Учебники для лукашенко какую историю преподают в белорусских школах и зачем

Обновлено: 02.07.2024

Видеоролик о роли истории в жизни общества:

Вот и в этой статье мы предлагаем нашим читателям рассмотреть один из имеющих принципиальное значение аспектов этой тематики – содержание белорусских учебников истории. Актуальность этой темы – сомнений не вызывает, так как, вспоминая расхожий афоризм, приписываемый Бисмарку:

можно смело утверждать, что будущее страны зависит напрямую от того, какую
информацию о прошлом доводит до новых поколений каждый учебник по истории.

После распада СССР, вновь образовавшиеся государства, не имевшие преемственности непрерывной линии развития и нуждающиеся в базовых несиловых основаниях, одним из которых является история, занялись конструированием прошлого как государствообразующего фактора, в том числе и в учебном формате. При этом процесс мистификации истории охватил, в той или иной степени, все без исключения республики постсоветского пространства. Испытывая своеобразный комплекс легитимности, национальные историки репродуцируют в учебной и особенно в историографической литературе даже мифологические конструкции, расходящиеся не только с исторической действительностью, но и со здравым смыслом. За всем этим – и это необходимо подчеркнуть — скрывается реальный политический курс государственного строительства.

Белорусские учебники истории – как они есть

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что учебники истории Беларуси единственные в своем роде на всём постсоветском пространстве, в которых советизация страны оценивается как историческое благо . Красная Армия периода Гражданской войны рассматривается как союзник белорусского народа в отражении иностранной интервенции. Подчеркивается, что идея о создании собственного государства, выразившаяся в учреждении в 1918 г. Белорусской народной республики, массовой поддержки не приобрела.

Как главная угроза для белорусов определяется колонизация края. Подчеркивается безусловное преимущество существования белорусов в Белорусской ССР в сравнении с теми их соотечественниками, территория проживания которых оказалась в составе Польши. В отличие от прибалтийских, украинских и молдавских учебников расширение советских границ в 1939–1940 гг. на Запад трактуется положительно. Вхождение Западной Белоруссии в СССР определяется не как оккупация, а как исторически закономерное воссоединение белорусского народа.

Графическое изображение БССР

Нельзя вместе с тем сказать, что советский период истории преподносится в Беларуси исключительно в позитивной тональности. Указывается, в частности, на постепенный выход из обращения национального языка, русификацию образования. Особое внимание уделяется фигуре первого секретаря компартии Белоруссии П.М. Машерова, обстоятельства гибели которого в 1980 г. усиливают его героизацию как национального лидера. Популярностью пользуется версия, что он рассматривался в качестве реального кандидата на пост председателя Совета Министров СССР, что и послужило мотивом заговора по его устранению.

Позитивно следует оценить, что белорусские учебники большое внимание уделяют культурной компоненте, которая занимает от пятой части до половины всего содержания пособий и является особо значимым фактором определения национальной идентичности.

К тому же существует по этому эпизоду и весьма разумный комментарий заместителя министра образования Раисы Сидоренко:

Отечественная война 1812 года на территории Беларуси

Вообще, учебники белорусской истории, описывающие положение Беларуси в составе Российской империи, в определённой степени продолжают традиции белорусских националистов конца XIX – начала XX вв.

Национализм в белорусских учебниках истории

Согласно этим идеям, у белорусов всегда было обострённое национальное чувство, кроме того, население постоянно подвергалось национальному гнёту. Белорусы рассматриваются как носители самосознания, которое практически совпадает с современной белорусской идентичностью. Однако в действительности проблема национальной государственности для белорусов встала именно только в конце XIX — XX вв. Наконец, следует также отметить, что идеи белорусского национализма не получили серьезного распространения в обществе и являлись (да и сегодня являются) уделом лишь узкой группы белорусской интеллигенции.

И всё-таки объективность следует признать, что в учебно-историческом формате в Беларуси доминируют сравнительно объективный подход к прошлому страны, в отличие от белорусской историографической, научно-популярной литературы, не говоря уже о псевдонаучной, выдаваемой за научную, которые в массе своей носят откровенно националистический и русофобский характер.

И далее расшифровывает свои претензии:

Тенденции

Указанные выше книги подготавливают общественность для изменений, которые иногда достаточно сложно отследить. Процесс изменения общественного мнения по тем, либо иным вопросам порой занимает десятилетия. Так и учебники истории медленно, но всё-же изменяются. Активное влияние на этот процесс оказывают белорусские либерал-националисты, которые, к слову, представлены и в научном сообществе, и в системе образования.

Изменение и переоценка истории начинается с тех процессов, которые происходят в политической и общественной жизни страны. Хорошая иллюстрация тому — исследования на тему изменений вектора истории, в зависимости от политического вектора Беларуси, Татьяны Островской.

Вот и сейчас мы можем наблюдать новый виток активизации националистических настроений в обществе, которые, к слову, совпадают во многом с политическим курсом. Одной из целью националистов Беларуси является, безусловно, изменение истории. Поэтому мы можем наблюдать попытки повлиять на официальную науку и власть. Попытки протолкнуть своё видение истории, свою оценку событий.

Это пример мягкого воздействия — дискуссия на ТВ, предположения, мнения и т.д. Но вот какие ещё есть звенья у цепи?

И тут невольно возникает вопрос: кому это выгодно? Ведь за красивыми словами о независимости зачастую кроются вполне корыстные интересы определенной группы лиц.

Заключение

То, что история – одна из самых фундаментальных составляющих национальной идеи, без которой не может существовать ни государство, ни общество – истина общеизвестная. Тем более, что именно честные ответы на вопросы — откуда мы и кто мы, которые должны давать школьные учебники, используя только факты, подтверждённые наукой, и формируют в первую очередь чувство любви к Родине, будущее которой определяет в решающей степени само существование патриотов.


— Г‑н Понятовский, как за постсоветское время изменились учебники истории в Беларуси?

— Изменения, конечно, есть, и не всегда в лучшую сторону. Сегодня качество наших учебников ниже, чем было у советских. Мы это осознаём. Неоднократно эту проблему на самом высоком уровне обозначал президент Александр Лукашенко. Наши современные учебники упростились.

Александр Лукашенко / Фото: minsk-metro.net

Самое главное, что уровень методической грамотности, уровень научного подхода сегодня ниже, чем был в советское время. Наличие интернета и огромного количества материала в открытом доступе играет свою роль. Эта информация не всегда проверяется современными учеными и даже может попасть в учебник. Наш президент вполне конкретно и четко ставит задачу улучшения качества учебников.

— Какие шаги предпринимаются на пути улучшения качества учебников?

— Во-первых, с определенной периодичностью появляются новые учебники, дорабатываются старые. Насколько я могу судить, теперь поручается написание учебников для разных классов разным отделам в Академии наук, разным ученым. Появилось предложение доверить написание школьных учебников учителям. Не знаю, будет ли это реализовано, но такая идея есть. Предполагается, что выберут опытных учителей, которые используют свои знания, навыки и понимание существующей проблемы.

Сегодня учебники пишут научные сотрудники, но не каждый научный сотрудник, даже преподающий в вузе, до конца осознаёт, кто такой ребенок, особенно пятиклассник, шестиклассник и даже десятиклассник.

Мы ведь понимаем, что разница между студентами и школьниками присутствует. Учебник должен быть ориентирован на ребенка. Поэтому, возможно, написание учебника будет доверено наиболее опытным школьным специалистам. По крайней мере, такое предложение прозвучало из уст президента.

— Что сегодня из себя представляет курс истории в белорусских школах? На каких исторических событиях делается акцент?

— Разница между курсом всемирной истории и истории Беларуси довольно серьезная. Курс всемирной истории в Беларуси в чём-то перекликается с российской программой, но некоторые оценки исторических событий могут разниться. На мой взгляд, самым большим недостатком курса всемирной истории является перенасыщенность фактами.

Возможно, много фактов — это хорошо, потому что ученик может это всё попытаться запомнить и проанализировать. Но, на мой взгляд, если идти к более идеальному учебнику, то по возможности нужно уменьшать количество фактов, дат и двигаться в сторону описания самих событий.

Фото: virtualacademy.ru

Сегодня в учебниках настолько много дат и деталей, которые дети и даже десятиклассники, одиннадцатиклассники, с которыми я работаю, не до конца могут понять и осознать, если им не объяснить.

Если оставить ребенка наедине с учебником, то он придет с очень большим количеством вопросов, ответы на которые он не сможет ни получить у родителей, ни найти сам. Поэтому роль учителя здесь, конечно, возрастает.

Что касается курса истории Беларуси, то ситуация прямо противоположная. Учебник в целом написан достойно. Здесь обратная проблема: дат и событий относительно немного, они выделяются в отдельные темы, выходит очень подробно. На мой взгляд, лучше было бы, наоборот, их укрупнять, объединять.

Понятно, что тема Великой Отечественной войны — это важнейшая и святая тема. Но мне кажется, что можно было бы не так детально ее изучать. Хотя, может, я ошибаюсь. С другой стороны, правильное воспитание молодежи в Беларуси (а на мой взгляд, оно правильное), может быть, как раз и возможно благодаря такому детальному изучению и Великой Отечественной войны, и событий Второй мировой.

— А какое внимание уделяется истории Великого княжества Литовского?

— Конечно эта тема присутствует, она очень важна для нас. Это вопросы и экзаменационных билетов, и учебника. Вообще достаточно внимания уделяем ВКЛ.

— Преподавание истории на белорусском языке: насколько это перспективно и востребовано среди учеников?

— Поскольку у нас в стране два государственных языка, то каждый ученик совместно с родителями может определиться, на каком языке изучать историю Беларуси. Конечно, есть ряд учеников, для которых важно учить историю на белорусском. Если такие ученики появляются, то надо исходить из интереса учеников и их родителей. У нас есть выбор — в зависимости от заинтересованности обучающихся.

В моей практике встречались оба варианта. Если разговаривать детально с каждым из этих учеников, то у всех будет разный ответ, почему они выбирают изучение истории Беларуси на белорусском. Для кого-то это интерес к языку, к собственной истории, для кого-то это дань воспитанию родителей. Честно говоря, мне кажется, что тех, кто хочет изучать историю Беларуси на белорусском языке, всё же меньше.

— Я считаю, что Беларусь однозначно является положительным примером в данной сфере, особенно в сравнении с соседями. Наши, белорусские учебники учат миру и диалогу между разными народами, и это хорошо. Это связано с несколькими факторами. В первую очередь надо сказать, что белорусский народ и белорусское общество очень сильно отличаются от тех же украинцев менталитетом.

Источник: look.com.ua

Если посмотреть на историю Беларуси — и досоветское прошлое, и советское, — то мы увидим, что белорусы были примером бесконфликтных людей. Можно сказать, это наша национальная черта характера. У нас нет конфликтов ни по религиозным, ни по национальным мотивам.

Люди встречаются разные, мнения встречаются разные, убеждения встречаются разные, но это не доходит до серьезных конфликтов — это несвойственно белорусскому народу. Так что первая причина — сам менталитет, характер белорусского человека.

Вторая причина, на мой взгляд, — это грамотная политика государства, которая проводится здесь много лет. Пожалуй, с момента обретения Беларусью независимости. Всё это время белорусские политические лидеры поддерживали и поощряли дружественную атмосферу в стране. Важной задачей наши лидеры считали недопущение конфликтов между народами, проживающими на территории Беларуси. Поэтому этнических конфликтов здесь нет. Мы стараемся учить молодое поколение сосуществовать на одной территории с разными религиями, разными народами, разными культурами.

— Вы уже упомянули о чрезмерной насыщенности датами курса истории, а какие еще проблемы сегодня существуют в сфере белорусского школьного образования в целом и конкретно в вопросе преподавания истории?

— Проблем всегда можно выделить много, хотя я бы сказал, что у нас сегодня существуют скорее не проблемы, а какие-то недоработки, нюансы, над которыми мы работаем. Мне кажется, что самая большая проблема у нас сегодня состоит в том, что наши детки — это дети XXI века в полном смысле этого слова. Самое большое отличие советского ребенка от современного: если советский ребенок получал какую-то книжку в руки, то в сознании советского ребенка это была большая ценность. Он понимал, что должен прочитать эту книгу за ночь и передать своему соседу.

Отсюда было желание: прочитать, узнать, усвоить. На сегодняшний день нет проблемы доступа к информации. Особенно если учесть, что есть электронная литература и куча специализированных сайтов по обществоведению, по истории, которые предлагают разную информацию. Соответственно, в сознании ребенка это не представляет никакой ценности, потому что он может в любой момент ознакомиться с информацией даже с телефона.

По этой же причине дети, как правило, не перепроверяют информацию. Современному ученику кажется, что раз на каком-то сайте так написано, значит, так оно и есть. Поэтому, опять же, роль учителя здесь повышается. Он должен объяснять и учить пользоваться материалом. В общем-то, из-за перенасыщенной информационной среды дети не ценят сегодня литературу, которая попадает к ним в руки.

Инокеннтеч Ловренович

Дмитрий, чтобы передавалось русско/фаашисткое враньё в НЕизменном виде штоли?-хде рюрик первый президент РФ а иван грозный с сыном уехал в Ленинград на электричке))

Михаил Иванов

Дмитрий, у нас под себя историю перевирают, в Беларуси под себя) велика ли разница?

Одна из секций прошедшего недавно Петербургского исторического форума была посвящена. школьным учебникам - тем, по которым подрастающее поколение изучает национальную историю в государствах на пространстве бывшего СССР. Своим опытом с обозревателем Сергеем Глезеровым поделился белорусский гость Сергей ПАНОВ - профессор Республиканского института высшей школы, один из авторов учебной литературы по истории Белоруссии. Он подчеркнул, что этот предмет - вовсе не краеведческий рассказ о прошлом белорусских земель, а концептуальное повествование об истоках и развитии государственности. Поскольку у Белоруссии - собственная национальная история, со своими вехами и ключевыми событиями. Она не является частью прошлого России, хотя точки соприкосновения, безусловно, есть.

В поисках суверенного прошлого. О чем пишут в белорусских учебниках истории? | Фото: Pixabay / stevepb

Фото: Pixabay / stevepb

Полоцк и варяги

- Сергей Вениаминович, вы, наверное, не раз сталкивались с мнением: история Белоруссии как самостоятельного государства началась в декабре 1991 года, с распадом СССР. Между тем в белорусском учебнике истоки государственности прослеживаются в куда более далеких временах.

- В преамбуле к конституции Республики Беларусь записано, что народ нашей страны опирается на многовековые традиции белорусской государственности. Академическая наука выделяет в ней исторические и национальные формы.

Исторические - это те, что в разные времена существовали на территории Белоруссии, их носителем был белорусский этнос, хотя и не только он один, а в совокупности с другими. К таким полиэтническим формам государственности относятся Полоцкое и Туровское княжества, Киевская Русь, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая и Российская империя.

А национальные - это те, носителем которых являлась сформировавшаяся к началу XX века белорусская нация. Теперь ключевым легитимным событием в становлении национальной государственности считается I Всебелорусский съезд в декабре 1917 года. Речь прежде всего о Белорусской Народной Республике (БНР), провозглашенной в марте 1918 года.

Правда, в условиях германской оккупации она являлась своего рода государством на бумаге. В советское время в учебной литературе этот факт вообще замалчивался, а в современном учебном пособии, изданном в 2012 году, указывалось, что это была попытка создать национальную государственность на буржуазной основе.

Для нас несомненно, что состоявшейся формой государства стала провозглашенная 1 января 1919 года Социалистическая Советская Республика Беларуси и все те трансформации, которые происходили с ней в 1919 - 1921 годах. А затем уже Белорусская ССР.

Воссоединение в 1939 году БССР и Западной Белоруссии, которая почти двадцать лет, по условиям Рижского мира, находилась в составе Польши, мы считаем актом исторической справедливости. Он позволил преодолеть геополитический раздел белорусской нации, дал ей возможность развиваться в рамках одного государства.

- Существует ли принятая точка отсчета белорусской истории?

Правда, предпринимаются попытки сделать нашу историю еще более древней. Доктор исторических наук Денис Друк, проводивший археологические исследования, доказал, что Полоцк возник почти на век раньше - в 780-е годы. Этот город, стоявший, как и Новгород с Киевом, на пути из варяг в греки, представлял собой, как считают некоторые наши историки, город-государство. Поэтому само упоминание о нем - уже есть факт государственности.

Правда, данных о его первых князьях нет. Пока известно, что собственная княжеская династия в Полоцке существовала с 988 года - и это вторая отправная точка в истории Белоруссии. Тогда престол в Полоцке занял Изяслав Владимирович, который со стороны своей матери Рогнеды был потомком Рогволода - первого исторически известного правителя Полоцка. Сами чувствуете, что, судя по имени, речь идет о скандинавском (варяжском) влиянии. Так что отрицать общие исторические корни белорусов, русских, украинцев - значит искажать наше восточнославянское прошлое.

Для нас принципиально, что государственность Полоцка, вероятно, развивалась прежде всего на местной племенной основе, а не за счет приглашенных на правление князей. И становление Полоцкой земли-княжества происходило на равных с Киевской Русью. Кстати, Минск тогда был пограничным городом Полоцкого княжества. Собственно говоря, первые письменные свидетельства о Минске связаны с битвой на Немиге - примером междоусобной борьбы Полоцка и Киева.

На момент правления великого князя Витовта - первая четверть XV века - государство простиралось от Балтийского до Черного моря. В середине XVI века Великое княжество Литовское вместе с Польским королевством объединились в Речь Посполитую, а после ее разделов в конце XVIII века белорусы оказались в составе Российской империи. Есть точка зрения, что белорусские земли были ее колонией, но наша официальная историческая наука с этим категорически не согласна.

Мы исходим из представления о том, что в рамках и Великого княжества Литовского, и Речи Посполитой, и Российской империи происходило последовательное, хотя и противоречивое, развитие белорусского народа. Именно эта линия была заложена в первом учебнике по истории Белоруссии, появившемся еще в 1960 году. Он выдержал одиннадцать переизданий вплоть до 1986 года.

В нем история республики рассматривалась как составная часть прошлого Российского государства и тесно увязывалась с историей СССР - разумеется, в рамках тогдашней марксистско-ленинской парадигмы. Однако важен сам факт появления подобного учебного курса, хотя он тогда еще не был отдельным предметом в общеобразовательных школах.

Почти за три десятилетия существования независимой Республики Беларусь мы прошли большой путь в осмыслении ее прошлого. Совсем недавно, в октябре нынешнего года, прошел IV Международный конгресс историков Беларуси, который одобрил национальную концепцию нашей истории.

Российские коллеги считают, что мы придерживаемся самых умеренных позиций на всем постсоветском пространстве. Такая оценка основана на результатах анализа почти двухсот школьных учебников по истории 12 стран постсоветского пространства, проведенном еще десять лет назад. Выяснилось, что за исключением Белоруссии и в меньшей степени Армении все остальные пошли по пути преподавания националистических трактовок. А события советского прошлого для граждан новых независимых постсоветских государств за исключением Белоруссии перестали быть общими, поэтому значительная часть молодежи вообще ничего о них не знает.

Все начиналось в Петербурге

- Нередко можно услышать, что белорусы в отличие от прибалтов и даже украинцев
не особенно и стремились к национальной независимости. И поэтому в 1991 году государственность стала для них как будто бы подарком судьбы.

- Категорически не соглашусь, как и многие мои коллеги. Нельзя сказать, что независимость вдруг упала нам с небес. Мысль о создании собственного государства сформировалась у представителей белорусской нации, еще когда она была в составе Российской империи.

Между тем белорусский язык имеет давние корни. Наш великий просветитель восточнославянский первопечатник Франциск Скорина свою первую книгу напечатал в Праге в 1517 году. Считается, что она написана на старобелорусском языке в сочетании с церковнославянским, что дает возможность читать ее сегодня нашим современникам.

Статут Великого княжества Литовского 1588 года закрепил статус старобелорусского языка, который до конца XVII века являлся в нем официальным языком делопроизводства. Разве это не доказательство существования старобелорусского языка как литературной нормы?

Кстати, Калиновский в 1856 - 1860 годах учился на юридическом факультете Петербургского университета. Этого человека, казненного царскими властями, чтут сегодня и в Литве, и в Польше, и в Белоруссии. Это наша общая история. Несколько лет назад после обрушения части Гедиминовой горы в Вильнюсе были найдены его останки.

Советский человек

- Скажите, нет ли противоречия в том, что Белоруссия ищет свои корни в давнем прошлом, но живет при этом с советскими государственными символами - флагом и гербом?

Наши европейские коллеги нередко упрекают нас в том, что мы поставили идеалы и героику советского прошлого в качестве перспектив собственного развития: по их мнению, им место в музее. Но как можно забыть и предать гибель каждого третьего белоруса в годы Второй мировой войны?

- Надеюсь, не обижу, если скажу, что в современной Белоруссии все-таки не так часто можно услышать белорусский язык.

- Согласно результатам республиканского референдума 1995 года, у нас два государственных языка - русский и белорусский. Это зафиксировано и в конституции. Однако совсем другое дело - реальная жизнь: белорусский язык практически не звучит на улице.

Что касается учебников по истории Белоруссии, то их издают и на русском, и на белорусском языках. Общеобразовательные учреждения сами вправе выбирать, на каком языке обучать школьников. На практике получается, что большинство сельских школ использует в преподавании белорусский язык, а городских - русский. Хотя как раз язык должен содействовать повышению национального самосознания современного белорусского общества.

Отмечу, что в разделах наших учебников истории, посвященных постсоветскому периоду, Россия и Белоруссия представлены как равноправные партнеры по СНГ, Союзному государству и Евразийскому экономическому союзу. При этом о вхождении Белоруссии в состав России на правах субъекта Федерации и речи нет.

Читайте также: