Умственной деятельностью студентов как необходимые для успешного обучения в высшей школе

Обновлено: 05.07.2024

Каждый из нас по-своему стремится к успеху. Одни получают образование, другие покоряют карьерную лестницу, третьи просто устанавливают хорошие взаимоотношения в собственном окружении.

Каждый из нас по-своему стремится к успеху. Одни получают образование, другие покоряют карьерную лестницу, третьи просто устанавливают хорошие взаимоотношения в собственном окружении.

Наверняка многие из Вас сразу же подумали, что успех студента кроется в своевременном написании и защите курсовой работы, сдаче зачетов, преодолении контрольных работ и тестов, закрытии сессии без долгов. Отчасти, так оно и есть. Но в то же время успех для каждого свой. Сегодня мы рассмотрим самые необходимые предметы, вещи и привычки, которые помогут добиться успеха студенту.

Нематериальные блага для успешной учебы

Если Вы полагаете, что проложить дорогу к успешной учебе можно только с помощью денег и гаджетов, то Вы глубоко ошибаетесь. На самом деле, первое и важное, что может способствовать развитию личности, профессионала – это его внутренний настрой и качества.

Чтобы учеба была не в тягость, а в радость, студент должен понимать: зачем ему получать высшее образование, как это пригодится в будущем, как он будет этим пользоваться и что за это будет получать. Правильная мотивация в значительной степени облегчает учебу. Поэтому, чем выше заинтересованность студента, тем он успешнее.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Еще до ВУЗа родители и сами учащиеся должны задуматься о грамотном проведении досуга, всестороннем развитии индивида. Сделать это можно путем чтения книг, посещения различных секций и кружков по интересам и пр. Дополнительные занятия прививают дисциплину и самоорганизацию, ответственность.

Например, подготовиться к экзамену студент может не только с помощью зубрежки, но и с помощью шпаргалок, которые он будет составлять и прятать самостоятельно.

Самооценка предполагает, что студент будет самостоятельно задавать себе цели и стремиться к их достижению. Более того, объективная самооценка поможет ему определить, где необходимо приложить побольше усилий и внимания, чтобы разрешить сложности.

Важно не просто посещать все занятия и выполнять домашнее задание, но и вникать в материал, его суть, запоминать. Для этого нужно обеспечить подходящие условия, позволяющие заниматься исключительно учебой, без каких-либо отвлечений.

Чтобы достигнуть успеха, важно грамотно распоряжаться своим временем. Для этого достаточно пользоваться основными принципами тайм-менеджмента: планируйте свой день заранее, составляйте план на завтра с учетом дел и времени, выделяйте главные и наиболее важные задачи и пр. Управление временем позволит преуспевать везде и обеспечит успех в любом деле.

Чтобы лучше запомнить материал и не забыть его до наступления зачетной недели или сессии, важно периодически его вспоминать, повторять, перечитывать. Такой подход облегчит подготовку к контрольным рубежам, сделает Вас ближе к успешному закрытию сессии.

Не стоит забывать о том, что силы у организма кончаются и их нужно своевременно восполнять. От морального, физического и духовного состояния человека зависит его успех на любом поприще. Поэтому важно обеспечить полноценное питание, сон, прогулки на свежем отдыхе и пр.

Материальные блага, способствующие достижению успеха в учебе

Помимо настроя и иных нематериальных вещей, успех студента зависит от иных условий, которые можно увидеть, услышать, потрогать и пр. Сейчас речь пойдет об условиях, которые необходимы учащемуся для получения качественного образования.

Куда и чем студент будет записывать лекции, делать пометки, переписывать информацию с доски? Об этом нужно позаботиться заранее. Лучше всего, чтобы для каждого предмета была отдельная тетрадь, а помимо ручки можно приобрести цветные маркеры, чтобы выделять наиболее важные моменты (определения, формулы, заглавия тем и пр.).

Если Вы полагаете, что эти достижения научного прогресса нужны только для развлечений, то Вы ошибаетесь. Любая образовательная программа предусматривает написание курсовых, контрольных работ, рефератов и докладов и пр. Все письменные работы в ВУЗах оформляются в печатном виде, а для этого как раз-таки потребуются указанные гаджеты.

Далеко не всегда студенту посильно самостоятельно овладеть предметом. Не смотря на все старания преподавателя, какой-либо предмет может оказаться сложным. Чтобы облегчить процесс обучения, приблизиться к успеху, можно задуматься о найме репетитора или тьютора.

Помощь специалистов ОЦ Дисхелп

Гарантировать успех на учебном поприще могут высококвалифицированные специалисты образовательного центра Дисхелп. Наша команда готова проконсультировать студентов по любым вопросам, помочь в написании различных работ (курсовые, контрольные, дипломные, научные проекты, рефераты, тесты и пр.), подготовить к сессии или защите. В нашем штате трудятся только опытные и ответственные исполнители: действующие педагоги ВУЗов, ученые и др. Высокое качество услуг, конфиденциальность данных и успех в учебе гарантирован каждому. Оформить заявку можно лично в офисе или заполнив электронный бланк на сайте ОЦ Дисхелп.

В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разносторонним личностным развитием, способных к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, т.е. способных учиться всю жизнь, является одной из центральных задач современного высшего образования.

Студенческий возраст – это возраст расцвета физического и умственного развития человека. В этом возрасте происходит непрерывное нарастание работоспособности, динамики активной деятельности и продуктивности [10, с. 86]. В студенческом возрасте наблюдаются развитие вербального интеллекта, динамичность возбуждения, повышаются уровень наблюдательности и общая культура наблюдения. Для студенческого возраста характерны проявление максимализма, стремление к скорейшему проявлению себя в сложных жизненных ситуациях, иногда без достаточно глубокой оценки вероятных последствий совершённых поступков. Зачастую психологи отмечают безразличное отношение к опыту других людей, а советы, замечания и указания старших могут восприниматься как необоснованное вторжение в личную жизнь [2]. В этом возрасте характерно стремление к независимости, самостоятельности, увлечение новым, однако наряду с самоуверенностью нередко возникает неуверенность в своих возможностях, что может проявиться в развязности, небрежности, негативизме и даже в агрессивности.

Процесс обучения является не только работой педагога, но и предполагает ответную деятельность студента. В этом заключается двусторонний его характер. Одной из актуальных проблем в области подготовки специалистов в рамках высших учебных заведений является формирование личности студента как субъекта учебной деятельности.

  • проанализировать процесс обучения и его особенности в высшей школе;
  • рассмотреть особенности учебной деятельности студента, обозначить её основные формы;
  • показать основные стадии формирования студента как субъекта учебной деятельности.

Реферат состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Процесс приобретения жизненного опыта человеком, заключённом в знаниях, умениях и навыках, определяется несколькими понятиями. Это учебная деятельность, обучение, учение и научение. Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности [5, с. 285]. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нём, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития. Понятие обучение – понятие достаточно сложное и многоаспектное. Оно предполагает совместную учебную деятельность учащегося (ученика, студента и др.) и учителя, характеризует процесс передачи знаний учений и навыков.

По определению Н.В. Клюевой, обучение представляет собой форму организации процесса передачи знаний, социальную систему, направленную на передачу новому поколению опыта предшествующих [7, с. 323]. Обучение является активным процессом, в котором взаимодействуют учитель и учащийся.

Е.В. Рапацевич определяет обучение, как целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности личности по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений [11, с. 509]. В современном понимании для процесса обучения характерны двусторонний характер, совместная деятельность педагогов и учащихся при руководящей роли педагога, специальная планомерная организация и управление, целостность и единство, соответствие закономерностям возрастного развития учащихся, управление развитием и воспитанием учащихся [9].

Известный российский специалист в области педагогики Г.М. Коджаспирова добавляет к этим определениям понимание обучения, как пробуждения и удовлетворения познавательной активности человека путём его приобщения к общим профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в собственной практике [4, с. 95].

Понятие учения также относится к учебной деятельности, но при его использовании в науке обращается внимание в основном на то, подчёркивает Р.С. Немов, что в составе учебной деятельности приходится на ученика [5, с. 285]. Здесь речь идёт о предпринимаемых личностью учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых учебных знаний. Наиболее полное определение учения дал И.И. Ильясов: учение – это процесс усвоения конкретных видов знаний, умений и навыков в отличие от приобретения индивидом логических и творческих приёмов познавательной деятельности, а также в отличие от других изменений психических процессов и деятельности – перехода от непосредственности, непроизвольности к опосредованности и произвольности, от внешнего плана протекания процессов к внутреннему [3].

Учебная деятельность имеет определённую структуру [12, с. 268]: мотивы учебной деятельности; постановка учебных задач; учебные действия; контроль; оценка.

Современные исследователи отмечают, что обучение как педагогический процесс является процессом двусторонним, и процесс обучения в вузе не является исключением. С одной стороны, в нём выступает педагог, который излагает (преподаёт) материал и управляет этим процессом. С другой стороны этого процесса выступают студенты, для которых дидактический процесс принимает характер учения, т.е. активного овладения материалом.

В педагогике под субъектом учебной деятельности понимается носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и в самом себе [4, с. 144]. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.

Формирование студента как субъекта учебной деятельности предполагает обучение его умению планировать, организовывать свою деятельность, определять учебные действия, необходимые для успешной учёбы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и чёткую организацию упражнений по их формированию.

Остановимся подробно на тех формах учебно-познавательной деятельности вуза, в которых и формируется студент как субъект учебной деятельности.

Слушание, осознание, усвоение (персонификация учебной информации на лекциях, семинарских, практических и других занятиях). Студентам, особенно на первом курсе, трудно воспринимать речевую информацию (так, например, одни не умеют выделить главное, другие не успевают записывать). Для преподавателя важно в таких случаях чувствовать аудиторию и реагировать на затруднения студентов, изменять темп лекции, тембр и громкость речи, повторять и уточнять сказанное.

Чтение, восприятие, переработка, усвоение письменной информации. Студенту важно обучиться рациональному чтению, которое представляется научно обоснованной технологией, обеспечивающей чтение и персонификацию максимального объёма информации за кратчайшее время с минимальными затратами труда. Производительность чтения зависит от его скорости, а скорость должна сочетаться со сложностью, типом чтения и его новизной.

Конспектирование. Эта форма работы осуществляется студентами при прослушивании лекции и при чтении литературы. Приёмы работы при такой форме работы могут быть разными: студенты могут записывать без осмысления, записывать главное и одновременно осмысливать записанное, вести опорный конспект с более глубоким осмыслением текста. Существует несколько способов конспектирования.

Выполнение упражнений, решение задач. Основная цель такой формы работы – формирование умений при изучении конкретных дисциплин. До ещё недавнего времени в высших учебных заведениях существовало мнение, что задачи и упражнения следует практиковать в сфере изучения естественно-научных, технических и точных дисциплин. Однако образовательная практика убедительно доказала ошибочность такого мнения. Задачи и упражнения уместны по всем вузовским дисциплинам. Несмотря на их различных характер, они необходимы для развития аналитического мышления студентов, для развития их самостоятельности.

Проведение опытов. Изучение естественно-научных дисциплин предусматривает проведение студентами опытов в лабораторных условиях. Это обязательная форма учебной работы, предусмотренная учебным планом вуза. Проведение опытов требует, чтобы студенты были подготовлены теоретически, хорошо знали лабораторное оборудование, материалы и технологию организации опытной работы. Ценность такой формы работы состоит в том, что студенты приобретают умения и навыки проведения научного исследования, углубляют свои теоретические знания, у них развивается пытливость, ответственность, самостоятельность, что является непременным условием формирования студента как субъекта учебной деятельности.

Учебные исследования являются важнейшей формой работы, формирующей студента как субъекта учебной деятельности. Такая форма работы стала обязательной в вузе со второй половины XX века. К этим учебным исследованиям относятся курсовые и дипломные работы, рефераты, различные проекты и др. Выполнение учебных исследований требует от студентов высокой степени самостоятельности и познавательной активности, способствует развитию умений ведения научного поиска и формированию аналитического мышления, а также пробуждает и углубляет интерес к той или иной науке.

Выполнение творческих учебных заданий. Развитие творческих способностей, умение мыслить и действовать самостоятельно является залогом успешности формирования студента как субъекта учебной деятельности. Творческие способности проявляются в способности студента мыслить нетрадиционно, искать новые подходы к решению учебных и научных проблем.

Формирование студента как субъекта учебной деятельности – это процесс не одномоментный, а представляет собой длительную целенаправленную совместную деятельность преподавателя и студента. А.В. Белошицкий и И.Ф. Бережная выделяют несколько последовательных стадий этого процесса [1, с. 63]. Первая стадия – стадия адаптации к условиям вуза. На этой стадии доминирует активное приспособление студентов к новым условиям, происходит освоение требований вуза, осознание своих прав и обязанностей.

Вторая стадия – идентификация с требованиями учебной и учебно-профессиональной деятельности. Эта стадия направлена на активное усвоение и квалифицированное выполнение студентом своей социальной роли; она предполагает подготовку студента к предстоящей специализации, сознательное руководство собственной деятельностью и поведением на основе осознанных мотивов и целей.

Третья стадия – самореализация в образовательном процессе – заключается в целенаправленном формировании личностных качеств и профессиональных умений. При этом обеспечивается во всех видах деятельности взаимосвязь и соединение мотивов и целей, внутренних интенций с внешним педагогическим влиянием. На этой стадии возрастает самодетерминация и осознанная самореализация в различных видах деятельности.

Сущность четвёртой стадии – стадии самопроектирования профессионального становления – состоит в проявлении субъектности студента, который осуществляет самостоятельное, целеустремлённое преобразование исходных способностей и личностных свойств в социально и профессионально значимые качества.

В заключении подведём основные выводы нашей работы. Учебная деятельность студента в высшем учебном заведении – это лишь одна из сторон целостного профессионального и личностного формирования человека. Учебная деятельность студента понимается, как целенаправленный, регламентированный планами и программами, управляемый процесс усвоения знаний, умений и навыков, развития и становления личности студента. В процессе учебной деятельности студент выступает в качестве её субъекта, т.е. носителя предметно-практической активности и познания.

Формирование студента как субъекта учебной деятельности предполагает овладение им основными формами этой деятельности, умением планировать и организовывать эту деятельность, определять учебные действия необходимые для учёбы и программу их выполнения. Особо важно для студента, как субъекта учебной деятельности, овладеть её основными формами: слушание, осознание, усвоение учебной информации, конспектирование, выполнение упражнений, решение задач, проведение опытов, проведение учебных исследований и др.

Современные исследователи выделяют несколько стадий формирования студента, как субъекта учебной деятельности. Это стадия адаптации к условиям вуза, стадия идентификация с требованиями учебной и учебно-профессиональной деятельности, стадия самореализации студента в образовательном процессе и стадия самопроектирования профессионального становления.

Становление студента как субъекта учебной деятельности может рассматриваться как детерминированный, управляемый и саморазвивающийся процесс. При этом, по мнению А.В. Белошицкого, он может быть более или менее управляемым в зависимости от решаемых задач, содержания, методов и средств, а также потребностей и возможностей субъектов этого процесса.

Развитие у студентов навыков успешного самоменеджмента учебной деятельности

Одной из важных задач высшего образования в настоящее время является формирование у студента потенциала саморазвития и самосовершенствования. Особенно это актуально в условиях кредитно-модульной системы обучения, которая направлена на повышение уровня самообразования и творческого овладения знаниями. Актуальным становится вопрос, связанный с рациональным использованием бюджета учебного времени студента в процессе обучения. Вместе с мотивацией учения и культурой умственного труда, обеспечению успешности современного студента способствует самоменеджмент.

Самоменеджмент — это, прежде всего, искусство управлять собой, самоорганизация, руководство процессом управления во времени. То есть, студент должен уметь организовать свое обучение так, чтобы эффективность была максимальной. Согласно принципу Парето 80% положительного эффекта достигается благодаря 20% затрат на его достижение, 20% работ обеспечивают 80% конечного результата. Итак, для того, чтобы найти больше времени на то, что приносит пользу, а именно — накопление знаний, придется делать меньше того, что оказывается бесполезным, а это значит, что человеку, который учится, важно определить, в чем смысл полезного времяпрепровождения с помощью расстановки приоритетов. Именно правильной расстановке приоритетов и способствует самоменеджмент.

Они позволяют студенту приобретать навыки составления планов, проведение самоанализа и самооценки (например, заполняя дважды в семестр рабочий журнал, в котором студент выявляет проблемы и планирует корректирующие действия своего процесса обучения). Одним из эффективных средств формирования у студентов положительного отношения к необходимости самосовершенствования является использование интерактивных форм и методов аудиторной и внеаудиторной работы: бесед, диспутов, тренингов, часов общения, заседаний клубов.

Используя принципы самоменеджмента, можно сформулировать следующие практические советы студенту по рациональной организации учебного процесса:

— С самого начала обучения ставьте перед собой реалистичные цели, используя систему SMART — разумные цели (S — формулируйте свои цели предельно четко, M — цели должны быть измеримы, A — цель должна быть согласованной с окружающими, R — ставя перед собой цель, будь реалистичным, T — цель должна быть привязана по времени). Например, изучить первую тему первого модуля за 3 недели. Выполнение работы в выбранный срок предоставит сил и будет способствовать более продуктивному обучению в дальнейшем.

— Разработайте декомпозиции цели на более мелкие задачи (например, посвятить проработке конспекта ежедневно 2:00 в день и не отступайте от этого правила).

— Сложив график активности с учетом уровня вашей активности в различные периоды суток выбирайте самые часа дня, чтобы вы могли полностью сконцентрироваться на изучении материала.

— Уложите свой план-график сдачи итоговых задач, отмечайте в нем выполнение каждого из них.

— Используйте все неожиданно возникающие временные возможности для обучения, вовремя их замечайте и продуктивно использовать (например, оптимизация транспортного времени).

Таким образом, формирование самоменеджмента учебной деятельности студентов в условиях кредитно-модульной системы обучения — процесс необходимый для становления и развития личности, способной достойно жить и работать в современном информационном обществе.

Умения и навыки самоменеджмента позволят студенту существенно повысить эффективность его деятельности с минимальными затратами сил и времени, лучше организовать процесс обучения и повысить мотивацию обучения, а также позволит правильно сбалансировать все сферы жизни, достичь профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Development of students ' independence in the modern educational process at the University: pedagogical approaches

Miroshnichenko Irina Nikolaevna
senior teacher of the Department of pedagogy and psychology, Siberian state University of science and technology M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

В условиях современной действительности, когда подготовка высококвалифицированных специалистов приобретает все большее значение – современное общество предъявляет к выпускнику технического вуза особые требования, среди которых важное место занимают такие качества как: активность и самостоятельность.

Для того, чтобы быть способным к активной ориентировке в растущей информационной среде, к преобразованию профессиональной действительности под влиянием увеличивающегося информационного потока, специалисту необходимо постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, развивать навыки овладения и обработки профессионально значимой информации. Это, в свою очередь, выдвигает на первый план необходимость развития у студента навыков самостоятельного, активного поиска профессионально-значимой информации.

Самостоятельность – это качество личности, социальная ценность которой обусловлена ее направленностью, уровнем активности человека как субъекта (Б.Г. Ананьев, В. П. Беспалко); потребность, умение самостоятельно мыслить, увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему, способность ориентироваться в новой ситуации (В.В. Давыдов); способность к индивидуальному выполнению задания, к решению познавательных задач (И.Я. Лернер); черта личности, обеспечивающая выбор и реализацию определенного способа решения задачи (А.Н. Леонтьев); способность систематизировать, планировать, регулировать свою деятельность без непосредственного руководства и практической помощи со стороны руководителей (К.К. Платонов); условие продуктивности мыслительных процессов, свойство ума (С.А. Смирнов); волевое действие, характеризующее умственную деятельность, признак активности личности, ее способность к познавательному поиску (Г. И. Щукина).

К нашему исследованию более близко понимание ученых К.К. Платонова и Г.Г. Голубева, которые самостоятельность характеризуют с педагогической точки зрения, как способность систематизировать, планировать и регулировать свою деятельность без непосредственного постоянного руководства и практической помощи со стороны руководителя [4].

В условиях интенсивного роста научно-технической информации, стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, высшая школа должна максимально развивать творческие способности студентов, готовить из них специалистов, умеющих хорошо ориентироваться в быстроменяющейся среде, самостоятельно разбираться в задачах, возникающих в ходе образовательного процесса. Это требует систематического совершенствования содержания, форм и методов обучения в вузе.

Важную роль при этом играет развитие у студентов навыков самостоятельного, активного поиска профессионально-значимой информации, то есть, навыков самостоятельной работы.

Самостоятельная работа выступает, по мнению П.И. Пидкасистого, одним из основных средств развития самостоятельности. Автор указывает на то, что самостоятельная работа является не формой и не методом обучения, ее необходимо рассматривать как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную деятельность, как средство ее логической и психологической организации [6]. А.И. Зимняя, в свою очередь, подчеркивает, что самостоятельную работу нужно определять как высший тип учебной деятельности студента, требующий от него высокого уровня самосознания, самодисциплины, ответственности, рефлексивности [7]. Таким образом, мы понимаем, что правильным образом организованная самостоятельная работа студентов в ходе учебного процесса в вузе - должна оказывать эффективное влияние на развитие их самостоятельности.

Развитие самостоятельности – постоянный непрекращающийся процесс, который протекает в рамках учебной деятельности в вузе.

Учебная деятельность является целенаправленной, обязательной, произвольной, результативной. Включая в нее самостоятельную работу, можно создать условия для развития конкретных навыков у студента.

Так, в ходе самостоятельной работы студент может:

- освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.);

- закрепить полученное знание, используя необходимый практический инструментарий (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки и другое);

- применить полученных знаний и умения в новой ситуации (написание выпускной, дипломной работы, научно-исследовательской работы).

По мнению педагога-исследователя З.Л. Шинтарь, важную роль в процессе самостоятельной работы обучающегося, а равно и в развитии его самостоятельности играет взаимодействие педагога и учащегося. Учащийся может работать индивидуально, но при возникновении затруднений обратиться к преподавателю и наладить совместную деятельность [8].

Действительно, показателем самостоятельности современного будущего специалиста являются его личностные качества, которые проявляются в способности ставить перед собой цели, находить способы и средства для их достижения путем самостоятельной организации деятельности. А одним из признаков самостоятельности, является познавательная деятельность студентов, осуществляемая под руководством преподавателя. По мере развития данного качества степень педагогической поддержки может сокращаться, а уровень самостоятельности студентов возрастать.

Планирование, организация и реализация самостоятельной учебной работы осуществляется в отсутствие преподавателя или под его контролем, что является одной из важнейших образовательных задач. Для педагога не столь важно передавать знания, сколько формировать у студентов умения самостоятельно работать и потребность учиться, использовать различные источники знаний, то есть, обучать их ставить адекватные цели и добиваться их достижения. Похожая точка зрения обозначена в исследовании современного ученого А.М. Веряскиной, которая представляет самостоятельную работу студентов как форму организации учебной самостоятельной деятельности, имеющую внешнюю и внутреннюю стороны: способность студента самостоятельно планировать и выполнять задания без участия преподавателя выступает внешней стороной; мотивационная, потребностно-эмоциональная сферы студента, его интеллектуальные и волевые усилия – внутренняя, не менее важная, сторона процесса [9]. Безусловно, данная позиция, особенно в части мотивации и потребности в самостоятельном обучении, является неоспоримой. Однако при этом необходимо отметить, что первоосновой самостоятельности являются запас прочных теоретических знаний и арсенал интеллектуальных умений.

Усиление роли самостоятельной работы студентов означает организационное обновление учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен способствовать развитию умения учиться, формированию у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний. Однако, как показывает опыт работы в вузе, самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования. Это недостаточно исследованная проблема педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации (модульно-рейтинговое обучение, внедрение системы педагогического мониторинга и другое).

Самостоятельное пополнение знаний, решений определенных задач студентами в значительной степени определяется тем, как организован процесс их самостоятельной деятельности в контексте учебно-профессиональной подготовки в вузе.

Необходимо отметить, что организация – это двухсторонний процесс. В педагогическом смысле организация понимается, с одной стороны, как действия педагога, направленные на себя внутри педагогических ситуаций, на возможные собственные действия как субъекта, анализ, планирование соответствующих действий, контроль и коррекцию педагогической деятельности, успешное достижение цели. С другой стороны, организация включает в себя действия педагога, направленные на студента как другого субъекта педагогической ситуации, педагогической деятельности.

Организуя самостоятельную деятельность студента, педагог, таким образом, реализует собственные действия, определяется в собственных действиях организационного характера. Студент, в свою очередь, также включается в процесс организации, определяя, в конечном итоге, свое направление деятельности.

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000 – 712 с.
2. Шамова Т.И. Условия формирования умственной самостоятельности будущего учителя: автореф.дис. канд. пед. наук. – Л., 2013. – 20 с.
3. Развитие познавательной самостоятельности студентов: монография / А.Е. Богоявленская // Тверской государственный ун-т, 2004. – 152 с.
4. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М.: Высшая школа, 1977. – 256 с.
5. Закирова, Л.Ф. Стимулирование и развитие самостоятельности, мыслительной деятельности, активности студентов в учебном процессе: Сборник научных статей Казанского государственного университета. -Казань: Казан. гос. ун-т, 2004.- 348 с. С. 112-116.
6. Педагогика: учебник для вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. – 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Академия, 2014. – 619 с.
7. Зимняя А.И. Педагогическая психология: учебник для вузов / А.И. Зимняя. – 3-е изд., пересмотр. – М.: МПСИ; Воронеж; Модэк, 2010. – 447 с.
8. Шинтарь З.Л. Формирование интеллектуальной самостоятельности младших школьников в учебной деятельности: автореф.дис. канд.пед.наук / З.Л. Шинтарь // Белорусский государственный педагогический ун-т имени Максима Танка. – Минск, 2009. – 21 с.
9. Веряскина А.Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза: этапы, принципы, формы // Инновационное развитие науки и образования: сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 частях / Отв. ред. Г.В. Гуляев, 2018. – С.209-212.

Следующая статья →Научные основы изучения нарушения навыков самоконтроля у младших школьников с дисграфией

Читайте также: