Управленческий проект заведующего доу растим патриотов

Обновлено: 04.07.2024

В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Содержимое публикации

Краткосрочный проект

(для детей старшей группы)

Актуальность. В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Цель проекта: формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за Россию и Российскую армию

Задачи проекта:

воспитывать в детях гордость за свой народ, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны;

воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, любви к своей родине;

дать знания детям о Российской армии, уточнить их представления о родах войск;

развивать у детей познавательную активность, творческие способности;

развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;

проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, музыкальный руководитель, физ. инструктор, родители

Тип проекта: информационно-познавательный

Продолжительность проекта: краткосрочный

Содержание проектной деятельности

Этапы и сроки реализации:

1 этап: подготовительный

2 этап: практический

3 этап: заключительный

1этап – подготовительный:

Разработка перспективного плана

Подготовка цикла тематических мероприятий

Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.

Продумывание творческих заданий для детей и родителей.

Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.

Подготовка к празднику, посвященному дню защитника Отечества.

2 этап – практический:

Проведение цикла тематических мероприятий

Проведение с детьми бесед о российской армии, о защитниках нашей Родины.

Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения.

Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов).

Рассматривание иллюстраций, разучивание песен, танцевальных композиций, театрализованных сценок, просмотр фрагментов видеофильмов и презентаций.

Организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательных способностей;

3 этап – заключительный:

День открытых дверей.

Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.

Предполагаемые результаты:

Повышение знаний у детей о Российской армии.

Проявление у детей интереса к армии, уважения к защитникам Отечества.

Стремление детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья.

Стремление детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в исполнении песен, в чтении стихов.

Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.

Мероприятия проекта по образовательным областям

Речевое развитие

Чтение художественных произведений:

Познавательное развитие

Физическое развитие

Дыхательные и артикуляционные упражнения;

Гимнастика для глаз;

коммуникативное

Художественно-эстетическое

Выставка детских творческих работ

Работа с родителями:

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;

Вид проекта : семейный долгосрочный (два года)

Автор проекта : воспитатель Шульженко Н. В.

Участники проекта : воспитатель 1 средней группы, родители воспитанников, дети, специалисты детского сада.

Возраст детей : 4 года.

Основные цели проекта :

-воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству, пробуждение памяти к прошлому своего народа.

-продолжать расширять представления детей о Российской армии;

-рассказывать о трудной, но почетной обязанности солдат защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность, о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы;

-знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска, боевой техникой.

-расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины.

Построение эффективного сотрудничества с семьей в воспитании у детей чувства патриотизма в условиях ДОУ.

Выполнение целей и задач проекта – обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач по воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к Отечеству, пробуждение памяти к прошлому своего народа.

Достижение того, чтобы воспитанники умели поддерживать беседу о военных профессиях, об истории Великой Отечественной войны, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения, могли самостоятельно придумать небольшой рассказ на заданную тему.

-формировать у детей знания об армии и представление об особенностях военной службы;

- расширить знания о Российской Армии, родах войск, военной технике

- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов;

-проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

- развивать познавательные процессы и мыслительные операции посредством игр и упражнений и занятий.

План реализации проекта :

Организационная образовательная деятельность с воспитанниками:

1) Познание. Формирование целостной картины мира.

- Рассматривание армейских альбомов, фотографий

- Рассматривание картинок о родах войск

- В. М. Васнецова "Богатыри".

- Рассказывание русской народной сказки "Никита Кожемяка".

-Составление рассказа на тему "Богатыри". Характер богатыря и сказки "Никита Кожемяка".

- Военные профессии. Беседа по вопросам.

-День защитника Отечества.

- Составление рассказа на тему "Защитники Отечества".

2. Чтение художественных произведений

- Пословицы, поговорки, загадки, стихи

3. Художественное творчество.

1. Рисование. Военная техника ("Танк", "Самолет", "Корабль")

Коллективная работа "Военная техника".

Кружка для папы.

4. Конструктивная деятельность.

Корабль, самолет (из деталей конструктора) .

Пароход с двумя трубами (работа с бумагой оригами) .

Лодочка, пилотка (работа с бумагой, оригами) .

Самолетик (работа с бумагой, оригами) .

"Кто самый меткий",

Моряки (Подводная лодка).

Оснащение ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЕЙ СРЕДЫ совместно с родителями

Оформление картотеки загадок о военной технике

Пополнение картотеки стихов к 23 февраля

Создание музея-экспозиции в группе при активном участии родителей и воспитателей.

Подборка книг, раскрасок на военную тематику.

Коллекция значков и медалей, других военных предметов.

Армейские фотографии пап.

Стенгазета "Современная Российская армия"

Стенгазета "Мой папа самый - самый. "

Выставка детских рисунков.

Произведения живописи: картина В. М. Васнецова "Богатыри".

Художественные произведения: былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"; стихотворение О. Бундур "Матрос"; стихотворение Э. Успенского "Про собак"; норвежская сказка "Почему вода в морях стала солёная"; Лангздынь Г. Н. "Мой папа военный", "Я буду вертолетчиком", "Военная игра", "Купи мне, папа. ";

Игрушки военной техники, оружия, солдатиков разных войск.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: пилотки, фуражки, гимнастерки и др.

Материалы и оборудование для детского художественного творчества: цветная и белая бумага, клеевые кисти, клей ПВА, ножницы, акварельные краски, фломастеры, восковые мелки, гуашь, цветные карандаши и проч.

Этапы реализации проекта :

Этап 1 – Подготовительный

Этап 2 – Основной

Этап 3 – Заключительный

- составление перспективного плана работы по проведению проекта;

- подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок, создание банка мультимедийных средств развития по данному проекту;

- создание в группе соответствующей предметно- развивающей среды;

- привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.

- реализация проекта

- обмени опытом работы по формированию у детей представлений о Российской Армии.

Функции работы с семьей.

- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.

- Психолого - педагогическое просвещение родителей.

- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.

- Взаимодействие родителей с общественными организациями села (библиотека)

Формы взаимодействия с семьей.

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

- устный журнал для родителей;

- почта доверия, телефон доверия;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- конкурс семейных талантов;

- аукцион секретов воспитания.

Проведение совместных мероприятий с родителями 1 средней группы.

2. Ознакомление с проектом.

3. Выполнение подготовительного этапа проекта

- подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок, создание банка мультимедийных средств развития по данному проекту;

- создание в группе соответствующей предметно- развивающей среды;

4. Индивидуальные беседы и консультации с родителями по вопросу реализации проекта.

5. Оформление фотоотчета по итогам проведения мероприятий проекта.

с учебно-воспитательной деятельностью детей в рамках проекта :

Через информационно-коммуникативные средства общения; (сайт, блог, социальные сети)

Через электронные носители; (флешкарта, диск)

Через информационные стенды; (газета, уголок для родителей)

Через информационные тематические буклеты, листовки.

Ведение фотодневника жизни детей в детском саду.

IMG 20191105 163750 copy

Срок реализации проекта: 2017-2018 учебный год.

Участники проекта: старший воспитатель; воспитатели; педагоги; музыкальный руководитель; воспитанники младших, средних, старших и подготовительных к школе групп; родители.

Актуальность. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольной организации. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  • Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
  • Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  • Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  • Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном)
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  • Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  • Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Формы реализации: беседы, викторины, экскурсии, знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов, использование детских художественных произведений, в том числе фольклорных, показ иллюстраций, фильмов, слайдов, ознакомление с продуктами народного творчества, организация тематических выставок, участие в общественных и календарных праздниках и другое.

Реализация проекта:

  • Мини – музеи
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Выставки рисунков и поделок.
  • Конкурсы стихов.
  • Беседа
  • Театрализация.
  • Природоохранная деятельность.
  • Изготовление подарков.
  • Выставки и экспозиции.
  • Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества)
  • Развлечения, досуги, праздники, концерты.
  • Инсценировки, театрализации.

Этапы реализации проекта:

I подготовительный этап:

  • Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта;
  • Разработка плана работы по реализации проекта;
  • Внесение циклов проекта в перспективный план работы.

II основной этап реализации проекта осуществляется по перспективному плану

III завершающий этап

Предполагаемый результат

  • Развитие интереса детей к истории
  • Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
  • Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • Разностороннее развитие детей дошкольного возраста;
  • Повышение социальной компетентности дошкольников;
  • Расширение кругозора воспитанников;
  • Развитие творческого мышления у детей
  • Преобразование предметно-развивающей среды группы;
  • Оптимизация сотрудничества с родителями;
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничеству.

На заключительном этапе проекта дети обладают следующим знаниям:

  • домашний адрес (испытывать лю­бовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответ­ственность за их выполнение);
  • место проживания: город, об­ласть; предприятия родного го­рода и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
  • свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столиц нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
  • представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  • знание национальных праздников
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

- Выставка творческий работ (поделки) ко Дню Защитника отечества

Февраль

Март

- Выставка творческий работ: Хохлома – ложка, Городец – доска, Полховско-Майданская – птичка, Дымковская – барашек, Филимоновская – петушок, Гжель – тарелочка. (расписывание детьми предметов элементами росписи)

Апрель

Май

- Знакомство с русскими народными играми, потешками, прибауткам

- Чтение русских народных сказок, былин, сказаний.

- Показ пальчикового театра Би-Ба-Бо, настольный, пальчиковый, теневой театр, театр на палочках и т. д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на создание условий для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, используя метод проектов.Создание условий для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, используя метод проектов.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.

Цель патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Учитывая что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, то и патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения .Но такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. И мы пришли к выводу, что формирование патриотизма у детей лучше всего осуществлять через проектную деятельность.

В чем преимущества проектной деятельности?

Очень мощное саморазвитие.

Пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками: воспитателями, детьми и родителями.

Формирует партнерские отношения.

Разнообразие форм и методов работы.

В процессе подготовки могут вносится коррективы.

Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотизма, нами представлена следующим образом.

Моя семья Детский сад Мой город Мой край Моя страна Мои права

Вся работа проводится последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад), к более сложному (права и обязанности)

Образовательный проект и детское исследование в этом случае – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях. На данном этапе работы мы определяем средства реализации проектно-исследовательской деятельности.

Детям и родителям предлагаются темы для исследований:

2 младшая группа

Совместные детско-родительские проекты мы реализовываем со 2 младшей группы, ведь именно на раннем этапе развития ребёнка одним из основных условий является активное вовлечение родителей в проектную деятельность.

(Детский сад. Правила поведения.)

(Профессии в детском саду. Прачечная.)

(Профессии в детском саду. Медицинский кабинет.)

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой.

Педагогами были разработаны мини проекты:

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. Если человек заботится о Родине, значит он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Дети, родители и сотрудники, - все активные участники праздников. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой, поэтому народный праздник является именно такой большой, яркой и глубокосодержательной игрой.

Так, например, подготовка к Масленице, как и было в народе, у нас в детском саду начинается заранее. Это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый, радостный смысл. С детьми разучиваем потешки, прибаутки, песни, готовим подарки.

На праздник дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты родителями. Праздник проводим на улице. И какой же восторг вызывают у детей блины с горячим чаем.

При этом дети младшего возраста с огромным удовольствием наблюдают за действиями старших детей, а потом сами включаются в общий праздник.

Немаловажным фактором в решении задач воспитания патриотизма считаем систему эффективного взаимодействия с различными социальными учреждениями города.

Это музеи города и библиотеки.

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

И у наших родителей появился интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду

Показателем высокого уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются победы воспитанников нашего учреждения в международных, Всероссийских творческих конкурсах, в районных выставках детского творчества, в городских конкурсах.

В ходе проектной работы мы старались помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой и большой Родины. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими национальными традициями, естественно приобщаются к ним, и хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям.

Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его

воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.

Дж. Байрон писал:

«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание.

г. Железногорск-Илимский, Иркутская область

Используемая литература и интернет ресурсы

Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. 203 с.

Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.

С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. _ М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.

Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. В помощь учителям начальных классов. Сост. Т. В. Шепелева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 70 с.

Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей./ Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 160 с.

Читайте также: