В чем особенности хозяйства народов крайнего севера кратко

Обновлено: 30.06.2024

Традиционное хозяйство народов Севера тесно связано с условиями среды обитания. В суровом климате при малоплодородных почвах появление оседлого населения стало возможным лишь благодаря выработанному им специфическому хозяйственному комплексу. Наличие значительной резервной территории, пригодной к освоению, позволило сохранить традиционное экстенсивное хозяйство без особых изменений вплоть до начала ХХ в. Традиционные занятия народов Севера носили зональный характер.

На самом севере саамы и ненцы издавна занимались оленеводством. Саамы весной выпускали своих оленей на вольный выпас в тундру, а осенью снова собирали их в стада. Наряду с оленеводством, основными занятиями саамов были рыболовство (озерное и речное) и охота. Ненцы же пасли своих оленей круглый год, используя для этого пастушьих собак. Существенную роль оленеводство играло и у северных групп коми (удорцев, верхневычегодцев и печорцев), для которых важны были также рыболовство и охота. Охота на пушных зверей, боровую дичь в Республике Коми и сегодня имеет промысловое значение. К ней добавилось промышленное звероводство (разведение чернобурой лисицы, песца, норки).

Карелы занимались бортничеством, курением смолы, дегтя. В горнах и домашних печах-дымницах из местных болотных руд издревле вырабатывали железо. Известна сварная технология, художественная ковка и пайка, меднолитейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра. Основными занятиями южных групп коми (прилузцев, сысольцев), карелов, вепсов были земледелие и животноводство, которые и стали основой формирования в таежной зоне хозяйственно=культурного типа северных земледельцев. Поскольку земледелие и животноводство не могли обеспечить жителям Севера необходимого прожиточного минимума (урожаи и продуктивность скота были низкими), большим подспорьем было рыболовство. Рыбу ловили плетеными ловушками (мордами, вершами) и сетями, крупную озерную рыбу добывали острогой, привлекая ее огнем факелов в ночное время.

Традиционное хозяйство народов Севера тесно связано с условиями среды обитания. В суровом климате при малоплодородных почвах появление оседлого населения стало возможным лишь благодаря выработанному им специфическому хозяйственному комплексу. Наличие значительной резервной территории, пригодной к освоению, позволило сохранить традиционное экстенсивное хозяйство без особых изменений вплоть до начала ХХ в. Традиционные занятия народов Севера носили зональный характер.

На самом севере саамы и ненцы издавна занимались оленеводством. Саамы весной выпускали своих оленей на вольный выпас в тундру, а осенью снова собирали их в стада. Наряду с оленеводством, основными занятиями саамов были рыболовство (озерное и речное) и охота. Ненцы же пасли своих оленей круглый год, используя для этого пастушьих собак. Существенную роль оленеводство играло и у северных групп коми (удорцев, верхневычегодцев и печорцев), для которых важны были также рыболовство и охота. Охота на пушных зверей, боровую дичь в Республике Коми и сегодня имеет промысловое значение. К ней добавилось промышленное звероводство (разведение чернобурой лисицы, песца, норки).

Карелы занимались бортничеством, курением смолы, дегтя. В горнах и домашних печах-дымницах из местных болотных руд издревле вырабатывали железо. Известна сварная технология, художественная ковка и пайка, меднолитейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра. Основными занятиями южных групп коми (прилузцев, сысольцев), карелов, вепсов были земледелие и животноводство, которые и стали основой формирования в таежной зоне хозяйственно=культурного типа северных земледельцев. Поскольку земледелие и животноводство не могли обеспечить жителям Севера необходимого прожиточного минимума (урожаи и продуктивность скота были низкими), большим подспорьем было рыболовство. Рыбу ловили плетеными ловушками (мордами, вершами) и сетями, крупную озерную рыбу добывали острогой, привлекая ее огнем факелов в ночное время.

Территорию, расположенную в арктической зоне Евразии, принято называть Крайним Севером. Регион включает континентальную сушу и острова в бассейне Северного Ледовитого океана. Это малонаселённые области со скудной тундровой и лесотундровой растительностью. Местное население в основном ведёт кочевой образ жизни, занимается оленеводством, рыболовством и охотничьим промыслом.


Аборигены Крайнего Севера – небольшие по численности этносы, сохранившие традиционный уклад быта и хозяйства:

  • эвенки,
  • ненцы,
  • ханты,
  • манси,
  • селькупы,
  • нганасаны,
  • чукчи,
  • коряки,
  • нивхи,
  • ительмены.

Суровые климатические условия, с продолжительными морозными зимами, наложили отпечаток на внешний облик северян. Они приземистого роста, с ярко выраженными монголоидными чертами внешности. Тесная связь с природой выработала у людей её особое восприятие, обострило все органы чувств. Северяне без труда ориентируются в незнакомой местности, загодя распознают изменения погоды, обнаруживают добычу по следам. В мыслительном процессе у них доминирует правое полушарие, то есть сильно развита интуиция.

Скудная тундровая растительность не даёт возможности долговременного выпаса оленей на одном месте, поэтому семьям пастухов-оленеводов приходится постоянно кочевать. Динамичный образ жизни способствовал созданию рациональных предметов повседневного обихода.

Удобные в носке, хорошо сохраняющие тепло, элементы одежды народов Севера были взяты на вооружение современной индустрией моды. Их носят не только люди, работающие в экстремальных условиях (полярники, альпинисты), но и обитатели крупных городов.

Главным продуктом национальных блюд северян можно назвать оленину. В ней много питательных веществ и микроэлементов, потому нередко оленина употребляется в пищу в сыром и замороженном виде. Жители арктического побережья промышляют морского зверя – китов, моржей, нерпу. Из китовых костей делают остов жилищ. Из моржовых бивней искусные резчики вырезают рукояти для ножей, бытовые предметы, фигурки.

Суровая природа Крайнего Севера закаляет людей, делает их мужественными, сильными, отзывчивыми. Так было в старину. Для этих территорий это справедливо и в наш век.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!

И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

В ожидании зимы кочевники-оленеводы собирают стадо и выдвигаются на юг, а морские охотники – проверяют мясные заготовки. Охота, рыбалка, сбор дикоросов, уборка в жилище и стирка на речке… Для коренных народов Севера это повседневность, а не список активностей экстремального тура.

Содержание

Оленеводы тундры


На то, чтобы собрать чум, уходит около получаса. Занимаются этим обычно женщины.

Для человека, впервые попавшего в тундру, это дикий, неприветливый край – тысячи километров бескрайних просторов, однообразных ландшафтов, холода и пронизывающего ветра. Но для кочевых оленеводов Севера – саамов, ненцев, энцев, нганасанов, долганов, северных хантов, селькупов, эвенов и эвенков, тундровых чукчей, коряков – это родной дом, в котором они ориентируются не хуже, чем горожанин в собственной квартире.

Кочуют оленеводы круглый год, снимаясь с места каждые два-три дня или раз в несколько недель – зависит от сезона и от того, насколько быстро у оленей закончится пища: ягель, грибы, ягоды, кустарники.

Народы Севера называют традиционное жилище по-разному. У саамов это кувакса, у ненцев – мя”, у эвенов и эвенков – дю.

За тысячелетия использования чума и его конструкция, и технология сборки отработаны до мелочей. На то, чтобы поставить чум, обычно уходит не больше сорока минут. Это считается женской работой, однако среди современных оленеводов традиции соблюдаются уже не так строго.

Долганы и энцы используют нартенный чум (балок) – прямоугольный возок на полозьях, обтянутый оленьими шкурами. Саамы в древности жили в вежах – бревенчатых постройках с дымовым отверстием вверху. Позже вежу сменил пырт, или тупа – сруб с крышей, покрытой землей и дерном.

Кочевые коряки и чукчи живут в ярангах. Это шатер в виде усеченного конуса, по принципу похожий на чум: деревянный каркас, обтянутый оленьими шкурами. В центре, как в и чуме, обустраивают очаг. У задней стенки располагается спальня, а между входом и очагом оставляют прохладное место для хозяйственных нужд.


Традиционное жилище кочевых оленеводов Ямала – чум.


Саамское жилище для кочевок называется кувакса.


Яранга. Для освещения жилищ тундровые чукчи использовали жир, вытопленный из раздробленных оленьих костей.

Погода в доме


Представление о кочевниках как о людях, совершенно чуждых благам цивилизации, не совсем верно.

Огонь – сердце дома: первым делом устраивают очаг или устанавливают печку-буржуйку. Это центр будущего жилья. Затем настилают полы и размещают мебель. После этого настает черед опорных шестов, к которым присоединяются остальные. Их количество зависит от размера чума. Деревянный остов укрывают оленьими шкурами – нюками. Чтобы снизу не поддувало, подол чума укрывают снегом (зимой) или дерном (летом).

Современные оленеводы пользуются сотовыми телефонами и интернетом (хотя не везде в тундре есть связь), а для подзарядки гаджетов и других нужд держат электрогенераторы. Не редкость в чуме и телевизор со спутниковой тарелкой.

Вопрос: а где у кочевников туалет? Ответ простой: вся тундра. Достаточно отойти подальше от жилья. Традиционная одежда устроена так, что защищает и от посторонних взглядов, и от холодного ветра.

Душа в мобильном жилище, конечно же, нет. Вместо него – ручной умывальник. Воду для стирки и гигиенических процедур греют на печке, летом одежду стирают в речках, озерах, ручьях.


Быт кочевника-оленевода скромен: с собой – только самое необходимое.


В тундре главный – олень. Для коренных жителей Севера это одежда, еда, транспорт, жилище и верный друг. Выбирая место для новой стоянки, выбирают не то, где будет удобнее людям, а то, где больше корма для оленей.

Как живут оленеводы: интересные ссылки


В гостях у оленеводов Нарьян-Мара


Как живут ямальские ненцы


В стойбище семьи Ного


Ненцы полуострова Канин


Семья ненцев Няруй

Таежные люди


Быт хантов. Музейная экспозиция.

Ханты, манси, ительмены, селькупы живут немного южнее кочевников тундры, поэтому у этих охотников-оленеводов важное место занимают охота и рыболовство. Для перекочевок в ходу чумы (зимой крытые оленьими шкурами, летом – ровдугой или древесной корой), в роли постоянного жилища выступают землянки разных конструкций.

В отличие от кочевых оленеводов, странствующих по тундре круглый год, охотники и рыболовы тайги – ханты, манси, ительмены, селькупы – ведут оседлый и полуоседлый образ жизни.

Ительмены спускались в землянку (юрту) сверху по бревну с перекладинами, а сбоку устраивали дымоход. Полуземлянки юкагиров назывались чандал. Каркасом им служили четыре дерева с корнями, а на поперечины клали плоскую крышу, крытую дерном. Землянки оседлых эвенов с плоской крышей и входом через дымовое отверстие назывались утан. Ханты Средней Оби и Васюгана строили каркасные землянки без опорных столбов, а окно прорубали в скате крыши.

Нганасаны, эвенки, долганы зимой жили в голомо – стационарных постройках из плах, крытых корой и обложенных землей или дерном. Обогревается голомо чувалом – камином из жердей, обмазанных глиной.


В таких землянках жили коренные народы Севера, занимающиеся охотой.


В древности вепсы жили в полуземлянках. Со временем их сменили рубленые дома, похожие на дома карел и северных русских – с хозяйственными помещениями и двором.

Охота и другие искусства


Охоту различают мясную и пушную. На первую в прежние времена ходили за пропитанием, а пушнину добывали для торговли и обмена.

Образ жизни обитателей тайги связан со сменой охотничьих и рыболовных сезонов. Охотятся на снежных баранов, диких северных оленей, медведей, лосей, птицу, кабанов. Важный источник пропитания (а для некоторых народов – например, ительменов, хантов – основной) – рыболовство. Рыбу сушат, вялят, варят, квасят в ямах, делают юколу и строганину.

Коренные жители тайги – ханты, манси, ительмены, селькупы и другие народы – не только охотятся и рыбачат, но также собирают коренья и травы, ягоды, грибы, птичьи яйца, кедровые орехи, дикий лук.

Охота считается мужским занятием, однако у селькупов, эвенков, хантов и некоторых других народов в ней также участвовали женщины и дети. Строительство жилья – тоже мужское дело. Уйдя в тайгу на промысел, мужчина может отсутствовать дома месяцами. Сбор растений, дров, коры для хозяйственных нужд, воспитание детей, ведение дома остается на женщинах. Они же занимаются выделкой шкур, пошивом одежды, заготовкой рыбы, мяса и ягод.


В сибирских реках – изобилие рыбы.


Оленей в тайге слишком мало, чтобы рассчитывать на них как основной источник мяса, поэтому здесь их держат в первую очередь как транспортное средство, а также ради молока.


Эвенкийский охотник.

Как живут коренные жители тайги: интересные ссылки


Как живут современные эвенки


Кочуя в тайге: эвены, юкагир и корячка о таежном образе жизни


Фоторепортаж: оленеводы-ханты и их олени


Олени в тайге: возрождение лесного оленеводства

Северные морзверобои


В древние времена туша одного кита могла обеспечить едой и топливом целое поселение на всю зиму.

Морской зверобойный промысел делится на сезоны. С декабря по апрель охотятся на тюленей, весной и осенью – на моржей и китов. Лучшими сезонами считаются весна и осень, время миграции морских животных. Летом охотятся на птицу, рыбачат, собирают ягоды.

Традиционное жилище оседлых береговых чукчей и эскимосов – крытая дерном полуземлянка с каркасом из челюстей и ребер кита. У чукчей также бытовал вариант яранги, тоже с каркасом из китовых костей, но крытой моржовыми шкурами. Дымохода в таком жилье не было; для вентиляции оставляли отверстия, которые затыкали пробками из меха. Для освещения и отопления такого жилья использовали моржовый жир.


Гарпун – традиционное оружие для китовой охоты – морские зверобои используют по сей день.


Без необходимости охотники стараются не нарушать естественную среду обитания животных.

Безотходное производство


Тысячелетиями море было для народов Севера источником жизни – давало пищу, материалы для строительства жилья, изготовления домашней утвари и охотничьих приспособлений.

На охоте чукчи и эскимосы добывают тюленей, моржей, нерп, лахтаков, китов, и в дело идет все до последней косточки. Мясо едят сразу или заготавливают впрок: зимой охоты почти нет, и нужно чем-то питаться. Крупные кости шли на строительство и обустройство жилищ (например, лопатками кита эскимосы мостили пол), из клыков и костей делали наконечники стрел, инструменты, столовые приборы, украшения. Из кишок моржей шили одежду, их шкурами обтягивали каркасы байдар и яранг, из китовых сухожилий плели сети для рыбной ловли. Часть добычи делили между собой, а остальное меняли у кочевников на оленину, дикоросы, одежду.

Коммерческий промысел запрещен, морской охотой для собственных нужд занимаются только представители коренных малочисленных народов Севера.

Мясо и жир морских животных – основа рациона береговых народов. В суровых условиях Севера такое питание необходимо, чтобы получать достаточно энергии и для защиты от охлаждения. Самым сытным считается мясо моржа. Его варят и квасят традиционным способом (копальхен). В сыром и вареном виде едят мясо и кожу кита и белухи. Мясо нерпы засушивают. Рацион дополняют грибы, ягоды, коренья, травы, морская капуста.


Кита разделывают сразу же после того, как поймали.


Мантак – одно из любимейших кушаний морских охотников Чукотки.

Расположите перечисленные ниже гор в порядке увеличения абсолютной высоты их высочайших 2) большой водораздельный хребет 3) гималаи вершин начиная с гор наименьшей высоты 1) кордильеры

В школе "Олимпис" Илья выполнял тест. Мальчику нужно установить соответствие между материком и рекой, протекающей по нему.

Посчитайте, какой будет длина шоссе между двумя городами на карте с масштабом 1:20 000 000, если на карте с масштабом 1:5 000 000 она составляет 9 см: А-22,5 см Б-45 см В-4,5 см Г-2,25 см

Кухня жителей Крайнего Севера - кулинарные традиции и основные блюда северных народов

Народы Крайнего Севера (ненцы, эвенки, чукчи, эскимосы, коряки, саамы и др.) входят в разные этнические группы, изъясняются на разных наречиях и населяют огромное пространство Заполярья: от Чукотского до Кольского полуострова. Но, несмотря на эти и другие различия, благодаря сходным природным условиям их обитания, за многие века у северных народов сформировался единый тип ведения хозяйства, в основу которого были положены оленеводство, зверобойный промысел и рыболовство. Поэтому кухня народов Крайнего Севера имеет общие кулинарные особенности и традиции.

Не до жиру – быть бы живу!

Великий Гиппократ справедливо полагал, что пища сродни лекарству – все, что съедает человек, в его организме может преобразоваться, как в исцеляющий препарат, так и в яд. Северным народам при всей скудности пищевого сырья удалось создать своеобразное кулинарное направление, которое позволяет им не просто выживать в суровых субарктических условиях, но и избегать множества болезней. Многие европейские исследователи Крайнего Севера, отмечали, что пища коренных народов крайне однообразна, но при этом им не страшны цинга и авитаминоз, которым в этих широтах подвержены европейцы.

В кухне народов Севера практически отсутствуют первые блюда. Основными и чуть ли не единственными в рационе являются различные блюда из мяса, рыбы, которые часто употребляются без тепловой обработки и без гарнира. Как раз в этом, на первый взгляд, примитивном меню и содержатся главные секреты здоровья жителей субарктических территорий.

Кухня народов Крайнего Севера - кулинарные особенности и традиции

Во-первых, сытная, богатая на протеины, пища помогает коренным жителям поддерживать теплообмен, необходимый в суровом климате Крайнего Севера. Во-вторых, сырое мясо с кровью удовлетворяет потребность организма в витаминах С и В2, которые уберегают от цинги.

Еще одной особенностью кухни северных народов является отсутствие кухонной утвари из металла, которую с успехом заменяют горшки и пластины из камня (своеобразные сковороды), позволяющие готовить блюда на углях, золе, а также запекать мясо под давлением абсолютно без масла. Мясные навары и вареное мясо стали использоваться в субарктической кухне после освоения севера европейцами, но большой популярности такой вид пищи не получил.

Северная экзотика: мясо, рыба, ягоды

Мясо в кухне народов Заполярья занимает основную нишу и употребляется в трех видах: свежепарное мясо, строганина и сушеное мясо. Европейские путешественники, отведавшие свежепарное мясо (оленина, моржатина, тюленина, китовое мясо), отмечают его необычайную мягкость, нежность и приятный вкус.

Однако, нередко шокирующей неожиданностью для них становится тот факт, что такое мясо, а также жир и кровь, берут у еще неубитого, раненного животного. Чтобы не перебить необычную сладость свежепарного мяса, его едят абсолютно без соли.

Блюда кухни Крайнего Севера - Строганина

Строганину готовят из свежего мяса, которому позволяют слегка схватиться на морозе, чтобы оно не потеряло сочности. После чего мясо строгают длинными тонкими брусочками (стружками) и щедро заправляют различными острыми приправами местной флоры (ложечная трава, кресс, черемша, сарана).

В отличие от свежепарного мяса строганину присаливают, а также подают к ней квашеные или моченые полярные ягоды. Сушеное мясо готовится тоже без тепловой обработки, то есть высушивается исключительно ветром и морозом. Такое мясо обычно заготавливают впрок, оно играет роль своеобразного запаса и может храниться довольно долго.

Рыба как один из основных продуктов промысла жителей Крайнего Севера в их рационе также присутствует в большом количестве. Семга, лосось, омуль, щука и другие ценные виды подаются здесь в сыром, соленом, сушеном (юкола), мороженом (строганина) виде, а также запеченные в золе, но уж никак не в вареном и тем более не в жареном виде.

Кухня жителей Крайнего Севера - восполнение нехватки витамин за счёт ягод

К рыбе, как и к мясу, редко подается гарнир, который заменяют ягодами, травами или кореньями. С 20-го века под влиянием европейцев в меню коренных народов Крайнего Севера стали появляться грибы, считавшиеся ими ранее лишь лакомством для оленей.

Нехватку витамин в кухне жителей Крайнего Севера восполняют дикорастущие ягоды, коих в тундре огромное множество: голубика, морошка, клюква, воронья ягода, брусника, куманика, водяника. Дикий щавель, черемша, гусиная пажить, исландский мох и другие дикорастущие травы тоже являют собою богатые источники витаминов и микроэлементов, а также часто используются в блюдах в качестве консерванта и ароматизатора.

Запись опубликована в рубрике Колоритная культура с метками кулинарные традиции. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Читайте также: