Учебный план по шахматам в доу

Обновлено: 07.07.2024

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :

-Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;

-создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

а) образовательные :

-формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;

способствовать освоению детьми основных шахматных понятий : шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д. ;

-познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;

-учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;

-обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;

-содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

-учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

-развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

-способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

-приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

-формировать мотивацию к познанию и творчеству;

-создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

-воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

-поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:

-наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

-принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

-принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Оборудование для реализации программы в группе :

дидактические игры для обучения игре в шахматы;

наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

настольные шахматы разных видов;

шахматные часы;

обучающие видеоуроки по шахматам;

Технические средства обучения : автоматизированное рабочее место педагога (ПК, проектор, принтер).

Программа обучения рассчитана для детей 5-6 лет, наполненность группы 5-10 человек, поскольку работа в основном ведется индивидуально.

В середине занятий проводят физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещения, проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры. Перерывы между занятиями не менее 10 минут. Формой подведения итогов являются выставки работ детей.

Продолжительность 1 занятия Периодичность в неделю Количество занятий в неделю Количество занятий в год

25 минут 1 раза 4 занятий 36 занятий

№ п/п Тема занятия Количество занятий

Всего Теоретические Практические

1 В стране шахматного королевства 1 1 -

2 Волшебная доска 5 2 3

3 Шахматные фигуры 2 1 1

4 Начальное положение 2 1 1

7. Ладья против слона. 2 - 2

13. Шах и мат. 1 1 -

14 Мат в один ход. 1 - 1

15 Ничья и пат. 2 1 1

16 Рокировка. 1 - 1

17 Шахматная партия 1 - 1

18 Развлечение. Шахматный карнавал. 1 - 1

Итого 36 занятий 17 занятий 19 занятий

№ ТЕМА ЦЕЛЬ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ/МАТЕРИАЛ

3 Волшебная доска. Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнёрами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий. Шахматная доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку, интерактивная презентация, заготовка на листе шахматной доски.

7 Шахматные фигуры. Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Набор шахмат, интерактивная презентация, волшебный мешочек.

8 Шахматные фигуры. Продолжение. Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр – заданий. Набор шахмат, интерактивная презентация, волшебный мешочек.

10 Начальное положение. Продолжение. Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр – заданий. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Набор шахмат, интерактивная презентация, карточки, карандаши.

Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

36 Развлечение. Шахматный карнавал

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

Методика проведения педагогического мониторинга критерии диагностики

К концу первого года обучения ребенок должны знать:

- историю возникновения шахматной игры;

- шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,

- названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- решать элементарные шахматные задачи.

- правильно располагать доску м/у партнерами, расставлять фигуры

0 (Низкий) : ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

Инновационные подходы к организации дополнительного музыкального образования детей старшего дошкольного возраста " Инновационные подходы к организации дополнительного музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ". На современном.

Читайте также: