Учебный план внеурочная деятельность это для детей с аутистического расстройства учебный план урока

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на 2016-2017 учебный год

МБОУ Гимназия им. А.Платонова

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Принят на заседании педагогического совета

Пояснительная записка к учебному плану ресурсного класса (обучающиеся с расстройством аутистического спектра)

(варианты АООП НОО 8.1, 8.2, 8.3)

Настоящая пояснительная записка включает:

- Основные положения пояснительной записки к АООП НОО обучающихся с расстройством аутистического спектра;

- разъяснения к обязательной части;

- разъяснения к использованию части, формируемой участниками образовательных отношений.

Учебный план МБОУ Гимназия им. А. Платонова разработан на основании следующих документов:

- Межведомственного комплексного плана на 2014-2017 годы по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Воронежской области;

Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение.

Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Учебный план рассчитан на 6 лет: подготовительные (1-е классы) ― 4 класс (вариант 8.3); на 4 года: 1-4 класс (вариант 8.1); на 5 лет: подготовительный (1-е классы) ― 4 класс (вариант 8.2).

В учебном плане представлены шесть предметных областей, коррекционно-развивающая область и внеурочная деятельность. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с РАС:

формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

В обязательную часть учебного плана в младших классах (дополнительные (1-е классы) ― 4 класс) входят следующие предметы (вариант 8.3): Русский язык, Чтение, Речевая практика, Математика, Мир природы и человека, Рисование, Музыка, Ручной труд, Физическая культура.

В обязательную часть учебного плана (варианты 8.1, 8.2) входят предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык (со 2 класса), Математика, Окружающий мир, Искусство (музыка), Искусство (ИЗО), Технология (Труд), Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики (4 класс).

Содержание обучения в дополнительных первых классах имеет пропедевтическую направленность, позволяющую:

1. сформировать у обучающихся социально-личностную, коммуникативную, интеллектуальную и физическую готовность к освоению АООП;

2. сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;

3. обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).

Уроки музыки, ручного труда и рисования, с одной стороны, обладают высоким коррекционно-развивающим потенциалом, с другой ― оказывают значительное влияние на формирование мотивационной сферы обучающихся, положительное отношение не только к отдельным видам деятельности, но и ко всей учебной деятельности в целом.

Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений , обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих особые образовательные потребности и различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

В дополнительных и 1 классе в соответствии с санитарно­гигиеническими требованиями эта часть отсутствует.

Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю (вариант 8.3), 6 часов в неделю (вариант 8.1, 8.2).

Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится 15-20 мин., на групповые занятия – 35-40 минут.

В ходе психокорреционных занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся. Основные направления работы связаны с развитием эмоционально-личностной и познавательной сферы учащихся и направлены на:

гармонизацию пихоэмоционального состояния;

повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности;

развитие коммуникативной сферы;

формирование навыков самоконтроля;

развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе),

повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).

формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности.

На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с РАС.

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется исходя из психофизических особенностей, обучающихся с РАС на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации ребенка. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Коррекционно-развивающая область содержит следующие занятия: варианты 8.1, 8.2, 8.3: учимся играть (игровые навыки и навыки проведения досуга) – 1 часа, визуально-моторная координация – 2 часа, уроки самообслуживания – 1 час, ритмика – 1 час, социальное взаимодействие – 1 часа.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет образовательная организация.

Для развития потенциала тех обучающихся с РАС, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, разрабатываются с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы , в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП.

Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в подготовительном и 1-м классе — 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в подготовительном и 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы АООП НОО (вариант 8.1 и 8.2) соответствуют ФГОС НОО:

Учебный план определяет:

структуру обязательных предметных областей Русский язык и литературное чтение, Иностранный язык, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Основы религиозных культур и светской этики, Искусство, Технология, Физическая культура ;

перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам) обучения;

учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения;

общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.

Таблица 1. Структура обязательных предметных областей

Предметные области

1.Обязательная часть

Русский язык и литературное чтение

Иностранный язык

Математика и информатика

Обществознание и

естествознание

(Окружающий мир)

Основы религиозных культур и светской этики

культур и светской этики

2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Русский язык и литературное чтение

- обучение грамоте (чтение)

- обучение грамоте (письмо)

При определении структуры учебного плана учитывается, что особую роль в образовании младших школьников играют интегративные курсы: обучение грамоте (чтение и письмо) и курсы, обеспечивающие успешную социализацию обучающихся и этнокультурные.

Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов и на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, проводится в пределах максимально допустимой нагрузки в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями).

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя также внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность, осуществляется во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Учебный план начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (8.1 )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа будет интересна и полезна для педагогов, работающих с детьми с РАС.

ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Родитель: Председатель МС:

__________ Ротмистровская Л.И.

Дата: 16.11.2016 год Дата: 16.11. 2016 год

Директор ________ Сеин П.В.

Дата: 16.11.2016 год

Специальная индивидуальная

общеобразовательная программа

на 2016 – 2017 учебный год

обучающейся 1 Б класса

Малаховой Татьяны

Ответственный за реализацию программы

учитель: Р. Е. Коробецкая

КУРСК- 2016 г.

Сведения об обучающейся

Ф.И.О.:Малахова Татьяна Витальевна

Дата рождения: 25.01.2008 г.

Домашний адрес: г.Курск, пр-т В.Клыкова, д.56, кв.127

Сведения о родителях:

Мать: Востренкова Оксана Анатольевна ,образование среднее специальное. Не работает. Разведена.

Отец: Малахов Виталий Викторович , с семьей не проживает.

Бытовые условия: семья проживает в съемной однокомнатной квартире, 37,5 кв.м. В квартире хороший ремонт, дома поддерживается чистота и порядок. У Тани нет своей комнаты, но есть отдельное спальное место, место для занятий и игр. В комнате находятся диван, шкаф, письменный стол, компьютер, а также любимые игрушки девочки. Семейный микроклимат благоприятный. Девочка находится под круглосуточным присмотром матери.

Резидуально-органическое поражение ЦНС : смешанное специфическое поражение ЦНС с аутистикоподобными нарушениями. Дизартрия .Период доречевого развития .Нарушение осанки. Синдром дисплазии соединительной ткани. Генодерматоз. Атопический дерматит.

Характеристика Малаховой Татьяны.

У девочки аутоподобное поведение. Собственную подражательную и речевую активность не проявляет. В активной речи малопонятные звукокомплексы , внеситуативные вокализации. Присутствует манипулятивная деятельность с предметами. Запас знаний соответствует крайне низкому уровню. Проявляет аутоагрессивные реакции в виде кусания себя за кисть руки. Мотивация к учебной деятельности сформирована частично. Обучающую помощь принимает медленно, с трудом, с опорой на наглядность, не всегда продуктивно. Избирательна в деятельности.

Ученица способна выполнить классификацию по цвету карточек и предметов, соотнести их по размеру. Методом подбора собирает пазлы. Знает основные цвета (красный, жёлтый, синий), с направляющей помощью учителя показывает буквы а, о, у ,м ,с ,х ; цифры 1,2,3,4,5. Под чётким контролем и помощи учителя показывает геометрические фигуры( круг, треугольник, квадрат).Обводит геометрические фигуры по трафарету. Самостоятельно может выполнить задания пластилином, карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание). Умеет наклеивать готовые детали аппликации, намазывая их клеем с помощью кисточки. Отмечается заметный рост в качестве выполнения заданий. При этом испытывает трудности в овладении графическим навыком письма. Тане трудно регулировать мышечные усилия, отсюда в работах наблюдаются обрывы, дополнительные линии, однако при направляющей помощи девочка старается избегать ошибок. Любит рисовать, больше смешивать на палитре краски. Не любит слушать рассказ учителя, старается быстрее закрыть книгу.

Внимание достаточно устойчивое: Таня способна выполнить серии однообразных заданий без явной истощаемости. Сформировано понимание обращённой речи при выполнении инструкций. Однако потребность в установлении и поддержании социальных контактов отсутствует: в контакт со сверстниками не вступает , в ролевые игры не играет.

Эмоционально-волевая сфера: девочка эмоциональна, поведение не всегда организованное, наблюдаются перепады настроения. Нет адекватной эмоциональной реакции на удачу , на невыполнение заданий. Имеют место отказные реакции на выполнение заданий. Мотивация к какому-либо виду деятельности отсутствует. Таня в контакт с педагогом вступает формально, установление адекватных ролевых отношений на занятиях происходит с большим трудом.

В отношениях с мамой девочка добрая, ласковая. Мама ответственно относится к родительским обязанностям , заинтересована в успешном развитии дочери.

Заключение ПМПК : является ребенком с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в создании специальных условий для получения образования , коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Обучение по специальной индивидуальной программе развития для детей с ОВЗ , имеющих нарушения аутистического спектра, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Читайте также: