Уровни педагогического творчества кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основные понятия и характеристика педагогического творчества

Аналогичной точки зрения придерживается В.А. Левин. По его мнению «Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.

Творчество – деятельность, порождающая что-то новое.

Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.

Целью педагогического творчества является развитие личности. Творческий потенциал педагога формируется на основе 2 компонентов: педагогического профессионального и социального опыта.

Педагогическое творчество проявляется во всех элементах педагогической деятельности: в целеполагании (проектирование новых целевых и побочных продуктов), средствах, методах, условиях.

В педагогической деятельности, существует два взаимообуславливающих вида творчества: теоретическое и практическое. Безусловно, что творчество в теоретическом плане предполагает и практические элементы, но доминирует в нём интеллектуальная работа. В творчестве, которое разворачивается в практическом плане, доминирует предметно-деятельностные моменты.

Педагогическое творчество, как форма осуществления педагогической деятельности направлено: во-первых, на развитие педагогического профессионализма, его структурных элементов. Творческая форма осуществления педагогической деятельности выступает одним из факторов эффективной профессионализации работников образования;

Педагогическое творчество – процесс начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено, преходящий и преобразованию существующего опыта.

Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимы следующие условия:

- сопряжённость творчества педагога с творчеством детей и других педагогов;

- отсроченность результата и необходимость его прогнозировать;

- атмосфера публичного выступления;

- необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приёмов и нетипичных ситуаций.

Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую деятельность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Творчество воспитателя – это способность воспитателя изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности, что-то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать известное, к возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребёнка, гибкость в выборе адекватных способов воздействия на ребёнка, поиск нестандартных способов развязывания образовательных заданий; оригинальное целесообразное применение способов стимулирования творческой инициативы воспитанников и их познавательной активности. Иначе говоря, педагогическое творчество – способ и одновременно результат деятельности воспитателя в преодолении себя вчерашнего, процесс обновления, усовершенствования, восхождение к идеалам в профессиональной деятельности.

По мере того, как раскрепощается творческая энергия и обновляются ее запасы, определяет К.Роджерс, снижается уровень тревожности и стресса, интегрируется в единое целое наш интеллект, тело, эмоции и дух, делая нас сильнее и даря чувства радости и надежды. Когда на нас накладываются ограничения, мы становимся напряженными, начинаем болеть. Творчество – это процесс трансформации, исцеления. Ощутив хотя бы один раз радость творческого подъема, воспитатель уже не может работать без этого.

Позитивные чувства и эмоции, которые наполняют человека в процессе творческой деятельности, не только поддерживают, побуждают к дальнейшей творческой активности, а и отвлекают от концентрации на стрессогенных факторах профессиональной деятельности, тем самым, оберегая от стрессов и предотвращая возникновению синдрома профессионального выгорания.

Психологические факторы развития творчества.

Эффективный фактор увеличения уровня индивидуального и коллективного творчества – профессиональная потребность в овладении секретами мастерства.

Высоко эффективная педагогическая деятельность невозможна без творчества, поскольку занятия с одним ребенком не схоже с работой с другим, даже если используется один и тот же учебный материал. Это искусство, которое требует большой работы над собой.

Выступление на тему: «Условия для творчества учителя.

Подготовила: Тушева С.В.,

учитель начальных классов

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М.М. Поташник)

Закон РФ "Об образовании" ставит перед современной школой и учителями задачу ". обеспечения самоопределения личности, создание условий для её самореализации ", что по существу можно считать социальным заказом государства школе. В современной школе, когда требуется гарантированный педагогический результат, постоянно совершенствуется содержание образования, что предполагает необходимость творческого подхода к решению стоящих перед нею задач.

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих). Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Развитие творчества учителя – задача сложная и многогранная, требующая не только теоретического обоснования, но и поиска новых методов, подходов, форм обучения, конструктивных идей при разработке технологии обучения и их экспериментальной проверке. И если творчество – не врожденное свойство личности, то можно так смоделировать его деятельность, чтобы превратить развитие творческих качества личности из косвенного результата в прямой. Творчество – не дар избранных. Это качество потенциально заложено в каждом человеке, хотя существуют значительные разночтения в степени обладания им. Сам процесс усвоения психолого-педагогических знаний носит творческий характер, в ходе которого наблюдаются качественные изменения личности учителя, постепенно развивается его активность, самостоятельность, изобретательность, воображение, интуицию, другими словами, идет процесс развития творческого потенциала.

Творчество учителя не начинается с нуля. Творчеству требуется основательный фундамент и в первую очередь – психолого-педагогическая компетентность учителя, включающая владение современными научными представлениями об обучении и воспитании, понимание законов учебно-воспитательного процесса и законов развития личности.

Первый этап подготовки учителя к творчеству ориентирован на повышение его интеллектуального уровня, так как существует прямая взаимосвязь между интеллектом и творчеством. Таким образом, в центре внимания исследователей и практических работников находится проблема интеллекта и его соотношение с творчеством индивидуума, развитие индивидуальных творческих способностей и творческого мышления.

На втором этапе формируются необходимые педагогические умения. Умение как способ практического действия соответствует определенной качественной характеристике усвоения профессиональных знаний. Взаимосвязь качества знаний и умений учителя позволяет соотнести различные виды его умений с особенностями психической и интеллектуальной деятельности – воспроизведение знаний, деятельность учителя по образцу, творческая деятельность.

Третий этап подготовки к творчеству обучает учителя творческому применению знаний в совершенно незнакомой ему ситуации. Главные ориентиры на этом этапе – широкий кругозор, глубина методологического подхода, знание своего предмета в пределах моделирования системы обучения, воспитания и создания собственного педагогического опыта. На этом этапе учитель конструирует задания исследовательского характера, участвует в авторских программах, обобщает передовой педагогический опыт, занимается самостоятельным исследованием проблем учебно-воспитательного процесса, разрабатывает собственные приемы и методы обучения. Такая модель поэтапной подготовки учителя к творческой деятельности постепенно приводит к педагогическим новациям.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики . Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:

уровень элементарного взаимодействия с классом : Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;

уровень оптимизации деятельности на уроке , начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

высший уровень творчества педагога , который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Данные уровни условно можно назвать как уровни воспроизведения готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический, личностно-самостоятельный.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А.К. Маркова).

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик):

* временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

* сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

* отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

* атмосфера публичного выступления;

* необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности — возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи —приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела. Творчество и мастерство – одно и то же или нет? (Вопрос участникам педсовета)

Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

¤ В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности;

¤ другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец,

¤ педагоги , создающие систему обучающих технологий.

Творческий учебно-воспитательный процесс требует от педагога его духовных и творческих сил, знаний характерных для творческой деятельности.

Работа творческих групп по предложенным вопросам. Оформить свои ответы на ватмане.

Первая творческая группа : Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству? Факторы , способствующие развитию творческой активности? Источники творчества?

(Способности: Умение – наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия).

(Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда).

(Источники: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися).

Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

Вторая творческая группа : Какие условия нужны для того, что чтобы учитель развивался творчески? Есть ли они у нас в гимназии? Если нет то, что для этого нужно нам изменить?

(Условия: нравственно- психологический климат коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материальная база, свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие свободного времени).

Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:

точность во всем

умение слушать критику

уверенность в собственных силах

способность доводить дело до конца

высокий общий уровень развития

знание своего дела

Третья творческая группа : Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика? В чем заключается задача педагога по развитию творчества учащихся?

(Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставит неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения).

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.

Четвертая творческая группа: Методы и приемы творческой работы (примеры из практики). Формы педагогического творчества.

Формы: творческие группы: проблемные, инициативные; разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.

Только учитель, работающий творчески, способен воспитать творческую личность. Несомненно, педагогическое новаторство, индивидуальность преподавателя превращают его деятельность в привлекательный интересный процесс и определяют качество учебно-воспитательного процесса. Еще в античные времена творчество и педагогическая умелость были ведущими критериями педагогического дела. И сегодня основа профессиональной категории учителя, материальная оценка качества его труда определяются педагогическим творчеством как важнейшей характеристикой учебно-воспитательной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.


От творчества учителя к творчеству ученика.

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников.

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности всех участников образовательного п.

Воспитание экологической культуры в условиях совместной деятельности учителя и учащихся через повышение уровня экологических знаний.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всём мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты требуют перестройки мышления человечества, .


" Инноватика в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС ( по уровням образования и предметным областям)" по предметной области " Изобразительное искусство"

Данный материал содержит ответы на вопросы, необходимые для повышения квалификации, по предмету: " Изобразительное искусство.

Только у творческого учителя могут быть творческие ученики. В школьной программе на всех уроках присутствуют элементы творчества. Но самым продуктивным для развития творческой лич.

Как уже отмечалось, основой для определения уровня профессионализма педагога являются его умения анализировать свою деятельность и ее результаты. Эти умения формируются на базе повышения уровня научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки. Однако опыт показывает, что педагогическая наука следует как бы параллельно с практической деятельностью. Взаимопроникновение и взаимодействие науки и практики осуществляются в том случае, если педагог в ходе систематического изучения достижений науки проверяет изложенные идеи на практике; анализирует и творчески переосмысливает собственную деятельность и соотносит с прогнозируемым результатом; способен определить адекватность полученного результата его образу; анализирует продвижение обучаемых по пути к самообразованию и самовоспитанию, а также деятельность своих коллег.

Профессионализм педагога является концентрированным показателем различных уровней педагогического творчества, обеспечивающих ему успех в профессиональной деятельности.

В связи с этим можно классифицировать уровни педагогического творчества на основе сформированного у педагога умений анализировать процесс своей деятельности и исследовать ее качественные показатели.

Первый уровень – информационно-воспроизводящий. Педагог умеет воспроизводить опыт других преподавателей, решать простые педагогические задачи на пути к результату; анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях. Этот уровень правомерно отнести к деятельности педагога, не имеющего квалификационной категории.

Может возникнуть вопрос: где же здесь творчество? При более глубоком изучении педагогической деятельности отмечается следующее: даже если педагог выступает в качестве передатчика информации, он обязательно стремится к ее эмоциональному окрашиванию. Своими интонацией, жестами, взглядом он высказывает собственное отношение к тому, о чем говорит. В этом и проявляется его творчество, ибо от эмоциональной окраски во многом зависит восприятие обучаемыми учебного материала.

Второй уровень – адаптивно-прогностический. Педагог умеет трансформировать (преобразовывать) известную ему информацию, отбирать способы, средства и методы взаимодействия с обучаемыми с учетом их потенциальных возможностей и собственных личностных качеств. При этом он предвидит результат этого взаимодействия, понимает, какой эмоциональный отклик у обучаемых находит та или иная отобранная им информация, то или иное его действие. Этот уровень деятельности педагога условно соответствует второй квалификационной категории.

Как правило, на втором уровне педагог значительно перестраивает структуру содержания образования, осуществляет межпредметные связи и дифференцированный подход к обучаемым, достаточно четко представляет образ результата на уровне их знаний и умений. Однако при этом он еще не в состоянии оптимистически прогнозировать развитие личности обучаемого.

Третий уровень – рационализаторский. Педагог проявляет конструктивно-прогностические способности: на основе своего опыта формулировать сложные, нестандартные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения, использовать элементы индивидуальности и новаторства в обучающей деятельности, более целесообразно организовывать педагогический процесс. На этом уровне, на наш взгляд, осуществляет свою деятельность педагог первой квалификационной категории.

Педагог третьего уровня изобретает новые методы и более совершенные методики обучения, создает педагогические инновации и технологии, которые обеспечивают более качественные результаты его деятельности.

В современных условиях, при обилии предлагаемых методик обучения и педагогических технологий, особенно следует учитывать энергозатраты обучаемых при достижении результатов, а также динамику состояния их здоровья, эмоционального и психического самочувствия.

Почему все педагоги не работают по методу С. Н. Лысенковой или В. Ф. Шаталова? Потому что для этого надо быть С. Н. Лысенковой или В. Ф. Шаталовым.

Четвертый уровень – исследовательский. Педагог умеет определить концептуальную основу собственного поиска, вычленяет системообразующие идеи из опыта любого педагога и свободно комбинирует их, разрабатывает собственную систему педагогической деятельности на основе исследования ее результатов. К этому уровню, как правило, приближаются педагоги высшей категории.

Педагог-исследователь умеет обобщить собственный опыт и сделать его доступным для коллег, если они видят и осознают основополагающие идеи этого опыта. Опора на идеи (или выводы) педагога-исследователя очень эффективна для получения качественных результатов.

Пятый уровень – креативно-прогностический. Педагог способен формулировать сверхзадачи и обосновывать способы их решения; вносит существенные изменения в систему образования, тем самым трансформируя ее концептуальную основу. На этом уровне творчества педагог осуществляет ломку устоявшихся стереотипов. В результате такой деятельности формируется инновационная личность.

Главным ориентиром в деятельности педагога этого уровня выступает его взаимодействие с обучаемыми, которые при этом постоянно соотносят уровень своих возможностей с достигнутыми результатами, самосовершенствуются в процессе внутренней соревновательности с самим собой.

На пятом уровне педагог проявляет себя как педагог-творец или как педагог-исследователь. Необходимость в подготовке педагогов такого уровня давно назрела. Это будет побуждать педагогические коллективы к совершенствованию их деятельности, а также стимулировать творческие возможности и способности педагогов.

Выделенные уровни педагогического творчества взаимосвязаны: высшие уровни включают в себя предыдущие и основываются на них. В педагогической практике их проявление осуществляется в органическом единстве.

Таким образом, формирование педагога-мастера, педагога-творца начинается с его умения анализировать собственную деятельность и ее результаты. От анализа эффективности решения ситуативных педагогических задач он переходит к осмыслению и анализу тактических задач и затем к осознанию и прогнозированию стратегических задач. На этом пути педагог постоянно реконструирует собственную деятельность, ее содержание и, что особенно важно, корректирует образ результата. В связи с этим значимыми являются:

– вооружение педагогических коллективов конкретными знаниями об образе результата;

– ориентировка педагогических кадров на овладение умениями, обеспечивающими эффективное взаимодействие с обучаемыми;

– формирование у педагогов умений диагностировать педагогические результаты, исследовать качественные показатели собственной деятельности.

4)использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Педагогическое творчество – процесс начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено, преходящий к преобразованию существующего опыта.

I и II уровень педагогического творчества – это педагогическое мастерство.

III и IV – содержит элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству.

Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик): временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени; сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов; отсроченность результата и необходимость его прогнозирования; атмосфера публичного выступления; необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
20. Идеи сотворчества и сотрудничества в образовании.

Значимой составляющей педагогического общения являются взаимоотношения педагога и учащихся. Они способствуют не только успешному усвоению знаний детьми, но и их личностному развитию.Исходя из этого, сотрудничество педагога и ученика можно охарактеризовать как совместную деятельность в процессе образования, направленную на освоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению. Благодаря взаимопониманию в педагогическом процессе начинают развиваться самоуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников.

Важно отметить, что оно принимает различные формы, такие как соучастие, содружество, сотворчество, сопереживание и соуправление. В зависимости от учебной дисциплины и методических требований может меняться подход к сотрудничеству между учителем и учеником. Для того, чтобы сотрудничество состоялось, очень важно наличие положительных эмоций и отношений. Когда ученик заинтересован, то тогда передача опыта и знаний от учителя происходит более плодотворно. Он учиться самостоятельно принимать решения под лояльным руководством опытного наставника.

Форма сотрудничества меняется в зависимости от возрастных категорий учащихся. Например, для дошкольников и учеников младших классов характерна игровая форма обучения, в которой игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. В старших классах главное — это мотивация обучения. Педагогу важно донести до ученика, что знания необходимы для его развития как полноценной личности, а в будущем как грамотного специалиста. В старших классах в ходе педагогического диалога с учеником важно показать практическую значимость научных законов и правил тонных наук, таких как математика, физика, химия и других.
21. Воспитание как социокультурный феномен. Предмет и задачи воспитания. Воспитание в структуре целостного образовательного процесса.

1) социальное (социокультурное) развитие человека;

2) процесс, интегрирующий все воспитательные влияния (как теоретическая модель);

3) конкретная деятельность воспитателя.

Общепринято под воспитанием понимать процесс передачи подрастающему поколению накопленного человечеством опыта. Воспитание как передача опыта не является исключительной характеристикой человека, животные также передают опыт. Но только для человека характерно наличие культуры, духовности. Между культурой и воспитанием сложная двусторонняя связь. Возникнув вместе с человеком, культура включала в себя и воспитание. Воспитание, став элементом культуры, приобретает свойства культуры. С развитием государственности, разделением общества на классы, воспитание все больше дистанцировалось от культуры, становясь важным идеологическим средством. Это было характерно и для советской педагогики. Современная педагогика пытается вернуть воспитание в контекст культуры (Е. В. Бондаревская). Тем более, что существующая ситуация развития ребенка все больше приобретает черты антикультуры. Среди особенностей социально-педагогической ситуации выделяют: стремительное изменение условий жизни, непредсказуемость этих изменений, повышенный прагматизм в ожиданиях учащихся и их родителей, агрессивность окружающей среды и др.

Рассматривая воспитание в контексте культуры, Н. Е. Щуркова выделяет три его слагаемых: 1) освоение культуры; 2) усвоение ценностей культуры; 3) присвоение (введение в личностную структуру) культуры.

Освоение – это накопление системы знаний об окружающем мире, когда назначение, функции, содержание, сущность, свойства множества объектов познаются ребенком.

Усвоить – значит овладеть культурными умениями и навыками, необходимыми для жизни в данной культуре.

Присвоение ценностей культуры означает введение их в личностную структуру, создание собственной иерархии ценностных для своей жизни объектов.

В социокультурном аспекте воспитание рассматривается как специально организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры.

Основными характеристиками человека культуры, по мнению Е. В. Бондаревской, являются свобода, гуманность, духовность, творческость и адаптивность личности.

2Процесс воспитания – это целенаправленный процесс взаимного активного воздействия при руководящей и направляющей роли воспитателя. Его сущность состоит в организации жизнедеятельности воспитуемых, выработке у них стойких положительных норм поведения, принятых в обществе.

Воспитание – явление вечное и необходимое.

Процесс воспитания направлен на достижение следующих целей:

• Формирование отношений личности к миру и себе.

• Воспитание всесторонне развитой личности.

• Воспитание социально-компетентной личности.

• Воспитание гражданской личности.

• Воспитание автономной личности.

• Развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Процесс воспитания направлен на решение следующих основных задач:

• формирования национального самосознания, любви к своему народу, родной земле, готовности ее защищать;

• обеспечения духовного единства поколений, воспитания уважения к родителям, женщине-матери…

• формирования высокой языковой культуры;

• воспитания духовной культуры личности

• утверждения принципов гуманистической морали: правды, справедливости, патриотизма, трудолюбия…

• обеспечения высокой художественно-эстетической осведомленности и воспитанности личности;

• формирования экологической культуры и гармонии отношений человека с природой;

• развития индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий ее самореализации;

• обеспечение физического развития молодого поколения, охрана и укрепление его здоровья;

• формирование умений и навыков межличностных отношений и подготовка молодежи к жизни в условиях рыночных отношений.

Теория воспитания как отрасль педагогики изучает научные основы процесса воспитания. Она раскрывает сущность, структуру, закономерности, движущие силы, содержание процесса воспитания, анализирует концепции воспитания и воспитательные системы. Методика воспитательной работы — раздел теории воспитания, изучающий особенности, методы, формы, средства, технологии организации воспитательного процесса в различных учебно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях.

Развитие гуманистических идей в философии, психологии, педагогикеспособствовало появлению новых взглядов на воспитание, в центре которых находится ребенок как субъект воспитания. Эти взгляды нашли отражение в детоцентристской, антропологической, культурологической парадигмах. В их контексте воспитание — целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, базирующийся на способности человека к саморазвитию.

Основными закономерностями процесса воспитания являются:

· зависимость воспитания от уровня социально-экономического, культурного развития общества;

· ориентация воспит. на развитие личности путем присвоения ею соц. опыта, духовных ценностей…

· воспитание личности происходит в деятельности и общении;

· эффективность воспитания обусловлена активностью личности, включенностью ее в самовоспитание;

· зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания;

· зависимость эффективности и результативности воспитания от его целей, содержания, методов, средств, форм, условий;

· процессы воспитания и обучения взаимопроникающие и взаимозависимые, при этом обучение соподчинено воспитанию.

С учетом принципов целостного педагогического процесса сформулируем принципы воспитания

· Гуманистическая направленность воспитания

· Социальная адекватность воспитания, связь воспитания с жизнью и практикой

· Целостность и непротиворечивость воспитательных влияний, согласованность требований школы, семьи и общественности

· Опора наположительное в человеке, на сильные стороны его личности

· Учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка

· Принцип воспитания в группе (коллективе)

· Сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников

· Принцип уважения личности ребенка в сочетании с разум-ной требовательностью к нему

Уровни педагогической деятельности в значительной мере обусловливаются уровнями подготовленности педагога. Известно, что педагогическое творчество на различных уровнях педагогической деятельности проявляется по-разному. Однако оно непременно обусловливается целями и способами решения бесчисленного ряда педагогических задач. Умение формулировать цели и находить оптимальные способы решения педагогических задач мы избрали в качестве основания (или критериев и признаков) для определения уровней педагогической деятельности в соотнесенности с уровнями педагогического творчества. Почему?

Во-первых, потому, что выбор критериев или основания – главный вопрос и непременное условие сравнительной оценки альтернатив. А во-вторых, потому, что цели любой деятельности всегда прогнозируются на достижение определенного в ней результата. В педагогической деятельности, повторяем, это приближение учащихся к самообразованию и самосовершенствованию. В свою очередь, качественные показатели в деятельности достигаются способами решения определенного ряда педагогических задач.

В то же время известно, что педагогический труд на пути к результату характеризуется исключительным многообразием, динамичностью и направленностью. Стало быть, в процессе педагогической деятельности постоянно важно иметь в виду где, когда, как и почему прежде всего проявляются качественные показатели в деятельности педагога или образовательной системы в целом.

При таком подходе уровни творчества в соотнесенности с уровнями деятельности характеризуются по-разному. Например, творчество педагога на уроке Ю.К. Бабанский сводит к четырем уровням.

Второй уровень Юрий Константинович обусловливает оптимизацией деятельности на уроке, начиная с его планирования: творчество проявляется в выборе целесообразного сочетания уже известного учителю содержания, методов и форм обучения учащихся с целью подготовки последних к самостоятельному анализу продуктов деятельности.

Третий уровень он определяет как эвристический: педагог умелой постановкой вопроса использует творческие возможности обучаемых. Они же на основе собственных наблюдений, знаний и жизненного опыта осмысливают генетическое обоснование новых понятий.

Четвертый уровень характеризуется как самый высокий: преподаватель проявляет полную самостоятельность в выборе приемов взаимодействия с обучаемыми: педагог работает с ними в такой мере, в какой они способны проявлять творческую самостоятельность соответственно конкретному уровню их обученности и воспитанности.

В предложенной Ю.К. Бабанским классификации уровней творчества педагога на уроке сравнительную оценку альтернатив можно рассматривать на анализе усложнения заданий (педагогических задач) для обучаемых и через обратную связь.

Примечательно и то, что уже на первом уровне творчества педагог в своей деятельности опирается на обратную связь и с учетом полученных результатов стремится корректировать собственную деятельность. Творчество преподавателя проявляется в трансформации процесса деятельности на пути к результату.

На третьем уровне преподаватель стимулирует деятельность обучаемых эвристическими методами, а они выявляют умения в генетическом обосновании понятий (что особенно важно иметь в виду в процессе формирования творческих умений обучаемых).

Второй сравнительной оценкой альтернатив творчества преподавателя при определении уровней его деятельности является выбор способов формулирования и решения педагогических задач.

Профессионализм преподавателя включает, во-первых, его умение измерять результаты своего труда и обосновывать процесс, влияющий на достижение качественных показателей в деятельности. А во-вторых, профессионализм педагога является концентрированным показателем различных уровней творчества, обеспечивающим ему успех в деле.

При этом, что особенно значимо, в качестве ведущего признака (альтернативы) в совокупности различных уровней профессионализма (в том числе и уровней педагогического творчества) мы рассматриваем умение педагога исследовать качественные показатели в практической деятельности.

Объясняется это тем, что формирование педагога-мастера, педагога-творца начинается с умения анализировать собственную деятельность и ее результаты. От анализа эффективности решения ситуативных педагогических задач преподаватель поднимается до осмысления и анализа тактических задач, а от них – до осознания и прогнозирования стратегических педагогических задач. На этом пути педагог постоянно реконструирует собственную деятельность, ее содержание и, что особенно важно, корректирует образ результата.

В основу выделения уровней профессионализма педагогов положены умения анализировать, исследовать деятельность и ее результаты. Эти умения формируются в деятельности на базе повышения научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки преподавателя.

ГЛАВА 9.

Читайте также: