Учебный план начальной школы формируется из двух частей примерного учебного плана

Обновлено: 04.07.2024

Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план — неотъемлемая часть образовательной программы. Общие вопросы, которые касаются учебного плана образовательной организации, были рассмотрены в выпуске от 15.06.2015г. В данной публикации рассмотрим особенности учебного плана, требования к нему с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.

Приказами Министерства образования и науки РФ утверждены стандарты:

— начального общего образования (приказ от 06.10.2009 г. № 373) (ФГОС НОО);

— основного общего образования (приказ от 17.12.2010 г. № 1897) (ФГОС ООО);

— среднего общего образования (приказ от 17.05.2012 г. № 413) (ФГОС СОО).

изображение

Из содержания стандартов следует, что стандарт является основой для разработки примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также является основой для организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

1. Примерные образовательные программы разрабатываются на основе ФГОС.

2. Основная образовательная программа любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по начальному общему, основному общему, среднему общему образованию обязательно отвечает требованиям ФГОС и разрабатывается с учётом примерной образовательной программы.

3. Учебный план — обязательная часть образовательной программы.

Теперь рассмотрим особенности учебного плана образовательной организации с учётом новых стандартов. За основу учебного плана берётся примерный учебный план, который размещён в примерной образовательной программе по соответствующему уровню образования. Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального общего, основного общего, среднего общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.

Примерный учебный план:

  • фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
  • определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
  • распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.

Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.

Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу (в соответствии с уровнем образования), и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Очень часто родители (законные представители) задают вопросы, которые связаны с обязательностью посещения учебных занятий, которые отражены в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Ответ однозначный — данные предметы (учебные курсы) обязательны для посещения.

Таким образом, учебный план состоит из двух частей — обязательной (требования ФГОС) и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются обязательными для учащихся. Кроме урочной деятельности существует и внеурочная. Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, т. е. внеурочная деятельность также направлена на реализацию основной образовательной программы. Главное её отличие — форма организации, которая отличается от классического урока. Основные вопросы внеурочной деятельности были рассмотрены в выпуске от 15.01.2016 г. От читателей блога поступали вопросы, в которых спрашивалось об обязательности посещения занятий внеурочной деятельности. Данный вопрос был адресован Министерству образования и науки РФ, на который был дан однозначный ответ о необходимости исполнения плана внеурочной деятельности, но при этом отмечено, что обучающимся предоставляется право на зачёт часов внеурочной деятельности, которые посещаются учащимся в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.). При составлении учебных планов не забываем о требованиях СанПиН!

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (далее — базисный учебный план) фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Базисный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Базисный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.

Базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
  • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандартавнеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Для первой ступени общего образования представлены три варианта базисного учебного плана:

  • вариант 1 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке;
  • вариант 2 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
  • вариант 3 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, в которых законодательно установлено государственное двуязычие.

При проведении занятий по родному языку в образовательных учреждениях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1—4 классы), и по иностранному языку (2—4 классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5 дневная или 6 дневная учебная неделя). Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в первом классе — 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:

Базисный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели базисного учебного плана:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные планы общеобразовательных организаций (учреждений) являются одной из основных характеристик их образовательных программ.

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся.

Учебный план образовательных учреждений ЛНР составляется на основе Примерного учебного плана.

Примерный учебный план образовательных организаций (учреждений), реализующих основную образовательную программу общего образования (далее — Примерный учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Примерный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательной деятельности, а также выступает в качестве одного из основных механизмов ее реализации.

Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей образовательных организаций (учреждений), реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательного учреждения.

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;

другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

Учебные планы общеобразовательных организаций (учреждений) на 2017-2018 учебный год могут быть ориентированы на 5-дневную или 6-дневную учебную неделю. Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется общеобразовательной организацией (учреждением) самостоятельно.

Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательной организации (учреждении), определяется на основании письменных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся, а также уставом образовательного учреждения. Примерный учебный план предусматривает 3 варианта:

Примерный учебный план для образовательных организаций (учреждений) с русским языком обучения;

Примерный учебный план для образовательных организаций (учреждений) с русским языком обучения с изучением украинского языка;

Примерный учебный план для образовательных организаций (учреждений) с украинским языком обучения с изучением русского языка.

Годовой календарный учебный график (режим работы) разрабатывается и утверждается образовательной организацией (учреждением) с учетом данных Методических рекомендаций.

Структура 2017-2018 учебного года:

I семестр (15 учебных недель)

01 сентября 2017 года – 29 декабря 2017 года

II семестр (19 учебных недель)

15 января 2018 года – 25 мая 2017 года

Каникулы (ориентировочно):

осенние – 23.10.2017 – 27.10.2017;

зимние – 01.01.2018 – 12.01.2018;

весенние – 26.03.2018 – 30.03.2018;

дополнительные для учащихся I класса – 19.02.2018 – 23.02.2018.

Учебный план принимается на заседании педагогического совета общеобразовательной организации (учреждения), согласовывается руководителем управления (отдела) образования администрации города и / или района Луганской Народной Республики, в ведении которого находится образовательная организация.

Начальное общее образование

Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Примерный учебный план обеспечивает возможность обучения на русском и украинском языках.

Учебный план начальной школы формируется из двух частей Примерного учебного плана – обязательной и части, формируемой образовательным учреждением. В обязательной части изучаются учебные предметы, которые реализуют основную образовательную программу начального общего образования.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:

формирование гражданской идентичности обучающихся;

приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Часть учебного плана, формируемая образовательной организацией (учреждением), обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Часы этой части могут быть использованы для увеличения часов на изучение отдельных предметов обязательной части, на организацию курсов по выбору, в которых заинтересованы обучающиеся, родители, учителя, общеобразовательное учреждение.

В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательном учреждении. Образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Для начального уровня общего образования представлены три варианта Примерного учебного плана:

Примерный учебный план для образовательных организаций (учреждений) с русским языком обучения (Приложение 1);

Примерный учебный план для образовательных организаций (учреждений) с русским языком обучения с изучением украинского языка (Приложение 2);

Примерный учебный план для образовательных организаций (учреждений) с украинским языком обучения с изучением русского языка (Приложение 3).

Основное общее образование

Среднее общее образование

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав учебного плана.

Часы части, формируемой участниками образовательных отношений, используются для преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией (учреждением); проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов.

Примерные учебные планы предлагаются для разных профилей обучения в общеобразовательных организациях (учреждениях), реализующих программы среднего общего образования.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для общеобразовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Базисный учебный план НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Базисный учебный план НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный план
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реали.

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования:
является важнейшим нормативным документом по введению и реализации Стандарта,
определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся,
состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности,
распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

2. фундамент всего последующего обучения формируются базовые основы Реализаци.

2. фундамент всего последующего обучения

формируются базовые основы

Реализация учебного плана на первой ступени общего образования

3. развивается познавательная мотивация и интересы об учащихся, 1. закладывае.

3. развивается познавательная мотивация и интересы об учащихся,
1. закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка —
2. формируются универсальные учебные действия;

В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования
их готовность и способность к сотрудничеству и
совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками,
умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия и их результат

умение принимать, сохранять, реализо-
вывать учебные цели,
система учебных и познавательных мотивов,
формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Базисный учебный план состоит из двух частей обязательной частии части, форми.

Базисный учебный план состоит из двух частей

обязательной части
и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность,
осуществляемую во второй половине дня.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных уч.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет

состав обязательных учебных предметов для реализации во
всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования,
и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть базисного учебного плана Обязательная часть базисного учеб.

Обязательная часть базисного учебного плана
Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

формирование гражданской идентичности обучающихся;
их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного проц.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса.
Обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки (в 1 классе в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует
в пределах максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся), может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В данную часть входит и внеурочная деятельность.

социаль- ноеспортивно-оздоровите- льноеОбщекуль- турноеВнеурочная деятельно.

социаль-
ное
спортивно-оздоровите-
льное
Общекуль-
турное
Внеурочная деятельность
организуется по направлениям
развития личности
Общеинтел-
лектуальное
духовно-
нравственное

Примерный учебный план 2010 года.Для первой ступени общего образования предст.

Примерный учебный план 2010 года.
Для первой ступени общего образования представлены три
варианта базисного учебного плана:

вариант 1 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке;
вариант 2 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
вариант 3 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, в которых законодательно установлено государственное двуязычие.

Примерный учебный план 2010 года (1 вариант).

Примерный учебный план 2010 года
(1 вариант).

Примерный учебный план образовательного учреждения.

Примерный учебный план образовательного учреждения.

Примерный учебный план образовательного учреждения

Примерный учебный план образовательного учреждения


Режим работы образовательного учреждения.

Режим работы образовательного учреждения.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5дневная.

Образовательное учреждение
самостоятельно определяет режим работы
(5дневная или 6дневная учебная неделя).

Для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. В тех случаях, когда необходима организация 6го учебного дня, занятия должны носить игровой, физкультурно-оздоровительный характер с максимальным пребыванием детей на воздухе.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
•в 1 классе — 35 минут;
•во 2—4 классах — 40—45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

Читайте также: