Человек как субъект предметно практической деятельности в философии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Важнейшее условие и вместе с тем следствие развития труда состояло, далее, в постепенном изменении характера объединения отдельных индивидов. Труд даже в своих относительно простых формах представляет собой совместную, коллективную деятельность людей; поэтому одновременно с формированием трудовых действий происходило все большее сплочение вокруг трудовой деятельности ее участников. Благодаря этому природное сообщество, в котором первоначально жили предки человека, начало перестраиваться на совершенно новой основе. Если прежде объединение в семью и стадо основывалось на врожденных инстинктах совместного добывания пищи, совместного выращивания потомства, защиты от хищников и т. п., то теперь основой связи людей все более становится труд. Формировалось человеческое, основанное на труде общество. А это вело и к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость координировать усилия участников совместной трудовой деятельности, направляя их на общую задачу, распределять между ними отдельные действия, передавать опыт выполнения этих действий и т. д. — все это создавало потребность в речи, в общении посредством языка. Именно развитие речи и языка, возникших в процессе труда, и явилось ближайшим, непосредственным условием развития человеческого сознания.
^ 66. Философия о сущности человека. Потребности и интересы. Наиболее важные условия формирования сущности человека.
Человек - это живое разумное существо, имеющее био-социо-культурную природу и отличающееся способностью не только приспосабливаться к окружающему миру, но и преобразовывать этот мир в соответствии со своими представлениями о достойной жизни.
Разум присущ только человеку и входит в число его атрибутов, но сущность человека не сводится к его разумности. Разум является основанием множества возможностей и способностей, которые делают человека человеком, превращают его из биологического вида "человек" в собственно человека. Самая главная возможность и способность, в которой заключается сущность человека и которая реализуется благодаря разуму, - это деятельность, посредством которой человек изменяет окружающий мир и самого себя.

Человеческая история предстает перед нами как череда сменяющих друг друга общественных форм, каждая из которых отличается способом и интенсивностью сопряжения индивидуальной свободы и общественной необходимости. Любое общество - это вид целостности, которая достигается или путем насильственного объединения, или посредством свободного договора. И в первом, и во втором случае оно выступает по отношению к отдельному человеку как объективная реальность, как форма необходимости, жестко регламентирующая человеческую свободу. Противоречие между стремлениями индивида к максимальной реализации своей свободы и необходимостью сохранениями общественного единства является одним из важнейших факторов социальных изменений.
Для нашей современности характерен кризис традиционных общественных союзов, типы и формы которых укладываются в промежутке между деспотиями с одной стороны, и либеральными обществами западного типа с другой стороны. Они уже не могут обеспечить даже минимальную справедливость и удовлетворить потребности людей в индивидуальной и групповой идентичности. Причина этого заключается в том, что в результате предыдущего развития сущность человека обнаружила такие его качества и способности, которые требуют принципиально новых условий и возможностей для их сохранения и дальнейшего развития. Привычные типы социальности оказались слишком грубыми и схематичными для постоянно развивающейся и дифференцирующей идентичности человека. Кроме того, современный мир отличает невиданный до этого культурный плюрализм, требующий соответствующего социального пространства.
Поиск новых форм и способов объединения людей необходимо начинать с осмысления природы человека, определения его сущности. С человеком связаны тайны и загадки не только общественной жизни, но и Вселенной в целом. Человек есть источник, содержание и цель истории.
^ 67. Человек как целостное образование. Диалектика биологического и социального в человеке.

Человек как целостное образование — носитель сложной внутренней структуры (индивид, личность, субъект деятельности), обладающей внутренней активностью. Человек как целостное образование характеризуется интегрированностью, самодостаточностью и автономностью.

Человек как цельное образование — это проявление функционального в отношении структурного целого; цельность есть результат внутреннего единства и согласованности во взаимодействии всех структурных компонентов целого.

С одной стороны, человек — живое существо и должен подчиняться общим законам развития живой природы, или биосферы. С другой стороны, он — социальное существо, производящее определенные орудия и с их помощью создающее необходимые ему предметы, продукты питания и особую искусственную среду обитания. Биосфера подчиняется законам биологического развития. Человек же живет по законам общественного развития. Следовательно, в самом человеке соединены как бы два начала — природное и общественное, биологическое и социальное.

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.
^ 69. Гуманизм как явление и как философское понятие.

Это понятие восходит к эпохе Возрождения. Именно к этому периоду относится процесс становления вполне автономной личности, развития личностного самосознания, индивидуального сознания, освобождение индивида от всеобщей регламентации жизни (сословной, церковной, производственной). Философское исследование понятия гуманизм становится возможным в связи с происхождением самого этого феномена, т.е. человека как автономной, самостоятельной, самодостаточной личности и вместе с тем немыслимой и невозможной вне общественного, социального. Антиподом гуманности, человечности, следовательно, является антисоциальность, антиобщественность.

Гуманизм – явление социальное, и его философское, теоретическое исследование невозможно вне социальности, культуры, нравственности; с другой стороны, проблема гуманизма возникает при наличии в обществе автономной, самодостаточной личности.

^ 70. Понятие общественно–экономической формации как структурно-содержательный аспект человеческой действительности.

Маркс разбил всю историю на 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Правда у Маркса есть еще и другое деле-ние истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабст-во, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Причем, согласно Мар-ксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с пре-дыдущей.

Общественно-экономическая формация включает в себя все явления, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, и т.д.). Т.е. общественно-экономическая формация - это определенный тип социальной системы, взятый в единст-ве всех ее сторон - способа производства, состояний науки, искусства, богатства духов-ной сферы и всего образа жизни людей. Стержнем формации является способ производ-ства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отно-шений.

Категория общественно-экономическая формация - это категория философии, исто-рии, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной действительности. Формация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, абстрагируясь от частных явлений и случайностей. Она адекватно отражает реальную действительность, но адек-ватность следует понимать как отражение сущности, а не явления.

Категория общественно-экономической формации дает объективный критерий для от-граничения одной ступени общественного развития от другой, для вычленения конкрет-но-исторических типов и форм способов производства, а также жизни общества в целом. Она позволяет дать периодизацию истории человечества в рамках объективной тенден-ции его прогрессивного исторического развития. Таким образом она призвана показать динамику человеческой истории, представить исторический процесс во времени.

Категория общественно-экономической формации позволяет выделить два аспекта в изучении истории общества: типологический и исторический. Рассматривая жизнь обще-ства на данном этапе исторического развития как нечто относительно устойчивое, как развивающееся в рамках именно данной формации, мы подходим к его изучению типо-логически. Именно типологический анализ позволяет рассматривать уровень формаци-онного развитого или иного общества. Рассматривая сами переходы от одной общест-венно-экономической формации к другой, мы подходим к изучению исторически. В этом случае процесс развития общества, представленный сменой общественно-экономических формаций, выступает как развернутый во времени. Это дает возможность рассматривать историю как единый процесс, рассматривая не только по отдельным стра-нам и регионам, но и во всемирном масштабе.
^ 71. "Цивилизация" как категория социальной философии.

Читайте также: