Уровни педагогических способностей кратко

Обновлено: 08.07.2024

Любовь к простоте. Красота продуктов Apple, конечно, состоит в их простоте.

Способность усомниться в других гениях. Лишь оспорив одну из теорий Ньютона, Эйнштейн набрел на теорию относительности.

Уважение к разнообразию. Бенджамин Франклин, по словам Айзексона, обладал качеством, какое люди обычно не ассоциируют с фигурой гения. Его гений проявлялся в терпимости. Он понимал, что общество более разнообразное, более терпимое к каждому человеку будет и более сильным.

Задатки

Задатки – это врожденные, устойчивые психо- и анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

В качестве задатков выделяются анатомические особенности строения анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный) и связанные с ними области коры головного мозга. Задатки являются основой способностей, которые обнаруживаются и развиваются при благоприятных условиях только в процессе деятельности.

Характерно, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности: например на основе хорошо развитого слухового анализатора могут сформироваться разные музыкальные способности: абсолютный слух, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Человек с абсолютным слухом может стать гениальным певцом, гениальным дирижером, гениальным композитором.

Способности

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Способности человека — это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий:

от того, нужны ли будут эти знания и навыки человеку;

будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, друзья) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями;

от того, как его будут обучать;

от того, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся и т.д.

Способности — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Можно ли измерить и развить способности?

Артур Владимирович Петровский советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности

В настоящее время наука не располагает средствами, при помощи которых можно было бы путем однократного испытания сделать вывод о способностях человека.

Способность существует только в развитии и не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания.

Самый верный путь определения способностей человека — это выявление динамики успехов в процессе обучения и деятельности.

Уровни развития способностей

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития:

Одаренность

Это особый уровень развития способностей. Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный человек — это человек, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Талант

Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Талант — незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности.

Упрощенно: талант — это то, что получается делать лучше всего. Однозначного ответа на вопрос о генетической предрасположенности к тем или иным талантам нет, но большинство ученых все же склоняются к мнению, что задатки закладываются еще до рождения, формируя одаренность человека. В семье Баха, например, было много способных музыкантов.

Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой.

Гениальность

Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в определенной области или сфере деятельности. Редкое проявление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений.

Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) — типичные характеристики гения.

Некоторые психологи полагают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.

Но другие говорят о том, что грань между гениальностью и нарушением психики очень тонка и порой может быть размыта.

Талант и гениальность: сходства и различия понятий

Это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне, но талант — в виде задатков или способностей, а гениальность — как единственная стратегия развития.

Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать невозможно. Иногда уже в зрелом возрасте, после 50 лет, человек проявляет гениальность.

Система способностей


Российская и советская психология — это психология деятельности. Все наши навыки развиваются в деятельности. А что нужно для того чтобы человек выбрал какую-то профессию?

Во-первых, общие способности — благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.

Во-вторых, специальные, или профессиональные, способности — возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.

В-третьих, интерес — индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

В-четвертых, склонность — стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность — это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Общие и специальные способности

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности — это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.

В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

3. Педагогические способности .

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

потребность в передаче знаний.

Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна , Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей ( Теплов Б.М., 1985 ). Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким , который и дал им соответствующие общие определения.

Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики .

Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта .

Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

На основе теории общих педагогических способностей рядом ученых были выделены специальные педагогические способности учителей разных предметов.

Успех учителя зависит напрямую от того, какие личностные качества у него есть. Педагогические способности редко являются врожденными. Их можно выработать и закрепить. Например, специалисту важно уметь сразу подмечать индивидуальные особенности учащихся. Это помогает выделять лидеров, слабых, адаптироваться новым ученикам.

Базовые педагогические способности

Особенности понятия

В отечественной психологии Теплов Б. М. первым дал определение термину педагогические способности. Под ним он понимал совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя. Они должны отвечать требованиям профессиональной деятельности и они определяют успешность человека.

Со временем у разных ученых появились свои представления о том, какие именно качества должны включать в себя пед. способности. Например, Ф. Н. Гоноболин выделял следующие умения:

Педагогические способности

  • понимание учеников;
  • доступное изложение материала;
  • вызывание интереса у учащихся.

Он также указывал на необходимость наличия чувства такта и организаторских способностей. У Н. Д. Левитова было немного расширенное представление о том, что входит в способности учителя. Например, психолог отмечал важность наблюдательности. Именно она помогает подмечать особенности учеников. Не менее значимо умение делать речь понятной, ясной и убедительной.

Способности — это в педагогике ключевое понятие. Под ним понимают свойства личности, которые являются залогом успешности в сфере деятельности. Они не являются врожденным. У человека есть задатки, при их развитии возникают определенные свойства личности, но сами по себе они не сформируются.

Более обобщенную классификацию удалось составить В. А. Крутецкому. Он выделил несколько групп умений:

Способности это в педагогике

  • дидактические;
  • академические;
  • перцептивные;
  • речевые;
  • организаторские и другие.

Некоторые психологи выделяли особые группы способностей, которые позволяли достигать успеха учителям-предметникам. Например, педагогу по истории нужен один комплект, преподавателю математики другой.

Основные уровни

Характеристика базовых педагогических способностей будет неполной без разбора структуры. На первом уровне имеет значение рефлексия и перцептивные особенности человека. Иными словами, то как он воспринимает и ощущает окружающий мир. Например, у педагога должно быть чувство такта — умение выбрать правильную форму общения, соблюдение дистанции между взрослым и ребенком. От развитости этого умения зависит то, насколько хорошо учителя будут воспринимать дети.

Пед способности это

Второй уровень — это проективные способности, которые определяют, как именно воздействовать на ученика. Например, учитель показывает, как планировать деятельность или мотивировать детей. В некоторой степени у педагога должно развиться предвидение. Оно помогает ему предугадывать действия школьников и предупреждать развитие негативных ситуаций.

Учитель должен уметь чувствовать ученика, способность его интеллектуальному и эмоциональному совершенствованию, даже если ребенок находится в неблагоприятной среде. Сложнее завоевать авторитет и уважение — этого нельзя достигнуть угрозами и ругательствами. Только правильно выстроенная коммуникация поможет получить уважение.

В учебном заведении педагог решает каждый день непростую задачу: как построить урок, какие задания предложить, как провести оценивание. С опытом приходит понимание, что изменять в ходу занятия.

Важные качества

Ведущими свойствами личности педагога должна быть любовь к детям, наблюдательность, тактичность, желание делиться знаниями. Воспитатель, учитель, преподаватель — все они выполняют одну общую цель: воспитание и обучение людей. Это важное и ответственное дело, поэтому личность педагога должна отвечать ряду требований.

Педагогическая способность это

Учителю важно состояться как взрослому человеку — это выражается в социальной зрелости, гражданской ответственности, самокритичности. Еще одно важное условие развития педагога — стремление учиться и развиваться как профессионал. Это вечный процесс, который длится всю жизнь.

Некоторые психологи полагают, что учитель нуждается в наставничестве. Опыт старших коллег может помочь ему выйти из сложных ситуаций, избежать неприятностей и проблем. В таком случае человек должен уметь обращаться за помощью и не быть излишне восприимчивым к критике.

Педагогические способности занимают ключевое место в профессиональном развитии. Без них учитель сможет работать, но достичь успеха у него не получится. Настоящего педагога уважают, ценят и любят ученики. Они помнят его даже после окончания учебного заведения.

Педагогические способности - это особенности личности учителя, позволяющие ему быстро и эффективно решать профессионально важные задачи.

Педагогические способности занимают особое место в структуре личности педагога наряду с педагогической компетентностью и педагогической направленностью.

Педагогическая направленность - это мотивация педагога к профессиональному труду, его желание, потребность достойно представлять педагогическую профессию.

На формирование способностей влияет ряд условий:

- теоретический и практический опыт;

- физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщениям к различным видам деятельности;

- наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Традиционно педагогические способности подразделяют на общие и специальные. Общие - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.Общие способности необходимы любому педагогу независимо от того, какой предмет он преподает, с учащимися какого возраста взаимодействует.

Специальные - свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой- либо области деятельности. Специальные способности нужны педагогу в соответствии со специализацией учебной дисциплины:

- в литературных - особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитые эстетические чувства; чувство языка;

- математических - умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;

- в педагогических - педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передачи знаний;

- в художественных - особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующих созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.

Общие способности классифицируются на 3 самостоятельные группы:

1. личностные способности - расположенность к детям, выдержка и самообладание, способность к произвольной регуляции, управлению своим состоянием, психическими процессами, поведением;

2. дидактические способности - способность объяснять учебный материал, делать информацию доступной для понимания и запоминания, а также академические способности (способность усваивать информацию, учиться самому); речевые способности (способность говорить четко, правильно, убедительно и др.);

3. организаторские способности - способность организовывать себя и других (способность ставить цели, составлять план их достижения, контролировать процесс достижения целей); педагогическая наблюдательность; педагогический такт; суггестивные способности (способность внушать, убеждать); коммуникативные способности (способность передавать информацию, минуя барьеры общения и др.).

Н.В. Кузьмина предлагает несколько иной подход к классификации педагогических способностей. 1-й уровень — перцептивно-рефлексивные способности - включает в себя:

• чувство объекта (способность к сопереживанию и к оцениванию совпадений потребностей учащихся и требований к ним);

• чувство меры (педагогический такт);

• чувство причастности (способность быть вместе с детьми не только физически, но и духовно). 2-й уровень - проективные способности - включает в себя:

• конструктивные способности (желание и умение развивать личность учащихся; отбирать и композиционно выстраивать учебный материал в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся);

• организаторские способности (способность включать ребенка в различные виды деятельности, умело воздействовать наличность);

• коммуникативные способности (способность устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и родителями; чувствовать настроение отдельного ученика и всего коллектива);

• проектировочные способности (способность представить конечный результат педагогического воздействия наличность ребенка);

• гностические способности (способность проникнуть во внутренний мир ребенка, познать его особенности).

Формирование и развитие педагогических способностей происходит под непосредственным воздействием ближайшего окружения человека и во многом зависит от уровня развития у него общих способностей.

В детстве педагогические способности формируются благодаря воздействию семьи: забота о детях, раскрытие перед ребенком особенностей педагогической профессии, организация его контактов с другими детьми позволяют ребенку хорошо общаться, учат организовывать себя и других и т.д.

Педагогические способности у многих формируются, проявляются к подростковому возрасту и развиваются в дальнейшем (в основном, в процессе профессиональной подготовки). Осознание человеком наличия у него этих способностей приводит к выбору педагогической профессии.

В ходе профессионального обучения основными средствами развития педагогических способностей являются:

• ролевые и деловые игры, тренинговые занятия;

• учебные занятия и сам процесс выполнения студентами домашних заданий;

• различные виды педагогической практики;

• самостоятельная научно - исследовательская работа;

• деятельность по самообразованию и совмещение учебы с работой по специальности.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Читайте также: