Проект с использованием инновационных технологий в доу от воспитателя

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Комлева Ольга Егоровна

Населенный пункт: Челябинская область, Чебаркульский район, с. Варламово

Цель: «Формирование нравственно - патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края – малой родины

СОДЕРЖАНИЕ

Сведения об инновационном проекте дошкольной образовательной организации

Наименование инновационного проекта дошкольной образовательной организации

Срок реализации инновационного проекта

Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта, обоснование его значимости

Ключевые задачи инновационного проекта

Основная идея предлагаемого инновационного проекта

Актуальность инновационного проекта

Новизна инновационного проекта

Руководитель (ответственный исполнитель) инновационного проекта образовательной организации

Ожидаемые результаты и эффекты инновационного проекта

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта

План реализации инновационного проекта

Текущее ресурсное обеспечение инновационного проекта

Кадровое обеспечение инновационного проекта

Нормативное обеспечение инновационного проекта

Финансовое обеспечение инновационного проекта

Техническое обеспечение инновационного проекта

Основные риски инновационного проекта и пути их минимизации

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта в массовую практику

Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения

Основные реализованные проекты за последние 3 года

Список использованных источников

Приложение. Примерное календарно-тематическое планирование по реализации инновационного проекта

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей

1. Сведения об инновационном проекте дошкольной образовательной организации

1.1. Наименование инновационного проекта дошкольной образовательной организации

1.2. Срок реализации инновационного проекта: 2021 -2024 гг.

1.3. Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта, обоснование его значимости в Челябинской области и Российской федерации.

Цель: обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий для формирования нравственно-патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края.

1.4. Ключевые задачи инновационного проекта:

1. Разработка оптимальных форм и методов создания образовательного пространства ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок, развитие познавательных способностей детей.

3. Воспитание у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

4. Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно - образовательного процесса.

1.5. Основная идея предлагаемого инновационного проекта.

1. Разработка, апробация и внедрение новых учебно-методических комплексов, нацеленных на создание эффективной, целостной системы по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно - образовательного процесса.

1.6. Актуальность инновационного проекта

Утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Однако дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций.

Кроме того, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной

улице, селу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

1.7. Новизна инновационного проекта

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка.

В инновационном проекте заложены следующие основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:

1) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

2) реализация инновационного проекта в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

Новизна проекта в том, что у детей дошкольного возраста совсем небольшой жизненный опыт. Несмотря на это, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с историей родного края, формировать чувства патриотизма, базисные представления о народе, обычаях, истории, культуре.

Система работы по проекту открывает широкий простор для инновационной деятельности.

И чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

Мы выбрали за основу формирования нравственно-патриотических чувств метод проектной деятельности.

Реализация инновационного проекта позволяет создать условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, определения принципов педагогического сотрудничества семьи и ДОУ, разработки и внедрения новых форм и способов взаимодействия с семьей в соответствии с современными тенденциями развития образования и общества в целом.

Результаты инновационного проекта способствуют:

- обобщению и распространению опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;

- обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов по психолого-педагогическим проблемам познавательного развития детей;

- активному многофункциональному взаимодействию с социальными институтами детства, общественными организациями и учреждениями региона.

1.8. Руководитель (ответственный исполнитель) инновационного проекта образовательной организации:

Ф.И.О. Фадеева Лилия Владимировна

Образование: высшее педагогическое

Квалификационная категория: высшая

Адрес персональной электронной почты: [email protected]

Контактный телефон: 8 (35168) 41-2-23

1.9. Ожидаемые результаты и эффекты инновационного проекта.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию.

Предлагаемый проект предназначен для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения.

Результатом освоения проекта является обеспечение социально - воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Ожидаемые результаты и эффекты проекта составлены, исходя из целевых ориентиров, которые представлены в виде возрастных характеристик ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

- расширение и углубление знаний об истории родного села, края, символике, достопримечательностях;

- приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми, проявления внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

- развитие познавательной активности;

- бережное отношение к родной природе, результатам труда других людей;

- умение выражать собственное мнение, уважать национально-культурные ценности других народов;

- проявление интереса к событиям сельской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности.

- повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно-образовательного процесса.

1.10. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта.

Работа ДОУ строится в соответствии с

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155);

В своей деятельности коллектив реализует основные направления дошкольного образования:

- Сохранение системы дошкольного образования.

- Улучшение здоровьесберегательной деятельности.

- Обновление содержания образования согласно ФГОС.

- Воспитание жизнеспособной личности.

Учебно-познавательная деятельность организована в соответствии с реализуемыми программами:

Использование данных программ дает возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

Особенности организации образовательного процесса

• образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации;

• процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности;

•содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;

• образовательный процесс строится на основе партнерского характера, взаимодействия участников образовательных отношений.

Формы организации воспитательно - образовательного процесса:

- Занятия по интересам

- Экскурсии в природу

Развивающая среда ДОУ строится согласно ФГОС и служит:

- удовлетворению биологических, социальных и личностных потребностей детей;

- охране физического и психического здоровья детей;

- позволяет ребёнку безопасно, свободно передвигаться по группе, дет. саду,

иметь свободный доступ к игровому, спортивному оборудованию, к средствам для занятий изо, конструктивной, подвижной деятельности.

- провоцирует ребенка к познавательной деятельности.

При создании игровых центров учитывается полоролевое различие детей.

Педагогический коллектив ДОУ – активный участник сельских, районных и областных мероприятий.

  1. г., Хардина Н.В. – 2 место, 2016 г., Фокина А.Н. – 3 место, 2018 г., муз. руководитель Орлова Ю.С.- 1 место, 2019 г.).

2 педагога МДОУ награждены Почётной Грамотой МОиН Российской Федерации, 4 педагога имеют Грамоту МОиН Челябинской области.

Организовано участие педагогов в районных и Всероссийских дистанционных конкурсах, где они занимают призовые места.

С 2008 года детский сад работает по единой методической теме:

Работа с педагогическими кадрами.

Повышение уровня профессионализма педагогических кадров по проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

1.Увеличение количества педагогов высшей (6 человек – 66,7 %) и первой квалификационных категорий (3 человека – 33,3 %).

2.Увеличение количества педагогов, участвовавших в инновационных проектах - 88,7%.

3. Положительная динамика участия педагогов в конкурсах, конференциях – 74,6%.

4. Внедрение инновационных технологий в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

5. Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию инновационного проекта ДОУ.

Работа с детьми. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок.

1. Развитие познавательных способностей детей.

2. Приобретение знания об истории села, края, символике, достопримечательностях.

3. Проявление интереса к событиям сельской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности.

4. Участие детей в образовательных проектах, тематических праздниках.

Работа с родителями. Повышение компетентности родителей и установление партнерских отношений с дошкольной организацией.

1. Создание единой образовательно - развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребёнка в семье и в детском саду.

2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

3. Разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей.

4. Внедрение индивидуально - дифференцированного подхода в работе с семьями воспитанников.

5. Участие родителей в совместных образовательных проектах.

Взаимодействие с социумом с. Варламово

1. Сотрудничество с Варламовской детской школой искусств по темам проекта.

2. Участие в совместных праздниках с МОУ СОШ им. Л.Н. Сейфуллиной.

Уровень открытости информации о реализации проект

1. Использование сайта МДОУ №17.

2. Выступления на семинарах и конференциях.

3. Проведение семинаров, мастер – классов. 4. Публикации статей в СМИ.

5. Размещение информации в группе во ВКонтакте.

1.12. Текущее ресурсное обеспечение инновационного проекта:

1.12.1. Кадровое обеспечение инновационного проекта.

Ф.И.О. специалиста дошкольной образовательной организации.

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии) сотрудника образовательной организации.

Наименование проектов, выполненных (выполняемых) при участии специалиста в течение последних 3 лет.

Функционал специалиста образовательной организации в проекте организации-заявителя.

Фадеева Лилия Владимировна

Заведующий МДОУ высшее педагогическое,

Комлева Ольга Егоровна

Сбор и обработка теоретического материала.

Председатель творческой группы

Плешкова Наталья Аманджоловна

Анализ учебных материалов и дидактических пособий.

Член творческой группы

Орлова Юлия Сергеевна

Музыкальный руководитель высшее,

Исполнитель проекта Проведение тематических праздников и литературно-музыкальных композиций.

Член творческой группы

Юртеева Елена Викторовна

Исполнитель проекта Мониторинг образовательного процесса.

Абдулхаирова Оксана Николаевна

Исполнитель проекта Проведение цикла познавательных занятий

Хардина Надежда Васильевна

Исполнитель проекта Проведение цикла познавательных занятий

Фокина Анна Николаевна

Секретарь творческой группы

Барыкова Дарья Сергеевна

1.12.2. Нормативное обеспечение инновационного проекта

Цели, задачи, предмет и виды деятельности. Основные характеристики организации образовательного процесса.

Участники образовательного процесса. Управление учреждением.

Реорганизация, изменение типа и ликвидация учреждения.

Порядок внесения изменений в устав учреждение.

Право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к настоящей лицензии.

Паспорт программы. Информационная справка. Проблемно-ориентированный анализ. Концепция и разработка стратегии развития ДОУ.

Дети за компьютером

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Девочка мечтает

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Мальчик работает с интерактивной доской

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

  • Развитие представлений о зимнем лесе;
  • стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
  • Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки,
    Но не бью коней — их жалко.
    А для ускоренья бега
    Палками касаюсь снега. (Лыжи).

В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:

  • волк — злой, серый, голодный;
  • медведь — большой, бурый, сильный;
  • лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
  • заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
  • белка — рыжая, запасливая, быстрая.
  • в дупле живёт… белка;
  • в логове живёт… волк;
  • под кустом живёт… заяц;
  • в берлоге живёт… медведь;
  • в норе живёт… лиса;
  • в хатке под водой… бобр.
  • Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
    Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
    Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
    На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
  • Зимний лес стоит печальный.
    Кто под снегом спрятал тайны?
    Почему река молчит,
    Птичья песня не звучит?
    Осторожно в лес входите,
    Тайны леса не будите.

В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.

Автор: Дубова Анна Львовна
На сегодняшний день коллективы педагогов, трудящихся в дошкольных образовательных учреждениях направляют все свои усилия на внедрение в работу различных инновационных технологий. С чем это связано, узнаем из статьи, которая была разработана мной и направлена на раскрытие всех аспектов данной тематики.

Автор: Дубова Анна Львовна

Использование инновационных технологий в детском саду

На сегодняшний день коллективы педагогов, трудящихся в дошкольных образовательных учреждениях направляют все свои усилия на внедрение в работу различных инновационных технологий. С чем это связано, узнаем из статьи, которая была разработана мной и направлена на раскрытие всех аспектов данной тематики.

В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ?

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Для этого педагогические коллективы в детских садах разрабатывают отличающиеся от других дошкольных учреждений новейшие модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей. В своей профессиональной деятельности воспитатели используют методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели. Современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетия.

Требования к педагогическим технологиям

Специалисты утверждают, что инновационные технологии в ДОУ внедрять не только можно, но и нужно. Однако следует учитывать, что к педагогическим технологиям, которые применяются в образовательном процессе детей дошкольного возраста, предъявляется несколько строгих требований. К ним относятся:

Концептуальность, предполагающая, что воспитательный процесс должен основываться на определенной научной концепции.

Системность – требование, предусматривающее, что технологиям необходимо обладать всеми признаками, характерными для системы. То есть они должны быть целостными, логичными, а составляющие их элементы – взаимосвязанными.

Управляемость – требование, под которым подразумевается, что педагогическому коллективу должна быть обеспечена возможность ставить перед собой определенные цели, планировать процесс обучения, по ходу работы корректировать те или иные моменты.

Воспроизводимость – требование, в соответствии с которым технология должна быть одинаково эффективна вне зависимости от личности педагога, применяющего ее на практике.

Современные образовательные технологии в ДОУ в обязательном порядке должны соответствовать всем вышеперечисленным пунктам.

На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах, насчитывается более сотни. Среди них пристальное внимание следует уделить:

- технологиям, относящимся к проектной деятельности;

- технологиям, используемым в проектной деятельности;

- технологиям, ориентированным на каждую отдельную личность (личностно-ориентированные);

- так называемым игровым технологиям.

Современные здоровьесберегающие технологии

Эти технологии разрабатываются для того, чтобы осуществить переход от простого лечения и профилактики болезней к укреплению здоровья как самостоятельно культивируемой ценности.

Цель здорвьесберегающих технологий - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада, воспитание валеологической культуры, т.е. осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

. самостоятельная деятельность детей

· утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);

· физические упражнения после дневного сна;

· физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

· физкультурные прогулки (в парк, на стадион);

· оздоровительные процедуры в водной среде.

Ныне существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно разделить на три подгруппы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппойежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика (бодрящая) – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия ) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

В утренние часы проведение точечного самомассажа п роводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

3. Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

· закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

· проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

· проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

· сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно .

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, должно привести не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Проектная деятельность в детском саду

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике имеет право рассматриваться как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Кроме того, метод проектов имеет форму интегрированного обучения дошкольников, основывается на индивидуальных интересах детей, таким образом повышая самостоятельную активность воспитанников детского сада.

Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий)

Информационно-компьютерные технологии активно используются как в воспитательно-образовательной, так и в методической работе дошкольного образовательного учреждения. Такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Педагогам – активным пользователям интернета, компьютер помогает получить дополнительную информацию, которой нет в печатном виде, а также разнообразить иллюстративный материал при подборе наглядного материала к занятиям.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

- Несет в себе новый тип информаций, понятный дошкольникам.

- Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание.

- Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

- Предоставляет возможность индивидуализации обучения.

- Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.

- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

- Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности, как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

Метод исследовательского обучения надо понимать как обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

1) ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения;

2) проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

3) делает выводы в соответствии с результатами проверки;

4) применяет выводы к новым данным;

5) делает обобщения.

Технология развивающего обучения

В традиционном обучении система понятий задается для усвоения через формулировку этих понятий, их определения. Поэтому существует жесткий перечень того, что должен знать ученик. В развивающем обучении научные понятия существуют в легком варианте – способе действий.

Ребенком должен быть освоен этот способ, его основание, умение построить данное действие, обосновать, доказать его. Поэтому в развивающем обучении нежелательно и, по-видимому, невозможно задавать готовые определения. Формулировка понятия – это тот результат, к которому нужно прийти в конечном итоге, в результате анализа.

Изменение в содержании приводят и к существенному изменению в методах обучения.

Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В развивающем обучении, предметом которого является не способ действия, а принцип, этот метод не пригоден по той причине, что принцип, в отличие от способа, нельзя продемонстрировать. Выяснение принципа возможно только в результате самостоятельного анализа действия, ситуации, условий и обобщения тех объективных связей, на которые опирается данный способ.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Технология сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Воспитатель и ребенок совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- поддержание желания учиться;

- обеспечение возможности поступления в престижную школу;

- обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография).

Для воспитателей – это прежде всего положительная оценка их успешности руководителями ДОУ и родителями:

- успешное выполнение ими всех учебных программ;

- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

- поддержание интереса детей к учебному процессу;

- успешное развитие детей в процессе их обучения;

- сохранение психического и физического здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Актуальность Наше время-это время больших перемен. Внедрение инновационных т.

Важно отметить, что в исследованиях Н.Н. Поддьякова было выявлено, что старши.

Из данного противоречия возникает проблема: каким образом построить систему.

Цель : Обеспечение индивидуального развития детей через использование технол.

Цель : Обеспечение индивидуального развития детей через использование технологии ТРИЗ в образовательной деятельности. Задачи : (ФГОС п.1.6) 1.Развитие познавательного интереса и интеллектуальных качеств у дошкольника: • развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования; • учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению; • учить классифицировать предметы по различным основаниям; • учить сравнивать предметы и образы; • учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами; • развивать быстроту мышления; • побуждать делать самостоятельные выводы; • учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения; • учить устанавливать причинно-следственные связи. 2.Формирование инициативности, самостоятельности и ответственности : • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. 3.Пробуждение творческой активности дошкольника. 4. Вовлечение семьи в образовательный процесс .

Основные принципы : Принцип занимательности - используется с целью вовлечени.

Основные принципы : Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата. Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу. Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению. Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок. Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Планируемые результаты Модель выпускника Активная жизненная позиция, чувство.

Планируемые результаты Модель выпускника Активная жизненная позиция, чувство успеха, проявляет интерес к новому. Владеет диалектическим мышлением, интеллектуально развит, высоко развита креативность и воображение. Использует осознанно инструментарий ТРИЗ в жизненных ситуациях и в самостоятельной творческой деятельности. Сформирована самооргани зация и творческое начало.

Критерии результативности: Ребенок может классифицировать геометрические фигу.

Критерии результативности: Ребенок может классифицировать геометрические фигуры по четырем свойствам. Ребенок может использовать и применять наглядное моделирование (при рассказывании сказки, стихотворения, описательного рассказа). Ребенок может логически размышлять. Ребенок может описать системные связи (2 этапа) Ребенок может сочинить сказку, придумать свой конец, нарисовать несуществующий предмет или животное. Ребенок умеет устанавливать логические и смысловые связи (вообразить стол с признаками других предметов). Ребенок может создать новый образ объекта по заданным критериям (умение комбинировать).

Условия реализации проекта: Подбор комплекса игр и упражнений для развития л.

Условия реализации проекта: Подбор комплекса игр и упражнений для развития логических приемов мышления старших дошкольников, определение условий их организации. Организация предметно-развивающей среды в группе. Использование здоровьесберегающих технологий. Личностно-ориентированная модель обучения Взаимодействие с родителями. Этапы и сроки реализации проекта Подготовительный: август Практический: сентябрь - май Итоговый: май

I этап – подготовительный Прохождение курсов «Технологии познавательного разв.

Психологическое благополучие и здоровье детей Развитие познавательных способ.

Психологическое благополучие и здоровье детей Развитие познавательных способностей Развитие творческого воображения Развитие творческого мышления Развитие коммуникативных навыков ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА

Развитие логического мышления Формы организации детской деятельности Методы С.

Развитие логического мышления Формы организации детской деятельности Методы Средства - индивидуально-творческая деятельность; - творческая деятельность в малой подгруппе; - учебно-игровая деятельность (развивающие игры, занятия); - Интеллектуальные викторины деятельностный; - проблемно-поисковый; словесный; иллюстративно-наглядный; игровой блоки Дьенеша; палочки Кюизенера; кодовые карточки; схемы, чертежи, модели; развивающие игры; наглядный материал

Логические операции, приемы, способы Логические задачи на соотношение фигур Л.

Формы организации работы по созданию единого образовательного пространства «Д.

II этап –практический Для успешного использования ТРИЗ- технологии разрабо.

Октябрь 7.Шуточные логические задачи. «Три мышки грызли корку сыра. Подкрала.

Создание РППС Развитие детей не возможно без целостной, многофункциональной.

Создание РППС Развитие детей не возможно без целостной, многофункциональной, насыщенной среды. Поэтому развивающая среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. Для успешного использования ТРИЗ- технологии оформлена зона, куда вошли группа образно-символического оборудования, представленная специальными наглядными пособиями, пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, способствующими поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений, а также приобрели дидактические развивающие игры и пособия, картинки, различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия находятся в доступном месте, дети имеют возможность использовать их в самостоятельной деятельности.

III этап – итоговый Выступление на итоговом педсовете «Опыт использования те.

Презентация дидактических игр и пособий Кодовые карточки к блокам Дьенеша. Фо.

Игры – головоломки Развивают пространственные представления, конструктивное.

Игры – головоломки Развивают пространственные представления, конструктивное мышление, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе.

Морфологические таблицы Формируют подвижность мышления, развивают комбинаторн.

Мнемотаблицы Развитие памяти, мышления, воображения, внимания. Умения перекод.

Мнемотаблицы Развитие памяти, мышления, воображения, внимания. Умения перекодировать информацию, т.е. преобразовывать абстрактные символы в образы.

Опорные схемы для составления описательных рассказов по развитию речи.

Опорные схемы для составления описательных рассказов по развитию речи.

Схемы с моделированием маленьких человечков. Формируют у детей представления.

Схемы с моделированием маленьких человечков. Формируют у детей представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. Развивают логическое мышление, стимулирует любознательность и творчество детей. Человечки жидкого вещества стоят рядом, но за руки не держатся. Человечки твёрдого вещества крепко держатся за руки. Человечки газообразного вещества свободно передвигаются.

Взаимодействие с родителями Вся работа по развитию у детей логического мышле.

Взаимодействие с родителями Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы с одной стороны и с другой это необходимое условие реализации ФГОС в ДОУ. Анкетирование лишь подтвердило предположение о том, что родителей тоже нужно вооружать системой знаний по этому вопросу. На собраниях родителям были показаны игры, в которые дети играют ежедневно, находясь в группе. Сопровождались эти игры разъяснениями и предполагаемыми задачами, которые родители должны ставить перед собой, проводя ту или иную игру в домашних условиях. Игры дома обогащают впечатления, доставляют радость общения с родителями и развивают познавательные интересы детей. В уголке для родителей регулярно обновляется материал по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, сопровождающиеся фоторепортажем, иллюстрациями, литературой.

Формы взаимодействия с родителями: -Анкетирование, опрос. Консультации о под.

РЕЗУЛЬТАТЫ Способ проверки результатов работы: мониторинг усвоения детьми опе.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация педагогической работы по.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников показала свою эффективность, поскольку широко использовались возможности игры в процессе обучения: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игр, настольных. Игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми. Кроме того, многие родители использовали игры и методы ТРИЗ в домашних условиях. Процесс развития логических приемов мышления представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований: непосредственный контакт воспитателя с детьми (воспитатель в кругу детей); усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе; оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, т.е. субъект-субъектные отношения (ФГОС п. 1.4).

Использование игровых приемов строилось в соответствии с общедидактическими.

ПРИЛОЖЕНИЕ Итоговая таблица исследования логического мышления детей (первичн.

ПРИЛОЖЕНИЕ Итоговая таблица исследования логического мышления детей (первичная диагностика) высокий средний низкий Умение анализировать 14% 43% 43% Умение синтезировать 24% 38% 38% Сравнение по величине 14% 43% 43% Сравнение по форме 24% 38% 38% Сравнение по количеству 29% 33% 38% Установление логических связей и закономерностей 24% 38% 38% Логическое мышление 8% 50% 42%

Итоговая таблица исследования логического мышления детей (вторичная диагности.

Итоговая таблица исследования логического мышления детей (вторичная диагностика) высокий средний низкий Умение анализировать 29% 47% 24% Умение синтезировать 24% 47% 29% Сравнение по величине 13% 58% 29% Сравнение по форме 29% 42% 29% Сравнение по количеству 33% 38% 29% Установление логических связей и закономерностей 33% 34% 33% Логическое мышление 18% 58% 24%

Читайте также: