Управленческий проект заведующего доу растим патриотов
Обновлено: 04.07.2024
В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Содержимое публикации
Краткосрочный проект
(для детей старшей группы)
Актуальность. В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Цель проекта: формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за Россию и Российскую армию
Задачи проекта:
воспитывать в детях гордость за свой народ, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны;
воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, любви к своей родине;
дать знания детям о Российской армии, уточнить их представления о родах войск;
развивать у детей познавательную активность, творческие способности;
развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;
проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, музыкальный руководитель, физ. инструктор, родители
Тип проекта: информационно-познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Содержание проектной деятельности
Этапы и сроки реализации:
1 этап: подготовительный
2 этап: практический
3 этап: заключительный
1этап – подготовительный:
Разработка перспективного плана
Подготовка цикла тематических мероприятий
Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
Продумывание творческих заданий для детей и родителей.
Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.
Подготовка к празднику, посвященному дню защитника Отечества.
2 этап – практический:
Проведение цикла тематических мероприятий
Проведение с детьми бесед о российской армии, о защитниках нашей Родины.
Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения.
Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов).
Рассматривание иллюстраций, разучивание песен, танцевальных композиций, театрализованных сценок, просмотр фрагментов видеофильмов и презентаций.
Организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательных способностей;
3 этап – заключительный:
День открытых дверей.
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Предполагаемые результаты:
Повышение знаний у детей о Российской армии.
Проявление у детей интереса к армии, уважения к защитникам Отечества.
Стремление детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья.
Стремление детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в исполнении песен, в чтении стихов.
Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Мероприятия проекта по образовательным областям
Речевое развитие
Чтение художественных произведений:
Познавательное развитие
Физическое развитие
Дыхательные и артикуляционные упражнения;
Гимнастика для глаз;
коммуникативное
Художественно-эстетическое
Выставка детских творческих работ
Работа с родителями:
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
Вид проекта : семейный долгосрочный (два года)
Автор проекта : воспитатель Шульженко Н. В.
Участники проекта : воспитатель 1 средней группы, родители воспитанников, дети, специалисты детского сада.
Возраст детей : 4 года.
Основные цели проекта :
-воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству, пробуждение памяти к прошлому своего народа.
-продолжать расширять представления детей о Российской армии;
-рассказывать о трудной, но почетной обязанности солдат защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность, о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы;
-знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска, боевой техникой.
-расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины.
Построение эффективного сотрудничества с семьей в воспитании у детей чувства патриотизма в условиях ДОУ.
Выполнение целей и задач проекта – обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач по воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к Отечеству, пробуждение памяти к прошлому своего народа.
Достижение того, чтобы воспитанники умели поддерживать беседу о военных профессиях, об истории Великой Отечественной войны, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения, могли самостоятельно придумать небольшой рассказ на заданную тему.
-формировать у детей знания об армии и представление об особенностях военной службы;
- расширить знания о Российской Армии, родах войск, военной технике
- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов;
-проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
- развивать познавательные процессы и мыслительные операции посредством игр и упражнений и занятий.
План реализации проекта :
Организационная образовательная деятельность с воспитанниками:
1) Познание. Формирование целостной картины мира.
- Рассматривание армейских альбомов, фотографий
- Рассматривание картинок о родах войск
- В. М. Васнецова "Богатыри".
- Рассказывание русской народной сказки "Никита Кожемяка".
-Составление рассказа на тему "Богатыри". Характер богатыря и сказки "Никита Кожемяка".
- Военные профессии. Беседа по вопросам.
-День защитника Отечества.
- Составление рассказа на тему "Защитники Отечества".
2. Чтение художественных произведений
- Пословицы, поговорки, загадки, стихи
3. Художественное творчество.
1. Рисование. Военная техника ("Танк", "Самолет", "Корабль")
Коллективная работа "Военная техника".
Кружка для папы.
4. Конструктивная деятельность.
Корабль, самолет (из деталей конструктора) .
Пароход с двумя трубами (работа с бумагой оригами) .
Лодочка, пилотка (работа с бумагой, оригами) .
Самолетик (работа с бумагой, оригами) .
"Кто самый меткий",
Моряки (Подводная лодка).
Оснащение ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЕЙ СРЕДЫ совместно с родителями
Оформление картотеки загадок о военной технике
Пополнение картотеки стихов к 23 февраля
Создание музея-экспозиции в группе при активном участии родителей и воспитателей.
Подборка книг, раскрасок на военную тематику.
Коллекция значков и медалей, других военных предметов.
Армейские фотографии пап.
Стенгазета "Современная Российская армия"
Стенгазета "Мой папа самый - самый. "
Выставка детских рисунков.
Произведения живописи: картина В. М. Васнецова "Богатыри".
Художественные произведения: былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"; стихотворение О. Бундур "Матрос"; стихотворение Э. Успенского "Про собак"; норвежская сказка "Почему вода в морях стала солёная"; Лангздынь Г. Н. "Мой папа военный", "Я буду вертолетчиком", "Военная игра", "Купи мне, папа. ";
Игрушки военной техники, оружия, солдатиков разных войск.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: пилотки, фуражки, гимнастерки и др.
Материалы и оборудование для детского художественного творчества: цветная и белая бумага, клеевые кисти, клей ПВА, ножницы, акварельные краски, фломастеры, восковые мелки, гуашь, цветные карандаши и проч.
Этапы реализации проекта :
Этап 1 – Подготовительный
Этап 2 – Основной
Этап 3 – Заключительный
- составление перспективного плана работы по проведению проекта;
- подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок, создание банка мультимедийных средств развития по данному проекту;
- создание в группе соответствующей предметно- развивающей среды;
- привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.
- реализация проекта
- обмени опытом работы по формированию у детей представлений о Российской Армии.
Функции работы с семьей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
- Психолого - педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
- Взаимодействие родителей с общественными организациями села (библиотека)
Формы взаимодействия с семьей.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
- устный журнал для родителей;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- аукцион секретов воспитания.
Проведение совместных мероприятий с родителями 1 средней группы.
2. Ознакомление с проектом.
3. Выполнение подготовительного этапа проекта
- подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок, создание банка мультимедийных средств развития по данному проекту;
- создание в группе соответствующей предметно- развивающей среды;
4. Индивидуальные беседы и консультации с родителями по вопросу реализации проекта.
5. Оформление фотоотчета по итогам проведения мероприятий проекта.
с учебно-воспитательной деятельностью детей в рамках проекта :
Через информационно-коммуникативные средства общения; (сайт, блог, социальные сети)
Через электронные носители; (флешкарта, диск)
Через информационные стенды; (газета, уголок для родителей)
Через информационные тематические буклеты, листовки.
Ведение фотодневника жизни детей в детском саду.
Срок реализации проекта: 2017-2018 учебный год.
Участники проекта: старший воспитатель; воспитатели; педагоги; музыкальный руководитель; воспитанники младших, средних, старших и подготовительных к школе групп; родители.
Актуальность. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольной организации. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном)
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Формы реализации: беседы, викторины, экскурсии, знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов, использование детских художественных произведений, в том числе фольклорных, показ иллюстраций, фильмов, слайдов, ознакомление с продуктами народного творчества, организация тематических выставок, участие в общественных и календарных праздниках и другое.
Реализация проекта:
- Мини – музеи
- Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
- Выставки рисунков и поделок.
- Конкурсы стихов.
- Беседа
- Театрализация.
- Природоохранная деятельность.
- Изготовление подарков.
- Выставки и экспозиции.
- Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества)
- Развлечения, досуги, праздники, концерты.
- Инсценировки, театрализации.
Этапы реализации проекта:
I подготовительный этап:
- Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта;
- Разработка плана работы по реализации проекта;
- Внесение циклов проекта в перспективный план работы.
II основной этап реализации проекта осуществляется по перспективному плану
III завершающий этап
Предполагаемый результат
- Развитие интереса детей к истории
- Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- Приобщение к общечеловеческим ценностям;
- Разностороннее развитие детей дошкольного возраста;
- Повышение социальной компетентности дошкольников;
- Расширение кругозора воспитанников;
- Развитие творческого мышления у детей
- Преобразование предметно-развивающей среды группы;
- Оптимизация сотрудничества с родителями;
- Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничеству.
На заключительном этапе проекта дети обладают следующим знаниям:
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столиц нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
- представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- знание национальных праздников
- природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
- Выставка творческий работ (поделки) ко Дню Защитника отечества
Февраль
Март
- Выставка творческий работ: Хохлома – ложка, Городец – доска, Полховско-Майданская – птичка, Дымковская – барашек, Филимоновская – петушок, Гжель – тарелочка. (расписывание детьми предметов элементами росписи)
Апрель
Май
- Знакомство с русскими народными играми, потешками, прибауткам
- Чтение русских народных сказок, былин, сказаний.
- Показ пальчикового театра Би-Ба-Бо, настольный, пальчиковый, теневой театр, театр на палочках и т. д.
Проект направлен на создание условий для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, используя метод проектов.Создание условий для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, используя метод проектов.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
Цель патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Учитывая что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, то и патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения .Но такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. И мы пришли к выводу, что формирование патриотизма у детей лучше всего осуществлять через проектную деятельность.
В чем преимущества проектной деятельности?
Очень мощное саморазвитие.
Пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками: воспитателями, детьми и родителями.
Формирует партнерские отношения.
Разнообразие форм и методов работы.
В процессе подготовки могут вносится коррективы.
Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотизма, нами представлена следующим образом.
Моя семья Детский сад Мой город Мой край Моя страна Мои права
Вся работа проводится последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад), к более сложному (права и обязанности)
Образовательный проект и детское исследование в этом случае – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях. На данном этапе работы мы определяем средства реализации проектно-исследовательской деятельности.
Детям и родителям предлагаются темы для исследований:
2 младшая группа
Совместные детско-родительские проекты мы реализовываем со 2 младшей группы, ведь именно на раннем этапе развития ребёнка одним из основных условий является активное вовлечение родителей в проектную деятельность.
(Детский сад. Правила поведения.)
(Профессии в детском саду. Прачечная.)
(Профессии в детском саду. Медицинский кабинет.)
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой.
Педагогами были разработаны мини проекты:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. Если человек заботится о Родине, значит он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
Дети, родители и сотрудники, - все активные участники праздников. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой, поэтому народный праздник является именно такой большой, яркой и глубокосодержательной игрой.
Так, например, подготовка к Масленице, как и было в народе, у нас в детском саду начинается заранее. Это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый, радостный смысл. С детьми разучиваем потешки, прибаутки, песни, готовим подарки.
На праздник дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты родителями. Праздник проводим на улице. И какой же восторг вызывают у детей блины с горячим чаем.
При этом дети младшего возраста с огромным удовольствием наблюдают за действиями старших детей, а потом сами включаются в общий праздник.
Немаловажным фактором в решении задач воспитания патриотизма считаем систему эффективного взаимодействия с различными социальными учреждениями города.
Это музеи города и библиотеки.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
И у наших родителей появился интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду
Показателем высокого уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются победы воспитанников нашего учреждения в международных, Всероссийских творческих конкурсах, в районных выставках детского творчества, в городских конкурсах.
В ходе проектной работы мы старались помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой и большой Родины. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими национальными традициями, естественно приобщаются к ним, и хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям.
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его
воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.
Дж. Байрон писал:
«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание.
г. Железногорск-Илимский, Иркутская область
Используемая литература и интернет ресурсы
Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. 203 с.
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. _ М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. В помощь учителям начальных классов. Сост. Т. В. Шепелева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 70 с.
Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей./ Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 160 с.
Читайте также:
- На что направлена личностно ориентированная модель воспитания и обучения дошкольников в условиях доу
- Человек как субъект предметно практической деятельности в философии кратко
- Почему используется и равномерные и неравномерные коды кратко
- Как сказать о беременности на работе в детском саду
- Принципы машинного обучения нейронных сетей план урока