Учебный план на основной ступени общего образования определяет единый урок

Обновлено: 05.07.2024

В этой статье мы рассмотрим, что такое учебный план, как именно он составляется и какие разделы должен в себя включать. Для начала введем определение, что такое учебный план образовательного учреждения.

Учебный план – это документ, устанавливающий список предметов, объем рабочего времени, порядок следования и отдельные этапы подготовки учебных дисциплин, стажировок, факультативных занятий, учебных модулей и других видов практической образовательной деятельности. Также в нем указываются положения о промежуточной оценке студентов и учеников, если этого не определяет Федеральный закон об образовании.

Структура учебного плана

Учебный план состоит из следующих частей:

  • структура четвертей, триместров и иных учебных промежутков, их длительность, каникулярный период;
  • полный перечень изучаемых предметов;
  • отдельные списки предметов по годам обучения;
  • указание на то, какие дисциплины являются обязательными, а какие – дополнительными;
  • распределение времени, отведенного на каждый предмет в каждом классе, по неделям и годам.

Содержимое учебного плана должно соответствовать образовательным стандартам. Также необходимо учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования (примерные учебные планы). Так, Федеральный стандарт определяет, что в учебном плане с 5 класса по 9 должно содержаться не более 6 020 и не менее 5 267 учебных часов.

Каждое образовательное учреждение готовит учебный план и программу обучения самостоятельно. Их одобрение и проведение в жизнь соответствует тому порядку, который зафиксирован в уставе школы, вуза, училища. Учителя могут проявлять творческую инициативу в составлении плана, создавать и использовать собственные авторские программы и способы обучения, воспитания в границах отдельно взятой учебной программы. Также педагоги имеют право участвовать в подготовке основных программ, в том числе рабочих планов учебных дисциплин.

Одно образовательное учреждение может готовить для себя как один план, так и несколько. Существуют различные виды учебных планов – как для бесплатных, так и для дополнительных платных программ обучения.

Осуществление плана на практике происходит с помощью расписания, который тоже является официальным документов. Учебное заведение несет ответственность за то, чтобы план был реализован в полном объеме и в нужном качестве. В школе план должен строго соответствовать Федеральному закону об образовании и требованиям ФГОС НОО.

При построении учебного плана необходимо учитывать те цели и задачи, которые ставятся перед учебным заведением, а также интеллектуальные и творческие возможности педагогического коллектива. По возможности надо учитывать право учащихся на выбор тех предметов, которые им наиболее интересны и наилучшим образом отвечают их потребностям. Также важны ценности и приоритеты образовательной политики государства.

Основные педагогические требования к учебному плану

Эффективный учебный план – это документ, который:

  • проектируется с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований к условиям обучения в образовательных организациях;
  • предоставляет возможность овладеть государственным и родным языками, учитывает количество уроков, которые на них выделяются (на каждый год обучения);
  • предусматривает возможность добавления учебных программ, ориентированных на дополнительные образовательные потребности учеников, например, этнокультурные.

В составе основной образовательной программы основного общего образования может быть, как один учебный план, так и несколько. Это может быть и сочетание нескольких планов по разным профилям обучения. В них обозначается само основание развития учебной деятельности, формируется система познавательных побуждений ученика, его способностей выполнять образовательные цели. Учебный план должен учитывать методы и возможности контроля и оценки результатов учебного действия, распределение часов, создавать так называемые универсальные учебные действия, подготавливать и развивать в учениках способность к одновременной и совместной работе с коллективом и педагогом, создавать основы нравственного поведения и корректного отношения с окружающими людьми и обществом. На этом этапе воспитательные цели основаны на добавлении в программу тех курсов, которые дают возможность построить целостное восприятие мира, обеспечить активный подход и индивидуальную работу с каждым учеником.

Основная суть учебного плана отражает само содержание образования, которое решает ряд важнейших задач:

Нажмите, чтобы узнать подробности

формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Базисный учебный план состоит из двух частей обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Базисный учебный план состоит из двух частей

и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность,

осуществляемую во второй половине дня.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет

состав обязательных учебных предметов для реализации во

всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную

программу начального общего образования,

и учебное время,

отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть базисного учебного плана Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Обязательная часть базисного учебного плана

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: учебный план основного общего образования; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.


3.1.Учебный план основного общего образования

Учебный план образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, определяет общие рамки отбора содержания основного общего образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Базисный учебный план:

- фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

- определяет перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их усвоение и организацию;

- распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.

Учебный план основного общего образования состоит из двух частей – обязательной (инвариантной) и части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной), включающей внеурочную деятельность.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана основного общего образования, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает следующее соотношение: 70% часов составляет обязательная часть и 30% - часть, формируемая участниками образовательного процесса (региональный и школьный компонент образовательного учреждения).

Продолжительность учебного года на ступени основного общего образования составляет 35 недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).

Необходимо отметить, что количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки . Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать определенную базисным учебным планом максимальную учебную нагрузку.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) в основной школе определяют в соответствии с таблицей (9).


Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки.

  • при записи ребенка в первый класс;
  • если родители (законные представители) обучающегося не удовлетворены качеством обучения в данной организации;
  • после получения аттестата об основном общем образовании.

При выборе организации важно располагать информацией, чему и в каком объеме в ней обучают детей. Такую информацию можно получить, познакомившись с образовательной программой организации, в частности с ее составной частью – учебным планом организации.

Что такое учебный план школы

Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Т.о., учебный план общеобразовательной организации (далее – Учебный план ) – это её основной документ, который определяет:

  • продолжительность обучения ( в учебных годах): общая и по каждому из его уровней обучения;
  • перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждом уровне обучения;
  • распределение учебного времени между отдельными предметными областями и учебными предметами;
  • распределение учебного времени между федеральным, региональным и школьным компонентом (для БУП-2004);
  • распределение учебного времени между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса (для ФГОС);
  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.

Учебный план разрабатывается организацией самостоятельно, принимается и утверждается в соответствии с порядком, определяемым её уставом. В организации может быть один (единый) Учебный план или несколько учебных планов. Обучение в рамках Учебного плана является бесплатным.

Учебный план реализуется посредством расписания и является обязательным документом. Организация несет ответственность за исполнение Учебного плана в полном объеме и качественно.

Как формируется учебный план школы

Учебный план должен обеспечить выполнение требований образовательных стандартов. Учебные планы государственных, муниципальных общеобразовательных организаций разрабатываются на основе примерных федерального или регионального учебных планов.

Особенность учебных планов 2014-2015 учебного года состоит в том, что начальная школа полностью перешла на федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС); в основной школе — 5,6 классы могут работать по ФГОС, а остальные классы — по государственным образовательным стандартам (ГОС) или основная школа полностью работает по ГОС; средняя школа полностью работает по государственным образовательным стандартам с реализацией профильного обучения.

Как определить чему учат в школе

Для этого следует посмотреть, какие учебные предметы включены в её Учебный план. Учебные предметы (предметные области) в нём делятся на обязательные (инвариантная часть, федеральный компонент) и предметы, определяемые организацией самостоятельно (часть, формируемая участниками образовательных отношений для ФГОС, региональный, школьный компонент- для ГОС). В организации может быть организовано углубленное изучение ряда предметов. При этом на предметы повышенного уровня выделяется больше учебного времени, чем на эти же на базовом уровне.

Перечень обязательных предметов (предметных областей) обеспечивает единство образовательного пространства. Освоив обязательные предметы, обучающийся должен получить объем знаний, предусмотренный госстандартом на базовом уровне.

Так, обязательными предметными областями в начальной школе, являются: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технологии, физическая культура.

Обязательными учебными предметами, например, в 8 классах, являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, искусство (музыка и ИЗО), технологии, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

Перечень учебных предметов средней школы формируется с учетом введенных в организации профилей и состоит из общеобразовательных и профильных предметов. Профили могут быть, например, универсальный, физико-математический, химико-биологический, лингвистический, технологический и др., и определяются организацией самостоятельно с учетом её специфики.

Обязательными предметами в средней школе являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, Мировая художественная культура (МХК), ОБЖ, физкультура. В зависимости от профиля школы они могут изучаться на базовом или профильном уровне. Например, на базовом уровне изучаются литература, алгебра и начала анализа, геометрия, история, физическая культура, ОБЖ, а по выбору на базовом или профильном уровне география, физика, химия, биология, информатика и ИКТ, МХК, русский язык, право, иностранный язык, обществознание.

Организацией сверх Учебного плана осуществляется внеурочная деятельность по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное. Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, студий, интеллектуальных игр, соревнований, организации проектной деятельности, поисковых маршрутов и т.д. и не только учителями организации, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Кроме того, сверх Учебного плана организация может предлагать обучающимся набор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных. Выбор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных, а также участие во внеурочной деятельности является добровольным.

Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, региональный, школьный компоненты, набор дополнительных образовательных услуг, профилей обучения, направлений внеучебной деятельности — определяют индивидуальность образовательной организации, её конкурентоспособность, а обучающимся — позволяют сформировать индивидуальную образовательную траекторию.

Как определить, в каком объеме школа предоставляет знания обучающимся

Объем и глубина получения обучающимся знаний зависят от продолжительности обучения, числа учебных недель в году, продолжительности учебной недели, числа учебных часов в неделю, продолжительности урока, содержания основных образовательных программ.

Продолжительность обучения в России установлена по уровням обучения: в начальной школе – 4 года (I – IV классы), в основной школе – 5 лет (V-IX классы, в средней школе – 2 года (X-XI классы).

Продолжительность учебного года определяется школой самостоятельно и может составлять от 34 до 37 учебных недель.. Например, в 1 классе – это 33 недели ; во 2-4 классах – 34 недели и т.д.

Продолжительность учебной недели определяется организацией также самостоятельно и может составлять 5 или 6 учебных дней. Чем длиннее учебная неделя, тем больше учебных часов отводится на изучение предмета.

Предельная недельная нагрузка определяется СанПиН 2.4.2.2821-10. Например, предельная недельная нагрузка в начальной школе не должна превышать: в 1 классах – 21 час (только 5-дневка); во 2-4 – 23 часа при пятидневке и 26 часов при шестидневке; в 5 классах – 29 час при пятидневке и 32 час при шестидневке; в 10-11 классах — соответственно 34 и 37 час.

На каждый учебный предмет в соответствии с основной образовательной программой Учебным планом предусматривается определенное количество часов (уроков) в неделю в зависимости от класса.

Важно отметить, что образовательная организация не может уменьшать количество обязательных учебных предметов и часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях и несет ответственность в случае нарушения этого требования.

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 продолжительность урока не может превышать 45 минут и устанавливается организацией самостоятельно.

Таким образом, Учебный план:

  • гарантирует получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом;
  • предоставляет обучающимся возможность более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;
  • обеспечивает сохранение единого образовательного пространства.

Итак, изучив Учебный план организации, можно составить представление, чему и на каком уровне осуществляется в ней обучение.

Режим работы организации, продолжительность учебных четвертей, каникул, уроков, расписание уроков и кружков, занятий по внеурочной деятельности и др. определяется её годовым календарным графиком на учебный год, разрабатываемым организацией самостоятельно.

К сведению. В соответствии с Порядком приема в общеобразовательные организации местные органы власти до 1 февраля обязаны издать распорядительный акт о закреплении за организациями территорий. После этого начинается запись детей в 1 класс. Дети, проживающие на закрепленной территории, имеют преимущественное право приема в образовательную организацию. Дети из других территорий могут поступить в данную организацию при наличии в ней свободных мест после 30 июня. Возможен и более ранний прием, если будут зачислены все дети, проживающие на закрепленной территории, а в организации останутся свободные места. Переход детей из одной организации в другую возможен при наличии в последней свободных мест.

Алгоритм перевода обучающихся из школы в школу

1.Обратиться к администрации общеобразовательной организации, в которую планируется перевести ребенка, для получения информации о наличии в ней свободных мест. При их наличии заручиться согласием (желательно в письменном виде) о возможности приема ребенка на обучение в эту организацию.

2.Подать заявление на имя директора организации, в которой обучается ребенок, с указанием причины перевода, наименования и адреса организации, в которую планируется перевод. К заявлению, желательно, приложить документ, подтверждающий согласие на принятие ребенка в новую организацию.

3.После издания приказа об отчислении ребенка из организации, в которой он обучался, получить следующие документы:

  • личное дело;
  • справку об обучении по образцу, самостоятельно установленному организацией;
  • ведомость текущих отметок.

Документы должны быть за подписью руководителя организации и с её печатью.

4.Написать заявление на имя директора новой организации о приеме на обучение, приложив к нему документы, полученные в прежней организации, другие документы по усмотрению родителей (законных представителей) ребенка. При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность заявителя (родителя (законного представителя)).

5.Ознакомиться с приказом о зачислении ребенка на обучение в новую организацию.

Читайте также: