В чем особенности первого периода кратко

Обновлено: 04.07.2024

Русская философия представляет собой одно из оригинальных и выдающихся явлений мировой культуры, хотя и не имеет столь долгой истории, как, например, китайская, индийская или античная философия. На ее становление и развитие определяющее воздействие оказало множество факторов:

1. Отсутствие дохристианского, античного периода развития;

2. Сильное влияние идеологии и морали: сначала христианской, а затем коммунистической;

3. Тесное взаимодействие русской культуры с культурами других народов;

4. Сложный путь исторического развития России;

6. Пристальное внимание к социальной проблематике, т.е. русская философия явилась философией жизни и сознательно подчинялась решению стоявших перед обществом насущных проблем.

На каждом этапе развития русской философии эти особенности проявлялись с разной силой, что и придавало им неповторимое своеобразие.

В своем развитии русская философия прошла ряд периодов, тесно связанных с исторической судьбой русского государства:

1 период. XI – XVII века. – Древняя и средневековая философия.

2 период. XVIII – первая четверть XIX вв. – Русское Просвещение.

3 период. Вторая четверть – конец XIX в. – Российский духовный Ренессанс.

4 период. 1917 – 1991гг. – Советский период русской философии.

5. период. С 1991г. – Постсоветский период русской философии.

1 период. XI – XVII века. – Древняя и средневековая философия.

На данном этапе происходит усвоение восточными славянами традиций христианской православной религии византийской философии, культуры с сохранением в них на многие века заметного влияния древнерусской мифологии. Наиболее выдающимися представителями философской мысли этого периода были митрополит Илларион, Никифор, Сергий Радонежский, князь Владимир Мономах и др. Они сформировали следующие представления:

1. о мире как о творении Бога;

2. о человеческой истории как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней;

3. о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души.

В XV- XVI вв. эти суждения были дополнены высказываниями Филофея, Нила Сорского, князя Ивана Грозного, князя А.Курбского, Максима Грека, Ю.Кражанича, и др.:

3. о человеке как «образе и подобии Бога.

2 период. XVIII – первая четверть XIX вв. – Русское Просвещение.

3 период. Вторая четверть – конец XIX в. – Российский духовный Ренессанс.

К наиболее характерным особенностям данной эпохи относят бурное развитие русского варианта духовного Ренессанса и более тесную соотнесенность с западноевропейской философией (гегельянством, неолейбницианством, неокантианством, неогегельянством, позитивизмом). Круг проблем, исследуемых русскими философами, разделяется на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:

К представителям философии тотальности относят также:

- К.Н.Леонтьева с его пессимистической историософией, построенной на отказе от национального принципа, и с отношением к православию как суровой аскетической вере на грани мироотрицания;

Философия индивидуальности представлена идеями западничества (П.Я.Чаадаев, Т.Н.Грановский, В.Г Белинский, А.И Герцен) с характерной для него ориентацией на западноевропейскую цивилизацию, с критикой православия, акцентированием внимания на личностное начало, тяготевших к материализму и атеизму.

Философию в России этого периода представляли также:

- народники (Бакунин, Лавров, Ткачев, Кропоткин);

- русский космизм (Одоевский, Сухово-Кобылин, Циолковский, чижевский, Рерих);

- религиозные философы (Толстой, Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков, Франк, Лосский, Шестов, Флоренский, Андреев).

4 период. 1917 – 1991гг. – Советский период русской философии.

Изменения, произошедшие в России после октября 1917 года , оказали очень сильное воздействие на русскую философскую мысль. Марксистские идеи (диалектический материализм) , став официальной идеологией Советской власти, вытеснили все остальные на многие десятилетия, что негативно сказалось не только на развитии наук в нашей стране (и в первую очередь гуманитарных), но и на образовании, нравственности, духовности общества. Философия утратила идеалистическое направление и была представлена лишь материалистическим направлением – философией марксизма (Плеханов, Троцкий, Ленин, Бухарин).

5 период. С 1991г. – Постсоветский период русской философии.

В последние годы после крушения коммунистической системы в России началось пробуждение интереса к творчеству русских философов прошлого и послереволюционной эмиграции, но о возрождении лучших традиций отечественной философии можно говорить только как о все ярче проявляющейся тенденции.

1. Составьте три своих вопроса и (ответа на них) по изученной теме

2. Выпишите встреченные термины и выпишите из словаря их определение

1. Чем отличается русская философия от европейской?

2. Почему у русской философии не было античного периода развития?

3. Сколько периодов в развитии прошла русская философия?

4. В чем особенности первого периода?

5. Основное содержание второго периода русской философии?

6. Каковы отличия западников от славянофилов и представляемых ими философских направлений?

7. Когда и в чем проявился упадок русской философии?

8. На какой стадии развития на данный момент находится философия в России?

Память святителя Илариона совершается 21 октября (по юлианскому календарю).

В августе 2009 года сообщалось, что псковскими археологами была обнаружена могила, предположительно принадлежащая Филофею.

Михаил Васильевич Ломоносов ( 1711-1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики[12заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера

Тимофей Николаевич Грановский (1813 — 1855) — русский историк-медиевист, заложивший основы научной разработки западноевропейского Средневековья в России. Профессор всеобщей истории Московского университета (1839—1855). Идеолог западничества. Был ближайшим другом Н. П. Огарёва и А. И. Герцена.

Родился в дворянской семье среднего достатка и был старшим из пяти детей. Его отец, Николай Тимофеевич, был советником соляного управления. Мать, происходившая из богатой малороссийской семьи, имела благотворное влияние на сына. До 1826 года воспитывался дома. Домашнее воспитание Тимофея было направлено главным образом на изучение французского и английского языков. С 13 лет учился в московском частном пансионе Ф. И. Кистера (1826—1828). В 1828—1831 годах жил в Орле. С января по июнь 1831 года служил в Департаменте иностранных дел в Санкт-Петербурге. В августе 1832 года был зачислен студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Окончив университет в 1835 году со степенью кандидата, он поступил на службу в библиотеку Гидрогеографического депо Главного морского штаба — секретарём 1-го отделения.

В декабре 1835 года попечитель Московского учебного округа граф С. Г. Строганов предложил Грановскому занять кафедру всеобщей истории в Московском университете и для приготовления к профессорскому званию направил его в Берлинский университет. В это время, в начале 1836 года, Грановский познакомился с Н. В. Станкевичем, определившим развитие взглядов Грановского; в середине мая 1836 года он выехал в Берлин.

Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

Поиск информации Коренев Е.

Философия: (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.

Западники — течение рус. общественной и филос. мысли 1840-х гг., выражавшее настроения либеральной ирадикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизацииРоссии. Название, возникшее в результате полемики со славянофилами, с которыми З. первоначальносоставляли единое сообщество свободомыслящих, оппозиционно настроенных интеллектуалов, не вполнеточно: З. не отрицали своеобразия, оригинальности рус. культуры, однако либо относились к немуотрицательно (Л.Я. Чаадаев), либо рассматривали его как особый вид или путь к достижению единого идеалаевропейской культуры, которую они рассматривали как общечеловеческую.

Славянофилы , представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая её самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к С. были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие С. сблизились с западниками на почве либерализма. Некоторые идеи С. получили развитие в идеологии почвенничества (Н. Н. Страхов), панславизма (Н. Я. Данилевский), а также "охранительного" направления русской общественной мысли.

НООСФЕРА (от греч. noos - разум и сфера) - новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом (1927), В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

Идеология - (ideology) Комплекс всеобъемлющих и внутренне связанных друг с другом идей, в соответствии с которыми любая социальная группа воспринимает и оценивает мир, например католицизм, ислам, либерализм и марксизм. Идеология должна давать: а) объяснение, каким образом те или иные явления стали такими, каковы они есть; б) указание направления развития этих явлений (руководство к действию); в) критерии различения истины и лжи, действенных аргументов и несущественных. Идеология – это также и вера, будь то в Бога, Провидение или Историю, к которой ее последователи могут прибегнуть как к последнему средству, столкнувшись с давлением окружающего мира.

Мифология - совокупность народных преданий, былин, песен, сказок и т. п. действующими лицами в которых являются древнеязыческие боги, герои и олицетворения разных сил природы. Также - наука о мифах, исследование мифов, которые тщательно и подробно изучаются для лучшего освещения доисторической жизни народа.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

Христианство - (от гр. Christos – буквально: помазанник) – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Иисуса Христа – богочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения людей, а затем воскресшего и вознесшегося на небо; христианство возникло в начале I в., в IV в. стало господствующей религией Римской империи; В к. XX в. появляется в России.

Религия - (от лат. religio — благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ — Бога или богов, определяющих судьбы людей, а также совокупность специфических действий (религиозный культ), обеспечивающих связь человека со сверхъестественными силами, и соответствующие (церковные) объединения и сообщества.

Национализм- (nationalism) Национализм возводит принадлежность к своей нации в политический принцип или программу. Таким образом он имеет иное измерение, чем патриотизм, который подразумевает чувство привязанности к своей стране или нации, не связанное с какой-либо программой политических действий

Община- (community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры.

Революция (лат. revolutio - переворот). Переворот в общественно-политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к переходу государственной власти от господствующего класса к другому, общественно-передовому классу

При изучении развития человека, его индивидуальных и возрастных особенностей в анатомии и других дисциплинах руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации.

Древнейшие периодизации развития человека принадлежат античным ученым. Философ Пифагор (VI в. до н.э.) выделил четыре периода жизни человека: весну (до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет), соответствующие становлению, молодости, расцвету сил и угасанию. Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) разделил индивидуальную жизнь на 10 семилетних циклов. В многочисленных современных схемах выделяют от 3 до 20 и более периодов в жизни человека.

Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А.П. Рославский-Петровский выделил:

подрастающее поколение – малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);

цветущее поколение – молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);

увядающее поколение – старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше).

Близкая схема была предложена немецким физиологом М. Рубнером (1854-1932 гг.).

Постнатальный онтогенез подразделен им также на семь этапов: младенчество (от рождения до 9 месяцев);

раннее детство (от 10 месяцев до 7 летнего возраста);

позднее детство (от 8 до 13-14 лет);

юношеский возраст (от 14-15 до 19-21 лет);

зрелость (до 41-50 лет);

старость (50-70 лет);

почетная старость (старше 70 лет).

В педагогике нередко используется подразделение детского и подросткового периода на:

младенчество (до 1 года),

преддошкольный возраст (1-3 года),

дошкольный возраст (3-7 лет),

младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет),

средний школьный возраст (до 15 лет)

старший школьный возраст (до 17-18 лет).

Широкое практическое применение находят схемы возрастной периодизации, предложенные А.В. Нагорным, И.А. Аршавским, В.В. Бунаком и другие. В них выделяется от 3 до 15 стадий и периодов.

Конечно, большинство схем имеют сходство в общих чертах. Часто в них используются одинаковые названия периодов, возрастные пределы которых также часто совпадают. Отличия же связаны с тем, какому аспекту развития человека автор уделяет большее внимание и насколько удачно удается отразить в дробной схеме комплексность проблемы.

В 60-х гг. XX в. в работах А.В. Нагорного и учеников его школы была предложена общая фундаментальная схема, по которой полный цикл индивидуального развития млекопитающих и человека разделяется на два этапа:

пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный), а последний подразделен на следующие периоды:

период роста – формирование морфологических, физиологических и биохимических особенностей организма;

период зрелости – все особенности организма достигают своего полноценного (дифинитивного) развития и остаются в основном неизменными;

период старости – уменьшение размеров тела и ослабление физиологических функций.

Подробная схема возрастной периодизации человека была представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё развитие человека разделено на три крупные стадии:

прогрессивная – включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;

стабильная – идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;

регрессивная – происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.

В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа

Периодизация индивидуального развития человека

Основная схема возрастной периодизации, предназначенная для студентов

Широкое применение в науке получила схема периодизации онтогенеза человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве (1965).

Данная периодизация в настоящее время признана наиболее удачной, считается, что она наилучшим образом описывают основные закономерности развития человека и именно она используется для решения вопросов возрастной антропологии, педиатрии и педагогики. Дадим более подробную характеристику ее периодам.

Краткая характеристика возрастных периодов постэмбрионального развития

В течение периода новорожденности происходит приспособление структурно и функционально органов и систем плода к новым условиям существования: дыханию атмосферным воздухом, питанию, меняющейся температуре окружающей среды. В этом периоде выявляются последствия родовых процессов (родовые травмы), врожденные пороки развития.

Слабая сопротивляемость кожи и внутренних органов гнойной инфекции требует строгого соблюдения правил гигиены, тем более что новорожденный пока мало приспособлен к адаптации в окружающей среде в связи с незрелостью его нервной системы. В месте с тем у новорожденного отмечается высокая способность к регенерации – заживлению ран, переломов и т.д.

В грудном возрасте отмечается максимальная интенсивность ростового процесса. По мере появления новых положений и первых движений (ползание, сидение, стояние, первые шаги), начинают формироваться изгибы позвоночника. Ярко выражена неравномерность в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором.

3. Период раннего детства длится от 1 года до 3 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. Продолжается рост организма, хотя и несколько замедленно. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются. Созревают желудочно-кишечный тракт, дыхательная система. Интенсивно развивается нервная система, обеспечивающая психическое развитие ребенка, формируется система условнорефлекторных связей, закрепляющихся и сохраняющихся на протяжении всей жизни. Ребенок узнает картинки, фантазирует, одушевляет предметы, выбирает объекты привязанности и выделяет "Я". Появляетя взрослая речь.

4. С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Продолжается развитие аппарата движения, нервной системы, что ведет к обеспечению повышающейся двигательной и психической активности, формированию трудовых навыков. Вместе с тем недостаточная зрелость ряда систем может приводить к быстрой утомляемости, поэтому важное значение имеет режим дня. В связи с недостаточной зрелостью иммунной системы и уменьшающейся изоляцией детей важен гигиенический режим для предупреждения инфекционных и респираторных вирусных заболеваний.

Начиная с 6 лет, появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.

Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела. Только в самом конце периода отмечаются первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола).

Уровень интеллектуального и физического развития в этот период позволяет начать обучение большинства детей в школе с 6 лет.

Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом – в подмышечных впадинах. Внутренние половые органы развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост внутренних и наружных половых органов. Начинает активизироваться и функция половых желез.

В этом периоде заканчивается прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров – "зубов мудрости").

К концу младшего школьного возраста заканчивается морфологическая дифференцировка коры головного мозга и проводящих путей. Следствием этого является переход от наглядно-образного к логически- оперативному мышлению, проявление истинных волевых актов и социальной адаптации. Идет развитие внимания и произвольной памяти.

6. Следующий период – подростковый – называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В этот период отмечается усиленный рост тела в длину и половое созревание.

Увеличение скорости роста – пубертатный скачок касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами.

В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы продолжают формироваться вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.

Интенсивное половое созревание мальчиков проявляется в изменении (мутации) голоса к 13 годам и появлении волос на лобке, в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14 – 15 лет у мальчиков отмечаются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы). Развивающиеся вторичные половые признаки, связанные с гормональной перестройкой организма и его основных физиологических систем, к концу периода по своим характеристикам приближаются к таковым у взрослых.

У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста, в результате чего в 13,5 – 14 лет они обгоняют девочек по длине тела.

В связи с явлениями акселерации подростковый возраст может начинаться раньше указанных сроков – частично смещаться в младший школьный возраст. Вместе с тем окончание этого периода жизни не имеет резкой границы и с юношеским возрастом.

В подростковом возрасте особенно важно соблюдение режима быта и гигиенического режима в связи с перестройкой кожных желез, чувствительностью созревающей нервной системы, половых желез к алкоголю, никотину, наркотическим и токсическим веществам.

С другой стороны, следует отметить в данном периоде интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), высокую половую идентификацию, личностную и эмоциональную нестабильность.

7. Юношеский возраст продолжается у юношей от 17 до 21 года, а у девушек – от 16 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процессы роста, окостенения скелета и формирование организма. Завершается созревание тканей всех органов и систем. Все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины, хотя темпы формирования организма зависят от конституциональных особенностей человека.

В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.

В юношеском возрасте происходит стабилизация личности, самоопределения и формирования мировоззрения.

8. Зрелый возраст I период (22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины). Отмечается относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования "типично женских" и "типично мужских" черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций. Вариабельность темпов развития, а затем и старения в значительной степени определяется наследственными (генетическими) факторами, условиями окружающей среды (общеэкологическими, связанными с профессиональными и бытовыми вредностями), социальными условиями, вредными привычками (курение, алкоголизм, наркомания).

9. Зрелый возраст II период (36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины). Собственно зрелость. Форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает постепенно уменьшаться. В конце периода – окончание женского репродуктивного цикла – менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс). В данном возрастном периоде отмечается продолжение оптимальной социальной активности.

10. Пожилой (61-74 лет мужчины, 56-74 лет женщины) возраст

11. Старческий (75-90 лет) возраст. В данные периоды происходят постепенные инволюционные изменения организма. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки "психического старения".

Вопросы для самоконтроля

1. Кем были предложены самые первые периодизация этапов роста и развития человека?

2. В чем заключается периодизация А.П. Рославского-Петровского?

3. Каковы этапы возрастной периодизации М Рубнера?

4. Какая периодизация используется в педагогической практике?

5. Какие периоды выделил А.В.Нагорный в своей периодизации?

6. Сколько крупных стадий и какие выделял В.В.Бунак в схеме возрастной периодизации?

7. Какие периоды включает прогрессивная стадия возрастной периодизации по В.В.Бунаку?

8. Какие периоды включает стабильная стадия по В.В.Бунаку?

9. Что относится к регрессивной стадии по В.В.Бунаку?

10. Какая классификация наиболее широко используется в современное время?

Развитие означает изменение — начиная с одной клетки и до взрослой особи. И после взросления происходят изменения — наше тело постоянно перестраивается.

Онтогенез

Весь этот процесс развития организма называется его онтогенезом и именно об этом мы сегодня и поговорим.

Онтогенез — это.

Онтогенез в биологии означает процесс индивидуального развития живого организма от зарождения и до завершения жизненного цикла.

Данный термин вошёл в науку с подачи немецкого биолога Э.Геккеля во второй половине IXX века. Он применим к любой особи из царства животных, а также к растениям и микроорганизмам.

Общие закономерности развития животных различных классов (зародышевое сходство, эмбриональная дегенерация и др.) впервые обнаружил другой немецкий учёный – К.Бэр.

Онтогенез – сложный и долгий эволюционный процесс, который начинается с момента оплодотворения половых клеток (при половом размножении) и заканчивается их смертью.

При бесполом развитии начало отсчёта ведётся с момента деления одноклеточного материнского организма.

Типы и периоды онтогенеза

Онтогенез протекает в два основных этапа: эмбриональный и постэмбриональный.

Первый (эмбриогенез) включает в себя период от формирования и образования зиготы (оплодотворённой клетки) до рождения (выхода из яйцевой оболочки), второй – от рождения до конца жизни.

Эмбриогенез подразделяется на две стадии: гаметогенез и оплодотворение.

На первой стадии происходит образование мужских и женских половых клеток, а на второй – их слияние. Кульминацией (это как?) является выход зародыша из плодовой оболочки.

На эмбриональном этапе происходят важнейшие процессы, среди которых:

  1. дробление;
  2. гаструляция;
  3. гистогенез;
  4. органогенез.

Возникновение новой особи происходит после слияния мужского сперматозоида и женской яйцеклетки.

То есть, вновь образовавшаяся клетка (зигота) представляет собой комбинацию из отцовских и материнских генов.

Далее она начинает дробиться (делиться) на более мелкие клетки, называемые бластомерами. Это многоклеточное скопление называется зародышем.

Деление зиготы происходит по нескольким направлениям:

  1. радиальное (перпендикулярно или параллельно оси клетки);
  2. спиральное;
  3. билатеральное (по одной оси симметрии);
  4. бисимметричное (по двум осям симметрии);
  5. анархичное (хаотичное).

Для каждого животного характерен свой тип дробления, определяющий, в конечном счёте, его видовую принадлежность в классификации.

На стадии гаструляции происходит активное передвижение клеток (морфологическое движение). Здесь формируются пласты клеток (зародышевые листки), при этом клетки зародыша почти не делятся и не растут.

В результате гаструляции образуется двух- или трёхслойный зародыш, называемый гаструлой.

При гистогенезе запускается механизм образования и развития тканей (нервной, мышечной и т.д.) из эмбриональных зачатков, в котором участвует тот или иной зародышевый листок.

В основе гистогенеза лежит морфологическое и функциональное различие между клетками, называемое клеточной дифференциацией.

Органогенез – это последний этап эмбрионального развития, в процессе которого происходит формирование жизненно необходимых органов особи.

У животных из одинаковых зародышевых листков образуются одни и те же органы. У большинства животных образуются три зародышевых листа: наружный (эктодерма), средний (мезодерма) и внутренний (энтодерма).

В нижеследующей таблице приводится перечень основных органов, которые формируются в каждом из листов.

Зародышевые листки
ЭктодермаМезодермаЭнтодерма
Нервная система, хрусталик глаза; потовые железы; ногти; волосы; эпидермис кожи, эпителий рта и носовой полости; зубная эмальСкелетные и сердечные мышцы; гладкая мускулатура; кости, хрящи, соединительная ткань; кровь и кровеносные сосуды; почкиПечень; поджелудочная и щитовидная железа; эпителий пищевода, желудка, кишок, лёгких, желчного и мочевого пузыря

Постэмбриональный период у позвоночных животных выглядит следующим образом:

  1. дорепродуктивный этап – организм проходит стадию роста, развития и полового созревания;
  2. репродуктивный этап – период полноценного и стабильного функционирования всех систем организма, включая способность к размножению (у позвоночных животных этот этап составляет большую часть жизни;
  3. пострепродуктивный этап (старение) – общебиологический закономерный процесс, когда наблюдается спад жизненной активности и постепенная деградация (это как?) органов.

У разных организмов постэмбриональный период длится по-разному: от нескольких часов (например, у бактерий) до нескольких тысяч (!) лет (в частности, у секвойи).

Постэмбриональное развитие протекает по двум направлениям:

  1. прямое – когда из организма или яйца матери появляется особь, сходная со взрослым организмом, только меньшего размера и с неразвитой половой системой;
  2. непрямое – когда личинка отличается от взрослого организма по внешнему виду, способу движения, питания и другими особенностями.

Особенности развития человека

По большому счёту онтогенез человека, с биологической точки зрения, аналогичен такому же процессу у высокоразвитых млекопитающих.

Однако у человека, как у существа разумного, выделяют ещё и социальный онтогенез, в период которого происходит становление, развитие и самосовершенствование личности.

Однако, это уже прерогатива психологии, мы же будем придерживаться биологического направления.

Эмбриональный период ограничен девятью месяцами и происходит в материнской утробе под защитой плаценты. Его можно разбить на несколько временных отрезков.

На первом происходит встреча и слияние родительских клеток, на втором – преобразование оплодотворённой клетки в многоклеточную структуру, на третьем – дифференциация клеток.

Эмбрион

Примерно в два месяца задействуется плацента, которая помимо защитных функций начинает выступать как питательная среда. В оставшееся время растут и формируются органы, а завершение этапа знаменуется рождением ребёнка.

Плацента

Постэмбриональный период у человека проходит те же этапы, как и у высших животных, однако его можно детализировать с учётом чисто человеческих особенностей.

Выделим главные из них:

    Перинатальный период – появление на свет и физическое отделение тела малыша от материнского организма. Начинается адаптация только что появившегося существа к окружающей среде, при этом его реакции ещё не связаны с внешними раздражителями.

Появление на свет

Ребенок

Подросток

Зрелость

Старение запрограммировано на генетическом уровне, и этот процесс до конца так и не изучен.

Финал старения – смерть – событие печальное, однако надо понимать, что она не только неизбежна, но и необходима для продолжения эволюции и смены поколений.

Бабушка

В разных источниках можно увидеть несколько иные градации (это как?) и различные возрастные рамки, но существа онтогенеза как научного понятия это не меняет.

Онтогенез в ЕГЭ по биологии

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Процесс старения тоже считается продолжением развития организма или же биологическое развитие прекращается на определенной стадии жизни?

Вопрос отмены старения не затрагивает вопрос смерти, надеюсь, что учёные смогут избавить людей от старости, чтобы люди до конца своей жизни оставались молодыми и здоровыми.

Наступит время, когда ученые смогут выращивать людям любые органы, так что, богачи будут жить вечно.

История человеческой расы насчитывает не одну тысячу лет, и самым первым этапом развития человечества является первобытное общество. Это огромный исторический пласт, который берет свое начало с появления древнейших людей и заканчивается возникновением государств и цивилизаций.


Общая характеристика первобытного общества

Время первобытного общества – это не только начальный, но и самый длительный отрезок в истории эволюции человечества, который охватывает более двух миллионов лет. За это время первобытное общество прошло огромный путь развития, на протяжении которого менялось хозяйственное устройство, социальные связи, нормы поведения, организация власти, представление древнего человека о мире.

В этот период происходило формирование физического типа современного человека, создавались различные орудия труда, изобретались и улучшались технологии их изготовления. Путем тяжелого физического труда и постепенных открытий первобытным людям удалось по крупицам создать уникальную культуру, значительно обогатить духовную жизнь.

Рис. 1. Первобытный человек.

К основным чертам первобытного общества относят:

  • коллективный труд;
  • родоплеменная организация;
  • отсутствие личной собственности;
  • уравнительное распределение пищи и благ;
  • примитивные орудия труда.

Понятие первобытного общества

Первобытное общество — начальная ступень становления и развития человечества с момента его отделения от обезьян и до образования классовых обществ и государств. Первобытное общество называют также первобытнообщинным строем, догосударственным, древнейшим обществом и т.д.

Периоды первобытного общества

Этапы первобытного общества

Первобытная история прошла в своём развитии три основных этапа, каждый из которых имеет свои особенные черты: эпоха праобщины, эпоха родовой общины, эпоха соседской общины.

Эпохи первобытного общества

Эпохи первобытного общества имеют крайне размытые хронологические рамки. В зависимости от географического региона может не только значительно разниться начало и конец периода, а и вовсе его наличие. Так, например, неолит в Америке начался уже в конце 3-го тысячелетия, когда в Европе он завершился, и начался энеолит. В ряде географических областей энеолит отсутствует.

  • Палеолит, или древнекаменный век (2,4 млн. — 10000 гг. до н. э.).
  • Мезолит, или среднекаменный век (15000-12000 — 5000 гг. до н. э.).
  • Неолит, или новокаменный век (9500-7000 — 3000 гг. до н. э.).
  • Энеолит, или медный век (4000-3000 гг. до н. э.).

Дикость, варварство и цивилизация

Дикость

Этап дикости делится на следующие ступени:

  • нижняя ступень означала молодость человеческого рода: люди обитали в тропических лесах, употребляя фрукты и корнеплоды; появление членораздельной речи стало признаком их зрелости;
  • на средней ступени люди питались рыбными продуктами, пользовались огнём и начали селиться вокруг рек и озёр;
  • на высшей ступени был изобретён лук, и стало возможным заниматься охотой.

Цивилизация

см. также: Древний мир

Примерно в середине 4-го тыс. до н. э. начался переход челове­чества от первобытности к цивилизации. Показателем этого пере­хода было возникновение первых государств, развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни. Ци­вилизация — это более высокая ступень развития человеческого об­щества, следующая за первобытностью.

История первобытных обществ завер­шилась возникновением в Египте и в Дву­речье в конце 4-го тыс. до н. э. древнейших цивилизаций. Человечество вступило в новый этап своего раз­вития. На большей части Земли в течение долгого времени сохра­нялись первобытные племена. Даже в настоящее время некоторые народы несут в своей культуре наследие тех отдалённых времён.

Ис­торическая судьба многих первобытных народов, которые столкну­лись с цивилизацией, сложилась трагически: в эпоху колониальных захватов и колониальных империй они были подвергнуты истреб­лению или изгнаны со своих территорий. В наши дни народы, со­хранившие родоплеменные традиции, испытывают определённое влияние цивилизации, и нередко оно оказывается негативным. Со­хранение таких народов, их уникальной культуры и гармоничное включение их в мир современной цивилизации является важной за­дачей человечества XXI столетия.

Основные изобретения и открытия в первобытную эпоху

Особенности первобытной историии

Первобытные племена сохранивший культурное наследие первобытности

Понятия первобытное опщества

Вопросы к этой статье:

Назовите признаки первобытного общества

Развитие семейных отношений

Формирование семьи можно разделить на три периода:
1. древнее стадо;
2. матриархат;
3. патриархат, разделяющийся на два этапа:
— отцовский род;
— соседская община (этап распада первобытного строя).

— условное название непостоянного человеческого сообщества. Выживать поодиночке в суровых условиях дикой природы было трудно и почти невозможно. Охотится, собирать еду и отбиваться от диких животных, было гораздо легче вместе. По этой причине люди объединялись в группы, и это стало первой общественной формой объединения людей.

От животного стада сообщество отличалось тем, что члены стада друг другу помогали, строили жилища, совместно воспитывали детей, делились жизненным опытом. Жизнь в коллективе побудило людей начать общаться. Охота способствовала улучшению орудий труда, а это в свою очередь развитию человека и общества.

. Этот период стал последним в первобытном строе. Характеризовался ведущей ролью мужчин во всех сферах жизни общины. Соответственно женщина после брака переходила в общину мужа. На позднем этапе патриархата появилась моногамная семья.
Первобытное общество охватывает эпоху от появления человека до образования государства.

Основные черты первобытного общества:

— низкий уровень развития производства;
— коллективная работа;
— общие орудия и средства труда;
— равное распределение продуктов;
— большая зависимость человека от природы.

Со временем появились предпосылки для распада первобытного общества и образования государства.

Образования государства обусловили три основные причины:

— общественный раздел труда;
— появление частной собственности;
— классовое разделение общества.

После того как первобытное общество перешло к рабовладельчеству произошло изменение типа власти.

Можно сделать общий вывод про то, что производственное хозяйство привело к трудовому разделению и неравенству в обществе, а также классовой дифференциации. Все эти события привели к переходу от первобытного к рабовладельческому обществу.

Разложение родового строя за первое тысячелетие привело к образованию феодального общества.

Каждое отдельное государство имело свои отличительные черты и специфику формирования.

Существенное влияние на образование государства оказывала религия. В первобытном обществе каждый отдельный род поклонялся своему богу. Когда рода объединялись именно это обстоятельство укрепляло власть правящей верхушки.

Еще причинами образования государства являлись: наука, влияние религии, укрепление государственной власти.

Этапы развития первобытного общества

В современной науке общепризнанным является выделение

трех исторических эпох

: праобщины, первобытной общины и эпохи классообразования.

Хронологические рамки каждого этапа определить трудно, но их можно соотнести с археологическими эпохами: праобщина — нижний и средний палеолит, первобытная община — верхний палеолит, мезолит и неолит, эпоха классобразования — поздний неолит или век раннего металла.

Рекомендуем к ознакомлению:

Культура первобытного общества

Для первобытной культуры характерна стабильность и крайне медленные темпы развития. В этот период человечеству удалось накопить огромный багаж знаний об окружающем мире: животных, растениях, явлениях природы, свойствах различных материалов.

Благодаря полученным знаниям древние люди успешно занимались врачеванием, земледелием, они хорошо ориентировались в пространстве на незнакомой местности, могли предугадывать изменения в погоде.

Важнейшим достижением первобытной культуры стало возникновение примитивной письменности. Поначалу это были лишь примитивные знаки-символы, которые были необходимы для установления собственности и ведения торговых дел. Позднее, с появлением древнейших цивилизаций, они развились в полноценную письменность.

Искусство первобытного общества играло большую роль в воспитании подрастающего поколения и передачи важной информации потомкам. Особое значение играли петроглифы – наскальные рисунки, которые выбивались на поверхности скал или выполнялись при помощи красок. Самыми популярными были изображения магических обрядов, сцен охоты, людей и мифологических существ.

Рис. 3. Петроглифы.

Важнейшим видом первобытного искусства был орнамент – различные линии, геометрические фигуры, примитивные изображения животных и растений, которые повторялись в определенной последовательности. Орнамент служил не только украшением: он являлся знаком принадлежности к тому или иному племени, оберегал владельца от злых сил.

Он отправился в путь, надев три слоя одежды и прочные башмаки с подошвой из медвежьей кожи.
С собой он взял кинжал с кремневым лезвием, набор для разжигания огня и берестяную коробочку, где лежали угли, завернутые в кленовые листья.

Что мы узнали?

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 14094
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Читайте также: