В чем лермонтов находит сходство своей судьбы своего изгнания с судьбой тучек ответ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Михаил Лермонтов (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 149-151, 154-155, 157-160)

Проверьте себя

1. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?

Для обучения внука бабушка пригласила многих учителей (гувернёра-француза, бонну-немку, позже — англичанина), проходивших с Лермонтовым курсы греческого, французского и немецкого языков. Уже в Москве с Лермонтовым занималась Зиновьева, Солоницкий, Мерзляков.

2. Кто из писателей интересовал юного М. Ю. Лермонтова?

Ломоносов, Державин, Дмитриев, Озеров, Батюшков, Крылов, Жуковский, Козлов и Пушкин.

3. Какие предметы изучал поэт в пансионе?

Разные языки, искусство, нравственные, математические и словесные науки.

Размышляем о прочитанном

Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием: и тучи, и поэт покидали милый север и устремлялись в чужую южную сторону.

2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?

Различий намного больше. Даже в том, что тучки свободные, а поэт не может себе позволить такого, чего бы он хотел. У них нет родины, а у него есть.

3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?

Эти строки проникнуты терзаниями поэта. Это такие чувства, которые не подвластны тучкам.

4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?

Милый север и сторона южная. Употребление таких эпитетов указывает на истинную любовь Лермонтова к родине и отдаленность к югу.

Фонохрестоматия

1. Перечитайте стихотворение и ещё раз прослушайте и проследите, как меняется характер отношения лирического героя к тучам:

— в какой части стихотворения он мысленно сближает, объединяет себя с ними? Почему? В первой части, потому что она стал таким же изгнанником, как и они.

— в какой части это единение оказывается под вопросом, под сомнением? Во второй.

2. Как передаёт эту динамику, развитие чувств автора актриса?

Актриса передает эти чувства с помощью изменения тембра голоса, пауз, ритмики чтения.

3. Выучите стихотворение наизусть, подготовьте его выразительное чтение.

Размышляем о прочитанном

Потому что сюжет имеет схожесть с восточными сказаниями. Этот жанр подтверждает восточная колоритная лексика. Например: песочные степи, аравийская земля, пальмы, сыпучие пески, пустыня, ковры, вьюки, верблюд, походные шатры, смуглые руки, чёрные глаза, араб, фарис, караван, Пророк.

2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?

Я думаю, что они погибли потому, что роптали на Бога. Они были недовольны своим предназначением, что никто не видит их красоты.

3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?

Люди порубили пальмы, чтобы использовать их древесину для разжигания костра. Сказание заканчивается тем, что снова наступила тишина и покой, даже шуршанья листьев не слышно. Поэт хотел показать, как важно ценить свое предназначение. А также этот сюжет о бережнои отношении к природе.

Фонохрестоматия

1. Какое впечатление произвело на вас чтение актёром баллады Михаила Юрьевича Лермонтова?

Стихотворение мне очень понравилось. Оно передает внутреннее состояние Лермонтова на тот момент. Остро поднята тема одиночества.

Какие чувства переживали вы, слушая это лиро-эпическое произведение?

Я переживал за судьбу пальм. Когда я прослушал запись, то испытал такие чувства, как грусть, печаль.

2. Проследите, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актёра, когда он читает:

— описание оазиса в аравийской пустыне (I строфа);

— ропот пальм (II строфа);

— описание движущегося каравана (III строфа);

— гарцевание арабского всадника (V строфа);

— встречу гостей в оазисе (VI строфа);

— жестокую сцену гибели пальм (VII строфа);

— картину безжизненного пространства там, где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей (IX строфа).

В первой строфе интонация спокойная. Вторая строфа продолжает повествование. Ропот пальм актер передает протяжным голосом, чтобы выразить их мольбу. Третья строфа начинается с шепота, так как это звуки песка, а затем тембр понижается, а голос актера становится грубее. Пик тембра и интонации приходится на пятую строфу. Шестая строфа наполнена тревогой. Гибель пальм в седьмой строфе актер выразил волнением в голосе. Девятую строфу автор читает наиболее выразительно, выделяя каждое слово интонацией.

3. Поработайте над выразительным чтением каждой смысловой части баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении с определённостью звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады. Затем выразительно прочитайте всё стихотворение.

Размышляем о прочитанном

1. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ — о листке, о людях, о поколении? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным?

Я думаю, что это стихотворение имеет скрытый смысл. Через образ листка Лермонтов показывает не только свою судьбу, но и судьбу всего своего поколения.

Стихотворение наполнено эпитетами и олицетворениями, которые создают такое грустное настроение. Например: эпитеты (жестокою, гонимый, тоскою глубокой, бедный, суровой, пылен, жёлт, холодное) и олицетворения (прижался, молит, до срока созрел, ношуся один).

С помощью глаголов листок принимает образ гонимого странника, а чинара отвергает листок. Она показалась мне эгоистичной, не принимающей его слова в серьез.

Да, я считаю, что поэт выразил свои переживания через образ листка. Он также не мог себя найти, его гнали отовсюду, отправили в разные ссылки.

Я понимаю выражение “до срока созревший” - умен и опытен не по годам.

3. Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками самого стихотворения. Как вы это объясните?

Я думаю, что листок понимает, что будущего нет и просит приюта у чинары, но и она прогоняет его. После чего он говорит такие строки:

“Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.”

Это значит лишь одно - листок признал свое поражение в этой битве с судьбой.

4. Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?

Я сочувствую листку. Он ищет не только свое пристанище, но и самого себя. Ему нужно было найти лишь на время приют, но гордая чинара отказала. Тем самым, обрекла его на верную смерть.

Фонохрестоматия

Актер мастерски меняет интонацию голоса, тембр, делает паузы и логические ударения.

2. Совпадает ли ваше отношение к красоте любимицы солнца чинары с отношением актёра? Почему?

Не совпадает, потому что и листок, и чинара - растения. Нельзя превозносить себя только по внешнему виду. Нужно показать свою человечность, а чинара этого сделать не смогла.

3. Какое впечатление произвело на вас прослушанное стихотворение? К кому из персонажей вы прониклись сочувствием? Почему?

Стихотворение лиричное. Мне понравилось. После прослушанного, я еще больше стал жалеть листок, что вот так порой судьба зависит от решения других.

4. Очень кратко в одном четверостишии описана судьба листка, но читатель и слушатель проникаются сочувствием к нему. Какие невзгоды, удары судьбы он испытал?

У него не было цели в жизни, сна и покоя.

Я считаю, что первую строфу нужно прочитать спокойным голосом, слегка нараспев. Вторая строфа, а это описание чинары, должна быть прочитана повышенным тембром, с нотками радости. Так как чинара - любимица солнца, нужно показать соответствующее отношение к ней. Третья и четвертая строфа - обращение листка. Здесь нужно показать всю гамму чувств: грусть, разочарование, мольба о помощи. Чтение должно быть распевным, полушепотом с интонационным выделением каждого слова. Пятая и шестая - ответ чинары. Это и есть финал и решение судьбы листка. Эти строки нужно читать ритмично, с паузами и ударением.

Размышляем о прочитанном

Утес-великан занял бы большую часть рисунка, а золотая тучка была бы маленькой и яркой.

2. Выучите это небольшое стихотворение наизусть. Выразительным чтением передайте заложенный в стихотворение мотив одиночества и печали.

3. Какой бы вы сделали рисунок к этому стихотворению? Расскажите об этом.

Я бы взяла ватман для этого рисунка. Нарисовала бы пустыню, а посередине огромный утес. А сверху него было бы золотая тучка.

Литература и другие виды искусства

Как вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей этого произведения?

Как стихотворения, так и картины могут восприниматься людьми по-разному. А вот музыка способна передать настроение более точно.

Фонохрестоматия

1. Как вы знаете, поэзия часто наделяет образы природы характерными чертами людей. Что вы можете сказать о характерах тучки и утёса?

В этом стихотворении, как и в многих других Лермонтов поднимает тему одиночества. Тучка ночевала, а утром ушла дальше “весело играя”, а утес остался один в большой пустыне.

2. Прочитайте первое четверостишие (строфу) так, чтобы была понятна ваша характеристика тучи. Совпадает ли она с характеристикой, данной в чтении актрисы? Если нет, то в чём различие?

Мое прочтение не совпало с чтением актрисы. Так получилось потому, что она прочитала эти строки повышенной интонацией с нотками радости.

Я думаю для того, чтобы добавить драматизм в эту ситуацию.

4. Прочитайте стихотворение вслух, постарайтесь выразить светлое, радостное настроение, которым окрашена первая строфа, безысходное горе одиночества, переданное поэтом во второй строфе.

Совершенствуйте свою речь

2. Какие художественные средства помогают выразить страдание и сочувствие, осуждение? Расскажите об этом на примере одного из прочитанных стихотворений Лермонтова.

Для того, чтобы выразить различные чувства Лермонтов использует эпитеты и метафоры. Например в стихотворении “Утес”: эпитет “влажный след” и метафора “утес плачет”.

поэта и тучек? 3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения? 4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?

Ответ или решение 3

1. Поэт видит в тучках таких же одиноких странников, как и он, видит сходство между тучами и своим изгнанием : они покинули "милый север" и отправились в чужую сторону. 2. Так как у тучек нет родины, они не знают понятия "изгнание", они не знают привязанности и дружбы. Поэт наоборот, живет среди общества и подчиняется его закону. 3. Поэт чувствует себя изгнанником. При помощи слова "будто", он ассоциирует себя с тучками, их общей судьбой. 4. В описании присутствует такой эпитет как "милый север"-отношение теплое, это родная сторона, когда как о юге пишет равнодушно "сторону южную".

1. Поэт видит в тучках таких же одиноких странников, как и он, видит сходство между тучами и своим изгнанием : они покинули "милый север" и отправились в чужую сторону. 2. Так как у тучек нет родины, они не знают понятия "изгнание", они не знают привязанности и дружбы. Поэт наоборот, живет среди общества и подчиняется его закону. 3. Поэт чувствует себя изгнанником. При помощи слова "будто", он ассоциирует себя с тучками, их общей судьбой. 4. В описании присутствует такой эпитет как "милый север"-отношение теплое, это родная сторона, когда как о юге пишет равнодушно "сторону южную".

Я бы не сказала, что Лермонтов в своем стихотворении "Тучи" проводит параллель между своей судьбой и тучами. скорее наоборот, тучи в этом стихотворении противопоставляются образу поэта-изгнанника.

Тучи в описании Лермонтова свободные и вечные странники,которые летят с севера не потому что их кто-то прогнал или потому что им наскучили "бесплодные нивы", а просто потому что такова их природа - вечно мчаться по небу.

Автор спрашивает у туч, не такие же они изгнанники как и он, но сам же дает ответ на свой вопрос - нет, тучи свободны, в то время как он прикован к чужой земле, и не может вернутся на милый север, как бы этого не хотел

В стихотворении "Тучи" Лермонтов спрашивает у несущихся по небу туч, не являются ли они тоже изгнанниками, интересуется чья воля послала их на юг, заставила покинуть милый север. Ведь сам поэт в это время был изгнанником, ссыльным и остро переживал разлуку с родиной.

Но тучи не были изгнанниками, они вольные, свободные, вечные странники, у которых нет родины, и потому нет особой связи между судьбой поэта и "судьбой" тучек.

В стихотворении "Листок" Лермонтов рассказывает о том, как дубовый листок был оторван от родной ветки и гонимый бурей докатился до моря. Там он увидел прекрасную молодую чинару и попросил приютить его, несчастного странника, среди ее зеленой листвы. Но чинара отказала листку, потому что ей были неинтересны его рассказы и ей был неинтересен сам усохший и пожелтевший листок.

Это стихотворение - аллегория. В нем Лермонтов описывает под видом странствий листка странствия человека, оторванного от Родины. Этот человек ищет приюта в чужих краях, но ни где он не нужен.

Грустным это стихотворения делают эпитеты Отчизна суровая, Бедный листочек, сравнение листка со Странником и пришельцем.

В стихотворении Лермонтова "Листок" главный герой, дубовый листок, так говорит о себе, когда встречается с чинарой: "До срока созрел я". В этих словах листок высказывает сожаление о том, что он так мало повисел на ветке родного дуба, что он внезапно пожелтел, гораздо раньше положенного срока, когда остальные листья еще зеленеют на ветках, и был сорван ветром. Он сожалеет о том, что его настоящая жизнь практически закончилась и ему остается только лететь тужа, куда его гонит ветер, сохнуть и вянуть.

Листок сетуют на жестокую судьбу и просит чинару укрыть его своими зелеными листьями, обещая свои чудесные рассказы.

Стихотворение Лермонтова "Три пальмы" описывает ситуацию, которая наверное хорошо знакома всем - пришли люди отдохнуть в лес, разожгли костер, веселились, намусорили, наломали дров и ушли.

Точно также и люди из арабского каравана, которые встретили на своем пути оазис с тремя гордыми пальмами повели себя некрасиво.

Они веселились, они пили вдоволь воды из ручья, а когда пришла ночь, то разожгли костер. Для костра они конечно же взяли единственное дерево, которое у них было - срубили три пальмы.

Получается, что напрасно просили пальмы бога о путнике, которого могли бы порадовать. Путники были им дарованы очень неблагодарные.

Сценарий мультфильма "Три пальмы" по стихотворению Лермонтова по кадрам:

  1. Пустыня, пески, синее небо и яркое солнце
  2. Вдалеке видны три дерева
  3. Камера надвигается. Три пальмы и виден родник.
  4. На заднем плане из-за бархана показывается верблюд
  5. Возле пальм расположился целый караван
  6. Веселье арабов, верблюды пью из ручья
  7. Солнце приблизилось к горизонту. Араб достает топор.
  8. Арабы рубят пальмы со всех сторон.
  9. Горит в ночи яркий костер, выхватывая лица арабов и верблюдов.
  10. Снова солнце и песок, остатки костра и три пенька.

Весь мультфильм сопровождает музыка из сюиты Римского-Корсакова "Шахерезада" или любая восточная мелодия.

Прежде всего вспомним, какие стихотворения Лермонтова и Пушкина включены в школьную программу для 5 и 6 классов.

за мир

Стихотворение Лермонтова написано в поздний период его творчества. Это был апрель 1840 г. Тогда поэта ожидала вторая ссылка на Кавказ из-за дуэли с сыном посла Франции де Баранта. Очевидцы рассказывали, что Лермонтов написал этот стих в день отъезда из Санкт-Петербурга. У него был прощальный вечер с друзьями на квартире у Карамазовых. Поэт тосковал при мысли о скорейшей разлуке с родной землей и друзьями. На написание стихотворения его вдохновили тучи, которые проплывали над Невой и Летним садом. Этим стихом завешается его сборник, который был опубликован в 1840 г.

Облака - как тучки пролетая

Это период, когда Лермонтов боролся с отчуждением, которое было у его личности с окружающим миром. Именно в произведении, созданном им в этот период творчества, отражаются ключевые для свойственной ему лирики темы. А это одиночество и свобода. В стихах изображено страдание лирического героя, который вопреки своей воли стал изгнанником.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Произведение разделено на три строф-четверостиший и основано на примере сравнения. У лирического героя ощущения своего внутреннего родства с бегущими тучами. В первой строфе есть такое сравнение:

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники.

Анализ стихотворения Тучка

Тучки в небе над рекой

Произведение имеет философский подтекст, заключающийся в идее о разобщенности между человеком и природой. Данную мысль поэт проявляет неявными противопоставлениями в стихе, например:

  • свободную природу – с зависимым от властей поэтом-изгнанником;
  • бесчувствие туч – со страданиями героя;
  • холодность туч – пламенностью чувств героя.

Люди не знают, как жить в гармонии с окружающим миром, а потому они не могут не принять обиды, желания и страсти, подняться, как тучи, над суетливым миром.

В чем различия судьбы поэта и тучек? Тучи представлены в стихе вечными странниками, вечно прохладными, свободными, без родины, не знающими изгнания, о чувстве привязанности и дружбе. Поэт же, наоборот, вынужден жить в людском обществе и подчиняться его законам.

+

9 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 9

+

+

тучки такиеже странники как и он сам он тоже путешествуют у них нету своей родины поэтумо их не выгоняют также и с Лермонтовым

Ответ

+

Ответ

+

. Поэт видит в тучках таких же одиноких странников, как и он, видит сходство между тучами и своим изгнанием : они покинули "милый север" и отправились в чужую сторону. 2. Так как у тучек нет родины, они не знают понятия "изгнание", они не знают привязанности и дружбы. Поэт наоборот, живет среди общества и подчиняется его закону. 3. Поэт чувствует себя изгнанником. При слова "будто", он ассоциирует себя с тучками, их общей судьбой. 4. В описании присутствует такой эпитет как "милый север"-отношение теплое, это родная сторона, когда как о юге пишет равнодушно "сторону южную".

Ответ

+

2. какие различия есть в судьбе поэта и тучек?

3. о каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?

поэт испытывает чувства, труднодоступные тучкам: он мучается, его истязают страсти, горечь от осознания чужой зависти, злости и инсинуации.

4. как эпитеты определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?

Читайте также: