В чем митрополит иларион видит основные заслуги князей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Митрополит Илларион возносит благодарность христианскому Богу за то, что Он не позволил людям находится во тьме. Бог Отец пожертвовал своим единственным Сыном, чтобы спасти народ от дьявола.

Митрополит призывает всех людей приклониться перед Богом и Его добрыми делами. Бог установил закон по которому нельзя поклоняться многим богам, а только верить в единого Бога. Также говорится о необходимости крещения, чтобы иметь возможность обрести вечную жизнь на Небесах.

Данное произведение повествует о законе, который дал Моисей; о благодати и истине Иисуса Христа и о результатах, которые дали как закон, так и благодать.

Давным-давно жил Авраам с женой Сарой, но долго не было у них детей. Это было великое испытание, посланное паре Богом. Тогда их рабыня Агарь родила Аврааму сына. Назвали ребёнка Измаил. Но, когда муж и жена состарились, даровал Бог им возможность иметь детей. Тогда родила Сара сына. Дали ему имя Исаак. Старший брат обижал младшего. Рабыня с сыном были изгнаны. Исаак стал единственным наследником своего отца. В тоже время иудеев прогнали и они разбрелись по всему миру.

Благодать Христова также распространилась на весь мир и многие люди крестились.

Благодаря крещению человек становится Сыном Божиим.

Затем Илларион рассказывает о Иисусе Христе и о его сущности. Он один из Троицы и обладает двумя сущностями: человеческой и божественной.

Иисус Христос сотворил много чудес и исцелений во время своего пребывания на земле. Об этом свидетельствуют притчи. Сын Божий заранее знал о своей предстоящей смерти. Иисус пришёл в Израиль, но Его там не приняли. Из-за этого иудейство пришло в упадок. Они предали своего же. Хотя народы, которые были языческими, поверили в Иисуса Христа.

Христос отправил своих учеников проповедовать всем народам и нести им благодать. Таким образом, христианская вера начала своё распространение по всей земле и достигла русских народов. Все люди, кроме иудеев, славят Христа.

Раньше языческие народы были слепы и глухи. Но, благодаря учению Христа, они находят спасение и обретают благодать Божию. Каждый народ восхваляет того учителя, который дал ему веру.

Русский народ обязан своим крещением князю Владимиру, который правил в то время на Руси. На него снизошла Божья благодать, и он крестил свой народ. Вместо идолов возводили храмы. От людей отошла тьма дьявольская.

Христос же сказал, что кто пойдёт за Ним, того Он введёт в Царство Отца Своего.

Подробный пересказ

Это литературное произведение является торжественной проповедью древнерусского священнослужителя митрополита Илариона.

Смысл речи митрополита указан в самом названии выступления: господство благодати над законом, которые тождественны христианству и иудаизму, Новому и Ветхому заветам, Иисусу Христу и Моисею.

В начале наставленья священнослужитель обратился к своим думающим и начитанным сторонникам, которые способны в силу понимания повернуть человека лицом к Богу.

А затем начал библейский рассказ о семейной жизни Сарры и Авраама. Сарра была обделена радостью материнства и посоветовала она мужу обратиться к рабыне Агарь для того, чтобы та родила от него дитя. Так родился Исмаил – ребенок связи рабыни и Авраама.

В это время Господь сошел на священную гору, где передал Моисею Закон (десять ветхозаветных заповедей). По представлению священника этот закон не был истиной в прямом понимании этого слова, а был лишь ее тенью.

По мнению проповедника, Благодать (а в этом образе Иларион видел Сарру) просила Бога сначала положить Закон, ей еще рано было спускаться на землю.

Рассказывая библейскую историю дальше, автор повествовал о том, что спустя несколько лет Сарра заметила, что ребенок рабыни Измаил обижает ее Исаака. Муж по ее просьбе прогнал Агарь вместе с Исмаилом. Иларион стремился донести мысль, что изгнание иудеев из родной страны – это параллель с изгнанием рабыни. Свет солнца побеждает свет луны, а Закон отступает перед Благодатью. Так Благодать существует над Законом.

Далее священник, сравнивая Библию и Евангелие, пришел к заключению, что принятие русским государством, как и другими странами, христианства было исполнением ветхозаветных законов.

Окончание своей торжественной литургии митрополит посвятил восхвалению заслуг русского князя, который не только сам постепенно пришел к пониманию христианства как будущего своей страны, но и привел к Богу весь русский народ.

Речь священнослужителя доказывает, что искусство слова обладает важным стремлением к постижению самого важного для человека.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Слово о законе и благодати

О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей

Продолжение после рекламы:

Примечания

Политико-правовая идеология Киевской Руси

Древнерусская политико-правовая мысль

Становление и развитие российской государственности в те годы происходило в сложных условиях: славянские племена, отстаивая свою независимость, постоянно находились в состоянии оборонительных войн. Естественно, что в политико-правовой мысли идеи независимости и единства русских земель становились ведущими.

Иларион (даты рождения и смерти неизвестны)– первый митрополит русского происхождения (1051-1055 гг.), церковный деятель, духовный писатель, христианский святой. Первоначальное образование получил в училище, созданном в Киеве еще князем Владимиром, где обучались дети знатных семей. Уровень образованности Иллариона говорит о том, что он, видимо, продолжил образование и в Греции. До избрания митрополитом[1] Иларион был пресвитером церкви в селе Ярослава Мудрого (село Берестово под Киевом). После смерти князя и последовавшего за этим смещения Илариона с должности митрополита о его судьбе ничего достоверно неизвестно, а в 1055 г. в Киев прибыл из Греции новый митрополит.

Свои политико-правовые взгляды Иларион изложил в проповеди, которая затем была записана. Проповедь эта состоит из четырех произведений:

· собственно размышления о Законе, Благодати, истине;

· Толкование символа веры и

· Запись, сделанная Иларионом по поводу его поставления митрополитом.

В своем труде Иларион проводит идею о равноправии всех христианских народов, подчеркивая, что время богоизбранности одного народа (период подчинения Закону) прошло и наступил другой период (период Благодати), когда христианство стало достоянием всех народов. Этим утверждением отвергаются притязания Византии на гегемонию в христианском мире.

Правосудие необходимо совершать по закону, но вместе с тем милостиво. Кроме суровых мер, Иларион советует применять моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека.

Идеи единства Русских земель получили свое дальнейшее развитие в древних русских летописях.

В основе первых древнерусских летописей лежали патриотические идеи самостоятельности и суверенности Киевского государства.

Возникновение русского летописания, отразившего древнейшее прошлое всей Русской земли, относится к княжению Ярослава Мудрого и связано с первыми попытками русских летописцев – монахов Киево-Печерского монастыря – утвердить в противовес Византии право Руси на церковную самостоятельность.

Киево-Печерский монастырь в XI–XIII вв. был очагом русского просвещения и центром недовольства по отношению к константинопольскому патриарху и к власти первых митрополитов – греков, посаженных Византией в Киеве.

Древнейшие русские летописи по своему содержанию и политической направленности не являлись однородными. Так, в сказании о крещении Руси получило выражение прославление церкви и освящение государственности, в ряде других сказаний – восхваление воинских подвигов князя Святослава.

Основной линией, проводившейся в летописях, являлось укрепление сильной княжеской власти в Киеве и подчинение других князей власти киевского князя во имя единства Русской земли.

, созданной в конце XI – начале XII вв.

Ее автором был, по предположению большинства исследователей, монах Киево-Печерского монастыря Нестор(ок. 1056–1114 гг.).

Целью летописца было прежде всего показать историческое место русского народа и его равноправность с другими народами, доказать, что русский народ имеет свое богатое историческое прошлое.

После обширного исторического введения о происхождении славян летописец переходит к вопросу об образовании Русского государства.

Перед летописцем стояла задача преодоления теории политической зависимости Руси от Византии. По этим теориям, которые распространялись первыми митрополитами на Руси (греками по происхождению), Русь обязана была своим существованием Византии.

Чтобы нанести удар политическому влиянию Византии и внушить враждующим между собою русским князьям мысль о единстве их интересов, в летописи был дан отпор византийской теории происхождения Русского государства. Следуя традиции средневековой историографии приписывать правящей династии иностранное происхождение, что должно было подчеркнуть мнимое беспристрастие княжеской или королевской власти, летописец включил в летопись легенду о призвании варягов.

В летописи приведен ряд обращений Владимира Мономаха к другим князьям с призывом обеспечить единство, необходимое для дружного отпора врагам, не губить Русскую землю раздорами.

Василий, но в нашу историю вошел именно как Владимир, как Красное Солнышко.Православная Церковь прославила Владимира в лике святых как равноапостольного русского князя, потому что он крестил Русь. Князь Владимир воспринял православное христианство, можно сказать, в готовом виде, и сразу же, как бесценный дар преподнес его русскому народу, чтобы разделить с ним обретение новой веры. вот то я читала.

Также наши пользователи интересуются:

Картинка с текстом вопроса от пользователя Леся Тучкова

Константин Ковалев-Случевский: Здравствуйте, владыка! Я с детства интересовался жизнью святого князя Владимира. Мы жили в атеистическом обществе, но мы читали былины. Это было так интересно, так захватывающе! Были и фильмы о Соловье-разбойнике, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, о Владимире, которого русский народ называл Красным Солнышком. Тогда, не будучи с детства воспитаны в православной вере, мы еще не знали, что это один из важнейших почитаемых русских святых, который именуется равноапостольным. Трудно себе представить насколько важно то, что сделал этот человек! Каждой нации, каждому государству, каждой стране нужно найти того, кто бы стал основой государства и образцом его управления. Таким стал для нас святой Владимир, который жил в X веке и крестил Русь, предварительно крестившись сам. Этот праздник мы не раз отмечали, я застал празднование 1000-летия Крещения Руси во всем его великолепии.

Однако некоторые наши современники, которые вполне образованны, например, журналист В.В. Познер, неожиданно заявляют, что Россия совершила ошибку, приняв Православие.

Митрополит Иларион: Думаю, что если необходимо, то возразить можно, но вряд ли заявления подобного рода стоит воспринимать всерьез. Мне кажется, что историческое значение князя Владимира заключается в том, что он сделал выбор не только за себя, но и за весь народ, причем не только для своего времени, но и на века вперед. Сегодня мы все являемся наследниками князя Владимира, в том числе и Владимир Владимирович Познер, процитированный Вами, который, возможно, и не носил бы этого имени, и его отец бы не был наречен в честь равноапостольного Владимира, если бы святой князь не крестил Русь. Неслучайно это имя на Руси пользуется такой популярностью — даже в советские годы оно было очень распространено, — ведь это имя нашего равноапостольного князя, который в крещении принял другое имя — Василий, но в нашу историю вошел именно как Владимир, как Красное Солнышко, как герой былинных рассказов.

Православная Церковь прославила Владимира в лике святых как равноапостольного русского князя, потому что он крестил Русь. Для Руси это крещение не было первым. Мы знаем, что в I веке апостол Андрей Первозванный проповедовал на Киевских горах. Нам также известно, что бабушка князя Владимира Ольга была православной христианкой и уже при ней на Руси открывались храмы и служили священники. Но именно князь Владимир объявил христианство государственной религией, то есть предопределил цивилизационный выбор не только России, но и Украины, Беларуси — всех тех народов, которые некогда составляли единую Святую Русь. Это был выбор в пользу просвещения, культуры, интеграции в европейское пространство, потому что христианство всегда было и остается неотъемлемой частью европейской духовно-культурной идентичности. Святой князь Владимир заложил основы того развития, которое продолжается до сих пор.

Константин Ковалев-Случевский: Вы сказали о европейском сознании и я с Вами полностью согласен. Очень удачно это сформулировал академик С.С. Аверинцев, который говорил, что Западная Европа пошла по пути Аристотеля (закон, священное право частной собственности, Рим, Ватикан), а Византия, в частности, Восточная Европа, пошла по пути Платона, то есть по не такому организованному, но более одухотворенному. Здесь мне кажется, князь Владимир совершил что-то невероятное, и если Рим до сих пор говорил на латыни, а Византия, ромеи — на греческом, то мы приняли православное христианство на церковнославянском языке Кирилла и Мефодия. Таким образом, когда говорят о Москве как о третьем Риме, то первым имеется в виду латинский Рим, вторым — греческий Константинополь, и третьим — Москва, которая является наследницей совершенно другой традиции. Может быть за это нас иногда недолюбливают?

Митрополит Иларион: Не будем забывать о том, что когда князь Владимир крестил Русь, Москвы как культурного и духовного центра просто не существовало. Князь Владимир крестил Киевскую Русь и все рождение нашей православно-русской цивилизации происходило там, на тех же самых Киевских горах, где проповедовал святой апостол Андрей Первозванный, и в тех водах Днепра, из которых потом православное христианство распространилось по всему лицу земли Русской.

Константин Ковалев-Случевский: Хотелось бы еще добавить по поводу выбора веры князем Владимиром. К нему ведь приходили и волжские болгары, у которых была очень развитая цивилизация, почти за век с лишним до этого принявшая мусульманство, торговавшая со всем миром.

В 70-е годы, будучи студентом-историком, я участвовал в раскопках в Крыму, в разных местах по побережью, и бывал в Херсонесе. Я могу представить храм, где крестили князя Владимира. Храм — корабль, который под ангельское, человеческое пение движется в Царствие Небесное. Конечно, и великолепие храма, и превосходное пение и атмосфера христианского братства — все это произвело на князя сильное впечатление.

Митрополит Иларион: Князь Владимир воспринял православное христианство, можно сказать, в готовом виде, и сразу же, как бесценный дар преподнес его русскому народу, чтобы разделить с ним обретение новой веры. С византийскими иерархами и священниками действительно пришли на Русь и благолепное пение, и богослужение, причем на славянском языке, который люди понимали, потому что за два столетия до этого равноапостольные Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык и Священное Писание, и основные богослужебные книги. Под влиянием Византии утвердился архитектурный стиль Киевской Руси, который со временем приобрел ярко выраженную национальную окраску. Была заимствована традиция византийской иконописи, которая со временем, благодаря творчеству таких выдающихся иконописцев, как, например, преподобный Андрей Рублев, становится глубоко национальным, самобытным явлением.

Что сегодня люди знают о Руси, о России и зачем сюда едут иностранные туристы? Трудно найти человека, который бы ни разу не слышал о турах по Золотому кольцу России. Люди интересуются достопримечательностями, восхищаются красотой храмов и монастырей.

Князь Владимир сделал выбор — единственно правильный — и подарил нам небо на земле, возможность строить храмы, участвовать в богослужении, подарил ту самую красоту, которую его послы увидели в Константинополе. В этом заслуга князя Владимира не только перед Церковью, но и перед всей нашей страной и народом.

Константин Ковалев-Случевский: Существует еще версия, что князь Владимир был опытным политиком и своеобразно хитрым человеком. Он пытался влиять на Византию, которая в то время была сильным государством, и принятие христианства было также связано с желание жениться на византийской царевне Анне, сестре правящих Византийских императоров, что он собственно и сделал.

Историки спорят, крестился он до свадьбы или после, но это не столь существенно. Важно другое: византийская принцесса была порфирородной, то есть рожденной в знаменитой комнате императорского дворца в Константинополе, — она имела право на престол. Теоретически был вариант после кончины ее братьев завладеть византийским престолом. Можно ли в таком случае утверждать, что светскость князя победила его духовность? О князе Владимире еще говорят, что до крещения он был ревностным язычником, мстительным и по-язычески жестоким, большим сластолюбцем. И вдруг такое преображение после крещения, такая глубокая и настолько разительная перемена, что можно даже подумать о принятии монашества и схимы. Что Вы думаете по этому поводу?

Митрополит Иларион: Я думаю, что благодать Божия действует по-разному. Иногда очень таинственным образом. Когда мы говорим о правителях государств, политиках, мы понимаем, что они всегда имеют в виду какую-то политическую конъюнктуру. Им часто приходится делать выбор, продиктованный не их личными желаниями и стремлениями, а тем, что они считают целесообразным, выгодным, полезным для своего государства. В этом смысле служение главы государства является жертвенным. Он должен думать не о себе, а о своем народе.

Когда князь Владимир принимал христианство, мы не знаем, какой фактор определил его выбор — его личный интерес или соображения государственной пользы. Но как бы то ни было, нам известно из исторических источников, что его жизнь круто изменилась. Он отпустил на волю своих многочисленных жен и наложниц, стал совершенно другим человеком, отказался от тех злых дел, которые совершал до принятия христианства. И неслучайно его называли Красным Солнышком, — народ не воспел бы его в сказаниях и былинах, если бы не любил за его доброту, за духовную красоту и духовную щедрость, а все это пришло к нему благодаря крещению. Поэтому с одной стороны, здесь на лицо некий политический выбор — это и выбор будущего страны и выбор, связанный с династией, престолонаследием, но в то же время это глубоко личное решение. Для Церкви это решение имеет огромное значение, и за свое великое деяние князь Владимир и был прославлен в лике святых равноапостольных угодников Божиих, ибо не просто для себя принял христианскую веру, но открыл свет веры миллионам людей.

Митрополит Иларион: Во времена князя Владимира и последующих нескольких веков никакого формального процесса канонизации не было. Люди просто почитали того или иного человека: святителя, преподобного, благоверного князя — и это почитание потом оформлялось в богослужение, посвященное этому святому. Его память вносилась в церковный календарь, а процесса, подобного тому, что существует сегодня, не было. И случалось так, что святость и значимость того или иного человека становились понятны только много веков спустя, а иногда это почитание возникало почти сразу же после его кончины, как это было с раннехристианскими мучениками, когда человек умирал за веру, и на его гробнице сразу же начинали служить Литургию, а его самого почитать как мученика.

Спасибо Вам, Константин Петрович, за то, что Вы были гостем нашей передачи.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Таня Масян




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: