В 30 х гг в системе народного образования функционировали какие 3 типа школ

Обновлено: 16.05.2024

Дошкольное

В системе дошкольного образования Советского Союза частных детских садов не существовало. Все учреждения были муниципальными (государственными) или ведомственными - принадлежащими предприятиям: заводам, колхозам, фабрикам и т. д. Их курировали местные органы образования и здравоохранения.

Разветвленная система дошкольных учреждений в СССР состояла:

  • из яслей - в них воспитывались самые маленькие - от двух месяцев до трех лет;
  • детсадов - они принимали трехлеток и до семи лет готовили их к поступлению в первый класс, постепенно переводя из младшей группы в среднюю, старшую и подготовительную;
  • яслей-садиков - комбинатов, под одной крышей объединявших два предыдущих типа заведений.

С воспитанниками дошкольных учреждений работали опытные педагоги и няни. Детей приучали к здоровому образу жизни, а культурное развитие шло в ногу с директивами компартии и постановлениями правительства, которые руководили всей системой образования в СССР.

Школьное

Ученики советской начальной школы

Средняя общеобразовательная школа за время существования СССР несколько раз трансформировалась в соответствии с реалиями изменявшейся жизни, все модификации были нацелены на повышение уровня образованности новых поколений.

В первые годы советской власти общее и профессиональное образование не разделялось: в единых трудовых девятилетних школах РСФСР овладение азами теоретических знаний и ремеслом проходило параллельно. Обучение велось по двум ступеням: первой -пятилетней, второй - четырехлетней. Дополнительно в 1919 г. при средних специальных и высших учебных заведениях открылись рабфаки - рабочие факультеты, готовившие малограмотных пролетариев и крестьян к учебе в вузах. Они просуществовали до середины 30-х годов и за ненадобностью были упразднены.

В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним и трехэтапным:

  • начальным - с 1 по 4 класс;
  • неполным средним - с 5-го по 7-й;
  • средним - 10 классов.

Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ:

  • Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений;
  • школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование.

В 1958 году структура среднего образования изменилась: начальными классами стали первые три, средними - с четвертого по восьмой, старшими - девятый и десятый.

В этом же году открылись первые техникумы, а школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, заменили профессионально-техническими училищами (ПТУ), куда для приобретения трудовой специальности можно было поступить после 8 классов.

Для оказания поддержки неполным, многодетным и малообеспеченным семьям развивалась система интернатов, в которых дети жили в течение рабочей недели, учась, как в обычной школе, а на выходные отправлялись по домам. Во всех общеобразовательных школах ввели группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие дедушек и бабушек, находились в школе после окончания уроков до вечера, полноценно питаясь и делая домашние задания под присмотром учителей.

Реформированная в 1958 г. система среднего образования в СССР в неизменном виде сохранялась до развала страны и была признана многими зарубежными авторитетными деятелями просвещения лучшей в мире.

Высшее

Студенты советского вуза на лекции

Вершина системы образования в Советском Союзе - комплекс высших учебных заведений, которые выпускали высококлассных и всесторонне развитых специалистов для каждой сферы народного хозяйства. В стране успешно функционировало более восьми сотен университетов и институтов:

  • политехнических;
  • сельскохозяйственных;
  • педагогических;
  • медицинских;
  • юридические;
  • экономических;
  • искусств и культуры.

Институты готовили кадры преимущественно для промышленности, а университеты в основном занимались обучением специалистов по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Вузы выпускали грамотных профессионалов и одновременно служили базой для научной работы, поскольку были оснащены исследовательскими классами и лабораториями, где ставились опыты, велась разработка техники для производства и бытовых приборов. Студенты активно участвовали в новаторской деятельности, но главным занятием для них все же была планомерная учеба. Молодым людям выплачивалась стипендия, размер которой зависел от успеваемости и загруженности общественной работой.

В целях увеличения доступности высшего образования всем слоям населения в СССР впервые в мире стали применять заочную форму обучения.

Несмотря на идеологизированность системы образования в СССР, ее эффективность, особенно качество инженерно-технической подготовки, отмечали даже политические оппоненты Советского Союза.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности форм организации обучения в советской школе 1920-1930-х годах. Вы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Особенности форм организации обучения в советской школе 1920-1930-х годах. Вы.

Реформа школы 20-30-х гг. - это начальный и основополагающий период в строите.


Первое Всероссийское партийное совещание по народному образованию (31 декабря.

Первое Всероссийское партийное совещание по народному образованию (31 декабря 1920 года - 4 января 1921 года) Совещание признало необходимым установить вместо девятилетней школы с двумя ступенями в качестве основного типа семилетнюю школу с двумя концентрами: первый - 4 года, второй - 3 года. Основной формой профессионального образования юношества совещание признало техникум (индустриальный, сельскохозяйственный, экономический, педагогический и др.) с четырехлетним сроком обучения. Сохранялись школы II ступени с пятилетним сроком обучения, с подразделением на два концентра: первый-3 года, второй-2 года.

К 1922 году сложилась более гибкая школьная система по сравнению с принятой в.

К 1922 году сложилась более гибкая школьная система по сравнению с принятой в 1918 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы, всего 9-10 лет обучения. Положительной стороной этой школьной системы было то, что каждый концентр, представляя ступень, ведущую вверх по общеобразовательной школьной лестнице, являлся в то же время и основанием для дальнейшего профессионально-технического образования. Школа I ступени являлась базой для школ низшего профессионального образования: профшкол, фабзавуча, учебно-производственных мастерских и т.п.; семилетняя школа - для средних и профессионально-технических учебных заведений: индустриальных, сельскохозяйственных, педагогических и других техникумов; девяти-, десятилетняя школы служили основой для дальнейшего, высшего образования.



С 1923/24 учебного года в сельских местностях на базе школы I ступени стали в.

С 1923/24 учебного года в сельских местностях на базе школы I ступени стали возникать школы крестьянской молодежи (ШКМ) с трехлетним сроком обучения. В 1925 году создаются первые фабрично-заводские семилетки (ФЗС), получившие широкое распространение к концу 1929 года и ставшие основными общеобразовательными школами в период 1930-1934 годов.


В этот период возникали (1921) и бурно развивались школы фабрично-заводского.

В этот период возникали (1921) и бурно развивались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Они имели четырехлетний срок обучения и наряду с профессиональной подготовкой обеспечивали и общее образование в объеме семилетней школы.

В результате в РСФСР сложилась следующая система школьного образования: начал.

В результате в РСФСР сложилась следующая система школьного образования: начальная школа (I ступень) с четырехлетним сроком обучения; семилетняя школа как фундамент всей школьной системы; школа II ступени (девятилетняя средняя школа) с профессионализированным вторым концентром (в ряде школ); фабрично-заводские семилетки (ФЗС) - разновидность семилетней школы в промышленных центрах и районах; школа крестьянской молодежи (ШКМ), являющаяся продолжением школы I ступени для сельской молодежи; школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих-подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы; рабочий факультет, дававший среднее образование рабоче-крестьянской молодежи, поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заведения1.

К концу 20-х годов сеть школ и число учащихся было значительно выше, чем в 19.

К концу 20-х годов сеть школ и число учащихся было значительно выше, чем в 1914 году. Еще важнее было то, что росла сеть не только начальных школ, но и семилетних и средних. С 1922 по 1926 год число учащихся в семилетних школах выросло более чем в 3 раза - с 180 тыс. до 635 тыс. человек. 2 XVI съезд Коммунистической партии, проходивший в 1930 году, признал основной задачей проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидацию неграмотности. К этому времени грамотность населения сильно возросла (с 33% в 1916 году до 62,6% в 1930 году), но более 1/3 населения Советского Союза все еще оставалось неграмотной, а в сельских местностях этот процент был намного выше3.

14 августа 1930 года Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных.


Ввести с 1930-1931 г. всеобщее обязательное начальное обучение детей (мальчик.

Ввести с 1930-1931 г. всеобщее обязательное начальное обучение детей (мальчиков и девочек) в объеме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательное прохождение всего курса семилетней школы для всех детей, оканчивающих школу I ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окончивших в 1929-1930 г…

Обязанность посылать в школу детей, для которых введено обязательное обучение.


Вывод: Принципы, заложенные советским правительством в основу образования в 2.

Вывод: Принципы, заложенные советским правительством в основу образования в 20-30-х гг. прошлого века, применяются и в школе нашего времени, дополняя систему нововведениями, актуальными для современного образования.

Литература: 1.История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Кон.

Литература: 1.История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов и др. – 355-357с. 2. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. Под. ред. А.Н.Алексеева. – 108с. 3. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. Под. ред. А.Н.Алексеева. – 161с 4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под. ред. И.Васильевой. – 373с. 5.История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов и др. – 353-355с. 6. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов и др. – 377-379с.

Аватар

В школу были возвращены старые, осуждённые после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники.

Аватар

В системе народного образования происходили следующие изменения:

1) В начале 30 — х гг. – всеобщее обязательное четырехлетнее начальное обучение;

2) В 1937 г. — обязательное семилетнее обучение;

3) Возврат старых методов обучения: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина;

4) Тщательная переработка школьных программ, создание новых учебников по утвержденным стандартам;

Урок-лекция На тему "образовательные реформы 1930-х гг. в СССР" позволяет старшеклассникам рассмотреть основные аспекты образовательное политики, причины и основные направления изменений, позволивших создать советскую школу высокого качества и образца.

Содержимое публикации

Методические разработки по проведению урока истории

в старших классах средней школы по теме:

Тип урока: урок-лекция.

Обоснование целесообразности урока-лекции.

Проведение урока-лекции в старших классах целесообразно с точки зрения необходимости изложения объемного теоретического материала изучаемой темы. Наиболее приемлемым является использование обзорной лекции, в ходе которой учитель имеет возможность осветить различные аспекты образовательных реформ, проводимых в СССР в 1930-х гг. Подача информации должна происходить крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц.

- обучающая: раскрыть организационную роль образовательной политики СССР, раскрыть основные этапы и их содержание реформ, объяснить состояние уровня населения, которые способствовали бы повышению их культурного уровня;

- воспитательная: использовать материалы урока-лекции в целях патриотического и эстетического воспитания учащихся путем демонстрации примеров общественно направленного действия государства, выстраивающее полностью образованное общество, воздействия на умы и отношение к образованности, труду, государству советских людей. При этом учитель должен подчеркивать преемственную связь этих традиций и системы образования с жизнью современного российского общества.

Структура урока-лекции по данной теме состоит из следующих этапов:

1. Вводно-мотивационный этап урока: создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции.

2. Основной: изложение учителем материала по теме и усвоение его учащимися, выделение опорных знаний и умений, их оформление путем конспектирования учащимися материала лекции.

3. Заключительный: постановка домашнего задания и приведение списка рекомендуемой литературы.

1. Вводно-мотивационный этап урока.

Определение цели урока-лекции: рассмотрение основных этапов реформирования образования в 1930-х гг.

Выдвижение задач урока-лекции:

- характеристика основных предпосылок и противоречий возникший к началу 1930-х гг., структурные и кадровые изменения образовательной системы и их особенностей в период 1929-1930-х гг.;

- раскрытие сущности образовательной политики среди взрослых, восприятии этого населением и роли в развитии страны;

- изучение основных проблем, направлений и итогов образовательных реформ.

2. Основной этап урока.

1.Основные предпосылки и противоречия, вызвавшие необходимость реформирования системы образования.

2. Система образования всего населения и особенности взаимодействия общества и правительства.

3. Основные направления и результаты образовательных реформ 1931-1939-х гг.

Рекомендации учителю при изложении вопросов лекции.

Учитель поясняет, что в 1920-х гг. основной целью образования стала помощь в социалистической революции, для обеспечения возможности быстрейшего преодоления экономической и культурной отсталости страны. Скачок в образовании дал бы скачок в культурном отношении, культурная революция, включала широкий комплекс задач социалистического и коммунистического строительства в области культуры. Образованию в культурных преобразованиях отводилась особая роль как социальному и не менее важно идеологическому институту и инструменту коммунистического воспитания.

Для усиления эмоциональной эффекта может быть показаны фрагменты фильмов, демонстрирующие что как во время Гражданской войны взрослые самообразовывались. Так же примером может служить плакаты посвященные ликвидации безграмотности и важности знаний.

Далее стоит акцентировать внимание, к концу 1920-х гг. эта стратегия образования, направленная на развитие личности учащегося, шла в разрез с коммунистической идеологией, в которой ребенок рассматривался инструментально, а образование как основа формирования личности трактовалась как механизм, общественно-исторических тенденций развития.

Примером может так же служить обстоятельства на местах. Многочисленные источники свидетельствуют о провале наркомпросовской политики: специальные обследования, проведенные самим Наркомпросом и его местными отделами народного образования; отчеты инспекторов; высказывания учителей и администраторов на конференциях по образованию; наблюдения, сделанные во время командировок по школам С. Т. Шацким, Б. П. Есиповым, членом Педагогической секции с 1923 г., и М. С. Эпштейном, заместителем комиссара просвещения. Было выявлено, что учителя начальных и средних школ, в основном, продолжали обучение по старому учебному плану и придерживались традиционных методов. Преподавали традиционные предметы, использовали диктанты, тренировочные упражнения, заучивание наизусть, экзамены, оценки, наказания. В большинстве случаев комплексный метод оставался лишь на бумаге. Многие школы, заявляли о внедрении у себя нового метода, но на практике использовали его для прикрытия работы по традиционному учебному плану.

В 1928–1929 гг. развернулась педагогическая дискуссия, инициируемая В. Н. Шульгиным и М. В. Крупениной. Стала звучать идея, что учиться можно и вне школы, которая, таким образом не является единственным источником знаний. Вывод следовал, что организованная школа постепенно отмирает. Закрывались экспериментальные школы и площадки.

2. Учитель определяет, что последующая компания по модернизации системы образования, приобретала все более политизированный и идеологизированный характер. На смену демократический и футурологический характер предыдущего период перестал отвечать основным критериям со стороны государственного аппарата. Все это вело народное образование к ситуации безальтернативного выбора, где быть в автономии, не то что не выгодно, а именно не возможно было. Но перед тем как рассмотреть непосредственно структурные изменения, стоит расширить идеологических и философских концептов, происходящих реформ.

Во-первых, проводимые кадровые изменения на посте министра просвещения от А.В Луначарского, к А. С. Бубнову и в период 1937-1940- х гг. А.П. Тюркин соответственно.

В-третьих, окончание идеологизации общества, и встраивания образование в систему целостного общества СССР.

Далее учитель должен сказать, что жалобы учителей приводили к укреплению сталинской диктатуры. Так при малой организованности и обеспечения на местах и возросла ответственность учителя кроме школы, в общественной деятельности: участие в собраниях партии, агитации за коллективизацию, борьба с безграмотностью. Все это в совокупности приводило к желаю сильного волевого решения, которое бы пошло против сложившихся обстоятельств. Что, стало весьма удобным инструментов в руках руководителя страны.

Недостатком можно считать, проблему кристаллизации общества, где встроились и архаичные элементы, не позволяющие проводить в дальнейшем новый этап реформирования, т.е. достигнутый результат давал возможность рядовым гражданам обучаться, повышать квалификацию, но без возможности каких либо политических или идеологических подвижек с их стороны.

3. Далее учитель предлагает работу с раздаточным материалом. Ученики выписывают из раздаточного материала резолюции и постановления касающихся образования; классифицируют их по группам; с помощью учителя выводят основные выводы по различным основаниям.

Результат должен быть следующим:

Для всей страны были установлены единые типы общеобразовательной школы:

2. неполная средняя – 7 классов (с 1 по 7) для учащихся от 8 до 15 лет;

3. средняя школа – 10 классов (с 1 по 10) для учащихся от 8 до 18 лет.

Так же, учитель и ученики делают совместный вывод: в стране была установлена единая система общего образования,

установлению большего порядка в работе школы, совершенствованию классно-урочной системы, укреплению единоначалия и повышению авторитета руководителей школы неполными средними и средними школами — в директоров.

Ученики на основе проделанной работы должны прийти к выводам, что: органы Наркомпроса пришлось выработать оперативность, конкретность и дифференцированность управление народным образованием, с учетом хозяйственных, политических и идеологических особенностей отдельных областей и районов. в 1930-х годов в советской школьной системе происходили важные преобразования, причем их характер можно определить как Поэтому комплекс мер с 1930-1939 гг. определил, на долго вперед программу дальнейшего ее развития в соответствии с потребностями общества и государства. Документы, резолюции, положения партии и правительства о школе, Высшей школе, принятые в этот период, охватывали широкий круг вопросов.

Учитель подводит итог: в период 1929-1939 -х гг. количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось с 13 515 688 ч. в 1929/30 гг. до 31 517 375 ч. в 1938/39 гг. соответственно Т.е., по сути, обучаться в школах стало в 2,5 раза больше детей. К тому же это обеспечивалось налаженной системой посещения. Чего не было в 1920-х г. Изменения коснулись и закрепились в образованности и грамотности взрослого населения. Так согласно переписи 1939 года приводит нас к цифре в 87,4 %, при весомом разрыве между городом и селом. Что является показателем охвата практических всего населения от 7 лет до самого старшего поколения. Вклад в эти же данные внесли и высшие учебные заведения, дающие охват, всего зрелого населения, в каждом ВУЗе выстроена четкая организация, системность проведения занятий, жесткий и продуманный отбор преподаваемого материала. Общее количество высших учебных заведений на момент 1932-33 гг. составило — 832, с 504 000 количеством студентов. Это порождало новое поколение советских людей: трудящихся, образованных и немаловажно, идеологически подготовленных.

Общество и государство в заказе на образование приходят к определённому балансу. Население стало не только понимать, но и ощутило на себе изменение вызванные реформами, стабилизация и переплетения с традиционными элементами мышления людей, позволили людям не только получать профессию, желаемую профессию, но и находить востребованность и в обществе, через социальное одобрение, но и от правительства, позволяющее, хоть и узко, но принизать участие в политической жизни. В целом количественные показатели отображали не только статистику, но и достигнутый масштаб образовательных реформ.

3. Заключительный этап урока-лекции.

В качестве домашнего задания учитель ставит перед учениками задачу самостоятельного изучения поставленных в лекции вопросов на основе представленного в данном диссертационном исследовании материала, а также приведенного списка используемых источников и литературы. Основное внимание учащиеся должны уделить учебному материалу, изложенному в ряде учебных пособий, посвященных истории образования и педагогики XX века. Период 1930-х гг. рассматривается в них в отдельных разделах, в том числе уделяется внимание вопросам интеллектуального и социально-экономического развития населения.

Читайте также: