Объект деятельности это кратко

Обновлено: 05.07.2024

материальный или идеальный объект (состояние), использование или изменение которого ведет к созданию материального или идеального продукта, удовлетворяющего определенные потребности субъекта деятельности.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Модный образ как объект творческой деятельности

Обучающая деятельность как объект проектирования

Волонтерская деятельность как объект брендирования

Молодежь особая социальная группа, имеющая высокую настоящую и перспективную значимость с точки зрения формирования национального будущего, определения вектора развития государства, его места на международной арене.

Игра: субъект или объект художественной деятельности?

В статье анализируется игра как универсалия культуры с точки зрения философской категории игрового начала.

КРИТЕРИИ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная услуга как объект маркетинговой деятельности

В статье проводится классификация образовательных услуг в соответствии с тремя государственными документами, регулирующими образовательную деятельность: ФЗ №273, общероссийском классификаторе услуг населению, классификаторе дополн

Объект познания - деятельность к осмыслению одной из идей М. А. Розова

Объективные факторы адаптации спортсменов к соревновательной деятельности

В статье рассмотрены объективные факторы адаптации спортсменов к соревновательной деятельности. Исследование проводилось в двух группах: циклические виды спорта (лыжные гонки) и игровые (баскетбол).

Текст как объект коммуникативной и учебной деятельности будущего педагога

В статье автор рассматривает текст как профессионально-коммуникативное системное образование, отражающее фрагмент реальности в вербальной или иной форме в соответствии с позицией автора.

ФИЛОСОФИЯ СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена осмыслению проблемы субъектно-объектных отношений в образовательном процессе. Автор акцентирует внимание на философско-культурологических аспектах данной проблемы.

Еврокомиссия как объект лоббистской деятельности представителей интересов

Европейский союз сложная организационная структура, где одновременно представлено бесчисленное множество интересов.

Международная библиотечная деятельность как объект библиотечной политологии

Международная библиотечная деятельность раскрывается с позиций библиотечной политологии. Сформулированы цели, задачи, содержание и приоритетные направления работы библиотек России с библиотеками ближнего и дальнего зарубежья.

Диагностика учебной деятельности по конструированию пространственных объектов

Богомаз Ирина Владимировна, Дроздова Лариса Николаевна, Дьячук Петр Павлович, Шадрин Игорь Владимирович

Проводится сравнительный анализ данных диагностики базовых когнитивных функций БКФМ с данными компьютерной диагностики учебной деятельности по конструированию пространственных объектов.

Социально-педагогическая деятельность учителя как объект философского анализа

Автор статьи рассматривает социально-педагогическую деятельность в контексте философского подхода, представляет различные трактовки исследуемого феномена в научной литературе такими философами, как Аристотель, Кант, Гегель, а такж

Субъект и объект деятельности - важные категории в познании. Неверное отражение специфики субъект-объектных отношений в конкретной практической области применения может привести к серьезным последствиям для ее участников. В статье разграничены эти понятия на конкретных примерах.

Из истории формирования термина

субъект деятельности это

В истории познания разграничение активных и пассивных ролей для участников заложено в традицию еще с античности. Субъект деятельности - это основание, активное начало любого процесса. Если рассматривать термин в качестве производного от латинского "subjectus" — лежащий в основе, некий принцип, Можно истолковать это понятие в качестве постояного активного начала любой формы бытия: сознания, природы, общества. У Аристотеля понятие субъекта употребляется в смысле первичной субстанции, абсолютного начала любого движения и развития.

Только с семнадцатого века философ Рене Декарт ввел противопоставление двух начал в познании. Субъект - тот, кто познает, объект - то, на что направлена активность. В данном эпистемологическом поле значение термина употребляется и в настоящее время. Это, прежде всего, категории логики.

Логика - наука о непротиворечивости мышления. И стоит заметить, что безобидные, на первый взгляд, ошибки мышления иногда приводят к трагическим последствиям. Непонимание роли и значения субъекта в мировой эволюции, в формах жизнедеятельности общества - великое заблуждение людей.

Что такое субъект деятельности

Попробуем рассмотреть современное значение термина в разных областях его применения.

  • В философском смысле субъект деятельности - это индивид, активно познающий окружающую действительность (объект) и преобразующий его в процессе познания.
  • В социологическом поле субъектом может выступать как человек, группа, общество, так и человечество в целом, то есть любой участник социального взаимодействия.
  • В юридическом значении субъектом является носитель правоотношений, наделенный правами и обязанностями перед другими членами общества. Это может быть конкретное физическое либо юридическое лицо.
  • В психологии субъектом выступает человек, носитель психологических характеристик и свойств.

Сущность же при таком многообразии предметной среды остается единой: субъект - активное начало деятельности, направленное на объект познания и практического освоения окружающей действительности.

что такое субъект деятельности

Объект деятельности: какие у него характеристики?

Если субъект несет в себе активное начало, то объект является предметом его деятельности. В истории познания активная роль признавалась за человеком, пассивная - за окружающим миром. В силу свей способности к мышлению и созиданию именно человеку исконно приписывалось преобразующее начало в природе. С развитием естествознания и пониманием законов физики меняется роль объекта в процессе познания. Сила противодействия со стороны объекта также наделена активностью и влияет, в свою очередь, на субъект познания. Более того, субъект и объект деятельности в процессе взаимодействия могут меняться местами. Поэтому познание должно исходить из принципа взаимодействия не в понимании линейной направленности на объект со стороны человека, а в диалектическом единстве участников процесса познания.

Человек как субъект деятельности

Велико преобразующее влияние в процессе познания природы человеком. И в нем он выступает как субъект деятельности. Пример этому - вся история науки. Результатом активности человека является цивилизация.

С другой стороны, человек в качестве субъекта познания является центральной темой исследования всего цикла гуманитарного знания. И в этом случае он одновременно служит объектом познания. Метаморфозы превращения человека из субъекта в объект повсеместны. И это легко объясняется природой самого человека.

субъект деятельности пример

Он есть часть природы, способ существования высокоорганизованной материи. И в этом смысле, воздействуя на природу, человек сам для себя служит объектом исследования и активного преобразования. Диалектическое единство двух начал - активного, преобразующего и пассивного, непознанного служит великим двигателем прогресса.

Личность в субъект-объектных отношениях

Личность ─ это индивидуальность, осознавшая себя через призму общества. Человек, рождаясь индивидом с неповторимым сочетанием метрических и социально-психологических характеристик, в процессе своего развития проходит несколько стадий, прежде чем станет личностью. Прежде всего, это семья и ближнее окружение, которое дает первое представление о принципах и нормах общества. Затем детский сад, школа, учеба в ВУЗе, работа….

Эти ступени становления в обществе на каждом из этапов позволяют человеку все в большей степени осознать свою индивидуальность и стать активным творцом действительности. Личность как субъект деятельности имеет официальное рождение ─ этап совершеннолетия. В этот момент человек может полностью реализовать свои права, но обязан и нести в полной мере ответственность перед обществом.

Тонкая грань и большая опасность

Неужели так важно понимать, что такое субъект деятельности, для чего нужна такая терминология в реальности, и заслуживает ли внимания эта тема?

человек как субъект деятельности

Субъектами не рождаются, ими становятся

Как говорилось выше, только с совершеннолетием человек начинает проявлять себя как субъект деятельности. Пример - выпускник средней школы. Восемнадцать лет - это рубеж, с которого начинается отсчет взрослой и самостоятельной жизни. Это рубеж, который открывает свободу выбора для человека, одну из важнейших социальных характеристик личности. В этот период человек самостоятельно принимает решение о профессиональном самоопределении.

Возрастной порог во взрослую жизнь - только социально принятая условность. Как в любом правиле, здесь существуют исключения, и даже ребенок может влиять на окружающий мир силой своего таланта или гениальности, просто личного обаяния. Бывает, что именно личность ребенка определяет выбор приоритетов в семье и влияет на формирование семейных ценностей. В этом случае ребенок становится активным субъектом, определяющим устои, а иногда и бюджет семьи, и семья в этом случае становится для него не только средой воспитания, но и объектом влияния.

Образовательная среда

Педагогическая система советского общества ─ это яркий пример отношения к ученику как объекту воспитания.

субъект и объект деятельности

Обучение в соответствии со стандартом, по единым требованием ─ соответствовать нормам воспитательной системы. В итоге общество стало обезличенным. Проблема нивелирования субъекта познания - личности - стала общей проблемой общества. Для воспитания достойного члена общества важно, чтобы сама система предоставляла свободу мышления, выбора человеком варианта поведения, стиля проявления своей индивидуальности, личностных основ. Субъект данной деятельности - именно сам учащийся. С возможностью активного участия в определении программ и форм обучения, управления детским коллективом. Только в такой среде может быть воспитан и будущий субъект как экономического, так и социального сообщества.

Асоциальное поведение и субъект

субъект деятельности определение

Либо член общества, который занимает активную позицию асоциального поведения. И в этом случае человек может активно проявлять энергию, направленную на разрушение общества. В силу убеждений (террористическая деятельность), статуса (криминальный авторитет), психологической зависимости (алкоголизм, наркомания и иные зависимости) и в других формах противоправного поведения. В этом случае также легко стираются грани между субъектом и объектом деятельности. Поскольку сам индивид является органической частью и представляет неразрывное единство с окружающим его миром, то и следствием активного разрушения является самоуничтожение субъекта.

Ответственность субъекта

Поскольку принципом проявления человека в качестве субъекта является его воздействие на окружающую среду и ее преобразование, то он несет ответственность за результаты этих действий.

личность как субъект деятельности

Человек и природа

Особенную форму ответственности несет человек перед природой, когда проявляет себя как субъект деятельности. Это его отношение к состоянию окружающей среды, оценка последствий от активного преобразования природы в интересах общества.

Часто риск опасности для экологии и последствий от нещадной эксплуатации сырьевых ресурсов уступает место прагматическому расчету и личной выгоде. Именно в таких случаях можно говорить о нерациональном поведении субъекта и несовпадении интересов субъекта и объекта в процессе взаимодействия.

Природа в таком случае сама превращается в форме катаклизм в субъект деятельности. Определение степени свободы и ответственности ─ два основных критерия оценки результатов активности человека в природе. Вот мы и рассмотрели понятия "субъект" и "объект".

объект измерений — Объект деятельности (тело, вещество, явление, процесс), одно или несколько конкретных проявлений свойств которого подлежат измерениям. Примечание Объектами измерений являются как физические, так и нефизические объекты [МИ 2365 96] Тематики… … Справочник технического переводчика

Объект измерений — Объект деятельности (тело, вещество, явление, процесс), одно или несколько конкретных проявлений свойств которого подлежат измерениям. Примечание. Объектами измерений являются как физические, так и нефизические объекты. Источник: ШКАЛЫ… … Официальная терминология

объект — 3.14 объект (object): Элемент, который может быть охарактеризован посредством измерения его атрибутов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

объект измерений — 2.4.1 объект измерений : Объект деятельности (тело, вещество, явление, процесс), одно или несколько конкретных проявлений количественных или качественных свойств которого подлежат измерению. Источник: РМГ 83 2007: Государственная система… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ОБЪЕКТ — (от лат. objectum предмет) в самом широком смысле то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание. Когнитивным, или эпистемологическим, О. является все, что воспринимается, воображается, представляется или мыслится; О. может быть… … Философская энциклопедия

Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек[1]. Законодательное определение исключает из объектов … Википедия

деятельности теории — ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕОРИИ организованная со вокупность знаний и идей, проясняющих строение деятельности, понятой либо в качестве универсального принципа человеческого мира, либо как основание определенной предметной области. Первые философские… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ОБЪЕКТ — (лат. objectum, от objicere ставить пред чем). Предмет нашего наблюдения; то, что дано в познании или на что направлена познавательная деятельность. В грам. дополнение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка

Объект обложения налогом доходов от страховой деятельности — доход от страховой деятельности, уменьшенной на сумму затрат, включаемых в себестоимость страховых услуг. При этом затраты на оплату труда штатных работников в себестоимость страховых услуг не включаются. См. также: Объекты налогообложения… … Финансовый словарь

Объект градостроительной деятельности — объект, в отношении которого осуществляется или осуществлялась градостроительная деятельность. В соответствии с Законом города Москвы от 3 марта 2004 года N 13 Об основах градостроительства в городе Москве объектами градостроительной деятельности … Официальная терминология

В структуре деятельности следует различать субъект и объ­ект деятельности.

Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.

Объектом могут быть природные материалы, различные предме­ты, сферы или области жизни людей.

Деятельность человека имеет следующую структуру:

Упрощенно структуру человеческой деятельности можно представить следующим образом:


Потребность- это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Иными словами, потребность- это нужда в чем-либо Потребность обычно направлена на какой-либо пред­мет (например, голод - это нужда в пище). Потребности можно разделить на три группы (по Л.Н.Боголюбову):

- биологические, или естественные, физиологические(нужда в питании, воде, дыхании, теплообмене, движении, самоохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);

- социальные,порожденные обществом (самореализация, самоутверждение, общественное признание достоинств лично­сти);

- идеальные, или духовные(познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования).


Приведенная классификация не единственная в научной ли­тературе. Американский психолог А.Маслоу выделил следую­щие потребности:

- физиологические:в воспроизводстве рода, пище, дыха­нии, одежде, жилище, отдыхе и т.д.;

- социальные:в социальных связях, общении, привязанно­сти, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

- престижные:в самоуважении, уважении со стороны дру­гих, признании, достижении успеха и высокой оценки, служеб­ном росте;

- духовные:в самоактуализации, самовыражении. Согласно теории Маслоу первые два типа потребностей - первичные (врожденные), следующие три - вторичные (приоб­ретенные).


- увлечения и эмоции;

Наряду с потребностями важнейшим мотивом являются со­циальные установки- общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объ­екта (например, человек либо расположен к созданию семьи, либо не расположен).

Важнейшую роль в мотивах деятельности играют убежде­ния- устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы(что-то объективно значимое, нужное для индивида, группы или общества).

С интересами связаны идеалы. Общественный идеал - это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы.

Цель- осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека (на­пример, вначале в голове художника возникает образ, затем он материализуется). Когда цель определена, ее достижения или неуспех деятельности зависят от средств.

Средства- совокупность элементов, необходимых для дос­тижения цели. Средства должны соответствовать цели.

Любая деятельность состоит из отдельных действий.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920) разработал клас­сификацию действий на основе зависимости от их мотивов

Действия Сущность Возможные примеры
Целерациональные Ориентированность на рационально постав­ленную и продуман­ную цель Выполнение трудовых или учебных задач
Ценностно-рациональные Следование своим убеждениям и нравст­венным ценностям Забота о престарелых
Аффективные Обусловленность эмо­циональным состоя­нием индивида Ярость в бою
Традиционные Основано на длитель­ной привычке Создание запасов продуктов

В действииможно усмотреть цель, средство, результат. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия:




Любая деятельность - это цепь действий. Результат - это осуществленная цель деятельности. Деятельность человека принципиально отличается от актив­ности животных:

1) активность животных вызвана естественными потребно­стями, а деятельность человека порождается искусственными по­требностями. Эти потребности реализуются в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенство­вании и других, т.е. она носит творческий характер;

2) деятельность человека преобразует его самого, его спо­собности, потребности, условия жизни. Активность животных направлена не на изменение, а на приспособление к окружаю­щему миру;

3) предметная деятельность людей с рождения им не дана, она формируется в процессе обучения и воспитания. Активность животных изначально задана инстинктами.

В структуре деятельности следует различать субъект и объ­ект деятельности.

Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.

Объектом могут быть природные материалы, различные предме­ты, сферы или области жизни людей.

Деятельность человека имеет следующую структуру:

Упрощенно структуру человеческой деятельности можно представить следующим образом:


Потребность- это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Иными словами, потребность- это нужда в чем-либо Потребность обычно направлена на какой-либо пред­мет (например, голод - это нужда в пище). Потребности можно разделить на три группы (по Л.Н.Боголюбову):

- биологические, или естественные, физиологические(нужда в питании, воде, дыхании, теплообмене, движении, самоохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);

- социальные,порожденные обществом (самореализация, самоутверждение, общественное признание достоинств лично­сти);

- идеальные, или духовные(познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования).


Приведенная классификация не единственная в научной ли­тературе. Американский психолог А.Маслоу выделил следую­щие потребности:

- физиологические:в воспроизводстве рода, пище, дыха­нии, одежде, жилище, отдыхе и т.д.;

- социальные:в социальных связях, общении, привязанно­сти, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

- престижные:в самоуважении, уважении со стороны дру­гих, признании, достижении успеха и высокой оценки, служеб­ном росте;

- духовные:в самоактуализации, самовыражении. Согласно теории Маслоу первые два типа потребностей - первичные (врожденные), следующие три - вторичные (приоб­ретенные).


- увлечения и эмоции;

Наряду с потребностями важнейшим мотивом являются со­циальные установки- общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объ­екта (например, человек либо расположен к созданию семьи, либо не расположен).

Важнейшую роль в мотивах деятельности играют убежде­ния- устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы(что-то объективно значимое, нужное для индивида, группы или общества).

С интересами связаны идеалы. Общественный идеал - это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы.

Цель- осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека (на­пример, вначале в голове художника возникает образ, затем он материализуется). Когда цель определена, ее достижения или неуспех деятельности зависят от средств.

Средства- совокупность элементов, необходимых для дос­тижения цели. Средства должны соответствовать цели.

Любая деятельность состоит из отдельных действий.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920) разработал клас­сификацию действий на основе зависимости от их мотивов

Действия Сущность Возможные примеры
Целерациональные Ориентированность на рационально постав­ленную и продуман­ную цель Выполнение трудовых или учебных задач
Ценностно-рациональные Следование своим убеждениям и нравст­венным ценностям Забота о престарелых
Аффективные Обусловленность эмо­циональным состоя­нием индивида Ярость в бою
Традиционные Основано на длитель­ной привычке Создание запасов продуктов

В действииможно усмотреть цель, средство, результат. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия:

Любая деятельность - это цепь действий. Результат - это осуществленная цель деятельности. Деятельность человека принципиально отличается от актив­ности животных:

1) активность животных вызвана естественными потребно­стями, а деятельность человека порождается искусственными по­требностями. Эти потребности реализуются в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенство­вании и других, т.е. она носит творческий характер;

2) деятельность человека преобразует его самого, его спо­собности, потребности, условия жизни. Активность животных направлена не на изменение, а на приспособление к окружаю­щему миру;

3) предметная деятельность людей с рождения им не дана, она формируется в процессе обучения и воспитания. Активность животных изначально задана инстинктами.

Субъект и объект деятельности - это две стороны одного процесса. Субъект - тот, кто действие совершает, объект - то, на что деятельность направлена. Однако это лишь одно из различий данных понятий.

Содержание статьи

Чем отличается субъект от объекта деятельности

  • Чем отличается субъект от объекта деятельности
  • Что такое объект
  • Что такое субъект

Деятельность – это процесс взаимодействия субъекта с объектом, во время которой происходит достижение какой-то цели или удовлетворение потребности. Таким образом, субъект стоит по одну сторону процесса, а объект – по другую сторону. Взаимодействие может быть реальным (физическим) и умозрительным (не физическим).

Признаки субъекта и объекта, их различающие

В случае если мы определяем субъект деятельности как что-то, что может совершать действия, а объект, как нечто, на что эти действия направлены, необходимо уточнить признаки их отличающие.

Так субъект деятельности наделяется способностью к действию, принятию самостоятельного решения. Объект же только подчиняется данным решениям, изменяясь или оставаясь неизменным.

Вторым отличием является степень участия в процессе. Субъект действия активен, в то время как объект действия чаще всего пассивен.

Так как мы говорим о субъекте деятельности, то это чаще всего одушевленное лицо, наделенное волей и разумом. Причем это касается как живого существа (человека), так и порождения общества (организация). Объект же, как правило, является неодушевленным (материальные и нематериальные блага).

Субъект и объект предпринимательской деятельности.

Если же мы рассмотрим такую специфическую категорию как предпринимательская деятельность, то здесь необходимо отметить следующее:

Объект предпринимательской деятельности – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых осуществляется предпринимательская деятельность.

Читайте также: