Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации фгос ноо

Обновлено: 07.07.2024

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.


Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Исследовательская работа

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

ПМ.04. Методическое обеспечение

Кудрявцева Ксения Николаевна

Преподавание в начальных классах

Руководитель: Тагай Н.М

1. Сущность внеурочной деятельности младших школьников в системе образования РФ………………………………………………………………..…5

2. Принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе…………………………………………………………………….……….10

3. Модели внеурочной деятельности……………………………………….….13

4. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС НОО………………………………………………………………………17

5. Особенности организации внеурочных занятий с младшими школьниками……………………………………………………………….…….21

Список использованной литературы………………………………………. 27

Школы России находятся в процессе модернизации: меняются УМК, совершенствуются технологии, вводятся новые стандарты. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно решение задач, их воспитание и социализация. Такая деятельность, охватывающая, пожалуй, все сферы интересов (музыка, спорт, изобразительное искусство, история и многое другое), позволяет педагогам в первую очередь выявить у своих учеников потенциальные возможности, и помочь им их реализовать.

Сфера организации внеурочной деятельности всегда являлась объектом научного интереса. Философами рассматривается свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляются истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь со временем рабочим, его социальную ценность.

Свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека [1, с. 12].

Таким образом, организуя плодотворную внеурочную деятельность младших школьников, предупреждаются многие вероятные проблемы у учащихся.

Объект исследования: внеурочная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: особенности организации внеурочных занятий с младшими школьниками.

Цель исследования: изучить особенности внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.

Определить сущность внеурочной деятельности в системе образования РФ;

Раскрыть принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе;

Дать характеристику моделям внеурочной деятельности;

Выявить формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС;

Рассмотреть особенности организации внеурочных занятий.

Методы исследования: обзор литературных источников по теме исследования, анализ и синтез полученной информации, обобщение и систематизация материала.

1. Сущность внеурочной деятельности младших школьников в системе образования РФ

Воспитание в школе должно осуществляться только в процессе совместной деятельности взрослых и детей и детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми жизненно необходимых ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все ее виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.).

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

При организации внеурочной работы в условиях ФГОС от руководителей и педагогов образовательных учреждений потребуется знание методов и подходов осуществления данной деятельности.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [10, c . 4].

Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь немеханическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми [4, c . 3].

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения [6, c . 18].

В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Кроме того, внеурочная деятельность может вестись по таким направлениям, как художественно-эстетическое творчество (изобразительное, прикладное и др.), конструирование, туризм и краеведение (с учетом младшего школьного возраста).

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с такими видами деятельности, как спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество. Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы и быть приоритетными в любом из видов работы с детьми вне уроков. Что касается общественно полезной деятельности, она может осуществляться в таких ее видах, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность [5, c . 7].

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в системах, как основного, так и дополнительного образования) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), выработка ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в рамках защищенной, дружественной про социальной (то есть ориентированной на благо группы) среды. Именно в такой среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в процессе самостоятельного общественного действия юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как им стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, вот крытой общественной среде [3, c . 9].

Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во втором и в третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, заметно активизируется межличностное взаимодействие младших школьников, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.

Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов, может быть достигнут в процессе применения относительно простых форм внеурочной деятельности, второй уровень – более сложных, третий уровень – форм самых сложных [5, c . 10].

Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: разного рода форсирование в этом плане не обеспечивает повышение качества и эффективность деятельности. Педагог, в достаточной мере уверенно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может лишь в известной мере имитировать желаемое.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:

− разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением результатов;

− подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

− выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

− диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

− оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.). Это закладывает основу для построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников [5, c . 12].

2. Принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе

Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический (сотруднический), деятельностный, и в соответствии со следующими принципами:

Принцип системности

Принцип системности, как и любой другой дидактический принцип, воплощает в себе определенный ряд требований к построению содержания обучения, к организации процесса обучения, к участников учебно-воспитательного процесса - учеников и учителя. В основе этих требований лежит понятие системы, в частности ее, функционально-морфологического строения. Одна из них заключается в том, что содержание учебного материала должен быть организован в систему.

Выдающиеся педагоги Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков подчеркивают: создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

–– всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

–– основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

–– урочной и внеурочной деятельностью;

–– региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

Относительно требований к участникам учебно-воспитательного процесса, то они ограничиваются тем, что и ученики, и учитель должны знать функционально-морфологическую системную структуру и быть психологически готовы к ее использованию. Наконец принцип системности требует того, чтобы всеми возможными средствами учитель развивал системность мышления ученика, а это означает, что различные виды учебных действий (доказательства теоремы, развязывание упражнений, задач, разбор предложений, изучения произведения, явления, факта и т.д.) осуществлялось под углом зрения системной "призмы" [2, c . 8].

Принцип вариативности

Принцип вариативности является одним из необходимых условий организации модульного обучения и реализуется в учебном проекте через блок управления, встроенный в обучающий модуль. С принципом вариативности тесно связаны принципы обратной связи, нормирования, модульности, структурирования.

Реализация принципа вариативности усиливает самомотивацию учащихся на достижение учебных целей, так как предоставляет им множество возможностей выбора уровня усвоения, образовательных маршрутов, видов учебных действий, вариантов контроля и пр. Функции управления учебным процессом при этом частично делегируются учащимся.

В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов [2, c . 8].

Принцип добровольности

Данный принцип предполагает свободу выбора обучающимся и их родителями (законными представителями) различных видов деятельности, добровольного участия в них, возможность проявления инициативы в выборе сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

Принцип успешности и социальной значимости

Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения [2, c . 9].

Принцип креативности

Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

Принцип гуманистической направленности

При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности, и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения.

3. Модели внеурочной деятельности

Министерством образования и науки Российской Федерации были предложены методические материалы по организации внеурочной деятельности, в которых были предложены несколько организационных моделей внеурочной деятельности:

1) Базовая модель. При такой организации внеурочная деятельность осуществляется через дополнительные образовательные программы школы, образовательные программы учреждений дополнительного образования, организацию групп продленного дня, классное руководство, деятельность других педагогических работников, инновационную деятельность [1, c . 19].

Опираясь на данную базовую модель, в школах можно реализовывать и другие организационные модели внеурочной деятельности.

2) Модель дополнительного образования, при которой для реализации внеурочной деятельности используются возможности дополнительного образования (как самой школы, так и учреждений дополнительного образования). Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Но не стоит забывать, что дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ, а внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов ООП.

4) Инновационно-образовательная модель, которая опирается на деятельность инновационной площадки. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

5) Оптимизационная модель, в реализации которой принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, психолог, социальный педагог, педагог – организатор, воспитатель, старший вожатый и другие). Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации дополнительных финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений [1, c . 24].

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения:

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Остановимся на базовой модели организации внеурочной деятельности, так как в условиях большинства школ данная модель самая оптимальная.

Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ, а внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов ООП.

Группа продленного дня. Используя этот ресурс, внеурочную деятельность реализуют воспитатели группы продленного дня.

Педагог составляет план работы группы продленного дня, в котором указывает планируемые результаты освоения ООП. При оценке планируемых результатов засчитываются результаты, полученные в ходе посещения детьми группы продленного дня [7, c . 17].

Классное руководство. На классного руководителя возлагается самая большая ответственность в вопросах реализации внеурочной деятельности. Вся работа классного руководителя с обучающимися и есть внеурочная деятельность .

Чтобы получить результат, который заложен в основной образовательной программе, классному руководителю приходится не просто провести какое-то мероприятие, но и спланировать его так, чтобы в ходе подготовки, проведения, анализа мероприятия были достигнуты планируемые личностные и метапредметные результаты.

Классный руководитель может разработать цикл мероприятий (отдельно или в рамках реализации Программы (плана) воспитательной работы класса), реализация которых возможна через систему классных часов или во внеурочное время после уроков.

Иные педагогические работники. К ним относятся педагоги-организаторы, старшие вожатые, социальные педагоги, методисты, педагоги-психологи и другие.

Требования к ним в части реализации внеурочной деятельности те же, что и для классного руководителя. Проведя мероприятие, им нужно также написать аналитическую записку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.

Основные направления внеурочной деятельности.

Учитель МБОУ СОШ с. Бала – Четырман

Захарова Ирина Евгеньевна

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель внеурочной деятельности – это организация пространства выбора, в результате которого создаются условия для индивидуального развития ребёнка.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

1.Выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

2.Развивать опыт творческой деятельности, творческие способности;

3.Формировать УУД через внеурочную деятельность;

Принципы организации внеурочной деятельности:

1. Принцип учёта потребностей обучающихся и их родителей;

2. Принцип преемственности (выбор направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе);

3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности (5 направлений, предложенных в стандартах);

4. Принцип учёта социокультурных особенностей школы, программы развития ;

6. Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

7. Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности (кружки, студии,клубы, игры, конкурсы, викторины, экскурсии, факультативы, мастерские, секции, общества и др.);

8. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности;

9. Принцип учёта возможностей учебно- методического комплекта, используемого в образовательном процессе.

Этапы организации внеурочной деятельности:

1. Изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

2. Определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных классов обеспечивающий их выбор внеурочных занятий в соответствии с интересами и способностями;

3. Проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в ОУ;

4. Разработать рабочую программу для реализации данного направления внеурочной деятельности;

5.Овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

6. Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Типы программ внеурочной деятельности:

  • образовательные программы конкретным видам деятельности, например, ОП краеведческой деятельности или ОП школьного театра;
  • комплексные образовательные программы, предполагающие переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в различных видах деятельности;
  • тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие возможности различных видов деятельности, например, программа “Юные исследователи природы”
  • Рекомендации по разработке программы:
  • ориентироваться на школьников определённой возрастной группы;
  • руководствоваться педагогической целесообразностью и ориентироваться на запросы учащихся и родителей;
  • программа должна состоять из введения (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня разделов; описания разбитого по разделам содержания занятий; характеристики результатов.
  • программа реализуется в рамках одного класса или в рамках свободных объединений школьников одного возраста.

В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной деятельности:

Досугово-развлекательн.деятельность (досуговое общение)

Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Трудовая (производственная) деятельность

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

В материалах методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения особым приоритетом при организации внеурочной образовательной деятельности в начальных классах является внеурочная проектная деятельность.

Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Включать младших школьников в проектную деятельность следует начинать с решения учащимися проектных задач.

Цель работы над проектами в начальной школе – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Порядок действий в работе с проектами

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Проекты отличаются друг от друга

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);

мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

- индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая подел­ка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);

продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

набором и иерархией ролей;

соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

необходимостью привлечения взрослых.

Можно выделить следующие уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:

- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);

- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.Ожидаемые результаты:

1.Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности.

2.Развитие способностей,участие в различных конкурсах.

3. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

4. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

5. Приобретение школьником социальных знаний, приобретение опыта самостоятельного социального действия.

6.Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Вместе с тем во внеурочной образовательной деятельности младших школьников эффективны кружковая деятельность, факультативы и др.

Воспитательным результатом внеурочной образовательной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.

Выводы:

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

У обучающихся формируется правильное отношение к окружающему миру, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности.

Организация внеурочной деятельности является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Концепции развития дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года, под “дополнительным” образованием понимается мотивированное образование за рамками основного общего образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей учащихся путем предоставления выбора широкого спектра творческих объединений, клубов по интересам и других занятий. Таким образом, ребенок, вовлеченный в разные виды деятельности, приобретает необходимый социальный опыт, развивает качества, помогающие успешному личностному развитию.

Прохоровского района Белгородской области

Выступление по теме:

Воспитывает ребѐнка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый

человек, с которым формирующаяся личность соприкасается

В.А.Сухомлинский

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования.

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы общего образования. Согласно требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО, организация внеурочной деятельности учащихся является неотъемлемой частью образовательной деятельности школы, которая реализуется по направлениям развития личности:

способствующее формированию ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ, к природе, окружающей среде (включает и экологическое воспитание)

направлено на воспитание нравственных качеств и эстетического и морально сознания;

способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека, толерантности;

формирует ценностное отношение к прекрасному, представление об эстетических и культурных идеалах;

способствует воспитанию трудолюбия, творческого отношения к учению, труду.

Внеурочная деятельность позволяет реализовать Программу духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования и Программу воспитания и социализации учащихся на уровне основного общего образования, как структурных элементов Основной образовательной программы начального общего образования и Основной образовательной программы основного общего образования через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в образовательной деятельности школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность общеобразовательного учреждения в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как подросток выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

«…..Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО и ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Внеурочная деятельность детей – это целенаправленный процесс воспитания,

развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах ребенка и государства.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. План по внеурочной деятельности входит в образовательную программу школы. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением самостоятельно. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации.. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей, обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной деятельности. Формами подведения итогов, освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, соревнования, учебно-исследовательские конференции, защита проектов и т.д. Распределение времени на внеурочную деятельность по годам обучения определяет школа. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность в определенном классе, учреждение определяет самостоятельно. Занятия внеурочной деятельности проводятся педагогами школы. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности. Предварительный выбор программ внеурочной деятельности на следующий учебный год обучающимися производится во втором полугодии на основе анкетирования. Для обучающихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности. Фиксирование проведенных занятий внеурочной деятельности, их содержания, посещаемости обучающихся производится в ежегодно оформляемом журнале внеурочной деятельности. Система оценки внеурочной деятельности школьников носит комплексный подход и предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку эффективности внеурочной деятельности всего образовательного учреждения.

В ее реализации принимают участие все педагогические работники (учителя, классные руководители, социальный педагог, педагоги, библиотекарь, медицинский работник). В каждом классе координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательную деятельность, оптимальную для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы образовательной деятельности коллектива класса;

организует социально значимую, творческую деятельность учащихся.

Преимущества оптимизационной модели:

- минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;

- создание единого образовательного и методического пространства в общеобразовательном учреждении;

- формирование содержательного и организационного единства всех подразделений общеобразовательного учреждения;

- создание условий для повышения качества образования;

- расширение спектра предоставляемых услуг;

- обеспечение учащимся выход в открытое образовательное пространство района;

- создание условий для реализации интеллектуальных, творческих, социальных инициатив учащихся;

- обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, которые не всегда удаѐтся рассмотреть на уроке, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческий, познавательный, спортивный, трудовой, игровой, туристско – краеведческий — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определѐнном аспекте, что в своей совокупности даѐт большой воспитательный эффект.

В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути общего образования, копируя его методы и средства. Такой путь, безусловно, технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса; однако он не определяет характеристики внеурочной деятельности, а, следовательно, не позволяет достигнуть определенных ФГОС результатов деятельности учащихся. При этом нередко оказывается, что занятие по внеурочной деятельности ничем не отличается от урока.

Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне программ, методик их реализации. Опираясь на отличительные особенности разных видов деятельности – урочной и внеурочной – необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения был фактом психологической и физической разгрузки ребенка, формирования личностных и метапредметных результатов ФГОС. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов.

Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации учащихся 1-9 классов во внеурочной деятельности.

Формы внеурочной воспитательной работы с учащимися по направлениям:

1.Спортивно-оздоровительное направление:

Цель данных курсов:

укрепление здоровья учащихся, улучшение осанки, профилактика плоскостопия;

• укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;

снятие физической и умственной усталости.

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, Дни здоровья, акции.

2.Общекультурное:

Организация Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся, выполнение творческих проектов. Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи. Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне общеобразовательного учреждения, района. Участие в кулинарной студии. Практические занятия по приготовлению здоровой и полезной пищи.

3. Общеинтеллектуальное

По итогам работы в данном направлении осуществляется участие в дистанционных конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры. Учащиеся представляют творческие проекты в данной области.

4.Духовно-нравственное

Цель данного курса:

Развитие и воспитание нравственной и духовной личности;

Формирование патриотических чувств на основе знакомства с феноменами православной культуры.

5. Социальное

Показатели деятельности педагогов по реализации модели организации внеурочной деятельности

увеличение числа подростков, охваченных организованным досугом;

воспитание уважительного отношения к своей школе, стране;

формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

реализации основной задачи воспитания – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей, удовлетворению учащихся и их родителей (законных представителей) выбранным курсом внеурочной деятельности;

наличию рабочих программ курсов внеурочной деятельности и их соответствие предъявляемым требованиям;

увеличение количества обучающихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях;

активизации в ОУ проектной и исследовательской деятельности;

повышению профессионального уровня педагога в реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО;

имидж общеобразовательного учреждения.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации модели организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО в образовательном учреждении имеются необходимые условия: занятия проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой организовано для учащихся двухразовое питание.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным комплексом со спортивным инвентарем, библиотекой, игровой площадкой.

Современное интерактивное оборудование имеется в восьми учебных кабинетах. Библиотека имеет компьютер с доступом к Интернету.

В кабинете информатики у педагогов есть возможность участвовать в вебинарах, семинарах, конференциях, а учащимся в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах, играх. Для всех желающих учащихся есть возможность бесплатного доступа к сети Интернет.

Внешние связи и партнерство

Общее управление осуществляется администрацией общеобразовательного учреждения. В целях реализации модели организации внеурочной деятельности привлекаются родители (законные представители), библиотека, учреждения дополнительного образования района, учреждения культуры и спорта.

Риски, трудности и проблемы в реализации модели организации внеурочной деятельности

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты реализации модели организации внеурочной деятельности можно выделить следующие:

пассивное отношение участников образовательных отношений к организации внеурочной деятельности;

внедрение новых технологий требует от педагога и обучающегося новых организационных и познавательных умений;

неподготовленность родителей (законных представителей) к осознанию важности и значимости организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО;

на уровне основного общего образования у подростков интерес к внеурочной деятельности постепенно может снижаться, так как неформальное общение со сверстниками занимает всё свободное время;

недостаточное количество в общеобразовательном учреждении необходимых специалистов.

Пути решения проблем

Создание атмосферы сотрудничества учащихся, педагогов, родителей (законных представителей) и нацеленности на успех в образовательной деятельности

Оказание методической помощи в освоении новой технологии

Организация разъяснительной работы с родителями (законными представителями) о значимости и роли организации внеурочной деятельности в развитии личностных и метапредметных результатов, которые способствуют успешной социализации подростка в современном мире

Повышение мотивации школьников к образовательной деятельности, в том числе во внеурочной деятельности

Привлечение специалистов учреждений дополнительного образования

В Концепции развития дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года, под “дополнительным” образованием понимается мотивированное образование за рамками основного общего образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей учащихся путем предоставления выбора широкого спектра творческих объединений, клубов по интересам и других занятий.

Таким образом, ребенок, вовлеченный в разные виды деятельности, приобретает необходимый социальный опыт, развивает качества, помогающие успешному личностному развитию.

В заключении хотелось бы сказать, что внеурочная деятельность:

помогает сформировать учебную мотивацию,

способствует расширению образовательного пространства,

создаёт дополнительные условия для развития учащихся,

позволяет обеспечить благоприятную адаптацию учащихся в школе.

Наша главная задача - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.

Спортивно-оздоровительное направление

Участие в районной спартакиаде

Секция по волейболу

Конкурс рисунков

Весёлые старты

Общекультурное направление

Участие в кулинарной студии

Игра «Овощи и фрукты –

полезные продукты

Встреча с мастером

Мастерская по изготовлению игрушек наших бабушек

Читайте также: