Учитель как организатор учебного процесса в школе

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Роль педагога-организатора в учебно-воспитательном процессе

В соответствии с нормативными документами воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Ведущими функциями педагога-организатора являются:

содействие воспитанию, обучению, развитию общей культуры обучающихся;

руководство работой по воспитательно – досуговой деятельности, отдыху и развлечениям среди обучающихся;

содействие развитию и деятельности детских объединений;

разработка и реализация программ и проектов воспитания.

Все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях.

Координация деятельности детских и молодежных общественных объединений.

В настоящее время общепризнанной является педагогическая значимость детского и молодежного общественного движения, которое предстает сегодня как сложная социально-педагогическая реальность, проявляющаяся в добровольной деятельности учащихся в соответствии с их запросами, потребностями, нуждами и инициативами как своеобразный отклик на события окружающей их жизни.

Основными задачами детского и молодежного общественного движения являются:

— формирование у воспитанников активной гражданской позиции;

— создание необходимых механизмов для участия детей и учащихся молодежи в принятии решений, касающихся интересов детства;

— создание условий для приобретения воспитанниками опыта социально значимых отношений и т.д.

— развитие творческой личности.

В обосновании роли и места детского и молодежного движения в процессе воспитания подрастающего поколения важно учитывать тенденции во взаимоотношениях детских и молодежных объединений с учреждениями образования. На современном этапе государственные учреждения образования строят отношения с детскими и молодежными общественными объединениями как равные партнеры с учетом интересов детей, подростков и молодежи. В функции педагога-организатора, прежде всего, входит информирование детей и подростков об имеющихся в социальном окружении детских и молодежных формированиях, содержании их деятельности, целях, задачах этих организаций.

Задачи деятельности педагога-организатора - оказать помощь в самоорганизации социально активных детей и подростков, способствовать формированию творческой активности, реализации социально значимых проектов. От подготовленности взрослого к сотрудничеству, способности стать равноправным членом объединений в первую очередь зависит, сумеет ли педагог - организатор заразить детей и подростков личным примером социальной активности.

Педагог-организатор совместно с администрацией и педагогическим коллективом школы определяет модель взаимодействия с общественными структурами, созданными с участием детей. При этом педагогическая позиция педагога-организатора в детском объединении предполагает:

— добровольность его участия в деятельности объединения;

— педагогическое целеполагание при организации планирования работы объединения;

— согласованное с детьми выявление проблем, принятие решений и организация их выполнения;

— уважение прав детей-членов организации и административное невмешательство в деятельность организации, учет приоритета детской самодеятельности в управлении делами организации;

— эмоциональная и ресурсная поддержка деятельности организации.

Направления деятельности педагога-организатора по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями могут быть следующие:

1. Оказание необходимой помощи организациям, объединениям в подготовке и проведении выборов их органов самоуправления.

2. Ознакомление членов детских и молодежных общественных объединений и их органов самоуправления с планом (программой развития) учебно-воспитательной работы учреждения, педагога-организатора (на год, полугодие, четверть, каникулы) с целью определения участия их в осуществлении указанных планов, а также обсуждения поступивших предложений, при этом формы проведения такой работы могут быть разными — КТД, деловая игра, большой сбор актива, экспресс-интервью, групповые собеседования и т.д.

Организация свободного времени учащихся.

Важнейшим направлением деятельности педагога-организатора является организация свободного времени учащихся. В современных условиях любое учреждение образования уделяет огромное внимание тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Если школа не вмешивается и никаким образом не распространяет в данной сфере свое влияние на учеников, то все попытки успешно воспитывать подрастающее поколение не будут результативными. Поэтому одной из актуальных задач работы педагога-организатора является не только создание условий для полноценного досуга школьников, способствующего многогранному развитию ребенка в свободное от учебы время, но и обучение детей и родителей правильной организации свободного времени, воспитание у них культуры досуговой деятельности.

В наши дни школа призвана стать центром культуры и досуга микрорайона и, в первую очередь, это касается сельского социума. Сегодня необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь детей и молодежи в свободное от учебы время, уделять особое внимание содержательному наполнению шестого школьного дня, осуществлять педагогическими средствами систематическую профилактику негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, проектируя и реализуя соответствующие программы.

Учитель как организатор учебного процесса, требования к его деятельности. Направления организаторского компонента на уроке. Определение предмета и объекта педагогики, ее приоритетные научные задачи. Методы обучения и воспитания в педагогическом процессе.

Рубрика Педагогика
Вид шпаргалка
Язык русский
Дата добавления 08.12.2016
Размер файла 14,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству

Главная цель деятельности учителя ИЗО правильно организовать учебный процесс, под своим руководством обеспечить художественное развитие и эстетическое воспитание учащихся средством знания. Руководящая роль учителя на уроке подразумевает:

1) Постановку целей и задач;

2)развитие у учащихся способностей художественного восприятия;

3) Направленность на поддержку ученика;

4)помощь в преодолении затруднений учащихся;

5) Исправление ошибок учащихся;

6) Изложение учебного материала.

К деятельности учителя как руководителя уч. процесса выставляются следующие требования:

1) четкое и ясное формулирование целей и задач обучения

2) установление исходного уровня развития учащихся

3) наличие обратное связи

4) внесение необходимых коррективов в процесс на основе анализа деятельности.

Особенности учителя как руководителя учебного процесса выражаются в стиле его руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения учителем функций).

Уроку ИЗО соответствует демократический стиль руководства, где учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Учитель проявляет определенную терпимость, вникает в личные дела и проблемы учащихся.

Важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятельность. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебный процесс. Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями.

Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы. Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение (умело подобрал учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Характерно отношение к учителю изобразительного искусства как к режиссеру своего занятия, где важным становится личностно ориентировочный подход к обучению, формирование эмоций. Ценностных отношений, свобода проектирования урока, принцип вариативности структуры урока.

Вывод: Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен совершенствовать свои умения организовывать и руководить учебным процессом.

учитель педагогика воспитание обучение

2. Педагогика как наука

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к детям из аристократических семей. Позже данный термин закрепился за всем связанным с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку. Окончательное выделение педагогики в самостоятельную науку завершилось с выходом трудов Я.А. Коменского.

Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, синтезирующей в себе данные многих естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития общественных отношений.

Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Приоритетными научными задачами педагогики являются:

* нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания;

* изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;

* разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

* прогнозирование развития образовательных систем;

* внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;

* разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

Как любая другая наука, педагогика характеризуется своим набором методов.

Методы педагогики делятся на: методы целостного педагогического процесса; методы обучения; методы воспитания; методы научно-педагогических исследований.

С помощью методов обучения и воспитания осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, решаются педагогические задачи, а также приобретаются сами знания.

Методы научно-педагогических исследований - это способы получения педагогами-исследователями знаний о своем предмете с целью установления закономерностей, зависимостей, свойств и построения научных теорий. Методы научно-педагогических исследований, в свою очередь, подразделяются на эмпирические и методы теоретического исследования.

Основными категориями педагогики являются:

Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.

Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы - для чего, кого, чему и как учить.

Воспитание - это процесс целенаправленного формирования личности, одна из центральных категорий в педагогике.

Образование - единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Развитие - это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего - индивидуально-психологического и внешнего - общечеловеческого потенциалов возможностей. Можно выделить развитие физическое, психическое, социальное, духовное.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая деятельность - особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

Педагогическая технология - это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач.

Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру.

Под прямым взаимодействием понимается непосредственное общение педагога с учеником. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Но в определенных случаях более эффективным является косвенное взаимодействие, т. е. направленное не на самого ученика, а на его привычное окружение, например одноклассников или друзей. Изменяя окружающие обстоятельства жизни ученика, педагог может изменить со временем и его самого.

Смыслом совместной деятельности в педагогическом процессе является сотрудничество его участников.

Наряду с внутренним делением и связями, педагогика имеет связи с другими науками.

Ближе всего к педагогике стоит психология, наука о сознании и поведении человека.

Подобные документы

Сущность обучения и воспитания как главного объекта изучения педагогики. Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики. Образование как реальный целостный педагогический процесс. Воспитание и обучение как способы педагогического процесса.

контрольная работа [26,0 K], добавлен 22.02.2012

Изучение объекта и предмета педагогики, анализ ее связи с другими науками. Основные знания педагогики, история их накопления и формирования. Ознакомление с задачами и функциями педагогики, выявление их значения в формировании современного общества.

курсовая работа [189,7 K], добавлен 01.11.2011

Изучение объекта, предмета, целей, задач и функций педагогики. Фундаментальные понятия педагогики: воспитание, обучение, образование. Прогнозирование образования - педагогическая футурология. Теория обучения и образования (дидактика). Теория воспитания.

презентация [237,6 K], добавлен 12.10.2015

Возникновение и развитие педагогики. Образование и обучение как часть процесса воспитания. Развитие педагогики в России. К.Д. Ушинский – учитель русских учителей. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов. Основа демократической педагогики.

контрольная работа [18,1 K], добавлен 19.10.2010

Основные подходы к определению понятия педагогики как научной дисциплины. Рассмотрение ее объекта, предмета, теоретических и технологических функций и категориального аппарата. Нахождение связей педагогики с антропологией, медициной и социологией.

Формирование мотивации учения - одна из главных проблем современной школы. Стремлюсь к тому, чтобы мои дети учились с интересрм и желанием. В данной статье описываю те педагогические средства, которые использую для формирования у учащихся мотивации к получению знаний.

ВложениеРазмер
publikaciya_aprel_2013.docx 24.74 КБ
prezentaciya_uchitel_-_organizator.pptx 2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Учитель – организатор учебно-воспитательного процесса

Внедрение новых информационных технологий активизирует учебный процесс, помогает реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты, и теперь мы их активно применяем на своих уроках. Компьютерная техника с её мультимедийными возможностями позволяет использовать учебные тренажёры, увидеть мир глазами живописцев, услышать актёрское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Но при этом я не отказываюсь от тех приёмов, которые тоже продуктивны, позволяют мне формировать и развивать мотивацию. Так на уроках русского языка в 7 классе для прочного усвоения знаний оформляем с ребятами карточки с опорным материалом, затем применяем его по мере необходимости. А в 6 классе опорные конспекты составляем в виде таблиц, которые удобны при подготовке учащихся к зачётам и будущим экзаменам.

На мой взгляд, важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет необходимость включения каждого ученика в коллективную учебную деятельность. Поэтому часто организую работу в группах. Благодатный приём на уроках литературы – театрализация. Это использование средств театра в педагогическом процессе. На первое место я ставлю такой её элемент, как инсценирование. Здесь сочетаются театральное искусство с педагогическим процессом. Инсценирование доступно детям, интересно, не требует длительной подготовки. Следующий приём – ролевая игра, которая ценна не только своей мотивацией, но и творческим партнёрским состоянием личности. Ролевая игра является перспективной формой обучения, так как способствует созданию благоприятного психологического климата, активизирует деятельность учащихся. Пока ещё мы робко обращаемся к таким играм. Но надо отметить, дают они многое. И прежде всего, помогают глубже узнать автора, подойти к литературе как бы изнутри и, наконец, понять нам учащихся, а им, в свою очередь, понять нас. Серьёзная задача лежит на учителях – подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. По-моему, именно работа в группах по выполнению заданий даёт возможность каждому ученику поверить в свои силы. Прислушиваясь к мнению одноклассников, ребята стараются и свой ответ строить убедительно, доказательно, грамотно.

Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут проектировать, исследовать, открывать, т. е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. А это возможно в процессе учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, а также организация внеурочной и досуговой деятельности с обучающимися во многом зависит от профессионального мастерства педагогического коллектива, в том числе и от педагога-организатора..

Основное назначение должности педагог-организатор заключается в организации воспитательного процесса, внеурочной и досуговой работы с детьми. Педагог-организатор входит в состав педагогического совета, как член педагогического коллектива он находится в административном подчинении ЗДВР и директора. Согласно квалификационным требованиям педагог-организатор должен меть среднее специальное педагогическое образование (без предъявления требований к стажу работы) или высшее педагогическое образование (без предъявления требований к стажу работы).

В соответствии с нормативными документами воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыраже­ния воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Ведущими функциями педагога-организатора яв­ляются:

содействие воспитанию, обучению, развитию общей культуры обучающихся;

руководство работой по воспитательно – досуговой деятельности, отдыху и развлечениям среди обучающихся;

содействие развитию и деятельности детских объединений;

разработка и реализация программ и проектов воспитания.

Все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях.

Координация деятельности детских и молодежных общественных объединений.

В настоящее время общепризнанной является педагогическая значимость детского и молодежного общественного движения, которое предстает сегодня как сложная социально-педагогическая реальность, проявляющаяся в добровольной деятельности учащихся в соответствии с их запросами, потребностями, нуждами и инициативами как своеобразный отклик на события окружающей их жизни.

Основными задачами детского и молодежного общественного движения являются:

—формирование у воспитанников активной гражданской позиции;

— создание необходимых механизмов для участия детей и учащихся молодежи в принятии решений, касающихся интересов детства;

— создание условий для приобретения воспитанниками опыта социально значимых отношений и т.д.

— развитие творческой личности.

В обосновании роли и места детского и молодежного движения в процессе воспитания подрастающего поколения важно учитывать тенденции во взаимоотношениях детских и молодежных объединений с учреждениями образования. На современном этапе государственные учреждения образования строят отношения с детскими и молодежными общественными объединениями как равные партнеры с учетом интересов детей, подростков и молодежи. В функции педагога-организатора, прежде всего, входит информирование детей и подростков об имеющихся в социальном окружении детских и молодежных формированиях, содержании их деятельности, целях, задачах этих организаций.

Задачи деятельности педагога-организатора - оказать помощь в самоорганизации социально активных детей и подростков, способствовать формированию творческой активности, реализации социально значимых проектов. От подготовленности взрослого к сотрудничеству, способности стать равноправным членом объединений в первую очередь зависит, сумеет ли педагог - организатор заразить детей и подростков личным примером социальной активности.

Педагог-организатор совместно с администрацией и педагогическим коллективом школы определяет модель взаимодействия с общественными структурами, созданными с участием детей. При этом педагогическая позиция педагога-организатора в детском объединении предполагает:

— добровольность его участия в деятельности объединения;

— педагогическое целеполагание при организации планирования работы объединения;

— согласованное с детьми выявление проблем, принятие решений и организация их выполнения;

— уважение прав детей-членов организации и административное невмешательство в деятельность организации, учет приоритета детской самодеятельности в управлении делами организации;

— эмоциональная и ресурсная поддержка деятельности организации.

Направления деятельности педагога-организатора по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями могут быть следующие:

1. Оказание необходимой помощи организациям, объединениям в подготовке и про­ведении выборов их органов самоуп­равления.

2. Ознакомление членов детских и молодежных общественных объединений и их органов самоуправ­ления с планом (программой развития) учебно-воспитательной работы учреждения, педагога-организатора (на год, полуго­дие, четверть, каникулы) с целью оп­ределения участия их в осуществлении указанных планов, а также обсуждения поступивших предложений, при этом формы проведения такой работы могут быть раз­ными — КТД, деловая игра, большой сбор ак­тива, экспресс-интервью, групповые со­беседования и т.д.

Организация свободного времени учащихся.

Важнейшим направлением деятельности педагога-организатора является организация свободного времени учащихся. В современных условиях любое учреждение образования уделяет огромное внимание тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Если школа не вмешивается и никаким образом не распространяет в данной сфере свое влияние на учеников, то все попытки успешно воспитывать подрастающее поколение не будут результативными. Поэтому одной из актуальных задач работы педагога-организатора является не только создание условий для полноценного досуга школьников, способствующего многогранному развитию ребенка в свободное от учебы время, но и обучение детей и родителей правильной организации свободного времени, воспитание у них культуры досуговой деятельности.

В наши дни школа призвана стать центром культуры и досуга микрорайона и, в первую очередь, это касается сельского социума. Сегодня необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь детей и молодежи в свободное от учебы время, уделять особое внимание содержательному наполнению шестого школьного дня, осуществлять педагогическими средствами систематическую профилактику негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, проектируя и реализуя соответствующие программы.

Читайте также: