Управление как система кратко

Обновлено: 08.07.2024

Если управление – это деятельность управляющего органа, то осуществление этой деятельности является функцией управляющей системы, процесс управления соответствует процессу деятельности (управленческой), управляющее воздействие – ее результату и т.д. Если и управляющий орган и управляемая система являются субъектами, то управление – деятельность (управляющих органов) по организации деятельности (управляемых субъектов).

Особенности управленческой деятельности

Управленческая деятельность, как один из видов профессиональной практической деятельности, обладает общими особенностями. Среди них: уникальность и непредсказуемость человеческой деятельности в конкретных условиях (в том числе, с учетом ограниченных возможностей и ресурсов), способность адаптироваться к изменяющимся условиям, способность к целеполаганию, способность к самоорганизации и развитию. Помимо этого, управленческая деятельность характеризуется рядом присущих ей особенностей:

Цикл управления

Для описания функционирования систем организационного управления используется понятие управленческого цикла, то есть модели, описывающей процесс управления как последовательное повторение типовых этапов. На сегодняшний день известно несколько десятков моделей описания управленческого цикла, например:

  • цикл А. Файоля. Планирование – Организация – Стимулирование (мотивация) – Контроль;
  • цикл У. Деминга PDCА. Plan – планируй, Do –делай, Check – проверяй, Act – воздействуй;
  • цикл Сбор информации – Планирование – Реализация – Учет – Контроль - Анализ –Регулирование;

Системный подход к управлению

Основные составляющие системного подхода к управлению:

  • решение любых проблем начинается с четкого формулирования целей;
  • проблему или задачу следует рассматривать как дерево целей во взаимосвязи каждого частного решения с конечными целями;
  • при определении путей достижения целей следует рассмотреть другие возможные и альтернативные варианты;
  • нельзя допустить, чтобы цели отдельных подсистем противоречили конечным целям системы.

Управление с позиций системного подхода - это сложный процесс, состоящий из регулирования и собственно управления. Задача peгулирования заключается в поддержании некоторых определенных параметров системы на заданном уровне. Собственно управление состоит в определении как раз именно этого заданного состояния системы. Управление - это проектирование. планирование, то есть стратегические функции, а регулирование - оперативное руководство и все функции с ним связанные.

Для изучения функционирования сложной стохастической системы целесообразно представить эту систему в виде управляющей и управляемой подсистемы. Задав параметры управляемой подсистемы, управляющая подсистема должна поддерживай, их на заданном уровне по принципу обратной связи.

Регулирование с обратной связью гарантирует компенсацию возмущений не только определенного вида, но и любых возмущений вообще. При этом компенсируется влияние на систему возмущений, причина возникновения которых, в общем, неизвестна. Это особенно важно, когда мы имеем дело с очень сложными системами, не поддающимися детальному описанию.

Игнорирование общесистемного подхода может быть преднамеренным из-за того, что руководители отделов или функциональных подразделений склонны преувеличивать значение своих собственных действий для результатов общего дела. Иногда такое игнорирование возникает не преднамеренно, а в результате неспособности человека, принимающего решение по отдельным вопросам, представить себе последствия принятых им решений для других направлений деятельности предприятия. Главное в использовании системного подхода к управлению заключается в получении четкой картины сети подсистем и взаимосвязанных частей, которые образуют единое целое.

Идеи системного подхода немыслимы без четкого понятия системы. Система - это целостный комплекс динамически связанных элементов. Рассматривать систему можно только в единстве с окружающей средой. Как правило, любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка, а элемент любой системы свою очередь можно рассматривать как систему более низкого порядка.

Целостность системы и взаимосвязь ее элементов определяется исключительно по отношению к цели системы. При этом систему нельзя отождествлять с реальным объектом, так как любой объект может быть рассмотрен с разных точек зрения, в зависимости от этого может быть выделено множество систем, отражающих ту или иную сторону функционирования объекта. Изучить работу сложных систем на основе исследования отдельных элементов невозможно, так как сложные системы обладают свойствами эмерджентности - способностью системы проявлять свойства, но присущие ни одному элементу системы.

Использование системного подхода и теории систем помогло увидеть организации и любые иерархии управления в единстве составляющих их частей, а также в глобальной системе внешнего мира Одновременно, появилась возможность интегрировать идеи и подходы других школ, которые господствовали в практике и теории управления в разное время. Системный подход привнес в теорию управления методы и достижения, которые были получены в точных науках, технике, естественных и гуманитарных науках.

Однако основное, что дал системный подход для теории управления, - это формирование нового способа мышления. Системный подход позволил руководителям определить место возглавляемой им организации в системе внешнего мира, понять, что любая структура управления - это открытая система, а как следствие этого, что управление организацией нельзя строить как для закрытой системы, т.е. без учета влияния внешней среды на процессы управления внутри организации. Только со времени использования системного подхода к управлению среда стала рассматриваться как одна из основных переменных управления.

Важный результат применения системного подхода к теории и практике управления состоит в том, что появилась возможность объединить все идеи и достижения, полученные разными школами управления. Для этого достаточно было представить их не системами а подсистемами в теории управления. Сразу возникло представление об ограниченности подходов и возможностях их использования. Тем более что каждая школа управления сосредотачивала свои усилия на какой-то одной из сторон (подсистеме) организаций: людях, структурах, методах управления и т.д. Бихевиористская школа исследовала социальную область управления. Школы научного управления и количественных методов изучали в основном аспекты управления в технических системах. Только системный подход позволил объединить все компоненты организаций в единое целое.

Система управления является совокупностью взаимозависимых и взаимосвязанных элементов, которые образуют единство, упорядоченную целостность. Базисом упорядочения системы управления, как правило, выступает цель ее функционирования.

Система управления включает:

  • органы управления (подразделения и должности), систему которых можно назвать как субъект управления (люди, работающие в них, выступают субъектами управленческой деятельности);
  • набор целей, методов, стратегий, процедур, предписаний, технологий, которые регламентируют выполнение управленческих процедур, юридически закрепленных правил и норм, составляющих в совокупности механизм управления;
  • коммуникационные каналы, при помощи которых реализуется процесс взаимодействия в системе управления;
  • материальную инфраструктуру управления.

Системе управления необходимо быть внутренне сбалансированной, соответствовать организационным целям, быть доступной контролю, гибкой и адаптивной, допускать неформальные связи между сотрудниками.

Система управления представляет процесс создания, поддержания функционирования и совершенствования организационной структуры при выполнении разработанного плана мероприятий и принятого управленческого решения.

Субъекты управления

Субъектами управления (управляющая подсистема) выступают руководители различных уровней, которые наделены полномочиями в сфере принятия решений в отдельных сферах функционирования компании:

  • менеджеры определенных видов работ;
  • руководители нижнего звена управления: бригадиры, начальники производственных участков и др.;
  • руководители среднего уровня: начальники подразделений и их частей (бюро, отделов, групп, секторов, лабораторий и т.д.);
  • руководители высшего звена: руководители крупных подразделений (филиалов, департаментов, отделений и т.д.), директора и их заместители.

Объекты управления

Объект управления (управляемая подсистема) - это элементы организации, воспринимающие управленческое воздействие и подчиняющие ему свою деятельность.

Объекты организационной деятельности – это весь спектр взаимосвязанных структурных подразделений компании (участки, отделы, цеха, сектора, группы исполнителей, лаборатории и т.д.).

Для того чтобы данное взаимодействие было эффективным, субъектам управления необходимо:

  • осуществлять двустороннее взаимодействие между собой, что облегчает исправление ошибочных решений, которые были приняты на верхних звеньях управленческой структуры;
  • быть совместимыми, соответствовать друг другу, что даст им возможность полностью осуществлять свои потенциальные возможности;
  • быть заинтересованными в принятии рациональных решений и их безукоризненном исполнении;
  • в рамках единства обладать относительной самостоятельностью, которая позволяет оперативно откликаться на изменения ситуации.

Вышеперечисленные условия создание управляемой организации, т.е. ее рациональную реакцию на управленческие воздействия.

Органы управления

Совокупность органов управления (подразделений, должностей), которые реализуют его функции, связанных между собой каналами коммуникации и находящихся в определенном взаимном соподчинении и соотношении, составляют управленческий (административный) аппарат. Части аппарата, которые взяты в определенном взаимном расположении и связаны системой распределения полномочий, официальных отношений, задач, ответственности, формируют организационную структуру (нельзя путать со структурой самой компании).

Органы управления подразделяются на:

  • органы функционального управления, которые предписывают необходимые способы разрешения управленческих проблем,
  • органы линейного управления, которые руководят подразделениями основной деятельности организации,
  • органы общего управления (высшее руководство компании).

Совокупность органов управления, которые решают общую задачу, формирует звено управления, а совокупность органов одного уровня формирует управленческую ступень.

Необходимо иметь в виду, что управление осуществляется при помощи официальных и неофициальных средств (неформальных контактов между сотрудниками, совокупности группировок и их лидеров).

Полная система управления, таким образом, состоит из двух частей – неофициальной и официальной, которые нужно рассматривать в целом.

Во главе органа управления находится управленческая должность – организационная единица, которая реализует совокупность его прав, обязанностей и ответственности; все остальные должности лишь обеспечивают эти действия и являются по отношению к ней подчиненными. Должность существует, пока реализует относящиеся к ней функции, исходя из которых на лиц, занимающих ее, возлагаются определенные служебные обязанности.

Согласитесь, невозможно представить какую-либо организованную деятельность людей без четкой системы управления.

Лебедь, рак и щука

Поговорим в этой статье о том, что же такое управление, каковы его функции и какие виды управления бывают.

Управление – это …

Нашим государством руководит Правительство во главе с Президентом. Все перечисленные люди управляют определенными объектами посредством системы управления, специально созданной под конкретный объект.

Вывод: управление – это деятельность, направленная на координацию функционирования объекта с целью достижения поставленных задач.

Объекты управления:

  1. отдельные люди;
  2. группы людей;
  3. производство продукции и услуг;
  4. финансы;
  5. информация и т.д.

Наука, которая изучает принципы и методы управления, называется теорией управления.

Например, Управление здравоохранения Липецкой области. Понятно, что данная организация занимается руководством деятельности всех медицинских подразделений области.

Главная цель управления любым объектом – решение поставленных задач.

Функции управления состоят во всестороннем обеспечении процесса достижения целей, осуществляемом посредством эффективного использования ресурсов (трудовых, природных, экономических и т.д.).

Структура системы управления

Система управления – это иерархическая структура (как это?), которая имеет вертикальные и горизонтальные ветви.

Структура системы управления зависит от сложности объекта управления. Вот, например, как выглядит структура (что это такое?) управления небольшой торговой компании:

Структура

В данном примере 3 уровня структуры по горизонтали и 1 уровень по вертикали.

А вот какой вид имеет структура управления организации покрупней:

Организация


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Создание оптимальной структуры управления – одна из важных задач для любой только что созданной организации. Ведь именно от этого зависит эффективность хозяйственной деятельности.

Принципы управления

Принципы управления основаны на способах воздействия субъекта (это как?) управления (того, кто управляет) на объект управления (того, чем управляют).

Очевидно, что системы управления появились тогда, когда в этом назрела необходимость, т.е. с началом централизации производства – с созданием первых мануфактур (производств, основой которых являлось разделение труда).

Но систематизация и описание принципов управления появились только в 1916 году. Доктрину администрирования создал экономист Анри Файоль. Постулаты (это как?) этого труда актуальны и по сей день, хоть и с немного модернизированной формулировкой.

Основные принципы управления:

  1. иерархичность структуры системы управления (соблюдение принципа единоначалия);
  2. оптимизация управленческого аппарата (по количественному и качественному принципу);
  3. централизация управления (подчинение одному центру или лицу), при необходимости – децентрализация (делегирование определенных функций управления на нижестоящие уровни управления);
  4. комплексность мер управления (управление с учетом всех направлений деятельности);
  5. приоритетность функций управления над структурой управления при создании новой компании;
  6. приоритетность структуры управления перед функциями управления в хозяйственной деятельности уже работающей компании;
  7. экономичность (создание максимально возможного результата при задействовании минимально возможных ресурсов, но без ущерба результативности хозяйственной деятельности компании);
  8. эффективность (обеспечение повышения рентабельности компании);
  9. создание системы эффективной мотивации (материальной и морально-психологической) для сотрудников организации;
  10. использование научного подхода (проверенных методик менеджмента).

Виды управления

Классификация видов управления зависит от объектов управления. Далее мы рассмотрим наиболее актуальные из них.

Государственное управление

Управление государством – это деятельность структур власти, направленная на реализацию целей, поставленных руководством страны.

Структура власти в РФ:

Власть РФ

Основные ветви управления РФ – государственная власть и местное самоуправление.

Гос.власть управляет государством в целом, а органы местного управления – непосредственно субъектами РФ, городскими и сельскими поселениями (муниципальное управление), но только в контексте задач, поставленных гос.властью.

Управление государством осуществляется методом комплексного подхода. Это значит, что ставятся и реализуются цели, касающиеся различных сфер деятельности государства:

  1. правового направления (обеспечение граждан правами, гарантированными Конституцией РФ , и обеспечение выполнения гражданами обязанностей, прописанных в Конституции);
  2. политической сферы – выполнение задач правящей политической власти (подразумевается, что воли народа);
  3. экономического направления ( увеличение ВВП, рост уровня жизни населения и т.д.).

Выполнение целей перечисленных направлений характеризует эффективность государственного управления. Это значит, что чем больше задач решено в очерченных рамках, тем более эффективно выполняется управление государством.

Государственное управление осуществляется посредством издания законов (законодательных актов), и контролем за их выполнением – как на уровне государства в целом, так и на уровне субъектов РФ.

Управление производством

Грамотное управление производством или иной хозяйственной деятельностью осуществляется параллельно по 3 режимам управления:

  1. Оперативное управление – направлено на решение текущих задач. В его функции входит планирование, учет и контроль на текущий момент времени.
  2. Стратегическое управление – определение задач и способов их решения на долгосрочную перспективу. Цель такого управления – поддержание и (или) увеличение степени конкурентоспособности компании в будущих периодах.

Иконки

Управление персоналом

Управление персоналом – это:

  1. грамотный подбор сотрудников на рабочие места;
  2. разработка системы мотивации персонала с учетом конкретных целей компании;
  3. контроль за выполнением сотрудниками их должностных обязанностей.

Персонал

Управление персоналом, как и управление производством в целом, подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

Например, на сей момент компании необходимо 10 сотрудников для выполнения работ на автоматизированной технологической линии.

Но в стратегических целях компании – использование новой инновационной (это как?) технологии, а это требует привлечение к процессу производства еще 3 работников новой для компании специализации.

Поэтому управление персоналом в данной ситуации подразумевает следующие действия:

  1. сохранение уже имеющихся кадров (оперативное управление персоналом);
  2. поиск специалистов для работы на инновационной линии (тактическое управление);
  3. принятие на работу новых специалистов, прошедших конкурсный отбор (стратегическое управление персоналом).

Управление финансами

Управление финансами – это целенаправленное и оправданное перераспределение финансовых потоков между подразделениями внутри какого-либо объекта.

Объектом может быть:

  1. государство, ,
  2. производственные организации и коммерческие структуры,
  3. домашние хозяйства.

Финансы и управление ими

Управление финансами зависит от объекта, где циркулируют финансовые потоки.

Управление осуществляют:

  1. на уровне государства – органы исполнительной и законодательной власти;
  2. на уровне муниципалитетов – органы представительной и исполнительной власти;
  3. на уровне объектов, ведущих хозяйственную деятельность – лица и структуры, определенные для этих целей учредительными документами (к примеру, в ООО управление финансами прописано в Уставе организации);
  4. в домохозяйствах своими финансами управляют сами домохозяйства.

Управление рисками

Всякая деятельность (и не только коммерческая) сопряжена с рисками (что это такое?), т.е. с возможностью материальных или (и) моральных потерь. Поэтому управление рисками – одна из важнейших функций управления любым объектом.

Управление рисками – это деятельность, направленная на минимизацию возможных рисков и на разработку планов по эффективному устранению их последствий.

Риски

Методы управления рисками:

Управление рисками актуально не только для коммерческих структур, но и для обычных людей в их повседневной жизни.

Хотите знать немного больше – читайте наш блог! Удачи всем!

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Вчера была 252-я годовщина со дня рождения Крылова. Я снова перечитывала его басни и снова удивлялась, насколько актуальны и сегодня его произведения. Плохое управление лучше не выразить — лебедь, рак и щука.

Есть ли принципиальная разницы между управлением и руководством? Или это слова-синонимы?

Умение управлять — это высший пилотаж. А управлять так, чтобы люди были благодарны, вообще Божий дар!

Управление — задача сложная, многие стремятся управлять, но далеко не все умеют это делать.

Вот что из этого получилось:

Э.А. Смирнов. Основы теории организации

Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.
Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998 — с. 76

Определения, найденные в интернете:

Система управления предприятием – это совокупность технических и организационных методов и мер предназначенных для решения задач управления различными аспектами деятельности предприятия. Алексей Ким .

Система управления – это определенная совокупность элементов, свойства которых подбираются исходя из характера целей и принципов управления тем или иным объектом. Инфоменеджмент

Система управления — одно из основных понятий науки управления. Это совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение цели, то есть предвосхищенного результата. Взято здесь .

Система управления – это подсистема более крупного образования (образованного целого — системы), обеспечивающая достижение осознанных или неосознанных целей этого образованного целого. Система управления предприятием включает в себя: организационную структуру, людей, которые занимаются руководящими функциями, методы управления, которые эти люди применяют и другие переменные организации (одна из них — корпоративная культура) , от которых зависит движение организации к ее целям. Глоссарий по менеджменту

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ — система, в которой протекают процессы управления; подразделяется на управляющую и управляемую подсистемы. Разделение явилось объективной необходимостью, вызванной усложнением процессов деятельности во всех ее областях, постоянным ростом общественного характера деятельности, увеличением взаимосвязей различных процессов, потребностью в согласовании целей и усилий индивидуумов, коллективов организаций (предприятий), отраслей и т. д. в управлении их совместной деятельностью. Словарь Охрана труда .

Система управления — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента. Русскоязычная Википедия .

С англоязычными определениями все еще сложнее. При переводе с русского на английский Яндекс дает два варианта: control system и execition system, Google предлагает control system и management system.

Поскольку, при переводе смысл часто теряется, привожу исходный текст и мой к нему перевод:

The leadership and control within an organization. It is made up of people interacting with other people and machines that, together, set the goals and objectives, outline the strategies and tactics, and develop the plans, schedules and necessary controls to run an organization. Источник .

Лидерство и контроль в организации. Состоит из людей, взаимодействующих с другими людьми и машинами таким образом, что одновременно, устанавливаются цели и задачи (ну нет в русском точных вариантов для оттенков смысла – Д.Е.), определения стратегий и тактик и разработки планов, расписаний и необходимого контроля функционирования организации

Documented and tested step-by-step method aimed at smooth functioning through standard practices. Used primarily in franchising industry, management systems generally include detailed information on topics such as (1) organizing an enterprise, (2) setting and implementing corporate policies, (3) establishing accounting, monitoring, and quality control procedures, (4) choosing and training employees, (5) choosing suppliers and getting best value from them, and (6) marketing and distribution. Источник

Задокументированный и протестированный пошаговый метод направленный на равномерное функционирование с помощью стандартных практик. Используется преимущественно во франчайзинговой индустрии. Система управления обычно включает детализированную информацию по таким вопросам, как 1) организация предприятия, 2) установление и применение корпоративных политик, 3) постановки процедур учета, мониторинга и контроля качества, 4) подбора и обучения работников, 5) выбора поставщиков и получения от них максимальной ценности и 6) маркетинга и дистрибьюции.

An Integrated Management System is a single integrated system used by organization to manage the totality of its processes, in order to meet the organization objectives and equitably satisfy the stakeholders. Источник .

Интегрированная Система Управления – это единая интегрированная система используемая в организации для управления всей совокупностью своих процессов для достижения целей организации и равного удовлетворении заинтересованных сторон.

Действительно, единого определения системы управления найти не удалось, но у всех определений есть общие элементы.

Во-первых, система управления – это ПОДСИСТЕМА системы более высокого порядка технической, социальной или иной, в отношении которой осуществляется управление.

Во-вторых, ОБЪЕКТОМ системы управления является состав (элементы, подсистемы, связи, структура) и функционирование (состояния и поведение) управляемой системы.

В-третьих, ЦЕЛЬЮ системы управления является достижение целей управляемой системы.

В-четвертых, ОГРАНИЧЕНИЕМ системы управления являются допустимые условия существования управляемой системы.

Для формулировки определения используем как шаблон определение системы, которое предложила В.Н. Волкова:

где – совокупность или структура целей;

– совокупность структур (производственная, организационная и т.п.), реализующих цели;

– совокупность технологий (методы, средства, алгоритмы и т.д.), реализующих систему;

– условия существования системы, т.е. факторы, влияющие на ее создание, функционирование и развитие.

Тогда систему управления можно определить следующим образом:

Система управления – это часть системы – подсистема, включающая в себя совокупность структур и технологий, целью которой является достижение целей управляемой системы (надсистемы) путем изменения структур и технологий последней в условиях, допустимых для существования управляемой системы.

Ключевым отличием систем управления технических и социальных систем мне видится различие в источниках целеполагания.

Технические системы – системы целеустремленные, т.е. цели технических систем задаются извне. Системы управления технических систем не должны формировать и не формируют цели управляемой системы. Поэтому приведенное выше определение достаточно, для определения системы управления техническими системами

Последнее утверждение приводит к еще одному предположению: в состав системы управления социальных систем могут входить структуры и технологии, являющиеся внешними по отношению к управляемой системе, что, на мой взгляд, проявляется в концепции Пространства Инициирования Целей Кочнева, Перегудова, Ямпольского.

Читайте также: