнь военной или чиновничьей службе. Он хочет посвятить себя науке или искусству, что выходило за рамки списка достойных занятий для дворянина того времени.

Именно острый ум, более высокий интеллект и принесли Чацкому горе от ума.

Горе от любви он тоже испытал сполна. С детства он рос вместе с Софьей и успел искренне полюбить ее. После трехлетней поездки он первым делом спешит в дом к Фамусовым, чтобы повидать Софью. Но Софья встретила его очень холодно. У Фамусова его приезд тоже вызывает раздражение. Софья опасается, что Чацкий будет высмеивать ее жениха Молчалина. Фамусов опасается, что Чацкий нагрубит кому-то из высоких гостей, так как не умеет подлизываться, заискивать. В итоге с подачи Софьи по дому расползается слух о том, что Чацкий сошел с ума. Гости охотно передают друг другу весть о сумасшествии Чацкого, приписывая все новые подробности. В итоге они его боятся. До последнего момента Чацкий не мог понять, в чем причина отчужденности, почему гости стараются избегать общения с ним. В конце он узнает о нелепом слухе, о том, что этот слух придумала и распространила его невеста. Неизвестно, как сложилась дальше жизнь Чацкого, но в Москве он стал чужим, его опозорили на весь свет. Для него больше нет спокойной жизни в Москве, поэтому он спешит покинуть столицу.

Таким образом, на примере Чацкого Грибоедов показал то, как тяжела жизнь умного, честного, искреннего в чувствах человека в фамусовской Москве. Такой человек переживает в обществе старого образца лишь горе от ума и сердца.

Основным мотивом произведения А. С. Грибоедова “Горе от ума” является отражение трагедии Чацкого – типичного представителя молодого поколения 1810-1820-х годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельности. Эта трагедия включает в себя множество моментов, но одним из наиболее важных среди них является его неразделенная любовь к Софье.
Мы узнаем о жизни и характере героя еще до его появления на сцене. Так, горничная Софьи Лиза, намекая на его увлечение хозяйкой, восклицает:
Кто так чувствителен, и весел, и остер
Как

Александр Андреич Чацкий,
а наиболее яркую характеристику ему дает сама Софья:
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот об себе задумал он высоко…
Охота странствовать напала на него…
Чацкий – выходец из дворянской семьи – был воспитан в доме Фамусова. Он умен и безукоризненно честен, искренен и ост роумен. Любит родину, и эта любовь порождает в нем ненависть к рабству и угнетению народа.

Чацкий занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, но ушел от этого, потому что, говорит он: “Служить бы рад, – прислуживаться тошно”.

Он – мятущийся мыслитель, герой того времени, из тех людей, чье сердце “не терпит немоты”, а потому раскрывающий все сокровенно обдуманное даже и перед ничтожествами, “глупцами”. Чацкий смеется над Фамусовым и его окружением, остро вышучивает их нравы, потому что сам он выше Фамусовых, загорецких, молчаливых, скалозубов и прочих представителей московского общества начала XIX века. За три года путешествий характер героя во многом претерпевает изменения и окончательно формируется.

Однако неизменной остается его искренняя любовь к Софье. Именно поэтому он, помня о юношеской привязанности, так спешит увидеть свою любимую, ради которой “сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, верст больше семисот пронесся…”, и такая искренняя радость от встречи звучит в его словах: “Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног”.
Лучшие личностные качества раскрываются в его отношении к любви, браку. Чацкий любит Софью, видит в ней будущую жену. Однако Софья не может полюбить его, так как, хотя она и не лишена положительных качеств, но все же полностью принадлежит к фамусовскому миру.

За годы отсутствия Чацкого характер Софьи сильно изменился, теперь она воспринимает их отношения как юношескую влюбленность, ни к чему ее не обязывающую. Кроме того, она теперь любит другого человека – Молчалина, а с Чацким холодна, и на его вопросы отвечает общими фразами или шутками:
Кого вы любите?
Ах! Боже мой! Весь свет.
Кто более вам мил?
Есть многие, родные…
Однако Чацкий все еще не понимает истинной причины холодности Софьи, он счастлив, оживлен, говорлив, спрашивает о старых знакомых, подшучивает над ними. И тут он допускает главную ошибку, с едкой насмешкой упомянув о Молчалине. Этим он, сам того не подозревая, вызывает бурю негодования в душе Софьи.

Именно за эти насмешки над предметом ее любви она потом так жестоко расправляется с ним, распространяя слухи о его сумасшествии.
Конечно, Софья любит не самого Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Чацкий прав, говоря ей: “Качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему”.
Ослепленный своим горем, разочарованный в своем чувстве, Чацкий часто бывает несправедлив, упрекая Софью даже в том, в чем она не виновата:
Зачем меня надеждой завлекали?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
На самом деле Софья не скрывает от него своих чувств, она едва разговаривает с ним, искренне признается в равнодушии. Беда Чацкого в том, что он, ослепленный своим чувством, вовремя не остановился, и выплеснул свое разочарование на всех окружающих, и его личная драма теперь отягощается столкновением со всем фамусовским обществом. Любовь и ум, поднимающие его над толпой, принесли герою одно горе, и он покидает Москву, увозя в свое сердце лишь “мильон терзаний”.

Средняя оценка 3 / 5. Количество оценок: 3

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Смотрите также



Читайте также: