Что такое стихотворение начальная школа

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности изучения стихов

Чтение стихотворений в начальных классах имеет исключительную важность для эстетического воспитания. Поэзия помогает ребёнку увидеть красоту природы, поступки людей, радует и удивляет маленького читателя, обогащает духовный мир ребёнка.

В работе над стихотворением важным моментом является выразительное чтение. Во время чтения стихотворения учителем дети могут осознать замысел писателя, представить художественный образ, даже оценить его. Выразительное чтение учениками показывает насколько верно осознали дети основное настроение, смысл стихотворения.

Важно провести подготовку к выразительному чтению стихотворения: выявить главную мысль и настроение; определить темп, ритмический рисунок, интонацию; чтение стихотворения вслух.

Учитель на уроке показывает приёмы правильного заучивания стихотворения. Важно научить сознательному запоминанию, условием которого является смысловой и лексический разбор текста. Заучивать нужно по строфам или законченным отрывкам. Очень полезно провести словесное рисование картин.

Некоторые стихотворения требуют коллективной работы, в чтении которых участвует весь класс.

К выбору конкретных приёмов работы над стихотворением следует подходить дифференцировано.

В начальной школе изучаются эпические и лирические стихи.

Для эпических характерно наличие сюжета, поэтому урок идет, как урок работы над рассказом только больше внимания уделяется особенностям языка, ритму.

В лирических стихах главное, это - чувство переживания человека, даже если речь идет о природе. очень важна подготовка к чтению: экскурсии, репродукции, картины, музыкальные произведения, биографический материал о писателе.

Необходимо выразительное стихотворения наизусть. Порядок изучения тот же: от первичного восприятия к анализу, вторичному синтезу, но в центре образ природы. Поэтому серьёзно следует работать над словесным рисованием, над образным словом, над сопоставлением своего представления с авторским.

На уроке необходимо создавать то настроение, которое есть в стихотворении.

Желаю творческих успехов!

Краткое описание документа:

Особенности изучения стихов

Чтение стихотворений в начальных классах имеет исключительную важность для эстетического воспитания. Поэзия помогает ребёнку увидеть красоту природы, поступки людей, радует и удивляет маленького читателя, обогащает духовный мир ребёнка.

В работе над стихотворением важным моментом является выразительное чтение. Во время чтения стихотворения учителем дети могут осознать замысел писателя, представить художественный образ, даже оценить его. Выразительное чтение учениками показывает насколько верно осознали дети основное настроение, смысл стихотворения.

Важно провести подготовку к выразительному чтению стихотворения: выявить главную мысль и настроение; определить темп, ритмический рисунок, интонацию; чтение стихотворения вслух.

Учитель на уроке показывает приёмы правильного заучивания стихотворения. Важно научить сознательному запоминанию, условием которого является смысловой и лексический разбор текста. Заучивать нужно по строфам или законченным отрывкам. Очень полезно провести словесное рисование картин.

Некоторые стихотворения требуют коллективной работы, в чтении которых участвует весь класс.

К выбору конкретных приёмов работы над стихотворением следует подходить дифференцировано.

В начальной школе изучаются эпические и лирические стихи.

Для эпических характерно наличие сюжета, поэтому урок идет, как урок работы над рассказом только больше внимания уделяется особенностям языка, ритму.

В лирических стихах главное, это - чувство переживания человека, даже если речь идет о природе. очень важна подготовка к чтению: экскурсии, репродукции, картины, музыкальные произведения, биографический материал о писателе.

Необходимо выразительное стихотворения наизусть. Порядок изучения тот же: от первичного восприятия к анализу, вторичному синтезу, но в центре образ природы. Поэтому серьёзно следует работать над словесным рисованием, над образным словом, над сопоставлением своего представления с авторским.

На уроке необходимо создавать то настроение, которое есть в стихотворении.

Большинство детей учит стихи наизусть, а некоторые, повзрослев, начинают писать сами.

Пушкин

Чтобы усовершенствовать свои поэтические, да и просто читательские навыки, неплохо проверить, правильно ли мы понимаем этот термин.

Стихотворение — это.

Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.

Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:

  1. тоническая;
  2. силлабическая;
  3. силлабо-тоническая.

Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.

Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.

Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.

Виды стихотворений

Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:

По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:

По адресации также выделяют:

  1. стихи для детей;
  2. стихи-поздравления;
  3. стихи, написанные по случаю (датские).

Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.

Признаки стихотворения

Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:

    Наличие лирического сюжета. Лирический сюжет необязательно сводится к цепи событий, действий: это может быть анализ ощущений и вывод, либо метафора, которые за этим следуют.

Признаки стихотворения

Что нужно помнить при анализе стихов

Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.

Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.

Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.

Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.

Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.

Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (9)

А цитата последняя откуда взята? Хорошо сказано, образно и точно! Но почему не указано, кто автор? Такое чувство, человек, который писал статью, решил присвоить себе эти слова, чтобы все подумали, какой он умный!

Что-то поэтов совсем не стало, если и есть такие, то только тексты для песен пишут, да и те слишком примитивные.

Есть такое дело. Видимо сейчас все заняты гаджетами и соцсетями. Печалька.

очень понравилось спасибо

Для меня главное, чтобы соблюдался ритм в стихотворении. Иначе оно просто раздражает.

Стихи — это очень красивая форма выражения мыслей и чувств. Однако, лучше не писать никак, чем создавать плохие и посредственные произведения.

Самое сложное литературное направление! Вот лично у меня ни разу не получилось написать что-либо в стихотворной форме, сколько ни пробовал. Рассказ в художественной, либо в научно-популярной форме я запросто пишу, а вот стихотворение — нет, ересь какая-то получается.

Сколько в мире поэтов всяких, а читают только нескольких. И это называется классика! Талант от Бога даётся.

Писала стихи в юности, до сих пор храню в отдельной тетрадке, а сейчас вдохновения нет.

Стихотворение - это одна из форм литературного произведения. Как правило, оно отличается сравнительно небольшим объемом и наличием рифмы. В каждом стихотворении заключен особый смысл, передаваемый автором. Хорошее стихотворение - это произведение, в котором выдержан ритм. Его можно пропеть, потому стихи накладывают на музыку. Также в нем все структурированно. От первой до последней строчки выдержана идея автора.

стихотворение это

Стихотворение как способ мышления

Для поэта стихотворение - это способ творческого самовыражения. Через стихи он доносит до читателя свои чувства, эмоции и душевные порывы. Для людей творческих стихотворение - это способ красиво и органично рассказать миру о том, что у них на душе. Стихи пишутся о главном - о любви, дружбе, родине, людях, детях. Стихотворение - это маленькое послание миру от великого поэта или малоизвестного автора.

 стихотворение слово

Виды стихотворений

Стихотворения бывают разными по объему, содержанию и структуре. Основная единица, составляющая стихотворение - слово. Оно может быть использовано любым способом. Это зависит главным образом от самого автора, благодаря чему каждое отдельное произведение приобретает свою индивидуальность.

Стандартными считаются стихотворения, написанные четверостишьями и в рифму. В то же время всем наверняка известны японские стихи хокку. Они состоят из трех строк, в которых не всегда присутствует рифма. Виды поэтических произведений различны. Помимо классических стихотворений существуют:

  • белые;
  • вольные;
  • экспериментальные;
  • алфавитные;
  • прозаические;
  • ропалистические.

В любом случае автор стихотворения оставляет за собой право на то, как будет выглядеть его творение.

Белые стихотворения написаны без использования рифмованных слов. Тем не менее читаются они плавно и гармонично. Все слова созвучны друг с другом и стилистически выдержаны.

Вольные стихотворения представляют собой поэтические произведения с различными по длине строками. Такой тип используется в баснях, элегиях.

Экспериментальные стихотворения отражают в себе творческое свободолюбие автора, могут обладать различной структурой с произвольным чередованием рифм. Такие стихи были актуальны в Средневековье. Однако они популярны и сегодня среди креативных авторов. К ним относятся фигурные и бесконечные стихотворения.

Фигурными стихотворениями называют поэтические произведения, строки которых образуют какие-либо фигуры. Данный тип стихотворения рассчитан на эстетическое и визуальное восприятие читателями.

Бесконечные стихотворения начинаются и заканчиваются одной и той же строчкой. По сути, они не имеют конца, ведь последняя строка начинает историю автора заново.

В алфавитных стихотворениях каждая строка или двустишие начинается с последующей буквы алфавита. Этот вид использовал В. Маяковский в своих поэтических трудах о буржуазном строе.

Прозаические стихотворения написаны в прозе, но отличается напевностью, мелодичностью, выдержанностью формы произведения.

Ропалистические стихотворения отличаются постепенным увеличением слогов в строках. Впервые их использовал в своем творчестве Гомер.

суть стихотворения

Смысловая нагрузка стихотворения

В современном поэтическом мире существует огромное разнообразие стихотворений как известных, так и малоизвестных авторов. Но не все из них способны тронуть душу, обратить внимание читателя на важные моральные и духовные ценности, вызвать интерес, заставить прочитать стихотворение вновь, задуматься.

автор стихотворения

Достоинства стихотворений

Достойные стихи подобны картинам или даже художественному кино. Они обладают таинственной магией и способны переносить читателя в мир автора посредством лишь черных строгих букв на белом фоне. Хорошие стихи хочется читать вновь и вновь, оживляя в сознании образы, которые видел автор. Стоит ли говорить, что стихотворения являются творческим достояниям каждой страны? Они развивают память, мышление, воображение. По этой причине с детьми рекомендуется заучивать стихи, потешки, басни. Стихи великих поэтов включены в школьную программу и подлежат литературному анализу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение на уроках литературы поэтических произведений составляет для учащихся особую трудность. Учитель должен решить важные задачи – погрузить детей в художественный мир поэзии, познакомить с особенностями лирических произведений, вооружить учащихся набором определенных умений и навыков, необходимых для анализа поэтического текста.

автор – художественное произведение – читатель

Сравнение-это сопоставление двух предметов по-сходству.

Оформляется в речи при помощи союзов:

как, точно, словно, будто, как будто,что…..

Точно серебром.

Задание№1

Подберите сравнения к словам. ˆ

деревья зелёные, словно . ˆ

листья жёлтые, как .

облако лёгкое, словно . ˆ

Задание№ 2

Прочитайте слова и дополните строчки.

Точка ( . ) указывает на законченность мысли и в звучании проявляется в значении понижения голоса.

Точка с запятой ( ; ) свидетельствует о частичном завершении мысли.

Двоеточие ( : ) свидетельствует о продолжении мысли.

Тире ( – ) обычно свидетельствует о пропуске слова или что- то уточняет. Перед тире голос повышается, после тире – понижается, чтобы показать завершенность мысли.

Многоточие (. ) свидетельствует о том, что мысль не окончена. При прерывании мысли голос не повышается и не понижается. Голос звучит на одной высоте.

1. Какие картины вы представили, когда слушали стихотворение?

2. Какое чувство, настроение вызвало у вас стихотворение?

3. C каким настроением автор рисует картины? Почему вы

4. Какие слова вам запомнились и показались необычными?

5. Кто открыл для себя что-то новое?

6. Хотелось бы вам еще раз послушать стихотворение?

Метафора – скрытое сравнение.

В саду горит костер рябины красной.

Но никого не может он согреть.

Олицетворение – перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы и явления; наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.

Под пером автора окружающие предметы оживают:

лес молчит, травы шепчутся с ветром, спит земля, солнце смеется и т.д. Такое изобразительное средство называется олице-

Улыбнулись сонные берёзки.

Растрепали шёлковые косы.

рассказов В.Хмельницкого про буквы:

– Я тоже жужжать люблю, – подумала буква Ж. –

И рожки у меня есть.

– Может я жук? – задумалась она.

Но тут вдруг жука накрыли сачком.

– Нет, я не жук, я – буква, – сразу же вспомнила бук-

ва Ж. И обрадовалась. Ведь куда приятнее, когда тебя не

ловят, чтобы в лучшем случае наколоть на булавку, а ста-

раются запомнить. И не просто, а на всю жизнь.


Букве Э нравится воображать себя луком со стрелой,

но без тетивы. Все-таки лук – не какая-то там рогатка.

– А была бы тетива, – мечтает буква Э, – я бы целилась

в одну точку, восклицательные знаки ставила б.

– Но и стрелки иногда промахиваются, – скажете вы.

Что ж, буква Э не возражает.

– В одном случае, – считает она, – я бы ставила знак –


Задание № 1.

Учитель предлагает нарисовать

героев. И что же получается? Вроде бы и буква, но с глазками,

носиком, ручками и ножками. У каждой буквы свое лицо, свой

характер, своя манера поведения, речи. Можно нарисовать

Самая длительная пауза в конце предложения. Дети обозначают ее значком – || .

При знаках препинания дети ставят короткую паузу – | ,

очень короткую – .

Задание 1

Авосик и Небойсик напечатали для вас текст. Прочитайте

Была холодная зима к окну прилетела синичка она

была голодна у окна стояли дети они открыли форточку

синичка влетела в комнату.



– Авосик считает, что в тексте одно предложение. А Небойсик не уверен, сомневается. А что думаете вы, ребята? – спрашивает педагог.

В ходе групповой работы дети определяют количество предложений.

Задание 2

Прочитайте текст в соответствии с расставленными паузами.

Я взял маленькую белочку к себе домой. || Спать она

ложилась в моей шапке. || Больше всего белочка любила

сахар. || За это её прозвали Сластёной.

Задание 3

Прочитайте тексты. Расставьте значками паузы. Приготовь-

те чтение текста в классе.

Ёлка в лесу

Ребята нарядили ёлку в лесу. Петя повесил на ветках

кусочки хлеба. Катюша разложила кусочки сала. Ваня

принёс морковку и кочанчик капусты. Звери и птицы ла-

Задание 4

Прочитайте отрывок из басни И.А. Крылова, соблюдая оста-

новки на знаках пауз.

Всё прошло: || с зимой холодной

Нужда, | голод настаёт; ||

Стрекоза уж не поёт. ||

Всё || прошло: с зимой холодной

Нужда, | голод | настаёт; |

Стрекоза уж не поёт. ||

Со 2 класса будем проводить игру "Буду поэтом". Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме:
… не обижаю
… приглашаю
… угощаю
… играю. или закончить стихотворение : "В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …"

(Учитель из любого столбика читает слово, а дети, кто быстрее найдет его в тексте и продолжит чтение)
• 6. Жужжащее чтение.

Читайте также: