Улановская и м что такое образовательная среда школы

Обновлено: 08.07.2024

Аннотация. Пространство любой школы – это эксклюзивная образовательная среда, созданная педагогическим коллективом для всестороннего развития учащихся, повышения качества образования по отдельным предметам и для воспитания личности. Эксклюзивное образовательное пространство школы № 174 Центрального района Санкт-Петербурга создавалось педагогическим коллективом школы в течение многих лет и получило окончательное решение после капитального ремонта в 2011 г., что позволяет сегодня осуществлять образовательный процесс в особых условиях.

Почти четверть века средняя общеобразовательная школа № 174 Центрального района Санкт-Петербурга известна как учебное заведение, где особое внимание уделяется художественно-эстетическому образованию и воспитанию. Здесь готовились к поступлению в высшие учебные заведения Северной столицы будущие художники, архитекторы, дизайнеры, искусствоведы, актеры, а образование осуществлялось по художественному и искусствоведческому профилю.

Образовательное пространство школы № 174 Центрального района Санкт-Пе­тербурга создавалось педагогическим коллективом школы в течение многих лет, начиная с 1993 г., и получило окончательное решение после капитального ремонта в 2011 г. Нововведения, появившиеся после обновления здания, позволяют сегодня осуществлять образовательный процесс в особых условиях, связанных с модернизацией обучения и воспитания, активным использованием современных, в том числе информационно-коммуникативных, технологий и аурой искусства и творчества.

- музыкальные зоны школы, оборудованные музыкальными инструментами, используемыми для приобщения учеников к мировому музыкальному наследию и для проведения праздничных мероприятий, посвященных важнейшим историческим и культурным датам.

Эксклюзивная среда и общая направленность обучения и воспитания в школе № 174 Центрального района Санкт-Петербурга позволяет осуществлять музейную педагогику. Согласно существующим исследованиям, музейная педагогика – это область научно-педагогической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды [3]. Музейная педагогика – это научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации (определение М. Ю. Юхневич) [4].

Музейная педагогика как средство обучения, воспитания и развития в школе № 174 Центрального района Санкт-Петербурга осуществляется благодаря:

В результате обучения, воспитания и развития ученика в рамках нестандартного эксклюзивного образовательного пространства, созданного с помощью искусства, ребёнок сможет видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей и произведений искусства, оценивать их с точки зрения развития культуры. Учащийся расширяет свой кругозор, приобщается к мировому культурному наследию, что позволяет ему сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым. Немаловажное значение здесь имеет и патриотическое воспитание, что соответствует необходимым личностным результатам освоения федерального государственного образовательного стандарта.

В процессе обучения ученики уже определяются с будущей профессией, которая часто связана с искусством или творчеством. Но образование в ауре искусства и творчества также не мешает отдельным обучающимся становиться прекрасными врачами, учителями, экономистами, инженерами, бухгалтерами и менеджерами.

Кроме того, у обучающихся, создающих творческие и поисково-исследователь­ские работы, участвующих в школьных проектах и различных конкурсах районного, городского, всероссийского и международного значения, повышается качество обучения по многим предметам в связи с формированием универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных, логических), формируется самосознание, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире, развиваются творческие и организаторские способности, предоставляется возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность, сделать первый шаг в дальнейшую взрослую самостоятельную жизнь.

1. Собкин В. С., Левин В. А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. – 1998. – Октябрь. – С. 24.

2. Улановская И. М. Что такое образовательная среда школы? // Начальная школа. – 2002. – Январь. – С. 3.

3. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. – СПб., 1999. – С. 7.

4. Некрасова-Каратаева О. Л. Детское творчество в музее. – М., 2005.– С. 204.

ВЕБИНАР: Профессиональное выгорание – не повод менять работу! Методы самодиагностики и супервизорской помощи for myself

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой


Кандидат психологических наук.

В 1978 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

С 1983 г. работает в Психологическом институте РАО.

Научные интересы:

  • исследования и проектные разработки образовательной среды на разных ступенях образования,
  • исследования в области психологии образования: психологические особенности построения и использования компьютерных обучающих программ
  • организация коллективно-распределенной учебной деятельности
  • подходы и методы оценки образовательной среды школы
  • подходы и методы диагностики метапредметных результатов начального образования

Основные публикации: имеет около 100 научных работ, в том числе

Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукоова. – М. : Дрофа, -– 2002. – 416 с.

Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1993. -№ 1. – С. 13-23.

Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования/ В.И. Слободчиков. – М. : Экопсицентр РОСС, 2000. – 230 с.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В.А. Ясвин. – М., 1997. – 176 с.

В современном обществе происходят значительные преобразования, ориентированные на глубокое переосмысление подходов к системе образования, подготовке квалифицированных специалистов. Образованность общества всегда была, есть и будет важнейшим фактором социального, экономического и технологического развития каждого государства. Проблемаповышениякачестваобразованности приобретает все более актуальное значение, в связи с современным состоянием процесса образования, увеличением объема информации, усовершенствованием образовательных технологий, развитием дистанционного обучения, гуманизацией обучения, что не может не сказаться и на образовательной среде, в условиях которой происходит развитие, воспитание и обучение школьников. Особенно актуальна проблема реорганизации форм и методов работы со старшеклассниками, поскольку именно старший школьный возраст характеризуется активным развитием познавательных и творческих способностей, становлением научного мировоззрения, личностным самоопределением ребенка. В настоящее время идет активная дискуссия, посвященная рассмотрению вопроса о сущности и содержании учебно-воспитательного процесса, об условиях исреде, в которой происходит процесс обучения и развития, то есть образовательной среде, особенно в общеобразовательной школе, где у каждого школьника формируются основные компетенции, необходимые для освоения будущей профессиональной деятельности.

Образовательная среда, как обосновал Л.С. Выготский, создает зону ближайшего развития школьника, условия длятого, чтобыеголичностьнепрерывно менялась, развивалась, полноценно интегрировалась в общество и была нацелена на совершенствование личности.

Предлагаются различные классификации образовательной среды. Образовательно-воспитывающую среду изучали Л. Буева, Ю. Мануилов, Л. Новикова, И. Якиманская, В. Ясвин и др.; образовательное пространство – В. Докучаева, Л. Новикова, С. Савченко, В. Селивановаидр.; творческуюобразовательнуюсреду– В. Ясвин. И. Фурман, Д. Эльконин, А. Валицкая и др. выделяют развивающую образовательную среду, которая отображает в содержании образовательных программ модель познания в процессе исторического развития [3, 4, 5, 6].

Образовательная среда, по мнению ученых-педагогов является одним из основных факторов развития человека, которое является сложной совокупностью внутренних изменений ее психологической деятельности (восприятия, памяти, мышления, воли) и форм ее самореализации (знаний, умений, навыков). Происходит развитие в разностороннем взаимодействии всех факторов, одним из которых является внешняя развивающая среда.

Развивающая образовательная среда, по нашему мнению, представляет собой совокупность условий, организуемых администрацией школы, педагогическим коллективом при непосредственном участии учащихся и их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности участников образовательного процесса.

Значение школьного курса химии обусловлено потенциалом этого предмета как фактора прогресса современного научного, промышленногоисельскохозяйственного производства. Важно своевременно формировать у учащихся устойчивый интерес и способности к химии. Поэтому в процессе преподавания химии важно акцентировать внимание не только на сознательном и прочном усвоении учащимися ведущих идей и основных понятийхимии, но иформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, умение самостоятельно добывать новые знания и проводить научные исследования, то есть в полной мере проявлять свою познавательную активность.

Изучение химии в общеобразовательных школах Украины начинается с седьмого класса и предусматривает формирование и развитие функциональных знаний, умений и навыков учащихся, т.е. тесно связанных с их практическим применением. Сейчас содержание программы по химии основывается на дидактическом принципе единства обучения, воспитания и развития. Ученики овладевают приемами мышления, деятельности, у них формируются навыки самостоятельно добывать информацию, планировать исследования, самосовершенствоваться.

При изучении химии школьники усваивают теоретический материал, химические понятия, теории, законы, правила, терминологию, номенклатуру веществ, их свойства и способы получения, изучают методы исследования, характерные для данной науки. В процессе усвоения формируются умения и навыки планировать и проводить эксперимент, решать творческие задачи, обобщать и систематизировать материал, делать выводы.

Основная задача учителя – не внесение в образовательную среду ученика все новых и новых компонентов, а организация свободного образовательного взаимодействия с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира. В результате взаимодействия с окружающей средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания [4].

М.В. Зуева утверждает, что процесс изучения химии носит развивающий характер, а развитие учащихся – процесс непрерывный и многосторонний [2]. Она выделяет три направления развития личности школьников при изучении химии.

Первое связано с обеспечением глубоких и прочных связей по химии. Оно достигается при освоении учащимися законов, теорий, понятий, фактов на основе раскрытия логики раскрытия научных знаний, демонстрации возникающих при этом противоречий и путей их решения, иллюстрацией изучаемых понятий и теоретических положений конкретными примерами.

Второе связано с целенаправленной работой на формирование и развитие у школьников различных приемов мышления, особенно, таких как абстрагирование, сравнение, обобщение.

Третье нацелено на развитие личности ученика путем усложнения организации их познавательной деятельности от репродуктивной до продуктивной, отчастично самостоятельной до продуктивной с элементами творчества.

Ведущую роль в создании эффективной развивающей образовательной среды при изучении химии имеет проблемно-поисковая деятельность учащихся. Эта деятельность по сравнению с другими имеет ряд преимуществ: усиливает познавательный интерес учащихся; способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность, развивает умение творчески мыслить, анализировать, сравнивать, строить причинно-следственные связи, делать выводы.

Выделяют разные способы создания проблемных ситуаций на уроках химии:

    учитель сообщает новую информацию, которая не соответствует изученным школьниками теориям, усвоенным законам и понятиям (растворы солей, продукта реакции нейтрализации, могут изменять окраску индикатора);

невозможно (на основе ряда активности металлов учащиеся могут сделать ошибочный прогноз о характере реакции щелочных металлов с растворами солей менее активных металлов);

      учащиеся под руководством учителя выявляют противоположные свойства у веществ или процессов, принадлежащих к одной группе или типу (кислотные и основные оксиды) и др.

    В организации самостоятельной работы школьников значительное внимание следует уделять решению заданий и задач по разным разделам химии. Это дает возможность обеспечить осознанное усвоение понятий, законов, теорий, развивать умения активно пользоваться приобретенными знаниями для объяснения новых явлений и фактов. Главным условием является систематичностьпроведения таких самостоятельных работ при изучении каждой темы, каждого вопроса, а также постепенное нарастание их сложности.

    Целесообразно предлагать учащимся задания на обобщение, классификацию, поискзакономерностей, комбинирование, построение причинно-следственных связей, решение экспериментальных задач и др.

    Во время изучения нового материала в старших классах профильной школы значительное внимание уделяют самостоятельному проведению школьниками химических опытов, которое помогает развитию у них активной познавательной деятельности, формированию практических умений и навыков. Эффективнее проводить химический эксперимент в процессе беседы, во время самостоятельной работе с учебником, на семинарских занятиях, когда необходимо доказать какое-нибудь суждение. В конце изучение темы целесообразно проводить занятия, во время которых ученики проводят демонстрационные опыты с целью закрепления знаний, умений и навыков, выполняют доступные исследования, проекты, решают экспериментальные задачи.

    Одним из эффективных методов формирования творческой познавательной активности школьников при изучении химии является исследовательский метод. Внесение элементов исследования в учебно-воспитательный процесс оказывает содействие формированию у школьников творческой активности, инициативности, любознательности и развивает мышление, потребность в самостоятельном поиске и открытиях. Исследовательский принцип обучения предусматривает такую организацию учебного процесса, когда ученики знакомятся с основными методами исследований, которые применяются в изучаемых науках, усваивают доступные элементарные методики и приобретают умения самостоятельно осваивать новые знания путем исследования процессов и явлений природы.

    Особую роль в организации развивающей образовательной среды при изучении химии играют разнообразные формы внеклассной работы, направленные на подготовку учеников-ученых. Среди них можно выделить такие: предметные кружки, школьные научные общества, индивидуальная исследовательская деятельность школьников, конкурсы, игры, олимпиады, индивидуальные проекты. Химические кружки работают по разнообразной тематике и могут быть направлены на изучения методик синтеза неорганических и органических веществ, конструирование приборов, проведение интересных химических опытов, изучение химических процессов на местных производствах, проведение занятий по агрохимии, геохимии, биогеохимии, электрохимии. К внешкольным формам организации научной деятельности школьников относится Малая академия наук, привлекающая школьников Украины к научному творчеству.

    Особенно результативной является такаяорганизациянаучно-исследовательской работы учеников по химии, когда школьники приобретают знания, умения и навыки самостоятельно. Опыт ученика является важным источником учебного познания. Педагог является организатором самостоятельного учебного познания школьников, когд авзаимоотношения ученик – учебный материал, ученик – ученик, ученик – учитель строятся как учебно-познавательные, в которых учитель является одним из источников информации. Итак, исследовательскаяориентация обучения предусматривает собственный опыт школьника, организованного педагогом. Основой такого усвоения есть целенаправленное формирование творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, поиска и определения личных смыслов и ценностного отношения. Опыт школьника является основой для наблюдений и рефлексии, которые составляют вторую фазу обучения. Наблюдения – основа для формирования абстрактных представлений и понятий (третья фаза активного экспериментирования), которые являются гипотезами и подлежат проверке, включая реальные условия (четвертая фаза). Каждая фаза цикла обучения требует определенных качеств, способностей и умений ученика. Первая фаза конкретного опыта требует способности к восприятию нового опыта. Вторая фаза рефлексивного наблюдения -способности к рефлексии над опытом, его интерпретации. Третья фаза абстрактной концептуализации -способности к целостному пониманию понятий и представлений, четвертая фаза активного экспериментирования-способности использовать свои теоретические представления для принятия решений, к решения проблем, которые, в свою очередь, ведут к приобретению нового опыта.

    Итак, организация развивающей образовательной среды при изучении химии характеризуется необходимостью реализации специфических профессиональных задач педагогической деятельности, а именно: проектирование образовательного процесса, направленного на индивидуализацию обучения; усиление самостоятельного творческого поиска учеников, развитие умений и навыков исследовательской деятельности, использование, как традиционных, так и инновационных видов, форм, методов и средств обучения, которые учитывают индивидуальные особенности школьников; формирование у учеников ключевых компетентностей; применение методов и технологий обучения, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, которые стимулируют самостоятельную работу учащихся, помогают самоорганизации школьников, становлению их ценностных ориентаций.

    Какие бы мы не взяли основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, или книги, статьи, выступления, комментирующие любые документы, исследования, мнения, представления о современной школе, ключевой в идеологии новой школы называют идею развития. Очевиден вывод о том, что альтернативы развитию нет.

    Все сходятся на трёх важных постулатах:

    – образование (школа) является важнейшим фактором развития личности;
    – образование (школа) должно превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
    – систему образования и школу необходимо постоянно развивать. ( Речь, разумеется, идёт об управляемых процессах).

    Школа не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Современная школа вынуждена меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. В первую очередь эти изменения касаются образовательной среды.

    Образовательная среда средней школы (ОССШк) – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. Это двуединый процесс, в котором невозможно разделить его составляющие (Рис. 1).

    1. Материально - техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;
    2. Организационную подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;
    3. Социально-психологическую подсистему. В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;
    4. Технологическую подсистему, состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;
    5. Управленческую подсистему. В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;
    6. Эстетическую подсистему. Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства.

    Школьное здание, учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационные образовательные технологии – все это материально-технический компонент. На его примере хорошо видна важность образовательной среды для формирования установки на учебную деятельность. В настоящее время подросток испытывает на себе воздействие целого ряда факторов. Компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет и компьютерные видеоигры успели повлиять на социализацию одного поколения. Подобная ситуация была описана социологом и этнографом М. Мид: “Сегодня во всех частях света, где все люди, объединены системой Интернет, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Этот разрыв между поколениями совершенно нов”. Преодолеть этот разрыв возможно, создавая в начальной школе технологическую среду, соответствующую требованиям XXI века.

    Важной является проблема учебников. Содержание текстов, изучающихся на уроках и дома в качестве домашнего задания, приобретает особое значение в связи с тем, что объем книг, прочитанных школьником вне программы, в настоящее время сокращается. В настоящее время в структуре свободного времени ученика нашей гимназии значительное место занимает просмотр телевизионных программ, превосходя (к 7 классу) даже время прогулок с друзьями. В этой ситуации содержание учебных текстов становится фактором формирования установки на учебную деятельность.

    Особое место занимает ситуация, при которой подросток бывает невосприимчив к вербальному воздействию, так как язык не является для ребенка родным. Такая проблема у нас тоже есть. Однако, при наличии устойчивой мотивации, данный фактор не действует длительное время, поскольку отроческий возраст отличает высокая восприимчивость к языку.

    Возникает резонный вопрос: “Как определить степень комфортности образовательной среды?” Естественно, существуют традиционные методы, например индивидуальная беседа с учащимся, и мы не собираемся от них отказываться. В гимназии давно и с успехом применяется такой метод как цветонастроение. Все хорошо знают, насколько он эффективен, особенно в начальной школе. У этого метода есть, наверное, только один недостаток: отсутствие дифференцированного подхода. Ученику плохо, ему “не по себе”… Но что, явилось причиной дискомфорта? Ответить на этот вопрос может индивидуальная беседа, на которую не всегда есть время. К тому же результат индивидуальной беседы не представишь наглядно, графически для выступления учителя на родительском собрании, административном совещании и т. д. Таким образом, при всей их эффективности традиционные методы не позволяют организовать полноценный мониторинг образовательной среды.

    Образовательная среда в целом и отдельные ее компоненты стали объектом диагностики с привлечением такого достаточно традиционного для школы метода как анкетный опрос. Его использование позволяет обратиться к главному субъекту школьной жизни – нашему ученику, оттолкнуться при принятии управленческих решений от искреннего (залогом этому является методика опроса), непредвзятого мнения об окружающей его школьной среде. Опрос дает возможность собрать большое количество информации (принимают участие все присутствующие ученики), обработать ее и сравнить результаты, полученные в разных классах и в разное время. Анкетный опрос позволяет дифференцировать ответы учащихся и выяснить их отношение к компонентам образовательной среды. Для проведения опроса в Гимназии была создана Анкета подростка “Я, мои друзья и школа” ( V – XI класс) (Рис. 2, Приложение 1). Данные мониторинга заносятся в Паспорт класса и позволяют классному руководителю использовать этот показатель для анализа. Ограничением для использования анкеты является только возраст. Младшие школьники, ученики пятого класса сталкиваются с трудностями в процессе дифференциации своего отношения. Поэтому в начальных классах применяют другие методики: Анкета школьника ( I – IV класс) (Рис. 3, Приложение 2). Паспорт класса, разработанный аналитико – диагностическим центром нашей Гимназии – важная составная часть технологии по изучению образовательной среды.

    Главным результатом работы администрации должно стать создание таких условий, которые помогают ребенку, ученику нашей гимназии, занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Правильно организованная окружающая среда способствует усилению желательного мотива учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для развития и закрепления устойчивой социальной установки.

    Таким образом, анализ результатов работы нашей Гимназии за последние несколько лет позволяет мне с большой степенью уверенности рекомендовать коллегам те методики изучения образовательной среды, которые позволяют добиваться успеха (Рис 4).

    Читайте также: