В чем по гегелю смысл мирового процесса назначение человека и содержание истории кратко

Обновлено: 07.07.2024

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) с пониманием относился к увлеченности философским субстанциализмом, но оценивал его критически. Для того чтобы субстанция выполнила свое назначение быть исходной категорией философии и истории в ней следует вычленить способность к самодвижению. Она должна заявить о себе не в качестве объекта, а в статусе субъекта, демонстрирующего саморазвитие. Без этого философский субстанциализм обречен быть худшей копией теологизма, где в качестве субстанции выступает Бог.

Третий вид историографии представляет философия истории. Она понимается не как философские размышления по поводу истории, а как сама история, которая стоит выше эмпирической истории. Последнее обеспечивает возможность понять эмпирические факты и объяснить их причину (См.: Гегель Г. Указ. соч. — с. 57, 63).

Анализ первоначальной и рефлексивной истории позволил Гегелю выйти на уровень методологических проблем исторического познания и сделать ряд предложений методического характера.

Во-первых, излагать исторические события следует так, будто исследователь сам является их очевидцем.

Во-вторых, язык персонажей прошлого нужно не улучшать и не ухудшать, а реконструировать, чтобы не потерять его информационную ценность.

В-третьих, следует максимально приблизиться к духу изучаемых фактов, опираясь только на достоверные источники и язык этих источников.

По Гегелю, философия истории должна осваивать историческое в форме эмпирического материала первоначальной и рефлексивной истории, не забывая о тождестве бытия и мышления, а стало быть, и разумности истории.

• теорию и методологию исторического познания;

• философское осмысление истории;

• философские размышления о самой философии истории.

Гегель был один из первых философов истории, кто показал, что на смену универсума, составленному из вещей, их атрибутов и модусов, пришел мир процессов и событий, в которых нет ничего вечного и неизменного.

В философии истории Гегеля рассматривается возможность отказа от сложившегося стереотипа, что история — это знание только о прошлом. Отныне она несла в себе ориентир на постижение современности в её историчности. В истории возник вектор будущего. Историческая проективность оказалась даже важнее, чем обусловленность настоящего прошлым.

Философия Нового времени в качестве приоритетного объекта философского анализа рассматривает природу, исключая какие-либо разговоры о ее целесообразности. Ф. Бэкон, Т. Гоббс и др. рассматривали версию о цели в природе как попытку эскалации антропоморфизма, как проекцию человека на мир природы.

В истории, по Гегелю, нет различия между сущим и должным. В истории свершается то, что и должно было произойти необходимым образом.

Общая конструкция философии Гегеля телеологична. Цель поставлена в конец всемирной истории. Осуществляя саму себя в историческом процессе, цель выступает деятельным началом истории, её движущей силой и ее… концом.

Всё существовавшее и существующее в истории обретает смысл только в соотнесении с целью — как с конечной целью истории, так и с историческими целями каждой её ступени.

Телеологичен и механизм перехода от одной исторической ступени к другой. Дух народа гибнет и народ сходит с исторической сцены потому, что он уже реализовал свое предназначение, осуществил свою историческую цель. Всё, что не несет в себе воплощения исторической цели, лишено исторического смысла.

Для Гегеля существование исторического целого не подлежало сомнению. Мировой дух (разум) с необходимостью познает и осознает свою свободу и в этом заключен смысл всей истории. Содержание истории оправдывается как момент целого, его составляющая.

То, что история есть завершенное целое, для Гегеля важнее вопроса о конце истории и времени его осуществления. Важно знать, не когда наступит конец истории, а каков он есть, постигая целостность истории, хотя эмпирически история еще не осуществилась в своей конкретной форме. Занятие это довольно сложное, но вполне реально, если принять во внимание все условия осуществления истории.

Там, где нет исторического зла, там нет и истории. Ее не было до грехопадения, ее не будет в осуществленном всемирно-историческом разуме. Гегель принимает замечания Ж.Ж. Руссо о том, что наиболее счастливы те народы, которые имеют минимальную историю. Ну, а для тех, кто попал в историю, актуализируется вопрос, как жить и выживать в той проблемной ситуации, которая именуется историей. Научная трезвость и добросовестность Гегеля была своеобразным иммунитетом субъективно-должного в истории. Историю следует принимать таковой, какая она есть, не подправляя и не подчищая, не вкладывая в нее моральный императив.

Главными мотивами деятельности людей, по Гегелю, являются эгоизм и своекорыстие, без каких-либо ограничений. Человеческие поступки следует понимать, а не проклинать. Задача историка: понять, как было на самом деле, и лишь потом судить.

Для Гегеля понять — значит выразить в логике понятий объект интереса и объяснить его необходимость, не задаваясь целью оправдать или заклеймить.

Люди, народы с их интересами и деятельностью есть всего лишь средство и материал мирового духа, который не ведает о каких-либо моральных ограничениях.

Что касается Мирового разума, то он руководит людьми опосредованно, не ущемляя их свободы. Мировой разум, подобно учителю, не насилует волю детей, а позволяет им в игровой ситуации делать то, что задумал учитель в начале урока, а детям казалось, что они предоставлены сами себе. Философия истории должна примирить человека с миром, обеспечив понимание истории. Познавая мир, можно уяснить и его недостатки. Отрицательный опыт перестает быть отрицательным, если люди из прошлого извлекают определенный урок, постигают закономерности проявления Мирового разума как закона развития общества и его истории.

По замыслу Гегеля, предложенная им теория позволяла выявить сущность всей человеческой истории. В ней заново определялось соотношение Божественного и человеческого начал в мире, духа и материи, природы и человека. На формирование взглядов Гегеля оказали заметное влияние труды немецких философов Просвещения, произведения романтиков, идеи христианского мистицизма и теории античных философов.

Свои сочинения Гегель относил к сфере философии истории. Под этим понятием подразумевался такой взгляд на историю с позиции разума, который не фиксировал отдельные события, а был направлен на познание общих законов, управляющих частными явлениями, логики исторического процесса, смысла человеческой истории.

В основании гегелевской системы – универсальные законы диалектики. Согласно им, все явления духовной и материальной жизни находятся в непрерывном развитии, которое подчиняется общему правилу: каждое состояние любого явления неизбежно порождает свою противоположность. Эти противоположности вступают между собой в борьбу, которая завершается их объединением, синтезом на более высоком уровне. Достигнутое единство, в свою очередь, вызывает к жизни новую оппозицию, становясь исходной точкой для следующего витка борьбы и единства противоположностей.

Знание о принципе диалектического развития, по мысли Гегеля, позволяло объяснять любые стороны действительности – ход истории, человеческую мысль, феномены природы – и даже приближаться к пониманию Божественного замысла. Философская система была ориентирована на постижение всех составляющих бытия. В мире не было ничего неподвижного и завершенного. Всякая мысль или явление содержали в себе противоречия, и это делало возможным их развитие и достижение более высоких форм мысли и бытия. Немецкий философ полагал, что человеческий разум наделен способностью постигнуть истину, поскольку в нём выражался разум вселенский, мировой дух. Высшим основанием человеческого стремления к познанию был Божественный разум.

Гегель описывал мировую историю как процесс саморазвития. Мирового духа, Божественного начала. Природа представляла собой выражение духа в пространстве, история – во времена Наивысшего раскрытия мировой дух мог достичь только в человечестве, которое, в свою очередь, было устремлено к своему Создателю. На вершине развития человек, по мысли Гегеля, к осознанию своего единства с Божественным духом. Таким образом, история, включающая все стороны человеческой культуры, служит познанию Богом самого себя. Изучение прошлого приобретало в этой связи особую значимость для людей. Понятие духа включало в себя три составляющие – общее, единичное и особенное. Общим был сам Божественный дух. Под единичным понималось его воплощение в отдельном человеке; особенным подразумевался дух отдельного народа. Именно народ рассматривался как герой всемирной истории. В разные периоды, по мнению Гегеля, на первый план выходили те или народы, с собственной миссией, раскрывшейся в определённое время.

Согласно взглядам немецкого философа, историю творили не герои, не великие личности: правители не изменяли произвольно ход истории. Она подчинялась не зависевшей от отдельной воли объективной закономерности, которую можно было достигнуть рационально. В истории народов такой внутренней закономерностью был, по мнению Гегеля, прогресс в осознании свободы. Так, свобода зародилась в культуре Древнего Востока, её становлению препятствовал восточный деспотизм. В античном мире человек пришёл к осознанию ценности свободы, но одновременно существовала и её противоположность – рабовладение. Государство как таковое, согласно Гегелю, наделялось особой, высшей функцией упорядочивания человеческого бытия, понималось как абсолютная цель разума и истинная свобода. Современные государства были близки к тому, чтобы гарантировать свободу своим гражданам. Оптимальная форма правления – конституционная монархия – должна была бы объединить раздробленные немецкие земли и утвердить дух либерализма.




В течение нескольких десятилетий вокруг трудов Гегеля в обществе разворачивались дискуссии. Последователи видели в его рассуждениях глубоко продуманную философско-историческую систему, которая позволяла создать универсальную картину мирового исторического процесса, где каждой стороне человеческого существования нашлось свое место. Из философской теории Гегеля следовали заключения, важные для исторического знания XIX в.

В соответствии с христианским мировоззрением, в концепции немецкого философа история представляла собой поступательное линейное движение, направленное к высшей цели – единению человечества с Богом. История подчинялась объективно существующим законам и проходила определённые стадии, в соответствии с уровнем развития человеческого и Божественного самосознания. Движение истории зависело не только от материальных причин – природных, политических, экономических, – но было обусловлено развитием идей. Внутренней движущей силой, основным принципом любого развития Гегель считал диалектику. Диалектические противоречия существовали, согласно Гегелю, прежде всего в сфере сознания, в области идей, культурных и нравственных ценностей.

Критики философско-исторической системы Гегеля указывали на то, что в ней существовала всеобщая предопределённость, которая ограничивала индивидуальные возможности человека и не принимала во внимание элементы иррациональности, случайности. Другие обращали внимание на то, что в гегелевской системе всё существующее в мире трактовалось как необходимое; таким образом, и справедливость, и зло получали одинаковое оправдание.

Мистические христианские идеи философа не находили единодушной поддержки у исследователей в областях естественных и точных наук – сфере, во многом диктовавшей интеллектуальные правила в Европе второй половины XIX в.

Все существующее многообразие мира, в том числе и социального, содержится лишь потенциально и только через усилия мирового разума, оно обретает свою действительность, свою историю.

Жесткость утверждения того, что люди являются средством (инструментом) Мирового разума не смущает Гегеля, ибо он полагает, что присутствие в каждом человеке вечного и безусловного - моральности и религиозности задает причастность к Мировому разуму, обеспечивает их самоценность.

Постепенно пути истории и литературы расходились. Труд историка, как и труд литератора, становился профессиональным. Потребность в большей точности исследования источников вызвала к жизни направление в историографии, связанное с разработкой историко-критического метода. Это направление, в первую очередь было связано с именем ЛЕОПОЛЬДА ФОН РАНКЕ (1795–1886), профессора Берлинского университета, автора более шестидесяти произведений по истории стран Средиземноморья, Пруссии, Франции, Англии, истории папства, международных отношений. Ранке принадлежит тезис, часто цитируемый в XIX–XX вв., о том, что историк должен писать историю так, как это происходило на самом деле. Это высказывание подразумевало максимальную аккуратность и тщательность в работе с документами прошлого, предпочтение точности абстрактным теориям просветителей и художественным образам романтиков.

Историку, согласно Ранке, надлежало работать с источниками фактами. Критерием отбора свидетельств для немецкого автора было их значение для последующего развития событий. В своих трудах он исследовал в первую очередь международные отношения и политическую историю стран, используя, по его мнению, более достоверные, официальные источники. Установка на объективность исследования предполагала, что основное внимание следовало уделить эмпирическим изысканиям. Сам Ранке ввёл в Берлинском университете новую форму работы со студентами – семинар, где критически анализировались источники по средневековой истории Германии. Школа Ранке оказала огромное влияние на историческое знание XIX и XX вв. В понимании его последователей история была познаваема. Прошлое уже состоялось, и его следовало воссоздать единственно истинным способом – опираясь на установленные процедуры научного познания. Таким образом, истории придавался статус научного знания.

По замыслу Гегеля, предложенная им теория позволяла выявить сущность всей человеческой истории. В ней заново определялось соотношение Божественного и человеческого начал в мире, духа и материи, природы и человека. На формирование взглядов Гегеля оказали заметное влияние труды немецких философов Просвещения, произведения романтиков, идеи христианского мистицизма и теории античных философов.

Свои сочинения Гегель относил к сфере философии истории. Под этим понятием подразумевался такой взгляд на историю с позиции разума, который не фиксировал отдельные события, а был направлен на познание общих законов, управляющих частными явлениями, логики исторического процесса, смысла человеческой истории.

В основании гегелевской системы – универсальные законы диалектики. Согласно им, все явления духовной и материальной жизни находятся в непрерывном развитии, которое подчиняется общему правилу: каждое состояние любого явления неизбежно порождает свою противоположность. Эти противоположности вступают между собой в борьбу, которая завершается их объединением, синтезом на более высоком уровне. Достигнутое единство, в свою очередь, вызывает к жизни новую оппозицию, становясь исходной точкой для следующего витка борьбы и единства противоположностей.

Знание о принципе диалектического развития, по мысли Гегеля, позволяло объяснять любые стороны действительности – ход истории, человеческую мысль, феномены природы – и даже приближаться к пониманию Божественного замысла. Философская система была ориентирована на постижение всех составляющих бытия. В мире не было ничего неподвижного и завершенного. Всякая мысль или явление содержали в себе противоречия, и это делало возможным их развитие и достижение более высоких форм мысли и бытия. Немецкий философ полагал, что человеческий разум наделен способностью постигнуть истину, поскольку в нём выражался разум вселенский, мировой дух. Высшим основанием человеческого стремления к познанию был Божественный разум.

Гегель описывал мировую историю как процесс саморазвития. Мирового духа, Божественного начала. Природа представляла собой выражение духа в пространстве, история – во времена Наивысшего раскрытия мировой дух мог достичь только в человечестве, которое, в свою очередь, было устремлено к своему Создателю. На вершине развития человек, по мысли Гегеля, к осознанию своего единства с Божественным духом. Таким образом, история, включающая все стороны человеческой культуры, служит познанию Богом самого себя. Изучение прошлого приобретало в этой связи особую значимость для людей. Понятие духа включало в себя три составляющие – общее, единичное и особенное. Общим был сам Божественный дух. Под единичным понималось его воплощение в отдельном человеке; особенным подразумевался дух отдельного народа. Именно народ рассматривался как герой всемирной истории. В разные периоды, по мнению Гегеля, на первый план выходили те или народы, с собственной миссией, раскрывшейся в определённое время.

Согласно взглядам немецкого философа, историю творили не герои, не великие личности: правители не изменяли произвольно ход истории. Она подчинялась не зависевшей от отдельной воли объективной закономерности, которую можно было достигнуть рационально. В истории народов такой внутренней закономерностью был, по мнению Гегеля, прогресс в осознании свободы. Так, свобода зародилась в культуре Древнего Востока, её становлению препятствовал восточный деспотизм. В античном мире человек пришёл к осознанию ценности свободы, но одновременно существовала и её противоположность – рабовладение. Государство как таковое, согласно Гегелю, наделялось особой, высшей функцией упорядочивания человеческого бытия, понималось как абсолютная цель разума и истинная свобода. Современные государства были близки к тому, чтобы гарантировать свободу своим гражданам. Оптимальная форма правления – конституционная монархия – должна была бы объединить раздробленные немецкие земли и утвердить дух либерализма.

В течение нескольких десятилетий вокруг трудов Гегеля в обществе разворачивались дискуссии. Последователи видели в его рассуждениях глубоко продуманную философско-историческую систему, которая позволяла создать универсальную картину мирового исторического процесса, где каждой стороне человеческого существования нашлось свое место. Из философской теории Гегеля следовали заключения, важные для исторического знания XIX в.

В соответствии с христианским мировоззрением, в концепции немецкого философа история представляла собой поступательное линейное движение, направленное к высшей цели – единению человечества с Богом. История подчинялась объективно существующим законам и проходила определённые стадии, в соответствии с уровнем развития человеческого и Божественного самосознания. Движение истории зависело не только от материальных причин – природных, политических, экономических, – но было обусловлено развитием идей. Внутренней движущей силой, основным принципом любого развития Гегель считал диалектику. Диалектические противоречия существовали, согласно Гегелю, прежде всего в сфере сознания, в области идей, культурных и нравственных ценностей.

Критики философско-исторической системы Гегеля указывали на то, что в ней существовала всеобщая предопределённость, которая ограничивала индивидуальные возможности человека и не принимала во внимание элементы иррациональности, случайности. Другие обращали внимание на то, что в гегелевской системе всё существующее в мире трактовалось как необходимое; таким образом, и справедливость, и зло получали одинаковое оправдание.

Мистические христианские идеи философа не находили единодушной поддержки у исследователей в областях естественных и точных наук – сфере, во многом диктовавшей интеллектуальные правила в Европе второй половины XIX в.

Все существующее многообразие мира, в том числе и социального, содержится лишь потенциально и только через усилия мирового разума, оно обретает свою действительность, свою историю.

Жесткость утверждения того, что люди являются средством (инструментом) Мирового разума не смущает Гегеля, ибо он полагает, что присутствие в каждом человеке вечного и безусловного - моральности и религиозности задает причастность к Мировому разуму, обеспечивает их самоценность.

Постепенно пути истории и литературы расходились. Труд историка, как и труд литератора, становился профессиональным. Потребность в большей точности исследования источников вызвала к жизни направление в историографии, связанное с разработкой историко-критического метода. Это направление, в первую очередь было связано с именем ЛЕОПОЛЬДА ФОН РАНКЕ (1795–1886), профессора Берлинского университета, автора более шестидесяти произведений по истории стран Средиземноморья, Пруссии, Франции, Англии, истории папства, международных отношений. Ранке принадлежит тезис, часто цитируемый в XIX–XX вв., о том, что историк должен писать историю так, как это происходило на самом деле. Это высказывание подразумевало максимальную аккуратность и тщательность в работе с документами прошлого, предпочтение точности абстрактным теориям просветителей и художественным образам романтиков.

Историку, согласно Ранке, надлежало работать с источниками фактами. Критерием отбора свидетельств для немецкого автора было их значение для последующего развития событий. В своих трудах он исследовал в первую очередь международные отношения и политическую историю стран, используя, по его мнению, более достоверные, официальные источники. Установка на объективность исследования предполагала, что основное внимание следовало уделить эмпирическим изысканиям. Сам Ранке ввёл в Берлинском университете новую форму работы со студентами – семинар, где критически анализировались источники по средневековой истории Германии. Школа Ранке оказала огромное влияние на историческое знание XIX и XX вв. В понимании его последователей история была познаваема. Прошлое уже состоялось, и его следовало воссоздать единственно истинным способом – опираясь на установленные процедуры научного познания. Таким образом, истории придавался статус научного знания.

С точки зрения Гегеля, мировой процесс есть процесс становления мирового духа. Мировой дух завер­шен, т. е. есть то, что он есть, только в знании самого себя, существуя в нем не только в себе, но и для себя. Стремясь к завершению, обретению знания самого себя, мировой дух должен перейти в инобытие, обрести предметную форму, которая и делает возможным познание. Процесс этого пе­рехода, тяжкий труд поиска наиболее полного воплощения запечатлен в формообразованиях органической и неоргани­ческой природы, через которые прошел дух, воплотившись, наконец, в человеке. Человек — действительность мирово­го духа. Как и он, человек жаждет самопознания. Выйдя из недр животного мира, познав, что он животное, человек перестает быть только им. Углубляя познание себя, своих связей с мировым целым, человек открывает, что он, как и все сущее, является модусом мирового духа, который и есть субстанциональное начало и субъект всего мирового про­цесса. Это обретенное человеком знание о мировом духе является знанием мировым духом самого себя. Говоря тео­логическим языком, наше знание о Боге и есть знание Бо­гом самого себя.

Таким образом, наша познавательная деятельность, ее результаты не являются чем-то случайным в мире. Мир, мировой дух без этого знания не завершены. Только в этом знании они обретают адекватную форму бытия, только здесь они бытийствуют в себе и для себя. Космическое и божес­твенное предназначение человека — быть органом такого познания.

Родовое предназначение человека осуществляется от­дельными индивидами, каждый из которых ограничен внешними условиями своего существования, препятствую­щими формированию спекулятивно-разумного взгляда на мир. Важнейшим из таких препятствий является чрезмерное ограничение личных свобод, не позволяющее вести независимые от авторитетов исследования последних ос­нований наличного бытия. Обретение таких свобод состав­ляет содержание мировой истории.

По учению Гегеля, народы, на которые расчленяется человечество, вступают в историю тогда, когда организу­ются в государства. Уровень свобод, реализуемых в госу­дарстве правительством, определяется уровнем осознания необходимости его гражданами быть свободными. Каждый народ, говорил в этой связи Гегель, имеет то правительст­во, которое заслуживает. Эпохи в истории различаются уров­нем осознания свободы.

В деспотических государствах Древнего Востока, где свободным осознавал себя только один, спекулятивного познания не возникает. Оно появляется в Греции, где неко­торые осознают себя свободными, где возникают первые формы демократии, где не было авторитарной жреческой власти. Христианство приносит в мир идею, что все равны перед Богом, что все достойны свободы. Эта идея дает пло­ды только в Новое время, после Возрождения и Реформа­ции. Представление о сращенности человека с Богом, за­ключающееся в христианстве, начинает обретать в спеку­лятивной философии понятийную форму. По мнению Ге­геля, государственной формой, которая соответствует уров­ню осознания свободы в христианстве и которая способ­ствует развитию спекулятивных исследований, является конституционная монархия, подобная той, которая устано­вилась в Англии. 26. В чем различие между Фейербахом и Марксом в понимании человека и его истории?

С точки зрения Фейербаха (1804—1872), — не­посредственного ученика Гегеля, а затем его критика, пе­решедшего на атеистические и материалистические пози­ции, — тот, кто не отказывается от гегелевского спекуля­тивного взгляда на мир, тот не отказывается от христиан­ства (нельзя быть и атеистом, и гегельянцем, как хотели некоторые ученики Гегеля), тот не отказывается от прими­рения с миром, в котором действительны неравенство, уг­нетение, несправедливость. В фундаменте гегелевской фи­лософии лежит христианское мировоззрение. Если проана­лизировать христианское понимание Бога, то видно, что характеристики, которыми наделяется Бог, являются харак­теристиками человеческого рода. То есть Бог есть сущность человека, вынесенная за пределы человека и представляе­мая как отдельное существо. Христианская теология и свя­занная с ней спекулятивная философия являются скрыты­ми, не осознающими себя антропологическими учениями. При этом в теологии — в форме учения о Боге — сущность человека характеризуется более конкретно, чем в филосо­фии, где абсолютизируется способность к мышлению. В современной культуре философия специализируется на изу­чении теоретического отношения человека к миру, тогда как в религии в превращенной форме описывается жизнен­но-практическое.

По мнению Фейербаха, философия будущего преодо­леет свое отличие от религии, не будет уже философией в спекулятивном понимании, а станет антропологией — всес­торонним учением о человеке, о его теоретическом и прак­тическом отношении к миру. В новой антропологии образ человека будет формироваться как на основе данных наук, так и на основе религиозного учения о Боге, т. е. по Фейер­баху, учения о человеческой сущности. Человек в этой ан­тропологии понимается не только как часть природы, а как универсальное природное существо. По форме — он часть природы, по сути — вся природа в ее особом индивидуали­зированном проявлении. Он — ее особая производитель­ная сила. То, что это так, видно из истории человечества, которая является процессом постепенного выявления изна­чальной, природной по происхождению, сущности челове­ческого рода. В ходе истории эта сущность онредмечивается и осознается, хотя первоначально и в превращенной — религиозной форме. Перемены в религии предвещают и сопровождают переход от одной исторической эпохи к дру­гой. Появление потребности в новом учении о человеке, которой соответствует новая антропология, проектируемая Фейербахом, знаменует, по его мнению, новый уровень проявления природной человеческой сущности, новую эпоху мировой истории. Говоря о ней, Фейербах, считавший, что в христианском учении об отношениях Бога и человека за­шифрованы характеристики соответствующих природе че­ловека отношений между людьми, полагает, что содержа­нием переходного периода будет претворение этих отноше­ний — отношений любви — в повседневную жизнь.

Маркс (1818—1883), примыкавший к младогегельян­цам, а затем перешедший, как и Фейербах, на позиции материализма, был согласен с утверждением последнего о том, что религиозный человек поклоняется родовой сущ­ности, представляемой как отдельное самостоятельное су­щество. Маркс разделяет и взгляд своих предшественни­ков от Канта до Фейербаха, что способность различать ин­дивидуальное и родовое (т. е. различать не только физи­чески, что могут и животные, но и логически) лежит в ос­нове человеческого сознания.; Маркс, однако, не согласен с Фейербахом в том, что осознание себя представителем рода принимает религиозную форму, осознание себя существом, сотворенным Богом, происходит только под влиянием пе­реживания чувства зависимости от природы и других лю­дей. В конечном итоге, по Марксу, сознание различает то, что различено, и разделяет то, что разделено в самой дей­ствительности, т. е. оно отражает реальность, а не творит ее. Религиозное сознание отнюдь не является неадекват­ным отражением единства индивидуального и родового начал в человеке, а выступает вполне соответствующим отражением действительного разрыва этих начал, их вза­имного отчуждения. Практическое примирение с общест­вом отчуждения не столько следствие религиозности, сколь­ко ее предпосылка, а действительное — массовое — пре­одоление религиозности может быть только следствием практического отрицания такого общества, первый шаг к практическому отрицанию общества отчуждения — его кри­тика. Критика религии, в которой Фейербах видел послед­нюю цель философии, должна стать критикой общества, постоянно порождающего религиозных индивидов.

Религия, по мнению Маркса, является одним из видов идеологии. Идеология — такое сознание, в котором адек­ватно отражается неподлинная действительность и субъек­ты которого, теоретически относясь к такой действитель­ности как к подлинной, увековечивают ее, выражая прак­тическое стремление к сохранению существующего поло­жения дел, к сохранению ситуации отчуждения. Идеоло­гия является ложным сознанием, так как преходящее вы­дает за вечное.

Свободными от идеологических искажений являются произведения высокого искусства, созданные людьми, ос­тро чувствующими несовершенство окружающего мира, отвергающими примирение с ним. Свободной от идеоло­гии может стать и наука, принявшая исторический взгляд на мир, преодолевшая противопоставление природы и че­ловека. В настоящее время наука расколота на знание о природе, представляемой в виде бездушного неразвиваю­щегося механизма, и на знание о человеке, представляемо­го в виде сверхприродного существа — бесплотного ду­ха, творящего свой особый надприродный мир. Такое со­стояние науки является, по Марксу, выражением крайней степени отчужденности человека от природы и людей друг от друга, возникшей в результате установления господства капиталистической формы частной собственности на мате-риальные условия бытия людей. Будущая наука о природе будет включать в себя науку о человеке, а наука о человеке включит в себя науку о природе. Это будет единая наука — история: история природы, как история становления при­роды человеком, и история людей как история становле­ния человека универсальным природным существом.

Философия как самостоятельная сфера познания, пре­тендующая на создание особой картины мира, на взгляд на мир с точки зрения вечности, исчезнет, т. к. именно эта претензия является полным идеологическим выражением отчуждения. Позитивным итогом многовекового существо­вания в христианском мире философии является выработ­ка основ нового общего мировоззрения, идущего на смену христианскому. (Так, в свое время, философия античности подготовила возникновение христианства — общего миро­воззрения, .пришедшего на смену язычеству). Это новое общее мировоззрение атеистично, материалистично и на­учно. Оно подготовлено предшествующим развитием фи­лософии и частных наук и, в свою очередь, обуславливает переход от разобщенных научных знаний современности к единой науке будущего. Средством такого перехода, его обязательным условием, является критический анализ со­держания этих наук, ведущийся с позиций нового общего мировоззрения и направленный как на очищение этого со­держания от идеологических искажений, так и на дальней­шее развитие самого этого мировоззрения. Такая критика идеологии является основной функцией философии на со­временном этапе. Центром нового общего мировоззрения, основы которого закладывал Маркс, явилось материалистическое по­нимание истории. По мнению Маркса, человек не выходит из недр природы универсальным природным существом, как это считал Фейербах. Он становится таковым в ходе исторического процесса. Первоначально человек отличает­ся от животных не наличием сознания (способность к ло­гическому различению), а тем, что вынужден производить необходимые ему средства к жизни. Благодаря такому про­изводству человек осваивает силы природы, подчиняет их себе. Это освоение сил природы, превращение их в произ­водительные силы человечества и составляет глубинное содержание мировой истории. Освоение это осуществляет­ся индивидами, обладающими определенными потреб­ностями и способностями и действующими в рамках опре­деленных общественных форм, унаследованных от пред­шествующих поколений. Появление новой производитель­ной силы означает новую ступень в разделении обществен­ного труда, появление новых потребностей и новых спо­собностей. Система общественных отношений, т. е. разде­ление людей на страты, отношения собственности, господ­ства и подчинения и т. п., отвечающая предшествующей стадии разделения труда, уровню развития потребностей и способностей индивидов, перестает соответствовать новым условиям, возникшим благодаря обретению новой произ­водительной силы. Религиозные движения и войны, рево­люции и борьба философских систем — все то, что в обы­денных представлениях исчерпывает содержание мировой истории, является, с точки зрения соци­ально-экономических формациях и классовой борьбе, о бур­жуазном обществе и экономических законах его существо­вания, об исторической миссии пролетариата, о коммунис­тической перспективе человечества.

^ 27. Почему А. Шопенгауэра считают основателем современного европейского иррационализма?

Для понимания сути европейского иррациона­лизма XIX в. надо посмотреть, что представляет собой его противоположность — европейский рационализм XVI— XIX вв.

Поскольку разум имеет законы (эти законы познает философия) и эти законы доступны для познания челове­ка, то разумом можно управлять на основе знания его же законов. Т. е. возможен прогресс в обществе на основе при­менения законов разума, на основе просвещения людей. Возможно управлять природой, познавая ее разумное ус­тройство, возможно безгранично развивать духовные и физические способности и силы человека.

Именно отсюда и вырастает Артур Шопенгауэр — 1788—1860 и его иррациональная философия.

развития науки и техники. Последние становятся большим злом. Время враждебно человеку, оно безжалостно и не­умолимо. В религии мы пытаемся победить время через концепцию бессмертия души. Но это — иллюзия. Простран­ство враждебно человеку, оно разделяет людей. Причин­ность отбрасывает людей к разным состояниям жизни (к богатству и бедности, здоровью и болезни и т. д.).

^ 28. Фридрих Ницше считал, что совершил переворот во взглядах на европейскую культуру и мораль. В чем сущность его представлений?

29. В середине XIX в. в России разгорелась полемика между западниками и славянофилами, отзвуки которой дошли и до нашего времени. Каковы были позиции каждой из сторон и в чем суть этой полемики?

Расхождение между западниками и славянофилами либеральной ориентации нашло одно из своих выражений и в вопросе об отношении к философии. Первые были убеждены в необходимости восполнения русской культуры фи­лософией (уже сложившейся на западноевропейской поч­ве). Славянофилы настаивали на необходимости разработ­ки собственной, самобытной, из русской жизни вырастаю­щей философии.

Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике. Соглашаясь с необходимостью исследования предпосылок познания, на чем настаивал Кант, Гегель упрекал его в том, что он пытался представить их вне истории познания, в отрыве от мыслительной деятельности человека. Общим для Гегеля и его предшественников было идеалистическое решение вопроса о соотношении сознания и природы, материи. Различия между ними в этом вопросе — это различия между объективным и субъективным идеализмом.

Оглавление

1. Объективный идеализм Гегеля 3
2. Вклад Гегеля в разработку диалектики. Обоснование им законов диалектики 9
2.1. Взаимный переход количественных изменений в качественные 9
2.2. Единство и борьба противоположностей 11
2.3. Отрицание отрицания 12
Задание 1 15
Задание 2 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

контрольная 8 - философия.doc

В реальной действительности, а следовательно и в понятии общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая многократность понятия, единство различных сторон в самой действительности, Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные, стороны реального. В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Понятие как единство общего, особенного и единичного получает свое необходимое выражение в различных видах суждений и умозаключений, которые изображаются Гегелем как обнаружение и осуществление творческой мощи присущей “понятию” как внутренней основе всех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на всем протяжении истории.

2.3. Отрицание отрицания

Синтез категорий чистое бытие и ничто дает категорию становление, а от нее возможен переход к наличному, т.е. какому-то определенному бытию. Такова схема, предлагаемая Гегелем.

Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. В качестве примера диалектического цикла Гегель приводил почку растения: ”Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.

Если диалектический процесс возникновения Гегель стремится выразить при помощи категории становления, то процесс исчезновения, уничтожения выражается им при помощи категории снятие. Необходимо иметь в виду, что немецкий глагол aufheben — снимать — имеет много значений, в том числе негативных: прекращать, отменять, упразднять, ликвидировать. Но одновременно он имеет и ряд позитивных значений: сберегать, сохранять, обеспечивать. Соответственно существительное aufheben означает и отмену и сохранение. Гегель ссылается и на латинский язык, где глагол tollere имеет два значения: 1) уничтожать, отрицать, убирать и 2) возвеличивать. Философ не случайно использует языковую полисемию. В ней в данном случае выражается стихийная диалектика и ее главная черта: тождество противоположностей.

Каждая категория выражает один какой-либо момент, аспект процесса развития и служит одновременно исходным пунктом для следующей категории, которая отрицает, снимает предшествующую категорию. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде использует жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Такое отрицание Гегель называет конкретным.

Отрицание для Гегеля не одноактный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис — антитезис — синтез. В результате отрицания какого-либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Последний с необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена. Вся эта конструкция называется триадой.

В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию, но и функцию системосозидающую. Это не только содержательный принцип, или закон диалектики, но и способ построения системы. Вся архитектоника, структура гегелевской философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с требованиями триады. В целом философия Гегеля делится на три части: логику, философию природы и философию духа. Это не рядоположенные части, которые можно поменять местами. Это триада, где каждая часть выражает закономерный этап диалектического развития, так считает сам Гегель.

Историософия – философия истории, претендующая на целостное познание исторического процесса через раскрытие в нем первоначал бытия и метаисторического смысла.

Историософия отвечает на вопросы о том, куда идет мир, в чем заключается базовый конфликт исторического процесса. Данный термин ввел А. Чешковский в 1833 г для описания гегелевской концепции мировой истории как проявления мирового духа.

Историософия рассматривает мировоззренческие проблемы, которые не имеют однозначного решения, но являются важными для истории. Среди этих проблем – первопричина и целенаправленность истории, прогресс и регресс, универсальность и разветвленность, детерминизм и свобода воли.

В историософских построениях ведущее место уделяется тому историческому периоду, к которому принадлежит автор концепции.

Историософическое мышление зародилось в античности, развитие свое получило в христианской и исламской средневековой культуре, а в классических системах европейской философии достигло апогея.

Специалисты считают, что историософический тип мышления не существует в восточной культуре, поскольку она исходит из других принципов взаимоотношений мира и человека.

Во времена античности первой историософией была мифологическая концепция постепенного регресса исторических эпох.

На смену античности приходит христианская культура, которая впервые серьезно ставит вопрос о смысле истории. Первым, кто взялся за систематическую разработку христианской историософии, был Блаженный Августин.

Благодаря Августину на историю стали смотреть как на направленный, линейный процесс, который имеет свое начало и завершение.

Христианская историософия имеет свою схему, которая начинается от сотворения к падению, от завета, временного союза, к ожиданию Мессии – от явления Христа к последнему Судному дню.

Готовые работы на аналогичную тему

Христианская историософия строится на следующих положениях:

Если рассматривать историософию Нового и Новейшего времени, то с некоторыми трансформациями основные принципы христианской историософии сохраняются во всех значительных системах философии. Изменения происходят в основном в категориальном аппарате и способе обоснования историософской концепции.

Философия Гегеля

Большой вклад в философию истории внес выдающийся немецкий философ Г. Гегель. Историографию он делит на три вида:

  1. первоначальная история,
  2. рефлективная история,
  3. философская история.

Рисунок 1. Философия Гегеля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Гегель смог обобщить важнейшие философские категории и вывел три основополагающих закона:

  1. закон перехода количества в качество;
  2. закон единства и борьбы противоположностей;
  3. закон отрицания отрицания.

Работы Гегеля повлияли и на развитие социологических наук. Он разработал концепцию гражданского общества, выделив две сферы – гражданскую и государственную. Философия, по его мнению, самая совершенная наука, задача которой заключается в изучении и раскрытии истории развития мирового разума.

Гегелевская философия истории объясняет общественно-исторические процессы и его законы. Гегель делает попытку дать картину всемирной истории, а в водной части дает свою классификацию историографии.

В историографии он выделяет три ее разновидности и первоначальной историографией обозначает античный, описательный и бессистемный период. При этом он отвергает возможный источник исторических знаний, какими могли быть мифы, легенды, песни и др.

На ступень выше Гегель ставит рефлективный вид историографии, потому что изложение фактов и явлений имеют некую основу или позицию автора исторического описания, исходя из которой, Гегель выделяет духовную, прагматическую, критическую, обобщающую разновидность историографии.

Гегель считает, что история занимается тем, что было и есть, в то время как философия вызывает к жизни собственные мысли и не принимает в расчет то, что есть. Таким образом, он обосновывает понятие философской истории и её кажущуюся противоречивость.

Философия дает истории мысль о том, что разум господствует в мире, поэтому всемирно-исторический процесс совершается разумно.

Основополагающая предпосылка Гегеля заключается в том, что разум, считает он, господствует в мире вообще и в истории в частности. С его точки зрения, всемирная история не является простым нагромождением каких-либо событий, не является полем, на котором господствует случайность.

Всемирная история – это не произвол и хаотичное переплетение каких-то устремлений человека и его чувств и уж совсем не случайный круговорот общественных формаций.

Совершается всемирная история исключительно в духовной сфере, хотя и физическая природа тоже играет определенную роль, но, тем не менее, субстанциальным является дух и его развитие.

Говоря о природе духа, Гегель использует тоже диалектический метод. Он считает, что сущностью материи является тяжесть, а сущностью духа – свобода и все его свойства определяются именно свободой. Это значит, что и есть единственно истинный дух. Таким образом, история является процессом осознания свободы.

Свобода – есть понятие внутреннее, а средства её достижения являются чем-то внешним, обнаруживающимся в истории. Указывая на то, что главную роль в действиях человека играют потребности, интересы и страсти, он делает неутешительный вывод – в истории ничто и никогда не осуществлялось без интереса людей.

Рассматривая предмет философии истории, Гегель указывает на два момента – идею и человеческую страсть. Соединяя эти моменты, он определяет нравственную свободу в государстве.

Для развития и процветания народа нужна полная свобода духа. Реализация идеи свободы возможна только в сильном государстве. Государство существует само для себя, а ценность и духовная действительность человека существуют благодаря государству.

Своеобразный подход и объяснение исторического процесса Гегеля заключаются в сочетании им двух способов – телеологического (через цель) и каузального – через причины.

Читайте также: