Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе

Обновлено: 08.07.2024

Перспективы индивидуализации образования

Хотя заголовок книги претендует на широкий спектр рассматриваемых проблем на самом деле все посвящено одной теме. Это классное наставничество, которое видится автором в качестве главного условия перехода от преподавания набора предметов к личностно-ориентированному образованию. Впрочем, такое сужение проблематики вряд ли можно считать недостатком. Ведь классное наставничество является делом для нас достаточно новым и требующим детального рассмотрения. Подчеркнем, что в книге подробно и предметно рассмотрены формы и методы работы классного наставника, которые дают ему возможность диагностировать, стимулировать и корректировать личностный рост каждого ребенка.

И все же поскольку действительно вопрос о введении классного наставничества спорен, приведем аргументы автора в пользу данного решения:

• социальные, экономические и идеологические процессы, бурно протекающие в нашем обществе в настоящее время, обусловливают неизбежный конфликт целей и ожиданий между практически каждым ребенком в ОУ, его учителями и родителями;

• имеющиеся в ОУ специалисты в силу объективных экономических и субъективных профессиональных факторов не могут постоянно осуществлять функции посредничества между всеми участниками конфликта на должном уровне и в нужном объеме;

• часть родителей и педагогов начинает осознавать возрастающую потребность в профессиональном каждодневном посредничестве между ними и ребенком;

• отсутствие финансовых стимулов для педагогического творчества в бюджетной сфере образования и рост материального благосостояния части родителей приводят к формированию предложения услуг посредника-воспитателя со стороны наиболее инициативных педагогов, склонных к социально-психологическому творчеству; формируется спрос на эти услуги со стороны наиболее обеспеченных и озабоченных состоянием своих детей родителей.
[ возврат к списку]

Как управлять развитием личности

Обычно книги написанные на эту тему грешат двумя существенными недостатками: они или опираются только на данные зарубежной психологии, или же имеют абстрактный декларативный характер. К счастью коллектив авторов составленный из преподавателей Ульяновского педагогического университета и учителей экспериментаторов сумел избежать этих опасностей. Хотя наше мнение субъективно, но представляется, что данная книга одна из лучших написанных на данную сложную тему.

Ее достоинство заключается в сочетании легкого стиля с добротными и конкретными педагогическими технологиями. Прочитав пособие хочется сразу включиться в деятельность по индивидуальному развитию личности. Этому смогут помочь предложенные задания.

Как соединить социализацию и воспитание

Мудрик А. В. Социализация и воспитание. - М.: Сентябрь, 1998. - 96 с.

Анатолий Викторович Мудрик хорошо известен как, пожалуй, наиболее крупный сейчас специалист в сфере воспитания. Особенно когда речь идет о воспитании в широком смысле, что традиционно называется социализацией, то есть развитием и самореализацией человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы. Первая -мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Вторая —макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов). Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения, кино и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторов. К ним относятся непосредственно влияющие на людей - семья и , домашний очаг, соседство и микросоииум, группы сверстников, воспитательные организации, а также общественные, государственные, частные и религиозные организации.

Собственно рассмотрение этих факторов в педагогическом аспекте и составляет содержание книги, которая читается на одном дыхании, чему способствует широкая эрудиция автора, использование им в тексте умело подобранных фрагментов из художественных и публицистических произведений.
[ возврат к списку]

Управляем исследовательской деятельностью

Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998. - 144 с.

Но, прежде всего, следует, конечно, задуматься о том, как мотивировать коллектив на предполагаемые нововведения.

Определить четко границы нововведений (вся школа, начальная школа, средняя школа, гуманитарные предметы и т.п.) и субъектов реализации инноваций (конкретные учителя: индивидуалы-творцы, предметники определенного направления, педагоги старшей школы и т.п.);

определить группу поддержки и группу оппозиции, т.е. те силы, которые будут на стороне реформаторов или по другую сторону;

определить возможные причины сопротивления, формы его выражения, последствия этого; продумать способы мотивации педагогов на инновации;

продумать возможную стратегию инновационных преобразований (создание исследовательского проекта, экспериментальная апробация, мониторинг эффективности и т.п.);

продумать условия (материальные, кадровые) успешной реформаторской деятельности;

предвидеть последствия, как успеха, так и неудачи при реализации проекта - причем как последствия сиюминутные (результат явный), так и отсроченные последствия (результат которых проявится позднее);

продумать политику включения педагогического коллектива в исследовательскую деятельность вообще и на решение конкретных проблем - в частности; при этом важно предусмотреть ориентацию и мотивацию педагогов именно на те проблемы, осознание которых было выбрано руководством с позиций панорамного видения ситуации. [ возврат к списку]

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическое управление исследовательской деятельностью учащихся на уроке

В настоящее время научно-практические конференции, выставки, семинары, школы, в которых учащиеся могут представить свои исследовательские работы, стали неотъемлемой частью учебной деятельности. Они могут принять участие в различных фестивалях, школах-семинарах, где учатся выступать перед аудиторией, общаться со своими сверстниками. Кроме того, результаты выступлений учащихся на различных уровнях учитываются и при поступлении в ВУЗы, что является дополнительным стимулом к занятию исследовательской деятельностью. Таким образом, вопрос организации исследовательской деятельности учащихся становится все более актуальным.

Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностное становление.

Исследовательская деятельность в школе имеет целью получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования (как формировать или выявлять проблему исследования, как правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надёжных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью и т.д.).

Исследовательская деятельность - творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и учащихся) по решению проблемных задач, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления.
Цели исследовательской деятельности:

1. привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;

2. развитие творческих способностей и познавательных интересов;

3. углубление общеобразовательной подготовки;

4. развитие личностных качеств учащихся.

Функции исследовательского подхода.

Существует несколько функций исследовательского подхода и все они находятся во взаимодействии:

воспитание познавательного интереса;

создание положительной мотивации учения и образования;

формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

развитие интеллектуальной сферы личности;

формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;

развитие познавательной активности и самостоятельности.

Основными функциями педагогического управления исследовательской деятельности учащихся являются.

Включает в себя изучение возрастных особенностей учащихся, их возможностей на данном этапе обучения, готовности к данному виду работы, сформированности навыков и умений, применяемых в различных видах исследовательских работ, стремление к творчеству.

На данном этапе используется диагностика и на уроке, и во внеурочное время. На уроке, прежде всего, это практические виды деятельности – выполнение практических работ, работа с историческими источниками, доклады, составление презентаций. При проверке таких заданий обращается внимание на научность данной работы, на творческий подход к выполнению заданий, на использование дополнительной литературы.

Активно используется метод опросов и анкетирования обучающихся, которые позволяют выявить уровень его заинтересованности в предмете: непосредственный интерес к фактам или явлениям (элементарный уровень), интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, интерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей.

Методом наблюдения, наиболее субъективного способа диагностики, можно определить творческий потенциал учащихся: логическое мышление, чувство новизны, целенаправленность действий, лаконизм, способность рассматривать явления и процессы с новых точек зрения, сближать отдельные области знаний, полноценность аргументации, способность чувствовать неточность суждений.

Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Известно, что без мотивации возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Чаще всего на уроке учитель использует возможности внешней мотивации (принцип наглядности, обеспечивающий интерес к предмету и т.д.), формирование же внутренней мотивации - проблема довольно сложная, но именно она является необходимым условием для успешного пути от незнания к знанию. Психология познания различает четыре вида внутренней мотивации:

- мотивация по результату (учащийся ориентирован на результаты деятельности);

- мотивация по процессу (учащийся заинтересован самим процессом деятельности);

- мотивация на оценку (учащийся заинтересован в получении хорошей оценки);

- мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.)

Мотивировать к исследовательской деятельности помогает прежде всего направленность на личность ребенка: тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, она должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования, тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности и самое главное - актуальность для практической жизни ученика и социальная и практическая значимость результатов.

Планово-прогностическая функция включает в себя:

- умение выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащихся (на начальном этапе это может быть исследование-игра, проблемные вопросы различного уровня, работа над проектом);

- умение сочетать индивидуальные и коллективные формы работы;

- умение формировать проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре урока и от цели урока (самостоятельное составление нестандартных задач, задание с несформулированным вопросом, задание с избыточными данными, самостоятельное обобщение на основе практических наблюдений, отыскание границ применяемости результатов, определение степени достоверности результатов).

Приобщаясь к исследовательской работе, учащимся следует двигаться по своеобразной лесенке: от простого к сложному, от определения и фиксации конкретной проблемы до создания научных работ, от учебно-исследовательской к научно-исследовательской деятельности.

Состоит прежде всего из формулирования проблемного вопроса. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Проблемность вопроса – это и открытое противоречие в формулировке (1. Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?

2. Провозглашение "нового политического мышления” СССР привело к потере союзников? Почему?), некорректно звучащие вопросы (Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека?), недостаточное количество данных для его решения ( В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки?), возможность выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. (1.В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью до 200 кв. метров. Какие выводы могут сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища? 2.В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?), противоречия теории с практикой (такие проблемные вопросы ученики формулируют на уроках самостоятельно, видя несоответствие теории и своего опыта).

Исследовательская деятельность учащихся характеризуется следующими этапами:

- мотивация учебной деятельности,

- анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу,

-проведение измерений, испытаний, отбор фактического материала,

- систематизация и анализ,

-подтверждение или опровержение гипотез.

Различные виды исследований имеют свои особенности, поэтому для каждого из них характерно свое сочетание названных этапов.

Контрольно-диагностическая функция предполагает проверку целенаправленности задач, выявление с помощью контроля причин достижения результата или недостигнутости результатов, логичность деятельности.

Несоответствие результатов деятельности планируемому результату устраняется с помощью специальных регулятивно-коррекционных действий.

Организация исследовательской деятельности учебного заведения – это процесс целенаправленного создания условий для экспериментальной деятельности всех участников образовательного пространства, открытие возможностей для поиска новых знаний.

Исследовательская деятельность имеет важное значение в работе учебного заведения. Причем, она затрагивает не только организацию исследовательской работы учащихся, но исследовательскую деятельность педагога.

Исследование является фундаментальным компонентом педагогической системы. Оно помогает изучать потребности общества в образовании, разрабатывать новые направления педагогической деятельности, изучать возможности педагогических систем и способы их развития. Это обуславливает необходимость организации исследовательской деятельности руководством каждого учебного заведения и управлением данного процесса.

Направления работы по организации исследовательской деятельности

Управление исследовательской деятельностью учебного заведения является достаточно трудоемким процессом. Руководство использует разные формы и методы ее реализации, а также контроля за итогами исследований, проводимых учащимися и педагогами.

Управление исследованиями образовательной организации осуществляется по двум направлениям:

  1. Обучение педагогов исследовательской деятельности, мотивация к ее реализации. В этом направлении для педагогов организуется обучение по формированию методических основ исследовательской работы. Также, создается методическое обеспечение исследований, проводимых в учебном заведении, соответствующих принятой образовательной программе на учебный год и, отвечающих требованиям ФГОС. Данная работа предполагает постепенное расширение и углубление исследовательской деятельности учебного заведения. Первоначально проводятся элементарные исследования, затем создаются исследовательские лаборатории и формируется научное сообщество.
  2. Обучение учащихся основам исследовательской работы и координация данного процесса. Исследования вносятся в образовательную программу текущего периода и организуются по разным дисциплинам и направлениям деятельности учащихся.

Готовые работы на аналогичную тему

На каждом уровне и этапе обучения требуется создание условий, позволяющим всем участникам образовательной деятельности проявить свои научные и творческие способности.

Исследования, проводимые в учебном заведении, обладают некоторыми особенностями. Педагоги и руководства образовательно организации должны знать их и уметь правильно организовывать исследовательскую работу.

Исследования организуются во время уроков и во внеурочной деятельности. Как правило, в силу ограниченности времени на уроках, исследования включаются в них только в виде отдельных элементов. Исследование может стать элементом отдельного этапа занятия. Может быть и проведен полноценный урок-исследование. Но такое исследование носит кратковременный характер.

Составные компоненты управленческой деятельности по организации исследований

Управление исследовательской деятельностью учебного заведения связано с подготовкой мыслительной работы учащихся и педагогов к проведению исследования. Такое управление имеет смысл, если мотивирует к исследованию, формирует новые идеи и приводит к появлению новых знаний.

Управленческая деятельность, направленная на организацию исследовательской работы учебного заведения, включает в себя следующие компоненты:

  1. Ресурсное обеспечение. Исследовательская деятельность требует наличия определенного материально-технического обеспечения. Наличие достаточных средств для проведения исследований обуславливает эффективность данной деятельности.
  2. Психологическая обстановка. Исследования требуют создания в учебном заведении комфортной среды для реализации творческого потенциала всех участников образовательной деятельности. продуктивность исследований, во многом, зависит от положительного настроя на данный вид деятельности, заинтересованности в ее результативности, комфортной психологической обстановки учебного заведения. Исследования должны поощряться и развиваться. Желание учащегося и педагога использовать новые подходы, экспериментировать должно быть поддержано и развито.
  3. Потребностно-мотивационный аспект деятельности. Исследование должно быть мотивировано. Важно, развивать стремление к исследовательской деятельности у всех участников образовательной деятельности и формировать стимулы к результативной работе.
  4. Результативность исследования. Любое исследование должно способствовать достижению определенных целей и задач образования. В ходе исследования происходит формирование новых знаний, решение проблемных вопросов, нахождение путей развития и т.д.

Таким образом, эффективность исследовательской деятельности обусловлена продуктивным управлением данным процессом, заключающемся в положительной динамике развития всех компонентов управленческого процесса.

Организационные условия управления исследовательской деятельностью образовательной организации

Эффективность организации исследовательской работы учебного заведения зависит от организации управления им. Необходимо придерживаться ряда условий управления исследовательской деятельностью, обеспечивающих ее продуктивность и целесообразность. К ним относятся:

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная деятельность школьников

в современной школе.

Щербина Татьяна Александровна – учитель русского языка и

Полтавского района Омской области.

Устремите ум на радость

Но как же мы любим, когда ребенок хорошо себя ведет, бойко и правильно отвечает на уроке, когда его мотивации и устремления правильны и адекватны возрасту! Но правильность — это наше оценочное суждение.

Наверное, каждый согласится со мной, что, познавая, человек может ошибаться, сомневаться. И учителю важно признать право ученика на ошибку, право на собственное суждение, свое самостоятельное открытие мира, познание истин, ценностей. А еще учителю нужно уметь создать условия для творческого познания. Всем известно, что способности, в том числе и творческие, развиваются, а склонности и интересы формируются только в деятельности.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу, в том числе и сельскую. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность.

Ведь способность к самостоятельному познанию развивается в исследовательской познавательной деятельности.

Как сегодня педагоги используют методы педагогической эвристики в образовательном процессе? Во-первых, ответ на этот вопрос полностью зависит от желания учителя учить не традиционно (опрос - объяснение - закрепление — задание на дом), а, во-вторых, от умения учителя организовать творческую исследовательскую деятельность в школьных стенах.

Второй аспект исследовательской деятельности в современной сельской школе — это исследования учащихся, сопровождающиеся получением новых знаний, развитием их творческих способностей. Учителя часто пользуются методами исследовательской деятельности в учебном процессе (лабораторные работы, написание рефератов и т.п.), но, формализуя эту работу, не достигают достаточной эффективности. Это вполне можно объяснить отсутствием навыка научного исследования у самих педагогов. Невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.

Анализ опыта исследовательской познавательной деятельности учащихся показал, что наиболее распространены задания-исследования по предметной тематике, исследования экспериментального плана по естественнонаучным циклам, исследовательские проекты, научные мастерские предметной направленности и научно-исследовательские конференции учащихся.

Широко распространена сегодня в старших классах практика подготовки докладов и рефератов по определенной тематике. Знакомство с реалиями этого процесса показало, что очень часто подобная работа приносит больше вреда, чем пользы, а об исследовательской компоненте в процессе познания в эпоху Internet говорить даже не приходится. Учащиеся добросовестно перепечатывают с помощью компьютера или переписывают статьи из журналов. Учитель не успевает порою даже прочитать все рефераты, оценивая внешнее оформление, а иногда это еще и озвучивается — тогда мероприятие называется научной конференцией.

1. Попытки решения задачи целесообразно предпринимать еще до изучения литературы. Учащийся определяет на основе ревизии своего опыта пути решения задачи, а учитель активизирует ход будущего исследования.

2. Возникшее активное отношение к решению поставленной задачи позволяет приступить к изучению литературы осознанию, под определенным углом зрения.

3. Далее на основе изученного материала учащийся приступает под руководством педагога к решению задачи.

4. Получив ответы на поставленные вопросы, учащийся критически анализирует полученные результаты и делает выводы.

Все научные исследования можно разделить на теоретические и эмпирические. В учебном процессе вполне возможно получение субъективной научной новизны, т.е. результат, достигнутый учащимися, является достоверным, но обладает новизной только для данного исследователя.

Эмпирическая деятельность включает: наблюдения, эксперимент, опросы, анкетирование, т.е. сбор эмпирической информации и познавательную активность, связанную с осмыслением полученных результатов.

Преподаватель, используя сочетание предметных знаний, навыков исследовательской деятельности и творческий подход к построению образовательного процесса, может стимулировать у учащихся поиск новых идей и мотивировать процесс самопознания. Можно выделить основную группу методов поиска новых идей и решений:

- мозговой штурм позволяет не только генерировать идеи, но и осуществлять их анализ и отбор;

- ассоциативные методы являются источниками генерирования новых идей, когда признаки случайно выбранных объектов переносятся на исследуемый объект;

- перебор вариантов связан с систематизацией информации в проблемной области;

- контрольные вопросы позволяют генерировать идеи и стимулировать процесс генерации (метод основан на использовании наводящих вопросов).

Огромное значение при этом имеет способность преподавателя создать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к данному предмету, эмоциональным восприятием поднимаемой проблемы, значимостью данного знания для будущего профессионального выбора. Во многом мотивацию научного поиска определяет саморегуляция и самоутверждение учащегося.

Исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся сегодня часто рассматривается и как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

По включенности в учебные планы проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим — в этом случае на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения.

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат) труда. К таким качествам можно в первую очередь отнести:

- умение работать в коллективе;

- умение брать на себя ответственность за выбор, решение и т.п.;

- умение разделять ответственность;

- умение анализировать результаты деятельности;

- способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время и т.п. интересам общего дела).

Читайте также: