В чем философский смысл высказывания русского биолога мечникова садовник или скотовод кратко

Обновлено: 06.07.2024

3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?

Человек, как социальное существо имеет:

- умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;

- способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;

- способность к самопознанию и саморазвитию;

- способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.

4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Самореализация - это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Американский учёный А. Маслоу (1908 - 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.

Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.

Человек часть как общества, так и природы.

На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.

Вопрос:

Подробный ответ:

Жизнь не статична, а динамична - в этом и весь секрет высказывания. Поэтому на одно и то же событие с участием разных людей, в разное время могут быть отличные обоснования и пути решения. Философия - это прежде всего рефлексия. А рефлексирующий человек будет отталкиваться не от установок, а от ситуации. Поэтому здесь очень важна гибкость, умение подобрать для конкретного события свой сценарий решения проблемы, индивидуальный подход.

Я отношусь к жизни именно таким образом. Поэтому стараюсь не судить и тем более не давать советов применительно к ситуации, если не знаю людей, не знаю деталей. Очень легко оценивать по факту случившегося. Но меньше всего люди стремятся понять мотивы поведения. Есть выражение


Вот а человек часто пытается оценивать другого или любые внешние события жизни со своей колокольни. Это утопия.

В чём философский смысл следующего высказывания: "Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и ученый-филосов не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить ее ко благу людей"?Каково ваше отношение к данной точке зрения?

Мечников как ученый-биолог, а так же строгий материалист не признавал моральной отвественности за опыты над человком и его микробиологией. Во многом из-а этого ему пришлось даже переехать из Российской империи в более толерантную Европу.

Ну и потом это были еще те времена, когда человек воспринимал природу как нечто, что нужно покорить и обуздать - это значительно позже, когда уже покорили и обуздали, возникли острые вопросы этики и экологии, которые издавна ставились религией и традицией.

Мечников, конечно, рассматривал дело так, что методы будут применятся исключительно улучшающие жизнь человека, делающие его жизнь более счастливой. Он как идеалист конечно не принял во внимание, что главным мотивом внедрения технологий в первую очередь является страх смерти или погоня за наживой (т. е. то, что называется традиционно грехом) .

Но снова вспомним, что тогда, в 19 веке, эти вопросы - этики и экологии - еще не стояли - природа не требовала не только заботы, но и вообще какого-то такта в отношении к себе.

Тут скорее не вопрос философии, а вопрос спора прогресса и традиционности.

В чём философский смысл выражения русского биолога И. И. Мечникова: Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений либо животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а обязан поменять её ко благу людей? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

  • Анатолий Балгурин
  • Гуманитарные вопросы
  • 2019-11-04 07:53:01
  • 1
  • 1

На теперешний денек человек сам видоизменяет природу, а в недавнешнем прошедшем человеку самому приходилось адаптироваться к природе. Сегодня мы лицезреем, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые оказывают влияние на развитие природы. Но экологические препядствия Земли явны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предугадать последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек обязан изменять природу, но не в вред природе.

Читайте также: