Учитель как организатор учебного процесса в школе
Обновлено: 04.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Роль педагога-организатора в учебно-воспитательном процессе
В соответствии с нормативными документами воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Ведущими функциями педагога-организатора являются:
содействие воспитанию, обучению, развитию общей культуры обучающихся;
руководство работой по воспитательно – досуговой деятельности, отдыху и развлечениям среди обучающихся;
содействие развитию и деятельности детских объединений;
разработка и реализация программ и проектов воспитания.
Все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях.
Координация деятельности детских и молодежных общественных объединений.
В настоящее время общепризнанной является педагогическая значимость детского и молодежного общественного движения, которое предстает сегодня как сложная социально-педагогическая реальность, проявляющаяся в добровольной деятельности учащихся в соответствии с их запросами, потребностями, нуждами и инициативами как своеобразный отклик на события окружающей их жизни.
Основными задачами детского и молодежного общественного движения являются:
— формирование у воспитанников активной гражданской позиции;
— создание необходимых механизмов для участия детей и учащихся молодежи в принятии решений, касающихся интересов детства;
— создание условий для приобретения воспитанниками опыта социально значимых отношений и т.д.
— развитие творческой личности.
В обосновании роли и места детского и молодежного движения в процессе воспитания подрастающего поколения важно учитывать тенденции во взаимоотношениях детских и молодежных объединений с учреждениями образования. На современном этапе государственные учреждения образования строят отношения с детскими и молодежными общественными объединениями как равные партнеры с учетом интересов детей, подростков и молодежи. В функции педагога-организатора, прежде всего, входит информирование детей и подростков об имеющихся в социальном окружении детских и молодежных формированиях, содержании их деятельности, целях, задачах этих организаций.
Задачи деятельности педагога-организатора - оказать помощь в самоорганизации социально активных детей и подростков, способствовать формированию творческой активности, реализации социально значимых проектов. От подготовленности взрослого к сотрудничеству, способности стать равноправным членом объединений в первую очередь зависит, сумеет ли педагог - организатор заразить детей и подростков личным примером социальной активности.
Педагог-организатор совместно с администрацией и педагогическим коллективом школы определяет модель взаимодействия с общественными структурами, созданными с участием детей. При этом педагогическая позиция педагога-организатора в детском объединении предполагает:
— добровольность его участия в деятельности объединения;
— педагогическое целеполагание при организации планирования работы объединения;
— согласованное с детьми выявление проблем, принятие решений и организация их выполнения;
— уважение прав детей-членов организации и административное невмешательство в деятельность организации, учет приоритета детской самодеятельности в управлении делами организации;
— эмоциональная и ресурсная поддержка деятельности организации.
Направления деятельности педагога-организатора по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями могут быть следующие:
1. Оказание необходимой помощи организациям, объединениям в подготовке и проведении выборов их органов самоуправления.
2. Ознакомление членов детских и молодежных общественных объединений и их органов самоуправления с планом (программой развития) учебно-воспитательной работы учреждения, педагога-организатора (на год, полугодие, четверть, каникулы) с целью определения участия их в осуществлении указанных планов, а также обсуждения поступивших предложений, при этом формы проведения такой работы могут быть разными — КТД, деловая игра, большой сбор актива, экспресс-интервью, групповые собеседования и т.д.
Организация свободного времени учащихся.
Важнейшим направлением деятельности педагога-организатора является организация свободного времени учащихся. В современных условиях любое учреждение образования уделяет огромное внимание тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Если школа не вмешивается и никаким образом не распространяет в данной сфере свое влияние на учеников, то все попытки успешно воспитывать подрастающее поколение не будут результативными. Поэтому одной из актуальных задач работы педагога-организатора является не только создание условий для полноценного досуга школьников, способствующего многогранному развитию ребенка в свободное от учебы время, но и обучение детей и родителей правильной организации свободного времени, воспитание у них культуры досуговой деятельности.
В наши дни школа призвана стать центром культуры и досуга микрорайона и, в первую очередь, это касается сельского социума. Сегодня необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь детей и молодежи в свободное от учебы время, уделять особое внимание содержательному наполнению шестого школьного дня, осуществлять педагогическими средствами систематическую профилактику негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, проектируя и реализуя соответствующие программы.
Учитель как организатор учебного процесса, требования к его деятельности. Направления организаторского компонента на уроке. Определение предмета и объекта педагогики, ее приоритетные научные задачи. Методы обучения и воспитания в педагогическом процессе.
Рубрика | Педагогика |
Вид | шпаргалка |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.12.2016 |
Размер файла | 14,9 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству
Главная цель деятельности учителя ИЗО правильно организовать учебный процесс, под своим руководством обеспечить художественное развитие и эстетическое воспитание учащихся средством знания. Руководящая роль учителя на уроке подразумевает:
1) Постановку целей и задач;
2)развитие у учащихся способностей художественного восприятия;
3) Направленность на поддержку ученика;
4)помощь в преодолении затруднений учащихся;
5) Исправление ошибок учащихся;
6) Изложение учебного материала.
К деятельности учителя как руководителя уч. процесса выставляются следующие требования:
1) четкое и ясное формулирование целей и задач обучения
2) установление исходного уровня развития учащихся
3) наличие обратное связи
4) внесение необходимых коррективов в процесс на основе анализа деятельности.
Особенности учителя как руководителя учебного процесса выражаются в стиле его руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения учителем функций).
Уроку ИЗО соответствует демократический стиль руководства, где учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Учитель проявляет определенную терпимость, вникает в личные дела и проблемы учащихся.
Важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятельность. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебный процесс. Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями.
Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы. Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение (умело подобрал учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Характерно отношение к учителю изобразительного искусства как к режиссеру своего занятия, где важным становится личностно ориентировочный подход к обучению, формирование эмоций. Ценностных отношений, свобода проектирования урока, принцип вариативности структуры урока.
Вывод: Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен совершенствовать свои умения организовывать и руководить учебным процессом.
учитель педагогика воспитание обучение
2. Педагогика как наука
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к детям из аристократических семей. Позже данный термин закрепился за всем связанным с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку. Окончательное выделение педагогики в самостоятельную науку завершилось с выходом трудов Я.А. Коменского.
Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, синтезирующей в себе данные многих естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития общественных отношений.
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.
Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Приоритетными научными задачами педагогики являются:
* нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания;
* изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;
* разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
* прогнозирование развития образовательных систем;
* внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;
* разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.
Как любая другая наука, педагогика характеризуется своим набором методов.
Методы педагогики делятся на: методы целостного педагогического процесса; методы обучения; методы воспитания; методы научно-педагогических исследований.
С помощью методов обучения и воспитания осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, решаются педагогические задачи, а также приобретаются сами знания.
Методы научно-педагогических исследований - это способы получения педагогами-исследователями знаний о своем предмете с целью установления закономерностей, зависимостей, свойств и построения научных теорий. Методы научно-педагогических исследований, в свою очередь, подразделяются на эмпирические и методы теоретического исследования.
Основными категориями педагогики являются:
Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.
Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы - для чего, кого, чему и как учить.
Воспитание - это процесс целенаправленного формирования личности, одна из центральных категорий в педагогике.
Образование - единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
Развитие - это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего - индивидуально-психологического и внешнего - общечеловеческого потенциалов возможностей. Можно выделить развитие физическое, психическое, социальное, духовное.
Самообразование - это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.
Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогическая деятельность - особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.
Педагогическая технология - это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач.
Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру.
Под прямым взаимодействием понимается непосредственное общение педагога с учеником. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Но в определенных случаях более эффективным является косвенное взаимодействие, т. е. направленное не на самого ученика, а на его привычное окружение, например одноклассников или друзей. Изменяя окружающие обстоятельства жизни ученика, педагог может изменить со временем и его самого.
Смыслом совместной деятельности в педагогическом процессе является сотрудничество его участников.
Наряду с внутренним делением и связями, педагогика имеет связи с другими науками.
Ближе всего к педагогике стоит психология, наука о сознании и поведении человека.
Подобные документы
Сущность обучения и воспитания как главного объекта изучения педагогики. Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики. Образование как реальный целостный педагогический процесс. Воспитание и обучение как способы педагогического процесса.
контрольная работа [26,0 K], добавлен 22.02.2012
Изучение объекта и предмета педагогики, анализ ее связи с другими науками. Основные знания педагогики, история их накопления и формирования. Ознакомление с задачами и функциями педагогики, выявление их значения в формировании современного общества.
курсовая работа [189,7 K], добавлен 01.11.2011
Изучение объекта, предмета, целей, задач и функций педагогики. Фундаментальные понятия педагогики: воспитание, обучение, образование. Прогнозирование образования - педагогическая футурология. Теория обучения и образования (дидактика). Теория воспитания.
презентация [237,6 K], добавлен 12.10.2015
Возникновение и развитие педагогики. Образование и обучение как часть процесса воспитания. Развитие педагогики в России. К.Д. Ушинский – учитель русских учителей. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов. Основа демократической педагогики.
контрольная работа [18,1 K], добавлен 19.10.2010
Основные подходы к определению понятия педагогики как научной дисциплины. Рассмотрение ее объекта, предмета, теоретических и технологических функций и категориального аппарата. Нахождение связей педагогики с антропологией, медициной и социологией.
Формирование мотивации учения - одна из главных проблем современной школы. Стремлюсь к тому, чтобы мои дети учились с интересрм и желанием. В данной статье описываю те педагогические средства, которые использую для формирования у учащихся мотивации к получению знаний.
Вложение | Размер |
---|---|
publikaciya_aprel_2013.docx | 24.74 КБ |
prezentaciya_uchitel_-_organizator.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
Учитель – организатор учебно-воспитательного процесса
Внедрение новых информационных технологий активизирует учебный процесс, помогает реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты, и теперь мы их активно применяем на своих уроках. Компьютерная техника с её мультимедийными возможностями позволяет использовать учебные тренажёры, увидеть мир глазами живописцев, услышать актёрское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Но при этом я не отказываюсь от тех приёмов, которые тоже продуктивны, позволяют мне формировать и развивать мотивацию. Так на уроках русского языка в 7 классе для прочного усвоения знаний оформляем с ребятами карточки с опорным материалом, затем применяем его по мере необходимости. А в 6 классе опорные конспекты составляем в виде таблиц, которые удобны при подготовке учащихся к зачётам и будущим экзаменам.
На мой взгляд, важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет необходимость включения каждого ученика в коллективную учебную деятельность. Поэтому часто организую работу в группах. Благодатный приём на уроках литературы – театрализация. Это использование средств театра в педагогическом процессе. На первое место я ставлю такой её элемент, как инсценирование. Здесь сочетаются театральное искусство с педагогическим процессом. Инсценирование доступно детям, интересно, не требует длительной подготовки. Следующий приём – ролевая игра, которая ценна не только своей мотивацией, но и творческим партнёрским состоянием личности. Ролевая игра является перспективной формой обучения, так как способствует созданию благоприятного психологического климата, активизирует деятельность учащихся. Пока ещё мы робко обращаемся к таким играм. Но надо отметить, дают они многое. И прежде всего, помогают глубже узнать автора, подойти к литературе как бы изнутри и, наконец, понять нам учащихся, а им, в свою очередь, понять нас. Серьёзная задача лежит на учителях – подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. По-моему, именно работа в группах по выполнению заданий даёт возможность каждому ученику поверить в свои силы. Прислушиваясь к мнению одноклассников, ребята стараются и свой ответ строить убедительно, доказательно, грамотно.
Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут проектировать, исследовать, открывать, т. е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. А это возможно в процессе учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, а также организация внеурочной и досуговой деятельности с обучающимися во многом зависит от профессионального мастерства педагогического коллектива, в том числе и от педагога-организатора..
Основное назначение должности педагог-организатор заключается в организации воспитательного процесса, внеурочной и досуговой работы с детьми. Педагог-организатор входит в состав педагогического совета, как член педагогического коллектива он находится в административном подчинении ЗДВР и директора. Согласно квалификационным требованиям педагог-организатор должен меть среднее специальное педагогическое образование (без предъявления требований к стажу работы) или высшее педагогическое образование (без предъявления требований к стажу работы).
В соответствии с нормативными документами воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Ведущими функциями педагога-организатора являются:
содействие воспитанию, обучению, развитию общей культуры обучающихся;
руководство работой по воспитательно – досуговой деятельности, отдыху и развлечениям среди обучающихся;
содействие развитию и деятельности детских объединений;
разработка и реализация программ и проектов воспитания.
Все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях.
Координация деятельности детских и молодежных общественных объединений.
В настоящее время общепризнанной является педагогическая значимость детского и молодежного общественного движения, которое предстает сегодня как сложная социально-педагогическая реальность, проявляющаяся в добровольной деятельности учащихся в соответствии с их запросами, потребностями, нуждами и инициативами как своеобразный отклик на события окружающей их жизни.
Основными задачами детского и молодежного общественного движения являются:
—формирование у воспитанников активной гражданской позиции;
— создание необходимых механизмов для участия детей и учащихся молодежи в принятии решений, касающихся интересов детства;
— создание условий для приобретения воспитанниками опыта социально значимых отношений и т.д.
— развитие творческой личности.
В обосновании роли и места детского и молодежного движения в процессе воспитания подрастающего поколения важно учитывать тенденции во взаимоотношениях детских и молодежных объединений с учреждениями образования. На современном этапе государственные учреждения образования строят отношения с детскими и молодежными общественными объединениями как равные партнеры с учетом интересов детей, подростков и молодежи. В функции педагога-организатора, прежде всего, входит информирование детей и подростков об имеющихся в социальном окружении детских и молодежных формированиях, содержании их деятельности, целях, задачах этих организаций.
Задачи деятельности педагога-организатора - оказать помощь в самоорганизации социально активных детей и подростков, способствовать формированию творческой активности, реализации социально значимых проектов. От подготовленности взрослого к сотрудничеству, способности стать равноправным членом объединений в первую очередь зависит, сумеет ли педагог - организатор заразить детей и подростков личным примером социальной активности.
Педагог-организатор совместно с администрацией и педагогическим коллективом школы определяет модель взаимодействия с общественными структурами, созданными с участием детей. При этом педагогическая позиция педагога-организатора в детском объединении предполагает:
— добровольность его участия в деятельности объединения;
— педагогическое целеполагание при организации планирования работы объединения;
— согласованное с детьми выявление проблем, принятие решений и организация их выполнения;
— уважение прав детей-членов организации и административное невмешательство в деятельность организации, учет приоритета детской самодеятельности в управлении делами организации;
— эмоциональная и ресурсная поддержка деятельности организации.
Направления деятельности педагога-организатора по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями могут быть следующие:
1. Оказание необходимой помощи организациям, объединениям в подготовке и проведении выборов их органов самоуправления.
2. Ознакомление членов детских и молодежных общественных объединений и их органов самоуправления с планом (программой развития) учебно-воспитательной работы учреждения, педагога-организатора (на год, полугодие, четверть, каникулы) с целью определения участия их в осуществлении указанных планов, а также обсуждения поступивших предложений, при этом формы проведения такой работы могут быть разными — КТД, деловая игра, большой сбор актива, экспресс-интервью, групповые собеседования и т.д.
Организация свободного времени учащихся.
Важнейшим направлением деятельности педагога-организатора является организация свободного времени учащихся. В современных условиях любое учреждение образования уделяет огромное внимание тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Если школа не вмешивается и никаким образом не распространяет в данной сфере свое влияние на учеников, то все попытки успешно воспитывать подрастающее поколение не будут результативными. Поэтому одной из актуальных задач работы педагога-организатора является не только создание условий для полноценного досуга школьников, способствующего многогранному развитию ребенка в свободное от учебы время, но и обучение детей и родителей правильной организации свободного времени, воспитание у них культуры досуговой деятельности.
В наши дни школа призвана стать центром культуры и досуга микрорайона и, в первую очередь, это касается сельского социума. Сегодня необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь детей и молодежи в свободное от учебы время, уделять особое внимание содержательному наполнению шестого школьного дня, осуществлять педагогическими средствами систематическую профилактику негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, проектируя и реализуя соответствующие программы.
Читайте также:
- В чем причина своеобразия рельефа западно сибирской равнины кратко
- В основу теоретической модели эрлангенской школы легло известное положение о том что
- Объясните чем был вызван конфликт между императором генрихом 4 и григорием 7 кратко
- Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях начальной школы
- Кто такой балетмейстер кратко