Утренняя гимнастика как форма оздоровительной работы с детьми в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Утренняя гимнастика в ДОУ.

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения, основным направлением работы педагогов ДОУ является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.
Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ, направленных на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей.
Увлекательная, подобранная в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей дошкольного возраста, утренняя гимнастика, способствует развитию у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, инициативности, желания ежедневно выполнять физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни.

Длительность утренней гимнастики. Млад гр. – 4 - 6 мин ,

Сред. гр. – 6 - 8 мин

Стар. гр. – 8 - 10 мин

Под. гр. – 10 - 12 мин

1. Задачи и значение утренней гимнастики

Задачей утренней гимнастики в детском саду является укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности ребенка к многообразной деятельности.

Так же утренняя гимнастика в детском саду имеет и большое воспитательное значение. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

2. Организация утренней гимнастики

Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком согласно графику проведения. Перед занятием помещение проветривается, оптимальная температура для проведения утренней гимнастики в помещении 16 градусов. Дети занимаются в

повседневной одежде.
Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, выполняя упражнения утренней гимнастики, ребенок должен получать приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений. Не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, главное, впоследствии понять причину такого поведения и подобрать индивидуальные формы воздействия.

3. Структура утренней гимнастики

Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:

Каждая часть имеет свои задачи и содержание.

3.1. Вводная часть утренней гимнастики
Задачи:
- организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий,
- формирование правильной осанки,
- подготовка организма к выполнению более сложных упражнений

- построения (в колонну, в шеренгу, круг),

- строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом),

- перестроения (из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону),

- непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом),

- бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.

3.2. Основная часть утренней гимнастики
Задачи:

- укрепление основных мышечных групп,

- формирование правильной осанки

Содержание: выполнение комплекса общеразвивающих упражнений

Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему.
Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

3.3. Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи: восстановить пульс и дыхание

- дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу;

- дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий; после заключительной ходьбы проводится малоподвижная игра

4. Формы проведения утренней гимнастики

Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений

игрового характера (из 3-4 подвижных игр)

с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов

оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)

с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей)

5. Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики

Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет комплекс.
Обычно комплекс упражнений для утренней гимнастики составляется из упражнений, разученных на физкультурных занятиях или из упражнений, не требующих продолжительного разучивания.
При составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими требованиями:

комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц

в комплексе для выполнения упражнений используются различные построения

упражнения должны выполняться из разных исходных положений

подбираются упражнения разной интенсивности, темпа

чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов

используется музыкально-ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись)

каждый комплекс должен быть интересен детям

Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель.
Необходимо помнить, что содержание комплекса утренней гимнастики, как и дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.

Для того, чтобы упражнения утренней гимнастики оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.

6. Планирование утренней гимнастики

Что бы достичь эффективного влияния утренней гимнастики на организм ребенка, надо составить план — конспект, определить последовательность упражнений, продумать и правильно записать методические указания. Воспитатель должен при этом помнить о способах организации детей, дозировке и темпе упражнений, методах их проведения, характере показа, объяснений и указаний.

Чтобы дать правильную оценку своих действий на утренней гимнастике, надо систематически вести наблюдение за качеством выполнения упражнений, за самочувствием детей, их поведением.

Травмоопасные упражнения, не рекомендованные к применению в ДОУ:

1. Наклоны с прямыми ногами в положении стоя (показ воспитателя – идеально).

3. Быстрые вращения головой.

4. Сильное разгибание шеи.

5. Продолжительная работа рук над головой.

6. Быстрая амплитуда махов с отягощением.

7. Поднятие гантели хват снизу.

8. Наклон к пяткам назад.

9. Упражнения на пресс с прямыми ногами в положении сидя и лёжа.

10. Сильное прогибание колен наружу.

11. Переразгибание локтевых суставов (н-р, махи прямыми руками в стороны).

12. Глубокий присед ниже линии колен (с опорой у стены можно).

13. Наклон в стороны из исходного положения пятки вместе, носки врозь.

14. Стояние на пальчиках ног длительное время.

15. Махи прямыми ногами назад, стоя на коленях и ладонях.

16. Резкие прямые махи прямыми ногами.

17. Продолжительное удерживание статических поз.

Комплекс утренней гимнастики первая младшая группа

Ты ладошки нам погрей, наше солнышко,

И.п. – о.с. Руки веред, ладони вверх – и.п. – 4 раза.

Показался солнца лучик – стало нам светлее.

Справа лучик, слева - лучик, стало веселее.

И.п. – стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо – И.п., влево – И.п. – 2 раза

Инна Кузнецова
Утренняя гимнастика как физкультурно — оздоровительное воспитание детей в детском саду.

Утренняя гимнастика

как физкультурно – оздоровительное

воспитание детей в детском саду.

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У детей систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъём, повышается работоспособность. Необходимо после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений, а это воспитывает волевое усилие, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Утренняя гимнастика ценна тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

Утренняя гимнастика, или как её называют, зарядка, в дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей я провожу по режиму дня до завтрака, после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях на гимнастике я преследую ещё и цели организации детского коллектива, переключение детей от свободных индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

Вследствие одновременной совместной двигательной деятельности более возбуждённые дети, которые уже успели побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Всё это создает равное, бодро настроение у всех детей, и готовлю их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при поведении её не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определённой дисциплине, порядку.

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное проделывание физических упражнений благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребёнка. Содержание своей гимнастики составляю из упражнений для разнообразных групп мышц. Систематическое их повторение укрепляет двигательный аппарат ребенка. Систематически включаю упражнения для профилактики нарушений осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки ещё более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физические функции. Всё это благоприятствует жизнедеятельности организма, повышая его работоспособность.

В своей работе я систематически использовать разнообразные формы организации утренней гимнастики.

Традиционная с использованием общеразвивающих упражнений.

Во вводной части мною организовывается непродолжительная ходьба и лёгкий бег, после чего детей строю для выполнения общеразвивающих упражнений.

В основную часть включаю общеразвивающие упражнения или другие виды физических упражнений: Танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры. В конце основной части даю интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).

В заключительной части провожу ходьбу или малоподвижные игры.

С использование полосы препятствий.

Использование полосы препятствий позволяет мне предлагать упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включаю разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередую физкультурные пособия. Можно создавать различные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей.

С включение оздоровительных пробежек.

Провожу обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5 –7 человек. Вначале я предлагаю детям короткую разминку, которая состоит из 3 – 4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем даю пробежку со средней скоростью (один – два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце обязательно провожу упражнения на дыхание.

Дыхательная гимнастика.

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулировать его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания, осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трё х фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом идти нужно спокойно, равномерным шагом, расслабившись, опустив плечи, а дышать, следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это означает, что делать вдох и выдох надо на равное количество шагов (например, два шага – вдох, два шага – выдох, но выбирать это количество следует исходя из собственного удобства.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

1) дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

2) необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие;

3) дыша надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;

4) выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие;

5) дышать надо носом.

Заниматься надо в удобной спортивной форме.

Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо :

- все упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения;

- находятся в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);

- следить за тем, чтобы воздух входил и выходил из лёгких одной непрерывной струёй, а вдох и выдох были равны по силе, и длительности и плавно переходили друг в друга.

Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:

1) принять позу и зафиксировать её;

3) сосредоточиться на предстоящем упражнении, обдумать его основные элементы;

4) сделать глубокий вход;

5) выполнить дыхательное упражнение;

6) отдохнуть после упражнения, сменить позу.

Основная поза дыхательной гимнастки : встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы – паралельно; найти удобное положение головы и туловища; руки вдоль туловища или левая рука на нижней части живота, а правая сбоку охватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).

Дыхательная гимнастика в моей работе выполняет следующие задачи:

1) повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

2) развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

Занятия провожу 2 – 3 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, в утренние часы (не ранее чем через час после приёма пищи). Продолжительность занятий – 10 – 12 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий.

В основу моей работы на занятии положено применение специальных статистических и динамических дыхательных упражнений на фоне общеукрепляющих физических упражнений. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с длительным выдохом. Этого можно достичь произнесением звуков (ааа, ооо, ууу, шипящих согласных (ж, ш) и сочетаний звуков (ах, ух, ох). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолёт, стучат колёса поезда и т. д.). Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений составляет 2 : 1.

Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения упражнений. В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания резиновых мячей, игрушек (в заключительной части занятия). Надувание игрушек и ячей следует начинать с 3 – 4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2 – 3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос.

Для достижения наиболее полного эффекта рекомендуется обучать родителей методике проведения дыхательной гимнастики. Чтобы они могли заниматься с детьми в домашних условиях.

Что такое массаж? По этим термином понимается система дозированных механических воздействий на человеческое тело, выполняемых в виде специальных приёмов. Цели этих воздействий могут быть разными, и в зависимости от них различаются и разные виды массажа: лечебный, гигиенический, спортивный, косметический. В зависимости же от средств воздействия массаж условно можно подразделить на классический, точечный и массаж рефлексогенных зон.

Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клети и лица, которые являются важными регуляторами деятельности внутренних органов.

Пальчиковая гимнастика.

Трёхлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик.

Четырёхлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более страшим детям, можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Ритмическая гимнастика.

Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда включаю общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца. Но выполняются более разнообразно и эмоционально.

На мой взгляд, одним из самых важных моментов при занятии ритмической гимнастикой являются положительные эмоции детей.

Перечисленные мною виды гимнастик, я использую в своей работе так как это помогает укреплять и сохранять здоровье своих детей.

Ведь здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

№ п/п Содержание упражнений ДТД Метод.

Построение в шеренгу.

Ходьба обычным шагом в колонне

Ходьба обычным шагом в колонне

Ходьба обычным шагом с перестроением в пары 35-40 сек

1,5 мин Во время ходьбы энергично делаем взмахи руками

И. п: ноги-пятки вместе, носки врозь, руки внизу.

В:1-развести руки в стороны

2- хлопнуть по противоположным плечам

3-развести руки в стороны

4- вернуться в и. п. 7 раз Руки в локтях не сгибаем, держим на уровне плеч

И. п ноги на ширине плеч, руки внизу.

В:1- наклон вперед

И. п. сидя, руки внизу, ноги вместе

В:1-развести руки в стороны

2-согнуть ноги в коленях

3- вернуться в и. п. 7 раз Обхватить ноги руками, ноги опускаем тихо

И. п: ноги-пятки вместе, носки врозь, руки внизу.

В:1-поднять руки вперед, хлопок

2- подняться на носки

3- вернуться в и. п. 7 раз Во время хлопка, руки не сгибаем

И. п ноги на ширине плеч, руки внизу.

В:1-отвести правую /левую/ руку вперед - в сторону,

2- резким движением перевести руку вперед

3- вернуться в и. п. 7 раз Смотрим вперед, голову не опускаем

И. п ноги на ширине плеч, руки на поясе

В:1-поворот вправо /влево/

2- вернуться в и. п. 6 раз Голову поворачиваем вместе с туловищем

И. п: ноги-пятки вместе, носки врозь, руки внизу.

В: 8 прыжков чередуется с ходьбой 8х4 раза Дышим носом. Прыгаем легко, на носочках

Перестроение из звеньев в колонну

Ходьба в колонне обычным шагом

Комплекс фольклорной утренней гимнастики для детей подготовительной к школе группы

Тема: В гостях у бабушки-загадушки

Рано утром бабушка Обычная ходьба.

Делает зарядку. Ходьба с высоким

Делает зарядку, Подниманием колена.

Учит всех порядку.

По утрам зарядку делай, Обычный бег.

Будешь сильным, Бег змейкой.

Для всего нужна сноровка. Ходьба с восстановлением дыхания.

Воспитатель Я вам загадаю, а вы мне покажете отгадку.

Комплекс ОРУ без предметов.

1. Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик. (Ножницы.)

2. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер.)

3. Сидит в траве Аленка в красной рубашонке, Кто мимо идет, всякий поклонится. (Земляника.)

4. С хозяйкой дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака.)

5. Из меня куличик печь удобно,

Только есть его нельзя, дружок.

Я, сыпучий, желтый, несъедобный.

Догадался, кто я -. (Я - песок.)

Людей и груз везет. (Самолет.)

7. Меня частенько просят, ждут,

А только покажусь, как

Прятаться начнут. (Дождик.)

8. Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята.

Отчего беднягу бьют?

Оттого, что он надут. (Мяч.)

Летят, кружатся, на землю ложатся.

С земли не встают и тут пропадут. (Листья.)

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела, а живет.

Без языка, а кричит. (Эхо.)

Утренняя гимнастика как оздоровительное мероприятие в режиме дня в старшем дошкольном возрасте Хочу поделиться своим опытом в реализации проекта, который умел успехи в реализации на преддипломной практике. По данной теме была написана.

Физическое воспитание детей в детском саду Принципы физического развития 1. всестороннее и гармоническое развитие личности; 2. связь физической культуры с жизнью; 3. оздоровительная.

Гимнастика для глаз — один из нетрадиционных приемов оздоровления детей в детском саду Гимнастика для глаз – один из нетрадиционных приемов оздоровления детей в детском саду. Гимнастика для глаз – это один из приемов оздоровления.

Утренняя гимнастика для детей младшей (средней) группы 1. Построение в одну шеренгу. 2. Ходьба обычная «На зарядку утром рано мы выходим с барабаном. Он стучит, стучит, стучит, в ногу нам шагать.

Утренняя гимнастика для детей первой группы раннего возраста Утренняя гимнастика для детей первой группы раннего возраста. Автор: Федотова Оксана Александровна. 1квалицифионная категория. Утренняя.

Утренняя гимнастика для детей подготовительной группы утренняя гимнастика Подготовительная группа Составила: Козионова Е. А. Динамическая гимнастика на пробуждение. • Закрыть, открыть глаза.

Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом. Для того чтобы создать положительную эмоциональную атмосферу рекомендуется сопровождать все движения музыкой, веселыми песенками или стихами.

Утренняя гимнастика благотворно воздействует на тонус нервной системы ребенка; усилению работы всех органов и систем организма; устранение некоторых последствий сна (отечность, вялость, сонливость и т.д.); оздоровлению организма в целом; развитию физических качеств и способностей детей; закреплению двигательных навыков.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

Оздоровительное воздействие утреней гимнастики усиливается, если она проводится на открытом воздухе и сопровождается водными процедурами (умывание, обтирание, обливание).

Утренняя гимнастика проводится до завтрака, на воздухе или в хорошо проветриваемом помещении ( в зависимости от экологических и погодных условий).

Утренняя гимнастика, предупреждает нарушение осанки и деформации скелета, плоскостопие, хорошо укрепляет весь организм и повышает сопротивляемость его к различным заболеваниям. Следует помнить, что разнообразные движения, выполняемые ребенком, воспитывают у него ряд жизненно необходимых навыков в ходьбе, беге, метании и т.д., потребность в занятии физическими упражнениями.

Виды утренней гимнастики

Традиционный комплекс утренней гимнастики выполняется в следующей последовательности: непродолжительная ходьба разного вида, постепенно переходящая в бег; непрерывный бег в умеренном темпе (1,5-3 минуты); разные построения; упражнения общеразвивающего воздействия (5-7 упражнений); бег (30 секунд); подскоки на месте; непродолжительная ходьба с дыхательными упражнениями.

Утренняя гимнастика проводится с применением общеразвивающих упражнений как с пособиями, так и без них. Упражнения проводятся из разных исходных положений – стоя на коленях, сидя, лежа на животе.

Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течении одной, двух недель в зависимости от сложности его содержания. Воспитатель кратко и четко объясняет задание, напоминает исходное положение, вид предстоящего движения, требования к качеству выполнения и необходимое количество движений.

В практике дошкольных учреждений могут быть внесены разные варианты традиционного комплекса утренней гимнастики, отличающиеся по содержанию и методике проведения. К ним относится утренняя гимнастика игрового характера; утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий; утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек; утренняя гимнастика с музыкально-ритмическими движениями; утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров.

Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличение нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Современные гимнастические модули легки, быстро собираются и разбираются. Они позволяют изобретать огромное количество полос препятствий. Например, легко составить такую полосу препятствий: пройти по кирпичикам, перешагивая и перепрыгивая через них, вбежать на наклонный мостик и спрыгнуть с него, подлезть под дуги разных размеров, прокатить цилиндр, попрыгать на батуте и т.д. В заключении предлагаются дыхательные упражнения.

Утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек проводится обязательно на воздухе, во время приема детей (небольшими группами по 5-7 человек). Вначале детям предлагается короткая разминка (3-4 упражнения общеразвивающего действия). Затем дается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300м (один - два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей, возраста детей и времени года. В заключении предлагаются дыхательные упражнения.

Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров помогает существенно оптимизировать и разнообразить физкультурно-оздоровительные занятия с детьми. Можно использовать гантели, детские экспандеры, резинки и т.д. В заключении предлагаются дыхательные упражнения.

Утренняя гимнастика с использованием музыкально-ритмических движений. Неограниченные возможности для творчества движений и разнообразие музыки.

Структура и содержание утренней гимнастики в ДОУ

Утренняя гимнастика направлена на развитие организма и важным фактором является определенная последовательность упражнений - структура.

Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.

Второе упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения.

Третье упражнение – различные наклоны вперед и назад, вверх вниз. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины, живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.

Четвертое упражнение – отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса.

Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.

Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.

Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.

Восьмое упражнение – медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.

При выполнении гимнастики важно следить за дыханием ребенка. Вдох должен быть глубоким через нос, а выдох – медленным и продолжительным через рот.

Длительность утренней гимнастики для детей 3-4 лет составляет 5-6 минут, постепенно время увеличивается и в подготовительной к школе группе доходит до 10—12 минут. Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега, иногда несложные игровые задания. Это небольшая разминка. Время бега для возрастных групп: младшая 10-20 с.; средняя – 20-25 с.; старшая 25-30 с.; подготовительная 30-40 с.

Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине, на животе).

В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию: упражнения на восстановление дыхания, пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, массаж и др.

Утренняя гимнастика пройдет эффективнее и увлекательней в сопровождении музыки. Музыка создает хорошее настроение и вызывает положительные эмоции.

Методика планирования, организации и проведения утренней гимнастики для детей в различных возрастных группах

Утреннюю гимнастику планируют в соответствии с физической, психической и эмоциональной нагрузкой для детей всех возрастных групп.

При планировании и проведении утренней гимнастики на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное количество времени. При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.

Физическая нагрузка возрастает постепенно и снижается к концу утренней гимнастики. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики: в первой младшей группе длительность ее составляет 4―5 мин; во второй младшей ― 5―6 мин; в средней ― 6―8 мин; в старшей ― 8―10 мин; в подготовительной ― 10―12 мин.

Утренняя гимнастика благотворно влияет на организм и способствует хорошему настроению. Утреннюю гимнастику важно проводить эмоционально, используя различные приемы, музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.

Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, па носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 6―8 раз.

Полезно менять скорость ходьбы ― от медленной до быстрой, от быстрой до медленной (с ускорением и замедлением).

Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.

Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. После же выполнения общеразвивающих упражнений бег проводится в более быстром темпе для тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем. Чередование бега с ходьбой повторяется 2―3 раза.

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

В конце гимнастики, после бега в чередовании с прыжками и ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм.

Упражнения для крупных мышц (особенно в старшем возрасте) сочетают с движениями для мышц шеи, кистей, пальцев рук и стопы. Например, при поднимании рук вверх рекомендуется одновременно сжимать кисти в кулаки и разжимать их.

Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности.

Упражнения могут выполняться в разном темпе, например: сначала 2―3 раза в среднем темпе, потом 3―4 раза в быстром, потом 2―3 раза в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к занятию.

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа на спине, животе. Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличивать напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке. Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми всех возрастных групп на участке. Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.

Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может проводиться на участке с детьми, наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом температуры, одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно надо следить за тем, чтобы дети не охлаждались.

Младшая группа

В начале года детей перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную.

Физическая нагрузка зависит от общей продолжительности утренней гимнастики и составляет в первой младшей возрастной группе 4-5 минут; во второй младшей 5―6 минут.

Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается и для младшей группы составляет 10-20 секунд.

Количество общеразвивающих упражнений для детей первой младшей группы рекомендуется 3―4 упражнения, для второй младшей группы ― 4 упражнения.

Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшей группы выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь.

Упражнения для мышц туловища в младшей группе проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в младшей группе используется узкая стойка ноги врозь.

В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.

Средняя группа

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей средней группы обычно строят в колонну по три, по четыре. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается, для средней группы составляет 20-25 секунд.

Количество общеразвивающих упражнений для детей средней группы рекомендуется 4-5 упражнения.

В средней группе при выполнении общеразвивающих упражнений имитация используется только при выполнении некоторых упражнений.

Старшая группа

Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается и для старшей группы составляет 25-30 секунд, для подготовительной группы ― 30-40 секунд.

В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.); перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики); Для детей старшего возраста общее количество прыжков на утренней гимнастике можно довести до 25―30.

Количество общеразвивающих упражнений для детей старшей группы рекомендуется 6-8 упражнений, для подготовительной группы 8―10 упражнений. При этом упражнения для рук и плечевого пояса повторяются по 8―10 упражнений; а более трудные ― для мышц живота, спины ― 4―6 упражнений.

Упражнения для рук и плечевого пояса детьми старшей группы выполняются из исходного положения основная стойка, сомкнутая стоика.

Упражнения для мышц туловища в старшей группе проводятся из исходного положения стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в старшей группе используется основная стойка.

В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов.

При выполнении общеразвивающих упражнений в старшей группе используется имитация для выполнения отдельных элементов упражнения.

Польза утренней гимнастики на организм человека неоспорима и имеет огромное значение в основе организации режима дня. Мной был изучен материал по данной теме, и подводя итог, предлагаю некоторые рекомендации по проведению утренней гимнастики.

ü Не должно быть гимнастики по принуждению. Если ребенок не хочет заниматься сегодня, не надо его заставлять, но причину такого поведения следует понять;

ü Никакой заорганизованности, строгих правил и требований;

ü Необходимо обеспечить полную раскованность в поведении, приподнять эмоциональное состояние и по возможности подобрать такие движения, чтобы ребенок выполняя их, получал радость;

ü Важно правильно дозировать физические нагрузки;

ü В зависимости от погоды необходимо подбирать упражнения и регулировать физическую нагрузку. При понижении температуры увеличивать ее, изменяя темп, при повышении температуры снижать, чтобы избежать перегревания организма;

ü Гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми окнами в теплый период или хорошо проветренном зале. Форма одежды шорты, футболка, чешки. Такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной температуре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры - воздушной ванны.

Литература

1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. – (Библиотека руководителя ДОУ);

2. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ);

3. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Э.Я. Степаненкова. М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 94 с.;

Значение утренней гимнастики для физического развития и укрепления здоровья дошкольников. Содержание и схема построения утренней гимнастики, варианты ее проведения. Особенности организации зарядки с детьми разных возрастных групп, комплекс упражнений.

Рубрика Спорт и туризм
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 08.03.2015
Размер файла 37,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Иркутской области

1. Значение утренней гимнастики для физического развития и укрепления здоровья дошкольников

2. Содержание и схема построения утренней гимнастики

3. Варианты проведения утренней гимнастики

4. Условия проведения и место утренней гимнастики в режиме дня дошкольного учреждения

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Помимо физкультурных занятий, являющихся основной формой обучения физическим упражнениям, большое значение имеет физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия.

Целью данной контрольной работы является изучение методики проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении.

При написании контрольной работы ставились следующие задачи: раскрыть значение утренней гимнастики для физического развития детей дошкольного возраста; рассмотреть структуру и содержание утренней гимнастики, формы ее проведения; проанализировать особенности проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп.

Практическая значимость контрольной работы в том, что данный материал может быть использован при подготовке к проведению утренней гимнастики с детьми в дошкольном учреждении.

утренний гимнастика оздоровительный дошкольник

1.Значение утренней гимнастики для физического развития и укрепления здоровья дошкольников

Значение утренней гимнастики прежде всего определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы - дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы. [4]

Выполнение физических упражнений повышает уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов - зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного - увеличивает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма в целом.

Упражнения утренней гимнастки развивают мускулы, их силу, гибкость, подвижность суставов, улучшают работу координационных механизмов, углубляют дыхание, усиливают кровообращение, содействуют обмену веществ. Бег, прыжки тренируют сердце и легкие, приучая их к относительной выносливости. [1]

Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое их повторение укрепляет двигательный аппарат ребенка. Так, например, использование упражнений, сближающих лопатки, укрепляет мышцы спины, живота, вырабатывает у детей правильную осанку, содействует выпрямлению позвоночника. Введение упражнений для укрепления свода стопы предупреждает плоскостопие.

Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми окнами в сочетании с закаливающими процедурами дает наибольший оздоровительный эффект.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения.

2. Содержание и схема построения утренней гимнастики

Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание.

В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают: построения (в колонну, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колонн в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом). Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колоннами в разные стороны, по диагонали и т.д. Это позволит снять монотонность, однообразие занятий, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием, произойдет увеличение психологической нагрузки, что вызовет у детей сосредоточенность. Важно, чтобы способы перемещения в пространстве детям были знакомы. После ходьбы может быть предложен непродолжительный бег в умеренном темпе. Чаще всего он используется, если дети вялы, сонливы или если в помещении прохладно. Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений.

Во второй, основной части утренней гимнастики ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Эффективность воздействия их достигается не столько за счет числа упражнений и количества повторений, сколько за счет качества выполнения. Четкое действие в заданном направлении, с определенной амплитудой, необходимым напряжением и расслаблением различных мышечных групп, соблюдение ритма и темпа не только обеспечивают увеличение работоспособности детского организма, но и способствуют развитию координации у детей, оказывают влияние на формирование правильной осанки и физическое развитие ребенка в целом.

Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют требованиям, входящим в комплекс ОРУ для физкультурных занятий (от 3 до 8 в зависимости от возраста). Но в связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, упражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро.

Последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики классическая. Сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног, направленные на укрепление этих мышц и оказывающие массирующее действие на внутренние органы, упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника, содействующие развитию этих мышц, оказывающие массирующее действие на внутренние органы, развивающие гибкость позвоночника, способствующие формированию правильной осанки. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

После того как проведена разминка всех мышечных групп и повысилась физиологическая нагрузка, наступает пик физиологической кривой, который приходится на прыжки на месте и быстрый бег.

В старших группах можно изменять нагрузку не только за счет числа подпрыгиваний и высоты полета, но и применять прыжки попеременно на одной и другой ноге, прыжки с разным положением ног.

Таким образом, в процессе утренней гимнастики постепенно включаются в работу все основные группы мышц, вовлекая весь организм в деятельное состояние. Физическая нагрузка должна возрастать постепенно (за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между ними, общей продолжительности гимнастики). После наиболее высокой физиологической нагрузки, во время бега или прыжков, происходит ее постепенное снижение (во время ходьбы) и к моменту остановки состояние организма достигает прежней нормы.

Во время проведения утренней гимнастики важно обеспечить высокую моторную плотность, поэтому на объяснения и показ упражнений, раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время.

Подбирая комплекс упражнений для утренней гимнастики, воспитателю нужно заинтересовать сразу достаточно большое количество детей. Ежедневное выполнение одних и тех же движений снижает интерес детей к выполнению утренней гимнастики. Если отдельные упражнения комплекса не приводят к желаемым результатам, оказываются слишком просты, неинтересны или наскучивают детям, они могут по усмотрению воспитателя заменяться другими однотипными или усложняться за счет введения новых исходных положений. Изменение темпа и увеличение количества повторений упражнений внутри комплекса также допустимо.

Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение одной - двух недель в зависимости от сложности его содержания.

Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения одностороннего характера (поднять вверх сначала одну руку, затем другую и т. д.), с небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания), сложные по координации и требующие напряженного внимания, воздействующие только на мелкие группы мышц (кисти, стопы). Движения для укрепления мелких мышц (кисть руки, пальцы) включаются в упражнения, охватывающие крупные мышечные группы (например, сгибание кисти руки в кулак сочетается с подъемом рук в стороны, вверх). Не рекомендуется выполнять силовые упражнения, например сгибание рук в упоре у стула (стола), т.к. при этом работают все мышцы тела и дается слишком большая нагрузка на мышцы плечевого пояса, дыхательную и сердечно-сосудистую системы ребенка, что, безусловно, вредно. [3]

Весьма целесообразным является применение на утренней гимнастике мелких физкультурных пособий (флажков, палок, обручей и т. д.) при условии четкой раздачи их детям. Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, приучает владеть предметами, способствует формированию правильной осанки.

Музыкальное сопровождение является важным компонентом утренней гимнастики. Оно повышает эффект движений, положительно влияет на эмоциональный настрой детей. Выбор музыкальных произведений для утренней гимнастики определяется характером включаемых в нее упражнений. Так, начинается утренняя гимнастика с бодрой ходьбы, согласованной с музыкой марша. Наоборот, в конце утренней гимнастики ходьба дается для того, чтобы успокоить организм; в соответствии с этим и заключительный марш должен быть спокойным, исполняться в умеренном темпе. При соблюдении этих требований дети научатся согласовывать свои движения с характером и формой музыкального произведения. [1]

Таким образом, при проведении утренней гимнастики необходимо руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей.

3. Варианты проведения утренней гимнастики

В практике дошкольных учреждений используются различные формы проведения утренней гимнастики:

традиционная с использованием общеразвивающих упражнений;

с использованием полосы препятствий;

с включением оздоровительных пробежек;

с использованием простейших тренажеров.

В младшем дошкольном возрасте применяется сюжетная гимнастика с использованием имитационных действий и стихов. Игровое проведение комплекса утренней гимнастики вызывает у детей желание участвовать в нем. Утренняя гимнастика проходит весело, содействует развитию самостоятельности, координированности и ритмичности, взаимосвязанных со словами и музыкой. Включение в утреннюю гимнастику считалок, поговорок, загадок, потешек способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса к разным движениям.

Танцевально-ритмическая разминка включает различные виды ходьбы, танцевальные шаги, подскоки и бег под музыку. Далее проводится музыкально-ритмическая разминка с элементами народных и современных танцев, хороводов. В конце гимнастики проводятся музыкальные игры и звуковая дыхательная гимнастика.

Утренняя гимнастика на полосе препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать в комплекс упражнения, способствующие развитию координационных механизмов нервной системы (упражнения в равновесии, прыжки по воображаемой прямой, с обеганием предметов, подлезаниями и др.). Можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей.

Оздоровительно-беговая гимнастика проводится обязательно на воздухе. Упражнения циклического характера составляют основное содержание утренней гимнастики: это бег, прыжки, марш, различные виды ходьбы и игры с бегом и прыжками. Прыжки и скоростной бег могут быть заменены бегом на выносливость. К концу года дозировка этого бега может составлять: в младшей группе -- 80 м (1 мин), в средней -- 160 м (1,5 мин), в старшей -- 240 м (2 мин), в подготовительной -- 320--340 м (2,5-- 3 мин). Следует учитывать, что целесообразно двигаться, используя всю территорию детского сада. [4]

Использование простейших тренажеров, таких как гантели, детский эспандер, резиновые кольца, гимнастический ролик и т.д., помогает существенно оптимизировать и разнообразить комплексы упражнений утренней гимнастики.

4. Условия проведения и место утренней гимнастики в режиме дня дошкольного учреждения

Утренняя гимнастика должна выполняться непосредственно после сна с целью расторможения нервной системы и быстрейшего перехода детей к последующей их деятельности. Но это можно осуществить только в дошкольных учреждениях, имеющих круглосуточные группы. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети успокаиваются, а малоактивные - активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

Утренняя гимнастика может проводиться на воздухе (на участке детского сада, на спортивной площадке) или в хорошо проветриваемом помещении (физкультурном, музыкальном залах, групповых комнатах). Надо стремиться, чтобы в теплое время года утренняя гимнастика проводилась всегда на свежем воздухе. Это способствует закаливанию организма, усиливает гигиеническое влияние гимнастики, так как в этом случае физические упражнения сочетаются с воздушными ваннами разной температуры.

Необходимо соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Помещение должно быть хорошо проветренным, обеспечен доступ свежего воздуха, ковровое покрытие должно быть чистое. Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхание. Обувь для занятий должна быть легкой - чешки, спортивные тапки. Допускается выполнение упражнений в носках при условии, что поверхность пола не скользкая. Если нет медицинских противопоказаний и в помещении комфортные условия - теплый пол, дети могут заниматься босиком.

Для ритмического сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон).

Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима. Она вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным.

Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

Различные варианты проведения утренней гимнастики, использование пособий, музыкального сопровождения позволяют максимально разнообразить комплексы упражнений, что способствует проявлению у детей интереса и желания выполнять упражнения во время проведения утренней гимнастики.

Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. - М.: Просвещение,1978. - 271 с.

Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т. И. Осокина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1978. - 287 с.

Прохорова, Г. А. Утренняя гимнастика для детей 2 - 7 лет [Текст] / Г. А. Прохорова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 80 с.

Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э. Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 368 с.

Физическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / под ред. С. О. Филипповой. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

Харченко, Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2 - 3 лет [Текст] / Т. Е. Харченко. - М.: Мозаика-синтез, 2009. - 88 с.

Читайте также: