Урок 5 класс план текста

Обновлено: 08.07.2024

Белый гриб. Боровик. Этот гриб — царь всех грибов. Так он называется потому, что трубчатый слой нижней поверхности шляпки у молодых грибов белый и остается таким после сушки.

Подосиновик Подосиновик в народе называют еще осиновиком, или красноголовиком . Каждый грибник рад найти такого красавца, ибо после белого гриба подосиновик — наиболее ценный объект сбора среди трубчатых грибов.

Маслята Маслёнок - это семейный гриб. В настоящем лесу, если найдёшь одного маслёнка, можно не вставая срезать целое ведро. Шляпка у маслёнка маслянистая, отсюда и название.

Сыроежки Свое название сыроежки получили, вероятно, потому, что после засолки очень скоро становятся пригодными к употреблению (иногда через одни сутки). Некоторые виды сыроежек (зеленые, белые и розовые ) грибники съедают с солью в свежем виде.

Опенок Опенки. Осенние опята… Может быть, самые массовые грибы в округе. Красивые, глаз не оторвать! Растут чаще группами, стайкой, парами, одиночно – на почве, в корнях деревьев, у пеньков…

Эдуард Юрьевич Шим (23.08.1930 - 13.03.2006)

Тема и идея (основная мысль) текста Тема текста – это то, о чем говорится в произведении . Грибы в осеннем лесу. Основная мысль текста– это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Хороши грибы в осеннем лесу! Один другого краше!

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 Г. Пушкино

Демьянко Ольга Петровна

Урок развития речи в 5 классе

Цель урока : научить детей составлять план.

  1. Проектор
  2. Мультимедийная презентация
  3. Рисунки учащихся
  4. Выставка книг Э.Ю. Шима

Приветствие. Объявление темы урока, целей и задач (слайд №1).

Запись в тетради даты и темы урока.

Учитель . За окном уже настоящая зима. Земля покрыта снегом. А у всех в памяти - теплое лето. Ребята, были ли вы летом в лесу? А кто собирал грибы? Расскажите, какие грибы вы собирали?

Теперь давайте посмотрим, как вы представляете грибы, растущие в наших лесах.

Ученики выходят к доске, крепят свои рисунки и объясняют, почему грибы получили такие названия (боровик, подосиновик, масленок, сыроежка, опенок).

Учитель . (слайды 2 – 6). Давайте посмотрим, как выглядят нарисованные вами грибы в реальном лесу, и узнаем, откуда они получили свои названия.

Боровик, или белый гриб - Этот гриб — царь всех грибов. Так он называется потому, что трубчатый слой нижней поверхности шляпки у молодых грибов белый и остается таким после сушки.

Подосиновик в народе называют еще осиновиком, или красноголовиком. Каждый грибник рад найти такого красавца, ибо после белого гриба подосиновик — наиболее ценный объект сбора среди трубчатых грибов.

Маслёнок - это семейный гриб. В настоящем лесу, если найдёшь одного маслёнка, можно не вставая срезать целое ведро. Шляпка у маслёнка маслянистая, отсюда и название.

Свое название сыроежки получили, вероятно, потому, что после засолки очень скоро становятся пригодными к употреблению (иногда через одни сутки).

Некоторые виды сыроежек (зеленые, белые и розовые) грибники съедают с солью в свежем виде.

Осенние опята, может быть, самые массовые грибы в округе. Красивые, глаз не оторвать! Растут чаще группами, стайкой, парами, одиночно – на почве, в корнях деревьев, у пеньков…

  • Давайте сравним описание грибов в сказке с теми грибами, которые вы уже видели
  • С кем автор сравнивает грибы? (с молодцами)
  • С кем сравнивается боровик? (солидные богатые деды)
  • Подосиновик? (серьезные отцы)
  • Маслята? (братцы, маленькие ребята)
  • Сыроежки? (сестрицы, которые водят хоровод)

Учитель . Давайте вспомним, что такое тема текста? (слайд №8) Тема текста – это то, о чем говорится в произведении .

  • Какова тема данного текста? (Грибы в осеннем лесу)
  • А что такое основная мысль текста? Основная мысль текста– это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
  • Какова основная мысль прочитанного текста? (Хороши грибы в осеннем лесу! Один другого краше!)

Учитель . На сколько частей можно разделить текст и почему?

Работа над упражнением 57.

Сравните начало двух планов. Чем они отличаются? (один соответствует теме, а другой – основной мысли)

Продолжить составление обоих планов. (Слайд № 9). Запись планов в тетрадях.

Грибы в осеннем лесу.

Грибы – один другого краше.

1. Деды-боровики. Загляденье!

2. Отцы-подосиновики. Красота!

3. Братцы-маслята. Хороши!

4. Сестрицы-сыроежки. Тоже неплохи!

Учитель . По какому из этих планов легче пересказывать текст?

  • Почему (потому что второй план более подробный)
  • Какой вывод из этого следует? (при составлении плана надо учитывать не только тему текста, но и его основную мысль, надо стремиться к тому, чтобы основная мысль текста нашла отражение в формулировках пунктов плана)

По составленному плану учащиеся пересказывают текст (несколько человек).

Учитель . Какие слова были для вас непонятными? В каком словаре мы можем узнать значение непонятных слов (в толковых).

На парты раздаются толковые словари, в которых учащиеся находят значение слов кафтан , бархат , картуз .

Теперь пришло время обсудить возможные варианты продолжения сказки.

Учитель . На страницах каких учебников вы уже встречали планы? (в любом учебнике, по любому предмету. Оглавление любого раздела в любом учебнике – это его план)

  • Так для чего же мы составляем план художественного произведения?
  • Что значит работать над планом? Работа над упражнением 55

(Мария Александровна Рыбникова – крупный ученый-филолог, талантливый учитель )

Запись текста упражнения в тетрадь.

Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы.

  1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
  4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
  5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, пересказать текст.
  6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Учитель . Опираясь на эту памятку, вы сможете правильно составить план любого текста.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока

Тема: План текста.

Цель урока: создание условий для формирования умения создавать вопросный и тезисный план текста.

Форма урока: комбинированный урок.

Опорные понятия, термины: тема, микротема, абзац.

Формы контроля: фронтальный контроль.

Подарите улыбку друг другу, поделитесь своим хорошим настроением.

- Я желаю вам успехов в работе.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин.)

готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

Работа на карточке.

1.Текст – сочетание …, связанных в единое целое общим … с помощью разных средств связи.

2.Каждая смысловая часть текста раскрывает …, то есть часть главной темы.

3.Абзац выделяет одну микротему в письменном тексте с помощью … .

4.В абзаце можно выделить … и развитие мысли, а также иногда … .

Проверка – учитель читает правильный ответ.

1.Текст – сочетание предложений, связанных в единое целое общим смыслом с помощью разных средств связи.

2. Каждая смысловая часть текста раскрывает микротему, т.е. часть главной темы.

3. Абзац выделяет одну микротему в письменном тексте с помощью красной строки.

4.В абзаце можно выделить зачин и развитие мысли, а также иногда концовку.

Ученики обмениваются карточками, оценивают.

Знают признаки текста, композиционные элементы абзаца и целого текста.

Владеют приёмами анализа и систематизации материала.

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин.)

выявление места и причины затруднения

(на листках у детей)

Бежала лиса по своим делам да и упала в колодец. Сидит лиса, горюет. Что делать?

Заглянул в колодец козел. Ему давно пить хотелось.

Лиса и зовет козла к себе. Прохладно в колодце. Водичка вкусна! Козел и прыгнул.

А лиса к козлу на спину. Со спины на рога. Да и вон из колодца!

Хозяин долго искал козла. Только вечером козла веревкой вытащили.

- Чему эта басенка учит? Какова тема этого текста? Выделите микротемы в тексте, озаглавьте их.

Как вы озаглавите первую микротему? (вторую, третью, четвертую, пятую).

1. Лиса в колодце.

2. Козлу хочется пить.

3. Вкусная водичка!

4. Только плутовку и видели!

Умеют определять тему и основную мысль текста. Выделяют микротемы текста.

Осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. Делят текст на смысловые части.

Свободно излагают свои мысли в устной форме.

Аргументируют свою позицию.

Преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)

построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению

Вы выделили в тексте микротемы и озаглавили их. Скажите, что вам напоминает запись?

Что вам поможет рассказать о событиях в определенной последовательности и ничего не пропустить?

Обратите внимание на слайд. Работа в парах. Перед вами 2 вида плана, сопоставьте их, попробуйте определить название каждого вида плана.

Кого поймали в море?

О чем плакала пойманная черепаха?

Почему черепаха плакала на самом деле?

В море поймали черепаху.

Пойманная черепаха все время плачет.

Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Какова тема нашего занятия?

Назовите цель нашей работы на уроке.

Составляя план текста, мы можем лучше понять его содержание и строение. Для того чтобы правильно составить его, нужно знать последовательность действий или алгоритм. Откройте учебники на с.205, упр.129. здесь даны советы по составлению плана, но с нарушением логической последовательности. Обсудите в паре и приготовьте памятку по составлению плана. Время на работу 5 мин.

Запись напоминает план текста.

Определяют виды планов текста – вопросный и тезисный.

Определяют последовательность действий при составлении плана текста.

Регулятивные УУД

1. Высказывают предположения на основе наблюдений.

2. Формулируют тему урока.

3. Самостоятельно ставят цель деятельности.

5.Принимают и удерживают учебную задачу.

1. Соотносят информацию, представленную в разных формах.

работают в парах, оформляют свои мысли.

Первичное закрепление (4 – 5 мин.)

усвоение нового способа действий

Упр.130. по заданию, предложенному в учебнике.

Сравнение готового плана со строением абзацев.

Составление вопросного плана. Проверка. Оценивание.

Делят текст на абзацы. Определяют в тексте композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть и концовка). Умеют составлять вопросный план.

Владеют приёмами анализа и систематизации материала.

оценивают результаты работы, вносят необходимые коррективы в способ действия в случае расхождения эталона.

Соблюдают правила речевого поведения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)

рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха

Сейчас 1 ряд составит тезисный план к рассказу Сладкова, а 2 ряд вопросный план. Прочитайте текст на карточке.

О чем этот рассказ? Какова его тема? Что нужно сделать, чтобы составить план? Выделите микротемы. Сколько их? Озаглавьте.

Свой вариант плана запишите в тетрадь.

План
1. Старая береза.
2. Кто жил на первом этаже?
3. Жильцы второго и третьего этажей.
4. Жильцы четырех верхних этажей.

Умеют определять тему и основную мысль текста. Выделяют микротемы текста.

Составляют тезисный план.

Владеют приёмами анализа и систематизации материала.

Самостоятельно решают поставленную задачу.

Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.)

повторение и закрепление ранее изученного

Прочитайте то определение, которое относится к теме урока.

План — топографическая карта местности.

План — ряд обдуманных действий, мероприятий.

План — проект чего-либо.

План — короткая форма переработки текста, при которой выделяются смысловые части текста и озаглавливаются.

Составьте синквейн по теме нашего урока.

1 строка (тема) – имя существительное.

2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.

4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на эмоциональном уровне повторяющее суть темы.

4 определение понятия план.

Прочитать, понять, составить.

План помогает пересказать текст.

Знают основные теоретические сведения о плане текста.

1. Преобразовывают информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм), выстраивать последовательность действий.

2. Анализируют, сравнивают, строят логические рассуждения.

Рефлексия деятельности (2-3 мин.)

осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.

Закончите предложения: сегодня на уроке я узнал…

У меня получилось…

Соотносят цели и результаты своей деятельности.

Однажды в лесу я увидел терем в семь этажей. Это была старая береза. В ней семь дупел, одно выше другого.

Из дупла первого этажа выглянула серая утка. Есть такие утки, которые вьют гнезда в дуплах.

На втором этаже поселился черный дятел. А на третьем жил дятел пестрый.

Выше еще четыре этажа. В каждой квартире живут стрижи.

Прямо сказочный теремок, только высотный.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 864 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.12.2017 3617
  • DOCX 28.4 кбайт
  • 75 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гиниятуллина Василя Наилевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве.

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Текст. План текста.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве.

-сформировать представление о видах плана.

- развивать умение составлять план текста.

- Воспитывать толерантное отношение к окружающим при работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формировать умение работать с текстом.

- формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.

- совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

- сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

Метапредметные:

развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;

умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

Личностные:

- воспитывать интерес к предмету.

Организация начала урока. Психологический настрой.

- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,самым необходимым

для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?

II. Актуализация знаний.

- Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.

- Давайте узнаем лексическое значение слова “текст”.

ТЕКСТ – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

III. Формулировка темы и цели урока.

Итак, тема урока: Текст. План текста.

-Ребята, какую цель и задачи вы поставите перед собой на этот урок?

Для того чтобы сделать следующий шаг, мы должны остановиться и подумать: каким он будет и в каком направлении его сделать. Перед каждым из вас таблица. В один столбик запишите, что вы ожидаете от этого урока, а в другой – чего вы опасаетесь.

IV. Объяснение нового материала

- Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира:

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

2. Словарная работа:

- Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

- Составьте предложение с любым из этих слов.

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

- Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

Учитель: - Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.

Наличие главной мысли (идеи)

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

Логическая связь частей

- Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

- Сегодня вы работаете в парах. У вас на столах распечатки. Вам следует ответить на вопросы.(слайд З)

1. Это текст? 2. Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Расставьте номера предложений так, чтобы получился текст. (Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст. Работа в парах)

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)

-Прочитаем, что у вас получилось. Какой признак помог создать текст?

На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста. (Композиция)

- На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (На две.)

- Как называется смысловая часть текста? (Абзац)

- Как выделить абзац на письме? (Красная строка, отступ в начале строки)

- Для чего нужно делить текст на абзацы? (Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.)

- Что такое микротема?

- План — это самая краткая запись текста. Зачем нужен план текста?

План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

- Что нужно сделать, чтобы правильно составить план? (слайд 4)

Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

- Какие планы вы знаете? (слайд 5)

- простые; - сложные; - вопросные; - назывные; - тезисные.

Простой план

это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь. (Пример на слайде 6)

Сложный план текста

чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно. (пример и памятка на слайде 7)

Назывной план текста.

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. (слайд 8)

Вопросный план текста

Тезисный план

представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст. (слайд 10)

Тезисный план - выражает суть текста в кратких формулировках.

Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

V. Закрепление изученного материала

- А теперь каждая пара работает с текстом, составляет план текста согласно своей теме. ( Работа с текстами в парах по карточкам.) Приложение 1.

VI. Контроль и оценка знаний

Выполнение теста “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)


Урок предназначен для повторения знаний учащихся за 1-4 класс по теме "Текст". Цель урока: предметная – обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте.

Содержимое разработки

ЧТО МЫ ЗНАЕМ ПРО ТЕКСТ

Цель урока: предметная – обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте

Метапредметные задачи: развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных: ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; искать и выделять необходимую информацию

Логических: устанавливать причинно-следственные связи; строить текст; выдвигать гипотезы; самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний

2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

Предметные задачи

Образовательные:

конкретизация полученных знаний о тексте;

закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;

обогащение речи обучающихся

Развивающие:

Развитие мышления (логического, критического),внимания, памяти.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради число, классная работа.

2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:

Почему записанные на доске предложения образуют текст?

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что такое текст? (Эти предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста?( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста )

3.Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

4. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Самостоятельно изучите материал учебника на стр.35 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

Какие четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).

Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)

Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)

5. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 45.

-Тема текста – встреча с дятлом.

А теперь мы обратимся к поэтическому тексту

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

6. Работа в паре.

На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

- Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

- Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

(Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.. А конь этот оказался не простым.

Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.)

- Докажите, что перед вами текст.

- Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)

- Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Нужно обратиться к толковому словарю,чтобы узнать значение этих слов: аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

- Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

7.Физкультминутка:

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь — богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

Прочитайте текст и выполните задания
(1) . (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот Б) Поэтому В) Значит Г) Однако

(1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

(5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.

9. Домашнее задание:

10. Рефлексия.

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.


-75%

Читайте также: