Условия эффективного педагогического взаимодействия для школы

Обновлено: 04.07.2024

Педагогическое общение – профессиональное общение между педагогом и детьми (учащимися, студентами, воспитанниками), происходящее как во время педагогического процесса, так и за его пределами, направленное на создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Основные условия эффективного педагогического общения

Основная цель педагогического общения – это установление эффективного и плодотворного взаимодействия с детьми, основанного на взаимном уважении и доверии.

Для организации эффективного педагогического общения, определяют ряд условий.

Кроме того, принятие – это забота и доверие. Педагог должен организовать общение так, чтобы у ребенка было желание поделиться своими проблемами и трудностями, понять их и постараться измениться.

Конгруэнтность. Педагог во время общения с ребенком должен выступать в качестве той личности, которой он является на самом деле. Не нужно скрывать свои чувства и переживания. Дети остро чувствуют фальшь, а так же если от них что-то скрывают. Если педагог будет максимально правдивым, будет проявлять свои чувства и эмоции, в рамках разумного, то он предстанет перед детьми не в виде робота, а в виде живого человека. Конгруэнтность личности педагога способствует расположению его перед детьми.

Конгруэнтность предполагает, что в процессе общения педагог должен показывать свои эмоции, в случае если весело – смеяться, занимательно и увлекательно – восторгаться, не интересно – показать, что разговор скучен, попытаться его перевести на более интересную тему и т.д. Однако педагог не должен проявлять свои чувства слишком ярко или наигранно, то есть не нужно быть слишком холодным или через чур чувствительным или симпатизирующим. Так как чувства педагога – это только его чувства, то не нужно навязывать их детям, настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Рядом с таким учителем ученики чувствуют себя уютно и безопасно, потому что хорошо его понимают.

Готовые работы на аналогичную тему

Эмпатия. Педагог, во время общения, должен эмпатически понимать внутренний мир ребенка. Необходимо не просто понимать мир ребенка, а воспринимать его как свой собственный – именно в этом состоит суть эмпатии.

Эффективность педагогического общения посредством эмпатии объясняется тем, что мир ребенка понятен педагогу, и он может своими словами передать это понимание, тем самым он может помочь ребенку понять самого себя и выразить словами то, что ребенок еще не способен сказать.

Оказание благоприятного педагогического влияния на педагогический процесс. Благоприятное педагогическое влияние на процесс обучения и воспитания, способствует не просто восприятию учебной информации ребенком, а оказывает влияние на его личностные изменения, такие как поведение, отношение к себе и окружающим. То есть педагогическое воздействие направленно на повышение значимости учения. Значимость учения – это самонаправленное и самостоятельно учение.

Гуманистическая направленность педагога. Данное условие предусматривает гуманистическое направление педагогического процесса, которое включает в себя гуманное отношение к детям, формирование у них основ гуманизма. Гуманистическое влияние педагога способствует приобретению детьми не только знаний, но развитие творческих способностей, самостоятельности, личной приспособленности.

Творческая индивидуальность предусматривает использование различных диалоговых приемов, направленные на поддержание благоприятной эмоциональной атмосферы обучения, особенно в ситуациях, когда ученики испытывают трудности и напряжение.

Методы организации педагогического общения

В настоящее время нет конкретно выделенных методов, оказывающих положительное влияние на организацию педагогического общения. Каждый педагог использует и применяет те методы, которые на его взгляд являются наиболее оптимальными для конкретной группы детей, учитывая их возраст и индивидуальные характеристики.

Выделяют следующие методы организации эффективного педагогического общения:

  • Метод размышления. Предусматривает рассмотрение наиболее существенных аспектов поведения детей конкретного коллектива, особенности их общения с педагогом и друг другом.
  • Метод поддержки учеников (воспитанников). Направлен на безусловное уважение к детям и проявление внимания к их интересам и потребностям.
  • Метод поощрения. Нацелен на поощрение положительных качеств и проявлений каждого ребенка. Большое значение уделяется поощрению самостоятельности у детей.
  • Метод развития чувства ответственности. Предусматривает создание практических проблемных ситуаций, для решения которых необходимо совместно с педагогом принять решение о поведении и как следуем поступать. Также допускается индивидуальное обсуждение личных поступков ребенка.
  • Метод поощрения самоактуализации предоставляет детям возможности личностного роста и развития в процессе обучения. Предусматривается поощрение развития особых талантов.

Эффективное педагогическое общение имеет развивающее значение. В результате эффективно организованного общения возникают следующие знания и изменения в личности ребенка:

  • во-первых, как средство решения учебных задач,
  • во-вторых, как социально-психологическое обеспечение вос­питательного процесса,
  • в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспи­тателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

Профессор Л. В. Байбородова предлагает другую типоло­гию педагогического взаимодействия, учитывающую степень раз­вития таких его характеристик, как взаимопознание, взаимопони­мание, взаимоотношение, взаимовлияние.

Типы взаимодействия при этом следующие:

  • сотрудничество;
  • диалог;
  • соглашение;
  • опека;
  • подавление;
  • конфликт;
  • индифферентность;
  • конфронтация.

Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодей­ствие - диалог или сотрудничество на равных.

Выделяют несколько уровней и типов педагогиче­ского взаимодействия.

ВложениеРазмер
pedsovet_vzaimodeystvie.ppt 273.5 КБ
vstupitelnoe_slovo_k_pedsovetu_vzaimodeystvie.docx 19.02 КБ
anketa_vzaimodeystvie_pedagogov.docx 23.41 КБ
proekt_resheniya_pedsoveta_vzaimodeystvie.docx 12.33 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Краткие теоретические сведения по теме

Гуманистическое образование - это всегда партнерство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон.

Учебно-воспитательный процесс следует представлять себе как сложную систему педагогического взаимодействия.

Педагогическое общение - это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.

Общение в педагогическом процессе выступает:

  • во-первых, как средство решения учебных задач,
  • во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса,
  • в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Каковы особенности общения при решении каждой из них?

При решении образовательных задач общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного познавательного поиска и совместных раздумий.

При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируется интеллектуально-познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.

При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:

  • преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т. п.);
  • создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся;
  • осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т. п.).

Выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог:

Профессор Л. В. Байбородова предлагает другую типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние.

Типы взаимодействия при этом следующие:

  • сотрудничество;
  • диалог;
  • соглашение;
  • опека;
  • подавление;
  • конфликт;
  • индифферентность;
  • конфронтация.

Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие - диалог или сотрудничество на равных.

Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия.

Характеристика уровней и типов педагогического взаимодействия

Взаимодействие человека с самим собой

Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка. От умения личности взаимодействовать с самой собой зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми

Взаимодействие человека с другим

Три уровня общения:

• Другая личность более значимая.

• Мнение другой личности не играет никакой роли.

Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя

Взаимодействие личности с определенной системой

Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшая из которых - общешкольный коллектив

Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.

После теоретической части каждой группе предлагается задание, рассчитанное примерно на 20-25 минут.

Рекомендации педагогического совета

(При выработке проекта решения необходимо учесть получившиеся результаты исследований.)

Проект решения педсовета

  1. Для успешной реализации педагогического взаимодействия стремиться формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска.

С этой целью шире использовать исследовательские, проблемные методы преподавания, интерактивные формы обучения.

  1. Развивать совместную (учителя и учащегося) исследовательскую внеурочную деятельность (клубы по интересам, проектная деятельность).
  2. Наладить психологические контакты между педагогами и детьми. С этой целью проводить совместные коллективные творческие дела (дни творчества, дни здоровья, спортивные состязания).
  3. Формировать межличностные отношения в ученическом коллективе. С этой целью развивать ученическое самоуправление, создавать и развивать общешкольные традиции
  4. Создавать в педагогическом коллективе психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.

С этой целью разработать и провести в коллективе тренинги эффективного общения и взаимодействия для учителей школы.

Предварительный просмотр:

Конец года
(20 человек)

Начало года (18 человек)

1.Степень удовлетворенности работой

2.Уровень удовлетворения вашими взаимоотношениями

3. Степень усталости

4. На сколько лет вы себя ощущаете

45 30 45 18 20 25 25 50 50 25 35

40 50 35 30 18 30 18

40 35 40 16 18 20 18 41 45 30 45 13 35 30 35 30 25 60

5. Сколько уроков в течение четверти были

В конце недели 10%

Уровень вашего здоровья

Преобладающее настроение в течение дня

Удалось ли Вам реализовать задуманное

Никому ни до кого нет дела

Каждый сам по себе

Идти домой не хочется

Как вы думаете, ученики относятся к Вам

Говорят, что счастливый человек - это тот, кто с радостью идёт на работу, и с радостью возвращается домой
. Любимые коллеги! Оставайтесь такими же высоко классными специалистами в нашем общем деле и незаменимыми сотрудниками. И пусть наш большой коллектив остается на долгие годы таким же сплоченным и дружным как всегда.

Есть расхожее мнение о том, что человек счастлив тогда, когда с радостью идет на работу и с радостью возвращается домой.

Работа важная составляющая нашей жизни. Порой мы проводим на рабочем месте больше времени, чем с семьей. И потому особенно важно, чтобы работа была в радость.

Недавно в газете "Метро" были опубликованы данные о том, что 36% читателей счастливы на работе. На работу как на праздник, реально ли это и от чего зависит такой настрой?

Из тех кому своя работа нравится, лишь половина чувствуют себя счастливыми. Это может завесить от многих причин: отсутствие профессионального роста, моральная неудовлетворенность, плохие отношения с коллегами, неграмотное руководство.

Даже зарплата не всегда может обеспечить человеку удовлетворение и счастье от работы. Лишь 46% респондентов говорят о том, что именно зарплата делает их счастливыми на работе.

Большое значение для сотрудника имеют хорошие условия труда. Радуют всегда регулярные премии, гибкий график работы, служебный автобус.

Есть замечательный рассказ Михаила Веллера "Хочу быть дворником" о том, что важно просто найти свое место, чтобы быть счастливым, пусть даже и дворника: "все тебя знают, все улыбаются, и никакое тебе начальство не страшно, их много, а дворников не хватает…"

Семь шагов, с помощью которых можно улучшить взаимоотношения на работе

Каждый способ из ниже перечисленных поможет вам погасить разгорающийся конфликт в коллективе, урегулировать его. !

1. Убрать негатив и решиться!

3. Очертить границы.

Осознайте свою роль в тех взаимоотношениях, которые были, которые сейчас есть, и которые вам предстоит вернуть или создать. Прочувствуйте всю ответственность. Постарайтесь уйти от сведения счетов и возможных сожалений, не критикуйте и не обвиняйте.

4.Дать возможность понять себя.

Раз уж вы решились предпринять какие-то действия, вам надо также решительно изменить свое поведение. Уделите время объяснениям своих поступков, переживаний, позвольте другому человеку сполна понять вас. Если он будет понимать логику ваших мыслей и поступков, то это и есть мост к взаимопониманию. Будьте также готовы идти навстречу, выслушивать и разбираться в мыслях коллеги.

5. Настроиться на позитив.

Стоит лишь настроиться на положительную волну, как вы увидите много возможных хороших исходов сложившейся ситуации. И в итоге взаимоотношения могут быть налажены. Настойтесь на ожидание того, что и другой человек действует из лучших побуждений. Боитесь, что вас сочтут наивным, и попытаются обмануть? Возможно, но только изначальное доверительное отношение может быть залогом успеха. Если, конечно, этот человек вам нужен на самом деле (см п. 1). А он вам нужен!

6. Слушать больше.

Мы все знаем, как важно, чтобы нас слушали и понимали. Вот и вы, слушайте и понимайте: сделайте такое одолжение, дайте вашему оппоненту выговориться. И в это время внимательно отмечайте про себя все нюансы беседы, не отвлекаясь на возражения и контраргументы. Когда настанет ваша очередь говорить, то можно будет спокойно и обстоятельно указать на сильные и слабые доводы. Главное, делать все спокойно и без суеты. Вы же ведь настроились на перспективу, не так ли?

7. Предпринимать усилия.

Одно дело решиться к лучшему психологическому климату в коллективе, и совсем другое - предпринимать шаги в этом направлении. Если будете что-то делать лишь время от времени, то и отношения будут такими же незрелыми, а если будете твердо знать, чего хотите, то и добьетесь своего.

Тема 9. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВОСПИТАНИИ

9.1. Понятие о педагогическом взаимодействии

Воспитание – процесс двусторонний. Это означает, что успешность его осуществления напрямую зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса: педагога и воспитанника. Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия, под которым понимается прямое или косвенное воздействие субъектов (педагогов и воспитанников) друг на друга и результатом которого являются реальные преобразования в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах.

Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности. Рассматривая сущность педагогического взаимодействия, Д. А. Белухин выделяет в нем следующие составляющие: 1) общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя; 2) совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

При педагогическом взаимодействии многоаспектное деятельностное общение педагога и воспитанника носит характер своеобразных договорных отношений. Это дает возможность действовать адекватно реальной ситуации, развивая ее в нужном направлении, выявляя и учитывая подлинные интересы личности, соотнося их с требованиями, незапланированно возникающими в процессе обучения и воспитания.

В ряде психолого-педагогических исследований дан перечень существенных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя, организующего и осуществляющего педагогическое взаимодействие: 1) диалогичность во взаимоотношениях учащихся и педагога;

2) деятельностно-творческий характер взаимодействия;

3) направленность на поддержку индивидуального развития личности; 4) предоставление ей необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания и способов учения и поведения.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо. Личностная сторона педагогического взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и в свою очередь формируя соответствующую потребность и способность у учащихся. В силу этого личностная сторона педагогического взаимодействия в наибольшей степени затрагивает мотивационно-ценностную сферу воспитанников. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.

Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе. Подобное сочетание обеспечивает передачу учащимся не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога, стимулируя тем самым процесс становления личности воспитанника.

Характер и уровень педагогического взаимодействия во многом определяются отношением педагога к воспитанникам, которое обусловлено их эталонными представлениями, ценностями и потребностями и вызывает у них соответствующее эмоциональное отношение. Принято выделять следующие основные стили педагогического отношения.

1. Активно-положительный. Этот стиль характеризуется тем, что учитель проявляет по отношению к детям эмоционально-положительную направленность, которая адекватно реализуется в манере поведения, речевых высказываниях. Такие учителя наиболее высоко оценивают положительные качества учащихся, поскольку они убеждены, что у каждого ученика есть достоинства, которые при соответствующих условиях можно раскрыть и развить. Давая индивидуальные характеристики своим ученикам, они отмечают положительный рост и качественные сдвиги.

2. Ситуативный. Педагогу, придерживающемуся такого стиля, свойственна эмоциональная нестабильность. Он подвержен влиянию конкретных ситуаций, отражающихся на его поведении, может быть вспыльчивым, непоследовательным. Для него характерно чередование дружелюбия и враждебности по отношению к ученикам. Такой учитель не имеет твердых объективных взглядов на личность воспитанника и возможности ее развития. Оценки, даваемые им ученикам, противоречивы или неопределенны.

3. Пассивно-положительный. Учителю свойственна общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, однако ему присущи также определенная замкнутость, сухость, категоричность и педантизм. Он разговаривает с учащимися преимущественно официальным тоном и сознательно стремится создать и подчеркнуть дистанцию между ними и собой.

4. Активно-отрицательный. Отношения учителя с учащимися характеризуются явно выраженной эмоционально-негативной направленностью, которая проявляется в резкости, раздражительности. Такой учитель дает низкую оценку своим ученикам, акцентирует их недостатки. Похвала как метод воспитания ему не свойственна, при любой неудаче ребенка он возмущается, наказывает ученика; часто делает замечания.

5. Пассивно-отрицательный. Учитель не столь явно проявляет негативное отношение к детям, чаще он эмоционально вял, безучастен, отчужден в общении с учениками. Возмущения их поведением, как правило, не выказывает, однако подчеркнуто равнодушен как к успехам, так и к неудачам учеников.

9.2. Стратегии и способы педагогического взаимодействия

Активное одностороннее воздействие, долгие годы господствовавшее в авторитарной педагогике, на современном этапе замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоприятие, поддержка, доверие, сотрудничество в совместной творческой деятельности. Основными стратегиями педагогического взаимодействия выступают конкуренция и кооперация.

Применительно к педагогическому взаимодействию стратегия, осуществляемая на основе конкуренции, называется личностно-тормозящей. Эта стратегия опирается на угрожающие средства воздействия, стремление педагога снизить самооценку учащихся, увеличить дистанцию и утвердить статусно-ролевые позиции.

Кооперация предполагает посильный вклад каждого участника взаимодействия в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения. Применительно к педагогическому взаимодействию стратегия, основанная на кооперации, называется личностно-развивающей. Она базируется на понимании, признании и принятии ребенка как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком взаимодействии основными тактиками педагога становятся сотрудничество и партнерство, дающие возможность учащемуся проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность, фантазию. С помощью такой стратегии педагог имеет возможность установить контакт с детьми, в котором будет учтен принцип создания оптимальной дистанции, определены позиции педагога и детей, создано общее психологическое пространство общения, предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.

Педагог, ориентированный на личностно-развивающую стратегию, строит педагогическое взаимодействие с воспитанниками на основе понимания, принятия, признания.

9.3. Условия повышения эффективности педагогического взаимодействия

Важность педагогического взаимодействия как средства влияния на познавательную, эмоционально-волевую и личностную сферы субъектов воспитательного процесса делает актуальной проблему его эффективной организации.

В психолого-педагогической литературе выделяют ряд условий, повышающих эффективность педагогического взаимодействия: 1) постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником; 2) создание в коллективе атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи; 3) введение в жизнь детей положительных факторов, расширяющих шкалу ценностей, признаваемых ими, усиливающих уважение к общечеловеческим ценностям; 4) использование учителем информации о структуре коллектива, личных качествах учеников, занимающих различное положение в классе; 5) организация совместной деятельности, усиливающей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания; 6) оказание помощи ученику при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение ко всем учащимся и объективная оценка независимо от уже сложившихся межличностных отношений, оценка успехов не только в учебной деятельности, но и в других ее видах; 7) организация коллективных игр и других мероприятий, позволяющих ученику проявить себя позитивно с незнакомой стороны; 8) учет специфики группировки, в которую входит ученик, ее установок, стремлений, интересов, ценностных ориентации.

Кроме того, выделяют ряд факторов, способствующих повышению эффективности педагогического взаимодействия.

Похвала любимого учителя, высказанное им положительное отношение могут значительно повысить самооценку ученика, пробудить стремление к новым достижениям, порадовать его. Такая же похвала, высказанная учителем, который не принимается учащимися, может оказаться неприятной ученику и даже воспринята им как порицание. Это случается, когда педагог не признается авторитетной личностью не только этим учеником, но и всем классом.

При оценке успехов учащихся особенно важна требовательность учителя. У нетребовательного учителя ученики расхолаживаются, их активность снижается. Если же ученик воспринимает требования учителя как слишком высокие, то связанные с этим неудачи могут вызвать у него эмоциональный конфликт. Сможет ли ученик правильно воспринять требования или нет, зависит от того, насколько в педагогической стратегии учителя учтены уровень притязаний учащихся, планируемые перспективы его жизнедеятельности, сложившаяся самооценка, статус в классе, т. е. вся мотивационная сфера личности, без учета которой продуктивное взаимодействие невозможно.

В исследованиях А. А. Леонтьева выделены признаки, по которым распознается стереотипная негативная установка учителя:

• если дан неверный ответ, учитель не повторяет вопроса, не предлагает подсказку, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ;

По мере развития ученика структура его взаимодействия с учителем меняется: будучи изначально пассивным объектом педагогического воздействия, он постепенно становится творческой личностью, не только способной производить регламентированные действия, но и готовой задавать направление собственному развитию.

9.4. Методика организации педагогического взаимодействия

Для того чтобы педагогическое взаимодействие было эффективным, в основе методики его организации должна лежать педагогическая поддержка как особая, скрытая от глаз воспитанников позиция педагога, основанная на системе их взаимосвязанного и взаимодополняющего деятельностного общения.

Ведущие идеи педагогической поддержки (стремление видеть в ребенке личность, гуманное отношение и любовь к нему, учет его возрастных особенностей и природных задатков, опора на взаимопонимание и помощь в развитии) встречаются в еще трудах Демокрита, Платона, Аристотеля и других мыслителей прошлого.

Истинно гуманное воспитание, основанное на уважении к личности ребенка, учете его природных задатков и устремлений, отстаивал в своих трудах Ж. Ж. Руссо. Он решительно выступал против суровой дисциплины, телесных наказаний и подавления личности в воспитании, стремился найти благоприятные формы и средства для каждой ступени развития ребенка. По мнению Руссо, педагог должен не навязывать ребенку свою волю, а создавать условия для его развития, организовывать ту воспитывающую и обучающую среду, в которой ребенок сможет накапливать жизненный опыт, реализовывать свои природные задатки.

И. Г. Песталоцци подчеркивал особое значение искренней и взаимной любви воспитателя и детей, возбуждения ума к активной деятельности, развития познавательных способностей. Для И. Г. Песталоцци смысл воспитания заключается в помощи человеку, развивающемуся, овладевающему культурой, двигающемуся к совершенному состоянию. По сути, это содействие саморазвитию заложенных в человеке природных сил и способностей.

Теоретическое обоснование аспектов профессиональной деятельности учителя, близких к идеям педагогической поддержки, просматриваются в трудах Н. Ф. Бунакова, который в ряде работ подчеркивал, что поддерживать ученика надо исключительно в том случае, когда это ему нужно. Учитель должен поспевать со своей помощью только там, где она действительно необходима, и при этом осуществлять ее так умело, тактично и целенаправленно, чтобы в конце концов она сделалась вовсе ненужной, уничтожила бы саму себя.

Для понимания сущности педагогической поддержки важна педагогическая концепция Я. Корчака. В соответствии с ней ребенок рассматривается как субъект воспитания, независимая от воли других субъектов личность. Необходимым условием воспитания является создание атмосферы доброжелательности, взаимной откровенности и доверия, гарантирующей защищенность ребенка от насилия, стабильность его положения и свободы, удовлетворение его интересов и потребностей.

Авторы ряда зарубежных источников (К. Валстром, К. Мак Лафлин, П. Зваал, Д. Романо и др.) под педагогической поддержкой понимают помощь ученику в затруднительной ситуации, для того чтобы он научился самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды.

Принципиальное значение для понимания сущности педагогической поддержки имеют взгляды представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс и др.). Согласно их воззрениям главное в личности – ее устремленность в будущее, свободная реализации своих возможностей, способностей, задатков. В связи с этим основную задачу школы психологи-гуманисты видят в формировании человека как уникальной, саморазвивающейся, самодостаточной личности. Чтобы реализовать данный подход, необходимо принципиально отказаться от механических принципов воспитания, в целях чего следует устранить следующие препятствия: а) недостаток информации личности о себе; б) непонимание личностью стоящих перед ней проблем; в) недооценка личностью собственных возможностей, интеллектуального, эмоционального и волевого потенциала.

В современной отечественной науке одним из первых о педагогической поддержке заговорил О. С. Газман, который понимал под ней процесс совместного с ребенком определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Основные теоретические положения и практические рекомендации, соотносимые с понятием о педагогической поддержке, плодотворно разрабатывались педагогами-новаторами (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волковым, Е. И. Ильиным, С. Н. Лысенко, В. Ф. Шаталовым), которые в рамках педагогики сотрудничества обосновывали необходимость гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса. В контексте их исследований гуманистическими установками, лежащими в основе педагогической поддержки, выступают следующие основополагающие принципы: 1) принятие личности ребенка как данности; 2) прямое, открытое обращение педагога к воспитаннику, диалог с ним, основанный на понимании его действительных потребностей и проблем, действенной помощи ребенку; 3) эмпатия в отношениях учителя и ученика, что дает педагогу возможность полноценного и неиссякаемого межличностного общения с учеником, оказание ему эффективной помощи именно тогда, когда она больше всего необходима; 4) открытое, доверительное общение, которое требует, чтобы педагог не играл свою роль, а всегда оставался самим собой; это дает возможность учащимся понять, принять и полюбить педагога таким, какой он есть, признать его как референтную личность.

Педагогическая поддержка имеет множество разновидностей, среди которых наиболее распространенными являются психолого-педагогическое сопровождение и индивидуальная помощь.

Психолого-педагогическое сопровождение понимается как движение вместе с воспитанником, рядом с ним, а иногда – чуть впереди (М. Р. Битянова, И. В. Дубровина, Е. И. Рогов и др.). Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, отмечает его желания и потребности, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советом и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, чутко прислушиваться к себе. При этом педагог не пытается контролировать воспитанника или навязывать ему свои жизненные пути и ценностные ориентиры. Лишь в тех случаях, когда ребенок растеряется или попросит о помощи, педагог косвенным образом, ненавязчиво помогает ему вновь вернуться на его собственный путь.

Индивидуальная помощь предполагает осознанно предпринимаемые воспитателем попытки создать воспитаннику необходимые условия в одном или нескольких аспектах, в частности в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения своих потребностей и аналогичных потребностей других людей, осознании своих ценностей, установок и умений; развитии самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, понимания по отношению к себе и другим, восприимчивости к социальным проблемам, чувства причастности к группе и к социуму.

Читайте также: