Учебную деятельность осуществляют только ученики школ и студенты средних и высших учебных заведений

Обновлено: 02.07.2024

1. Прямая и обратная адаптация. Вряд ли кто-то будет всерьез опровергать тезис, согласно которому российская система образования находится не просто в состоянии кризиса, но поистине в ужасном положении. Что же здесь не так? Почему нельзя выстроить нормальную систему?

Не претендуя на какие-либо окончательные ответы, постараемся отметить некоторые, на наш взгляд, наиболее важные проблемы в этой области.

Прежде всего, постараемся понять, в чем состоит принципиальная разница между обычной школой и высшей школой, т.е. университетом. На наш взгляд, это проще всего сделать, если провести принципиальное различие между учителями обычной школы и профессорами вузов.

Начнем с того общего, что есть в деятельности учителей и профессоров. Это, разумеется, передача информации и знаний. И те, и другие передают своим подопечным имеющиеся у них знания. И те, и другие формируют мировоззрение и некие интеллектуальные нормы у учащихся. Однако на этом сходство, пожалуй, и заканчивается, дальше начинаются различия. В чем же они заключаются?

Различие между школьным учителем и университетским профессором состоит в форме подачи знаний и отражает своеобразное противостояние между педагогикой и профессиональной подготовкой. Поясним сказанное.

В чем же тогда состоит специфика университетского образования? И в чем специфика профессорского труда?

На наш взгляд, профессор – это человек, работающий с взрослыми людьми, с уже сложившимися личностями. А если это так, то теперь уже не он должен адаптироваться под своих слушателей, а слушатели должны адаптироваться под него. Он же должен задавать тот интеллектуальный, профессиональный и творческий уровень, который служит ориентиром для студентов. Теперь уже учащиеся должны стремиться соответствовать своему профессору и благодаря этому расти и развивать свои интеллектуальные и волевые качества. Соответственно миссия профессора состоит в передаче следующему поколению знаний, накопленных лично им. И чем больше он их накопил, тем лучше, тем выше его ценность. И именно за этот человеческий и профессиональный капитал ему платят деньги. И именно в уровне профессионального мастерства проявляется талант университетского профессора.

Теперь пора и здесь задать все тот же сакраментальный вопрос: а так ли уж нужны эти самые профессора с их заумными знаниями? И ответ все тот же: да, нужны. Благодаря их деятельности формируется когорта будущих работников, которые смогут создавать что-то новое и тем самым обеспечивать социальный и технологический прогресс. В противном случае общество закиснет и будет медленно, но верно деградировать по всем направлениям. Так не сложно превратить общество в сброд полудурков, которым ничего не надо и которые ничего не могут. Такой исход опять-таки никого не устраивает, в связи с чем университетское образование везде пользуется поддержкой государства и стоит больших денег.

Подведем итоги. Учитель (педагог) не является носителем больших знаний и он их не генерирует; но он умеет передавать относительно простые и стандартные знания нестандартным слушателям (детям), что, вообще говоря, отнюдь не просто. Профессор университета, наоборот, является носителем огромного массива специальных, сложных и оригинальных знаний, часть из которых он сам же и создает в процессе своей профессиональной деятельности; его задача состоит в передаче этих нестандартных знаний относительно стандартным студентам. Соответственно в школе преподаватель адаптируется под своих слушателей, а в университете – слушатели под преподавателя. В связи с этим можно говорить, что в школе имеет место прямая адаптация, а университете – обратная.

2. Школы, университеты и селекция кадров. Все сказанное выше, на первый взгляд, кажется простым и очевидным, однако об этом практически никто и никогда не говорит. Это свидетельствует о том, что различия между школой и университетом, как правило, плохо осознаются. И тому есть множество примеров. Так, во многих российских вузах преподаватели вынуждены подстраиваться под своих слабо подготовленных студентов, чтобы хоть как-то донести до них читаемый материал. Более того, педагогическое мастерство преподавателя в вузах сейчас ценится весьма высоко. Однако это противоречит самому духу высшего образования.

Характерным является и другой факт. Сегодня многие сотрудники высших учебных заведений восстают против системы Единого государственного экзамена (ЕГЭ), заявляя, что, мол, это ухудшает качество их слушателей из-за того, что они не прошли соответствующей подготовки по определенным дисциплинам и не готовы к обучению по выбранной специальности.

Во всех этих гримасах современной системы образования кроется методологическая ошибка, берущая начало в непонимании различий между средней и высшей школами. Поясним сказанное.

Разумеется, описанная проблема отнюдь не единственная для отечественной высшей школы. Однако без ее решения продвижение вперед будет невозможно.

Статья 33. Обучающиеся

1. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

3) студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;

4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры;

7) ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

2. Специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций.

3. Студентам (курсантам) бесплатно предоставляется зачетная книжка, а студентам также студенческий билет. Образцы зачетной книжки и студенческого билета для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Образцы зачетной книжки и студенческого билета для студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Иным категориям обучающихся документы, подтверждающие их обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдаются в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

Статья 16. Студенты высших учебных заведений

1. Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения.

Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.

2. Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации "Об образовании" правами студенты высших учебных заведений имеют право:

1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации о порядке присвоения дополнительных квалификаций в период освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования, утвержденные письмом Минобразования РФ от 15 мая 2000 г. N 14-55-341ин/15

3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 329-ФЗ пункт 2 статьи 16 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 10

10) создавать студенческие отряды и участвовать в их деятельности.

Информация об изменениях:

3. Студенты имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения (далее - студенты очной формы обучения) и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей в порядке и на условиях, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом в период с начала учебного года до сдачи зачетов и (или) экзаменов первой текущей аттестации стипендии выплачиваются всем студентам очной формы обучения первого курса. Студентам - инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, - размер стипендии увеличивается на пятьдесят процентов. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Студенты высших учебных заведений вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения. Студенты имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведений из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", обучающиеся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере, повышенном на 50 процентов по сравнению с размером, установленным для студентов имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведений, обучающихся по очной форме обучения.

ГАРАНТ:

См. Правила совершенствования стипендиального обеспечения студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2011 г. N 945

См. Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487

Студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета. Федеральным государственным высшим учебным заведениям выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения.

Абзацы третий-четвертый утратили силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Абзац шестой утратил силу с 1 июля 2006 г.

Информация об изменениях:

Студентам высших учебных заведений предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев.

Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель.

Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии.

При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в жилищный фонд высшего учебного заведения жилой площади общежитий (сдача в аренду и иные сделки), а также использование, приводящее к ее уменьшению.

С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор, типовая форма которого утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Другие права студентов могут быть установлены законодательством и (или) уставом высшего учебного заведения.

3.1. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки студентов высших учебных заведений, финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

4. Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.

Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения.

5. Студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в пункт 6 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данном уровне высшего профессионального образования.

ГАРАНТ:

См. Порядок перевода студентов из вуза в среднее специальное учебное заведение, утвержденный приказом Минобразования РФ от 20 декабря 1999 г. N 1239, а также Порядок перевода студентов из одного вуза в другой, утвержденный приказом Минобразования РФ от 24 февраля 1998 г. N 501

7. За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты высших учебных заведений получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом высшего учебного заведения.

8. Студенты высших учебных заведений обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

9. За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Информация об изменениях:

10. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного или муниципального высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии при обучении на платной основе. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, не имеющего государственной аккредитации, определяется уставом этого высшего учебного заведения.

Как пандемия скажется в будущем на экономическом положении и карьерных перспективах школьников


Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

К чему могут привести локдауны в школах

Пробелы и прогулы

Вот что на этот счет говорят западные исследования. В США, например, к концу 2021 года больше 98% школьников с 1-го по 12-й класс учились по гибридной модели с определенным доступом к очной форме образования. Постоянно менялось расписание, учителя и школьники сражались с плохим интернетом и мучительной связью по Zoom. Все это специалисты международной консалтинговой компании McKinsey & Company назвали недополученным образованием: дети, учившиеся удаленно, не смогли изучить весь материал, который проходят в обычные годы, то есть недополучили знания.

Чтобы оценить, насколько отстали американские школьники из-за школьных локдаунов, в McKinsey & Company сравнили оценки 1,6 млн учеников начальной школы в 40 штатах за 2021 год с аналогичными показателями в допандемийные годы. Школьники, сдавшие экзамен в 2021-м, примерно на 10 пунктов отставали по математике и на 9 — по чтению. Если пересчитать на месяцы, получится, что они недосчитались знаний за пять месяцев по математике и за четыре — по чтению. Между тем в младших классах важнее всего освоить чтение, ведь это залог дальнейших успехов в учебе, пишут исследователи в своем докладе.

В Нидерландах в период дистанта ученики начальной школы в основном не добились прогресса в знаниях, а если и добились, то совсем небольшого. Британские ученые, проводившие исследование, выбрали именно эту страну, потому что финансирование школ там достойное, показатели доступа к широкополосному интернету лучшие в мире, а локдаун длился недолго. Выяснилось также, что на удаленке дети учатся меньше, чем когда ходят в школу. Потери заметны по всем предметам: математике, правописанию, чтению.

По самым оптимистичным оценкам, эффективность удаленной учебы составила 50%, хотя некоторые данные свидетельствуют, что в этот период ученики больше забыли из того, что знали, чем выучили чего-то нового.

Хуже всего удаленка сказалась на детях из неблагополучных семей: пробелы в образовании у них на 60% больше, чем в среднем по этой возрастной когорте.

Как пандемия повлияла на психическое здоровье детей

Еще одно глобальное исследование показало, что если учебное время в третьем классе сократить на треть — а именно столько многие дети не могли посещать школу, то в десятом уровень их знаний будет таким, как если бы они проучились на целый год меньше, чем в допандемийные времена.

Но, пожалуй, главный недостаток удаленки и даже гибридного образования в том, что старшеклассники все меньше хотят ходить в школу. В том же докладе McKinsey & Company говорится, что регулярные прогулы среди учащихся 8–12-х классов в США выросли на 12%, то есть к 3,1 млн тех, кто и до пандемии прогуливал школу, прибавилось еще от 2,3 млн до 4,6 млн старшеклассников. Сильнее всего число прогульщиков увеличилось в благополучных семьях. Пока не ясно, вернутся ли показатели посещаемости к допандемийному уровню, но 42% прогульщиков уже окончательно решили бросить школу — а это от 617 тыс. до 1,2 млн учащихся 7–12-х классов. 17% тех, кто планировал поступать в вуз, из-за локдаунов отказались от своих планов, чаще всего по финансовым соображениям. Среди старшеклассников из бедных семей таких еще больше — 26%.

Что будет с карьерой?

Недополученное образование будет иметь далекоидущие последствия для нынешнего поколения школьников, предупреждают в McKinsey. Отказ от образования снижает шансы найти достойную работу, которая позволит содержать семью. Но даже те, кто остался в школе, рискуют окончить ее без необходимых знаний, поведенческих навыков и настроя, которые позволят преуспеть в жизни. Почему? Образование основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих этапах обучения. Не восполнив пробелы, возникшие из-за удаленки, дети окончат школу с менее глубокими знаниями, которые можно применить в будущей работе, и у них будет меньше возможностей получить дальнейшее образование или повысить квалификацию, говорится в статье британского Института финансовых исследований.

Прошлые кризисы продемонстрировали, что образованные работники в период рецессии лучше справляются с трудностями, поскольку легче адаптируются к запросам работодателей и быстрее осваивают новые технологии.

Как пандемия меняет университеты мира

В период кризисов больше других страдают работники производственного сектора, особенно если у них образование не выше среднего. Среднеоплачиваемым сотрудникам без высшего образования приходится хуже, чем обладателям университетских дипломов, и после кризиса разрыв только увеличивается. Чуть больше повезло низкооплачиваемым работникам: большинство из них после пандемии вернутся на работу, пусть и с обычными невысокими заработками, хотя сейчас они чувствуют себя хуже всех.

Впрочем, есть и более серьезные последствия недополученных в период школьных локдаунов знаний — недополученные доходы.

Цена школьного локдауна

В Организации экономического сотрудничества и развития подсчитали, что каждый дополнительный год учебы повышает заработок человека в среднем на 7,5–10,0% в год, а пандемии снижают доход на 5—9%. По расчетам специалистов Всемирного банка, нынешние учащиеся могут недосчитаться $1,4 тыс. годового дохода, или $25 тыс. за всю жизнь, а в мировом выражении пятимесячный школьный локдаун приведет к общему снижению доходов на $10 трлн.

К тому времени, когда дети вернутся в школу, большинство потеряют минимум полгода очного обучения. Если кто-то из них за всю жизнь заработает £1 млн, как примерно в среднем зарабатывают в Британии, то полугодовой перерыв снизит доход такого работника на £900 в год.

При 45-летнем рабочем стаже это £40 тыс. за всю жизнь, то есть учащиеся 1–12-х классов, попавшие в школьный локдаун, в течение жизни получат на 3% меньше доходов, чем в обычные времена. Это означает £350 млрд недополученных индивидуальных доходов в пересчете на 8,7 млн школьников Великобритании. В Канаде выпускники средней школы 2020 года в ближайшие пять лет могут потерять больше 25 тыс. канадских долларов прижизненных доходов на человека, если безработица среди молодежи достигнет 28%.

Американский экономист Дирк Крюгер и его коллеги из ФРГ полагают, что потеря доходов составит в среднем 1%. Выпускники колледжей потеряют в заплате меньше, чем люди с неполным средним образованием, которые из-за удаленной учебы подойдут к 16 годам с гораздо меньшим человеческим капиталом, нежели те, кто в школьный локдаун не попал.

По подсчетам McKinsey, нынешние учащиеся в США, причем даже те, кто высшее образование все же получит, недосчитаются от $49 тыс. до $61 тыс. прижизненных доходов — и это только в результате школьных локдаунов. А все потому, что недополученные знания делают будущих соискателей рабочих мест менее компетентными.

Потери в доходах сильнее всего ударят по людям с более низким уровнем образования, поскольку их финансовые поступления опустятся до уровня, который с трудом будет обеспечивать базовые потребности. Такое снижение доходов повлияет на их способность обеспечивать себе достойное питание, жилищные условия и т. п. по сравнению с более высокооплачиваемыми специалистами.

Как пандемия коронавируса повлияла на здоровье дете

Студентам университетов и колледжей удаленка может стоить $90 тыс. прижизненных доходов на человека, что существенно снизит ценность университетского диплома, считает Джордж Псакаропулос. Последние несколько десятилетий отмечался гигантский рост высшего образования, и сегодня число студентов увеличилось больше чем втрое по сравнению в 1970-ми годами. Надбавка к зарплате, обеспеченная университетским дипломом, весьма высока и со временем только повышается. Поскольку студенты высших учебных заведений получают обычно более высокую зарплату, то в абсолютном выражении они потеряют больше, чем люди с менее высоким образовательным уровнем. Из 1,5 млрд учащихся в мире 224 млн человек, или 15%, учатся в вузах. В среднем выпускники вузов получают почти вдвое больше, чем люди со средним образованием, и в 2,7 раза больше, чем не окончившие среднюю школу. Следовательно, если говорить о ежегодных потерях в зарплате из-за связанных с ковидом локдаунов, то выпускники вузов будут терять $725 в год, то есть примерно $18 тыс. за всю жизнь, если считать, что они будут работать 45 лет.

С учетом сроков школьных локдаунов, средней зарплаты, общего стажа в 45 лет и знаний, полученных на удаленке, специалисты оценивают потери личных прижизненных доходов в $2833 для стран с низким уровнем доходов, в $6777 — со средним, в $21 158 — с высоким. В среднем по миру это $11 117 на человека.

Возможно, кому-то эти потери покажутся небольшими. Но если взять совокупные потери 1,5 млрд учащихся, то цифра окажется катастрофической: для бедных стран — $360 млрд, для стран со средним доходом — $6,8 трлн, для богатых — $4,9 трлн. В мировом исчислении это $15,1 трлн. Даже если считать по нижней границе численности экономически активного населения, потери составят $252 млрд, $4,8 трлн и $3,4 трлн соответственно; в мировом выражении — $10,5 трлн.

Такая разница в цифрах связана с тем, что в странах со средним уровнем доходов намного больше учащихся, а в богатых странах доходы выше. Потери доходов в бедных странах огорчают больше всего, потому что там и без того невысокие зарплаты, низкий прогноз по экономическому росту и более высокий уровень нищеты. В странах со средним доходом цифры тоже очень велики, поскольку 1 млрд из 1,5 млрд учащихся, затронутых школьными локдаунами по всему миру, живут именно там.

В начале 90-х гг. в крупных странах Западной Европы насчитывалось функционально неграмотных в количестве ___ млн чел.

В начальной школе Великобритании на изучение английского языка отведено ___% бюджета учебного времени

В непрерывном образовании усиливается ___ фактор оно призвано обеспечивать не только достаточный уровень компетентности, но и собственное творчество

В отдельных государствах Азии (например, Таиланде, Южной Корее) охват детей 3-5 лет дошкольными учреждениями составляет от ___%

В последнее десятилетие в ряде западных стран создаются так называемые парки, или технополисы, ядром которых выступают

В развитых странах мира действуют неинституционная модель образования, ориентированная на организацию образования всех социальных институтов (школ, вузов), разработанная

В развитых странах практически завершено повсеместное внедрение специальной модели организации стационарного послесреднего образования, которая имеет ___ ступени

В разработке проблемы непрерывного образования приняли участие такие неправительственные организации, как

В рамках реализации гуманистической ориентации в воспитании в США в 70-80–х годах появились учебные заведения под названием

В результате реформ в развитых странах были упрощены правила перехода в среднюю школу. Так, в Англии более 70% школьников поступают в объединенную школу, а в ряде земель ФРГ срок обучения в начальной школе продлён ещё на ___ года (ответ дайте цифрой)

В России в 1994 году среди специалистов с высшим образованием женщин было на ___% больше, чем мужчин (ответ дайте цифрами)

В состав специального образования, как ступени системы непрерывного образования, не входят следующие образовательные учреждения и заведения, а именно

В США диплом об окончании колледжа в 1970 году имел каждый седьмой работник, а в начале 90-х годов - почти каждый ___ (ответ дать цифрой)

В Японии продолжительность учебного года в детских садах в целях подготовки детей к школе достигает ___ недель

Важнейшее направление школьных реформ в Западной Европе - создание нового типа общеобразовательной школы, не имеющего аналога в предшествующей истории образования. Эти учебные заведения должны охватывать всех детей в возрасте от ___ лет

Введение в Западных странах в учебных планах разных факультетов курсов философии, социологии, истории, политологии, называется процессом ___ высшего образования

Во Франции новым типом неполной средней школы стало четырехлетнее учебное заведение, предназначенное для всех учащихся в возрасте от 11 до 15 лет, – это

Возрастная и содержательная структуры системы непрерывного образования включают в себя ___ ступени (ответ дайте цифрой)

Восстановите соответствие между наименованиями оценок французской двадцатибалльной шкалы и их цифровыми значениями

Восстановите соответствие между наименованиями оценок французской десятибалльной шкалы и их цифровыми значениями

вид обучения, согласно которого обучение рассматривается как сложная динамическая система; управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя

вид обучения, основная цель которого – передача-усвоение знаний и их применение на практике; иногда его называют пассивно – созерцательным

сложившийся в Средневековье вид церковного обучения, в основе которого лежали такие способы ученической деятельности, как слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста

пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира; включает в себя и учебную деятельность в период взрослой жизни

система учреждений и мероприятий, обеспечивающих организацию процесса познания с учётом присущих конкретной эпохе ведущих тенденций передачи опыта и развития личности

процесс, предполагающий завершенность профессиональной подготовки на каждом уровне, которая подтверждается соответствующим удостоверением диплом о неполном высшим образовании, диплом бакалавра, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, диплом магистра

крайне леворадикальное направление, считающее существующую школу вредным архаизмом, приносящим только вред обществу и детям; ведёт поиск принципиально новых форм взаимодействия с подрастающим поколением, часть которых имеет анархический характер

направление, делающее акцент на гуманистических факторах образования и считает необходимым радикально перестроить существующею систему, убрав из неё все авторитарно-педагогические структуры и соответствующие их формы и методы

направление, которое ориентируется в основном на сохранение существующей системы образования как лучшей из возможных, с некоторой её модернизацией

Восстановите соответствие между понятиями общих принципов развития теории и практики непрерывного образования и их определениями

согласование деятельности профессиональных учебных заведений с широко понимаемыми интересами производства; создание многоуровневой системы профессионального обучения, включающей в себя как фундаментальную подготовку в стационарных учебных заведениях, так и разнообразные по форме и целям курсы для рабочих

наличие разнообразных одновременно взаимосвязанных направлений учёбы, отвечающих интересам и возможностям различных групп населения с учётом возраста, пола, этнической принадлежности, социального положения; уважение индивидуальности каждого человека и создание благоприятных условий для самореализации и самосовершенствований, раскрытия всех его потенциальных возможностей

строгая преемственность и доступность всех этапов общего образования – от дошкольного воспитания до окончания полной средней школы; развитие эффективной системы учебной и профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы

парадигма образования, которая ставит в центр внимания ученика, как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии; она ориентирована на развитие внутреннего мира ребенка, на межличностное общении

парадигма образования, которая в центр внимания ставит эффективные способы усвоения учащимися различных видов знаний

парадигма образования, интерпретирующая идеал человека, перевод его в плоскость стратегической цели образовательной деятельности

Читайте также: