Урок план текста 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: интерактивная доска, презентация, компьютер, наглядный материал.

1) Образовательные: уметь делить текст на части; уметь озаглавливать каждую часть; уметь записывать план текста в нужной последовательности; уметь восстанавливать последовательность пунктов плана; знать о необходимости соблюдения последовательности пунктов плана; знать способы озаглавливания текста.

2) Развивающие: развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), развивать познавательные психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), развивать речь.

3) Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к чтению, воспитывать культуру общения, воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация учебной деятельности

Посмотрите на слайд. Какой вопрос записан на слайде?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос, выбрав нужное описание речи.

Конечно, сегодня на уроке мы обязательно получим новые знания и продолжим развивать речь.

Какой должна быть речь?

Правильная, логичная, выразительная, точная, богатая, понятная, богатая, последовательная.


2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Прочитайте предложения на слайде

Можно ли назвать эти предложения текстом?

Верно, окончание текста отсутствует.

Что не так со второй частью текста? Почему она выделена красным цветом?

А как превратить эти предложения в текст? Давайте вспомним, что такое текст?

Правильно, давайте восстановим последовательность предложений во второй части. С какого предложения должна начаться основная честь?

Каким предложением вы бы продолжили? Почему? Что дает нам право так думать?

Какое предложение вы бы поставили дальше?

Каким предложением мы закончим основную часть?

По вашему мнению, эти писатели действительно написали поучительные и полезные сказки?

Нужно ли нам читать такие книги?

Предлагаю вам придумать окончание текста в виде совета всем детям читать сказки.

Запишите это предложение в тетрадь.

Как вы думаете, что должно быть на этой строке? А что такое заголовок?

Давайте вспомним, как мы определяем заголовок?

Кто придумал заголовок, в котором отражена тема?

Кто придумал заголовок, в котором отражена главная мысль?

Посмотрите в таблицу на слайде. Прочитайте то, что находится в первом столбике таблицы.

Что мы прочитали только что?

А что тогда находится в правом столбике?

Такая запись называется планом текста

Потому что в основной части нарушен порядок предложений

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.

А сколько мудрости в народных сказках!

Александр Сергеевич Пушкин

Сергей Тимофеевич Аксаков

Это поучительные сказки

Нужно читать книги

Почаще читайте сказки и набирайтесь мудрости!

На строке должен быть заголовок. Заголовок – это название текста.

Определяем тему (о чем текст?) или основную мысль (что хотел сказать автор?)

Почаще читайте сказки!

Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку. Они долго висят, украшая сосны.

Дождь перестал. Все стихло, как будто замерло. Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли. Они засветились всеми лучами радуги.

Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Ни одной сережки.


    Составлять план исходного текста; корректировать неправильно составленный план.

Упражнение 1 в учебнике — составление плана исходного текста. Выполняется фронтально. При работе с упражнением необходимо обращаться к алгоритму составления плана (см. урок 127, упр. 3). Предложения учеников учитель записывает на доске. По окончании работы ученики списывают с доски заглавие и план текста.

Упражнение 2 в учебнике — развитие самоконтроля: сравнение с неправильно выполненным заданием. Выполняется фронтально.

Ученики читают текст, обсуждают его основную мысль и озаглавливают текст. Затем они читают план, который составил Серёжа. (Первый и второй пункты плана — ошибочные.) Необходимо, чтобы ученики объясняли, в чём они не согласны с работой Серёжи. С этой целью они должны на основе алгоритма составления плана текста выделить ключевое слово и основную мысль каждого абзаца. После обсуждения на доске следует записать правильный вариант плана текста, например:

1. Нелегко вырастить лес.

2. Лесники сажают и охраняют леса.

3. Леса — живые памятники лесникам.

В тетрадях ученики записывают заглавие текста и его план. Если позволит время, можно предложить для списывания весь текст или какую-то его часть (правильность списывания необходимо проверить).

Дополнительное задание (для классов с высоким темпом работы). Ученики читают ещё раз текст про себя, затем закрывают учебники и на основе составленного плана пытаются устно (подробно или сжато, в зависимости от установки учителя) пересказать исходный текст (пропедевтическая работа к написанию изложений).

Записать слово лопата, подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради.

detectiv.jpg



Рис. \(1\). Сыщик

План — это расположенные по порядку предложения или ключевые слова текста, в которых заложен основной смысл каждого абзаца.

В кувшине вода только на дне. Ей не достать было воду. Галка стала кидать камушки в кувшин. Вода стала выше, и можно было пить.
Вот так галка!

boifsq2f3io.jpg

Пришла весна. Солнце согрело землю. В лесу по ложбинке побежал ручей.

Вот на пути он заметил под корнями старой березы норку. Зверек еще с осени разыскал это укромное местечко. Холодный ручей забрался в постельку ежа и разбудил его.

Еж выбрался из своего убежища. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Еж лег на спинку и подставил солнцу свое брюшко.

Читайте также: