Учебный план урока по черчению

Обновлено: 05.07.2024

Учитель: Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета. В школьном курсе черчения вы будете изучать теоретические основы построения различных графических изображений, правила их оформления, овладеете приемами работы чертежными и измерительными инструментами, научитесь выполнять изображения от руки, познакомитесь с различными условными изображениями и обозначениями. Все это поможет научиться понимать, или, как говорят, читать, чертежи. (слайд №2) Чтение и выполнение чертежей способствуют развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в практической деятельности человека, приучают к аккуратности и точности в работе. Курс черчения знакомит с некоторыми вопросами производственно-технического характера, применением чертежей в различных отраслях хозяйства, учит самостоятельно пользоваться справочными пособиями.
В школе вы уже ознакомились со многими графическими изображениями. Например, на уроках изобразительного искусства вы выполняли с натуры рисунки предметов. На уроках математики вы встречались с диаграммами и графиками. Планами и географическими картами вы пользовались на уроках природоведения, географии, истории. На уроках физики, а также на занятиях по техническому и обслуживающему труду применяли схемы. Они при помощи условных обозначений передают принцип работы изделий. Рисунок, диаграмма, карта, схема — все это примеры графических изображений (слайд №3).
Основным конструкторским документом, по которому изготовляется, контролируется, устанавливается и ремонтируется изделие, является чертеж — графическое изображение изделия или его части. Каждое изделие должно быть предварительно спроектировано конструктором. В процессе проектирования изделия выполняют рисунки, эскизы, схемы, чертежи (слайд №4).

Выходит группа учащихся, наряженных в костюмы (слайд №7).

- Мы расскажем вам о том, что необходимо для работы на уроках черчения (наиболее полная историческая информация о материалах и инструментах в Приложении №2).

Он кружит на одной ноге,
Другая пишет по дуге,
Вертясь то в профиль, то анфас,
Все закругляет он для вас.
Проделав полный оборот,
Закончит там же, где начнет:
К исходной точке подойдет
И линию свою замкнет.

Учитель: Кроме этих материалов и инструментов на уроках черчения вам будут необходимы линейка и треугольники (слайд №14).
Сегодня на практической работе вы будете учиться проводить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии и окружности при помощи линейки, угольников и циркуля (слайд №15).
Прежде чем приступить к выполнению практической работы вы должны узнать следующее, от правильной подготовки рабочего места во многом зависит качество чертежа. Свет на чертеж должен падать слева сверху. В этом случае тени от инструментов и рук не будут мешать работе. Выполняя чертеж, следует сидеть прямо, не горбясь. Расстояние от глаз до чертежа должно быть примерно 300 мм. На столе оставляют только те инструменты, которые нужны для работы в данное время. При этом готовальня, угольники, карандаши и резинка должны лежать справа, а книга — слева. Не нужно сильно наклоняться над чертежом.

Учитель: Пользуясь чертежными инструментами, проведите в рабочей тетради вертикальные, горизонтальные, наклонные линии и окружности. Старайтесь проводить все линии одинаковой толщины, красиво расположите группы линий на листе тетради (слайд №16).

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ), продолжительность 40 мин.

  1. Сформировать знания о видах размеров, о правилах , приёмах и методах нанесения размеров;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;
  3. Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её, работать в паре, группе.

Материал к занятию:

Раздаточный материал: карточки на повторение, карточки - задания на первичное закрепление.

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)

- Ребята, добрый день, начинаем урок черчения. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с правилами оформления конструкторских документов-чертежей Я надеюсь, что наш урок пройдёт с пользой и интересно. Как вы думаете, зачем нам знания по оформлению чертежа? (…)

- А как вы будете учиться? Что каждому из вас предстоит сделать на уроке, чтобы узнать что-то новое? Правильно, мы сначала повторим то, что нам нужно для урока, потом получим задание, в котором будет что-то новое и неизвестное. Нам необходимо понять, что мы не знаем, и самим получить эти знания.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (7 мин)

- Перед тем, как получить новое задание, напомните, какие темы мы изучали ранее (…).(К этому уроку восьмиклассники уже знакомы с понятием стандартов ЕСКД, назначении и использовании линий чертежа, понятием масштаба, чертёжным шрифтом).

Ученики выполняют задание, затем проверяют его по образцу, меняясь вариантами , и оценивают, используя критерии оценки .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План урока на 03.09.16

Цели урока: познакомиться с последовательностью чтения чертежей деталей.

- Развивающие: способствовать развитию логической и зрительной памяти учащихся, предлагая им запомнить разновидности графических изображений через их просмотр наяву, на рисунках учебника и слуховое восприятие определений, представленных учителем в устной форме.

- Воспитательные: содействовать воспитанию терпения, аккуратности, внимания, усидчивости, трудолюбия, необходимых для качественного выполнения чертежей. Способствовать воспитанию уважительного отношения к людям труда, в том числе к специалистам, работающим в области чертёжной графики.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы:

-для учителя: учебник, чертежные инструменты, мел.

-для учащихся: учебник, ученическая тетрадь в клетку, циркуль, линейка, угольник, карандаш, ластик, точилка.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

1. Организационная часть (3 минуты):

-проверка готовности к уроку

-настройка учащихся на работу

И так, сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета. В школьном курсе черчения вы будете изучать теоретические основы построения различных графических изображений, правила их оформления, овладеете приемами работы чертежными и измерительными инструментами, научитесь выполнять изображения от руки, познакомитесь с различными условными изображениями и обозначениями. Все это поможет научиться понимать, или, как говорят, читать, чертежи.

Чтение и выполнение чертежей способствуют развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в практической деятельности человека, приучают к аккуратности и точности в работе. Курс черчения знакомит с некоторыми вопросами производственно-технического характера, применением чертежей в различных отраслях хозяйства, учит самостоятельно пользоваться справочными пособиями.

Чертёж является одним из средств изучения предметов окружающего мира. Он прошёл долгий путь развития. Минули столетия прежде, чем графические изображения обрели современный вид.

Появление чертежей было связано с практической деятельностью человека -строительством укреплений, городских построек и прочего. Первое упоминание о чертежах в России относится к 16 веку. Значительного расцвета достигла русская графика во времена Петра I. До нас дошли многие кораблестроительные чертежи того времени, некоторые из них выполнены Петром I. (17-18 века). Практически всё, что создаёт человек требует предварительного построения чертежа. Поэтому с тех пор как научились возводить сначала простейшие, а потом более сложные сооружения, мастера стали использовать при строительстве рисунки, а затем и чертежи.

3. Изложение нового материала (6 минут):

«Основным конструкторским документом, по которому изготовляется, контролируется, устанавливается и ремонтируется изделие, является чертеж — графическое изображение изделия или его части. Каждое изделие должно быть предварительно спроектировано конструктором. В процессе проектирования изделия выполняют рисунки, эскизы, схемы, чертежи.

Графическое изображение - совокупность таких изображений, как чертеж детали, сборочный чертеж изделия, эскиз, кинематическая, электрическая и другие схемы, развертка, аксонометрический чертеж, технический рисунок.

Графические изображения (нарисовать схему с детьми и далее рассмотреть виды граф. изображений в учебнике):

- чертёж детали (в учебнике рис. 4 на стр. 6)

- сборочный чертёж (рис.5 стр.7)

- эскиз детали (рис.6 стр.8)

- схема (рис.7 стр.8)

- развёртка и рисунок детали (рис.8 стр.8)

- Аксонометрический чертёж (рис.9 стр.9)

- Технический рисунок детали (рис.10 стр.9)

Далее запишем определения данных графических изображений.

1) Чертеж детали - графический документ, содержащий изображения детали, размеры, поясняющие тексты, необходимые для её изготовления и контроля.

2) Сборочный чертеж - графический документ, содержащий изображения изделия и другие данные, необходимые для его сборки (изготовления) и контроля.

3) Эскиз - чертеж, выполненный от руки с соблюдением пропорций между частями изображаемого предмета на глаз.

4) Схема - графическое изображение, на котором с помощью упрощенных символов и графических знаков показаны составные части изделия и связи между ними.

5) Развертка - плоская фигура, полученная совмещением плоских поверхностей предмета с плоскостью.

6) Аксонометрический чертеж или наглядное изображение – это объемное изображение предмета, выполненное по правилам построения аксонометрических проекций с использованием координатных осей x, y, z. На аксонометрическом чертеже предмет изображается видимым с трех сторон одновременно.

7) Технический рисунок - наглядное (объемное) изображение предмета, выполненное от руки, по правилам аксонометрии с соблюдением пропорций на глаз.

4. Обобщение и закрепление знаний - 5 мин.

2) В какое время достигла русская графика значительного расцвета и в связи с чем?

ТЕМА: Введение. История развития черчения. Значение черчения в практической деятельности человека. Инструменты и принадлежности. Правила оформления чертежей.

ТИП урока : Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

ФОРМА урока : Урок с использованием презентации, беседа.

СОДЕРЖАНИЕ: Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.

Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей.

Специальные умения и способы деятельности: Знать краткую история графического общения человека, значения графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.

Общеучебные умения и способы деятельности: Уметь логически рассуждать, обосновывать, аргументировать полученные знания.

ВИД контрольно-оценочной деятельности: текущий.

ФОРМА контрольно-оценочной деятельности: УО.

Цель урока : Содействовать в осознании учащимися значения и места курса черчения в жизни и профессиональной деятельности человека, заинтересовать учащихся предметом.

План урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Организация рабочего места.

3. Актуализация опорных знаний.

5. Формирование новых знаний.

5.1. Виды графических и наглядных изображений.

5.2. Правила оформления чертежей.

6. Первичное усвоение и применение новых знаний.

7. Контроль усвоения. Первичная проверка полученных знаний. Рефлексия.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя о курсе черчения.

Черчение - учебная дисциплина, обеспечивающая изучение различной графической информации об объектах и явлениях предметного мира (запись в тетради)

Черчение в IX классе — обобщающая дисциплина, систематизирующая полученную ранее информацию о графических изображениях. Вместе с тем его изучение позволяет сформировать целостную систему знаний о правилах выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков, овладеть способами чтения графической информации, встречающейся во многих сферах деятельности человека.

Знания и умения, полученные на уроках черчения, необходимы также при изучении геометрии, географии и других школьных дисциплин.

Количество часов. Количество графических (работа на форматах, практических работ (работа в тетрадях, тестирований (по разделам и итоговая промежуточная аттестация, контрольные работы ( 2 части: теоретическая и практическая). Оценивание работ: критерии видов работ. Оценивание по полугодиям (с учетом четвертных). Электронный журнал. Итоговые оценки в аттестат (протоколы).

2. Организация рабочего места.

Принадлежности: тетрадь в клетку (подписать карандашом, использование условных обозначений, альбом или папка для черчения, учебник. Инструменты (циркуль, карандаши разной твердости и мягкости – курс изобразительного искусства, линейка, транспортир, 2 треугольника).

Все перечисленные инструменты и принадлежности необходимы для выполнения и передачи графической информации.

3. Актуализация опорных знаний.

Виды информации. Дома, в школе, на улице человека окружают различные предметы, которые можно описать словами, сфотографировать, нарисовать.

Сведения об окружающих нас предметах и явлениях, их свойствах, состоянии называют информацией.

Информация, воспринимаемая зрением - тексты, фотографии, рисунки, знаки - называется визуальной, т. е. зрительной. Информация, воспринимаемая слухом, - речь, музыка, различные сигналы - называется звуковой. Существуют и другие виды информации, которые человек получает благодаря чувствам восприятия (обоняние, осязание, тактильное).

Визуальную информацию, представленную в форме графиков, чертежей, рисунков, схем и т. п., называют графическими изображениями.

Изображения сопровождали человека на всех этапах его исторического развития.

Попытки людей изобразить окружающие предметы предшествовали письменности. Еще не зная бумаги и карандашей, человек с помощью угля, мела или какого-либо красящего вещества изображал на стенах своих жилищ предметы из окружающей его природы. Чаще всего это были рисунки животных и птиц, охота. Для указаний мест охоты, путей кочевок издавна служили рисунки-планы, которые с течением времени становились подробнее, выразительнее и точнее передавали характер местности. До наших дней сохранилось одно из древнейших изображений охотничьего угодья Северного Кавказа, выгравированное на серебре. На рисунке изображено озеро и впадающие в него реки. Здесь же изображены звери, обитающие на склонах гор и в долинах. Рисунки-планы являются прообразами наших географических карт.

История чертежей и других графических изображений уходит в глубокую древность. Первые сведения о чертежах, напоминающих современные, относятся к XV в. Так, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) — великий итальянский ученый и художник — в технических рисунках и эскизах раскрывал свои идеи в области техники и строительства. Однако дошедшие до нас выдающиеся памятники материальной культуры

свидетельствуют о более раннем применении чертежей как строительных документов. Такие сооружения, как древнеегипетский храм Луксор (XV-XIII вв. до н. э., древнегреческий храм Парфенон в Афинах (447-438 гг. до н. э., амфитеатр Колизей в Риме (75-80 гг. н. э.) не могли быть построены без заранее подготовленных проектов.

Первое упоминание о чертежах в России относится к началу XVI века и содержится в описи царского архива, по которой самый древний чертеж относится к 1517 году.

Значительного расцвета достигла русская графика во времена Петра I. До нас дошли многие кораблестроительные чертежи того времени. Некоторые из них выполнены Петром I по правилам проецирования.

В эпоху Петра I были предприняты первые шаги в области обучения черчению в горнозаводских школах. Первая такая школа была открыта в 1721 году в Екатеринбурге. В горнозаводских школах черчение считалось одним из основных предметов. Такую школу окончили И. И. Ползунов, ставший впоследствии знаменитым механиком и изобретателем универсальной паровой машины. К. Д. Фролов – знаменитый строитель гидротехнических сооружений на рудниках.

Чертежом пользовались многие выдающиеся изобретатели и инженеры. Талантливый русский механик, конструктор и изобретатель XVII в. И. П. Кулибин только для выполнения одного из своих шедевров - часов в форме куриного яйца - изготовил несколько десятков чертежей. Другим примером его деятельности служат чертежи моста через реку Неву. Интересны машиностроительные чертежи: паровоза отца и сына Черепановых; первого в мире самолета, построенного А. Ф. Можайским (1881 г.)

Чертежи, содержащие фасады, планы и разрезы зданий, выполненные выдающимися русскими архитекторами В. И. Баженовым, М. Ф. Казаковым, А. И. Воронихиным и др., относятся к XVIII в.

Черчение изучалось в гимназиях в курсе геометрии. В этот период в России были открыты гимназии в Петербурге, в Москве и Казани. В 1828 году были объединены общей программой рисование и черчение. 1828 год считается годом введения преподавания черчения в средней школе.

Изобразительное искусство, черчение - учебные предметы, которые используют возможности для реального развития творческих способностей личности человека, его творческой индивидуальности.

В XX веке продолжают развиваться все виды чертежей и возникают новые — схематические или, короче, схемы: электрические, гидравлические, пневматические, кинематические и комбинированные. Большая трудоемкость и незначительная скорость ручного выполнения чертежей вынуждали искать средства механизации их выполнения. Совершенствуются различные чертежные приборы, разрабатываются разнообразные трафареты для вычерчивания окружностей, эллипсов, надписей и условных знаков для схем: создаются приборы для нанесения штриховки, построения аксонометрических проекций, портативные пишущие машинки для нанесения на чертежи цифр, знаков и букв. Механизация чертежных работ несколько повышает производительность труда конструктора, но не обеспечивает ощутимого выигрыша во времени.

Значительно ускорить выполнение проектно-конструкторских работ позволяет применение современной техники на основе ЭВМ и персональных компьютеров. Создается автоматизированное рабочее место конструктора (АРМ). На основе АРМ создаются системы автоматического проектирования (САПР). Составной частью САПР является также машинная графика (МГ, включающая различные технические, языковые, программные, математические, информационные и организационные средства. САПР позволяет решать сложные расчетно-конструкторские и графические задачи и значительно ускорять разработку технической документации в самых сложных областях современной науки, техники и производства: космической, электронной, авиационной и др.

Индустриализация нашей страны, создание отечественного машиностроения и других производств, сооружение новых фабрик, заводов и городов привели к более широкому использованию чертежей, к разработке конструкторских проектов.

Но чертежи нужны не только в технике. Они являются постоянными спутниками многих профессий человека. По чертежам делают мебель, озеленяют города и поселки. Чертежи нужны врачу (для изучения медицинской техники, модельеру (для конструирования одежды и обуви, многим другим специалистам.

Чертежи как вид графической информации пересылают с завода на завод, из страны в страну. Человек любой специальности, если он умеет читать чертежи, поймет их, изучит по ним устройство самой сложной машины. Поэтому, чтобы стать технически грамотным человеком, нужно хорошо знать основы графической информации.

Чертеж - это еще и своеобразный графический интернациональный язык. Он понятен любому специалисту независимо от того, на каком языке он говорит. Чертеж является лаконичным средством выражения технической мысли.

В. - Проследив историю развития чертежа, мы столкнулись с такими данными, которые были для вас уже известны. Разные графические изображения вы изучали на других школьных предметах. Кто может их назвать?

О. - География, геометрия, технология, физика, изобразительное искусство.

5. Формирование новых знаний.

5.1. Виды графических и наглядных изображений.

На уроках черчения мы будем изучать другие графические изображения.

Чертеж – это документ, содержащий изображение предмета, а также данные для его изготовления и контроля (запись в тетради)

Чертеж сборочный — чертеж, содержащий изображения изделия (сборочной единицы) в соединении.

Эскиз – это чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций детали.

Развертка — плоская фигура, полученная совмещением всех точек какой-либо поверхности с плоскостью.

Наглядное изображение предмета – это изображение, на котором мы видим предмет сразу с трёх сторон. Наглядное изображение предмета может быть выполнено в виде аксонометрической проекции и в виде технического рисунка.

Аксонометрическая проекция – это наглядное изображение предмета, выполненное по правилам построения аксонометрических осей.

Технический рисунок – это наглядное изображение предмета, выполненное от руки и в глазомерном масштабе.

5.2. Правила оформления чертежей.

Стандарты ЕСКД. Представьте, что было бы, если бы каждый инженер или чертежник выполнял и оформлял чертежи по-своему, не соблюдая единых правил. Такие чертежи были бы не понятны другим. Чтобы этого избежать, во многих странах приняты и действуют государственные стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Стандарты ЕСКД - это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности и производства.

Государственные стандарты (сокращенно ГОСТ) обязательны для всех предприятий и организаций.

Каждый стандарт имеет соответствующее обозначение. Например, ГОСТ 2.301-68. Стандарты время от времени пересматривают. Изменения стандартов связаны с развитием промышленности и совершенствованием теории практики графических изображений.

Чертежи и другие конструкторские документы нельзя выполнять на листах произвольных размеров.

Для экономного расходования бумаги, удобства копирования, хранения чертежей и пользования ими стандарт устанавливает строго определенные размеры листов - форматы.

В школе вы будете пользоваться листами чертежной бумаги, размеры сторон которых 210x297 мм. Такой формат обозначают А4 (запись в тетради) Т – на полях в тетради уловное обозначение вопроса тестирования.

Каждый формат должен иметь рамку, которая ограничивает его рабочее поле, т. е. поле для выполнения чертежей. Линии рамки - сплошные толстые основные. Их проводят сверху, справа и снизу на расстоянии 5 мм от границы формата, а с левой стороны - на расстоянии 20 мм от нее. Эту полоску оставляют для подшивки чертежей (запись в тетради) Т

Основная надпись чертежа.

На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись. Форму, размеры и содержание ее устанавливает стандарт. На учебных школьных чертежах вы будете выполнять основную надпись в виде прямоугольника со сторонами 22x145 мм. Т.

6. Первичное усвоение и применение новых знаний.

Задание – оформить формат А4.

7. Контроль усвоения. Первичная проверка полученных знаний. Рефлексия.

Вопросы по новому материалу для анализа усвоения материала урока.

(на усмотрение учителя, по наличию времени)

1. Какой рисунок стал прародителем чертежа? Что способствовало развитию чертежа?

2. В каком веке стали применять чертежи в России? В каких областях хозяйства?

3. В каких сферах современного производства применяют чертежи?

4. Почему чертеж получил название – наглядное изображение?

5. Для чего установлены единые правила выполнения и оформления чертежей? Какими государственными документами они определяются?

6. С какими учебными предметами взаимосвязан предмет Черчение? Докажи.

7. С какой целью изучается Черчение в школе?

8. Что именно понравилось или не понравилось на уроке?

9. Что нового для себя взяли с урока? Какие выводы сделали по дальнейшей учёбе?

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока "Линии чертежа" поможет молодому учиелю правильно организовать учебную деятельность учащихся на уроке.

9 класс. Урок № 3. Дата 10.09.16г.

Тема: Типы линий чертежа.

Цель:

ознакомить учащихся с линиями чертежа и их назначением; форматами и масштабами:

содействовать в развитии умений использования чертёжных инструментов при графических построениях;

содействовать в воспитании у учащихся чувства красоты, эстетики формы.

Методы: Рассказ, беседа, демонстрация.

Оборудование: Учебник, чертёжные инструменты, плакат, маршрутные карты к уроку

Структура урока

1. Орг. момент – 1- 2 мин.

2. Повторение - 3- 5 мин.

3. Новый материал – 10 мин.

4. Самостоятельная работа с таблицей по тексту учебника – 20 мин.

5. Заключительная часть урока – 2 – 3 мин.

1.Орг. момент. Приветствие. Знакомство учащихся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, постановка цели урока ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два – три достаточно). Запись темы в рабочую тетрадь.

2.Повторение. Фронтальная беседа по материалу прошлого урока:

1.Какие размеры имеет лист формата А4?

2. На каком расстоянии от внешней рамки надо проводить линии
рамки чертежа?

3. Где помещают основную надпись на чертеже? Назовите ее размеры.

4. Как подготовить к работе чертежный циркуль? Как проводят им дуги окружностей?

5.Как подготовить к работе карандаш? Какие бывают карандаши по твердости?

6 .Как правильно подготовить рабочее место для черчения

3. Изучение нового материала


Рассмотрите рисунок (чертеж в учебнике).На нем дано изображение детали, называемой валиком. Как видите, чертеж детали содержит разные линии. Для того чтобы изображение было всем понятно, государственный стандарт устанавливает начертание линий и указывает их основное назначение для всех чертежей промышленности и строительства. На уроках технического и обслуживающего труда вы уже применяли различные линии. Вспомним их. (Ребята перечисляют типы линий) Заполнение таблицы. Задание учащимся : изучите текст параграфа ,заполните таблицу

Назначение линии на чертеже

1. Сплошная толстая основная линия. Такую линию применяют для изображения видимых контуров предметов, рамки и граф основной надписи чертежа. Ее толщину (s) выби­рают в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от величины и сложности изображений, от формата чертежа.

2. Штриховая линия. Она применяется для изображения невидимых контуров предмета. На чертеже, приведенном на ри­сунке 21, а, штриховой линией показано неглубокое невидимое на изображении отверстие, имеющее форму цилиндра.

Штриховая линия состоит из отдельных штрихов (черточек) приблизительно одинаковой длины. Длину каждого штриха выби­рают от 2 до 8 мм в зависимости от величины изображения. Расстояние между штрихами в линии должно быть от 1 до 2 мм, но приблизительно одинаковое на всем чертеже. Толщина штрихо­вой линии берется от s /3 до 5 /2.

3. Штрихпунктирная тонкая линия. Если изображе­ние симметрично, как, например, на рисунке 21, а, то на нем проось симметрии. Для этой цели используют щтрихпунктирную тонкую линию. Эта линия делит изображение на две одинаковые части. Она состоит из длинных тонких штрихов (дли­на их выбирается от 5 до 30 мм) и коротких штрихов (точек) между ними. Расстояние между длинными штрихами от 3 до 5 мм. Тол­щина такой линии от & /л до s /2-

Штрихпунктирную тонкую линию исполь­зуют и для указания осей вращения (как на рис. 21), центра дуг окружностей (центровые линии, рис. 22). При этом положение центра должно определяться пересечением штрихов, как на рисунке 22, а, а не точкой, как на рисунке 22, б.

Концы осевых и центровых линий должны выступать за контуры изображения предмета, центровых линий:, но не более чем на 5 мм.

4. Сплошная тонкая линия. На изображении (рис. 21, а) вы видите еще одну линию — сплошную тонкую Толщина ее от $ /3 ДО S /2. Она ис­пользуется для проведения выносных и размерных линий (чертеж, приведенный на рисунке 21, содержит не все необходимые размеры).

5. Штрихпунктирная с двумя точками тонкая линия. При построении разверток используют штрихпунктирную с двумя точками тонкую линию для указания линии сгиба.

Рассмотрите рисунок 8 (в начале учебника). Такими линиями показаны места, по которым надо согнуть материал для приведен­ного на рисунке изделия.

6. Сплошная волнистая линия. Ее используют в ос­новном как линию обрыва в тех случаях, когда изображение дано на чертеже не полностью (см. рис. 21, а). Толщина такой линии ОТ $ /3 ДО S /2.

В заключение следует отметить, что толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже.

4. Первичное закрепление знаний. Учащиеся комментируют записи в таблице и отвечают на вопросы.

1. Каково назначение сплошной толстой основной линии?

2. Какая линия называется штриховой? Где она используется? Какова толщина этой линии?

3. Где используется на чертеже штрихпунктирная тонкая линия?
Какова ее толщина?

4. В каких случаях на чертеже используют сплошную тонкую|
линию? Какой толщины она должна быть?

Читайте также: